VII Международная научно-практическая конференция
УДК 327
Хаустова Екатерина Дмитриевна Khaustova Ekaterina
Магистрант Graduate student
Санкт-Петербургский государственный университет
Saint-Petersburg State University
ДИПЛОМАТИЯ РЕГИОНОВ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПАРАДИПЛОМАТИИ АРГЕНТИНЫ)
DIPLOMACY OF LATIN AMERICAN REGIONS (EVIDENCE FROM PARADIPLOMACY OF ARGENTINA)
Аннотация: В данной статье автором рассматривается процесс международной мобилизации регионов Латинской Америки, а также проведение правовых и административных реформ, способствовавших развитию парадипломатии регионов. Автор проводит анализ становления дипломатии субнациональных регионов на примере регионов Аргентины.
Abstract: In this article, the author examines the process of international mobilization of Latin American regions, as well as the implementation of legal and administrative reforms that contributed to the development of paradiplomacy. The author analyzes the formation of diplomacy of subnational regions on the example of the regions of Argentina.
Ключевые слова: парадипломатия, регион, Аргентина, Латинская Америка.
Key words: paradiplomacy, region, Argentina, Latin America.
Споры о границах и политическом авторитаризме на протяжении десятилетий предшествовали появлению мощных региональных правительств в Латинской Америке. Тем не менее, консолидация демократии и возобновление усилий по стимулированию региональной интеграции в рамках таких объединений, как Меркосур или новое Андское сообщество, значительно облегчили наступление новой эры децентрализации на всем континенте. В случае Меркосур были предприняты некоторые важные шаги для признания растущей роли правительств субнациональных регионов в содействии
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» экономической интеграции и политической уверенности. Одновременно
правительства субнациональных образований начали экспериментировать с
различными способами международной мобилизации с целью продвижения
различных политических вопросов, содействия более широкому
международному сотрудничеству в таких областях, как торговля и инвестиции,
образование, здравоохранение, рациональное природопользование и
совершенствование физической и технологической инфраструктуры.
Эта тенденция особенно очевидна в Аргентине и Бразилии, поскольку обе эти страны имеют сильные федеральные системы, хотя она также заметна даже в унитарных странах, таких как Чили или Перу. Однако, чтобы дополнить эту новую открытость, латиноамериканские правительства также разработали новые инструменты для лучшего мониторинга этих форм субнациональной международной активности. В Аргентине в 1994 году были приняты правовые и административные меры для поддержания растущей интернационализации провинций под определенным контролем. Аналогичная картина наблюдалась и в Бразилии. В 1997 году федеральное правительство Бразилии реорганизовало Министерство иностранных дел, включив в него новые институциональные положения, адаптированные к этой новой реальности. Эти правовые и административные реформы признавали возможность децентрализованной дипломатии в качестве площадки для политического сотрудничества и региональной интеграции, а также как попытку сохранить растущую интернационализацию подведомственных правительств под определенным контролем посредством альтернативного использования стимулов и более или менее жестких схем координации. Кроме того, в контексте прошлых экономических кризисов Всемирный банк напрямую предоставлял значительные займы различным бразильским штатам и аргентинским провинциям, способствуя их интернационализации весьма неожиданным образом [1].
Дипломатия субнациональных образований также становится заметной в таких странах, как Боливия, Чили, Колумбия или Перу. В случае Боливии
VII Международная научно-практическая конференция парадипломатия быстро приобретает новый этнополитический профиль, что
вызывает серьезные опасения в центральном правительстве Боливии. Однако в
других случаях, например, в Чили и Перу, субгосударственные инициативы
обычно поощряются самими центральными правительствами — в качестве
нового и перспективного инструмента региональной интеграции и укрепления
межнационального доверия - путем запуска ряда схем трансграничного
сотрудничества по таким вопросам, как образование, окружающая среда, туризм
или техническая инфраструктура. Правительство Чили создало новые
институциональные структуры, такие как дирекция по региональной
координации, которая была создана с целью содействия лучшей координации
растущей международной активности своих региональных правительств. Только
две страны, Колумбия и Венесуэла, не встали на путь развития
протодипломатии, в результате доказанного нежелания их центральных
правительств содействовать развертыванию децентрализованных структур
управления и их предпочтения концентрировать свои усилия на более
традиционных дипломатических инструментах.
Парадипломатия Аргентины Конституционная реформа 1994 года в Аргентине определила более гибкий и формальный подход к международным отношениям, позволив провинциям заключать международные соглашения при условии, что они не будут компрометировать национальную внешнюю политику. Размер, местоположение, уровень развития и политическая воля являются одними из ключевых переменных, которые различают провинции по степени их участия во внешних сношениях. В то время как некоторые провинции разработали относительно успешную стратегию, нехватка институциональной памяти, финансовых ресурсов и экспертных знаний остается препятствием для других провинций. Конституция Аргентины, а также Конституции провинций государства наделяют губернаторов внешними полномочиями заключать международные соглашения или договоры с нацией и другими провинциями или иностранными государствами. Конституции провинций Сан-Луис, Кордова,
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» Рио-Негро, Огненная Земля и Сальта наряду с Конституциями Катамарки и Сан-
Хуана четко устанавливают законодательные полномочия на принятие
международных соглашений, в том числе устанавливают полномочия
исполнительной власти провинции на заключение международных соглашений
с вышеупомянутого одобрения законодательными органами и федеральным
правительством (ст.124) [2]. При осуществлении своих полномочий провинции
должны учитывать международные договоры, подписанные Аргентиной. Ла-
Риоха, Огненная Земля, Катамарка, Ла-Пампа, Сан-Хуан и Кордова отмечают
необходимость заключения международных соглашений без вмешательства в
собственные полномочия.
