Научная статья на тему 'Дисбаланс права и иных социальных регуляторов в обеспечении упорядоченности общественных отношений'

Дисбаланс права и иных социальных регуляторов в обеспечении упорядоченности общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / мораль / законодательный дисбаланс / социальная регуляция / реализация права / юридическая ответственность / law / the moral / legislative imbalance / social regulation / realization of law / legal responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитин Александр Александрович

Введение: законодательный дисбаланс — это собирательное явление правовой действительности, проявляющееся в разнообразных формах, а также имеющее множество видов и содержательных характеристик. Одним из аспектов содержания данного правового феномена является дисбаланс права и других социальных регуляторов, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению сферы правового регулирования, вовлечению в нее новых групп общественных отношений. Решая определенные проблемы, стоящие перед обществом и государством, такая юридизация новых сфер социальной жизни содержит угрозу наступления негативных последствий. Цель — определить возможные негативные последствия усиления дисбаланса права и неправовых социальных регуляторов в процессе упорядочения общественных отношений. Методологическая основа: совокупность всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов. В работе используются диалектический, системный, функциональный подходы, а также иные методы научного познания. Результаты: приведена авторская позиция относительно нарушения равновесия между правом, моралью и иными социальными регуляторами, обеспечивающими упорядоченность общественных отношений, а также негативных последствий такого дисбаланса. Выводы: современный механизм социальной регуляции характеризуется дисбалансом между правом и неправовыми регуляторами. Избыточная юридизация социальной жизни ведет к ослаблению роли морально-нравственных установок, религиозных догм и других социальных норм. В правовой сфере увеличивается объем нормативного материала, что существенно затрудняет его реализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Imbalance of Law and Other Social Regulators in Ensuring the Order of Public Relations

Background: legislative imbalance is a collective phenomenon of legal reality, mani­fested in various forms, as well as having many types and meaningful characteristics. One of the aspects of the content of this legal phenomenon is the imbalance of law and other social regulators ensuring the order of public relations. Currently, there is a tendency to expand the sphere of legal regulation, to involve new groups of public relations in it. By solving certain problems facing society and the state, such a legitimization of all new spheres of social life contains the threat of negative consequences. Objective — to determine the possible negative consequences of increasing the imbalance of law and non-legal social regulators in the process of streamlining public relations. Metho­dology: a set of universal, general scientific and private scientific methods. First of all, the study uses dialectical, systemic, functional approaches, as well as other methods of scientific cognition. Results: the author’s position is given regarding the imbalance between law, morality and other social regulators that ensure the ordering of public relations, as well as the negative consequences of such an imbalance. Conclusions: the modern mechanism of social regulation is characterized by an imbalance between law and non-law regulators. Excessive legitimization of social life leads to weakening the role of moral attitudes, religious dogmas and other social norms. In the legal sphere, the volume of normative material is increasing, which significantly complicates its implementation.

Текст научной работы на тему «Дисбаланс права и иных социальных регуляторов в обеспечении упорядоченности общественных отношений»

DOI 10.24412/2227-7315-2024-2-17-22 УДК 340.1

А. А. Никитин

ДИСБАЛАНС ПРАВА И ИНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УПОРЯДОЧЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение: законодательный дисбаланс — это собирательное явление правовой действительности, проявляющееся в разнообразных формах, а также имеющее множество видов и содержательных характеристик. Одним из аспектов содержания данного правового феномена является дисбаланс права и других социальных регуляторов, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению сферы правового регулирования, вовлечению в нее новых групп общественных отношений. Решая определенные проблемы, стоящие перед обществом и государством, такая юридизация новых сфер социальной жизни содержит угрозу наступления негативных последствий. Цель — определить возможные негативные последствия усиления дисбаланса права и неправовых социальных регуляторов в процессе упорядочения общественных отношений. Методологическая основа: совокупность всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов. В работе используются диалектический, системный, функциональный подходы, а также иные методы научного познания. Результаты: приведена авторская позиция относительно нарушения равновесия между правом, моралью и иными социальными регуляторами, обеспечивающими упорядоченность общественных отношений, а также негативных последствий такого дисбаланса. Выводы: современный механизм социальной регуляции характеризуется дисбалансом между правом и неправовыми регуляторами. Избыточная юридизация социальной жизни ведет к ослаблению роли морально-нравственных установок, религиозных догм и других социальных норм. В правовой сфере увеличивается объем нормативного материала, что существенно затрудняет его реализацию.

