Научная статья на тему 'Исследование жизнестойкости у студентов-психологов'

Исследование жизнестойкости у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8649
1127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ПРИНЯТИЕ РИСКА / ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / VIABILITY / COMMITMENT / CONTROL / RISK TAKING / CHALLENGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юдина Е. В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования жизнестойкости у студентов 3 курса факультета психологии. Дано описание понятия жизнестойкости, подчеркнута важность исследования и формирования этого качества у будущих психологов. Автор представляет сравнительный анализ выраженности жизнестойкости у студентов-психологов, обучающихся по разным специальностям: консультирование и психология управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a positive personal characteristic viability. The author presents the results of empirical research of viability. The conclusion is that future counselors have a higher level of viability in comparison with the future managers.

Текст научной работы на тему «Исследование жизнестойкости у студентов-психологов»

Юдина Е.В.

Исследование жизнестойкости у студентов-психологов

В статье представлены результаты эмпирического исследования жизнестойкости у студентов 3 курса факультета психологии. Дано описание понятия жизнестойкости, подчеркнута важность исследования и формирования этого качества у будущих психологов. Автор представляет сравнительный анализ выраженности жизнестойкости у студентов-психологов, обучающихся по разным специальностям: консультирование и психология управления.

Ключевые слова: жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, жизнетворчество, студенты-психологи.

Исследование феномена жизнестойкости личности становится очень актуальным в последнее время: изучается содержание этого феномена, связь его с другими личностными качествами, особенности выраженности его у разных групп, ставятся практические задачи по формированию жизнестойкости [1; 3; 4; 6]. Современные условия, в которых личность живет и реализовывается, называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это приводит к общему снижению чувства безопасности и защищенности современного человека, повышению уровня тревоги, психосоматическим заболеваниям. В связи с этим исследование личностных качеств, развитие которых формирует позитивное отношение к жизни и повышает уверенность человека в своих способностях решать проблемы, брать ответственность на себя за свое благополучие, является одной из первостепенных задач позитивной психологии. К таким личностным качествам относят жизнестойкость.

Бесспорно, развитие жизнестойкости у будущих психологов является одной из важнейших задач их личностно-профессионального развития. Жизнестойкость является одним из основных качеств, которые позволяют практическому психологу в процессе профессионализации избегать возможную личностную деформацию и другие деструктивные личностные проявления, в том числе развитие синдрома эмоционального выгорания [7]. Таким образом, исследования жизнестойкости будущих психологов актуальны и имеют практическую значимость.

Студенческий период считается в психологии центральным периодом становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов, среди которых профессиональные интересы являются

Проблемы практической психологии

важнейшими [4]. Современные студенты (особенно студенты 3 курса) переживают свое становление и развитие через наложение ряда кризисов: возрастные кризисы; кризисы индивидуальной жизни, которые включают кризисы нереализованности, опустошенности, бесперспективности; кризисы профессионального обучения; внешние, глобальные, экзистенциальные, связанные с нестабильностью настоящего и неопределенностью будущего [Там же]. В то же время, именно во время студенчества происходит формирование жизнестойкости и жизнестойкого совладания со стрессами. Жизнестойкость личности в учебно-профессиональной деятельности может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи, успешной адаптации в стрессовых ситуациях, успешной самоактуализации и личностной исполненности [7].

Понятие жизнестойкости (hardiness) как систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром вводит в психологию С. Мадди [5]. Это свойство личности, включающее в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых [Там же].

Жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

1. Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [Там же]. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. Отсутствие подобной убежденности порождает ощущение себя «вне» жизни [Там же].

2. Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь [Там же].

3. Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь

тэ V.

личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование [5].

В отечественной психологии Д.А. Леонтьев вводит близкое к понятию жизнестойкость понятие жизнетворчество, которое он определяет как расширение мира, расширение жизненных отношений [2]. Жизнетворчество направляет фокус внимания человека не в себя, а наружу. Мадди также уделяет большое внимание отношению личности с миром. При развитой жизнестойкости характер взаимоотношений личности с миром становится более открытым, что повышает способность испытывать любовь, получать поддержку, увеличивает интерес к миру и окружающим.

Также Мадди выделяет два пути личностного развития: конформистский и индивидуалистский. Индивидуалист обладает собственным смыслом, ответственностью за свой жизненный путь, способностью контролировать биологические и социальные потребности, выбирать духовность и качественно высокий уровень удовольствий. Для индивидуалиста характерен высокий уровень жизнестойкости, в отличии от конформиста. Мадди отмечает, что благодаря личностному росту со временем человек начинает мыслить глубже, становится более сложным и индивидуализированным [5]. Профессия психолога-консультанта предполагает индивидуалистское развитие личности, к тому же в ходе профессионализации это качество усиливается и способствует формированию индивидуалистских установок и формированию жизнестойкости и у клиентов, с которыми работает психолог.

