Научная статья на тему 'Динамика уровня религиозности среди молодежи г. Челябинска'

Динамика уровня религиозности среди молодежи г. Челябинска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРА В БОГА / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / КОНФЕССИЯ / ВЕРУЮЩИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуревич Михаил Аркадьевич, Радиловская Татьяна Юрьевна, Калабаева Жанна Александровна

В статье представлены материалы социологического исследования, проводившегося в г. Челябинске с 2007 по 2010 гг., на предмет изучения уровня религиозного поведения молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика уровня религиозности среди молодежи г. Челябинска»

3. Маленькая мама : Опубликовано 08 мая 2009. Редактор : Виолетта Жейда. URL : http://www.babyma.ru/malenkaya-mama/.

4. Нарицын, Н. Маленькая мама // 9 МЕСЯЦЕВ. - 2001. - № 9.

5. Половое воспитание молодежи : нужно ли говорить с детьми «Про это»? Москва, 22 октября 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

6. Ранняя беременность : Опубликовано 16 февраля 2009. URL : http://www.babyma.ru/ rannyaya-beremennost/.

7. Скутнева, С. В. Раннее материнство // Социс. 2009. № 7. С. 114-118.

М. А. Гуревич, Т. Ю. Радиловская, Ж. А. Калабаева

ДИНАМИКА УРОВНЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Г. ЧЕЛЯБИНСКА

В статье представлены материалы социологического исследования, проводившегося в г. Челябинске с 2007 по 2010 гг., на предмет изучения уровня религиозного поведения молодежи.

Ключевые слова: вера в Бога, религиозность, конфессия, верующие, духовнонравственное воспитание, культовые учреждения, молодежь.

За последние 10 лет (с 2000 по 2009 гг.) наблюдается рост числа верующих с 47 % до 58 % [2. С. 78]. Такая ситуация свидетельствует, с одной стороны, о повышении значимости веры в повседневной жизни россиян, с другой - является подтверждением эффективности работы религиозных организаций в различных сферах общественной жизни, в том числе религиозной, образовательной, культурной и других. В то же время, религиозное сознание россиян, по-прежнему отличается неструктурированностью и неопределенностью, что выражается в достаточно большой доле колеблющихся относительно принадлежности к конфессии и в целом - веры в Бога. Сегодня мы наблюдаем повышение потребности в устойчивых культурно-цивилизационых характеристиках в жизни индивида и общества, что может быть реализовано через опору на религиозные основания как на глубинный, устойчивый фундамент, не поддающийся быстрому размыванию, как идеологические или политические характеристики. Доверие к церкви, как социальному институту, продолжает оставаться высоким. По сравнению с другими общественными структурами церковь занимает лидирующее положение не менее 20 лет. Конкуренцию последние 8 лет ей составляет только президент РФ [1. С. 106].

Как отмечает В. В. Орлова [3. С. 95], радикальные политико-экономические преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы общества в целом и отдельных социальных групп и в первую это касается молодого поколения. Молодежь, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям и соответственно имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижение успеха, а с другой - она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов. Поэтому именно через анализ уровня религиозности и религиозного поведения молодежи можно определить охранительный традиционный потенциал общества в перспективе.

На протяжении 4 лет с 2007 по 2010 гг. коллективом социологов Челябинского филиала Института экономики УрО РАН проводилось исследование, направленное на изучение отношения молодежи г. Челябинска к религии и религиозным организациям. Опрашивались жители областного центра в возрасте до 30 лет, по репрезентативной выборке в соответствии с квотным распределением половозрастных и социальных признаков респондентов в генеральной совокупности. Допустимая погрешность не превышала 3 %.

