Научная статья на тему 'Динамика взглядов федеральных канцлеров ФРГ конца ХХ начала XXI века на построение и обеспечение европейскойбезопасности: историко-политический аспект'

Динамика взглядов федеральных канцлеров ФРГ конца ХХ начала XXI века на построение и обеспечение европейскойбезопасности: историко-политический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
632
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ / Г. КОЛЬ / Г. ШРЕДЕР / H. KOHL / G. SCHROEDER / GERMAN CONTEMPORARY HISTORY / EUROPEAN IDENTITY / SECURITY POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенов О. Ю.

Анализируются ключевые изменения в концептуальных подходах канцлеров ФРГ Г. Коля и Г. Шредера к построению и обеспечению военно-политической безопасности на европейском континенте в конце ХХ начале XXI в. Отмечаются достижения немецких лидеров в процессе органичного совмещения и взаимодополнения национальной и европейской политики безопасности в новых исторических условиях эпохи глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS OF GERMAN CHANCELLORS ON CONSTRUCTING AND MAINTAINING EUROPEAN SECURITY AT THE TURN OF THE 21st CENTURY: HISTORICAL AND POLITICAL ASPECTS

The purpose of the paper is to analyze key changes in the conceptual approach of German chancellors towards military and political aspects of constructing and maintaining European security at the turn of the 21st century. The author points out the achievements of German political leaders who managed to successfully combine and complement national and European security policy under new historical conditions of the globalization era.

Текст научной работы на тему «Динамика взглядов федеральных канцлеров ФРГ конца ХХ начала XXI века на построение и обеспечение европейскойбезопасности: историко-политический аспект»

История

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 1, с. 95-100

УДК 94(430).087

ДИНАМИКА ВЗГЛЯДОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАНЦЛЕРОВ ФРГ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА НА ПОСТРОЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© 2015 г. О.Ю. Семенов

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 29.12.2014

Анализируются ключевые изменения в концептуальных подходах канцлеров ФРГ Г. Коля и Г. Шредера к построению и обеспечению военно-политической безопасности на европейском континенте в конце ХХ - начале XXI в. Отмечаются достижения немецких лидеров в процессе органичного совмещения и взаимодополнения национальной и европейской политики безопасности в новых исторических условиях эпохи глобализации.

Ключевые слова: новейшая история Германии, европейская идентичность, политика безопасности, Г. Коль, Г. Шредер.

Процесс принятия внешнеполитических решений в ФРГ складывался вполне типичным для большинства современных европейских государств образом, хотя сегодня и характеризуется рядом особенностей. Основной закон ФРГ, принятый в 1949 году, не содержал отдельной главы о внешней политике, однако в него были включены довольно многочисленные статьи, прямо или косвенно регламентировавшие сферу внешних сношений. Согласно этим статьям, ключевая роль в формировании и проведении внешней политики немецкого государства принадлежала правительству. Именно правительство ФРГ разрабатывает внешнеполитический курс германского государства, определяет его внешнеполитические приоритеты [1].

Основная же роль в использовании внешнеполитических полномочий правительства изначально отводилась федеральному канцлеру -главе правительства. Это вытекает из положений статьи 65 Основного закона: «Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность» [1]. Исходя из этого федеральный канцлер традиционно осуществляет следующие функции:

- определяет внешнеполитический курс государства;

- принимает решающее участие в назначении и освобождении руководящих работников внешнеполитической службы;

- определяет внешнеполитическую компетенцию правительственных органов, министерств и ведомств;

- участвует в решении вопросов войны и мира путем проявления инициативы перед парламентом в постановке этих вопросов;

- визирует президентские акты по вопросам внешней политики;

- проводит переговоры и подписывает международные соглашения [2, с. 120].

