ДИПЛОМАТИЯ АТТИЛЫ
Р. Жанбулатова, А. Орынбекулы Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Потсдамский университет [email protected], [email protected]
С конца IV века нашей эры начинается распад Римской империи -крупнейшей державы древности. Ключевую роль в этом процессе играют вышедшие на историческую арену Евразии гунны. Гунны вторгаются в восточноевропейские степи и становятся основной угрозой для Римской империи. Несмотря на военную мощь империи гуннов, одной из форм общения римлян и гуннов при Аттиле становится дипломатия, так как он видит более выгодным для исполнения своих целей использование дипломатических методов, а не непосредственное применение военной силы.
Ключевые слова. Аттила, гунны, дипломатия, Византия, Римская империя.
Государство гуннов достигло особой славы при Аттиле.
Благодаря Аттиле государство номадов трансформировалось в империю, стало в один ряд с крупнейшими державами древности как в плане военно-политической мощи, так и в культурно-цивилизационном отношении, а правитель империи гуннов «самым выдающимся государственным деятелем всех тюрко-монгольских народов и одним из самых великих деятелей в истории Европы и всего мира» [1, 89].
Сведения о дипломатических отношениях между Аттилой и римлянами известны из книг Приска Панийского, историка той эпохи, который был довольно близок к дипломатическим кругам Константинополя. Что особенно важно, Приск был непосредственным участником ряда переговоров между Аттилой и византийскими правителями. Надо отметить, что труды Приска описывают обширные дипломатические связи гуннов и римлян, в них имеются интересные сведения об условиях договоров, личные характеристики правителей и послов и другие данные.
В частности, Приск подробно описал как шла организация одного из посольств императора Феодосия II к гуннам в 433 г. Встреча послов императора с гуннами произошла недалеко от границы вблизи города Маргус, в Верхней Мезии [2].
Описывая политический портрет Аттилы, Приск дает его характеристику как могущественного, грозного и предусмотрительного правителя, который ведёт активную международную политику. В частности, из слов Приска становится ясно, что, несмотря на военную мощь гуннов, Аттила часто воздерживается от открытого разрыва отношений с Византией.
Тем не менее, гунны с целью устрашения периодически вторгались на террритории Византии. Невзирая на Маргусский договор 435 г. и стабильную выплату дани (Аттила вынудил византийского императора Феодосия выплачивать ежегодную дань в двойном размере (700 ливров золотом, то есть 230 кг), гунны разрушили многие города на границе Римской империи.
Маргусский договор действовал около 7 лет, что позволило гуннам направить свои усилия против германских племен. К примеру, они по просьбе Аэция захватили Бургундское королевство на Рейне в 437 году и вынудили бургундов искать спасение в Галлии вблизи Роны.
Однако в 446 году римляне отказываются от выплаты дани и это подталкивает Аттилу к новому нападению на земли Восточной Римской империии. Гунны завоевывали шаг за шагом города на Балканах, что поставило Константинополь перед необходимостью заключить мир на их условиях.
В хронике Марцеллина Комита говорится, что «в страшной войне, намного более тяжёлой, чем первая, Аттила почти всю Европу стёр в пыль» [3].
После битвы при Херсонесе и угрозы новой осады Константинополя, при посредничестве посла Анатолия, римского консула, правитель Константинополя вынужден согласиться на мирный договор.
Согласно унизительному Анатолийскому договору, по словам Приска, обе стороны принесли клятву соблюдать договор, каждая по обычаю своих предков. «Они помирились на том, чтобы гуннам были выданы беглецы и дано было шесть тысяч ливров золота (2 тонны!) согласно прежним условиям; ежегодная дань была условлена в две тысячи сто ливров золота; за каждого римского военнопленного, бежавшего и перешедшего без выкупа в свою землю, должно быть выдаваемо по оценке двенадцать золотых, а в случае неуплаты принявшие беглеца обязаны выдавать его; римляне не должны принимать ни одного варвара, бежавшего к ним» [4, с.610].
