Научная статья на тему 'ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ВРАБАТЫВАЕМОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Наталья Леонидовна

Студенческая молодежь постоянно в течение учебного семестра испытывает значительные умственные и психологические нагрузке, что приводит к формированию накопительной усталости, следствием которой является ухудшение умственной работоспособности студентов и снижение эффективности процесса обучения. Для предотвращения этого необходимо разработать методику по коррекции уровня работоспособности на основе закономерностей его изменения в течение учебного дня, семестра, года. Именно поэтому было проведено исследование, в ходе которого были определены показатели умственной работоспособности студентов по состоянию на конец семестра. Далее проводилось сравнение показателей в конце семестра и в начале. Результат сравнения -выявление следующих принципов изменения уровня умственной работоспособности в течение семестра: врабатываемость увеличивается на фоне адаптации к нагрузкам, а психическая устойчивость и объем внимания снижаются в связи с накоплением умственного утомления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF STUDENTS' MENTAL WORK CAPACITY

Students are constantly experiencing significant mental and psychological stress during the academic term, which leads to the formation of cumulative fatigue, the consequence of which is the deterioration of mental performance of students and the reduction of the effectiveness of the learning process. To prevent this, it is necessary to develop a method to correct the level of performance based on the patterns of its change during the school day, semester, year. That is why a study was conducted, in which the indicators of mental work capacity of students at the end of the semester were determined. Then a comparison of the indicators at the end of the semester and at the beginning was carried out. The result of the comparison is to identify the following principles of changes in the level of mental work capacity during the semester: work capacity increases against the background of adaptation to the load, and mental stability and attention span decrease due to the accumulation of mental fatigue.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

к работе. Однако большинство испытуемых характеризуется недостаточной психической устойчивостью к выполнению поставленной задачи и довольно быстро утомляется. Также следует отметить, что объем внимания у подавляющего большинства студентов - нормальный и отличный.

На основе полученных в ходе исследования данных можно сделать следующий вывод. Обучающиеся имеют по состоянию на начало семестра достаточно хорошую вра-батываемость и отличный объем внимания, что может быть обусловлено отдыхом во время каникул. Также следует отметить, что 35% обучающихся с низкой врабатываемостью, возможно, еще не готовы к началу семестра и, поэтому им требуется больше времени для выхода на «рабочий режим». Однако следует обратить внимание, что несмотря на отдых во время каникул, у обучающихся наблюдается недостаточная психическая устойчивость, что может быть объяснено недостаточным восстановлением умственных и психологических резервов организма и наличием остаточного утомления. Таким образом, студенты на момент начала семестра обладают пониженным уровнем умственной работоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кургина А.С. Исследование влияния физических упражнений и отдыха на устойчивость внимания / А.С. Кургина, В.Е. Пожарский // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - №. 32-1. - С. 50-53.

2. Альманах психологических тестов / сост. С. Римский, Р.Р. Римская. - 2-е изд. - Москва : КСП, 1996. - 397 с.

REFERENCES

1. Kurgina A. S. and Pozharsky V. E. (2018), "Research of the effect of physical exercises and rest on the stability of attention", Physical Education, Sport and Health, Vol. 32(1), pp. 50-53.

2. Rimsky, С. and Rimskaya, R.R. (1996), Almanac ofpsychological tests, 2nd ed., KSP, Moscow.

Контактная информация: ivanova.nataliya1969@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.01.2022

УДК 378.1

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Natalya Leonidovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tyumen Industrial University Surgut Branch, Surgut

Аннотация

Студенческая молодежь постоянно в течение учебного семестра испытывает значительные умственные и психологические нагрузке, что приводит к формированию накопительной усталости, следствием которой является ухудшение умственной работоспособности студентов и снижение эффективности процесса обучения. Для предотвращения этого необходимо разработать методику по коррекции уровня работоспособности на основе закономерностей его изменения в течение учебного дня, семестра, года. Именно поэтому было проведено исследование, в ходе которого были определены показатели умственной работоспособности студентов по состоянию на конец семестра. Далее проводилось сравнение показателей в конце семестра и в начале. Результат сравнения -выявление следующих принципов изменения уровня умственной работоспособности в течение семестра: врабатываемость увеличивается на фоне адаптации к нагрузкам, а психическая устойчивость и объем внимания снижаются в связи с накоплением умственного утомления.

