Научная статья на тему 'Особенности нормативного правового обеспечения безопасности зарубежных органов внешних сношений иностранных государств на территории Российской Федерации'

Особенности нормативного правового обеспечения безопасности зарубежных органов внешних сношений иностранных государств на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / FIREARM / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ МИССИИ / DIPLOMATIC ASSIGNMENTS / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Феоничев Алексей Борисович

В статье рассматриваются пути повышения безопасности дипломатических и консульских представительств Российской Федерации за рубежом и зарубежных представительств на территории РФ посредством заключения международных соглашений, устанавливающих единые правила ввоза, вывоза и использования огнестрельного оружия, предназначенного для обеспечения безопасности дипломатических и консульских представительств аккредитованных на территории иностранных государств.The ways of safety improvement for the diplomatic and consular representations of the Russian Federation abroad and the foreign agencies in the Russian Federation by means of the conclusion of international contracts establishing the unified regulations for import, export and use of firearm serving the security maintenance of the diplomatic and consular representations accredited abroad are examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности нормативного правового обеспечения безопасности зарубежных органов внешних сношений иностранных государств на территории Российской Федерации»

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ ОРГАНОВ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Феоничев А. Б.

В статье рассматриваются пути повышения безопасности дипломатических и консульских представительств Российской Федерации за рубежом и зарубежных представительств на территории РФ посредством заключения международных соглашений, устанавливающих единые правила ввоза, вывоза и использования огнестрельного оружия, предназначенного для обеспечения безопасности дипломатических и консульских представительств аккредитованных на территории иностранных государств.

The ways of safety improvement for the diplomatic and consular representations of the Russian Federation abroad and the foreign agencies in the Russian Federation by means of the conclusion of international contracts establishing the unified regulations for import, export and use offirearm serving the security maintenance of the diplomatic and consular representations accredited abroad are examined.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, дипломатические миссии, безопасность.

Key Words: firearm, diplomatic assignments, security.

Современная международная практика показывает, что дипломатические представительства и консульские учреждения, являясь зарубежными органами внешних сношений, подвергаются постоянной угрозе нападения или захвата со стороны террористических организаций, а также групп лиц участвующих в массовых беспорядках.

В соответствии с международными нормативными правовыми актами, всякое государство пребывания обязано обеспечивать безопасность дипломатических и консульских представительств, аккредитованных на их территории. Так, статья 22 Венской конвенции «О дипломатических сношениях» указывает на то, что обеспечение безопасности диплома-тических и консульских представительств, как специальной обязанности принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства лежит на государстве пребывания.

В соответствии с указанным нормативным правовым актом российским законодательством определяется объем и порядок охраны дипломатических представительств, аккредитованных на территории России. При этом, обеспечение безопасности дипломатических представительств относится к исключительной компетенции «государства пребывания». Соответственно, вопросы, связанные с безопасностью дипломатических представительств и консульских

учреждений, аккредитованных на территории Российской Федерации, находятся в сфере нормативного правового регулирования Российской Федерации.

Следует отметить, что реализация международной обязанности по обеспечению безопасности зарубежных органов внешних сношений, возложенная международными нормативными правовыми актами на государства пребывания, в каждой стране осуществляется неодинаково. При этом, осуществление безопасности дипломатических и консульских представительств аккредитующих государств, осуществляется государством пребывания с целью обеспечение физической защиты представительств от нападения на здания и помещения и членов их персонала.

Вместе с тем, распространение террористических и иных угроз на современном этапе привело к тому, что ни одно государство не способно осуществлять безопасность дипломатических и консульских представительств, аккредитованных на их территории, таким образом, чтобы полностью исключить потенциальную возможность нарушения существующего режима безопасности указанных представительств.

Это, в свою очередь, побуждает аккредитующие государства принимать дополнительные меры по обеспечению дополнительной безопасности своих дипломатических и консульских представительств.

В то же время, реализация дополнительных мер обеспечения безопасности дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств не имеет достаточного нормативного правового обоснования.