Каждый регион имеет свои органы власти, отвечающие за международную деятельность. К примеру, в регионе Катамарка в 2002 году был создан секретариат по региональной координации и интеграции, который включает в себя управление внешней торговли и управление региональной интеграцией и интеграций пограничных районов.
Аргентина имеет три комитета по интеграции (приграничному сотрудничеству) с Боливией, один с Бразилией, семь с Чили, шесть с Парагваем и Уругваем. Важным аспектом анализа трансграничных отношений провинций является вопрос о том, являются ли соседние страны унитарными или федеративными. Как правило, когда провинции на северо-востоке Аргентины занимаются трансграничными переговорами со своими соседними бразильскими штатами, переговоры ведутся по типу "региональное правительство -региональное правительство". Но когда аргентинские провинции обсуждают общие вопросы с соседними общинами унитарных государств (например, Чили, Парагваем, Уругваем и Боливией), дело обстоит совсем иначе. В таких случаях зачастую приходится иметь дело с национальными агентствами из-за ограниченных полномочий по принятию решений у административных единиц данных стран.
Регионы также имеют право взаимодействовать с международными организациями, в том числе подписывать соглашения о сотрудничестве с ними.
VII Международная научно-практическая конференция Одним из наиболее ярких примеров такой практики является соглашение,
подписанное провинциями Чубут, Риу-Негру и Санта-Крус с целевым фондом
глобальной экологической безопасности ООН по предотвращению загрязнения
моря и управлению морским биоразнообразием [2].
В 1990-е годы международные финансовые институты начали предоставлять денежные займы аргентинским провинциям. Однако автономия провинций при заключении договоров о предоставлении кредитов остается весьма ограниченной и варьируется в зависимости от типа рассматриваемого кредита. Национальное правительство является высшим юридическим органом, которому поручено одобрить или отклонить кредитные проекты, осуществляемые провинциями.
Динамика активности провинций в международных делах не может быть полностью понята без учета региональных и межрегиональных связей с местными органами власти в соседних странах.
На первом уровне находится Комитет по развитию интеграции - механизм, помогающий приграничным провинциям управлять своими двусторонними отношениями с соседними провинциями и населенными пунктами. Работа на втором уровне - это формирование и функционирование регионов. Национальная Конституция дает провинциям право подписывать соглашения с целью создания регионов, главной целью которых является содействие экономическому и социальному развитию. На практике формирование регионов предполагает реализацию общей политики государствами-членами в различных областях, таких как торговля, общественные услуги, транспорт, национальные парки и окружающая среда. На третьем уровне находятся так называемые "макрорегионы", основанные на региональных соглашениях между смежными субъектами Федерации. Один случай произошел в районе Норте-Гранде, к которому присоединились районы Неа и Ноа. Эти регионы образовали в рамках МЕРКОСУР субрегион, получивший название "Зона интеграции Юго-Запада и Центра" (ZICOSUR). Zicosur также включает бразильские штаты Мату-Гросу, Мату-Гросу-ду-Сул и Парана; чилийские северные районы Тарапака,
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» Антофагаста и Ата-Кама; боливийские департаменты Потоси и Тариха; южные
регионы Перу; и Парагвая. По сути, Zicosur - это общий экономический,
коммерческий и культурный проект.
Регионы активно сотрудничают как между собой, так и с другими субнациональными образованиями Латинской Америки. Расположенный между Аргентиной и Чили двусторонний горнодобывающий проект Паскуаламы является примером участия провинций в решении пограничных вопросов. Провинция Сан-Хуан принимала непосредственное участие не только в продвижении инициативы по добыче полезных ископаемых, но и в двусторонних переговорах с Чили и в сопутствующем процессе экологической оценки. Еще один пример - гидроэлектростанция Гараби, расположенная между Аргентиной и Бразилией. Эта инициатива опирается на активное участие представителей провинций Корриентес и Мисьонес как в технических вопросах (например, оценка воздействия на окружающую среду), так и в политических.
Однако, наиболее значимым примером является создание в 1996 году объединения ATACALAR. Атакалар был создан благодаря объединению Катамарка и Ла-Риоха - аргентинских провинций, вместе с чилийской областью Атакама, с целью стимулирования экономической интеграции. Через год этот проект был институционализирован в качестве пограничного комитета министерствами иностранных дел Аргентины и Чили. Учитывая его геоэкономическую значимость, в 2005 году к макро-региону присоединились средиземноморские провинции Кордова и Сантьяго-дель-Эстеро, а в 2006 году Тукуман [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что, начиная с 1990-х годов, в Латинской Америке началось активное развитие парадипломатии. Регионы получили значительные права и полномочия, что позволило им активно проводить самостоятельную внешнюю политику.
VII Международная научно-практическая конференция Библиографический список:
1. Michelmann H. A global dialogue on federalism // A Joint Program of the Forum of Federations and the International Association of Centers for Federal Studies, 2009. - Режим доступа: https://ru.scribd.com/document/354273432/Foreign-Relations-in-Federal-Countries (дата обращения 03.05.2020).
2. Iglesias E. Las provincias argentinas en el escenario internacional, 2008. -Режим доступа: http://www.cari.org.ar/pdf/provincias-escenario.pdf (дата обращения 03.05.2020).
3. El Comité de Integración ATACALAR. - Режим доступа: http://www.comiteatacalar.cl/articulos_ver.php?id=88 (дата обращения 01.05.2020).