Научная статья на тему 'ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ'

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / КОНСУЛ / ИНОСТРАННЫЕ ЛИЦА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС / DIPLOMATIC SERVICE / CONSULAR OFFICER / FOREIGN PERSONS / INTERNATIONAL CIVIL PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гинзбург Ирина Владимировна, Аграшева Ольга Евгеньевна

Данная статья посвящена вопросу участия дипломатических служащих в гражданском и арбитражном судопроизводстве по делам с иностранным элементом. Цель работы - выявить варианты дипломатического участия в международном гражданском процессе, а также особенности и проблемы, связанные с ним. В ходе исследования было установлено, что возможности дипломатического участия в судебном разбирательстве наиболее полно и подробно отражены в международных актах, а именно, в Венских конвенциях о дипломатических и консульских сношениях. Как показал анализ российского законодательства, национальные нормативно-правовые акты, призванные конкретизировать отдельные процессуальные формальности такого участия, не всегда регламентируют его в полной мере, что на практике порождает определённые трудности как для участников процесса, так и для суда. Проанализировав российское национальное процессуальное законодательство, отдельные акты внутреннего процессуального законодательства некоторых стран Содружества Независимых Государств, а также действующие правовые акты международного характера в сфере дипломатической службы, авторы формулируют ряд выводов: российское законодательство предусматривает дипломатическое участие в международном гражданском процессе в рамках института представительства и в качестве самостоятельного (личного) участия в собственных интересах; подобная двойственность проявляется не во всех странах даже на территории Содружества Независимых Государств; нерешённым в российском праве остаётся вопрос о природе консульского представительства; дипломатический (в том числе консульский) иммунитет от гражданской юрисдикции имеет определённые изъятия, которые перечислены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и актах национального законодательства - ГПК РФ и АПК РФ, положения которых в данном вопросе подчиняются международным правовым актам.The article considers the question of diplomatic service participation in civil and arbitral proceedings of the cases with a foreign element. The purpose of the article is to find out the main variants of diplomatic participation in the international civil procedure, and also the specialties and problems, connected with it. In the study it was found that the possibilities of diplomatic participation in court proceeding is most fully disclosed in the international acts, such as Vienna Conventions on Diplomatic and Consular Relations. The analysis of the Russian legislation system showed that the national regulatory legal acts, which should define the procedural routine of such participation more specifically, do not always regulate it fully. In judicial practice this fact generates some difficulties both for the participants of the procedure and the trial. After analyzing the Russian national procedural legislation, some particular acts of the inner procedural legislation of the several members of the Commonwealth of Independent States (CIS), and the actual international legal acts regulating the diplomatic service, the authors formulate a number of conclusions. First of all, the Russian legislation allows the diplomatic participation in the international civil procedure as a part of the representation institute and as a separate (personal) participation in their interests. Such a duality appears not in all the countries even within the territory of the CIS. Secondly, the question of the consular representation nature in the Russian law remains unresolved. Thirdly, diplomatic (and, in particular, consular) immunity from civil jurisdiction has some exceptions, which are listed in Vienna Convention on Diplomatic Relations (1961), Vienna Convention on Consular Relations (1963), and national legislation acts - Civil Procedure Code of the Russian Federation and Arbitral Procedure Code of the Russian Federation. The provisions of the last two acts upon this question conform to the international legal actsThe article considers the question of diplomatic service participation in civil and arbitral proceedings of the cases with a foreign element. The purpose of the article is to find out the main variants of diplomatic participation in the international civil procedure, and also the specialties and problems, connected with it. In the study it was found that the possibilities of diplomatic participation in court proceeding is most fully disclosed in the international acts, such as Vienna Conventions on Diplomatic and Consular Relations. The analysis of the Russian legislation system showed that the national regulatory legal acts, which should define the procedural routine of such participation more specifically, do not always regulate it fully. In judicial practice this fact generates some difficulties both for the participants of the procedure and the trial. After analyzing the Russian national procedural legislation, some particular acts of the inner procedural legislation of the several members of the Commonwealth of Independent States (CIS), and the actual international legal acts regulating the diplomatic service, the authors formulate a number of conclusions. First of all, the Russian legislation allows the diplomatic participation in the international civil procedure as a part of the representation institute and as a separate (personal) participation in their interests. Such a duality appears not in all the countries even within the territory of the CIS. Secondly, the question of the consular representation nature in the Russian law remains unresolved. Thirdly, diplomatic (and, in particular, consular) immunity from civil jurisdiction has some exceptions, which are listed in Vienna Convention on Diplomatic Relations (1961), Vienna Convention on Consular Relations (1963), and national legislation acts - Civil Procedure Code of the Russian Federation and Arbitral Procedure Code of the Russian Federation. The provisions of the last two acts upon this question conform to the international legal acts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ»

