Научная статья на тему 'ДИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ АФГАНИСТАНА'

ДИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ АФГАНИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ АФГАНИСТАНА / КОРИДОР "ЛАЗУРИТ" / МОРСКОЙ ПОРТ ЧАБАХАР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пойя Самеулла

В статье показано, что система транспортных коммуникаций Афганистана играет важную роль в интеграции транспортных сообщений региона.Разработка системы транспортного сообщения стала одной из самых приоритетных политико-экономических задач правительства. Ее решение прежде всего необходимо для развития торговли Афганистана с Центральной Азией, Китаем, Турцией, Ираном, Индией и Пакистаном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION PROCESSES IN THE CONTEXT OF AFGHANISTAN’S TRANSPORT COMMUNICATIONS DEVELOPMENT

The article shows that Afghanistan’s transport communications system plays an important role in integrating the region’s transport links.The development of a transport communication system has become one of the most important political and economic tasks of the Government. Its solution is primarily necessary for the development of Afghanistan’s trade with Central Asia, China, Turkey, Iran, India and Pakistan.

Текст научной работы на тему «ДИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ АФГАНИСТАНА»

Пойя Самеулла*

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ АФГАНИСТАНА

Poya Sameuliah**

INTEGRATION PROCESSES IN THE CONTEXT OF AFGHANISTAN'S TRANSPORT COMMUNICATIONS DEVELOPMENT

DOI: 10.31696/2227-5568-2021-01-100-107

Аннотация: В статье показано, что система транспортных коммуникаций Афганистана играет важную роль в интеграции транспортных сообщений региона.

Разработка системы транспортного сообщения стала одной из самых приоритетных политико-экономических задач правительства. Ее решение прежде всего необходимо для развития торговли Афганистана с Центральной Азией, Китаем, Турцией, Ираном, Индией и Пакистаном. Ключевые слова: транспортная коммуникация Афганистана, коридор «Лазурит», морской порт Чабахар.

Abstract: The article shows that Afghanistan's transport communications system plays an important role in integrating the region's transport links.

The development of a transport communication system has become one of the most important political and economic tasks of the Government. Its solution is primarily necessary for the development of Afghanistan's trade with Central Asia, China, Turkey, Iran, India and Pakistan. Key words: Afghanistan Transport Communications, Lazurit Corridor, Chabahar Seaport.

Сегодня, когда страны Азиатского региона обретают параметры устойчивого развития транспортных сообщений, решение задачи эффективного и всеобъемлющего развития путей сообщения Афганистана, как главного звена в формировании общей региональной транспортно-коммуникационной системы, чрезвычайно важно и выдвигается в число самых приоритетных проектов в политике как Афганистана, так и стран региона в целом.

Об актуальности развития автотранспортного и железнодорожного сообщения Афганистана речь шла еще в начале ХХ в., но в основном ограничивалась в рамках географии страны. В современных условиях такое положение дел не соответствует требованиям национальных и международных систем транспортных коммуникаций.

Сегодня современная система транспортной коммуникации Афганистана идет в ногу со временем, связывает не только провинции страны,

* Пойя Самеулла - к. и. н., к. т. н., старший научный сотрудник ЦИС БСВ ИВ РАН; e-mail: sameullah.poya@mail.ru. ORCID: 0000-0002-8259-1216

** Poya Sameullah - Ph. D (History, Technical), Senior scientific researcher of Centre of Standig countries of Middle East, IOS RAS; e-mail: sameullah.poya@mail.ru.

но и охватывает региональную систему транспортных коммуникаций в целом.

Разработка системы транспортного сообщения стала одной из самых приоритетных политико-экономических задач правительства. Ее решение прежде всего необходимо для развития торговли Афганистана с Центральной Азией, Китаем, Турцией, Ираном, Индией и Пакистаном.

В 1990-х годах между странами региона и соседними с Афганистаном государствами был подписан ряд двусторонних и многосторонних документов о развитии транспортных связей. Однако тогда еще Афганистан не входил в число стран-подписантов.

