Научная статья на тему 'Нефтегазовый ресурс как инструмент внешней политики Аргентины'

Нефтегазовый ресурс как инструмент внешней политики Аргентины Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
795
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРГЕНТИНА / ARGENTINA / НЕФТЕГАЗОВЫЕ РЕСУРСЫ / OIL AND GAS RESOURCES / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / НЕФТЬ / OIL / ГАЗ / GAS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сахарова Е.Ю.

Статья посвящена рассмотрению аргентинской энергетической стратегии, влияющей на место страны на международной арене. Анализ движущих сил развития страны показывает, что аргентинская энергетическая политика тесно связана с проводимым внешнеполитическим курсом и ростом аргентинского престижа как на региональном, так и на международном уровне. Проведенный анализ доказывает, что аргентинская внешняя политика во многом базируется на соглашениях в нефтяной и газовой отрасли. После кризиса 2001 г. стране необходима была политическая и экономическая поддержка извне. Данную поддержку Аргентина смогла найти благодаря большей вовлеченности в региональную интеграцию. Однако нефтегазовый фактор может иметь положительное влияние на увеличение внешнеполитических связей и со странами, не входящими в регион Латинской Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL AND GAS FACTORS AS AN INSTRUMENT OF FOREIGN POLICY IN ARGENTINA

This paper provides an insight into Argentinean energy strategy that influences country’s place on the international arena. The analysis of driving forces of country’ development and its energy policy shows that the Argentinean energy policy is closely linked with its foreign policy and the growth of Argentina's prestige both on the regional and international arena. The findings show that Argentina's foreign policy is largely based on agreements in the oil and gas industry.After the 2001 crisis this country needed a political and economic support from the outside. This support Argentina was able to find thanks to greater involvement in regional integration. However, the oil and gas factor can have a positive impact on the increase of foreign relations with countries outside the region of Latin America too.

Текст научной работы на тему «Нефтегазовый ресурс как инструмент внешней политики Аргентины»

УДК 339.97

Нефтегазовый ресурс как инструмент внешней политики Аргентины

Е.Ю. САХАРОВА, студент

НИУ «Высшая школа экономики» (Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20). E-mail: sakkat@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению аргентинской энергетической стратегии, влияющей на место страны на международной арене. Анализ движущих сил развития страны показывает, что аргентинская энергетическая политика тесно связана с проводимым внешнеполитическим курсом и ростом аргентинского престижа как на региональном, так и на международном уровне. Проведенный анализ доказывает, что аргентинская внешняя политика во многом базируется на соглашениях в нефтяной и газовой отрасли. После кризиса 2001 г. стране необходима была политическая и экономическая поддержка извне. Данную поддержку Аргентина смогла найти благодаря большей вовлеченности в региональную интеграцию. Однако нефтегазовый фактор может иметь положительное влияние на увеличение внешнеполитических связей и со странами, не входящими в регион Латинской Америки. Ключевые слова: Аргентина, нефтегазовые ресурсы, внешняя политика, нефть, газ.

23 апреля 2015 г. ОАО «Газпром» и национальная нефтяная компания Аргентины YPF (Yacimientos Petroliferos Fiscales) подписали меморандум о сотрудничестве. Данному подписанному документу предшествовал целый ряд политических событий. В марте 2014 г. Аргентина была в списке стран, воздержавшихся от голосования за резолюцию ООН о территориальной целостности Украины. Чуть позже, летом 2014 г. президент России В.В. Путин нанес официальный визит в данную латиноамериканскую страну, что послужило укреплению связей между двумя странами. Возникают вопросы: является ли газовый вопрос инструментом международных отношений, выстраиваемых Аргентиной с Россией? Только ли с Россией Аргентина выстраивает отношения, базирующиеся на газовом факторе, и только ли газовый ресурс играет важную роль во внешнеполитическом курсе Аргентинской Республики?

Чтобы ответить на эти вопросы, для начала стоит рассмотреть Аргентину в контексте региона, в котором находится данная страна - Латинской Америки. Латинская Америка на сегодняшний день является одним из мировых лидеров в нефтяной и газовой сфере. Действительно, в этом регионе находится более 19% всех мировых запасов нефти и 4% мировых запасов природного газа [1]. Поэтому исторически контроль над энергоресурсами в данном регионе является источником стратегической мощи как на национальном, так и на международном уровне. Контроль над

природными ресурсами является важным политическим инструментом для увеличения рыночной власти и международного положения. Достижение энергетической безопасности, в свою очередь, несет для государства геополитические преимущества и в результате определяет лучшее положение на международной арене.

