УДК 94(4)"1941/1945":341.7б
В. Д. Ермаков
Дипломатия стран антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.
В статье речь идет о дипломатических отношениях СССР с союзниками в годы Великой Отечественной войны, о Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях и их решениях.
Ключевые слова: Тегеран, Ялта, Потсдам, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., дипломатические отношения, страны Антигитлеровской коалиции
Vladimir D. Ermakov
Diplomacy of the allies during Great Patriotic War, 1941-1945
The article goes on diplomatic relations of the USSR with the allies during Great Patriotic War, about Tehran, Yalta and Potsdam conferences and their solutions.
Keywords: Tehran, Yalta, Potsdam, Great Patriotic War of 1941-1945, diplomatic relations, countries of AntiHitler Coalition
22 июня 1941 г. - одна из самых печальных и трагических дат в истории российского государства. Крупномасштабное вероломное вторжение немецко-фашистских войск на территорию СССР поставило страну на грань катастрофы.
В день начала новой фашистской агрессии премьер-министр Великобритании У. Черчилль, выступая в британском парламенте, заявил: «Никто не был более упорным противником коммунизма, чем я... но сейчас все это отступает на второй план перед лицом разворачивающихся событий. Опасность, угрожающая России, - это опасность, угрожающая нам и Соединенным Штатам, точно так же как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и свой дом, - это дело свободных людей и свободных народов во всех частях земного шара». 24 июня о своей готовности оказать помощь СССР заявил президент США Ф Рузвельт. Учитывая то обстоятельство, что Великобритания, в отличие от Соединенных Штатов, уже находилась в состоянии войны с Германией, советское правительство предложило ее руководству как можно быстрее заключить соглашение о совместных действиях.
12 июля 1941 г. Советско-британское соглашение о совместной борьбе с гитлеровской Германией было подписано. Оно обязывало обе стороны оказывать друг другу помощь и поддержку в войне против Германии, а также не вести переговоры и не заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия. Советское правительство обратилось к руководству Великобритании с предложением об открытии фронта на севере Франции, что отвечало бы интересам обеих стран, однако
правительство У. Черчилля отклонило предложение СССР, сославшись на ряд технических трудностей.
Для пресечения деятельности гитлеровских агентов в Иране Советский Союз и Великобритания 25 августа 1941 г. ввели на территорию этой страны свои войска. При этом СССР действовал на основании советско-иранского договора 1921 г. Иранского шаха Резу Пехлеви сменил на троне его сын Мухаммед Реза Пехлеви, заключивший договор о союзе с Англией и Советским Союзом и взявший на себя обязательства по обеспечению провоза через территорию Ирана грузов, предназначенных для СССР.
После посещения Москвы в конце июля -начале августа 1941 г. советником президента США Г. Гопкинсом, изменившим взгляд официальных лиц Соединенных Штатов и Великобритании на боеспособность Красной армии, 2 августа правительство США заявило о своем решении оказать экономическую и военную помощь Советскому Союзу. Обязалось увеличить объем военных поставок в СССР и правительство Великобритании, подписавшее 16 августа соглашение о товарообороте и кредите, предоставив нашей стране трехпроцентный заем на сумму 10 млн фунтов стерлингов.
Встретившись в августе 1941 г. у о. Ньюфаундленд (Канада), У. Черчилль и Ф. Рузвельт подписали на борту английского линкора «Принц Уэльский» - «Атлантическую хартию» - важный исторический документ, в котором они изложили официальные цели США и Великобритании в войне, призвали к созданию Антигитлеровской коалиции, сформировали ее демократические и антифашистские принципы. Советское прави-
32
Вестник СПбГУКИ • № 2 (23) июнь • 2015
Дипломатия стран антигитлеровской коали ции в годы Великой Отечественной войны...
тельство согласилось с главными положениями «Атлантической хартии», что сделало возможным созыв 1-й конференции союзников, открывшейся в Лондоне 24 сентября 1941 г., где к «Атлантической хартии» присоединились СССР и несколько других государств. Работавшая в Москве с 29 сентября по 1 октября 1941 г. англо-советско-американская конференция определила объем и условия поставок оружия и военных материалов Советскому Союзу.
