дательного закрепления персонифицированных мер административного взыскания в отношении государственного служащего, нарушающего права граждан. Недостаточная информированность граждан о фактах привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей, поскольку ее ведомственный характер не только подрывает авторитет власти, но и негативно воздействует на умы людей, формируя тем самым сомнение ко всем институтам гражданского сообщества. В связи с этим актуальны вопросы о совершенствовании механизма ответственности, суть которых сводится к отсутствию определения должностного лица в административном законодательстве и «размыванию» норм об административной ответственности при сравнении Кодекса РФ об административных правонарушениях и других нормативных актов. Решение этих вопросов, на наш взгляд, состоит в принятии нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, который бы верно устанавливал общие взгляды применения административной ответственности на территории России.
Литература
1. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1.
3. Кизилов В. В. Неправомерные действия должностных лиц. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2008. 374 с.
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г.
5. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
6. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: учебник. М.: Юрайт, 2017. 468 с.
DOI: 10.35854/2219-6242-2019-3-94-99 УДК 340.12
Ф. Д. Рахимов
Правовое и неправовое регулирование общественных отношений
F. D. Rakhimov. The Legal and Non-Legal Regulation of Social Relations
В статье проведен анализ правового и неправового регулирования общественных отношений. Выявлены различия между ними и принципы их взаимодействия. Рассмотрены определения таких наиболее важ-
The article is devoted to the comprehensive analysis of the legal and non-legal regulation of public relations. There are offered to consideration the definitions of most important social regulators, such as: right, morality,
Фирдавс Давлаталиевич Рахимов — аспирант кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. © Рахимов Ф. Д., 2019
ных социальных регуляторов, как право, нравственность, обычай, традиции, ритуалы и обряды. Показаны общие признаки и характерные черты правовых и неправовых регуляторов, а также их место в структуре общественного регулирования.
Ключевые слова: социальное регулирование, общественные отношения, социальные нормы, правовые нормы, неправовые нормы, мораль, нравственность, ритуалы, обычаи, традиции, обряды.
Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр. д. 44а; (812) 451-19-10; [email protected].
rituals, customs, traditions and ceremonies. The differences and the principles of interaction are defined. An attempt is made to designate common features and traits between legal and-legal regulators, and also their role in the system of the social regulation.
Keywords: social regulation, public relations, social norms, law, morality, rituals, customs, traditions, ceremonies.
Contact Details: Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 451-19-10; [email protected].
Взаимодействие правовых и неправовых норм в социальном регулировании, характер их влияния на общественные отношения является объектом внимания научных деятелей в различных сферах (философов, юристов, социологов, политологов и др.) на протяжении многих лет. В разграничении правовых и неправовых норм можно обнаружить наиболее корректный подход для выявления сущности права. Противопоставление указанных явлений имеет цель устранения вмешательства государства в личную жизнь индивида. Тем не менее сближение правовых и неправовых норм — это закономерное оправдание права путем прикрытия его, порой жесткого и принудительного характера, соображениями нравственности и/или иными неправовыми инструментами.
На протяжении жизни человек нередко сталкивается с вопросом о том, как правильно поступить в той или иной ситуации. Ситуации могут быть различными, начиная от выбора модели поведения на работе, заканчивая домом, кругом друзей, семьей. Иными словами, на той или иной стадии личностного развития человек сталкивается с необходимостью согласования собственных поступков с интересами общества, государства, других людей. В большинстве случаев ответы на эти вопросы находятся в сложившихся в обществе социальных нормах, которые представляют собой опыт, накопленный многими поколениями. Наиболее яркими примерами социальных норм являются правовые, моральные, религиозные, ритуалы, обычаи, традиции, обряды и др.