12. ГРАЖДАНСКИМ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫМ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)

УДК 341.7:341.215.4

12.1. Дипломатическое участие в международном гражданском процессе

©Гинзбург Ирина Владимировнаa ©Аграшева Ольга Евгеньевна b

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г.Саранск, Россия a Irinag88@list.ru b olyagrash@mail.ru

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу участия дипломатических служащих в гражданском и арбитражном судопроизводстве по делам с иностранным элементом. Цель работы - выявить варианты дипломатического участия в международном гражданском процессе, а также особенности и проблемы, связанные с ним. В ходе исследования было установлено, что возможности дипломатического участия в судебном разбирательстве наиболее полно и подробно отражены в международных актах, а именно, в Венских конвенциях о дипломатических и консульских сношениях. Как показал анализ российского законодательства, национальные нормативно-правовые акты, призванные конкретизировать отдельные процессуальные формальности такого участия, не всегда регламентируют его в полной мере, что на практике порождает определённые трудности как для участников процесса, так и для суда. Проанализировав российское национальное процессуальное законодательство, отдельные акты внутреннего процессуального законодательства некоторых стран Содружества Независимых Государств, а также действующие правовые акты международного характера в сфере дипломатической службы, авторы формулируют ряд выводов: российское законодательство предусматривает дипломатическое участие в международном гражданском процессе в рамках института представительства и в качестве самостоятельного (личного) участия в собственных интересах; подобная двойственность проявляется не во всех странах даже на территории Содружества Независимых Государств; нерешённым в российском праве остаётся вопрос о природе консульского представительства; дипломатический (в том числе консульский) иммунитет от гражданской юрисдикции имеет определённые изъятия, которые перечислены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и актах национального законодательства - ГПК РФ и АПК РФ, положения которых в данном вопросе подчиняются международным правовым актам.

Ключевые слова: дипломатическая служба, консул, иностранные лица, международный гражданский процесс.

Для цитирования: Гинзбург И.В., Аграшева О.Е. Дипломатическое участие в международном гражданском процессе // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №7. С. 171-177.

Diplomatic participation in the international civil procedure

©Ginzburg Irina Vladimirovna a ©Agrasheva Olga Evgenievna b

Mordovian state university named after N.P.Ogarev, Saransk, Russia a Irinag88@list.ru b olyagrash@mail.ru

Abstract

The article considers the question of diplomatic service participation in civil and arbitral proceedings of the cases with a foreign element. The purpose of the article is to find out the main variants of diplomatic participation in the international civil procedure, and also the specialties and problems, connected with it. In the study it was found that the possibilities of diplomatic participation in court proceeding is most fully disclosed in the international acts, such as Vienna Conventions on Diplomatic and Consular Relations. The analysis of the Russian legislation system showed that the national regulatory legal acts, which should define the procedural routine of such participation more specifically, do not always regulate it fully. In judicial practice this fact generates some difficulties both for the participants of the procedure and the trial. After analyzing the Russian national procedural legislation, some particular acts of the inner procedural legislation of the several members of the Commonwealth of Independent States (CIS), and the actual international legal acts regulating the diplomatic service, the authors formulate a number of conclusions. First of all, the Russian legislation allows the diplomatic participation in the international civil procedure as a part of the representation institute and as a separate (personal) participation in their interests. Such a duality appears not in all the countries even within the territory of the CIS. Secondly, the question of the consular representation nature in the Russian law remains unresolved. Thirdly, diplomatic (and, in particular, consular) immunity from civil jurisdiction has some exceptions, which are listed in Vienna Convention on Diplomatic Relations (1961), Vienna Convention on Consular Relations (1963), and national legislation acts - Civil Procedure Code of the Russian Federation and Arbitral Procedure Code of the Russian Federation. The provisions of the last two acts upon this question conform to the international legal acts