Великобритания и США обязались поставить в Советский Союз более 3 500 самолетов, 4 500 танков и другое вооружение, а СССР, в свою очередь, снабжать своих союзников стратегическим сырьем. После распространения на Советский Союз 7 ноября 1941 г. закона о ленд-лизе и предоставлении СССР беспроцентного кредита на сумму 1 млрд долларов, в нашу страну через Северный Ледовитый океан в Мурманск и Архангельск, а также через Иран и Владивосток стало поступать американское и английское оружие, снаряжение и продовольствие.
После вступления США в декабре 1941 г. во Вторую мировую войну ресурсы антигитлеровской коалиции значительно возросли. Большая часть государств мира выступила на стороне Великобритании, США и СССР. 1 января 1942 г. 26 государств подписали в Вашингтоне совместную Декларацию Объединенных Наций. Присоединившись к целям и принципам «Атлантической хартии», они обязались использовать все свои ресурсы против фашистских государств, тесно сотрудничать друг с другом и не заключать сепаратного мира или перемирия. Страны, подписавшие Декларацию и присоединившиеся к ним впоследствии, стали называться «Объединенными нациями».
В мае-июне 1942 г. состоялся визит наркома иностранных дел Советского Союза В. Молотова в Лондон и Вашингтон, который закончился подписанием 26 мая англо-советского договора «О союзе в войне против гитлеровской германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны», а также советско-американского соглашения «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». В сущности, эти соглашения завершили оформление союза СССР, США и Великобритании, направленного против фашистских государств.
В ходе переговоров глава советской делегации настаивал на скорейшем открытии второго фронта в Европе, однако правительства Великобритании и США, пообещав открыть второй фронт в 1942 г., свое обещание не сдержали, как, собственно говоря, и в 1943 г. Вместо операции в Европе, У. Черчилль и Ф. Рузвельт решили про-
вести высадку англо-американских войск в Северной Африке и, ссылаясь на большие потери, резко сократили при этом поставку военных грузов в СССР через Северный Ледовитый океан.
Успехи стран Антигитлеровской коалиции на фронтах и начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны привели к тому, что
Декларацию Объединенных Наций подписали несколько ранее нейтральных государств: Мексика, Бразилия, Иран, Ирак, Боливия и Колумбия. К концу 1943 г. в рядах стран Антигитлеровской коалиции находилось 32 государства. Осенью 1943 г. возникла необходимость более тесной координации усилий стран Антигитлеровской коалиции для закрепления происшедшего перелома в войне. После победы советских войск под Курском руководители США и Великобритании стали отдавать себе отчет в том, что Советский Союз может один разгромить Германию. Откладывать открытие второго фронта в Европе становилось для западной демократии невыгодным. В августе 1943 г. американская делегация на очередной встрече лидеров США и Англии в Квебеке заявила, что было бы «крайне опасно, если Германия будет побеждена силами Советского Союза».
Назрела необходимость встречи «Большой тройки» на высшем уровне, тем более что улучшение отношений между великими державами сопровождалось появлением новых проблем, связанных с продвижением советских войск к границам Европы. Обострились противоречия в связи с положением в Польше и Франции, освобождение которых было не за горами. Польское эмигрантское правительство, хотя и заключило с СССР договор о взаимной помощи в войне против Германии, вело по отношению к нашей стране недружественную политику. Оно категорически отказывалось признавать новые границы Советского Союза, образованные после сентября 1939 г., запретило советскому командованию использовать на фронте, сформированную на территории СССР, польскую армию генерала В. Андерса и потребовало вывести ее за пределы Советского Союза. Вскоре эта армия была направлена через территорию Ирана в Палестину, где прошла соответствующую подготовку и приняла участие в освобождении Италии. Разрешив выезд армии В. Андерса за границу, советское правительство в апреле 1943 г. разорвало дипломатические отношения с польским эмигрантским правительством и приступило к формированию воинских частей из числа поляков, находившихся на территории СССР под эгидой контролируемого коммунистами «Союза польских патриотов». Это, естественно, вызвало недовольство союзников.
33
В. Д. Ермаков
Значительные разногласия существовали и по отношению к деятельности генерала де Голля. Не слишком доверяя ему, Рузвельт и Черчилль заставили де Голля и генерала А. Жиро стать совместными президентами Французского Комитета Национального Освобождения (ФКНО), созданного в июне 1943 г. и объявившего себя центральной французской властью, но вплоть до августа 1943 г. не признавали за ФКНО функции французского правительства. Лишь после ухода по настоянию СССР А. Жиро в отставку, США и Великобритания признали ФКНО, но только Советский Союз считал его законным представителем Французской республики и руководителем всех французских патриотов.