Как показал анкетный опрос, верующими себя считают 56,4 % респондентов. В целом же по России 53 % респондентов заявляют о своей вере в Бога, в УрФО - 51 % [1. С. 97]. Из других источников [2. С. 84], в 2009 г. к верующим себя отнесли 58 % респондентов, среди населения младше 30 лет этот процент составил 54 %. Представленная в Таблице 1 динамика за 4 года позволяет заметить снижение доли верующих среди молодежи г. Челябинска в 2010 г., за счет появления такой категории респондентов, как сомневающиеся (7,1 %). В то же время за исследуемый период наблюдается сокращение количества неверующих (до 36,5 %).

Экономический кризис отразился не только на уровне материального положения населения, под его влиянием происходит и трансформация ценностных ориентаций, особенно молодого поколения горожан, вырабатываются новые ценности, помогающие адаптироваться в сложившейся ситуации. Неуверенность, сомнения - общее состояние современного общества, что непосредственно выражается в поиске оснований для веры. Исследователи за последние годы фиксируют небольшую тенденцию к уменьшению значимости религии в жизни общества.

Таблица 1

Являетесь ли Вы верующим человеком?

Варианты ответа 2007 2008 2009 2010

Да 59,5 61,2 62,7 56,4

Нет 40,5 38,8 37,3 36,5

Сомневающиеся - - - 7,1

Обращение к религии - одна из возможности обретения смысла жизни, веры в будущее и ощущения единства с окружающими людьми. Каждый человек по своему приходит к вере, принимает решение о выборе конфессии, степени соблюдения религиозных обрядов, традиций. Под влиянием веры происходит трансформация его ценностных ориентаций, образа жизни и моделей поведения. Спектр религиозных направлений, находящих свое распространение среди населения г. Челябинска, достаточно широк. Здесь представлены, как основные мировые религии: православие, мусульманство, буддизм, так и менее распространенные: иудаизм, католичество, протестантизм, а также достаточно редкие: адвентизм, свидетели Иеговы, кришнаитство, старообрядчество. Особенность исследуемой возрастной группы выражается в неустойчивости самоопределения относительно веры и религии, в поиске себя через обращение к традициям различных культур. К православным себя относят 2/3 верующих респондентов, что полностью совпадает с общероссийской тенденцией. Приверженцев ислама в целом не более 15 %, хотя в опросе 2010 г. на принадлежность к данной конфессии указали только 7,2 %. По России количество последователей ислама за последние 10 лет остается на одном уровне. Буддизм на Урале не имеет большого распространения в силу специфики национально-этнического состава населения и отдаленности от культурных и культовых центров данной религии. В то же время, наравне с другими восточными религиями, он постепенно закрепляется и находит своих последователей.

Позиционирование себя как верующего не всегда сопровождается отнесением к определенной религиозной культуре. Зачастую вера и потребность в ней возникает у человека до его самоопределения в религиозном направлении, что и вызывает такой феномен, как верующий, но не определившийся с конфессией, на долю которых среди верующих респондентов приходится 7,2 %. Рассматривая данный феномен, можно говорить о наличии веры без религии, о вере в некоторую неопределенную «высшую силу или разум». Как показывают исследования других авторов [2. С. 79], данную категорию респондентов, зачастую составляют молодежь и люди, имеющие высшее образование. Им свойственно неудовлетворенность предлагаемыми рамками традиционных институционализированных конфессий, а также поиск новых форм выражения религиозных потребностей и духовных исканий. Сегодня типичной чертой мировоззрения «колеблющихся», «сомневающихся» является «незавершенность» религиозного выбора. «Промежуточное состоя-

ние» религиозного сознания характеризуется мировоззренческой неопределенностью в оценке религиозной веры и своего к ней отношения.

Таблица 2

К какой конфессии (религиозному направлению) Вы себя относите?

