Научная статья на тему 'Черное золото как инструмент внешней политики Венесуэлы: история и современность'

Черное золото как инструмент внешней политики Венесуэлы: история и современность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1236
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЕСУЭЛА / VENEZUELA / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENERGY POLICY / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР / ОПЕК / OPEC / УГО ЧАВЕС / CHAVEZ / ALBA / OIL AND GAS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сахарова Е.Ю.

В послании Национальной Ассамблее в 2006 г. Уго Чавес заявил, что в Венесуэле невозможно отделить энергетическую стратегию от дипломатии [1]. Действительно, еще в конце XX века Венесуэла превратилась в активный фактор регионального и международного масштаба благодаря нефтересурсам и членству в ОПЕК. Прошло почти 10 лет после заявления Чавеса, а ситуация в стране не изменилась. Венесуэльская экономика до сих пор основывается на поставках нефти, тогда как внешняя политика страны также зависит по большей части от проводимой энергетической стратегии. Сегодня в своей внешней политике Каракас видит превращение Латинской Америки в один из полюсов многополярного современного мира, то есть в независимый самостоятельный центр влияния. Для того чтобы достичь этого с приходом к власти Уго Чавеса Венесуэла делает основной упор в своем внешнеполитическом курсе на заключение энергетических соглашений с латиноамериканскими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLACK GOLDAS AN INSTRUMENTOF VENEZUELAN FOREIGN POLICY: PAST AND PRESENT

In the presidential message to the National Assembly in 2006 Hugo Chavez announced that the energy strategy of Venezuela cannot be separated from diplomacy. [1] Indeed, in the end of XX century, Venezuela had become an active actor on the regional and international levels thanks to its oil resources and membership in OPEC. It has been almost 10 years since Chavez message but the situation in the country did not change. The Venezuelan economy is still based on the supply of oil, while the country's foreign policy largely depends on its energy strategy. Today Caracas foreign policy is aimed at transformation of Latin America into one of the multipolar world poles and an independent policy-maker. In order to achieve this goal Venezuela after the Chavez's accession of power puts emphasis on its foreign policy, signing energy agreements with Latin American countries.

Текст научной работы на тему «Черное золото как инструмент внешней политики Венесуэлы: история и современность»

УДК 339.97

Черное золото как инструмент внешней политики Венесуэлы: история и современность

е.ю. сахарова, студент

НИУ «Высшая школа экономики» (Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20). E-mail: sakkat@yandex.ru

В послании Национальной Ассамблее в 2006 г. Уго Чавес заявил, что в Венесуэле невозможно отделить энергетическую стратегию от дипломатии [1]. Действительно, еще в конце XX века Венесуэла превратилась в активный фактор регионального и международного масштаба благодаря нефтересурсам и членству в ОПЕК. Прошло почти 10 лет после заявления Чавеса, а ситуация в стране не изменилась. Венесуэльская экономика до сих пор основывается на поставках нефти, тогда как внешняя политика страны также зависит по большей части от проводимой энергетической стратегии. Сегодня в своей внешней политике Каракас видит превращение Латинской Америки в один из полюсов многополярного современного мира, то есть в независимый самостоятельный центр влияния. Для того чтобы достичь этого с приходом к власти Уго Чавеса Венесуэла делает основной упор в своем внешнеполитическом курсе на заключение энергетических соглашений с латиноамериканскими странами. Ключевые слова: Венесуэла, энергетическая политика, нефтегазовый сектор, ОПЕК, Уго Чавес, ALBA.

В современном мире энергетика является одним из главных факторов, влияющих на безопасность, социальное и экономическое развитие человечества и на международные отношения. Энергетический вопрос не перестает подниматься на уровне глав государств, что показывает, насколько энергетика влияет на современные международные связи, а значит, и на внешнюю политику отдельных стран. Регион Латинской Америки не исключение. Венесуэла, которая является безусловным мировым лидером в сфере энергоносителей, имея на своей территории около 17% мировых запасов нефти и 3% мировых запасов газа [2], является самым ярким примером страны, в которой, во-первых, наблюдались самые высокие показатели экономического роста в связи с открытием месторождений нефти и газа, а во-вторых, нефть стала фокусом как внутреннего, так и внешнего развития по отношению к другим странам.