В октябре 1943 г. в Москве начала работу конференция министров иностранных дел «Большой тройки» (В. Молотов, К. Хелл, А. Иден). Среди рассмотренных на конференции вопросов самым важным был вопрос о дате открытия второго фронта в Европе, а также о времени и месте встречи лидеров «Большой тройки». После длительных переговоров и согласований было принято решение провести встречу глав «Большой тройки» в Тегеране в ноябре-декабре 1943 г., что более чем устраивало советское руководство.
Первое заседание конференции глав правительств СССР, США и Великобритании 28 ноября 1943 г. открыл Ф. Рузвельт: «Как самый молодой из присутствующих здесь глав правительств, я хотел бы позволить себе высказаться первым. Я хочу заверить членов новой семьи - собравшихся за этим столом членов настоящей конференции - в том, что мы все собрались здесь с одной целью, с целью выиграть войну как можно скорее»1.
Участники Тегеранской конференции, на которой впервые встретились Ф. Рузвельт, У. Черчилль и И. Сталин, главное внимание уделили вопросу об открытии второго фронта в Европе и согласованию дальнейших военных действий. В который уже раз У. Черчилль, несмотря на достигнутые договоренности и обещания, пытался уклониться от точной даты высадки союзного десанта на территории Франции и вновь отстоять план проведения ряда операций на Балканах. Советская делегация против планов Черчилля решительно возражала. Благодаря тому, что Рузвельт по существу поддержал Сталина, было принято совместное решение о том, что операция «Оверлорд», предполагающая высадку союзных войск в Северной Франции, будет проведена в мае 1944 г. Кроме того, было принято решение, о поддержке основной десантной операции высадкой союзных войск в Южной Франции и широкомасштабным насту-
плением советских войск с тем, чтобы не позволить немцам перебросить свои войска на Запад. Важнейший стратегический вопрос, от которого зависели сроки окончания войны в Европе, был решен. Глава советской делегации устно подтвердил свое обещание о вступлении Советского Союза после окончания войны в Европе в войну против Японии.
В ходе обсуждения вопросов послевоенного устройства по целому ряду обсуждавшихся проблем окончательное решение принято не было. Делегации США и Великобритании высказались за расчленение Германии. Советский Союз против этого плана не возражал, но и не поддержал его. У. Черчилль высказался также за установление восточной границы Польши по «линии Керзона», а западной - по реке Одер, передав полякам часть входивших в состав Германии западных польских земель. Решение по этому вопросу принято не было, хотя именно он обсуждался на конференции дольше других вопросов. Конференция приняла Декларацию о судьбе страны, в которой проходила ее работа, подтверждающую суверенитет Ирана и его территориальную неприкосновенность. Итоги работы Тегеранской конференции были всецело положительными и подтвердили возможность плодотворного сотрудничества «Большой тройки» в будущем. Принятые решения конкретизировали совместные военные планы, развеяли иллюзии Гитлера и его окружения о возможности внесения раскола в Антигитлеровскую коалицию и способствовали подъему движения сопротивления на всех континентах2.
В «Декларации трех держав» было заявлено: «Взаимопонимание, достигнутое нами здесь, гарантирует нам победу... Наше наступление будет беспощадным и нарастающим. Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уезжаем отсюда действительными друзьями по духу и цели»3. И это притом, что лидеры «Большой тройки» были абсолютными антиподами, о чем весьма наглядно свидетельствуют воспоминания работавшей на конференции офицера советской внешней разведки З. В. Зарубиной: «Сталин, Черчилль и Рузвельт, как руководители великих держав, были достойны друг друга, но они совершенно различные люди. Вероятно общим внешне было у них лишь то, что все трое курили. Сталин - папиросы, Рузвельт - сигареты с мундштуком, Черчилль - непомерной величины сигары»4.
1944 г. принес новые военные успехи странам Антигитлеровской коалиции и увеличил их шансы на победу в войне. Ряды союзников Гер-
34
Вестник СПбГУКИ • № 2 (23) июнь • 2015
Дипломатия стран антигитлеровской коали ции в годы Великой Отечественной войны...