Империя вынуждена уступить Аттиле территорию от современного Белграда до нынешней Чистовы и полоску земли от Дуная до Ниша [5].
По мере усиления гуннской державы крепнет и ее дипломатия. В ходе переговоров с Византийской империей Аттила заимствует ее дипломатическую практику. К примеру, для ведения переговоров он использовал опытных в этих делах римлян из захваченных им областей. Приск сообщает, что у Аттилы также был присланный ему Аэцием писарь Констанций, который составлял для него грамоты [4, с.605].
Кроме того, Аттила требовал, чтобы для переговоров присылали к нему посланников «самых значительных, из имеющих консульское достоинство». В 449 г. к нему были отправлены патриции Анатолий и Ном. «Анатолий и Ном со спутниками, переправившись через Истр, проехали до реки Дренкона и вступили в Скифию; ибо Аттила из уважения к ним встретил их в этой местности, чтобы не утомлять их длинной дорогой. Сначала он говорил надменно, но потом прельстился множеством даров и, смягченный почтительными речами, поклялся хранить мир на прежних условиях, удалиться из ограничиваемой Истром римской области и не беспокоить больше императора из-за беглецов, если только римляне не будут снова принимать других беглецов от него» [4, с. 620].
Анатолию и Ному, таким образом, удалось добиться от Аттилы обещания вернуть империи придунайские земли и урегулировать вопрос с выдачей «перебежчиков».
Следует заметить, что при дворе Аттилы соблюдается характерная для этой эпохи дипломатическая практика: происходил обмен подарками и, как правило, по случаю прибытия дипломатических миссий устраивалось пиршество.
Итак, гунны прекрасно знают современные им обычаи в посольском деле. Все эти традиции и обычаи Аттила освоил еще в юнасти, когда был, как пишет М. Бувье-Ажан, почетным заложником - гостем при «императорской курии» в 13-17 лет. На таких «гостей», согласно М. Бувье-Ажану, «распространялся своего рода дипломатический иммунитет. Они были не пленниками, а гостями, которых один правитель принимал у себя по просьбе другого правителя в знак высокого расположения» [6]. Будучи таким «гостем» при римском дворе, Аттила «узнал о многом, что могло бы помочь ему в возможной борьбе с империей. Познакомился с влиятельными людьми, начиная с самого Гонория и заканчивая его министрами, фаворитами, полководцами и дипломатами. Он развил собственное врожденное чутье дипломата, которое особенно отмечали все его биографы». Он «должен был всегда и везде оставаться дипломатом: в оттенках поведения, в осознании важности внешнего облика, в выборе послов, в торжественности или разгульном веселье приемов, в грубом нажиме или тонкостях заключаемых договоров» [6].
Действительно, как отмечает французский историк Рене Груссе, для Атиллы «дипломатия имела преимущество перед войной. А в своих войнах он проявлял себя не столько как полководец, сколько как правитель, руководитель» [5]. Константинополь, в свою очередь, приспосабливается к обычаям гуннов. Так, Приск рассказывает, что, когда к гуннам прибыло посольство императора Феодосия II, Аттила и Бледа заявили, что желают вести переговоры, не сходя с лошадей. «Римские послы, заботясь о своем достоинстве, имели с ними свидание также верхом», - пишет Приск [3].
Также гунны соблюдают и право дипломатической неприкосновенности. У Приска есть рассказ о том, как римляне пытались убить Аттилу. Узнав об этом гнусном заговоре, Аттила ограничился выкупом, пощадил ответственного за исполнение заговора константинопольского переводчика Вигилу. Аттила обратился к Вигиле с гневной речью, заявив, что его стоило бы посадить на кол и бросить на расклевание птицам, если бы этим не нарушались права посольства
[3].