Для анализа зависимости внешнеполитического курса от нефти и газа следует сначала рассмотреть исторически проводимую энергетическую политику страны, а также роль ТЭК в экономическом развитии Венесуэлы.

Энергетическая политика Венесуэлы в XX веке развивалась волнообразно. Исторически Венесуэла дважды национализировала свои нефтяные ресурсы: в 1976 и 2001 гг.

Первые крупные изменения в энергетической политике Венесуэлы произошли еще в первой

половине XX века. В 1942 и 1943 гг. вышло два закона о подоходном налоге, которые увеличили участие государства в нефтяной сфере. Так, минимальный роялти был повышен до 16%. В период 1945-1948 гг. принимается новый закон о подоходном налоге, который вводит принцип «50-50» [3]. Согласно данному принципу, в случаях разработки и использования наиболее сложных месторождений, требующих больших инвестиций, людских и технологических затрат, частные компании становятся партнерами государства: риски, а также финансирование и ответственность над проектами лежит на частных компаниях. Другими словами, в Венесуэле образуется новая модель взаимодействия между государством и частными компаниями, используя которую венесуэльское правительство контролирует процесс эксплуатации месторождений, при этом возлагая бремя издержек на частные компании.

В 1971 г. в Венесуэле начался процесс национализации с принятием закона о возврате, в котором ставились условия передачи концессий и активов газовых и нефтяных компаний в собственность государства. Тогда же создается национальная нефтяная компания Petrоleosde Venezuela Sociedad Anónima (PDVSA). Стоит отметить, что правительство национализировало компании, выплачивая последним денежные компенсации. В 1976 г. нефтяные компании Венесуэлы получили от гусударства около $1 млрд.

Однако существует немало критики по поводу данного процесса национализации, потому что оценочная стоимость этих компаний составляла около $5 млрд [4].

Несмотря на это, процесс национализации ускорил экономическое развитие страны. Результаты первой национализации были положительными: ускоренное развитие месторождений, в том числе в сфере добычи, нефтепереработки и нефтехимии, инвестиционное развитие сектора, увеличение базы квалифицированных человеческих ресурсов, фундаментальные и прикладные исследования, которые позволили стране достичь высокого технологического уровня.

В конце 1980-х гг. в Венесуэле начинается обратный процесс - процесс приватизации. Для выхода из так называемого потерянного десятилетия, характеризующегося резким спадом экономического развития во всех латиноамериканских странах, инициируется продажа концессий иностранным компаниям. Контракты о совместных предприятиях были созданы с целью привлечения иностранного капитала для развития нефтяного региона Ориноко. «Открытие» нефтяной промышленности сопровождалось приватизацией газового сектора, особенно газа с шельфовых месторождений. Новая энергетическая политика позволила Венесуэле построить газовый трубопровод, экспортирующий данный природный ресурс в Колумбию.

Вновь национализировала свои нефтяные ресурсы Венесуэла при президенте Уго Чаве-се. Идея Чавеса о повторной национализации была поддержана по двум причинам. Во-первых, план PDVSA на 1998-2006 гг. был направлен на увеличение производства нефти до 5 млн барр. (Впрочем, из-за резкого падения цен на нефть в 1998-1999 гг. Венесуэла вынуждена была пересмотреть стратегию и увеличить добычу нефти еще больше для поддержания притока доходов в государственную казну.) Во-вторых, президент утверждал, что высокий уровень бедности в стране тесно связан с нефтяными богатствами. Действительно, с приходом президента Уго Чавеса к власти после 1999 г. появилась новая альтернативная модель развития, которая связывает политическую, социальную и экономическую составляющие. Данная модель проявляется в практике «социализации капитала», когда правительство тратит большую часть национального бюджета для решения наиболее актуальных социальных проблем, таких как бедность. Таким образом, Уго

Чавес начал использовать PDVSA в качестве инструмента проведения социальных программ. Венесуэльское правительство национализировало нефтяную отрасль в 2006 г., преобразовав отношения между государством и частными компаниями в совместные предприятия с PDVSA. Кроме того, Венесуэла увеличила налоги: роялти увеличилась с 1% до 16,6% в 2004 г., до 33% в 2006 г. и даже с 34% до 50% для некоторых типов сырой нефти [5]. Также участие PDVSA в проектах по производству, добыче, транспортировке или даже хранению нефти должно было достигать не менее 60% [6]. Благодаря новым контрактам PDVSA является единственной компанией, которая имеет полный контроль над всеми нефтяными проектами.

