Научная статья на тему 'Этноконфессиональные отношения на Южном Урале: в контексте современных социокультурных процессов'

Этноконфессиональные отношения на Южном Урале: в контексте современных социокультурных процессов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
654
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ETHNIC AND RELIGIOUS RELATIONS / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ / SOCIO-CULTURAL PORTRAIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаева Светлана Владимировна

Статья посвящена анализу процессов, происходящих в Челябинской области в этноконфессиональных отношениях. Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социокультурный портрет Челябинской области: региональное сообщество во времени и пространстве», проект № 14-03-00486. В статье приводятся результаты социологических опросов населения Челябинской области, проведенных по методике Центра изучения социокультурных изменений ИФ РАН «Социокультурный портрет региона» в 2011 и 2014 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC AND RELIGIOUS SITUATION IN THE SOUTH URALS: IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY SOCIO-CULTURAL PROCESSES

The article is devoted to the analysis of processes in the Chelyabinsk region at the ethnic and religious aspect. Search is held with support of Russian Humanitarian Scientific Fund within scientific and research project “Socio-Cultural Portrait of the Chelyabinsk Region: regional community in time and space”# 14-03-00486. The author states results of sociological surveys in Chelyabinsk region (2011 and 2014 years), based on methods of the Centre of socio-cultural changes research of Philosophic Institute of Russian Science Academy “Socio-Cultural Portrait of a Region”.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональные отношения на Южном Урале: в контексте современных социокультурных процессов»

УДК 316.4

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ*

Нечаева Светлана Владимировна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Челябинский филиал, заместитель директора, кандидат исторических наук, доцент.

г. Челябинск, Россия.

E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена анализу процессов, происходящих в Челябинской области в этноконфессиональных отношениях. Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социокультурный портрет Челябинской области: региональное сообщество во времени и пространстве», проект № 14-03-00486. В статье приводятся результаты социологических опросов населения Челябинской области, проведенных по методике Центра изучения социокультурных изменений ИФ РАН «Социокультурный портрет региона» в 2011 и 2014 гг.

Ключевые понятия: этноконфессиональные отношения, социокультурный портрет.

События, которые разворачиваются в Украине, заставили россиян на время забыть, что 2014 год Указом Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375 объявлен в России Годом культуры. По просьбе председателя госсовета Республики Крым Владимира Константинова, который направил властям Челябинской области и других регионов страны обращение с просьбой об оказании благотворительной помощи переселенцам с Украины, на 14 августа в Челябинск прибыли более 4000 вынужденных переселенцев с Украины, а в УрФО в целом - более 13000 человек. [1]

Насколько же население региона готово к проявлению толерантности и гуманистических ресурсов в этноконфессиональных отношениях?

Южный Урал - край многонациональный. По итогам переписи населения 2010 года на территории Челябинской области проживают представители 152 различных национальностей. В Челябинской области как субъекте Российской Федерации государственным языком является русский язык. Однако в силу исторически сложившихся обстоятельств с учетом того, что коренным населением Южного Урала являются башкиры и татары, языки данных народов также являются языками повседневного общения.

Согласно переписи населения 2010 г. 83,8% жителей Южного Урала - русские, 5,4% относят себя к татарам и 4,8% населения - к башкирам, 1,5 - к украинцам. 99,9% населения области владеют государственным языком (для 87,7% русский язык - единственный).

Этнокультурное образование в Челябинской области осуществляется с учетом особенностей этнической структуры Южно-Уральского региона, и, по данным ежегодного мониторинга Министерства образования и науки Челябинской области, оно представлено изучением родных (не русских) языков коренных народов Южного Урала: башкирского и татарского в территориях их компактного проживания - в различных формах (как учебный предмет, факультатив, кружок). Например, татарский язык на начало 2014-2015 учебного года в разных форматах изучают в Челябинске, Пласте, Верхнем Уфалее, Златоусте, а также на селе - в Усть-Багаряке, Ре-дутово, Кунашаке, Арасланово, Аминево,

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социокультурный портрет Челябинской области: региональное сообщество во времени и пространстве», проект № 14-03-00486.