Так, при реализации аккредитующими государствами мер, направленных на обеспечение безопасности своих зарубежных органов внешних сношений, расположенных на территории России, возникает ряд неурегулированных нормами международного публичного права вопросов. Одним из таких вопросов является отсутствие нормативного регулирования ввоза, хранения и использования огнестрельного оружия на территорию Российской Федерации для обеспечения дополнительной безопасности дипломатических представительств и консульских учреждений.

Анализ нормативных правовых актов показывает, что нормами международного права не устанавливается беспрепятственный ввоз сотрудниками дипломатических или консульских представительств огнестрельного оружия на территорию государства пребывания даже в целях обеспечения безопасности.

Вместе с тем в соответствии с международным обычаем, настоящее огнестрельное оружие находится на вооружении сотрудников внутренней охраны представительств, состоящей из военных либо полицейских подразделений, функционирующей в составе большинства дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, аккредитованных в том числе и на территории Российской Федерации. При этом вопросы ввоза, хранения, ношения и использования огнестрельного оружия сотрудниками внутренней охраны не регулируются ни действующими международными двусторонними, ни многосторонними договорами.

Следует отметить, что в соответствии с существующим международным обычаем, дипломатические представительства пользуются привилегией на организацию внутренней жизни по своему усмотрению и в соответствии с традициями и обычаями своей страны. Появление внутренней охраны традиционно относят к сфере, так называемой, разделенной ответственности государств по обеспечению безопасности дипломатических представительств.

Таким образом, можно отметить, что вопросы связанные с ввозом, хранением и использованием огнестрельного оружия сотрудниками внутренней охраны дипломатических представительств и консульских учреждений, аккредитованных на территории Российской Федерации, не имеет нормативного закрепления в международном публичном праве и является лишь международным обычаем, возникшим с молчаливого признания большинством государств.

В то же время, вопросы ввоза, хранения, ношения, и использования огнестрельного оружия, сотрудниками внутренней охраны дипломатических представительств и консульских учреждений, аккредитованных на территории России входят в противоречие с законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что традиционно, в соответствии с существующим международным обычаем, государство пребывания решает вопросы ввоза, хранения, ношения и использования сотрудниками внутренней охраны дипломатических представительств огнестрельного оружия, либо применяя нормы действующего национального законодательства, или путем издания специальных законов и инструкций в отношении персонала иностранных дипломатических представительств. Так, в Италии, Руанде, Судане и Турции персонал иностранных дипломатических представительств может хранить и носить огнестрельное оружие при условии получения разрешения в местных правоохранительных органах. В Китае и Канаде, персонал иностранных дипломатических представительств, также обязан регистрировать огнестрельное оружие, но ношение его за пределами дипломатического представительства запрещено. В ряде стран введено ограничение на ввоз определенных видов оружия, как правило, автоматического. Законодательство некоторых стран вообще запрещает ношение и хранение огнестрельного оружия сотрудниками дипломатических представительств.

В России нет единого нормативно-правового акта, регулирующего ввоз, хранение, ношение и использование огнестрельного оружия сотрудниками дипломатических представительств, аккредитованных на территории нашей страны. В соответствии с существующим в международной практике принципом взаимности через государственную границу пропускается только личное огнестрельное и холодное оружие, принадлежащее военным, военно-морским и военно-воздушным атташе при посольствах и их помощникам, дипломатическим курьерам, следующим с дипломатической почтой, причем указанным лицам разрешается провозить лишь по одному предмету холодного и огнестрельного оружия. За исключением указанных случаев, ввоз на территорию России оружия военных образцов, а также боеприпасов к ним запрещен.