В настоящее время энергетическая политика Венесуэлы направлена на диверсификацию рынков сбыта и построение энергетической базы в интеграционных группировках. Так, согласно национальному энергетическому плану до 2030 г. (Plan Siembra Petrolera 2005-2030), диверсификация рынка является одной из задач PDVSA на международном уровне, тогда как содействие энергетической интеграции в Латинской Америке является основным направлением нефтяной политики страны [7].

Следует отметить, что венесуэльская энергетическая стратегия отличается также благодаря своей внутренней «легендарной» политике ценообразования [8]. Цены на нефть и газ в значительной степени субсидируются и фиксируются президентом страны. Более того, в период девальвации боливара в 1996 г. в Венесуэле цены на топливо были заморожены, нефть стоила дешевле, чем бутылка воды. До сих пор цены на топливо в Венесуэле являются одними из самых низких в мире. В 1989 г. была предпринята попытка отменить субсидии, но это было встречено социальными протестами, и предложение так и не было реализовано. В то же время правительство Венесуэлы начинает понимать реальность и необходимость повышения цен. В частности, в 2006 г. была принята новая поправка к закону об углеводородах, согласно которому роялти могут быть уменьшены до 20% на месторождениях, являющихся на 30% нерентабельными [8].

Таким образом, в Венесуэле нефть представляет собой стратегический ресурс, который играет важную роль в ее экономике. Доходы от продажи сырой нефти и нефтепродуктов за рубежом в той или иной форме существенно влияют на другие

производственные секторы экономики. Согласно венесуэльскому экономисту А. Авало, в период 1997-2006 гг. вклад нефтяного сектора в государственную казну составлял 46,48% [9]. Другими словами, каждый второй боливар, поступивший в ЦБ Венесуэлы в тот период, был получен благодаря нефтяным ресурсам.

Действительно, на протяжении XX века нефть была одним из основных источников доходов. Интересно, что в 1960-1970 гг. нефть была главной статьей прибыли, несмотря на то что именно в этот период цены на нефть были низкими. В 19701980 гг. заметна обратная тенденция. Мировые цены на нефть увеличиваются, однако в общей структуре ВВП нефть играет меньшую роль. Это связано в первую очередь с выпуском ценных бумаг, поддерживающих другие секторы венесуэльской экономики. В период приватизации 1990-х гг. доля нефти в общей структуре экономики не упала, а, наоборот, выросла до уровня 1970-х гг. (табл.).

Сегодня доминирующая роль нефти в развитии Венесуэлы неоспорима. Положительные эффекты от поступления нефтедолларов в казну проявляются в улучшении основных условий жизни венесуэльцев, увеличении образовательных возможностей, успешной борьбе с эпидемиями, увеличении доходов. Денежный вклад PDVSA в социальные программы страны с 2003 по 2012 г. увеличился почти в 50 раз [10]. В XXI веке, согласно исследованиям ОПЕК, Венесуэла получила около $30 млрд из нефтяного сектора. Благодаря Ре^осапЬе и двустороннему договору с Кубой Венесуэла имеет также каждый год дополнительно $3 млрд [11]. Однако, согласно официальным данным ЦБ Венесуэлы, за период 2010-2014 гг. доходы из нефтяного сектора в общей структуре ВВП составляли в среднем около 7% [12]. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что официальные источники в Венесуэле предоставляют неточную информацию, что является доказательством политики закрытости данных, проводимой венесуэльским правительством.