Keywords: diplomatic service, consular officer, foreign persons, international civil procedure.

For citation: Ginzburg I. V, Agrasheva O.E. Diplomatic participation in the international civil procedure // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №7. Pp. 172-177. (in Russ.).

Введение

Дипломатия - это ведение международных отношений посредством переговоров1. Традиционными профессиональными акторами дипломатии выступают дипломаты - официальные лица, занимающееся дипломатической службой. Отличительной особенностью такой службы является наличие привилегий и иммунитетов. Их можно подразделить на те, что носят личный характер, т.е. рассчитаны на конкретных работников и членов их семей, и те, что присущи дипломатическим представительствам за рубежом, т.е. органам, в которых дипломатические работники несут свою службу. Все они влияют на формирование особого правового положения дипломатов.

Таким образом, в силу специфики своих прав и обязанностей данная категория государственных гражданских служащих в зависимости от ситуации может выступать в судебном процессе в разном качестве. С одной стороны, они могут быть официальными представителями иностранных лиц, а с другой - могут сами стать теми участниками, которые имеют по делу собственный интерес. Однако, мы не можем с уверенностью утверждать, что во всех существующих на сегодняшний день правовых системах подобное двойственное положение дипломатических служащих настолько очевидно. Даже если мы обратимся к опыту стран СНГ, которые в силу исторического развития имеют много общего с правовой системой современной России, (а применительно к тематике нашего исследования, как минимум, ключевые международные акты о дипломатической и консульской службе действуют в странах СНГ в силу правопреемства от СССР) то в их национальных правовых актах мы увидим разное понимание вопроса о положении дипломатического служащего в международном гражданском процессе.

Так, например, положения ГПК Республики Беларусь в данном вопросе представляются наиболее аналогичными российским. В разделе X ГПК РБ говорится об основных правилах международного гражданского процесса, в частности, в статье 552 предусмотрена возможность консульского представительства, а статьи 554 - 559 освещают особенности действия дипломатического иммунитета2. Однако, законодательства Украины и Республики Молдовы устроены немного иначе. В разделе XI ГПК Украины вообще нет специальных положений ни о дипломатическом иммунитете, ни о консульском представительстве. А исходя из положений статей 59 и 60, мы можем сделать вывод, что в процессе возможны два основных типа представителей -законные, т.е. родители, усыновители, опекуны и иные

1 Sir Harold George Nicolson. Diplomacy. Georgetown, Institute for the Study of Diplomacy, 1988. P. 1.

2 Грамадзянск працэсуальны кодэкс Беларуси 11.01.1999г. №238-3 [Электронный ресурс]. Доступ из нац. прав. портала Pravo.by.

3 Цив^ьний процесуальний кодекс УкраТни. 18 березня 2004

року. №1618-IV [Электронный ресурс]. Доступ из главного прав.

портала Лга: закон.