Важнейшая функция как правовых, так и неправовых норм — влияние на общественные отношения. В качестве их главного назначения усматривается обеспечение интересов общества, социальных групп и/или индивидов путем целенаправленного воздействия на поведение субъектов общественных отношений. Участвуя в формировании правосознания субъектов общества, духовного мира личности, ценностной структуры сознания и морально осознанного поведения, право, нравственность, ритуал, обычай обряд выступают в качестве значимых регуляторов общественных отношений.
В контексте темы нашего исследования целесообразно дать определение социальной нормы. К ней относятся правила поведения, закрепленные на общественном уровне и имеющие влияние на те или иные сферы жизнедеятельности субъектов общества. Социальные нормы зарождаются в процессе исторического развития и функционирования того или иного общества, обусловлены его потребностями в социальном регулировании. Возникая на той или иной стадии развития общества, социальные нормы, как правило, соответствуют уровню его социально-экономического развития. Главной целью социальных норм, независимо от их характера
и времени возникновения, является регулирование поведения индивидов и их групп, определяя должное, допустимое — «правильное» поведение человека. Иными словами, социальные нормы — это стандарты деятельности и образцы поведения, основная функция которых — воздействие на поведение субъектов общества с целью обеспечения упорядоченности, устойчивости и стабильности взаимодействия субъектов общественных отношений. Отсутствие социальных норм предполагает невозможность существования социальной жизни, а также функционирования таких сложных образований, как государство и общество.
Социальное регулирование, соответственно, представляет собой процесс регулирования общественных отношений посредством вышеуказанных норм. Необходимость в социальном регулировании также объясняется объективными закономерностями общественного развития. Известно, что и человек (или группа людей) свободен в своем выборе (свобода воли) и руководствуется, как правило, объективными обстоятельствами, в которых он находится в момент принятия решения (момент выбора модели поведения). Следовательно, образуется множество исходов в типичных ситуациях, что в свою очередь порождает необходимость оказывать влияние на поведение субъектов общества с целью приведения их в соответствие с интересами социума, государства. Регулирование общественных отношений — сложный процесс, и его осуществление возможно эффективным взаимодействием нескольких средств и методов [1, с. 4].
В качестве одного из таких средств, методов выступает право. Известная цитата немецкого философа И. Канта: «Юристы все еще ищут определение права» [2, с. 549] остается актуальной и в наши дни, поскольку по-прежнему отсутствует определение, позволяющее сформировать точное понимание права. В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона дано следующее определение права: «Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения в обществе» [3, с. 870]. Оно не дает четкого понимания сущности права, а лишь указывает на общие очертания его содержания. Таким образом, вопрос о сущности права, его происхождении и основ остается в науке одной из нерешенных проблем.
Важным свойством права считается государственность, так как право устанавливается органами последнего. Нормативные акты, издаваемые соответственно компетенции того или иного государственного органа, содержат нормы права [4, с. 211-218]. Нормы-правила поведения общего характера, имеющие влияние на социальное регулирование, составляют основу права. Характерная черта последнего — неперсонифицированность, неконкретность и общность [5, с. 159-162]. Это объясняется тем, что право не имеет индивидуального адресата, поскольку оно регулирует ряд сходных ситуаций и его действие распространяется на общество в целом или на его часть, если последние находятся в определенных условиях и в определенном качестве.
Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания и является общественно необходимым методом влияния на поведение человека во всех областях жизнедеятельности, включая труд, быт, взаимоотношения. Самый распространенный подход осмысления нравственности трактуется как способ регуляции поведения людей. Согласно позиции Т. Гоббса, в противоположность спонтанным и эгоистическим устремлениям естественного человека утверждается нравственность, цель которой — обеспечение мира и стабильности во взаимоотношениях людей, а также мораль сливается с позитивным правом, поскольку развивается в обществе как социальный институт [6, с. 367-404].