мании таяли, количество стран Антигитлеровской коалиции, наоборот, росло. На протяжении 1944 г. союзники фашистских государств - Румыния, Финляндия, Венгрия и Болгария - разорвали с ними отношения и подписали соглашения о перемирии с союзниками. Они обязались объявить войну Германии, распустить фашистские организации и запретить нацистскую пропаганду. На заключительном этапе Второй мировой войны к странам Антифашистской коалиции присоединилось большинство стран Латинской Америки, хотя в боевых действиях приняли участие лишь некоторые воинские части Мексики и Бразилии. Только правительства Аргентины и Парагвая, формально сохранявшие нейтралитет, продолжали сотрудничать с Германией.
На протяжении всего военного времени в правящих кругах Великобритании и США по отношению к Советскому Союзу сосуществовали две тенденции: одна была направлена на продолжение сотрудничества с СССР с целью скорейшего разгрома фашистских государств, вторая против политики советского руководства в освобожденных странах, причем антисоветская тенденция постепенно усиливалась. Стремясь вовлечь в процесс решения общемировых проблем как можно больше государств, представители стран-лидеров Антигитлеровской коалиции приняли в октябре 1944 г. на конференции в Вашингтоне решение о создании международной организации по поддержанию мира и безопасности - Организацию Объединенных Наций (ООН), и поныне являющуюся авторитетным инструментом по поддержанию мира. В Вашингтоне были опубликованы основные положения Устава ООН.
С 4 по 11 февраля 1945 г. в Крыму в городе Ялте в Ливадийском дворце состоялась последняя встреча лидеров «Большой тройки» - Рузвельта, Черчилля и Сталина. И. Сталин, как прежде в Тегеране, попросил Ф. Рузвельта открыть первое заседание конференции. На эту просьбу американский президент ответил, что «ни в законе, ни в истории не предусмотрено, что он должен открывать совещания. Лишь случайно он открывал совещания также в Тегеране»5, однако согласился с мнением И. Сталина.
На Крымской (Ялтинской) конференции руководители стран Антигитлеровской коалиции обсуждали вопросы об окончательном разгроме фашистской Германии и о совместной политике по отношению к ней и к освобожденной Европе. Были приняты решения об оккупации Германии, разоружении и роспуске германских вооруженных сил, уничтожении Генерального штаба. Ликвидировалась или бралась под контроль военная промышленность Германии. Было
принято решение об организации суда над военными преступниками, о запрете нацистской партии, ее символов и нацистской пропаганды, об искоренении нацистского влияния на общественную, экономическую и культурную жизнь немецкого общества.
Стороны достигли договоренности об оккупации Германии и разделе ее на зоны оккупации. Контроль за действиями оккупационных властей должна была осуществлять Центральная контрольная комиссия, располагавшаяся в Берлине и позднее получившая наименование Союзный Контрольный Совет. «Большая тройка» приняла решение допустить Францию к участию в Контрольном Совете и получению своей зоны оккупации. Предложенные Черчиллем планы расчленения Германии на несколько независимых стран, а также предложение Рузвельта о полном разрушении германской промышленности были отклонены советской делегацией. Стороны детально согласовали границы будущих зон оккупации и наметили четкие направления продвижения советских и англо-американских войск по территории Германии.
Рузвельт, Черчилль и Сталин пришли к единому мнению о том, что Германия должна возместить ущерб, причиненный ее агрессией, путем выплаты репараций, но их объем не был установлен. Советской и американской стороной была принята к рассмотрению предварительная сумма в 20 млрд долларов (СССР настаивал на получении половины этой суммы, т. е. 10 млрд долларов), но У. Черчилль не согласился с мнением других участников «Большой тройки».
На Крымской конференции был окончательно установлен срок учреждения Организации Объединенных Наций, призванной обеспечить сотрудничество всех государств земного шара и способствовать поддержанию мира во всем мире. Стороны договорились о структуре ООН, об особой роли Совета Безопасности и использовании его постоянными членами - США, СССР, Великобританией, Францией и Китаем - «права вето». Было принято совместное решение о созыве 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско Учредительной конференции Организации Объединенных Наций, в работе которой могли принять участие представители всех государств, объявивших войну Германии и Японии до 1 марта 1945 г. Членами ООН, с согласия Соединенных Штатов и Великобритании, стали Украинская и Белорусская ССР.
Участники конференции еще раз подтвердили основные положения Атлантической хартии и приняли «Заявление об освобожденной Европе» и «Единство во время мира, как и во время войны». Было решено поддерживать со-
35
В. Д. Ермаков
трудничество после войны с помощью регулярных конференций министров иностранных дел СССР, США и Великобритании.