В рамках региона Аргентина является единственной страной, энергетическая матрица которой почти в равных долях состоит из нефти и газа. Именно благодаря своим нефтяным и газовым ресурсам Аргентина в свое время подняла национальную экономику. В 1990-е гг. эта страна переживала глубокий экономический кризис. Гиперинфляция составляла 5000% в год. Выздоровлению экономики способствовали наряду с прочим доходы от приватизации нефтегазового сектора. К тому же с 1994 по 2001 г. объем нефтедобычи увеличился более чем в два раза - с 23 млн до 56,3 млн т, что позволило Аргентине войти в число крупнейших экспортеров нефти в Латинской Америке. Благодаря использованию нефтяных ресурсов стране удалось выйти из кризиса 2001 г. Тогда благодаря росту цен на нефть до $44 аргентинские местные власти, которым была передана часть ценных бумаг в результате приватизации YPF в 1993 г., продали свои акции, что обеспечило подъем экономики в провинциях, а вследствие этого и страны в целом, и подняло значение как нефтяного, так и газового фактора для внешней политики страны. Впрочем, согласно экспертам Латиноамериканской организации

по энергетике (OLADE), экономический рост Аргентины заметен больше всего в период развития газовой промышленности в нулевых годах. Начиная с 2002 г. ВВП на душу населения в Аргентине увеличивается, на что влияют в первую очередь низкие цены на природный газ [2].

Рассматривая газовую составляющую энергетической матрицы Аргентины, стоит сказать, что в середине 1990-х гг. Аргентина считалась страной с большим потенциалом экспорта газа. Сегодня эта страна стала импортером газа. Это объясняется прежде всего истощением существующих газовых месторождений. По оценкам Информационного энергетического агентства США, запасы природного газа в Аргентине уменьшились с 27 трлн куб. футов газа в 1990-х гг. до 11 трлн куб. футов в 2014 г. [3]. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что инвестиции в разработку месторождений являются замороженными отчасти в связи с дефицитом денежных ресурсов для развития данных месторождений.

Действительно, сегодня в стране наблюдается дефицит энергетического баланса в размере $7 млрд, несмотря на то что энергетические субсидии в 2007 г. составляли около $5 млрд, а в 2014 г. - $120 млрд. Согласно экспертам, для восстановления энергетического баланса требуется $20 млрд вложений в год в нефтяной и газовый сектор для того, чтобы ВВП вырос на 3%. Национальные сбережения насчитывают только $90 млрд, которые должны быть инвестированы не только в эти две отрасли. В такой ситуации внешние займы необходимы. К тому же предполагается, что Аргентина имеет значительные запасы неразведанного газа и даже обнаруженного, но необъявленного. С этой точки зрения Аргентина является перспективной для Газпрома, стремящегося расширить сферу своего влияния. Для YPF новое сотрудничество это шанс развить газовую промышленность и вернуть газовую независимость от своих партнеров по региону. Таким образом, в российско-аргентинских отношениях газовый фактор является инструментом политики. Однако не только на Россию Аргентина распространяет такой тип взаимодействия.

Для выявления зависимости внешней политики от нефтегазового фактора необходимо рассмотреть основу внешнеполитического современного курса Аргентины.

В целом концепцию внешней политики Аргентины после кризиса 2001 г. можно охарактеризовать понятием «необходимость», которое

применимо для описания как внутренних дел, так и внешней обстановки. На международном уровне страна нуждалась в политической поддержке для укрепления своих позиций, уменьшения влияния внешних кредиторов. Аргентина могла достичь этого путем построения новой модели региональной интеграции, и энергетической интеграции в частности, и использования ее для вовлечения страны в процесс прогрессивного развития региона.

На региональном уровне Аргентина строит отношения на базе энергетики с такими странами, как Боливия, Бразилия, Венесуэла и Чили.