В конце ХХ - начале ХХ1 века пост главы исполнительной власти ФРГ занимали два бесспорно талантливых и достойных политика -Гельмут Коль (1982-1998) и Герхард Шредер (1998-2005). В силу того обстоятельства, что принадлежали они к партиям с различными взглядами на модель функционирования государства (соответственно, объединения ХДС и СДПГ), их внешнеполитические курсы имели ряд серьезных отличий, а подчас и противоречий, однако неизменность базовых концептуальных установок и приверженность защите, прежде всего, национальных интересов немецкого народа все же были лейтмотивом политики Германии в области европейской безопасности конца ХХ - начала ХХ1 столетия.

Гельмут Коль стал одним из наиболее знаменитых политических деятелей Германии за всю историю государства, что вполне объяснимо, - при нем немцы обрели государственное и национальное единство. Коль занимал пост председателя партии ХДС (Христианско-демокра-тического союза) с 1973 по 1998 год, канцлером был бессменно на протяжении 16 лет - с 1982 по 1998 год, явившись, по словам его постоянного советника по внешней политике Михаэля Мер-теса, олицетворением того стабильного процветания, которым славится эпоха послевоенной немецкой демократии [3, с. 161]. По свидетельствам современников, Коль обладал собственным индивидуальным политическим стилем, постепенно проявлявшимся на всем протяже-

нии правления канцлера. Система управления Гельмута Коля была весьма изощренной: он находился в центре целого сообщества преданных людей - сети личных связей, которую создавал в течение многих лет. Все потоки необходимой информации, в том числе внешнеполитической (лишь отдельными фрагментами которой обладали входившие в систему люди), сходились к нему. Важнейшими способами общения для него были не доклады или письма, а частные беседы с глазу на глаз либо по телефону. Так называемые «коалиционные совещания» по вопросам внешней политики, на которых встречались ведущие представители трех коалиционных партий (Христианско-демократического союза, Христианско-социального союза, Свободной демократической партии), обладали в решительные моменты большим политическим весом, чем правительство [3, с. 162].

Г. Коль неоднократно отмечал, что достижение государственного единства и полного суверенитета означали для Германии возросшую ответственность в Европе и в мире. При этом канцлер подчеркивал, что возросшая внешнеполитическая ответственность несет не изменение основополагающих приоритетов страны, а необходимость укреплять консенсус в вопросе ответственности Германии на мировой и европейской арене и обеспечивать ему поддержку большинства парламента и народа [4]. С объединением Германии, по словам Коля, рамочные условия ее внешней политики не претерпели фундаментальных изменений. Основные постоянные величины - положение, интересы, ценности и история - те же, что и были, не уменьшилась и многообразная зависимость Германии. Ее ответственность за Европу и наведение мостов с Востоком скорее еще более возросла. Политика укрепления мира в Европе, тесное партнерство с Парижем и Вашингтоном, дружба со всеми новыми и старыми соседями, а также хорошие отношения с Москвой по-прежнему имели центральное значение и входили в основу национальных интересов. Только продолжая политику разумного самоограничения и многостороннего представительства интересов, немцы могли бы сохранить доверие и предсказуемость, которые были наработаны старой и новой Федеративной Республикой за десятилетия осмотрительной внешней политики. Это, как отмечал Коль, наряду с процессом создания единой Европы, являлось важнейшим внешнеполитическим наследием Германии. И лишь в том случае, если ФРГ будет без колебаний, не вызывая недоверия других стран, придерживаться этого наследия, перед ней откроется свобода действий, которая так необходима и

которую германская внешняя политика сможет использовать в созидательных целях европейской безопасности [4].

Согласно канцлеру, внешнеполитические интересы Германии и интересы в области безопасности в начале 90-х гг. ХХ века формулировались следующим образом: политическое объединение Европы и углубление партнерских отношений с европейскими государствами; дальнейшее развитие трансатлантического партнерства, так как Европа, США и Канада тесно связаны между собой посредством общих демократических ценностей и интересов. Изменение карты Европы не только не сократило политические и стратегические задачи НАТО (Организации Североатлантического договора), но, напротив, расширило их. Германский интерес заключался в сохранении и дальнейшем углублении партнерских отношений, прежде всего с США [5, с. 274].

