Научная статья на тему 'Динамика уровня жизнестойкости у студентов педагогического вуза'

Динамика уровня жизнестойкости у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
635
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИНАМИКА / VIABILITY / STUDENTS / PEDAGOGICAL EDUCATIONAL / DYNAMICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лихачёва Е. А.

В статье представлены данные эмпирического исследования жизнестойкости у студентов естественно-технологического факультета Челябинского государственного педагогического университета. Раскрыто понятие жизнестойкости и подчеркнута важность формирования этого качества на личность в целом и в понимании смысла жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES OF VIABILITY OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article presents the empirical study of the viability of the students of the Faculty of Science and Technology of Chelyabinsk State Pedagogical University. Reveals the concept of resilience and stressed the importance of the formation of this quality on the person as a whole and in the understanding of the meaning of life.

Текст научной работы на тему «Динамика уровня жизнестойкости у студентов педагогического вуза»

УДК 152.8: 378 ББК 88.4: 74.480

ДИНАМИКА УРОВНЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВУЗА*

Е.А. ЛИХАЧЁВА - ФГБОУВПО ЧГПУ, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В статье представлены данные эмпирического исследования жизнестойкости у студентов естественно-технологического факультета Челябинского государственного педагогического университета. Раскрыто понятие жизнестойкости и подчеркнута важность формирования этого качества на личность в целом и в понимании смысла жизни.

Ключевые слова: жизнестойкость, студенты, педагогическое образование, динамика.

На данный момент современное общество предъявляет очень высокие требования к выпускнику ВУЗа. При поступлении на работу оценивают не только теоретические и практические знания специалиста, но также учитывают социальную и творческую активность личности, умения преодолевать сложные жизненные ситуации, самостоятельно принимать решения, гармоничность и стрессоустойчивость. Также такая личность должна обладать определенными духовными и нравственными ценностями. По сути, такой человек должен быть жизнестойким.

Жизнестойкость - черта, характеризующаяся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, а, в конечном счете преодоление личностью самого себя [1]. Обучение в вузе является сензитивным периодом в плане формирования жизнестойкости как черты личности студента.

Период обучения в вузе - время, связанное с реализацией в профессиональной и личностной сфере. Время достижений, благодаря которым формируется будущее. Студенческий возраст приходится на возрастной этап юношества, а в этот период личность еще не обладает всеми нужными качествами, необходимыми для дальнейшего гармоничного развития. В условиях современного ритма жизни студенты попадают в стрессовые и кризисные ситуации, из которых порой им очень сложно выйти психологически здоровой личностью. Чаще всего после таких ситуаций у молодежи происходит переоценка ценностей, меняется отношение к самому себе и миру в целом. При отсутствии способов преодоления трудностей у студента возникают психологические проблемы в виде негативных переживаний, нарушения межличностных взаимоотношений, снижении самооценки, устойчивости личности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Асеев, М.Ф. Секач и др.) [5]. Таким образом, приобретает важное значение развитие жизненной стойкости к кризисным ситуациям.

Теоретические аспекты проблемы жизнестойкости исследовались как зарубежными (С. Кобасса, С. Мадди, С. Ках, Д. Кутель, Д. Вейби и др.), так и отечественными психологами и социологами (Д. А. Леонтьев, Л.А. Александрова, Д.М. Сотниченко, А.И. Лактионова и др.). В отечественной психологии разработка этой проблематики связана с исследованиями совладания со сложными ситуациями (А.В. Либин, Е.В. Либина), смысла жизни и акме (В.Э. Чудновский), с проблемой жизнетворчества (Д.А. Леонтьев), личностно-ситуационного взаимодействия (Е.Ю. Коржова), самореализации личности (Л.А. Коростылева), саморегуляции активности личности (А.К. Осницкий, В.И. Моросанова) [4]. Так, по мнению

Научный руководитель: д.псих.наук, доцент Н.И. Гуслякова

Л.А. Коростылевой [3], жизнестойкость играет значительную роль в самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности: профессиональной и брачно-семейных отношениях.

Как известно, понятие «жизнестойкость» в психологию вводит С. Мадди. По мнению исследователя, жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [2]. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) свидетельствует об убежденности человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, -неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование [6 с.12-13].