лица для малолетних в возрасте до 14 лет и недееспособных граждан, и адвокаты. Есть дополнения для трудовых и малозначительных споров, но, тем не менее, консульское представительство не предусмотрено вовсе3. Аналогичные выводы мы делаем, обращаясь и к Хозяйственному процессуальному кодексу Украины (аналог АПК). К похожим выводам можно прийти, проанализировав ГПК Республики Молдовы: если о дипломатическом иммунитете в дополнение к международным актам говорится и в статье 457 Кодекса, то в отношении представительства вновь возникают вопросы. Специальных норм Кодексом не предусмотрено, а из положений статьи 75 следует, что интересы физических лиц в процессе могут представлять адвокаты и адвокаты-стажёры, а также супруг, родители, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, при условии, что таковые имеют высшее юридическое образование и уполномочены нотариально удостоверенной доверенностью. Интересы юридических лиц могут представлять адвокаты, адвокаты-стажёры, органы управления юридического лица или его иные уполномоченные служащие4.

Таким образом, в целях получения наиболее достоверных и объективных выводов, в данной работе мы рассмотрим вопрос о дипломатическом участии в международном гражданском процессе с позиции одного конкретного законодательства - российского.

Консульское представительство в суде

Институт дипломатического представительства стал необходимостью на фоне активного развития идей о государственном суверенитете и постепенного усиления контроля над индивидами, находящимися под юрисдикцией соответствующих государств5.

Сегодня вопросами представительства граждан в иностранных судах занимаются консульства, что следует непосредственно из международных правовых актов, основным из которых является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года6. В отношении такого представительства существуют определённые условия. Так, например, соблюдая порядок государства пребывания, консул обеспечивает представительство гражданина в суде, в случаях, когда гражданин не имеет возможности самостоятельно осуществить защиту своих прав и интересов. Если же такая возможность есть, гражданин всё равно сохраняет за собой право на обращение к консульству. Однако, в обоих случаях, консульство не может действовать вопреки желанию гражданина - если последний имеет возражение относительно консульского участия, то консульство не вправе выступать от имени такого гражданина. Подобное правило распространяется и на ситуации, когда

4 Codul de procedura civila al Republicii Moldova, din 30.05.2003. N225 [Электронный ресурс]. Доступ из государственного реестра правовых актов.

5 Григорьева О. Г. Полномочия органов внешних сношений в сфере сотрудничества с зарубежными странами по гражданским делам // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. С. 303.

6 Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

гражданина, обратившегося за помощью к консульству, задерживают в стране пребывания (например, во исполнение судебного решения). В таком случае, соответствующие органы страны пребывания уведомляют консульство о факте задержания в порядке, предусмотренном статьёй 36 Венской концепции, если гражданин потребует такого уведомления. Как следствие, и в дальнейшем представители консульства могут предпринимать какие-либо меры в отношении задержанного (например, посещать его, вести переписку, назначать адвоката и т.п.) только с согласия гражданина. Как правило, порядок действий консула в таких ситуациях фиксируется уже через двусторонние международные соглашения о правовой помощи. Однако, что касается непосредственно представительства граждан в иностранных судах, то подробно этот вопрос необходимо рассматривать применительно к каждому конкретному государству отдельно, поскольку из смысла положений Венской конвенции следует, что в подобная деятельность консула регламентируется через национальные процессуальные кодексы.

В качестве примера обратимся к ГПК РФ и АПК РФ. В обоих кодексах есть главы, посвящённые институту представительства. Однако, если мы будем постатейно рассматривать их содержание, то не увидим там консулов или иных дипломатических служащих в качестве лиц, имеющих право выступать в качестве представителей. Данный факт свидетельствует не о том, что на территории РФ консулы не могут представлять интересы иностранных граждан, а о том, что особенности подобного представительства предусматриваются международными соглашениями, но при этом, вопрос о его природе в рамках системы национального права не урегулирован.

Так, например, на основании положений главы 5 ГПК РФ, мы можем утверждать, что консулы могут выступать представителями иностранных граждан в качестве иных оказывающих юридическую помощь лиц, имеющих высшее юридическое образование7. Однако, из Приказа МИД России от 26.12.2018 г. № 24947 «Об утверждении Примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации» следует, что должность консула требует наличия профессиональных знаний в области российского законодательства, однако, о наличии высшего юридического образования в Приказе не говорится8. Следовательно, возможна ситуация, при которой консула, не имеющего высшего юридического образования, к подобной категории представителей отнести нельзя. В таком случае, стоит обратить внимание на два других варианта представительства - законное и назначаемое судом. Так, консульское представительство, с одной стороны, можно воспринимать как разновидность законного, поскольку в круг кон-

7 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят 23 октября 2002 года. №138-Ф3 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2002. №46. Ст. 4532.