Ключевые слова: динамика, умственная работоспособность, врабатываемость, психическая устойчивость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p137-140

DYNAMICS OF STUDENTS' MENTAL WORK CAPACITY

Natalya Leonidovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tyumen Industrial University Surgut Branch, Surgut

Abstract

Students are constantly experiencing significant mental and psychological stress during the academic term, which leads to the formation of cumulative fatigue, the consequence of which is the deterioration of mental performance of students and the reduction of the effectiveness of the learning process. To prevent this, it is necessary to develop a method to correct the level of performance based on the patterns of its change during the school day, semester, year. That is why a study was conducted, in which the indicators of mental work capacity of students at the end of the semester were determined. Then a comparison of the indicators at the end of the semester and at the beginning was carried out. The result of the comparison is to identify the following principles of changes in the level of mental work capacity during the semester: work capacity increases against the background of adaptation to the load, and mental stability and attention span decrease due to the accumulation of mental fatigue.

Keywords: dynamics, mental work capacity, work-in-progress, mental toughness.

ВВЕДЕНИЕ

Как уже отмечалось в различных научных работах, студенческая молодежь подвергается большому объему различного рода психологических и умственных нагрузок, что приводит к накоплению усталости и снижению умственной работоспособности. При этом происходит закономерное снижение эффективности образовательного процесса, в связи с недостаточным уровнем внимания и его устойчивости. Для обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса, его необходимо организовать с учетом закономерностей изменения умственной работоспособности студентов в течение учебного дня, семестра, года для предотвращения полного истощения обучающихся. Также следует отметить, что понимание закономерностей динамики умственной работоспособности позволяет подобрать средства и методы ее восстановления. Именно поэтому в данной работе осуществляется анализ изменения работоспособности обучающихся в течение семестра, на основе которого в последующих работах будет подбираться методика по восстановлению уровня работоспособности студенческой молодежи средствами физической культуры.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе филиала Тюменского индустриального университета в г. Сургуте с участием 40 обучающихся очной формы обучения. В качестве исходных данных были использованы готовые результаты исследования проведенного в начале семестра. Для определения динамики было проведено повторное тестирование по методике «таблицы Шульте» и выполнено сопоставление всех имеющихся данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как уже отмечалось ранее, в рамках исследования было проведено повторное тестирование участников по методике «таблицы Шульте». Результаты получились следующие. К концу семестра подавляющее большинство - 80% обучающихся имеет хорошую врабатываемость. При этом наблюдается положительная динамика данного показателя к концу семестра (рисунок 1).

Врабатываемость отражает количество времени, которое требуется студенту для подготовки к выполнению основной работы. В начале семестра обучающиеся еще не «вошли» в рабочий ритм после продолжительного отдыха во время каникул и, соответственно, им требуется больше времени для подготовки. К концу семестра студенты уже

адаптировались к образовательному процессу и быстрее включаются в работу. Однако следует отметить, что улучшение врабатываемости наблюдалось только у 52,5% участников исследования (рисунок 2). Отсюда можно сделать вывод о том, что необходимо использовать дополнительные средства и методы для улучшения адаптации обучающихся к умственным нагрузкам в течение освоения образовательных программ.

В отличие от врабатываемости психическая устойчивость большей части участников исследования (77,5%) - плохая (рисунок 3). При этом наблюдается негативная тенденция по уменьшению и так находившейся на низком уровне психической устойчивости.

Отсюда можно сделать вывод, что умственная работоспособность обучающихся снижается к концу семестра на фоне накопившейся усталости. Именно поэтому необходимо внедрять в образовательный процесс методик по снятию умственного напряжения.