есть кружки в поселке Бишкиль и озерской школе № 35. [3]

Министерство образования и науки Челябинской области, реализуя свои полномочия (ст.8 п. 1. ФЗ № 273 от 21.02.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»), в качестве мероприятий государственной программы «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2015 годы определило:

- разработку и апробацию методических рекомендаций по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке и реализации основных образовательных программ общего образования на территории Челябинской области.

И в мае 2014 г. подведены итоги основного этапа реализации данного проекта в содержании основных образовательных программ начального общего образования. Отчетные материалы и успехи в реализации проекта представлены на заседании Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области (Протокол № 2/2 от 27 мая 2014 г.). [4] Полагаем, что образовательные программы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей будут способствовать готовности школьников проявлять религиозную терпимость, уважать язык и культуру других народов.

Также Министерство образования и науки Челябинской области сотрудничает со всеми 29 национально-культурными центрами, действующими на территории области, в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников.

О том, насколько разнообразна жизнь каждого из народов Южного Урала, позволяет узнать областной фестиваль национальных культур «Соцветие дружное Урала», который проводится с 2006 г. под патронажем Министерства культуры Челябинской области. Очередной фестиваль прошел 1 ноября 2014 г. и был приурочен ко Дню народного единства. [5]

Осознавая, что стабильность этнокон-фессиональных отношений - это вопрос национальной безопасности российского государства, в составе администрации губернатора Челябинской области действует Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества, которое, в том числе:

• реализует государственную региональную национальную политику, государственную политику ... в области содействия реализации прав граждан на объединение, свободу совести и

вероисповедания, развитие институтов гражданского общества;

• разрабатывает и координирует меры по профилактике и предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, а также нейтрализации последствий их проявлений. [6]

Областные власти стремятся совершенствовать законодательство в данной сфере. В частности, 16 сентября 2014 года было принято Распоряжение Правительства Челябинской области от № 548-рп «О плане мероприятий по реализации в Челябинской области в 2014-2016 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», который позволяет на долгосрочной основе выстраивать стабильные межэтнические коммуникации в области. [7]

Жители Челябинской области заявляют о невысоком уровне напряженности и конфликтов на национальной почве. В частности, в июле-августе 2011 и 2014 гг. Лабораторией прикладной политологии и социологии Челябинского филиала РАНХиГС проведен социологический опрос населения Челябинской области, в ходе которого 78,9% опрошенных констатировали «защищенность от ущемления по национальному признаку» (59,6% в 2011 г.). С учетом 10,9 % «затруднившихся с ответом» (что позволяет нам предположить скорее отсутствие проблем, чем их наличие) получается 87,5% стабильно живущего в межэтническом плане населения. Конечно, не могут не настораживать почти 10,2% жителей области, которые испытывают дискомфорт на национальной почве (12% в 2011 г.). [8]

Подавляющее большинство жителей Челябинской области заявляют о своей приверженности религиозным ценностям: 37,5% (35,7% в 2011г.) респондентов отнесли себя к верующим, а 40,1% - к скорее верующим. [8]

По результатам опроса, большинство южноуральцев (87,1%) причисляют себя к православным (с 2011 г. количество православных увеличилось на 7,7%), а количество приверженцев ислама в области неизменно - 10,2%. [8]

Несмотря на количество верующих и тот факт, что в постсоветский период активно восстанавливаются храмы и передаются Русской православной церкви (РПЦ) здания ранее отнятых церквей, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, который посещал нашу область в

Таблица 1

Оценка южноуральцами защищенности от притеснений по национальному признаку, 2014/2011 гг.

Насколько сегодня Вы лично чувствуете себя защищенным от ущемления из-за Вашей национальности?

2014 г. 2011 г. Разница

Защищен 47,6 37,2 10,4

Пожалуй, защищен 31,3 22,4 8,9

Трудно сказать 10,9 28,4 -17,5

Пожалуй, не защищен 5,5 6,3 -0,8

Совсем не защищен 4,7 5,6 -0,9

апреле 2010 г., так определил ситуацию: «Челябинск находится на последнем месте во всей России по количеству храмов на душу населения» [10].