Ключевые слова: право, мораль, законодательный дисбаланс, социальная регуляция, реализация права, юридическая ответственность.

А. А. Nikitin

THE IMBALANCE OF LAW AND OTHER SOCIAL REGULATORS IN ENSURING THE ORDER OF PUBLIC RELATIONS

Background: legislative imbalance is a collective phenomenon of legal reality, manifested in various forms, as well as having many types and meaningful characteristics. One of the aspects of the content of this legal phenomenon is the imbalance of law and other social regulators ensuring the order of public relations. Currently, there is a tendency to expand the sphere of legal regulation, to involve new groups of public relations in it. By solving certain problems facing society and the state, such a legitimization of all new spheres of social life contains the threat of negative consequences. Objective — to determine the possible negative consequences of increasing the imbalance of law and non-legal social regulators in the process of streamlining public relations.

© Никитин Александр Александрович, 2024

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: alexnik-82@mail.ru © Nikitin Aleksandr Aleksandrovich, 2024

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Theory of State and Law (Saratov State Law Academy) 17

Methodology: a set ofuniversal, general scientific and private scientific methods. First ofall, the study uses dialectical, systemic, functional approaches, as well as other methods of scientific cognition. Results: the author's position is given regarding the imbalance between law, morality and other social regulators that ensure the ordering of public relations, as well as the negative consequences of such an imbalance. Conclusions: the modern mechanism of social regulation is characterized by an imbalance between law and non-law regulators. Excessive legitimization of social life leads to weakening the role of moral attitudes, religious dogmas and other social norms. In the legal sphere, the volume of normative material is increasing, which significantly complicates its implementation.

Keywords: law, the moral, legislative imbalance, social regulation, realization of law, legal responsibility.

Современным людям свойственно стремление к обретению равновесия в своей деятельности, жизненного баланса. Это касается самых разных аспектов человеческой жизни: служебной (трудовой) сферы, семейных, дружеских отношений и т.д. Стремление к балансу присуще как отдельным индивидам, так и различным социальным общностям, включая социум в целом. На общественном уровне речь идет уже о поиске равновесия в области экологии, экономики, финансов, культуры, политики и в других социально значимых сферах.

Однако общество, так же как и отдельные люди, постоянно испытывает воздействие множества объективных факторов, часто приводящих к утрате равновесия — дисбалансу. Фактически в развитии любой социальной сферы можно наблюдать цикличную смену состояний баланса и дисбаланса. Не является ° исключением и правовая сфера.

й Несогласованность, неуравновешенность в правовой сфере обозначается тер-

™ мином «законодательный дисбаланс». Как комплексное собирательное явление

01

? правовой действительности законодательный дисбаланс изучен в юриспруден-

| ции недостаточно, хотя в настоящее время научный интерес к данной проблема-

| тике возрастает. Весомый вклад в исследование законодательного дисбаланса

0 с позиции теории государства и права внес доктор юридических наук, профессор, | заслуженный юрист Российской Федерации Иван Николаевич Сенякин.

1 Законодательный дисбаланс обладает различными формами проявления >1 и имеет множество видов. Выделяют внутреннюю и внешнюю формы выражения | законодательного дисбаланса, а с учетом существования в России федеративных I начал — и вертикальную, и горизонтальную формы. С позиции видовой класси-| фикации можно говорить о существовании отраслевого и межотраслевого, фе->§ дерального и регионального законодательного дисбаланса, дисбаланса законов, | подзаконных актов и т.д. [1, с. 14-17]

Л Весьма многообразны причины законодательного дисбаланса и его содержа! тельные характеристики. В качестве последних называют несогласованность, § асимметричность, противоречивость, тавтологичность действующего законо-

со

дательства, несовершенство юридической техники и др. [2, с. 274]. Представляется, что одним из аспектов законодательного дисбаланса является отсутствие равновесия между правом и другими социальными регуляторами в процессе упорядочения общественных отношений.