Следует отметить, что компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. На основании анализа научной литературы мы сделали вывод, что большинство студенты должно обладать высоким уровнем развития жизнестойкости, характерным для их возрастного периода. С целью проверки выдвинутого предположения было проведено исследование. В качестве испытуемых выступили 25 студентов первого курса Челябинского государственного педагогического университета естественно-технологического факультета специальности «Биология, безопасность жизнедеятельности» и «Биология, физическая культура». Исследование проводилось в течение двух лет (2013-2014 гг.). В качестве методики исследования жизнестойкости использовался тест Сальвадоре Мадди, адаптированный Д. А. Леонтьевым [2]. Результаты методики представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика уровня жизнестойкости студентов в течении одного учебного года

Наименование шкал 2013 год 2014 год Динамика

Вовлеченность 34,21 35,73 +1,52

Контроль 26,87 28,16 +1,29

Принятие риска 11,52 12,84 +1,32

Общий балл жизнестойкости 72,6 76,7 +4,1

Примечание. Нормы по С. Мадди: жизнестойкость - 80,72; вовлеченность - 37,64; контроль - 29,17; принятие риска - 13,91. Стандартное отклонение: жизнестойкость - 18,53; вовлеченность - 8,08; контроль - 8,43; принятие риска - 4,39. Высокая жизнестойкость - от 90 и более баллов, средняя жизнестойкость - 72 - 89 баллов, менее 72 - низкая жизнестойкость. Вовлеченность: высокий уровень - 42 и более, средний уровень - 34-41 баллов, низкий уровень - менее 34 баллов. Контроль: высокий уровень - 33 и более, средний уровень - 25-32 баллов, низкий уровень - менее 25 баллов. Принятие риска: высокий уровень - 16 и более, средний уровень - 12-15 баллов, низкий уровень - менее 12 баллов. По данным табл. 1 можно сделать вывод о том, что вовлеченность студентов в сам процесс жизни и учебу в вузе имеет положительную динамику. Полученные результаты могут характеризовать студентов как увлеченных людей, которые чувствуют важность своей деятельности, открыты миру и людям.

Данные по шкале «контроль» находятся на среднем уровне как на первом, так и на втором курсе. Результаты, полученные по данной выборке, свидетельствуют, что студенты готовы преодолевать трудности и могут контролировать свою жизнь. Чаще всего в сложных ситуациях такие люди не теряются, а ищут новые пути решения проблемы. Результаты по шкале «принятие риска» на первом курсе имела значение 11,52 и находилась на низком уровне. Возможно это связано с тем, что на первом курсе студенты еще не адаптированы к обучению в вузе, у них присутствует страх перемен и сожаление о прошлом. На втором курсе у студентов по этой шкале происходит положительная динамика и получены результаты, характерные для среднего уровня. Студенты уже более адаптировались к обучению и воспринимают все происходящее с ними как опыт, необходимый для дальнейшей жизни.

Из данных табл.1 видно, что студенты на первом курсе обладают средним уровнем жизнестойкости - 72,6 балла, ко второму курсу этот уровень возрастает до 76,7 баллов, но по - прежнему остается на средним уровнем жизнестойкости.

Результаты по t-критерию Стьюдента, t3Mn= 22,9. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, группы на статистически значимом уровне различаются между собой (при Р < 0,01), а значит данные, полученные по результатам методики С. Мадди, являются достоверными и в течение года происходит динамика уровня жизнестойкости. Таким образом, полученные результаты, характеризуют испытуемых как людей целеустремленных, открытых, умеющих принимать самих себя, относящихся с дружелюбием к миру и окружающим, способных противостоять стрессовым ситуациям и способным в дальнейшем гармонично развиваться.

Список литературы

1. Леонтьев, Д. А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира / Д. А. Леонтьев, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциональной психологии: материалы сообщений. - М.: Смысл, 2001. - С.100-109.

2. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

3. Коростылева Н.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора псих. наук (19.00.01) /Н.А. Коростылева. - Санкт-Петербург, 2001.

4. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук (19.00.05) /Т.В. Наливайко. -Челябинск, 2006.

5. Сова Ю.И. Смысловая саморегуляция жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук (19.00.13) /Ю.И. Сова. - Тамбов, 2009.

6. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. - М.: МПГУ, 2012. - 152 с. CHANGES OF VIABILITY OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY.

E.A. LIKHACHEVA - CSPU Abstract

The article presents the empirical study of the viability of the students of the Faculty of Science and Technology of Chelyabinsk State Pedagogical University. Reveals the concept of resilience and stressed the importance of the formation of this quality on the person as a whole and in the understanding of the meaning of life.

Keywords: viability, students, pedagogical educational, dynamics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.