Последний показатель, определявшийся по методике «таблицы Шульте» - объем внимания (рисунок 4). По состоянию на конец семестра хороший и нормальный объем внимания отмечается лишь у 40% студентов.

100%

20%

60% 40% 20% 0%

конец семестра начало семестра ■ хорошо ■ плохо

Рисунок 1 - Динамика врабатываемости к концу семестра

100% 80% 60% 40% 20% 0%

52,5% _

_47,5%

_0,0%

■ Ухудшилась ■ Не изменилась ■ Улучшилась

Рисунок 2 - Индивидуальная динамика врабатываемости к концу семестра

77,5% 65,0%

35,0%

22,5%

конец семестра ■ хорошо

начало семестра плохо

Рисунок 3 - Динамика психической устойчивости к концу семестра

100% 80% 60% 40% 20% 0%

конец семестра начало семестра ■ отлично ■ норма ■ плохо

Рисунок 4 - Динамика объема внимания к концу семестра

22,5% 32,5%

17,5% 12,5%

60,0%

55,0%

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно выделить несколько тенденций изменения уровня умственной работоспособности. Во-первых, наблюдается положительная динамика врабатываемости, обусловленная хорошей степенью адаптации обучающихся к образовательному процессу. Во-вторых, наблюдается негативная динамика психической устойчивости и объема внимания, связанная с накоплением умственного напряжения. С учетом выделенных тенденций и индивидуального уровня умственной работоспособности каждого студента, необходимо разработать методику по снятию умственного напряжения и восстановления работоспособности, которую обучающиеся смогут применять в перерывах между занятиями, на занятиях по физической культуре и

спорту или самостоятельно во внеучебное время, что и станет предметом изучения в будущих работах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кургана А.С. Исследование влияния физических упражнений и отдыха на устойчивость внимания / А.С. Кургина, В.Е. Пожарский // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - №. 32-1. - С. 50-53.

2. Альманах психологических тестов / сост. С. Римский, Р.Р. Римская. - 2-е изд. - Москва : КСП, 1996. - 397 с.

REFERENCES

1. Kurgina A. S. and Pozharsky V. E. (2018), "Research of the effect of physical exercises and rest on the stability of attention", Physical Education, Sport and Health, Vol. 32(1), pp. 50-53.

2. Rimsky, С. and Rimskaya, R.R. (1996), Almanac of psychological tests, 2nd ed., KSP, Moscow.

Контактная информация: ivanova.nataliya1969@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.01.2022

УДК 378.147.88

ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Ирина Валентиновна Игнатьева, кандидат экономических наук, доцент, Байкальский

государственный университет, г. Иркутск; Ирина Ивановна Зедгенизова, кандидат экономических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск; Жанна Борисовна Литвинова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

В данной работе впервые изучена проблема особенностей формирования навыков самоорганизации личности современного молодого человека в процессе реализации дистанционного образования. Целью настоящего исследования является теоретическая разработка авторской модели образовательного процесса, учитывающей сильные и слабые стороны, возможности и угрозы глобальной сети как социально-коммуникативной среды, а также проверка эффективности приемов и методов ее реализации в образовательной практике с целью повышения качества дистанционного образования. В качестве исходной и итоговой диагностики была выбрана методика оценки самоорганизации деятельности личности (Е.Ю. Мандрикова). Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что подтвержденная эффективность авторской модели образовательного процесса доказывает ее потенциальные возможности в вопросе формирования навыков тактического планирования и стратегического целеполагания личности обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное образование, образовательный процесс, модель образования, самоорганизация личности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p140-143

PROBLEMS OF SELF-ORGANIZATION OF MODERN YOUTH IN THE PROCESS

OF INTERNET COMMUNICATION Irina Valentinovna Ignatyeva, the candidate of economical sciences, docent, Baikal State University, Irkutsk; Irina Ivanovna Zedgenizova, the candidate of economical sciences, docent, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk; Zhanna Borisovna Litvinova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuban State University, Krasnodar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.