Выдающийся отечественный философ В. С. Соловьев утверждал: «Право есть низший предел, некоторый минимум нравственности, для всех обязательный»
[7, с. 62]. Конечность нравственных ценностей и категоричность нравственных регулятивов — важная и характерная черта нравственности. Целью стремления людей к соблюдению нравственных принципов является не что иное, как следование им, т. е. принципы нравственности самоценны. Это и есть высшая, финальная цель и нет никаких других целей, которых люди хотели бы достичь, следуя принципам нравственности. Достижение какой-либо иной цели не представляется целесообразным [8, с. 159].
Право и нравственность нельзя разграничить в процессе регулирования общественных отношений, учитывая тесную взаимосвязь данных категорий. Эти два явления дополняют, взаимообусловливают и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений, что свидетельствует об их глубоком взаимопроникновении. Исходя из того, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, равенства людей и справедливости, можно определить объективную обусловленность такого взаимодействия [9, с. 215-219]. Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что законы правового государства воплощают в себе высшие моральные принципы и требования современного общества.
Нормы морали в большинстве случаев служат неким ориентиром при установлении норм права. Иными словами, нормы права — это моральные правила и принципы, облеченные в форму закона. По мере развития общества и его потребностей люди пришли к необходимости придания нормам морали формы закона, поскольку, осознавая незначительность потенциального наказания (общественное порицание), некоторые граждане не стремились к соблюдению норм морали. В отличие от норм морали, закон содержит общеобязательные элементы правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Это означает, что гражданина, отказывающегося соблюдать установленные законом требования, неотвратимо ожидает определенное наказание (санкция).
В качестве первого семиотического процесса, по мнению Н. Б. Мечковской, представляется именно ритуальное действие. Она считала, что для выражения покорности и подчинения в обществе себе подобных, а также для определения и обозначения поведения людей разработаны некоторые из древнейших ритуалов [10, с. 278-283]. Ритуал, совершаемый в рамках того или иного общества, представляет собой особый тип поведения и выступает важным элементом взаимодействия субъектов общества, имеющим воздействие различной степени эффективности на те или иные сферы общественной жизни.
Обычаи, как и другие социальные нормы, возникают и развиваются естественным путем, в процессе исторического развития общества. Они воспринимаются его субъектами как устоявшиеся и наиболее приемлемые, правильные варианты поведения и формируются обществом независимо от государства. Субъект общественных отношений действует в своих интересах и, сохраняя за собой право выбора модели поведения, не дает поведенческому образцу преобразоваться в правило поведения. Такому преобразованию служит долгое следование поведенческому образцу, в результате которого «образец» становится привычкой людей, нормой поведения. Обычаями можно назвать основанные на устоявшихся образцах поведения, более простые способы регулирования общественных отношений. Несоблюдение обычаев в редких случаях влечет наложение санкций различной степени тяжести, например: общественное порицание, выдворение из коллектива, неполучение какого-либо статуса. В основном соблюдение обычаев обеспечивается силой привычки субъектов.
В ряде случаев обычаи приобретают форму традиций. Традиции — передаваемые из поколения в поколение, исторически сложившиеся элементы социального и культурного наследия [11, с. 15]. Чаще всего соблюдаемые традиции не
осознаются субъектом в полной мере. В качестве наиболее ярких примеров можно выделить правила поведения в различных кругах (семьи, друзей, коллег); условия и время трапезы, сна.
Традиция, возникшая в определенном обществе, по специальному поводу и в определенное время, именуется обрядом. Обряды — заключающиеся в символических действиях правила поведения [12, с. 3-10]. При проведении сравнительного анализа ритуала и обряда следует отметить, что ритуал в общем плане затрагивает индивидуальную сферу жизни субъекта общества, а обряд — коллективную. В числе примеров обряда — прием почитаемого гостя в доме, посвящение индивида в то или иное общество. Обряды, по мнению А. К. Байбу-рина, имеют более значимый статус и обладают более высокой степенью обязательности, в то время как низшей — обычаи [12, с. 17]. Таким образом, обряды обязывают субъектов общества выполнять действия публичного характера, имеющих значение различной степени важности.