Аргентино-боливийские отношения основываются главным образом на торговых связях, посредством которых Аргентина покупает в течение десятилетия значительные объемы природного газа для своей энергетической матрицы. Так, в 2015 г. Боливия начнет поставлять газ для Северного газопровода в Аргентине [4].

Отношения между Аргентиной и Бразилией начали развиваться также благодаря аргентинским энергоресурсам. Борьба за лидерство в регионе сменилась новой тенденцией в отношениях между этими странами в 1990-х гг. В частности, в 1995 г. было подписано соглашение, давшее право национальной бразильской компании Petrobras (Petroleo Brasileiro S.A.) на разведку и эксплуатацию природного газа в аргентинской области Сальта.

Венесуэла является важным энергетическим и торговым партнером Аргентины. Торговые отношения между двумя странами основаны на бартере продуктов питания и энергетики. Центральной частью отношений между Венесуэлой и Аргентиной является Меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере, который позволяет Аргентине удовлетворить ее внутренний спрос в углеводородах. Венесуэла является поставщиком газа в Аргентину, уже в 2013 г. она поставляла в Аргентину около 3,6 трлн куб. футов газа [1].

В этих двусторонних отношениях чувствуется некоторая уязвимость Аргентины, поскольку Венесуэла обладает большим количеством природных ресурсов, что приводит к ее более активной внешней политике, направленной на увеличение регионального влияния. Данная активная политика Венесуэлы не может не волновать аргентинское правительство, которое еще 1990-е гг. соперничало с Бразилией за лидерство в регионе. Несмотря на это, дипломатические контакты с Венесуэлой не ухудшаются, что доказывает

важность энергетического вопроса в отношениях между двумя странами.

До кризиса 2001 г. Чили являлась основным покупателем аргентинского газа. Сегодня в соответствии с договором по интеграции и сотрудничеству, подписанном в Майпу в 2009 г., Аргентина и Чили восстанавливают потерянные во время кризиса торговые отношения. В частности, возобновляются проекты по улучшению инфраструктуры в сфере энергетики, что подтверждает подписанное в декабре 2014 г. дополнительное соглашение между двумя странами.

Что касается многосторонних отношений, Аргентина является постоянным членом таких региональных учреждений, как МЕРКОСУР - общий рынок стран Южной Америки, УНАСУР - Союз южноамериканских наций и IIRSA - Инициатива по интеграции региональной инфраструктуры стран Южной Америки (Initiative for the Integration of the Regional Infrastructure). В рамках последнего Аргентина участвует в совместных проектах, направленных на улучшение инфраструктуры, таких как Южный газопровод.

МЕРКОСУР является примером интеграционной группировки, в которой энергетика стала одним из факторов сближения стран. Государства -члены МЕРКОСУР, а также ее ассоциированные члены, владеют более 90% всех энергоресурсов Латинского региона [5]. Аргентину в данной интеграционной группировке часто называли энергетическим центром. Во-первых, она поставляет нефть и газ в Чили, которая является ассоциированным членом данной интеграционной группировки. Так, семь газопроводов, идущие из Аргентины в Чили, существенно влияют на энергетическую матрицу Чили и на удовлетворение внутреннего спроса данной страны. Во-вторых, в 1990-х гг. Аргентина была одним из основных экспортеров нефти в Бразилию, тогда как сейчас она является экспортером газа в эту страну. Действительно, газовая промышленность в Бразилии развита слабо. Поэтому согласно планам Petrobras, нацеленным на развитие газовой отрасли в стране, начиная с 2005 г. Аргентина наряду с Боливией является «донором» газа для Бразилии. Основным действующим газопрово-

дом, соединяющим Аргентину и Бразилию, является газопровод «Гаучо». Однако с принятием Венесуэлы в МЕРКОСУР энергетическое лидерство перешло к этой стране.

Тем не менее Аргентина в своей региональной внешней политике не стремится к увеличению регионального влияния, что подтверждается тем, что страна не является основным фактором региональных интеграционных проектов, как, например, Венесуэла или Бразилия. Однако Аргентина с энтузиазмом поддерживает любые инициативы. Таким образом, ее внешняя региональная политика связана с поиском энергетической безопасности и упрочнением отношений со странами Южной Америки для достижения основной цели - поддержания внутреннего предложения путем увеличения энергоснабжения.