Приведем некоторую статистику по Челябинской епархии, в состав которой входят:

числе: 132 - приходских, 44 - приписных, 3 - монастырских, 13 - молитвенных домов, 23 - часовен, 34 - домовых, 18 - строящихся;

• два учебных заведения: Челябинское духовное училище, православная гимназия

[гуЛ Верующий человек

Скорее верующий, чем неверующий

\\Щ Скорее неверующий, чем

верующий [ф^ Неверующий

■ Атеист

V Отказ от ответа

Рис. 1. Самооценка жителями региона своей религиозности (в % от числа опрошенных, 2014 г.) [9]

10 благочиний;

3 монастыря, один из которых, муж-

ской;

• 191 приход, в том числе 36, не имеющих юридической регистрации;

• 267 действующих храмов, в том

во имя святого праведного Симеона Вер-хотурского. [11]

Ислам является второй религией в области по количеству верующих - 10,2% южноуральцев. Данная религиозная конфессия также переживает определенные

Таблица 2

Конфессиональная принадлежность населения Челябинской области 2014/2011

Верования какой религии, вероисповедания вы разделяете? 2014 г. 2011 г. Разница

Православие 87,1 79,4 7,7

Ислам 10,2 10,2 0,0

Буддизм 0,1 0,1 0,0

Протестантизм 0,3 0,3 0,0

Католицизм 0,1 0,5 -0,4

Отказ от ответа 2,2 7,3 -5,1

трудности. В частности, в мусульманском сообществе наблюдается раскол, связанный с созданием альтернативных, «параллельных» муфтиятов, появление которых зачастую сопровождается проникновением нетрадиционных для коренных мусульманских народов России течений зарубежного ислама фундаменталистского толка.

По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области, в 1999 году на территории области действовало 6 мусульманских общин, в 2011 году - 84 мусульманские организации, в том числе:

• 74 общины подчинены Региональному Духовному Управлению мусульман по Челябинской и Курганской областям (РДУМ);

• 4 прихода входят в состав Духовного Управления мусульман азиатской части России (ДУМ АЧР);

• 2 - при Духовном Управлении мусульман европейской части России (ДУ-МЕР);

• 3 - при ДУМ «Ассоциация мечетей России»;

• 1 организация - при Мухтасибатском Управлении. [12]

По данным сайта «Ислам и общество -исламский информационный портал в России» на 10 октября 2014 г. на территории Челябинской области действует не менее 101 мусульманских организаций и групп, к сожалению, без указания принадлежности по конкретным Управлениям.

Всего в Челябинской области находится не менее 103 молельных помещений для последователей ислама, в том числе не менее 74 мечетей, не менее 23 молельных домов и не менее шести молельных комнат. [13]

По официальным данным, представленным на сайте Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, на 1.01.2014 г. в Челябинской области зарегистрированы 92 мусульманские организации и группы [14, с.14].

Действующий на данный момент федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», по мнению профессионалов, существенно ограничивает возможности областной власти и традиционного мусульманского духовенства по сохранению традиций и целостности уммы.

Скорее исключением стал тот факт, что в Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О проти-

водействии экстремистской деятельности» попало религиозное объединение «Орда», расположенное в Кизильском районе Челябинской области (решение Кизильского районного суда Челябинской области от 21.12.2012). [15]

Таблица 3

Религиозные организации, зарегистрированные в Челябинской области на 1 января 2014 года

Все религиозные организации, в том числе по конфессиям: 354

Русская православная церковь 186

Старообрядцы 3

Римско-католическая церковь 1

Армянская апостольская церковь 1

Ислам 92

Буддизм 2

Иудаизм 10

Евангельские христиане-баптисты 6

Христиане веры Евангельской 15

Евангельские христиане 6

Христиане веры Евангельской -пятидесятники 17

Адвентисты седьмого дня 4

Лютеране 3

Методистская церковь 1

Свидетели Иеговы 3

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) 1

Церковь Христа 1

Сознание Кришны (вайшнавы) 2

Последователями иных религиозных конфессий - таких, как буддизм, протестантизм, католицизм и других, - в области в ходе социологического опроса себя назвали 0,5% от опрошенных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то, что по данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области, на 1 июля 2011 г. [16] в Челябинской области зарегистрировано 319 религиозных организаций, а на 1.01.2014 г. - 354 (таблица 3), жители Челябинской области толерантны

в религиозных вопросах, а регион в целом характеризуется невысоким уровнем напряженности в межконфессиональных отношениях и состоянием конфликтности на религиозной почве.