(в %, среди ве рующих)

Вероисповедание 2007* 2008 2009 2010

Православное христианство 42,3 78,6 79,1 72

Ислам 4,8 13,2 14,6 7,2

Католическое христианство 4,4 3,8 4,1 2,4

Протестантизм 2,9 0 0,3 1,6

Адвентизм 2,2 0 0,0 1,6

Буддизм 1,1 0,6 1,5 1,6

Свидетели Иеговы 1,4 0,6 0,2 1,6

Иудеи 0,0 3,1 0,2 3,2

Старообрядцы - - - 0,8

Кришнаиты - - - 0,8

Не определившиеся - - - 7,2

* Процент от количества опрошенных, включая неверующих

Одной из главных функций религии, является духовно-нравственное воспитание и обучение подрастающего поколения. Через знакомство с основами и историей религии дети познают ценностный и духовный мир, окружающий человека. Доля поддерживающих необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, с каждым годом увеличивается, сегодня она составляет 34,7 % от опрошенных, 32,7 % приходится на верующих. Неверующие крайне редко поддерживают идею воспитания детей через религию, однако и среди них наблюдается небольшой рост положительных оценок (до 9,7 %). Не обязательным такое образование считает 26,5 % респондентов.

Таблица 3

Насколько, на Ваш взгляд, необходимо духовно - нравственное (религиозное) обучение и воспитание подрастающего поколения?

Варианты ответа 2007 Вер. Не- вер. 2008 Вер. Нв 2009 Вер. Не- вер 2010 Вер. Не- вер

Крайне необходимо 11,6 10,1 1,5 25,6 21,1 4,5 34,8 32,1 2,7 34,7 32,7 1,5

Желательно 33,7 26,9 6,7 30,0 25,4 4,6 32,7 29,4 3,3 30,6 21,9 8,2

Не обязательно 47,1 18,3 28,8 31,7 27,5 4,2 24,6 2,3 22,3 26,5 3,1 24,5

Затрудняюсь Ответить 7,4 4,1 3,3 12,7 10,7 2,0 7,9 5,5 2,4 8,2 3,1 5,1

Церковь, как один из социокультурных институтов, взаимодействует с различными возрастными группами населения. Ориентируясь на молодежь, она использует разные формы досуговой, образовательной и воспитательной деятельности. Однако, достаточно часто, люди не знают о таких формах и не всегда могут оценить их эффективность. В целом поддерживает активную работу церкви с молодежью каждый пятый опрошенный (только верующие), частично - 27,6 %, из которых 5,6 % приходится на неверующих. Неверующие в большинстве своем отрицательно относятся к данному направлению взаимодействия церкви с населением. Затрудняются дать ответ 13,3 % опрошенных.

Возможности идеологического влияния религиозных организаций достаточно широки. Исследователи указывают на стабильный рост поддержки церкви как института среди россиян за последние 10 лет. Наблюдается увеличение степени доверия с 43 % в 1998 г., 44 % в 2004 г. и 51 % в 2009 г. [2. С. 82], что свидетельствует о признании значимости и нужности той деятельности, которую ведут религиозные организации институционализированных российских конфессий.

Таблица 4

Должна ли церковь работать с молодежью?

Варианты ответа 2007 Вер. Не- вер 2008 Вер. Не- вер 2009 Вер. Не- вер 2010 Вер. Невер.

Да, активно 16,1 14,6 1,4 23,7 22,6 1,1 27,9 24,1 3,8 20,4 20,4 0,0

Частично 40,4 31,8 8,6 35,3 24,6 10,7 32,7 28,4 4,3 27,6 21,9 5,6

Нет 37,4 10,4 26,9 30,7 6,9 23,8 24,5 2,4 22,1 38,8 9,7 29,1

Затрудняюсь ответить 5,9 2,6 3,3 10,3 4,5 5,8 14,9 11,7 3,2 13,3 8,7 4,6

Не информированность и не заинтересованность респондентов относительно деятельности церкви по работе с молодежью в определенной мере прослеживается, если принять во внимание то, что каждый пятый опрошенный житель областного центра считает, что никакие формы работы с молодежью церкви не могут достигнуть максимального эффекта, а 16,5 % считает, что достаточно того, что уже есть. В то же время, среди предложенных форм работы с молодежью, на первом месте стоят клубы по интересам (20,2 % от количества ответов), 13,6 % приходится на учебные заведения. Реже называются спортивные и досуговые сообщества. В ходе опроса респонденты предложили включить в этот список работу церкви в детских садах (5 % от ответов).