8 Приказ МИД России от 26.12.2018 г. № 24947 «Об утверждении Примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации»

9 Киселёва Я. В. Консул как участник гражданских процессуаль-

ных правоотношений // Современные тенденции развития граж-

данского и гражданского процессуального законодательства и

практики его применения. 2018. №5. С. 244.

сульской компетенции входит представление интересов несовершеннолетних и не обладающих полной дееспособностью, в частности, вопросы установления опеки или попечительства. Более того, если рассматривать законное представительство шире, нежели представительство несовершеннолетних и не обладающих полной дееспособностью, то можно констатировать, что поскольку возникновение консульского представительства связано с прямым указанием положений нормативно-правового акта (международного договора), то оно вновь должно восприниматься как законное. С другой стороны, ни Венская конвенция о консульских сношениях, ни двусторонние международные соглашения не отрицают возможности консульского представительства иностранных лиц, лишённых возможности защищать свои права и интересы в силу таких обстоятельств, как, например, отсутствие в стране пребывания, неустановленное место нахождения и проч. В таком случае, консульское представительство приобретает черты назначаемого судом9, хотя, в соответствии с формулировкой статьи 50 ГПК РФ, речь идёт о назначении адвоката. В АПК РФ на основании статьи 61 можно выделить следующие категории представителей: руководители, действующие от имени организаций; законные представители; адвокаты; иные оказывающие юридическую помощь лица10. Таким образом, соотнося данные категории с рассмотренными на примере ГПК РФ, мы видим, что вопрос о месте консульских представителей в системе института представительства и в арбитражном производстве остаётся открытым. Данный вопрос представляется важным, поскольку его решение прямым образом влияет на такие процессуальные моменты, как оформление и подтверждение полномочий представителя (статьи 53 ГПК РФ и 61 АПК РФ). На важность данного вопроса и необходимости его единообразного понимания также указывают и в научной литературе1112.

Дипломатические работники как непосредственные участники процесса

Помимо того, что дипломатические работники могут выступать в качестве представителей иностранных граждан, они сами могут оказаться истцами или ответчиками по судебным делам в рамках международного гражданского процесса. Однако, не стоит забывать о том, что статус дипломатического работника особый -это не просто работа или профессия, это именно статус, который распространяет своё действие на многие аспекты жизни тех людей, которые таким статусом обладают. Основная особенность в рамках рассматриваемой нами тематики заключается в том, что и дипломатические представители, и члены их семей обладают иммунитетом, что закреплено в таких основополагающих в дипломатической деятельности международных актах, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года и Венская конвенция о консульских

10 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят 24 июля 2002 г. №95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №30. Ст. 3012.

11 Балашов А. Н., Шалагина М. А. Проблемные аспекты института судебного представительства в международном гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 8. С. 32-36.

12 Агаларова М. А. Представительство иностранных лиц в гражданском процессе // Вопросы российского и международного права. 2015. №8-9. С. 45.

сношениях 1963 года. Традиционно, выделяют два вида иммунитета - иммунитет представительства (неприкосновенность помещений, имущества, корреспонденции, архивов и т.д.) и личный иммунитет (неприкосновенность жилища, иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, иммунитет от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий и т.д.). Однако, в ряде случаев, когда в судебном разбирательстве участвует представительство, необходимо помнить ещё об одном иммунитете - государства. Объяснить эти случаи можно следующим образом:

структурно зарубежные представительства нельзя считать полностью независимыми и самостоятельными, поэтому, когда оно выступает ответчиком, фактическим ответчиком становится аккредитующее это представительство государство;

когда речь идёт о делах с участием иностранного государства, в качестве ответчика часто указывается не само государство, его представитель (и это не обязательно может быть конкретное дипломатическое представительство, может быть указано даже само министерство иностранных дел). В таких случаях, поскольку представитель выступает от имени государства, то и речь идёт об иммунитете государства, а не об иммунитете данного представителя.