Таблица 4

Оценка южноуральцами защищенности от притеснений из-за религиозных убеждений 2014/2011 гг. [8]

Насколько сегодня Вы лично чувствуете себя защищенным от притеснений из-за Ваших религиозных убеждений

2014 г. 2011 г. Разница

Защищен 47,4 37,7 9,7

Пожалуй, защищен 28,2 19,9 8,3

Трудно сказать 14,1 31,1 -17,0

Пожалуй, не защищен 5,7 6,3 - 0,6

Совсем не защищен 4,6 5,1 - 0,5

В частности, в ходе социологического опроса 2014 г. только 10,3% респондентов отметили, что чувствуют себя незащищенными от притеснений из-за своих религиозных убеждений, тогда как 75,6% (57,6% - в 2011 г.) населения области в этом смысле ощущают себя комфортно, а наличие 14,1% южно-уральцев, затруднившиеся с ответом на данный вопрос, говорит, на наш взгляд, о том, что 89,7% населения скорее не испытывают проблем с нарушением свободы совести.

В целом результаты опроса населения подтверждаются мнением экспертов (таблица 5). [17] Как видно из оценок экспертов, 86% из них считают, что отношения между представителями различных религий в регионе дружественные или нейтральные, и вероятность возникновения конфликтов на почве религии оценивают как высокую только 4% респондентов из числа экспертов. Также экспертов просили дать оценку уровня религиозности населения Челябинской области.

Учитывая, что большинство населения Челябинской области исповедуют православие, логично предположить, что в первую очередь бросается в глаза исполнение религиозных обрядов, традиций православными, что и отметили эксперты (таблица 6). Несмотря на то, что представителей ислама в разы меньше, чем православных, соблюдение ими религиозных обрядов и традиций отмечено

практически таким же количеством экспертов (61%). О том, что в большей степени склонны к соблюдению религиозных обрядов и традиций мусульмане, респонденты говорят и в рамках глубинных интервью.

По итогам глубинных интервью, население Челябинской области по степени религиозности условно можно разделить на четыре группы:

• наиболее распространена на территории Челябинской области категория людей условно религиозных, верующих скорее по традиции, по привычке, по настоянию старших религиозных родственников, под влиянием СМИ. Они отмечают основные религиозные праздники (Пасху, Крещение, Рождество), церковь посещают редко, иногда купаются в проруби, сами крещены и крестят детей.

• Самой малочисленной среди населения Челябинской области оказалась группа атеистов, которые выступают с яркой критикой и протестом в адрес РПЦ и религии как явления («РПЦ себя дискредитировала своей политикой и поведением»...).

Также выделились группы:

• религиозные люди, верующие и совмещающие свою веру с соблюдением большинства религиозных традиций;

• люди верующие, но не ассоциирующие свою веру с обязательностью церкви и соблюдения ее предписаний: «для общения с Богом мне посредник не нужен». Эти люди в церковь не ходят совсем, не соблюдают обряды и традиции, но являются так или иначе верующими («Если человек в душе верит, то необязательно в церковь ходить, главное вести себя как надо»).

К религиозности в Челябинской области, по мнению респондентов, в большей мере склонно старшее поколение («бабушки», которым «заняться нечем», поэтому они «все о духовности говорят»), представители мусульманской культуры, башкиры; жители малых городов более религиозны, чем жители крупных. Молодежь менее религиозна, что объясняется либо повышенной занятостью на работе, либо малой актуальностью вопросов духовности в силу возраста («наверное, это с возрастом приходит»).

Респонденты отмечали, что в последнее время наблюдается рост религиозности среди населения, объясняя это несколькими причинами:

• мода, пропаганда религиозности в СМИ: «это дань моде».

• Разнообразие религиозных школ и направлений, а также наличие соответствующих храмов, в Челябинской области («каждый может выбрать для себя»).