На сегодняшний день функционирует Всероссийская православная молодежная организация, создание которой поддерживают чуть более половины опрошенных жителей г. Челябинска в возрасте до 30 лет, из них до 40 % приходится на верующих. Доля неверующих, высказывающихся положительно, с каждым годом возрастает. Не одобряют создание подобной организации 35,2 % респондентов, на долю верующих из них приходится 14,8 %. Представленная динамика за 4 года свидетельствует об устойчивости мнений населения относительно данной организации.

Таблица 5

По Вашему мнению, через какие формы работы с молодежью церковь может достигнуть максимального эффекта?

Варианты ответа 2007 Вер. Не- вер. 2008 Вер. Не- вер 2009 Вер. Не- вер. 2010 Вер. Не- вер

Общественные организации 2,2 2,2 0,0 9,7 7,3 2,4 8,4 5,1 3,3 9,1 7,9 1,2

Клубы по интересам 12,7 8,6 4,1 12,4 10,0 2,4 11,9 7,4 4,5 20,2 18,2 2,1

Спортивные общества 17,4 15,3 2,2 19,9 16,3 3,6 21,4 15,6 5,8 10,7 7,4 3,3

Досуговые общества 13,4 11,6 1,8 14,9 11,3 3,6 15,7 11,2 4,5 4,1 3,3 0,8

Учебные заведения 24,7 21,3 3,3 29,8 19,1 10,7 35,9 31,7 4,2 13,6 9,5 4,1

Детские сады 5,0 5,0 -

Достаточно того, что уже есть 33,7 7,1 26,5 13,3 2,6 10,7 6,7 5,3 1,4 16,5 12,8 3,7

Ни через какие 20,7 - 20,7

Достаточно часто полагается, что вера в Бога помогает обрести веру в будущее и с надеждой и оптимизмом смотреть вперед. Такое суждение в большинстве своем верно. Однако среди молодежи доля оптимистично настроенных одинакова как среди верующих, так и не верующих, поэтому при ответе на вопрос о том, «как вы воспринимаете свое будущее», больших различий между двумя группами респондентов не прослеживалось, хотя можно предположить, что среди старшего поколения такие различия будут существенны. С уверенностью смотрят в будущее 12,2 % респондентов. По сравнению с предыдущими годами доля оптимистов значительно сократилась (в 2007 г. она составляла 53,1 %). Такое резкое падение позитивно воспринимающих свое будущее, является результатом не только недавнего экономического кризиса, но и напряженной социально-политической обстановки в отдельных регионах страны, изменения социокультурной ситуации и другого.

Доля спокойно воспринимающих свое будущее и не ждущих больших перемен в своей жизни сохранилось на прежнем уровне (35 %). Последние два года, судя по данным опроса, тяжелее переживаются респондентами, нежели предыдущие, поскольку значительно возросла доля с тревогой и неуверенностью (23,6 %), а также со страхом и отчаянием (21,7 %) поглядывающих на свое будущее. Увеличилась доля безразлично относящихся к своему будущему (до 7,1 %), что несколько настораживает и заставляет более внимательно отнестись к данной категории молодых людей.

Таблица 6

Каким образом Вы воспринимаете свое будущее?

Варианты ответа 2007 Вер. Не- вер. 2008 Вер. Не- вер. 2009 Вер. Не- вер. 2010 Вер. Не- вер

С оптимизмом и надеждой 53,1 31,0 22,0 37,7 21,5 16,2 20,4 14,3 6,1 12,2 6,6 5,6

Спокойно, особых перемен для себя не жду 34,8 21,3 13,4 39,0 27,9 11,1 32,7 21,8 10,9 35,4 19,3 16,1