Среди таких документов важно выделить китайско-казахстанское соглашение о железнодорожных перевозках (февраль 1992 г.) (12 декабря 2012 г. в протоколе внесены изменения и дополнения), протокол о сотрудничестве в области железнодорожного, автодорожного и морского транспорта между Китаем и Узбекистаном (март 1992 г.), протокол о морских перевозках между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном (апрель 1992 г.), соглашение о координации работы железнодорожного транспорта и о сотрудничестве в области транзитных перевозок между Азербайджаном, Грузией, Туркменистаном и Узбекистаном (май 1996 г.). Кроме того, было заключено соглашение о создании транспортного коридора «Север — Юг» (2000 г.) между Россией, Индией и Ираном, к которым впоследствии присоединился Казахстан1.

Среди обсуждаемых в регионе международных транспортных проектов — строительство железной дороги по восточному побережью Каспийского моря (Ералиев — Бекдаш—Туркменбаши—Иран), железнодорожной магистрали и автотрассы Туркменистан — Афганистан — Пакистан, автомагистралей Узбекистан — Афганистан — Пакистан (Ташкент — Кабул — Карачи) и Таджикистан — Афганистан — Пакистан. В 2005 г. на американские средства началось строительство нескольких мостов через реку Пяндж, разделяющую Таджикистан и Афганистан2.

Интеграционный проект Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) инициирован в 1997 г. с Азиатским банком развития (АБР). Кроме АБР в программе принимают участие 5 многосторонних организаций: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Исламский банк развития (ИБР), Программа развития ООН (ПРООН), Всемирный банк (ВБ). Цель проекта — стимулирование экономического роста и сокращение бедности через развитие экономического взаимодействия азиатских стран — участниц СНГ с приграничными государствами. Состав участников ЦАРЭС расширялся с течением времени. Значительно проект охватывал Казахстан,

1 «Транспортная геополитика» в Центральной Азии. URL: https://ozlib.com/836117/ekonomika/ transportnaya_geopolitika_tsentralnoy_azii (дата обращения: 24.03.21).

2 Там же.

Кыргызстан, Узбекистан, Китай. Таджикистан присоединился к программе в 1998 г. Монголия — в 2002 г., Афганистан — в 2005 г., Туркменистан и Пакистан — в 2010 г.3 Особенностью ЦАРЭС является «привязка» Афганистана к Центральной Азии, поскольку стабильность и безопасность в Афганистане, развитие торгового сотрудничества Афганистана со странами Центральной Азии, обеспечение надежного афганского транзита рассматриваются как важные факторы развития региона [Подосинников, Лапидус, 2013:30], напрямую затрагивает задачу по обеспечению геополитических интересов страны, стимулирует развитие и формирование гражданского общества, улучшает качество жизни и повышает экономическую активность населения.

В дальнейшем развертывание геополитического потенциала афганской транспортной системы, безусловно, будет играть важнейшую роль в реализации национальных проектов страны, способствовать концентрации важнейших материальных и интеллектуальных ресурсов и оказывать свою позитивную роль на внутриполитическе процессы.

Решение данных задач лежит в сфере не только важнейших политических (в том числе-геополитических) и социальных действий, но и технико-экономических.

Развитие транспортных коммуникаций Афганистана в значительной степени способно:

• Сблизить государства региона и населяющие их народы.

• Наладить между ними более тесные транспортные, экономические, культурные и иные связи.

• Сократить не только географическое, но и социально-культурное расстояние между народами.

• В конечном счете способствовать динамике роста интеграции и взаимодействия стран региона в необходимости обеспечения безопасности.

В целом за последние десятилетия, несмотря на военное положение, объем транспортных перевозок людей и грузов как внутри страны, так и за ее пределами вырос в десятки раз.

Сегодня транспортную коммуникацию можно рассматривать как одну из важнейших системообразующих отраслей, способствующих интеграции афганской экономики из национальной в региональную и мировую, а также способной вывести статус страны в новые геополитические реалии. От ее функционирования и развития во многом зависит текущее состояние и перспективы роста национальной экономики, социальной структуры, рост потенциала страны к дальнейшему цивилизационному процессу.