Венесуэльскую энергетическую стратегию неоднократно критиковали за то, что она является политически зависимой. Это означает, что нефть и газ являются продуктами иерархического режима управления, в основе которого лежит государство. Поэтому нефтяной и газовый секторы не только являлись на протяжении всего XX века мощными моторами развития страны, но и содействовали укреплению Венесуэлы на международной арене.

Отношение ВВП, полученного из нефтяного сектора, к общему объему ВВП в Венесуэле

Год ВВП Венесуэлы (млрд боливар) ВВП, полученный из нефтяного сектора (млрд боливар) % ВВП, полученный из нефтяного сектора/ВВП Венесуэлы

1960 187,15 60,98 32,58

1970 342,03 121,53 35,53

1975 420,65 105,32 25,04

1980 474,20 105,30 22,24

1985 415,34 125,11 19,83

1990 492,17 145,04 25,42

1995 556,83 125,04 26,05

Источник: Baptista A. Bases Cuantitativas de la Economía Venezolana: 1830-1990, Caracas,1997. P. 65, 74-75

Во время правления Уго Чавеса Венесуэла превратилась в важного игрока как на региональном, так и на международном уровне благодаря нефтересурсам. Чавес считал, что Венесуэла, как и другие страны Латинской Америки, может изменить свое место на международной арене путем достижения так называемого post hegemonic regionalism [13] - нового регионализма. Новый миропорядок может быть создан путем получения полной автономии от США за счет углубления интеграционных процессов в рамках региона. Именно региональная интеграция была в центре внешней политики Чавеса. Так, согласно Конституции 1999 г., венесуэльское правительство должно способствовать интеграции в Латинской Америке и Карибском бассейне, руководствуясь принципами солидарности, мирного сотрудничества и пр. [14] Точно так же в планах экономического и социального развития страны, например в период 2001-2007 гг., укрепление и расширение интеграции в Латиноамериканском регионе является ключевым фактором как внутреннего развития страны, так и упрочнения положения Венесуэлы на международном уровне [15]. Возможно, поэтому именно в Венесуэле в 2007 г. прошел I Южноамериканский энергетический саммит, а в 2012-м г. в Каракасе состоялась I встреча национальных нефтяных и газовых компаний в рамках УНАСУР.

В целом внешняя политика Венесуэлы держится на многополярности современного мира. Главную цель внешнеполитического курса страны можно охарактеризовать как содействие уве-

личению роли потенциальных полюсов власти. Поэтому внешнеполитические связи Венесуэлы четко разделены: с одной стороны, существуют США и его союзники - «враги», с другой стороны, страны ОПЕК, страны-соседи в регионе и новые развивающиеся страны, такие как Китай и Россия, - «друзья». С последними Венесуэла выстраивает дипломатические отношения за счет заключения ряда соглашений в энергетической отрасли. С 1999 по 2013 г. президент Уго Чавес нанес более 230 официальных визитов, заключив при этом целый ряд двусторонних соглашений с правительствами государств на сумму, превышающую $5,5 млрд [16]. Однако упор во внешней политике делается на Латинскую Америку.

Еще в 1998 г. в правительственной программе Венесуэлы говорилось о привилегированном геостратегическом положении Венесуэлы, находящейся на стыке Андского сообщества; МЕРКО-СУР - общий рынок стран Южной Америки и КАРИКОМ - Карибское сообщество, что определяет силу государства как центра интеграционных процессов и экономической взаимодополняемости в Латинской Америке [17]. Однако важно заметить, что внешняя политика, как и экономический аспект нового регионализма, основывается на большей экономической самостоятельности региона в сфере энергетики.

В Латинской Америке Венесуэла прежде всего строит отношения с такими странами, как Аргентина, Куба и Бразилия.

Центральной частью отношений между Венесуэлой и Аргентиной является меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере, который позволяет Аргентине удовлетворить ее внутренний спрос в углеводородах. Сегодня Венесуэла является поставщиком газа в Аргентину. В 2013 г. она поставляла около 3,6 трлн куб. футов газа в Аргентину [2].