Самой серьезной проблемой в работе конференции стал вопрос о судьбе Польши. Сталин заверил, что форма управления в Польше будет определена демократическими методами. Свои обещания он, впрочем, не сдержал, хотя на конференции было принято решение о создании польского правительства Национального освобождения на широкой политической основе. В состав правительства, находившегося в Варшаве, включались представители эмигрантского польского правительства (С. Миколайчик и др.). Было принято соглашение о прохождении восточной границы Польши примерно по «линии Керзона», а в качестве «компенсации» за Западную Украину и Западную Белоруссию Польша получала значительные территории на западе и на севере, входившие прежде в состав Германии.
Сходным образом был решен вопрос и о югославском правительстве. Созданное югославскими коммунистами во главе с И. Тито правительство в Белграде включило в свой состав представителей эмигрантского Югославского правительства (И. Шубашича и др.) и тем самым стало единственным законным правительством Югославии.
На конференции была рассмотрена судьба Русской Освободительной Армии (РОА) и ее лидера - бывшего генерал-лейтенанта Красной армии А. Власова. Союзники пообещали И. Сталину отправить на родину советских граждан, воевавших на стороне Германии.
В Ялте Сталин сумел добиться от Рузвельта и Черчилля права иметь на своих западных границах «дружественные» к СССР демократические государства, которые, естественно, попадали в орбиту влияния Советского Союза. Союзникам пришлось уступить в этом вопросе Сталину, так как они по-прежнему нуждались в сильном союзнике и считали, что без Красной армии закончить победоносную войну в Европе невозможно. К тому же советские войска были необходимы союзникам для разгрома Японии. Руководители «Большой тройки» подписали в Ялте секретное соглашение, согласно которому СССР обязался через 2-3 месяца после капитуляции Германии вступить в войну против Японии при условии сохранения прежнего статуса Монгольской Народной Республики и возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и Курильских островов. Кроме того, делегация СССР потребовала согласия союзников на предоставление советским ВМС военно-морской базы на территории Китая в г. Порт-Артур на Ляодунском полуострове.
На Крымской конференции, имевшей огромное историческое значение для судеб Европы и всего мира, Сталин получил максимум возможного для укрепления позиций Советского Союза и создания основы для распространения «социализма» на страны Восточной Европы. Решения конференции способствовали ускорению полной победы над Германией, окончательно лишив ее надежды на сепаратный мир с западными странами6. В 9-м разделе «Коммюнике о конференции руководителей трех союзных держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании в Крыму» говорилось следующее: «Только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании между нашими тремя странами и между всеми миролюбивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества - прочный и длительный мир»7.
Накануне завершения войны в Европе, в соответствии с решениями Крымской конференции 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско открылась Учредительная конференция Организации Объединенных Наций, положившая начало этой международной организации. Приглашение на участие в работе конференции получили 42 государства, подписавшие Декларацию Объединенных Наций и объявившие войну Германии. Приглашение не получили бывшие союзники Германии и нейтральные страны. Несколько государств, правительства которых не были признаны Великобританией и США (Албания, Польша, Монгольская народная республика), также не смогли принять участие в ее работе.
В ходе работы конференции 26 июня 1945 г. был принят Устав ООН, который положил в основу отношений между нациями принципы суверенного равенства и самоопределения народов, международное сотрудничество и невмешательство во внутренние дела других государств, сохранение и укрепление международного мира и безопасности, разрешение международных споров мирными средствами и воздержание от угрозы применения силы. Провозглашение Организацией Объединенных Наций этих основополагающих демократических принципов способствовало их дальнейшему упрочению и распространению в практике межгосударственных отношений. Устав ООН определил состав, функции и полномочия главных ее органов: Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета по опеке, Международного суда и Секретариата, а также установил четкий порядок голосования на заседаниях.
Острая дискуссия развернулась на конференции по вопросу о статусе Совета Безопасно-
36
Вестник СПбГУКИ • № 2 (23) июнь • 2015
Дипломатия стран антигитлеровской коали ции в годы Великой Отечественной войны...
сти. Некоторые делегации капиталистических стран выступили против правила единогласия при голосовании в Совете Безопасности, пытались расширить его состав, учредить контроль генеральной Ассамблеи над Советом. Представители советской делегации в ход острой полемики сумели отстоять согласованные в Ялте решения «Большой тройки» по этому вопросу, и каждый постоянный член Совета Безопасности получил право налагать «вето» на принятие решений, которые не отвечают его интересам.