С тревогой и неуверенностью 7,8 2,9 4,8 13,0 8,1 4,9 24,4 17,8 6,6 23,6 14,6 9

Со страхом и отчаянием 4,1 4,1 0,0 9,7 5,7 4,0 20,4 16,2 4,2 21,7 13,2 8,5

С безразличием 0,0 0,0 0,0 0,7 0,2 0,5 2,1 0,3 1,8 7,1 5,2 1,9

Ощущение неуверенности, неразрешимости сложившейся ситуации достаточно часто посещают молодежь г. Челябинска. Каждый второй опрошенный иногда сталкивается с кажущимися ему неразрешимыми проблемами, а каждый четвертый отмечает, что постоянно сталкивается с ними. В жизни 21,9 % респондентов весьма редко или почти никогда не бывает таких проблем, которые можно назвать неразрешимыми, это позволяет им с большим оптимизмом смотреть в будущее и планировать свою жизнь.

Современный кризис пока не вызвал ощущение катастрофы и деструктивной реакции населения, однако он выявил те тенденции, которые являются общими трендами для общественного сознания и повседневной жизни россиян, в том числе и молодежи. Сегодня для возрастной группы младше 30 лет характерна неопределенность, а также отсутствие значимых различий в мнениях между верующими и неверующими.

Таблица 7

Бывают ли в Вашей жизни проблемы, которые кажутся Вам неразрешимыми?

Варианты ответа 2007 Вер. Не- вер. 2008 Вер. Не- вер. 2009 Вер. Не- вер. 2010 Вер. Не- вер

Постоянно 10,4 5,9 4,4 13,0 6,7 6,3 20,3 10,8 9,5 24,5 16,8 7,7

Иногда 44,9 28,8 16,1 51,3 28,1 23,2 67,4 38,4 29,0 53,6 30,1 23,5

Почти никогда 44,5 24,7 19,8 35,7 29,3 6,4 12,3 7,9 4,4 21,9 13,8 8,2

Выстраивание и сохранение хороших отношений с семьей, с родителями, зачастую выступает гарантом благополучия в будущем. Принадлежность к вере, в данном случае, не оказывает сколько-нибудь значимого влияния на распределение ответов респондентов. 44,4 % опрошенных указывают на полное взаимопонимание в семье. Конфликты в семьях опрошенной молодежи г. Челябинска также имеют место, но заметно реже, только каждый третий опрошенный отметил, что в их семьях иногда бывают конфликты, тогда как в прошлом году так высказывался каждый второй опрошенный. 11,7 % признаются о полном отсутствии взаимопонимания. Говорить об ухудшении отношений с родителями, судя по представленным в таблице данным, не приходится.

Таблица 8

Как складываются Ваши взаимоотношения с родителями?

Варианты ответа 2007 Вер. Не- вер. 2008 Вер. Не- вер 2009 Вер. Не- вер. 2010 Вер. Не- вер

Полное взаимопони- мание 32,5 17,2 15,3 44,7 21,7 23,0 37,4 16,7 20,7 44,4 26,0 18,4

Иногда бывают конфликты 53,1 35,2 17,9 43,7 37,4 6,3 54,2 39,1 15,1 38,3 24,5 13,8

Полное отсутствие взаимопонимания 9,3 4,4 4,8 10,7 5,1 5,6 6,7 5,3 1,4 11,7 7,1 4,6

Нет родителей 4,8 2,6 2,2 1,0 0,3 0,7 1,7 0,7 1,0 5,6 3,1 2,6

Отношения с друзьями сегодня в жизни молодежи выходят на первый план и во многом становятся важнее отношений с семьей, поэтому мы с каждым годом наблюдаем рост положительных оценок отношений с друзьями, как среди верующей, так и неверующей молодежи. В 2010 г. 56,1 % опрошенных оценили свои отношения с друзьями как идеальные. Каждый третий опрошенный указывает на наличие конфликтов в отношениях с друзьями, а каждый десятый - полное отсутствие взаимопонимания.

Далее мы задали вопросы верующим о том, насколько они соблюдают религиозные предписания.