Приск замечает, что гунны, используя некоторые обычаи римской дипломатии, старались извлечь из них для себя пользу. После заключения мира с Анатолием Аттила отправил послов в Восточную Римскую империю, в очередной раз требуя выдачи перебежчиков. Приск пишет, что посланники были «приняты, осыпаны дарами и отпущены с объявлением, что никаких перебежчиков у римлян не было. В ответ было послано второе посольство, а затем третье и четвертое. Аттила, «зная щедрость римлян», посылал в Константинополь одного за другим своих приближенных, дабы они были осыпаны дарами двора. И к тому «придумывал разные пустые причины и предлоги» [2]. Но это были отнюдь не «пустые причины». Как видим, каждое посольство от гуннов поднимало, в первую очередь, вопрос о «перебежчиках», поскольку именно эта проблема была важна для гуннов.
Аттила также был активен на дипломатическом поприще, решая проблемы контроля безопасности караванных путей. Самый первый договор Аттилы с Константинополем был посвящен и требованиям безопасной торговли. Гуннская земля должна была теперь простираться по течению Дуная от Паннонии до Нов Фракийских, а в ширину на пять дней пути. При этом торговля, которая всегда происходила на границе, должна была теперь быть перенесена, в город Наисс, который как раз и отстоял от Дуная на пять дней пути. Однако, при заключении мира в 450 г. Аттила отказался от этих требований и «обязался уступить римлянам землю, которая граничит с Истром» [4].
Аттила также участвует в переговорных процессах и дипломатическом улаживании межгосударственных конфликтов Северном Причерноморье и на Кавказе. Он установил связи с восточными хуннами Центральной Азии и даже с Китаем, обеспечив таким образом безопасность восточных границ своей державы [6].
Согласимся с Э.Гиббоном, что Аттила, возглавивший гуннскую державу в зрелых летах, свои завоевания подкреплял не столько личной храбростью, сколько своим умом, и он с пользою для себя променял репутацию отважного воина на репутацию предусмотрительного правителя [7].
В июле 450 года скончался император Феодосий. Не обращая внимания на отказ нового восточного императора Марциана соблюдать договоренность о выплате дани, для решения более срочных для Аттилы дипломатических задач в 451 г. гуннское войско двинулось вверх по Дунаю, а затем на север вдоль берегов Рейна и вторглось в Галлию.
Современник этиъ событий, поэт Сидуан Апполинер, называвший Аттилу Царем Севера пишет (http://remacle.org/bloodwolf/historiens/sidoine/poesies7.htm):
« Внезапно варварские народы хлынули в Галлию. Гелон сопровождает воинственного ружа; затем идет свирепый гепид; бургунд толкает сзади скира; шун, беллонот, невр, бастерн, тюринг, брюктер, страну которого омывают волны мутного Ницера, франк — вот вторгиеся вместе народы. Герцинские леса попали под топор, превратились в барки и перекрыли Рейн плавучими мостами. Аттила бчстро покрыл своими ужасными легионами поля Бельгии. »
К этому списку следует добавить многочисленных остроготов - давних вассалов гуннов, тюркских и других степных подданных и союзников, а Амедее Тьери добавляет герулов, сюевов и многих других [6].
В апреле 451 года гуннами захвачены Мец, Лан, Сен-Кантен, Реймс. Осажден Париж, но затем Аттила быстро снимает осаду по всей вероятности по договоренности с Женевьевой. Дальнейшее продвижение его войск было связано с успешной осадой Орлеана, выплатившей дань после переговров Аттилы с епископом Ананиусом (Эньаном), однако 14 июня к Орлеану подошли соединённые армии Аэция и короля вестготов Теодориха [6].
Карта наступлений Аттилы 451 года
Аттила с богатыми трофеями отошёл на Каталаунские поля (более 200 км к востоку от Орлеана), перейдя на правый берег Сены, вероятно, в городе Труа. Согласно легенде, во время встречи Аттилы с епископом города Труа, вышедшем просить о пощаде жителей, в ответ на его слова: «Я Лу, человек божий», Аттила произнес на латыни следующие слова: «Ego sum Attila, flagellum Dei» («Я Аттила, бич божий»).