Согласно Федеральному закону «Об оружии», иностранные граждане могут приобретать на территории Российской Федерации гражданское оружие по лицензиям, выданным органами внутренних дел на основании ходатайств дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из Российской Федерации не позднее пяти дней со дня приобретения оружия. Кроме того, запрещается ввоз на территорию Российской Федерации и использование на территории Российской Федерации всех видов, типов и моделей оружия иностранными гражданами в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и в иных целях, если это не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Нарушение же иностранными гражданами сроков вывоза оружия из Российской Федерации, а также порядка его ввоза на территорию Российской Федерации и использования на территории Российской Федерации влечет за собой изъятие и конфискацию этого оружия в установленном порядке. Кроме того, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации боевого, ручного, стрелкового и холодного оружия осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляются так же по разрешению Министерства внутренних дел Российской Федерации, а конструктивно сходных с оружием изделий - по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации после проведения сертификации указанного оружия, патронов к нему и конструктивно сходных с оружием изделий. При этом ввоз оружия на территорию Российской Федерации может осуществляться юридическими лицами - поставщиками, а его вывоз из Российской Федерации - юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия. Ввоз же оружия на территорию Российской Федерации и его вывоз из Российской Федерации иными лицами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации единичных экземпляров спортивного, охотничьего, газового оружия самообороны и пневматического оружия производятся с разрешения органов внутренних дел с учетом требований Федерального закона.

Вместе с тем, несмотря на существующие правила ввоза, вывоза и хранения иностранными гражданами оружия и боеприпасов к нему, внутренняя охрана дипломатических представительств и консульских учреждений, аккредитованных на территории нашей страны, вооружена незаконно ввезенным на территорию нашей страны полуавтоматическим и автоматическим огнестрельным оружием, провезенным через таможенные органы Российской Федерации без необходимого декларирования и оформления, как правило, под видом дипломатического груза, не подвергающегося досмотру.

Однако, как показывает анализ случаев нападения на дипломатические и консульские представительства, вооружение внутренней охраны огнестрельным оружием является неотъемлемым элементом обеспечения их безопасности. В то же время незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия сотрудниками внутренней охраны дипломатических и консульских представительств является уголовным преступлением, а соответственно проявлением неуважения к законам Российской Федерации, что является прямым нарушением международного законодательства.

Таким образом, существует объективное противоречие, возникшее между ввозом, в нарушении существующих правил, на территорию нашей страны огнестрельного оружия, и необходимостью обеспечения безопасности дипломатических и консульских представительств иностранных государств с его помощью.

Примером эффективного применения оружия сотрудниками внутренней охраны дипломатических представительств может служить следующий случай. В 2000 году на территорию посольства США в Москве в состоянии сильного алкогольного опьянения проник военнослужащий строительной части и пытался угнать находившийся на территории посольства США автомобиль, после чего был застрелен сотрудниками внутренней охраны.

Таким образом, оружие, используемое подразделениями внутренней охраны дипломатических представительств необходимо, прежде всего, для осуществления охраны территории дипломатических и консульских представительств от различного рода посягательств со стороны террористических организаций и отдельных лиц, направленных на нанесение ущерба представительству или его персоналу.

Таким образом, ввоз, приобретение и хранение огнестрельного, в том числе и автоматического оружия сотрудниками внутренней охраны является, с одной стороны, необходимым элементом обеспечения безопасности дипломатических и консульских представительств, аккредитованных на территории нашей страны, а с другой стороны, не имеет нормативного регулирования в международных или российских нормативных правовых актах.

Как представляется, данное противоречие может быть устранено, прежде всего, посредством внесения соответствующих изменений в закон «Об оружии», позволяющих законодательно закрепить вопросы, связанные с ввозом, хранением, ношением и использованием огнестрельного оружия сотрудниками внутренней охраны дипломатических и консульских представительств.

Это, в свою очередь, позволит разрешить вопросы, связанные с ввозом, хранением и ношением огнестрельного оружия на территории России. Кроме того, указанные поправки могут послужить основой для создания международного нормативного правового акта, регулирующего данный вопрос. Это позволит не только снять существующее противоречие, связанное с ввозом через таможенные пункты незарегистрированного огнестрельного оружия, но кроме этого осуществить его учет и регистрацию. Так российские правоохранительные органы на основе взаимности смогут обмениваться данными о находящихся в дипломатических и консульских представительствах

единицах огнестрельного оружия, включая их баллистические данные. Это, в свою очередь, позволит в случае хищения подобного оружия с территории представительства, а также его применения в случае нападения на помещения и персонал посольства или консульства, осуществить его идентификацию.