Таблица 5

Экспертная оценка межконфессиональных отношений в Челябинской области, 2012

В целом Государственное и муниципальное управление Научная и преподавательская деятельность Политическая и общественные организации СМИ и коммуникации Бизнес

ОЦЕНКА. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ РЕЛИГИЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

дружественные 41,3 50,0 36,7 12,0 53,3 50,0

нейтральные 44,7 37,5 50,0 64,0 46,7 35,0

напряженные 2,7 5,0 0,0 4,0 0,0 2,5

затрудняюсь ответить 11,3 7,5 13,3 20,0 0,0 12,5

ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ КОНФЛИКТОВ НА. ПОЧВЕ РЕЛИГИИ В ОБЛАСТИ

вероятность высокая 4,0 5,0 3,3 4,0 6,7 2,5

вероятность невысокая 52,0 42,5 66,7 52,0 93,3 35,0

вероятность равна нулю 26,0 37,5 20,0 8,0 0,0 40,0

затрудняюсь ответить 18,0 15,0 10,0 36,0 0,0 22,5

Таблица 6

Экспертная оценка уровня религиозности населения Челябинской области, 2012

В целом Государственное и муниципальное управление Научная и преподавательская деятельность Политическая и общественные организации Средства массовой информации и коммуникации Бизнес

МНЕНИЕ О КОНФЕССИЯХ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОТОРЫХ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДОВ И ТРАДИЦИЙ В СВОЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

православие 65,3 80,0 50,0 60,0 40,0 75,0

ислам 61,3 62,5 76,7 32,0 80,0 60,0

иудаизм 4,0 0,0 13,3 4,0 0,0 2,5

католицизм 4,0 0,0 10,0 0,0 20,0 0,0

протестантизм 1,3 0,0 6,7 0,0 0,0 0,0

буддизм 2,7 5,0 3,3 0,0 6,7 0,0

другие 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

затрудняюсь ответить 10,7 12,5 10,0 12,0 0,0 12,5

• Желание «верить и надеяться хоть на что-то» на фоне разочарования во власти, в людях («походы в церковь обнадеживают, успокаивают, веришь хоть во что-то»). Либо, напротив, обретение веры в связи с тенденцией к улучшению качества жизни («люди не чувствуют себя такими заброшенными»).

В качестве отрицательных аспектов религиозной жизни региона некоторые респонденты обозначили наличие сект: «много религиозных, выплескивается это все в секты, не умеют себя найти в работе, вот и ходят, неполадки в личной жизни.».

Подводя итоги, следует отметить, что Челябинская область - один из крупнейших многонациональных субъектов, на территории которого проживают представители разных наций, исповедующих различные религии. При этом в регионе практически отсутствуют острые массовые межэтнические и межрелигиозные конфликты.

Но относительно бесконфликтные межнациональные и межконфессиональные отношения в области сочетаются с несовершенством законодательной базы, наличием нелегальной миграции; сектантством, разжигающим неприязнь, нестабильностью межэтнических отношений в соседних регионах и др.

1. В Челябинск и Екатеринбург прибывают новые группы беженцев с Украины [Электронный ресурс]: Агентства новостей «Доступ». URL: http://www.dostup1.ru/society/V-Chelyabinsk-i-Ekaterinburg-pribyvayut-novye-gruppy-bezhentsev-s-Ukrainy_67623.html (дата обращения: 10.10.2014).

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 по Челябинской области. Официальный сайт: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области [Электронный ресурс]. URL: http://chelstat. gks.ru/perepis_2010/perepis/ (дата обращения: 14.08.2012).

3. Конгресс татар Челябинской области собрал педсовет [Электронный ресурс]. URL: http://www. dostup1.ru/society/Kongress-tatar-Chelyabinskoy-oblasti-sobral-pedsovet_69698.html (дата обращения: 16.10.2014).

4. Материалы коллегии [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области. URL: http:// www.minobr74.ru/ru/general-sv/dokumenty/ category/308-zasedanie-kollegii-27-05-2014 (дата обращения: 10.10.2014).

5. Финал фестиваля «Соцветье дружное Урала» пройдет в Челябинске в субботу [Электронный ресурс]. URL: http://chelyabinsk.ru/ text/newsline/861554.html (дата обращения: 01.11.2014).

6. Положение об администрации губернатора Челябинской области [Электронный ресурс]: Официальный сайт губернатора Челябинской области. URL: http://gubernator74.ru/administratsiya-gubernatora/polozhenie (дата обращения: 01.11.2014).