Эти вопросы так или иначе связаны с осмыслением роли транспортного фактора в развитии афганского государства, с его влиянием на внешнюю

3 Страны ЦАРЭС — Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество 01.01.2009.URL: http://www.carecprogram.org/ru/index.php?page=carec-countries (дата обращения: 24.03.21).

политику стран региона, а также на ход и характер трансформаций региональной экономики и международных отношений.

Систему транспортных коммуникаций в Афганистане приходится формировать в крайне неблагоприятных и сложных географических условиях, наиболее существенными из которых является значительная труднодо-ступность каналов путей сообщения. Тем самым появление и развитие железнодорожного транспорта является важнейшим проектом в истории страны, имевшим внутри- и внешнеполитические последствия для ее настоящего и будущего. С налаживанием проекта системы железных дорог страны будут решаться такие внутриполитические задачи, как развитие национальной экономики и внутреннего рынка, освоение новых регионов, обеспечение мобильности населения в различных провинциях страны, стимулирование социальных перемен и, наконец, освоение и транспортировка полезных ископаемых. Развитие железных дорог способствует активизации экспортных и импортных грузопотоков.

Для современного Афганистана, являющегося естественным мостом между странами Центральной и Южной Азии, появится шанс обеспечить транзитные связи между ними, принять активное участие в формировании и функционировании региональной системы транспортных коммуникаций, объединяя существующие и вновь создаваемые региональные транспортные коридоры. Для Афганистана как единственной страны в регионе, пока не имеющей развитую систему железнодорожных коммуникаций, в первую очередь должна стоять задача о его самостоятельности и независимости в этом направлении. Для решения этой задачи нами было предложено уже сегодня учредить соответствующее ведомство. К счастью, такая структура ужа создана, помимо этого было предложено подготовить необходимый кадровый персонал, заняться разработкой основного документа — устава железных дорог Афганистана, — разработать и спроектировать объекты железнодорожного транспорта, а также спроектировать и разработать обязательные документы: технические паспорта и правила обслуживания подъездных железнодорожных путей с учетом требований международных стандартов и общепринятых нормативно-технических документаций. В Техническом паспорте подъездного пути нами предложена проектно-изыскательская организация, имеющая в штате предприятия сертифицированных сотрудников и право на выполнение данного вида работы. В техническом паспорте также отражаются масштабный план подъездных путей, продольные и поперечные профили железнодорожных путей и чертежи искусственных сооружений. В приложениях к нему указывается характеристика рельсов, шпал, балласт, земляное полотно, искусственные сооружения, весовое оборудование, погрузочно-выгрузочные устройства и механизмы, устройства связи и устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), а также другие механизмы, предназначенные для работы с подвижным составом. Согласно требованиям

нормативных документов, в техническом паспорте должны отражаться все параметры железнодорожного пути — длина (полная, полезная), радиусы кривых, уклоны, негабаритные места, фронты погрузки-выгрузки и другие параметры, наконец, правило использования железнодорожного пути для юридических и физических лиц вне зависимости от их формы собственности либо ведомственной принадлежности. Эти предложенные меры отправлены в Департамент по обслуживанию системы железнодорожных сообщений Афганистана и Министерство высшего образования Афганистана.

В 2018 г. нами был подготовлен пакет предложений, в частности: учредить факультет путей сообщения в Кабульском политехническом институте, а также открыть институт транспорта в Джелалабадском, Мазари-шарифском и Гератском университетах, а также отправить на учебу студентов в вузы России и стран СНГ.

В 2018 г. в западной афганской провинции Герат состоялась церемония открытия Лазуритового коридора с участием президента Афганистана — автотранзитного маршрута, который позволит Афганистану осуществлять экспорт товаров в Европу. Соглашение по проекту было подписано в ноябре 2017 г. в ходе региональной экономической конференции RECCA-VII. Странами-участницами проекта, помимо Афганистана, стали Туркменистан, Азербайджан, Грузия и Турция.