Следует отметить, что вопрос ношения, хранения и использования огнестрельного оружия относится также и к подразделениям охраны российских дипломатических и консульских учреждений, аккредитованных на территории иностранных государств. Примеров необходимости нормативного закрепления указанной меры обеспечения безопасности представительств более чем достаточно. Так, 3 июня 2007 года неизвестные вооруженные люди на двух машинах блокировали автомобиль с пятью сотрудниками российского посольства. В результате нападения один из них, Виталий Титов, получил смертельное ранение и был выброшен на проезжую часть. Еще четверо оказались захвачены террористами. Среди них находился третий секретарь посольства России в Ираке.

Однако не только Ближний Восток является зоной повышенной опасности для дипломатических представительств России. Так, 3 мая 2007 года МИД России передал ноту послу Швеции в Москве Юхану Муландеру в связи с нападением на российское посольство в Стокгольме. В указанной ноте указывается, что 2 мая 2006 года группа неизвестных лиц забросала камнями территорию российского посольства в Стокгольме, в результате чего были серьезно повреждены несколько автомобилей посольства. Российское посольство в Стокгольме выступило с официальным обращением к властям Швеции с просьбой принять меры по обеспечению безопасности дипломатической миссии.

Данные примеры показывают, что зарубежные органы внешних сношений Российской Федерации, также подвержены постоянной опасности нападения и захвата со стороны террористических организаций и иных лиц. Указанные факты свидетельствуют о взаимной необходимости российских представительств за рубежом, а также иностранных представительств на территории России в обеспечении огнестрельным оружием.

Необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание обеспечению безопасности зарубежных органов внешних сношений России.

Так, в июне 2007 года глава Национального антитеррористического комитета России выступил в Совете Федерации с инициативой о необходимости создания при российских посольствах кризисных штабов для борьбы с терроризмом. Официальный представитель МИД России Михаил Камынин пояснил, что данная структура призвана «разработать оперативный механизм по защите наших соотечественников за рубежом при возникновении чрезвычайных ситуаций, включая террористическую угрозу или стихийные бедствия». Кроме того, новая структура должна «прогнозировать ситуацию для своевременного принятия превентивных мер». Решение о введении подобной структуры в состав российских посольств направлено на выработку алгоритмов действий, а также анализ и прогноз возникающих угроз безопасности российским

представительствам за рубежом. Вместе с тем, вопрос о нормативном правовом обеспечении деятельности подразделений внутренней охраны дипломатических представительств и консульских учреждений на международном уровне, как и аналогичное обеспечение деятельности подразделений внутренней охраны иностранных представительств, аккредитованных на территории России, имеет не меньшее значение.

Соответственно, российским законодательным органам, необходимо рассмотреть существование террористических и иных угроз, в том числе и через призму неурегулированности вопроса обеспечения огнестрельным оружием российских органов внешних сношений, и соответственно вопросов, связанных с ввозом, хранением, ношением и использованием указанного оружия сотрудниками подразделений охраны, российских посольств и консульств за рубежом.

Реализация данной проблемы возможна, прежде всего, в рамках двусторонних соглашений между Российской Федерацией и иностранными государствами, с которыми у России установлены дипломатические и консульские отношения. Впоследствии возможна разработка и заключение международного соглашения, устанавливающего единые правила ввоза, вывоза и использования огнестрельного оружия, предназначенного для обеспечения безопасности дипломатических и консульских представительств, аккредитованных на территории иностранных государств.

Разрешение указанных вопросов позволит существенно повысить безопасность как российских дипломатических и консульских представительств за рубежом, так и аналогичных представительств иностранных государств, аккредитованных на территории Российской Федерации, а также снять противоречие между требованиями безопасности, предъявляемыми к зарубежным органам внешних сношений, и необходимостью их нормативного урегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.