Таким образом, в рамках международного гражданского процесса действие иммунитета проявляется в том, что он освобождает его обладателя от юрисдикции судов страны пребывания. Непосредственно феномен дипломатического иммунитета обосновался в международном праве по причинам, связанным с национальным интересом и суверенитетом: дипломатический служащий - это государственный гражданский служащий, и его основная деятельность заключена в достижении целей государственного значения, следовательно, данной категории лиц ничто не должно мешать в эффективном осуществлении своих функций. Поэтому иммунитет от гражданской, административной и уголовной юрисдикции позволяет дипломатическим работникам не являться в суд иностранного государства, не давать свидетельских показаний и т.д. Исходя из этого, можно предположить, что дипломатические служащие могут участвовать в международном гражданском процессе только в качестве представителей граждан своего государства. Однако, это не совсем так.

Во-первых, в обеих конвенциях указаны некоторые изъятия, исключения из общего правила. В Венской конвенции о дипломатических сношениях, в статье 31, говорится о дипломатических агентах - главах представительств или членах дипломатического персонала представительств (статья 1 конвенции)13. Они не могут воспользоваться иммунитетом, когда имеют место:

вещные иски, относящиеся к частному недвижимому имуществу на территории государства пребывания, за исключением владения от имени аккредитующего государства;

иски, касающиеся наследования, за исключением случаев, когда агент выступает исполнителем завещания, попечителем над наследственным имуществом, наследником или отказополучателем от имени аккредитующего государства,

иски, относящиеся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, находящейся за пределами официальных функций.

А консулы, согласно статье 43 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, не пользуются иммунитетом, когда имеют место14:

иски, вытекающие из договоров, по которым консул не принимает на себя обязательства агента представляемого государства;

иски третьей стороны по поводу вреда, причинённого в государстве пребывания в результате несчастного случая, вызванного дорожным транспортным средством, судном или самолётом.

Во-вторых, необходимо иметь в виду и конкретные правила национальных законодательств. Вновь обратимся к ГПК РФ. В статье 401 говорится, что дипломатические представители иностранных государств подлежат юрисдикции судов РФ по гражданским делам в пределах, которые определены общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами РФ15. То есть нормы национального законодательства в этом смысле подчиняются международным нормам. Если же мы обратимся к АПК РФ, то увидим, что в нём речь идёт об иностранных лицах в целом, дипломатические представители специальным образом не выделяются. О них речь идёт лишь в главах, посвящённых производству по делам с участием иностранного государства, то есть речь идёт о случаях, в которых дипломатические служащие выступают в качестве представителей иностранных государств (статьи 417.3 ГПК РФ и 256.3 АПК РФ).

На практике, иммунитет действует в подавляющем большинстве случаев - и дипломатические представительства, и дипломатические служащие от него не отказываются. Более того, когда речь идёт об исключениях, предусмотренных международными актами, основная сложность для подателя искового заявления состоит в том, чтобы доказать, что в данной конкретной ситуации дипломатический агент или консул действует как частное лицо. Судебная практика подобного характера не очень обширна, в отличие от трудовых споров, возникающих непосредственно между дипломатическим представительством и его сотрудником, который не является гражданином аккредитующего представительство государства1617.

Выводы

Проанализировав особенности регулирования вопроса дипломатического участия в производстве по делам с иностранным элементом, мы пришли к следующим выводам.

13 Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

14 Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

15 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят 23 октября 2002 года. №138-Фз // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2002. №46. Ст. 4532.

16 Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.05.2018 №33-8512/2018 по делу №2-26/2017 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

17 Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2020 по делу №88-11666/2020 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

Российское законодательство предусматривает два варианта дипломатического участия в международном гражданском процессе: самостоятельное (личное) и в рамках института представительства.