Германия эпохи Г. Коля проявляла крайнюю заинтересованность в «устойчивом демократическом и мирном развитии» государств Юго-Восточной и Центральной Европы, так как этого требовало центральное европейское положение ФРГ: сотрудничество с этими государствами представлялось «одной из главнейших задач германской внешней политики» [6, Б. 19]. Для Германии не существовало альтернативы европейской интеграции, как неоднократно отмечал канцлер. Европейское единство, подкрепленное системой континентальной безопасности, являлось в глазах Гельмута Коля предпосылкой того, что народы и нации Европейского континента никогда не вернутся к грозящему войной национализму. Во многом по этой причине Европейский союз (ЕС) должен был быть открыт для вступления новых членов из числа тех государств, которые соответствовали политическим и экономическим условиям вступления [6, Б. 65]. Немцы стремились к сильной Европе, которая была бы в состоянии обеспечить будущее наций. Такая Европа должна действовать там, где национальные государства бессильны решить проблемы своего населения. Для этого ЕС должен превратиться в полноценный политический союз, построенный по принципу федерации, которой будет передана определенная часть национального политического суверенитета. Вследствие этого национальное государство неизбежно претерпит изменения, однако это не будет означать его отмены. Федеративная модель позволит ЕС обеспечить контроль над властными органами и избежать централизма, а кроме того, сохранит культурное многообразие. Таким образом, правительство Г. Коля в политическом плане видело будущий

ЕС федерацией на основе европейской конституции [6, Б. 71].

Что касается совместной внешней и оборонной политики, христианские демократы и Коль считали, что Западноевропейский союз (ЗЕС) прежде всего должен быть интегрирован как оборонный компонент ЕС. Европейский союз должен был располагать собственными возможностями для военных действий. Центральными элементами своей политики безопасности руководитель ХДС видел международное сотрудничество, предупреждение кризисов и кризисное урегулирование, создание международного контроля над вооружениями и сокращение военного потенциала в мировом масштабе. Для него измерение безопасности включало в себя помимо военного еще множество аспектов -политический, экономический, социальный, культурный, т. е. защиту прав человека и гражданина, урегулирование религиозных и этнических конфликтов, минимизацию экологического урона и борьбу с международной организованной преступностью [7, с. 77].

Как следовало из слов канцлера Коля, немцы были готовы нести возросшую внешнеполитическую ответственность и участвовать в рамках Устава ООН во всех акциях ООН, НАТО, ЗЕС, ОБСЕ по восстановлению мира. Европейский союз в будущем должен был взять на себя большую ответственность за обеспечение безопасности на континенте; при этом Германия ратовала за сохранение американского присутствия в Европе и выступала за комплексное обеспечение европейской безопасности силами НАТО, ЗЕС и ОБСЕ. Объединенной Германии пришлось нести большую ответственность и в рамках Организации Объединенных Наций, которую предполагалось сделать более дееспособной (включая ее правовые полномочия и военные ресурсы) для предотвращения и урегулирования кризисов. Важнейшей составляющей политики безопасности должно было также стать разоружение, контроль над вооружениями и «действенное европейское координированное ограничение экспорта вооружений» [7, с. 78].

Таковы основные векторы европейской политики Германии глазами главы Христианско-демократического союза, который на протяжении многих лет определял внешнеполитическую линию Федеративной Республики. В период правления партийной коалиции ХДС/ХСС и СвДП (1990-е гг.) Германия при непосредственном участии канцлера Г. Коля являлась инициатором ускорения европейской интеграции. Процесс формирования единого экономического и политического пространства Европы был отмечен тогда значительными успехами, к

которым в первую очередь относятся программа принятия единой европейской валюты «евро», программа реформирования аграрной и структурной политики Евросоюза и выработка рамочных условий создания его единой финансовой системы. Однако во второй половине 1990-х стало очевидно, что явно прозападный упор в политике ХДС/ХСС - тесные взаимоотношения Германии со странами Западной Европы на двусторонней основе и в рамках Европейского союза, а также с США - стал отставать от требований времени. Европейская политика Германии в рамках Евросоюза давала сбои и оказалась неполноценной без учета изменений, которые произошли в политических системах и в экономике восточноевропейских государств. Тогда и возникла необходимость нового отношения и наполнения понятия «Европа» и «Европейский союз», а оппозиция в лице СДПГ и партии «зеленых» обратили свой взор на Центральную и Восточную Европу.