7. Распоряжение Правительства Челябинской области от 16 сентября 2014 года №548-рп [Электронный ресурс]: Официальный сайт Российской газеты. URL: http://www.rg.ru/2014/09/16/ chelyabinsk-rasp548-reg-dok.html (дата обращения: 01.11.14).

8. Социологический опрос проведен при финансовой поддержке РГНФ в июле-августе 2011 г., проект № 11-03-00655а и в июле-августе 2014г., проект № 14-03-00486.

9. Сведения за 2011 г. приведены в статье С.В. Нечаевой «Этноконфессиональные отношения в палитре Челябинской области. Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития» / Международная научно-практическая конференция. Екатеринбург. Уральский институт РАНХиГС. 28 ноября 2012г.Сб. ст. в 2 т. Т. 1. С. 79.

10. Глава РПЦ Кирилл посоветовал южноуральским чиновникам побольше молиться. 19.04.2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dostup1. ru/central/central_15736.html (дата обращения: 01.11.2011).

11. Официальный сайт Русской православной церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/31548.html (дата обращения: 12.10.2014).

12. Гуляева М. Ислам на Южном Урале: «традиционалисты» vs «параллельщики». 30.05.2011 [Электронный ресурс] // Региональное духовное управление мусульман по Челябинской и Курганской областям [сайт]. URL: http://www.kazan-center. ru/osnovnye-razdely/13/122/ (дата обращения: 01.11.2011).

13. «Ислам и общество - исламский информационный портал в России» [Электронный ресурс]. -URL:http://islamio.ru/structure/chelyabinsk_region/ (дата обращения: 12.10.2014г.)

14. Занимательные цифры о Челябинской области: Статистический справочник/ Челябинскстат.-Челябинск, 2014 - 77 с. [Электронный ресурс]:// Официальный сайт: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области - URL: http://chelstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/ru/about/ history_of_region_statistics/seventeen+january (дата обращения: 02.11.2014).

15. Официальный сайт Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области. [Электронный ресурс]. URL: http://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret (дата обращения: 30.07.14).

16. Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации религиозных организаций за 1 полугодие 2011 года [Электронный ресурс]: // Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области [сайт]. URL: http://www.minust74.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=332&It emid=16 (дата обращения: 29.09.11).

17. Экспертный опрос в Челябинской области, 2012 г. проект № 11-03-00655а при финансовой поддержке РГНФ.

References

1. V Cheljabinsk i Ekaterinburg pribyvajutnovye gruppy bezhencev s Ukrainy [Electronic resource]: Agentstva novostej «Dostup». URL:http://www.dost-up1.ru/society/V-Chelyabinsk-iEkaterinburg-pribyva-yut-novye-gruppy-bezhentsev-sUkrainy_67623.html (accessed: 10.10.2014).

2. Itogi Vserossijskoj perepisi naselenija2010 po Cheljabinskoj oblasti Oficial'nyj sajtTerritorial'nyj organ Federal'noj sluzhbygosudarstvennoj statistiki

po Cheljabinskoj oblasti [Electronic resource]. URL: http://chelstat.gks.ru/perepis_2010/perepis/ (ac-cessed:14.08.2012).

3. Kongress tatar Cheljabinskoj oblasti sobral-pedsovet [Electronic resource]. URL: http://www.dost-up1.ru/society/Kongress-tatar-Chelyabinskoyoblasti-so-bral-pedsovet_69698.html(accessed: 16.10.2014).

4. Materialy Kollegii [Electronic resource]: Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti. URL: http: //www.minobr74.ru/ru/general-sv/doku-menty/category/308-zasedanie-kollegii-27-05-2014 (accessed: 10.10.2014).

5. Final festivalja «Socvet'e druzhnoeUrala» proj-det v Cheljabinske v subbotu [Electronic resource]. URL: http://chelyabinsk.ru/text/newsline/861554.html (accessed: 01.11.2014).

6. Polozhenie ob Administracii Gubernatora Cheljabinskoj oblasti [Electronic resource]:Oficial'nyj sajt gubernatora Cheljabinskoj oblasti. URL: http://gubernator74. ru/administratsiyagubernatora/polozhenie(accessed: 01.11.2014).