Другой, не менее острой проблемой, вызвавшей продолжительные дискуссии, стала проблема опеки или управления колониальными и зависимыми территориями. Отстаивая свою позицию, колониальные державы стремились заменить мандатную систему новой формой колониализма, а представители СССР выступали за ликвидацию колониальных режимов и предоставление подопечным территориям независимости. В конечном счете конференция приняла решение о создании системы международной опеки, которая могла бы содействовать политическому, социальному и экономическому развитию подопечных стран для достижения ими в будущем самоуправления или независимости. Создаваемая система опеки распространялась на подмандатные территории, земли, отторгнутые от государств в результате войны, а также на территории, включенные ООН в систему опеки. В созданный конференцией Совет по опеке вошли как государства опекуны, так и все постоянные члены Совета Безопасности.
Для подведения итогов войны в Европе с 17 июля по 2 августа 1945 г., в Потсдаме, бывшей резиденции прусских королей, была созвана третья конференция глав правительств СССР, США и Великобритании. Советскую делегацию возглавлял И. Сталин, американскую, в связи со смертью Ф. Рузвельта, - Г. Трумэн, английскую - У. Черчилль, которого с 28 июля сменил Л. Эттли - лидер Британской лейбористской партии, одержавшей победу на парламентских выборах 25 июля. Председателем конференции, по уже установившейся традиции, И. Сталин предложил избрать американского президента. Г. Трумэн дал на это свое согласие8. Естественно, что в центре внимания участников конференции находился германский вопрос. Были выработаны общие принципы политики держав-победите-лей в отношении Германии в период союзного контроля, предусматривавшие разоружение страны и ликвидацию ее военной промышленности, роспуск НСДАП и запрет всех нацистских организаций, демократизацию общественного строя, развитие немецкой экономики на мирной основе. Союзники приняли решение придать суду
Международного военного трибунала главных военных преступников. Вместе с тем, они не собирались уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ и обещали предоставить ему возможность «осуществить реконструкцию своей жизни на демократической и мирной основе»9.
В Германии, как и в других европейских странах, освободившихся от фашизма, восстанавливались свобода слова, печати и религии, разрешалось создание свободных профсоюзов и деятельность демократических партий. Было принято решение рассматривать Германию на период оккупации как единое экономическое целое. Союзники брали на себя обязательство проводить в зонах оккупации единую политику, направленную не только на полную ликвидацию военного потенциала Германии, но и на установление контроля над ее экономикой, ликвидацию картелей, синдикатов и трестов. Германия обязана была уничтожить все имеющееся у нее оружие, ей категорически запрещалось обладать атомным оружием.
Еще накануне начала работы конференции, 16 июля США провели первое испытание атомной бомбы, наглядно продемонстрировавшее колоссальную разрушительную силу нового оружия. Г. Трумэн, пытаясь оказать давление на И. Сталина, сообщил ему о создании в Соединенных Штатах оружия «исключительной силы», однако Сталин отреагировал весьма сдержанно, не дав повода Трумэну и особенно Черчиллю усомниться в силе Советского Союза. Известно, что И. Сталин в этот же день потребовал от председателя специального комитета по созданию атомного оружия в СССР Л. Берия и академика И. Курчатова, осуществлявшего научное обеспечение этой работы, максимально ускорить выполнение ядерной программы в Советском союзе.
Потсдамская конференция обсудила вопрос о репарациях. СССР заявил о своем желании получить их на сумму в 10 млрд американских долларов, хотя ущерб, нанесенный Советскому Союзу Германией, оценивался в 128 млрд долларов. СССР должен был получить репарационные платежи из советской оккупационной зоны, а также за счет германских вложений в экономику Болгарии, Венгрии, Румынии, Финляндии и Восточной Австрии. Кроме того нашей стране передавалась четверть изымаемого в западных зонах промышленного оборудования (10 % безвозмездно и 15 % в обмен на эквивалентное по стоимости количество продовольствия, материалов, топлива и т. д. Помимо этого СССР удовлетворял из своей доли репараций претензии Польши. Западные страны получали репарации за счет своих оккупационных зон и германских
37
В. Д. Ермаков
вложений за границей. К тому же в руках США и Великобритании оказался золотой запас рейха, от претензий на который Советский Союз отказался. Державы-победительницы договорились о паритетном разделе германского надводного военно-морского и торгового флотов. Несмотря на выплату Германией репараций, союзники договорились о том, что германскому народу должно быть оставлено достаточно ресурсов для того, чтобы он мог существовать без помощи извне.