При этом, однако, было бы в корне ошибочным открещиваться от всех тех положительных моментов и сдвигов во внешнеполитическом курсе и положении Германии, которых достиг Гельмут Коль. Сменивший Коля в результате парламентских выборов 1998 г. на посту федерального канцлера Герхард Шредер в одном из первых же официальных выступлений заявил о преемственности внешнеполитической линии правительства ХДС/ХСС/СвДП и отметил, что благодаря Колю Германии не нужно было планировать свою политику, исходя из необходимости учета внешних условий и ограничений, -она вполне могла проводить ее, ориентируясь на национальные интересы [8]. В то же время Шредер интерпретировал произошедшую на парламентских выборах смену власти как смену одного поколения политиков другим: власть перешла от «зацикленного на прошлом» поколения 1945 г. к поколению 1968 г., «ориентированному на будущее». Люди, которые ныне взяли на себя ответственность за судьбы страны, сформировались на «протесте против авторитарных структур, сопровождавшемся поиском и апробацией новых общественных и политических моделей и тем самым смогли преодолеть роковую традицию истории германской ментальности» [9, с. 6]. Федеральный канцлер также обозначил стремление более настойчиво, чем раньше, представлять «интересы Германии» в ЕС. Глава правящей красно-зеленой коалиции при этом отметил, что германская внешняя политика должна быть политикой «просвещенного собственного интереса» [10, с. 4].

В коалиционном соглашении между СДПГ (Социал-демократической партией Германии) и

Союзом-90/Зелеными от 20 октября 1998 г., которое описывало лейтмотивы для проведения внешней политики и политики безопасности, Шредер подчеркнул, что условия для действия национальной политики в последние годы значительно изменились и в будущем будут меняться в связи с возрастающей интеграцией мировой экономики, интернационализацией финансового рынка, в связи с быстрыми темпами объединения Европы и глобальными вызовами [11]. В правительственном заявлении от 10 ноября 1998 г. лидер СДПГ заявил, что основной целью внешнеполитического курса его кабинета является «всяческое содействие мирному процессу во всем мире, так как ФРГ осознает свою ответственность и задачи, вытекающие из значения и авторитета объединенной Германии в европейском и мировом масштабе. Германская внешняя политика есть и остается политикой мира и безопасности, мы решительно заявляем о своей готовности участвовать в мерах по поддержанию и установлению мира. Речь идет о самосознании повзрослевшей нации, которая не должна ощущать неполноценность по отношению к другим нациям, которая не отказывается от своей ответственности, смотря при этом вперед. Наши соседи также знают, что они могут доверять нам тем больше, чем больше мы, немцы, верим в собственные силы» [12, с. 22]. Канцлер подтвердил приверженность своим обязательствам накануне выборов в Европарла-мент 13 июня 1999 г.: в ходе избирательной кампании он неоднократно подчеркивал необходимость принятия Хартии европейского гражданского права, которая впоследствии должна составить основу будущей конституции ЕС. Помимо этого, принятие данного правового акта, по мнению канцлера, должно было способствовать формированию так называемой «европейской идентичности», которая позволила бы окончательно преодолеть национальные противоречия в Европе [13].

Особые надежды в дальнейшем развитии Маастрихтского процесса Шредер связывал и с повышением значимости общей внешней политики и политики безопасности. Канцлерское видение общеевропейской внешней политики нашло свое выражение в следующих подходах: самостоятельность Европы на международной арене, консенсус в принятии внешнеполитических решений, обеспеченных коллективной дипломатией [14, с. 42]. Собственные внешнеполитические инициативы Г. Шредера отличались, особенно во время первого срока правления, высокой степенью динамизма и мобильности. Ставя вопрос о формировании коллективной дипломатии и обеспечении ею европейской