Взаимодействие права и других социальных регуляторов — вопрос, имеющий 18 не только теоретическое, но и практическое значение. Реализация отдельных

законодательных актов может наглядно продемонстрировать, что возлагать большие надежды исключительно на правовые нормы в определенном «регулятивном вакууме» без поддержки морально-нравственных установок, религиозных догм, а также иных социальных норм не всегда оправданно. Поэтому совершенствование и развитие законодательства, включая распространение его действия на новые сферы общественных отношений, должно осуществляться параллельно с укреплением иных социальных регуляторов, применимых в соответствующей области социальных отношений. Наиболее универсальным из таких неправовых регуляторов является мораль.

Необходимость взаимодействия права и морали в процессе упорядочения отношений в социуме обусловлена тем, что «продолжительное время правовой и моральный регуляторы существовали в неразделенном виде, поэтому "родственные связи" не могут быть разорваны» [3, с. 103]. Отсечение морали и права друг от друга, их «разведение» может привести к сбою во всем механизме социальной регуляции [4, с. 114]. Следует добавить, что не допустить нарушение баланса права и морали в обществе столь же важно, как и предупредить их «разведение».

В настоящее время сфера действия права стремительно расширяется, так как в нее вовлекаются те области общественных отношений, в которых ранее действовали мораль и другие социальные регуляторы. В теории права выделяется ряд свойств, которыми должны обладать общественные отношения для того, чтобы стать предметом правового регулирования. Наиболее важными представляются: восприимчивость определенных отношений к регулятивному воздействию правовых норм и значимость соответствующих отношений для общества и государства, а также необходимость контроля с их стороны в данной сфере. н

Нормы права обладают наивысшим уровнем государственного обеспечения С по сравнению со всеми другими разновидностями социальных норм. Правовые т нормы устанавливаются или санкционируются государством, охраняются к им от нарушений, а их реализация обеспечивается возможностью применения г государственного принуждения [5, с. 273]. В связи с этим закономерно, что го- д сударство использует правовые нормы для регулирования наиболее значимых т для себя или общества в целом отношений. Но означает ли это, что расширение н сферы правового регулирования в настоящее время связано с увеличением | ценности соответствующих социальных отношений? Полагаем, что нет. В боль- д шинстве случаев значимость определенных общественных отношений сохра- с няется на прежнем уровне, а вовлечение их в сферу правового регулирования I

а

обусловлено двумя противоречивыми тенденциями. Д

Во-первых, укрепление самого института государства, увеличение числа его и функций и расширение их содержания. Данную тенденцию можно считать поло- № жительной, поскольку современное государство стремится обеспечить развитие 1 общества, социальных групп, отдельных людей в тех сферах, на которые 50-100 лет 5 назад оно не могло обратить внимание из-за нехватки ресурсов. Поэтому в число 4 приоритетных направлений современной государственной правовой политики включаются вопросы экологии, культуры, образования, здоровья населения, поддержки семей и другие вопросы, ранее находившиеся за ее пределами.

Во-вторых, существенное ослабление неправовых социальных регуляторов, таких как религия, мораль и других, которые обеспечивали упорядоченность общественных отношений в обозначенных сферах. Эта тенденция является негативной, 19

поскольку влечет нарушение порядка, хаотизацию в определенной сфере социальных отношений, что в конечном итоге привлекает внимание государства к ней. Для решения данной проблемы можно разработать систему мер, направленных на усиление соответствующего социального регулятора (морали, религии и т.п.), его роли в обеспечении упорядоченности отношений в определенной сфере. Этот процесс весьма ресурсоемок и длителен. Другой путь, кажущийся более простым и оперативным, — принятие определенного закона или иного нормативного правового акта и вовлечение соответствующих отношений в сферу правового регулирования. Однако при видимой «простоте» описанный путь несет в себе ряд скрытых угроз.

Прежде всего необходимо обратить внимание, что перевод определенных общественных отношений «под крыло» юридических норм влечет еще большее ослабление морали или иного ранее действовавшего социального регулятора. Теперь людям следует соотносить свое поведение с предписаниями правовых норм, а морально-нравственные или религиозные установки, действующие в данной сфере, забываются. Однако юридические нормы не всегда способны адекватно воспроизвести то, что заключено в морально-нравственных установках, религиозных догмах или иных социальных нормах.