В Потсдаме решались и важные вопросы территориального устройства послевоенной Европы. Союзники подтвердили свое согласие на передачу прибрежной части Восточной Пруссии СССР: города Кенигсберга и военно-морской базы Пиллау с прилегающими к ним районами (ныне Калининградская область). Были определены и западные границы Польши: от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде (ныне Свиноуйсьце) и вдоль реки Одер до слияния с Западной Нейсе и затем вдоль этой реки до чехословацкой границы. Таким образом западные польские земли были воссоединены с Польшей.
На конференции был создан постоянно действующий Совет министров иностранных дел великих держав (СССР, США, Великобритании, Франции и Китая), которому было поручено подготовить мирные договора с бывшими союзниками Германии: Болгарией, Италией, Венгрией, Румынией, Финляндией, а также выработку условий мирного договора с самой Германией.
На заседаниях начальников штабов трех держав (СССР, США и Великобритании) были рассмотрены вопросы ведения войны против Японии. Союзниками была принята совместная Декларация, в которой выражалось требование о капитуляции Японии и утверждалось, что безоговорочная капитуляция не означает низложения императора. В Декларации подчеркивалось, что альтернативой капитуляции может стать полное разоружение Японии. Лидеры США и Великобритании еще раз подчеркнули свою заинтересованность во вступлении СССР в войну с Японией, и Сталин в конфиденциальном порядке подтвердил, что Советский Союз вступит в войну с Японией на условиях, согласованных на Крымской конференции10.
Несмотря на острую политическую борьбу и серьезные споры по отдельным вопросам, а также на то, что западные союзники уже с опаской смотрели на будущие взаимоотношения с Советским Союзом (в основном, из-за проводимой им политики в странах Восточной Европы),
в целом Потсдамская конференция продемонстрировала единство стран Антигитлеровской коалиции и их стремление в кратчайшие сроки покончить с японским милитаризмом: «Президент Трумэн, Генералиссимус Сталин и Премьер-Министр Эттли покидают эту конференцию, которая укрепила связи между тремя Правительствами и расширила рамки их сотрудничества и понимания, с новой уверенностью, что их Правительства и народы, вместе с другими Объединенными нациями, обеспечат создание справедливого и прочного мира»11.
К глубокому сожалению, искренние и доверительные, в основном,отношения между странами «Большой тройки» в годы войны, когда США и Великобритания были весьма заинтересованы в участии в войне против фашистских государств Советского Союза, так как он нес на себе основную тяжесть войны, уже в первые послевоенные годы будут заменены на недоверие, подозрительность и вскоре приведут к конфронтации между США и СССР, а также их союзниками. Наступит весьма опасная своими возможными последствиями для судеб человечества эпоха «холодной войны».
Примечания
1 Тегеран. Ялта. Потсдам: сб. док. 3-е изд. М., 1971. С. 37.
2 Там же. С. 31-99; Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: сб. док.: в 6 т. М., 1979. Т. 2: Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании, 28 нояб. - 1 дек. 1943 г. С. 3-175; Всемирная история: итоги второй мировой войны. Минск: М., 2002. Т. 24. С. 126-130.
3 Тегеран. Ялта. Потсдам. С. 98-99.
4 Ржешевский О. А. Тегеран-43 // Новая и новейшая история. 2013. № 6. С. 19.
5 Тегеран. Ялта. Потсдам. С. 103.
6 Там же. С. 103-200; Советский Союз на международных конференциях... 1978. Т. 4: Крымская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании, 4-11 февр. 1945 г. С. 3-302; Всемирная история. Т. 24. С. 394-418.
7 Тегеран. Ялта. Потсдам. С. 192-193.
8 Там же. С. 203.
9 Там же. С. 386.
10 Там же. С. 203-408; Советский Союз на международных конференциях. 1980. Т. 6: Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании, 17 июля - 2 авг. 1945 г. С. 3-551; Всемирная история. Т. 24. С. 497-509.
11 Тегеран. Ялта. Потсдам. С. 384.
38
Вестник СПбГУКИ • № 2 (23) июнь • 2015