безопасности, канцлер вместе со своими коллегами из стран Евросоюза не только обсуждал «горячие» проблемы: довольно часто под его руководством организовывались «выезды» министров иностранных дел ведущих европейских государств в регионы для урегулирования конфликтов (на Балканах, на Ближнем Востоке, в Восточном Тиморе), для участия в антитеррористической кампании в Афганистане и проявления независимости в решении иракской проблемы. Благодаря инициативам Шредера в ЕС эта организация становилась наряду с другими международными организациями - ООН, НАТО, ОБСЕ - фактически действующей силой, с которой теперь были вынуждены считаться традиционные игроки [15]. Крайне важно отметить и тот факт, что в данном направлении европейской политики произошло более тесное сближение позиций и совместных действий Германии и Франции, а до иракского кризиса наметилось позитивное сближение с Великобританией. В первые годы XXI века канцлер исходил из настоятельной необходимости отстаивать на международной арене позицию, направленную на расширение общей политики безопасности Евросоюза путем включения сюда такого непривычного для Германии, но важного компонента, как единая оборонная политика. Именно в формировании общей политики безопасности и обороны германские национальные интересы, как считал лидер социал-демократов, должны объединиться с европейскими интересами, а понятие единой Европы должно стать понятием единой Германии [15].

Выступая в ноябре 1999 г. перед депутатами французского Национального собрания и заявляя о приоритетном характере усиления внешнеполитической и военной составляющей в деятельности ЕС, Г. Шредер предложил рассматривать успешный опыт создания и организации многонациональных европейских вооруженных соединений (франко-германская бригада, Евро-корпус, германо-датско-польские части) в качестве одной из возможных моделей формирования вооруженных сил единой Европы, которые позволили бы европейским структурам более эффективно участвовать в процессе урегулирования региональных конфликтов, не прибегая к помощи НАТО [16]. Что касается организационного будущего Европейского союза, то еще в январе 2001 г. Г. Шредер сначала на конференции в Берлине, а затем на франко-германском саммите в Страсбурге выступил с радикальным планом объединения Европы. При поддержке президента Еврокомиссии Р. Проди он настаивал на принятии основного закона, то есть конституции ЕС, что означало бы фактически со-

здание единого европейского государства [17]. Предложения канцлера сводились к следующим четырем позициям: высшая исполнительная структура Союза - Европейская комиссия -должна получить более широкие полномочия и практически стать общеевропейским правительством; ее председателя надо избирать на всеобщих выборах; основной представительной структуре - Европейскому парламенту - необходимо предоставить верховные полномочия в формировании единого бюджета; Совет министров ЕС, в который входят главы и члены правительств, предлагалось превратить во вторую палату Европейского парламента - своего рода общеевропейский аналог германского бундесрата.

Таким образом, осмысление преемником Коля Г. Шредером германской парадигмы развития общеевропейской внешней политики и структур континентальной безопасности нашло свое выражение в идеях: 1) единства европейских государств в принятии внешнеполитических решений, обеспечиваемых прежде всего коллективной дипломатией, и 2) расширения контента общей политики безопасности Евросоюза путем включения в нее такой важной составляющей, как единая оборонная политика. Кроме того, одним из приоритетов нового канцлера стала идея реформирования институтов ЕС с целью более жесткого контроля над выполнением принимаемых решений в сфере безопасности, а также сохранения эффективности осуществления военно-политических программ после восточного расширения организации.

Статья выполнена в рамках НИР по государственному заданию Минобрнауки России 11.9135.2014.

Список литературы

1. Основной Закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. [Электронный ресурс] // Журнал «Обозреватель»: сайт. URL: http://www. rau.su/observer/N18_93/18_08.HTM (дата обращения: 17.01.2015).

2. Конституционно-правовой механизм внешней политики: Учебное пособие. М.: РОССПЭН, 2004. 319 с.

3. Мертес М. Немецкие вопросы - европейские ответы. М.: Московская школа политических исследований, 2001. 336 с.