С Кубой у Венесуэлы наиболее прочные отношения, которые строятся в основном на энергетическом секторе. Благодаря венесуэльским запасам Куба обеспечивает себя половиной своей потребности в нефти. Согласно Каракасскому энергетическому соглашению, ежедневно Венесуэла доставляет на Кубу около 53 тыс. барр. нефти на льготных условиях. Взамен Венесуэла получает приток квалицированных специалистов из Кубы, в частности врачей и учителей, что способствует преодолению проблемы нищеты в стране [18].

Торговые отношения с Кубой является примером проявления стратегии, направленной на

развитие (development alist strategy) [13], которая используется в рамках группировки ALBA -Боливарианский альянс для народов Латинской Америки. Данная стратегия основывается на альтернативной форме торговли - принципе взаимодополняемости экономик. В целом ALBA для Венесуэлы является основной интеграционной группировкой, которая, по мнению Уго Чавеса, в будущем может играть ведущую роль в объединении Латинской Америки. Показательно то, что энергетическая интеграция является одним из принципов существования данной интеграционной группировки. В ALBA Венесуэла является лидером, поэтому именно эта страна задает повестку дня. В реальности отношения с другими партнерами ALBA не являются равноправными. Так, Куба согласилась гарантировать беспошлинный доступ венесуэльским продуктам и устранить нетарифные барьеры, в то время как Венесуэла согласилась снять только нетарифные барьеры на кубинский импорт. Такое несоответствие является признанием того, что Венесуэла имеет более высокий международный статус, что проявляется, например, в ее членстве в международных учреждениях, к которым Куба не принадлежит.

Для закрепления своего влияния в регионе по инициативе Венесуэлы была создан проект PETROAMERICA для достижения энергетической независимости региона. Для того чтобы достичь энергетического сотрудничества, государства - члены PETROAMERICA заключили три соглашения. Каждое из них было направлено на унификацию региональных энергетических стратегий, включающих нефть, газ и другие источники энергии. Соглашение PETROCARIBE, подписанное в 2005 г., является для Венесуэлы одним из наиболее успешных. Согласно условиям данного соглашения, Венесуэла предоставляет скидки на нефть для 17 государств-членов и кредит на сумму до 50% общей суммы стоимости. Таким же образом PETROCARIBE зафиксировал финансовую схему, содержащую двухлетний льготный период и ставку в 1 или 2%. Благодаря данному соглашению поставки нефти из Венесуэлы увеличились с 59 тыс. барр. в сутки в 2007 г. до 161 800 барр. в сутки в июне 2009 г. Таким образом, нефтяные ресурсы Венесуэлы стали «инструментом освобождения [от американского гегемонизма] и сотрудничества [в рамках региона]», что позволило Венесуэле играть решающую роль в создании повестки дня на территории данных 17 государств [14].

Интересно, что эксперты Центра международной политики в Вашингтоне указывают на то, что политическая поддержка Венесуэлы со стороны таких стран, как Аргентина, Боливия или Эквадор, базируется на венесуэльской энергетической политике. Впрочем, дипломатические отношения между Венесуэлой и другими странами Латинской Америки строятся также и на финансовой политике, проводимой венесуэльским правительством. Хотя финансовая помощь Венесуэлы другим странам - явление новое, сегодня по своему объему она превосходит инвестиции США. И именно поэтому Венесуэла сегодня имеет гораздо больше влияния, чем прежде. «Можно сказать, что существует мини-холодная война в регионе между Каракасом и Вашингтоном. Я думаю, что Чавес побеждает», - комментирует Адам Исэксон, специалист Центра международной политики в Вашингтоне [19].

Однако, несмотря на жесткую конфронтацию США и Венесуэлы, торговые отношения между данными странами существуют и основываются на экспорте венесуэльской нефти. Хотя США сегодня превращаются в экспортера нефти, они остаются главным потребителем венесуэльского черного золота. Так, в 2013 г. нефтяной экспорт из Венесуэлы в США составлял 83,8 млн т, что по своим объемам являлось самым большим торговым потоком в нефтяной сфере из Латинской Америки [2].