Внешняя политика Аргентины, направленная на страны, не входящие в регион Латинской Америки, также тесно связана с нефтегазовым вопросом. Аргентина, в частности, является партнером Китая. Возрастание потоков торговых отношений между Китаем и Аргентиной увеличивает роль последней в качестве экспортера сырья. На практике Аргентина наряду с Бразилией является основным поставщиком нефти в Китай из Латинской Америки [6], с этим связан и большой приток инвестиций в аргентинскую нефтяную отрасль со стороны китайских инвесторов. Покупка американской Pan American Energy китайской компанией China National Offshore Oil Company привела к непосредственному взаимодействию с YPF, включающему инвестирование нефтяных проектов с китайской стороны. К тому же недавно в Пекине был подписан Меморандум о взаимопонимании между Sinopec и YPF. На основе этого соглашения стороны договорились углубить сотрудничество в сфере нефти и газа.

Таким образом, современный внешнеполитический курс Аргентины полностью подтверждает влияние нефтяного и газового фактора на внешнюю политику страны. Стремление Аргентины достичь энергетической независимости является ярким примером общемировой значимости вопроса энергетической безопасности в рамках внешней политики стран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. BP Statistical Review of World Energy 2014. L., BP Publ., 2014. 48 p.

2. Roca A.R. Rol Del Gas Natural En El Desarrollo Econimico Y Social De America Latina Y El Caribe. Quito:OLADE, 2013. 94 p.

3. International Energy Statistics // U.S. Energy Information Administration http://www.eia.gov/ cfapps/ipdbproject/iedindex3.cfm?tid=3&pid=3&aid= 6&cid=AR,&syid=1990&eyid=2015&unit=TCF.

4. Suministro de gas de Bolivia para gasoducto del noreste de Argentina esta garantizado// Hoy Venezuela http:// hoyvenezuela.info/suministro-de-gas-de-bolivia-para-gasoducto-del-noreste-de-argentina-esta-garantizado/.

5. Кудрявцева Е. Энергетическая составляющая экономической интеграции стран МЕРКОСУР // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 2. С.76-85.

6. Kay S. El comercio estrecha vinculos entre China y Amеrica Latina//EconSouth. 2011. No. 2. pp. 1-5.

OIL AND GAS FACTORS AS AN INSTRUMENT OF FOREIGN POLICY IN ARGENTINA

E.Yu. Sakharova, student

National Research University Higher School of Economics (20, Myasnitskaya str., Moscow, 101000, Russia) E-mail: sakkat@yandex.ru

ABSTRACT

This paper provides an insight into Argentinean energy strategy that influences country's place on the international arena. The analysis of driving forces of country' development and its energy policy shows that the Argentinean energy policy is closely linked with its foreign policy and the growth of Argentina's prestige both on the regional and international arena. The findings show that Argentina's foreign policy is largely based on agreements in the oil and gas industry.After the 2001 crisis this country needed a political and economic support from the outside. This support Argentina was able to find thanks to greater involvement in regional integration. However, the oil and gas factor can have a positive impact on the increase of foreign relations with countries outside the region of Latin America too.

Keywords: Argentina, oil and gas resources, foreign policy, oil, gas.

REFERENCES

1. BP Statistical Review of World Energy 2014. L: BP Statistical Review of World Energy, 2014. 48 p.

2. Roca A.R. Rol Del Gas Natural En El Desarrollo Econimico Y Social De America Latina Y El Caribe. Quito, OLADE Publ., 2013. 94 p.

3. International Energy Statistics. U.S. Energy Information Administration. Available at: http://www.eia.gov/ cfapps/ipdbproject/iedindex3.cfm?tid=3&pid=3&aid=6 &cid=AR,&syid=1990&eyid=2015&unit=TCF.

4. Suministro de gas de Bolivia para gasoducto del noreste de Argentina este garantizado. Hoy Venezuela.

Available at: http://hoyvenezuela.info/suministro-de-gas-de-bolivia-para-gasoducto-del-noreste-de-argentina-esta-garantizado/.

5. Kudryavtseva E. Energy component of the economic integration of Mercosur countries. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations] 2008. no. 2. pp. 76-85. (in Russian)

6. Kay S. El comercio estrecha vinculos entre China y America Latina. EconSouth.2011. no. 2. pp. 1-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.