Таблица 7

Уровень религиозного поведения

Вопросы / варианты ответов 2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как часто Вы посещаете храм?

Раз в месяц 5,6

Несколько раз в год 16,2

Раз в год 20,8

Реже, чем 1 раз в год 40

Не посещаю 18,4

Читаете ли Вы Евангелие?

Никогда 46,4

Когда-то давно 10,4

Иногда 24,8

Читаю регулярно 18,4

Как часто вы молитесь?

Не молюсь вообще 77,6

Читаю утром и вечером 22,4

Соблюдаете ли Вы посты?

Не соблюдаю 63,2

Иногда пощусь, но не регулярно 15,2

Некоторые соблюдаю, некоторые нет 12,8

Стараюсь соблюдать все посты 8,8

Известно, что среди посетителей церквей и храмов не так много молодых людей. Как показал опрос, не менее одного раза в месяц посещают храм 5,6 % среди верующих, несколько раз в год, можно предположить, что во время главных религиозных праздников, 16,2 %. Один раз в год посещают храм 20,8 % респондентов, назвавших себя верующими, 40 % - реже, чем 1 раз в год, видимо, это люди, получившие крещение и после этого больше не посещающие храм. Признались, что совсем не посещают 18,4 % опрошенных. В целом по России в свободное время только 11 % россиян посещают церковь или иные религиозные собрания, что близко к показателям 2003 г. [2. С. 81]. Можно предположить, что и среди верующей молодежи г. Челябинска доля посещающих культовые учреждения за исследуемый период изменилась не значительно.

Близко знакомы с Евангелием, читают регулярно или время от времени 43,2 % респондентов. Имеют общее представление, поскольку когда-то давно им приходилось его читать 10,4 % опрошенных. И никогда не читали Евангелие 46,4 % верующих. Зачастую принадлежность к определенной конфессии не влечет за собой в повседневной жизни строгого следования постулатам и требованиям религии. Так, читают молитвы утром и вечером 22,4 % респондентов, остальные либо молятся, но достаточно редко, либо не молятся совсем. Среди опрошенных 8,8 % указывают на то, что стараются соблюдать все посты, 12,8 % соблюдают только некоторые. Постятся, но не регулярно 15,2 % опрошенных, не соблюдают посты 63,2 % респондентов, назвавших себя верующими.

Таким образом, не смотря на то, что число верующих составляет чуть более половины от опрошенных, соблюдают религиозные предписания: читают Евангелие, молятся, соблюдают посты, посещают храмы не более 20 % из числа верующих. Как видим, степень проявления религиозности среди населения г. Челябинска до 30 лет не достаточно высока, но это и не удивительно, поскольку основную долю верующих составляют люди старше 50 лет. Либерализация взаимоотношений религиозных институтов и «паствы» позволяет верующим дистанцироваться от церковной атрибутики, довольствуясь отправлением религиозных обрядов (молитвы, посты) вне культовых учреждений. В то же время, фиксируемая нами степень религиозности среди молодого поколения горожан, свидетельствует о лояльности их к религии как институту духовно-нравственного развития человека. Как среди верующих, так и среди неверующих имеется группа людей критически настроенных по отношению к деятельности церкви, но в целом достаточно большая часть населения поддерживает начинания православной церкви, не смотря на принадлежность респондентов к различным религиозным направлениям. Социальноэкономические процессы, происходящие в современном обществе, накладывают свой отпечаток на ход воцерковления населения, с одной стороны, затормаживают данный процесс, с другой, отражаются в росте потребности обретения веры в завтрашний день, которую можно обрести, в том числе и через религию.

Список литературы

1. Кублицкая, Е. А. Особенности религиозности в современной России // Социс. 2009. № 4. С. 96-107.

2. Мчедлова, М. М. Роль религии в современном обществе // Социс. 2009. № 12. С. 77-84.

3. Орлова, В. В. Ценностные приоритеты молодежи в Сибирском регионе // Социс. 2009. № 6. С. 95-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.