7. Rasporjazhenie pravitel'stva Cheljabinskojoblasti ot 16 sentjabrja 2014 goda № 548-rp [Electronic resource]: Oficial'nyj sajt Rossijskoj gazety. URL: http://www. rg.ru/2014/09/16/chelyabinsk-rasp548-reg-dok.html (accessed:01.11.14).

8. Sociologicheskij opros proveden pri finanso-voj podderzhke RGNF v ijule-avguste 2011g.proekt № 11-03-00655a i v ijule-avguste 2014g.,proekt № 14-03-00486.

9. Svedenija za 2011 g. privedeny v stat'e S.V.Nechaevoj «Jetnokonfessional'nye otnoshenija vpa-litre Cheljabinskoj oblasti. Gosudarstvo, politika, socium: vyzovy i strategicheskie prioritetyrazvitija» / Mezhdun-arodnaja nauchno-prakticheskajakonferencija. Ekaterinburg. Ural'skij institute RANHiGS. 28 nojabrja 2012g.Sb. st. v 2 t. T. 1 S. 79.

10. Glava RPC Kirill posovetoval juzhnoural'skim chinovnikam pobol'she molit'sja. 19.04.2010.[Electronic resource]. URL: http://www.dostup1.ru/central/cen-tral_15736.html (accessed: 01.11.2011).

11. Oficial'nyj sajt Russkoj pravoslavnojcerkvi [Electronic resource]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/31548.html (accessed: 12.10.2014).

12. Guljaeva M. Islam na Juzhnom Urale: «tradi-cionalisty» vs «parallel'shhiki». 30.05.2011[Electronic resource]. Regional'noe duhovnoeupravlenie musul'man po Cheljabinskoj i Kurganskoj oblastjam. URL: http://www. kazan-center.ru/osnovnye-razdely/13/122/ (accessed: 01.11.2011).

13. «Islam i obshhestvo - islamskij informacionnyj portal v Rossii» [Electronic resource]. URL:http://is-lamio.ru/structure/chelyabinsk_region/(accessed: 12.10.2014g.)

14. Zanimatel'nye cifry o Cheljabinskoj oblasti: Statisticheskij spravochnik/ Cheljabinskstat. Cheljabinsk, 2014 - 77 s. [Electronic resource]:Oficial'nyj sajt Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstven-noj statistiki po Cheljabinskoj oblasti. URL: http:// chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chel-stat/ru/about/history_of_region_statistics/seventee n+january(accessed: 02.11.2014).

15. Oficial'nyj sajt Upravlenija Ministerstva justicii Rossijskoj Federacii po Cheljabinskoj oblasti. [Electronic resource]. URL:http://minjust.ru/ru/nko/perechen_za-pret (accessed: 30.07.14).

16. Svedenija o rabote Minjusta Rossii vsfere gosu-darstvennoj registracii religioznyhorganizacij za 1 polugo-die 2011 goda [Electronic resource]. Upravlenie Ministerstva justicii Rossijskoj Federacii po Cheljabinskoj oblasti. URL: http://www.minust74.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=332&Itemid=16 (accessed: 29.09.11).

17. Jekspertnyj opros v Cheljabinskoj oblasti, 2012 g. proekt № 11-03-00655a pri finansovojpodderzhke RGNF.

УДК 316.4

ETHNIC AND RELIGIOUS SITUATION IN THE SOUTH URALS: IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY SOCIO-CULTURAL PROCESSES

Nechayeva Svetlana Vladimirovna

Russian Presidential Academy

of National Economy

and Public Administration,

Chelyabinsk Branch,

the Deputy Director,

Cand. Sc. (History),

Associate Professor,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected].

Annotation

The article is devoted to the analysis of processes in the Chelyabinsk region at the ethnic and religious aspect. Search is held with support of Russian Humanitarian Scientific Fund within scientific and research project "Socio-Cultural Portrait of the Chelyabinsk Region: regional community in time and space"# 14-03-00486. The author states results of sociological surveys in Chelyabinsk region (2011 and 2014 years), based on methods of the Centre of socio-cultural changes research of Philosophic Institute of Russian Science Academy "Socio-Cultural Portrait of a Region".

Key concepts:

ethnic and religious relations, socio-cultural portrait.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.