По похожей схеме на основе энергетики Венесуэла выстраивает отношения с другими странами, находящимися вне региона. Во-первых, на энергетике основываются отношения Венесуэлы с Россией. Уго Чавес является единственным латиноамериканским президентом, который трижды за срок пребывания на посту приезжал в Россию с официальным визитом. Во время визитов Чавеса в Москву было согласовано и подписано межправительственное российско-венесуэльское соглашение о сотрудничестве в сфере энергетики, начиная от разведки и заканчивая сбытом продукции. В 2004 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между PDVSA и ЛУКОЙЛ, а в 2013-м два государства подписали еще пять энергетических соглашений. Точно так же Газпром и PDVSA заключили соглашение о начале разработки пяти совместных проектов по добыче газа в Венесуэле. Во-вторых, нефтяной фактор прослеживается и в отношениях с Китаем. Действительно, между PDVSA и китайской государственной компанией Sinopec было подписано соглашение о создании совместного предприятия на р. Ори-

ноко, в которое инвестировали около $14 млрд [20]. Ранее, в 2001 г., было создано совместное предприятие Sinovensa для производства особого вида топлива - оримульсиона. В 2004 г. Венесуэла передала китайским компаниям право на разработку и строительство нефтяных перерабатывающих заводов на территории 15 участков в Ориноко.

Однако в действительности наличие нефтяных ресурсов повлияло на роль Венесуэлы в современных международных отношениях благодаря ОПЕК. Для Венесуэлы ОПЕК - это не просто картель, объединение стран - импортеров нефтяных ресурсов. Для Уго Чавеса ОПЕК выступала в роли стратегического инструмента, который используют развивающиеся страны для увеличения своей экономической мощи [21].

Авторитет Венесуэлы в данной организации заметно вырос в 2000 г., когда Венесуэла стала страной - представителем данной картели. Именно в этот год заметны острые противоречия между странами - импортерами нефти. Благодаря Венесуэле в данный период ОПЕК увеличила свою долю участия в мировом энергетическом пространстве.

Несмотря на это, если ранее ОПЕК была мотором поднятия Венесуэлы на международной арене, в скором будущем возможен и обратный эффект, когда данная организация будет тянуть Венесуэлу вниз. Уже сегодня заметна тенденция ослабления влияния данной картели. Действительно, сегодня в ОПЕК не входят такие мировые лидеры по добычи нефти, как Россия, США или Канада. Поэтому если еще 1970-е гг. ОПЕК контролировала более 50% мировой нефтедобычи, то в настоящее время ее доля упала до 32-34% [22]. Точно так же падает и авторитет Венесуэлы в ОПЕК: если в 2000 г. на Венесуэлу приходилось более 30% общего объема производства нефти в данной организации, то в 2009-м ее участие снизилось до 10% [23].

Следовательно, Венесуэла является основным примером страны в Латинской Америке, в которой энергетический фактор влияет на внешнюю политику. Однако международный статус, поддерживаемый членством в ОПЕК и зависимостью других стран от поставок венесуэльской нефти, не является стабильным. Поэтому в политическом плане Венесуэле стоит рассмотреть другую альтернативную модель построения отношений, которая бы не основывалась полностью на энергетике во избежание потери своего статуса.

список литературы

1. Zibechi R. Venezuela: la machine - tisser des alliances // RiSAL http://www.risal.collectifs.net/spip.php? article1914

2. BP Statistical Review of World Energy 2014. L: BP Statistical Review of World Energy, 2014. 48 p.

3. Martinez A.R. Cronologia del petroleo venezolano hasta 1999. Caracas: FONCIED, 2000. 639 p.

4. McCarthy-Jones A., Turner M. Explaining radical policy change: the case of Venezuelan foreign policy // Policy Studies. 2011. No. 32(5). P.549-567.