Маршрут поставок товаров пролегает через афганские провинции Фарьяб и Герат, затем — через территорию Туркменистана, пересекает Каспийское море, следует в Азербайджан, затем — в Грузию и Турцию.

Таким образом, Лазуритовый коридор предоставил афганским предпринимателям возможность осуществлять экспорт афганских товаров в Европу, в частности афганские ковры, фрукты и шафран. Договор об экспорте овощей в Азербайджан был подписан в ходе визита президента Афганистана Ашраф Гани в октябре 2019 г.

Название маршрута имеет древнюю историю — именно по этому пути около двухсот лет тому назад из Афганистана в Европу поставлялся лазурит из месторождений, ныне расположенных в провинции Бадахшан.

Теперь если помимо шоссейной транспортной системы прокладывать железнодорожный транспортный коридор и объединить его со строительством железной дороги Мазари-Шариф — Герат, то они автоматически соединятся с другим крупным проектом, который обсуждался на совещании 3-4 декабря 2018 г. в Узбекистане. 21 января этого года президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани и заместитель премьер-министра Узбекистана Джамшид Кучкаров обсудили строительство этого важного проекта4.

4 Афганистан и Узбекистан обсудили строительство железной дороги Мазари-Шариф—Герат. URL: https://afghanistan.ru/doc/118003.html (дата обращения 04.01.21).

На встрече с афганским лидером в Кабуле Кучкаров рассказал, что оценка проекта завершена и ведутся переговоры о его финансировании с Центральным банком и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.

Он подчеркнул, что строительство железной дороги будет иметь важное значение для Афганистана и Узбекистана, а также для всех стран региона в целом (передает афганская пресса).

К счастью, надо отметить, что этот участок уже запущен и в этом году впервые афганские кедровые орехи были доставлены по этому маршруту в Китай.

Этот проект также предполагает соединение железнодорожной системы Пакистана через Афганистан с узбекской, далее с казахстанской и российской железнодорожной системой. Тем временем был предусмотрен еще один проект по строительству железной дороги, связывающей иранский город Хаф с афганским Гератом, и дороги Серхетабад (Туркменистан) — Тур-гунди (Афганистан). 12 декабря 2018 г. Управление железных дорог Афганистана заключило соглашение с казахстанской компанией «1пкоп-^» на строительство 43-километрового участка железной дороги5.

Готовящиеся работы являются составной частью проекта 225-километровой железной дороги Хаф — Герат, проходящей через территорию Ирана и Афганистана. К настоящему времени завершено строительство двух участков совокупной протяжённостью 76 км, пролегающих по территории Ирана.

В настоящее время ведётся прокладка дороги от иранской границы до уезда Горьян в Герате — протяжённость участка составляет 62 км. По окончании этой стадии строительства начнётся работа над проектом четвёртого участка, соглашение по которому было подписано ранее.

Ожидается, что казахстанская компания осуществит строительство дороги, проходящей через уезды Горьян, Зенда, Джан и Инджил. Стоимость работ была оценена в 58,5 млн долл., которые были выделены афганским правительством. Продолжительность строительства четвёртого участка железной дороги, по предварительным оценкам, составит 16 месяцев.

В ходе церемонии подписания соглашения, состоявшейся на территории президентского дворца Арг, министр транспорта Афганистана Яма Яри сообщил, что к настоящему времени найдены средства на осуществление заключительного этапа проекта. Средства на строительство последнего, 64-километрового, участка железной дороги обещает предоставить Италия.

Введение железной дороги в строй позволит расширить участие Афганистана в международной торговле. Предполагается, что в течение первых 5 лет работы проект позволит осуществить транспортировку примерно 6,5 млн т различных товаров, и ежегодный доход Афганистана от работы железной дороги будет составлять 64 млн долл.

5 Там же.

Таким образом, это позволит соединить Иран, Афганистан и Туркменистан с КНР через узбекский Андижан.