К северу от Труа, на обширной равнине в современной провинции Шампань состоялась «битва народов». Историки предполагают день сражения в диапазоне от конца июня до начала июля 451 года.
В результате этого грандиозного спажения на Каталаунских полях обе стороны понесли тяжёлые потери, погиб король вестготов Теодорих I [8]. Аттила принял решение отступить на ночь в свой укрепленный лагерь. Исход сраэжения был неясен, но вновь избранный королём вестготов Торисмунд увел свою армию с поля боя в Тулузу, чтобы обезопасить свою власть от братьев. После этого Аэций дал приказ об отступлении.
jfr *j Giigori Tomski
Vie 27juillet'G
Битва на Каталаунских полях [451) и ее загадки [ночное исчезновение Аэция, легенда о «костре Аттилы» и др.)
YOUTUBE.COM
Сражение
В следующем году Аттила совершил успешный поход в Северную Италию, где были захвачены Аквилея, Милан и еще многие города, но после прибытия папского посольства в ставку Аттилы 5-6 июля 452 года и встречи Аттилы с Папой Львом 1, он объявляет об отказе от захвата Рима и выводе войск из Италии. Они договариваются о выплате дани гуннам в пятилетний срок [6].
После возвращения из похода на Италию Аттила вновь стал угрожать Восточной Римской империи, требуя дань, оговорённую с покойным императором Феодосием. Император Марциан пробует договориться с вождём гуннов, посылает подарки, однако Аттила отказывается от них.
Г. Томски уверен, что Аттила был автором проекта создания Римско-Гуннской империи, причем он предпринимал последовательные действия по его реализации и только относительно ранняя и неожиданная смерть помешала реализации им этого проекта [1, 26]. Такова же позиция французских историков М.Бриона и М. Бувье-Ажана. Так, М. Брион пишет: «Государственные деятели, к какой бы нации они не принадлежали, не могут сегодня отрицать, что планом этого царя, одного из самых великих правителей в истории мира, было
европейское единство» [9,162], Ему вторит М. Бувье-Ажан, объясняя такие планы договоренностью между Аттилой и Аэцием: «Не исключено, что в те времена распространения носителей титулов августа и цезаря, эти два гениальных гордеца думали вместе доминировать над миром, либо разделить функции и сферы влияния» [6, 78].
Источники
1. Томский Г.В. О роли Аттилы в мировой истории: темы для исследований // CONCORDE, 2022, N 4, с. 25-93.
2. Сказания Приска Панийского, Пер. С. Дестуниса // Ученые записки 2-го отделения Императорской Академии наук. Кн. 7. Вып. 1. СПб., 1861. С. 408-457.
3. Марцеллин А. Римская история, Пер. Ю. А. Кулаковского, А. И. Сонни; под ред. Л. Ю. Лукомского. СПб.: Алетейя, 1994.
4. Приск Панийский. Готская история // Microsoft Word -latyshev._izvestiya_drevnih_pisatelej_grecheskih_i_latinskih_o_skifii_i_kavkaze._1890.doc (apsnyteka.org)
5. Grousset R. L 'Empire des steppes. - Payot, 1965. - 656 р.
Рене Груссе. Степные кочевники, покорившие мир. Под властью Аттилы, Чингисхана, Тамерлана // https://flibusta.su/book/61166-stepnyie-kochevniki-pokorivshie-mir-pod-vlastyu-attilyi-chingishana-ta/
6. Бувье-Ажан Морис. Аттила. Бич божий. - Молодая гвардия, 2003.
https://www.litmir.me/a/?id=62432
7. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи, (перевод с английскаго В. Н. Неведомского) Часть 3. - Москва: издание К. Т. Солдатенкова, 1883.
https://librebook.me/history_of_the_decline_and_fall_of_the_roman_empire/vol1/1
8. Иордан. О происхождении и деяниях гетов: Getica. СПб.: Алетейя, 2001.
9. Brion M. Theodoric, roi des Ostrogoths. - Tallandier, 1979. - 365 p.