Итак, на основании изложенного выше целесообразно сделать вывод о том, что с давних времен человек стремился к устранению беспорядка и хаоса, упорядочению взаимоотношений и выявлению наиболее оптимальных вариантов взаимодействия. Осуществлялось это путем установления общепринятых, обязательных для субъектов общества норм. Устанавливаемые нормы всегда соответствуют уровню социально-экономического развития определенного общества, обусловлены его целями, задачами и интересами в зависимости от обстоятельств на том или ином этапе исторического развития соответствующего общества. Оно на любом этапе своего развития нуждается в механизме, оказывающем влияние на его членов, способствующем стабилизации порядка, упорядочению взаимоотношений, безопасному и соответствующему интересам общества развитию. Таким механизмом служит социальное регулирование, которое влияет на поведение индивидов в соответствии с интересами общества, поддерживая социальную направленность и организованность.
Структура социального регулирования состоит из ряда элементов. Среди них — различные нормы и правила, которыми руководствуются в жизнедеятельности практически все субъекты общественных отношений. В числе норм, оказывающих в той или иной степени значимое влияние на общественные отношения, можно выделить нормы права, моральные нормы, обряды, обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы и др. При этом право проникает преимущественно в значимые, жизненно важные сферы общественных отношений, со временем охватывая все больший спектр социальных связей. В то же время нравственность пронизывает практически все многообразие взаимоотношений в социуме, при этом закрепляется в абсолютном большинстве правовых норм [13, с. 3]. Исходя из этого, можно утверждать, что праву и нравственности принадлежит особая роль в системе регулирования общественных отношений.
Важное место в формировании, развитии и упорядочении общественных отношений занимают неправовые регуляторы, существовавшие еще до возникновения права и государства. Таким образом, ритуалы, обычаи, традиции и обряды выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в обширную систему социального регулирования, основной функцией которых является целенаправленное воздействие на общественные отношения, в том числе на их развитие и преобразование.
В процессе регулирования общественных отношений правовые и неправовые нормы системно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Требования общественной морали учитываются при разработке нормативных правовых актов в государстве. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при
определении юридических мер к моральным нормам. Важнейшими ценностями в социуме наряду с жизнью и здоровьем людей признаются нравственность и общественная нравственность, культурное наследие, исторические сложившиеся и устоявшиеся правила, которые государство и общество стремится защитить при помощи юридических и не только средств. Следовательно, развитие государства возможно лишь при эффективном взаимодействии правовых и неправовых норм. Вопросы, связанные с анализом правовых и неправовых норм в контексте социального регулирования, нуждаются в дальнейшем комплексном исследовании.
Литература
1. Бобнева М. И., Шорохова Е. В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. 339 с.
2. Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1999. 640 с.
3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб.: Типолитогр. И. А. Ефрона, 1898. т. ХХ^а. 958 с.
4. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. 11-е изд. М.: Омега-Л, 2017. 607 с.
5. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. М.: Юрайт, 2016. 458 с.
6. Гоббс Т. Левиафан. Гл. XXVI. М.: Мысль, 2001. 828 с.
7. Соловьев В.С. Оправдание добра. М.: Юрайт, 2019. 468 с.
8. Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник. Белгород: Изд-во Белгородского гос. ун-та, 2007. 290 с.
9. Кулапов В. Л. Теория государства и права: учебник. Саратов: Изд-во Саратовской гос. академии права, 2011. 486 с.
10. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. 3-е изд. М.: Академия, 2007. 391 с.
11. Яговдик Е. В. Трансформации ритуала в культурно-эволюционном процессе (фило-софско-культурологический анализ): дис. ... канд. филос. наук. Белгород: Белгородский гос. технологический ун-т, 2005. 134 с.
12. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 252 с.
13. Шидловская Т. Ю. Соотношение права и морали в правотворческом процессе. На примере Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД РФ, 2005. 220 с.