5. Berrios R., Marak A., Morgenstern, S. Explaining hydrocarbon nationalization in Latin America: Economics and political ideology // Review of International Political Economy. 2011. P. 673-697

6. Venezuela Overview // U.S. Energy Information Administration. http://www.eia.gov/countries/cab. cfm?fips=VE

7. Plan SiembraPetrolera 2005-2030// Sitiooficial de Petr leos de Venezuela S.A. http://www.pdvsa.com/ index.php?tpl=interface.sp/design/readmenuprinc. tpl.html&newsid_temas=32

8. Zamora, A. Strategic implications of emerging market-oriented Latin American petroleum policies // Energy Strategy Reviews. 2014. No. 3. P. 55-62

9. Avalo A.G. PetroDiplomacia y Economia en Venezuela. Caracas: El perro y la rana,2010. 329 p.

10. Minesterio del Poder Popular de Petroleo y Mineria. PODE 2012. Caracas. 220 p.

11. Quintero H., Benitez P.El manejo de la industria petrolera y sus implicaciones. Caracas: ILDIS, 2011. 14 p.

12. Banco Central de Venezuela. Producto Interior Bruto. Porclase de actividadeconomica 2010-2014.

13. Chodora T., McCarthy-Jones A. Post-Liberal Regionalism in Latin America and the Influence of

Hugo Chаvez // Journal of Iberian and Latin American Research. 2014. No. 19(2). P. 211-223.

14. Muhr T. Counter-hegemonic regionalism and higher education for all: Venezuela and the ALBA// Globalisation, Societies and Education. 2010. No. 8(1). P.39-57.

15. Repiblica Bolivariana De Venezuela. Lineas Generals Del Plan De Desarrollo Economico Y Social De La Nacion 2001-2007 http://www.mppp.gob. ve/wp-content/uploads/2 013/09/Plan-de-la-Naci%C3%B3n-2001-2007.pdf

16. Халитов Б.Н. Энергетическая дипломатия болива-рийского правительства Венесуэлы // Латинская Америка. 2007. № 10. С. 28-35.

17. Cardozo E. Venezuela en la Comunidad Andina: retrocesos en tres escalas// Aldea Mundo. 2004. No. 8. P. 29-39

18. Дабагян Э. Венесуэла: Концептуальные основы международной политики // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 7. С. 80-90.

19. Zepra F. Diplomacia energеtica de Venezuela se orienta hacia la integrackin y la multipolaridad // El tiempo. 2007. http://www.eltiempo.com/archivo/ documento/CMS-3563332

20. Sinopec y PDVSA invertiran 14 000 millones dоlares campo petrolero venezolano // El pais. 2013 http:// economia.elpais.com/economia/2013/09/17/ agencias/1379443955_983980.html

21. Николаева Л.Б. Венесуэла. Нефть и национальные интересы // Латинская Америка. 2005. № 12. С. 44-55.

22. Вавилов А. ОПЕК: пределы возможного // Мировая энергетическая политика. 2003. №. 7. C. 22-25.

23. Miranda С., Medinaceli M. La Crisis Internacional Y Los Hidrocarburos// Coloquios Econоmicos. 2010. № 19. P. 1-73.

BLACK GOLDAS AN INSTRUMENTOF VENEZUELAN FOREIGN POLICY: PAST AND PRESENT

E.Yu. Sakharova, student

National Research University Higher School of Economics (20, Myasnitskaya str., Moscow, 101000, Russia) E-mail: sakkat@yandex.ru

abstract

In the presidential message to the National Assembly in 2006 Hugo Chavez announced that the energy strategy of Venezuela cannot be separated from diplomacy. [1] Indeed, in the end of XX century, Venezuela had become an active actor on the regional and international levels thanks to its oil resources and membership in OPEC. It has been almost 10 years since Chavez message but the situation in the country did not change. The Venezuelan economy is still based on the supply of oil, while the country's foreign policy largely depends on its energy strategy. Today Caracas foreign policy is aimed at transformation of Latin America into one of the multipolar world poles and an independent policy-maker. In order to achieve this goal Venezuela after the Chavez's accession of power puts emphasis on its foreign policy, signing energy agreements with Latin American countries. Keywords: Venezuela, energy policy, oil and gas, OPEC, Chavez, ALBA

references

1. Zibechi R. Venezuela: la machine a tisser des alliances. RiSAL, 2006. Available at:http://www.risal. collectifs.net/spip.php?article1914