На основании проведенного анализа литературных источников мы предположили, что студенты, обучающиеся по специальности «консультирование», обладают более высоким уровнем жизнестойкости, чем студенты, выбравшие специальность «управление», т.к. характер деятельности консультирования более глубинный, творческий, менее прагматичный, требующий эмпатичного включения. В качестве испытуемых в исследовании выступили 42 человека, в возрасте от 19 до 21 года. В обеих группах было по 21 человек. Средний возраст 19,5 лет. Все испытуемые являются студентами психологического факультета 3 курса МГГУ им. М. А. Шолохова. Для изучения жизнестойкости использовалась методика Сальвадоре Мадди, адаптированная Д.А. Леонтьевым [3] .

Результаты жизнестойкости для выборки в целом говорят о среднем уровне жизнестойкости - 75,17. Отдельно для студентов-консультантов (группа 2) характерны средние значения по всем шкалам жизнестойкости, однако по шкале «Принятие риска» 17,9 баллов, что является выше среднего значения 13,9. А для студентов-управленцев характерны

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

значения ниже среднего по шкале «Вовлеченность» - 26,76 (при средних значениях 37,64).

То, что консультанты показали значения выше среднего по шкале «Принятие риска» характеризует их как открытых опыту, убежденных в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию. Полученные данные свидетельствуют о том, что консультанты готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, что является важным и необходимым для эффективности консультативного процесса. Кроме того, отношение к своей деятельности как процессу усвоения опыта помогает консультантам быть открытыми для суперви-зии и воспринимать свои успехи и ошибки как основу для формирования профессиональной идентичности и упрочению профессиональной позиции.

Для получения достоверности данных при сравнении выраженности жизнестойкости у студентов разных специальностей был проведен сопоставительный анализ по 1-критерию Стьюдента с использованием программы ЗіаНБНеа 5 (таблица 1).

Таблица 1

Наименование шкал Среднее значение 1-критерий р-уровень

группа 1 группа 2

Вовлеченность 34,619 26,762 3,327 0,002

Контроль 28,905 27,095 0,969 0,339

Принятие риска 17,857 15,905 1,429 0,161

Общий балл жизнестойкости 80,571 69,762 2,271 0,029

По результатам сравнительного анализа данных по тесту «Жизнестойкости» нами выявлены значимые различия по шкалам «общая жизнестойкость» и «вовлеченность». Более высокий показатель уровня жизнестойкости характеризует консультантов как способных жить и выдерживать экзистенциальную тревогу, тревогу потери смысла, тревогу, сопровождающую выбор будущего. Данное качество способствует не только выдерживать неопределенность, но и действовать творчески, по-новому, выбирая определенный риск, что является важной основой для эффективной консультативной и психотерапевтической деятельности. Более высокий показатель по шкале вовлеченность (1-критерий 3,32) характеризует консультантов как убежденных, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное. Люди с развитым компонентом вовлеченности получают большее удовольствие

от собственной деятельности. Недостаточно выраженная вовлеченность приводит к стойкой неудовлетворенности своей деятельностью, ощущению своей незначительности и синдрому эмоционального выгорания, что характерно для многих личностей, работающих в системе управления.

Выявленные нами в данном исследовании более высокие показатели по жизнестойкости у консультантов эмпирически подтверждают положение многих авторов о важности развития таких качеств, как способность переживать свое бессилие и эмпатическое присутствие с людьми, переживающими глубинные экзистенциальные кризисы и потери. Устойчивость к глубинному переживанию своих кризисов, столкновение и проживание душевной боли, минуя депрессию, а сохраняя чувство жизненности, открытости, способствует эффективному пребыванию в процессе психологической помощи другому [3; 7].

В заключение хотелось бы отметить, что благодаря жизнестойкости люди воспринимают жизненные проблемы как менее угрожающие и реагируют на них более позитивными эмоциями, максимально включены в социальные отношения с окружающими, что, безусловно, является одним из важнейших условий эффективной деятельности практического психолога.

Библиографический список

1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. URL: http: institute.smysl.ru (дата обращения: 15.06.2011).

2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М., 2003.

3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.

4. Логинова М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов.: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010.

5. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002.

6. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: Дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2006.

7. Юдина Е.В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультан-тов: экзистенциальный подход // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 1. С. 109-115.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.