Еще одной угрозой является высокая степень формализации права относительно морали и других социальных регуляторов. Реализация правовых норм носит процедурный характер, предполагающий необходимость установления некоторых процедурных положений наряду с основным правилом поведения. Может сложиться впечатление, что сформулированные и закрепленные в юридической норме запреты, обязанности, права будут соблюдены, исполнены или ° использованы. Между тем соблюдение, исполнение и использование — это беспре-й пятственные [6, с. 189] или непосредственные [7, с. 117] формы реализации права, ™ рядом с которыми всегда находится правоприменение. В беспрепятственных (не? посредственных) формах нормы права реализуются в бесконфликтных условиях, | тогда как применение норм необходимо при возникновении конфликтов. В таком Ц случае велика вероятность, что именно возникновение или усиление конфликтов

0 в определенной сфере заставило ввести в ней правовое регулирование. Следо-| вательно, нужно быть изначально готовым к разработке и принятию не только

1 материальных, но и процессуальных норм, регламентирующих правопримени->1 тельную деятельность, что приведет к увеличению нормативного материала.

| Угрозой еще большего увеличения нормативного материала и, как следствие,

I усложнения его использования выступает богатство правовой действительности | различного рода юридическими конструкциями, такими как технико-юриди->1 ческие и теоретико-юридические конструкции нормативно-правового акта [8, | с. 695-696]. В связи с этим принимаемые нормы, регулирующие вновь вовлечен! ные в правовую сферу общественные отношения, должны быть вписаны в суще! ствующую юридическую конструкцию либо специально для них разработанную. § Наглядным примером является дисбаланс позитивной и негативной ответ-

со

ственности. Концепция позитивной ответственности менее разработана в науке и ее противники полагают, что это скорее не юридическая, а общественная моральная категория, связанная с чувством долга, моральной обязанностью, правовым и общественным сознанием и т.д. [9, с. 129-130] Не вдаваясь в существо дискуссии, отметим, что позитивная ответственность тесно связана с морально-нравствен-20 ными установками индивида и носит менее формализованный характер, чем нега-

тивная. В качестве примера приведем приказы руководителей государственных органов, в которых указывается, на кого возлагается контроль за их исполнением. В частности, в п. 10 приказа Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов»1 устанавливается, что контроль за исполнением данного приказа возлагается на заместителей Генерального прокурора по направлениям деятельности. Они несут позитивную ответственность за надлежащую организацию деятельности органов прокуратуры по обеспечению исполнения законодательства о несовершеннолетних и соблюдения их прав в соответствии с названным приказом. Безусловно, такая ответственность обеспечивается возможностью применения к указанным лицам санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (носят достаточно общий характер), но в большей мере она связана с чувством служебного долга, осознанием значимости данного направления деятельности. Это положительный пример взаимодействия права и морали.

Однако в последнее время законодатель все чаще идет по пути закрепления правовых запретов или юридических обязанностей и установления негативной юридической ответственности за нарушение соответствующих норм. В этой ситуации, помимо создания запрещающих или обязывающих норм, необходима разработка конструкции конкретного состава правонарушения, а в отдельных случаях — процессуальных норм, определяющих специфику привлечения к ответственности по данному составу.

Еще одним примером является ст. 67.1 Конституции РФ и другие положения, включенные в Основной Закон в 2020 г. и посвященные защите в Российской Федерации традиционных духовно-нравственных ценностей. Необходимость их принятия обусловлена тем, что основные регуляторы данной сферы — религия и мораль перестали справляться с функциями предупреждения и устранения конфликтов, приведения общественных отношений в упорядоченное состояние. Включение соответствующих положений в Конституцию России могло бы дать толчок к разработке и реализации мер по усилению названных регуляторов, однако государство пошло по пути дальнейшей юридизации данных отношений.

Так, для обеспечения реализации данных конституционных положений Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской православной церкви ведется работа над проектом федерального закона «О традиционных духовно-нравственных ценностях»2. Представляется, что разработка указанного закона может формализовать данную сферу отношений, например излишне конкретизировав круг традиционных духовно-нравственных ценностей, подлежащих охране. Вполне обоснованными видятся и опасения, что с принятием данного закона мораль и религия еще больше ослабят свои позиции в этой сфере.