2. BP Statistical Review of World Energy 2014. L., BP Publ., 2014. 48 p.

3. Martinez A.R. Cronologia del petroleo venezolano hasta 1999. Caracas, FONCIED Publ., 2000. 639 p.

4. McCarthy-Jones A., Turner M. Explaining radical policy change: the case of Venezuelan foreign policy. Policy Studies, 2011. V. 32. I. 5, pp. 549-567. DOI: 10.1080/01442872.2011.601220

5. Berrios R., Marak A., Morgenstern S. Explaining hydrocarbon nationalization in Latin America: Economics and political ideology. Review of International Political Economy. 2010. V. 13, I. 2, pp. 673-697. DOI: 10.1080/09692290.2010.493733

6. Venezuela Overview. U.S. Energy Information Administration. Available at: http://www.eia.gov/ countries/cab.cfm?fips=VE

7. Plan SiembraPetrolera 2005-2030. Sitiooficial de Petroleos de Venezuela SA. Available at: http:// www.pdvsa.com/index.php?tpl=interface.sp/design/ readmenuprinc.tpl.html&newsid_temas=32

8. Zamora A. Strategic implications of emerging market-oriented Latin American petroleum policies. Energy Strategy Reviews. 2014, Vol. 3. pp. 55-62 DOI: 10.1016/j.esr.2014.07.001

9. Avalo A.G. Petro Diplomacia y Economia en Venezuela. Caracas, El perro y la rana Publ.,2010. 329 p.

10. Minesterio del Poder Popular de Petroleo y Mineria. PODE 2012. Caracas. 220 p.

11. Quintero H, Benitez P. El manejo de la industria petrolera y sus implicaciones. Caracas, ILDIS Publ., 2011.14 p.

12. Banco Central de Venezuela. Producto Interior Bruto. Porclase de actividadeconomica 2010-2014.

13. Chodora T., McCarthy-Jones A. Post-Liberal Regionalism in Latin America and the Influence of Hugo Chavez. Journal of Iberian and Latin American Research. 2014, V. 19, I. 2, pp. 211-223. DOI:10.108 0/13260219.2013.853353

14. Muhr T. Counter-hegemonic regionalism and higher education for all: Venezuela and the ALBA. Globalisation, Societies and Education. 2010, V. 8, I.1. P. 39-57.DOI:10.1080/14767720903574041

15. Republica Bolivariana De Venezuela. Lineas Generals Del Plan De Desarrollo Economico Y Social De La Nacion 2001-2007. Available at: http://www.mppp. gob.ve/wp-content/uploads/2013/09/Plan-de-la-Naci%C3%B3n-2001-2007.pdf

16. Khalitov B.N. Energy Diplomacy of the Bolivarian Government of Venezuela. Latinskaya Amerika [Latin America], 2007, No. 10, pp. 28-35. (in Russian)

17. Cardozo E. Venezuela en la Comunidad Andina: retrocesos en tres escalas. Aldea Mundo. 2004. no. 8. pp. 29-39

18. Dabagyan E.Venezuela: conceptual frameworks of international politics. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations] 2006., no.7, pp. 80-90. (in Russian)

19. Zepra F. Diplomacia energetica de Venezuela se orienta hacia la integracion y la multipolaridad, El tiempo, 2007. Available at: http://www.eltiempo. com/archivo/documento/CMS-3563332

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Sinopec y PDVSA invertiran 14.000 millones dolares campo petrolero venezolano. El pais, 2013. Available at: http://economia.elpais.com/economia/2013/09/ 17/agencias/1379443955_983980.html

21. Nikolaeva L.B. Venezuela. Oil and national interests Latinskaya Amerika [Latin America], 2005, no. 12, pp. 44-55. (in Russian)

22. Vavilov A. OPEC: the limits of the possible. Mirovaya energeticheskaya politika [World Energy Policy], 2003, no. 7, pp. 22-25. (in Russian)

23. Miranda C., Medinaceli M. La Crisis Internacional Y Los Hidrocarburos. Coloquios Economicos, 2010, no. 19, pp. 1-73.

24. Baptista A. Bases Cuantitativas de la Economia Venezolana: 1830-1990. Caracas, Fundacion Polar Publ., 1997. 338 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.