Подобная двойственность правового положения обозначенной категории лиц свойственна не всем существующим правовым системам.

В российском законодательстве не решён вопрос о природе консульского представительства, что на практике может вызывать вопросы относительно оснований подобного представительства.

Помимо традиционно выделяемых иммунитетов, связанных с дипломатической деятельностью (личный и иммунитет представительства), в делах с участием иностранного государства, представляемого дипломатическим служащим, вступает в силу действие иммунитета государства.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не является абсолютным и имеет определённые изъятия, закреплённые в актах национального и наднационального характера.

Список литературы:

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2020]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc _LAW_120761/. - Загл. с экрана.

2. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2020]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW _121141 /. - Загл. с экрана.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят 24 июля 2002 г. №95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. -№30.- Ст. 3012.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят 23 октября 2002 года. №138-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2002. - №46. - Ст. 4532.

5. Приказ МИД России от 26.12.2018 г. № 24947 «Об утверждении Примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2020]. - Режим доступа: http://www.consul-tant.ru/document/cons_ doc_LAW_316724/- Загл. с экрана.

6. Агаларова М. А. Представительство иностранных лиц в гражданском процессе / М. А. Агаларова // Вопросы российского и международного права. -2015. - №8-9. - С. 42-49.

7. Балашов А. Н., Шалагина М. А. Проблемные аспекты института судебного представительства в международном гражданском процессе / А. Н. Балашов, М. А. Шалагина // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - № 8. - С. 32-36.

8. Григорьева О. Г. Полномочия органов внешних сношений в сфере сотрудничества с зарубежными странами по гражданским делам / О. Г. Григорьева // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2016. - С. 303-309.

9. Киселёва Я. В. Консул как участник гражданских процессуальных правоотношений / Я. В. Киселева // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. - 2018. - №5. - С. 244-249.

10. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.05.2018 №33-8512/2018 по делу №226/2017 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.10.2020).

Заключение

Таким образом, дипломатическое участие в международном гражданском процессе может быть двух типов. Оба случая имеют ряд особенностей, и основные из них преимущественно закрепляются в актах международного характера, что обусловлено особым статусом дипломатических работников, который признаётся всеми государствами таковым в рамках международного права. Что же касается регламентации дипломатического статуса в международном гражданском процессе посредством актов национального законодательства (в нашей работе в качестве примера были рассмотрены ГПК РФ и АПК РФ), то оно требует, с одной стороны, согласования с международными актами, а с другой (как показал анализ отдельных положений), - более внимательного, детального закрепления относительно того процессуального порядка, который существует в судебной системе государства.

References:

1. Vienna Convention on Diplomatic Relations, 18.04.1961.

2. Vienna Convention on Consular Relations, 24.04.1963.

3. Commercial Procedure Code of the Russian Federation. N95-FL of July 24, 2002.

4. Civil Procedure Code of the Russian Federation. N138-FL of October 23, 2002.

5. Order of the Ministry of Foreign Affairs "On the adoption of the exemplary official regulations for federal state civil officers in diplomatic and consular missions of the Russian Federation". N24947 of December 26, 2018.

6. Agalarova M. A. Representation of foreign persons in civil procedure / M. A. Agalarova // The issues of Russian and international law. - 2015. - N8-9. - P.42-49.

7. Balashov A. N., Shalagina M. A. The problematic aspects of the institute of legal representation in the international civil procedure / A. N. Balashov, M. A. Shalagina // Arbitral and civil procedure. - 2008. - N8. - P.32-36.

8. Grigorieva O. G. The powers of external relations in cooperation with foreign countries in civil cases / O. G. Grigorieva // Business in law. Economic and legal journal. - 2016. - P. 303 - 309.

9. Kiseleva Ya. V. Consular officer as a participant of legal relations within the civil procedure / Ya. V. Kiseleva // Modern development tendencies in the civil legislation, the civil procedural legislation and the practice of its application. - 2018. - N 5. - P. 244 - 249.