Таким образом, избыточное правовое регулирование часто влечет дисбаланс права и иных социальных регуляторов. Наиболее очевидным проявлением такого

1 См.: Законность. 2022. № 2.

2 См.: Донская духовная семинария приняла участие во Всероссийской научно-теоретической конференции «Традиционные духовно-нравственные ценности и права человека в эпоху цифровизации и искусственного интеллекта». URL: https: //rostoveparhia.ru/eparkhija-segodnja/ eparkhialnye-otdely/donskaja-duhovnaja-seminarija/aktualno-donskaya-dukhovnaya-seminariya-prinyala-uchastie-vo-vserossiyskoy-nauchno-teoreticheskoy-ko/ (дата обращения: 15.03.2024). 21

дисбаланса является увеличение объема нормативного материала, затрудняющее работу с ним, его применение и реализацию. Вследствие этого возникают и усиливаются другие проявления законодательного дисбаланса: несогласованность положений отдельных правовых норм или нормативных правовых актов, прямые противоречия правовых предписаний, дублирование и др.

При определении необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений следует уделять больше внимания их восприимчивости к воздействию правовых норм. Данная характеристика имеет широкую шкалу измерения, но пределы, в которых правовые нормы будут наиболее эффективны, ограничены.

Библиографический список

1. Законодательный дисбаланс / [И. Н. Сенякин, А. А. Фомин, А. А. Никитин и др.]; под ред. И. Н. Сенякина. Саратов: Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2013. 720 с.

2. СенякинИ.Н. Дисбаланс юридической ответственности (технико-культурная детерминация и причины) // Юридическая техника. 2016. № 10. С. 274-281.

3. Цыбулевская О. И. Правовое пространство в аспекте взаимодействия социальных регуляторов // Правовая культура. 2023. № 1(52). С. 102-104.

4. Цыбулевская О. И. Вектор сближения права и морали в меняющемся мире: философский и правовой аспекты // Государственно-правовые исследования. 2020. № 3. С. 113-118.

5. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2003. 512 с.

6. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. 250 с.

g 7. Белянская О. В. Сущность и основные формы реализации права // Правовая поли-

? тика и правовая жизнь. 2008. № 3. С. 116-122.

а 8. Сенякин И. Н. Роль юридических конструкций в устранении дисбаланса норматив-

™ ных правовых актов // Юридическая техника. 2013. № 7-2. С. 693-700.

9. Сенякин И. Н. Дисбаланс юридической ответственности в законодательстве Рос-| сийской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии.

1 2015. № 4. С. 127-138.

га JS

О

References

! 1. Legislative Imbalance / [I. N. Senyakin, A. A. Fomin, A. A. Nikitin, etc.]; edited by I. N. Se-

2 nyakin; Saratov State Law Academy. Saratov: Publishing house of the Saratov State Law Aca! demy, 2013. 720 p.

Ж 2. Senyakin I. N. Imbalance of Legal Responsibility (Technical and Cultural Determination

! and Causes) // Legal Technique. 2016. No. 10. P. 274-281.

& 3. Tsybulevskaya O. I. The Legal Space in the Aspect of Interaction of Social Regulators //

I Legal Culture. 2023. No. 1(52). P. 102-104.

» 4. Tsybulevskaya O. I. Vector of Convergence of Law and Morality in a Changing World: Phi-

ls. losophical and Legal Aspects // State-legal research. 2020. No. 3. P. 113-118. ^ 5. Matuzov N. I., Malko A. V. Theory of State and Law: textbook. M.: Jurist, 2003. 512 p.

ï 6. Malko A. V. Incentives and Restrictions in Law. 2nd ed., reprint. and suppl. M.: Jurist, 2003.

% 250 p.

7. Belyanskaya O. V. The Essence and Main Forms of Realization of Law // Legal Policy and Legal Life. 2008. No. 3. P. 116-122.

8. Senyakin I. N. The Role of Legal Structures in Eliminating the Imbalance of Normative Legal Acts // Legal Technique. 2013. No. 7-2. P. 693-700.

9. Senyakin I. N. Imbalance of Legal Responsibility in the Legislation of the Russian Federa-22 tion // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2015. No. 4. P. 127-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.