4. Kohl H. Grundsatzrede auf dem 3. Parteitag der CDU in Dusseldorf am 27. Oktober 1992 [Электронный ресурс] // URL: http://www.kas.de/upload/themen/prog-rammatik_der_cdu/programme/1992_Duesseldorf_Wir-

gewinnen-mit-Europa.pdf (дата обращения: 17.01.2015).

5. Ференбах О. Крах и возрождение Германии. М.: Аграф, 2001. 304 с.

6. Grundsatzprogramm «Freiheit in Verantwortung». Beschluss des 5. Parteitag der CDU vom 23. Februar 1994 im Hamburg // CDU-Dokumentation. Bonn, 1994. № 7. S. 65-76.

7. Амплеева А.А. ХДС и СДПГ в партийно-политической системе ФРГ // Политические партии Европы: стратегия и тактика в период между выборами. М.: ИНИОН РАН, 1999. С. 76-95.

8. Rede von Bundeskanzler Schröder auf der Bundesdelegiertenkonferenz der SPD am 8.12.1998 in Saarbrucken [Электронный ресурс]. URL: http:// www.spd.de/%20rchiv/europa/Eur19981208_896.html (дата обращения: 17.01.2015).

9. Мертес М. Прошлое, живущее в настоящем // Международная политика. 2000. № 9. С. 1-8.

10. Шварц Х.П. Центральная держава Европы идет последовательным курсом // Международная политика. 1999. № 11. C.1-10.

11. Koalitionvereinbarung zwischen der SPD und Bundnis 90/Die Grunen. 20.10.1998 [Электронный ресурс] URL: http://archiv.spd.de/politik/koalition/ue bersicht.html (дата обращения: 17.01.2015).

12. Анисимов А.Г. Основные положения концепции национальной безопасности ФРГ // Актуальные проблемы социально-экономического и политического развития: Информационно-аналитическое управление аппарата Совета Федерации ФС РФ, 1999. C. 22-24.

13. Rede von Bundeskanzler Schröder auf der Bundesdelegiertenkonferenz der SPD am 8.12.1998 in Saarbrucken [Электронный ресурс]. URL: http:// www.spd.de/%20rchiv/europa/Eur19981208_896.html (дата обращения: 17.01.2015).

14. Мартанс С. Берлинское поколение // Международная политика. 2002. № 9. C. 42-51.

15. Дмитриев Т.Н. Объединенная Германия и новый мировой порядок [Электронный ресурс] // Политический журнал. 2004. № 24(27). URL: http://www. politjournal.ru/index.php?POLITSID=e318ca387c8bc4 ece0d475a8ee7a8e8b&action=Articles&dirid=77&tek=1 534&issue=41 (дата обращения: 17.01.2015).

16. Rede von Bundeskanzler Gerhard Schröder vor der französischen Nationalversammlung am 30.11.1999 // Deutschland-Frankreich.diplo.de: сайт. URL: http:/ www.deutschland-frankreich.diplo.de/Rede-von-Bundes-kanzler-Gerhard.403.html (дата обращения: 17.01.2015).

17. Regierungserklärung von Bundeskanzler Gerhard Schröder vor dem Deutschen Bundestag zu den Ergebnissen des Europäischen Rates in Nizza, 19.01.2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bun-destag.de/bic/pp/2001/150.34a.zip (дата обращения: 17.01.2015).

VIEWS OF GERMAN CHANCELLORS ON CONSTRUCTING AND MAINTAINING EUROPEAN SECURITY AT THE TURN OF THE 21st CENTURY: HISTORICAL AND POLITICAL ASPECTS

O. Yu. Semenov

The purpose of the paper is to analyze key changes in the conceptual approach of German chancellors towards military and political aspects of constructing and maintaining European security at the turn of the 21st century. The author points out the achievements of German political leaders who managed to successfully combine and complement national and European security policy under new historical conditions of the globalization era.

Keywords: German contemporary history, European identity, security policy, H. Kohl, G. Schroeder.

References

1. Osnovnoj Zakon Federativnoj Respubliki Ger-maniya ot 23 maya 1949 g. [Ehlektronnyj resurs] // Zhurnal «Obozrevatel'»: sajt. URL: http://www. rau.su/observer/ N18_93/18_08.HTM (data obrashcheni-ya: 17.01.2015).