10. The appeal decision of St. Petersburg city court. 14.05.2018. N 33-8512/2018. The case N 2-26/2017.

11. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2020 по делу №88-11666/2020 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.10.2020).

12. Грамадзянск працэсуальны кодэкс Беларуси 11.01.1999г. №238-3 [Электронный ресурс] // Pravo.by [национальный правовой портал Республики Беларусь]. -[Минск, 2020]. - Режим доступа: https://www.pravo.by/ document/?guid=3871 &p0=HK9900238. - Загл. с экрана.

13. Codul de procedura civila al Republicii Moldova, din 30.05.2003. N225 - [Электронный ресурс] // Registrul de Stat al actelor juridice al Republicii Moldova. - [Кишинёв, 2020]. -Режим доступа: http://lex.justice.md/index.php?action=view& view=doc&id=348338. - Загл. с экрана.

14. Цивтьний процесуальний кодекс УкраТни. 18 березня 2004 року. №1618-IV [Электронный ресурс] // Л^а: закон [главный правовой портал Украины]. - [Киев, 2020]. - Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/ l_doc2.nsf/link1/ T041618.html. - Загл. с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Sir Harold George Nicolson. Diplomacy. - Georgetown : Institute for the Study of Diplomacy, 1988. - 151 с.

11. The decision of the Sixth General Jurisdiction Court of Cassation. 22.05.2020. The case N 88-11666/2020.

12. Civil Procedure Code of the Republic of Belarus. N238-L of January 11, 1999.

13. Civil Procedure Code of the Republic of Moldova. N225 of May 30, 2003

14. Civil Procedure Code of Ukraine. N1618-IV of March 18, 2004.

15. Sir Harold George Nicolson. Diplomacy. - Georgetown : Institute for the Study of Diplomacy, 1988. - 151 c.

Рецензия

на статью «Дипломатическое участие в международном гражданском процессе», авторы: Гинзбург Ирина Владимировна, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», Аграшева Ольга Евгеньевна, магистрант направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», профиль «Юридическое сопровождение бизнеса» ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Статья Гинзбург И.В., Аграшевой О.Е. посвящена вопросу участия дипломатических служащих в гражданском и арбитражном судопроизводстве по делам с иностранным элементом. Следует согласиться с мнением авторов в том, что национальные нормативно-правовые акты, призванные конкретизировать отдельные процессуальные особенности дипломатического участия, не всегда регламентируют его в полной мере, что на практике порождает определённые трудности, как для участников процесса, так и для суда. В связи с этим, цель работы, выраженная в выявлении особенностей дипломатического участия в международном гражданском процессе, актуальна с точки зрения современных реалий.

Представленная статья носит научный характер. К достоинствам статьи можно отнести ее сравнительно-правовой характер. Авторы используют примеры из судебной практики, доктринальные походы представляющие интерес в контексте данного исследования.

Статья хорошо структурирована, выводы логичны, литература соответствует заявленной тематике.

Научная статья Гинзбург И.В., Аграшевой О.Е. «Дипломатическое участие в международном гражданском процессе» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода.

Научная статья прошла проверку в системе «Антиплагиат.ВУЗ», оригинальность работы составляет 83,2%.

Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Рецензент: заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П.Огарева» А.Р.Еремин

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 83,24%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Гинзбург Ирина Владимировна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». E-mail: Irinag88@list.ru. ORCID 00000003-4219-8345

Аграшева Ольга Евгеньевна, магистрант направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» («Юридическое сопровождение бизнеса»), ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». г. Саранск. E-mail: olyagrash@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS

Ginzburg Irina Vladimirovna, PhD (Law), Associate professor at Civil law and procedure department, Mordovian state university named after N.P.Ogarev. E-mail: Iri-nag88@list.ru. ORCID 0000-0003-4219-8345

Agrasheva Olga Evgenievna, master student, Mordovian state university named after N.P.Ogarev. E-mail: olyagrash@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.