Эти проекты реально могут обеспечить работой 30 тыс. афганцев, а также принесут Кабулу ежегодную прибыль от транзита в размере 400500 млн долл. Строительство железной дороги будет иметь важное значение не только для Афганистана, но и Узбекистана, а также для всех стран региона в целом. Эти проекты могут стать не только частью Евразийской концепции взаимосвязанности, но и дополнительным звеном шелкового пути. В реализации этого проекта заинтересована еще одна крупная страна региона — Индия. С открытием иранского морского порта Чабахар, Индия решила свою транзитную задачу в обход территории Пакистана.

Следовательно, в реализации этих крупных проектов кровно заинтересованы не только Афганистан, но и все государства региона, в том числе Россия и Евросоюз в целом.

Стратегическое партнерство Китая со странами-участницами этого проекта основано на кооперативных отношениях, это — наилучший из форматов для обеспечения интересов всех сторон. Экономический пояс «Шелковый путь» должен быть интеграционным проектом, региональная экономическая интеграция — естественная тенденция во всем мире. Пекину и Москве нужно объединить усилия и обеспечить в регионе стабильность, безопасность и процветание. Афганистан, как и все страны региона, проводят многовекторную экономическую политику и стремится поддерживать относительно сбалансированные отношения с великими державами.

С внедрением авиатранспортного коридора с августа 2019 г. у Афганистана появились новые возможности вывоза национальных товаров и продукции за пределы страны и региона.

Афганистан прошел долгий путь регламентирования своей деятельности в этих направлениях на основании государственных, отраслевых, региональных и международных нормативных актов и на основе международных конвенций. Афганистан взял на себя обязательство выполнить основные принципы, позволяющие осуществить международные перевозки воздушным транспортом, и соблюдать правила специализированного учреждения — международной организации гражданской авиации (ИКАО), которая осуществляет надзор за выполнением положений конвенции.

Однако на пути развития созданных маршрутов стоит много препятствий как политического, так и технического характера.

Заключение

При разработке национальной программы транспортных коммуникаций Афганистану необходимо предусмотреть защиту интересов как

активных, так и пассивных участников. Афганистан как страна-транзитор, должен получить доход от транзитных услуг за счет увеличения объема транзитных потоков через его территорию. Увеличение транзитных потоков по программе превращения Афганистана в транспортный перекресток между Центральной, Западной и Южной Азией, отражено в качестве приоритетных направлений политики государства. Эту программу курирует лично президент ИРА М. Ашраф Гани.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Для активизации интеграции транспортной системы Афганистана с региональной транспортной сетью прежде всего необходимо достичь развития национальной транспортной кооперации.

2. Степень воздействия негативных факторов на развитие национальной транспортной системы высока. В качестве основного фактора можно обозначить продолжение войны, однако программа развития в отдельных странах региона транспортных проектов не противоречит интересам Афганистана, а, наоборот, стимулирует их.

3. Любое региональное государство, заинтересованное в пользовании транспортными услугами Афганистана, стремится видеть интеграцию транспортной системы Афганистана в единое целое. Следовательно, целесообразно разработать процедуры, позволяющие осуществлять перевозки через Афганистан, на основе унифицированных требований. Оптимизация логистики Афганистана и установление общего порядка перевозок товаров и услуг между странами региона повысят транспортную привлекательность Афганистана.

Литература/ References

1. Афганистан и Узбекистан обсудили проект железной дороги Маза-ри-Шариф—Герат. URL: http://afghanistan.ru/doc/116513.html (дата обращения: 04.01.2021).

2. «Транспортная геополитика» в Центральной Азии. URL: https://ozlib. com/836117/ekonomika/transportnaya_geopolitika_tsentralnoy_azii (дата обращения: 24.03.2021).

3. Страны ЦАРЭС - Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество. 01.01.2009. URL: http://www.carecprogram.org/ru/index. php?page=carec-countries (дата обращения: 24.03.2021).

4. Лазаретный коридор ведет Афганистан к европейской интеграции. URL: https://ru.journal-neo.org/2018/08/10/lazuritovy-j-koridor-vedet-afganistan-k-evrazijskoj-integratsii/ (дата обращения: 04.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.