2. Konstitucionno-pravovoj mekhanizm vneshnej poli-tiki: Uchebnoe posobie. M.: ROSSPEHN, 2004. 319 c.

3. Mertes M. Nemeckie voprosy - evropejskie otve-ty. M.: Moskovskaya shkola politicheskih issledovanij, 2001. 336 c.

4. Kohl H. Grundsatzrede auf dem 3. Parteitag der CDU in Dusseldorf am 27. Oktober 1992 [Ehlektronnyj resurs] // URL: http://www.kas.de/upload/themen/ pro-grammatik_der_cdu/programme/1992_Duesseldorf_Wir-gewinnen-mit-Europa.pdf (data obrashcheniya: 17.01.2015).

5. Ferenbah O. Krah i vozrozhdenie Germanii. M.: Agraf, 2001. 304 c.

6. Grundsatzprogramm «Freiheit in Verantwortung». Beschluss des 5. Parteitag der CDU vom 23. Februar 1994 im Hamburg // CDU-Dokumentation. Bonn, 1994. № 7. S. 65-76.

7. Ampleeva A.A. HDS i SDPG v partijno-politicheskoj sisteme FRG // Politicheskie partii Evropy: strategiya i taktika v period mezhdu vyborami. M.: INI-ON RAN, 1999. S. 76-95.

8. Rede von Bundeskanzler Schröder auf der Bundesdelegiertenkonferenz der SPD am 8.12.1998 in Saarbrucken [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.spd. de/%20rchiv/europa/Eur 19981208_896. html (data obrashcheniya: 17.01.2015).

9. Mertes M. Proshloe, zhivushchee v nastoyashchem // Mezhdunarodnaya politika. 2000. № 9. S. 1-8.

10. Shvarc H.P. Central'naya derzhava Evropy idet posledovatel'nym kursom // Mezhdunarodnaya politika. 1999. № 11. C.1-10.

11. Koalitionvereinbarung zwischen der SPD und Bundnis 90/Die Grunen. 20.10.1998 [Ehlektronnyj resurs] URL: http://archiv.spd.de/politik/koalition/ueber-sicht.html (data obrashcheniya: 17.01.2015).

12. Anisimov A.G. Osnovnye polozheniya koncepcii nacional'noj bezopasnosti FRG // Aktual'nye problemy social'no-ehkonomicheskogo i politicheskogo razvitiya: Informacionno-analiticheskoe upravlenie apparata So-veta Federacii FS RF, 1999. C. 22-24.

13. Rede von Bundeskanzler Schröder auf der Bundesdelegiertenkonferenz der SPD am 8.12.1998 in Saarbrucken [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.spd.de/ %20rchiv/europa/Eur 19981208_896.html (data obrashcheniya: 17.01.2015).

14. Martans S. Berlinskoe pokolenie // Mezhdunarodnaya politika. 2002. № 9. C. 42-51.

15. Dmitriev T.N. Ob"edinennaya Germaniya i novyj mirovoj poryadok [Ehlektronnyj resurs] // Politicheskij zhurnal. 2004. № 24(27). URL: http://www. politjour-nal.ru/index.php?POLITSID=e318ca387c8bc4ece0d47 5a8ee7a8e8b&action=Articles&dirid=77&tek=1534&iss ue=41 (data obrashcheniya: 17.01.2015).

16. Rede von Bundeskanzler Gerhard Schröder vor der französischen Nationalversammlung am 30.11.1999 // Deutschland-Frankreich.diplo.de: sajt. URL: http:/ www.deutschland-frankreich.diplo.de/Rede-von-Bundes-kanzler-Gerhard.403.html (data obrashcheniya: 17.01.2015).

17. Regierungserklärung von Bundeskanzler Gerhard Schröder vor dem Deutschen Bundestag zu den Ergebnissen des Europäischen Rates in Nizza, 19.01.2001 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.bun-destag.de/bic/pp/2001/150.34a.zip (data obrashcheniya: 17.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.