Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В НАЧАЛЕ СЕМЕСТРА'

АНАЛИЗ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В НАЧАЛЕ СЕМЕСТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ВРАБАТЫВАЕМОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталья Леонидовна

Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от умственной работоспособности обучающегося. Уровень умственной работоспособности в свою очередь зависит от ряда факторов и изменяется в широких диапазонах в течение периодов времени различной длительности. Для повышения качества организации образовательного процесса необходимо знать исходный уровень умственной работоспособности, закономерности его динамики и методы коррекции. Именно поэтому целью данной работы является анализ уровня умственной работоспособности обучающихся в начале семестра на основе методики «таблицы Шульте». В результате анализа полученных в ходе исследования данных было установлено, что большинство студентов в начале семестра имеют пониженную умственную работоспособность на фоне снижения психической устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MENTAL WORK CAPACITY OF STUDENTS AT THE BEGINNING OF THE TERM

The effectiveness of the learning process depends directly on the mental work capacity of the learner. The level of work capacity, in turn, depends on a number of factors and varies over a wide range of time periods of varying duration. To improve the quality of the educational process organization it is necessary to know the initial level of mental work capacity, the patterns of its dynamics and methods of correction. That is why the purpose of this work is to analyze the level of mental work capacity of students at the beginning of the term on the basis of the Schulte table method. As a result of the analysis of the data obtained in the course of the study, it was found that most students at the beginning of the term have reduced mental work capacity on the background of reduced mental toughness.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В НАЧАЛЕ СЕМЕСТРА»

В таблице 3 представлены показатели оборонительных действий команд. Таблица 3 - Показатели оборонительных действий команд Евро-2020_

№ Сборная Возвраты владения Отборы Удачные Неудачные Всего выносов Пропущенные мячи Матчи

1 Италия 291 99 29 70 107 4 7

2 Испания 267 58 22 36 63 6 6

3 Дания 265 79 30 49 113 7 6

4 Англия 264 65 37 28 145 2 7

5 Чехия 221 52 18 34 122 4 5

17 Россия 142 44 18 26 62 7 3

24 Словакия 105 41 15 26 80 7 3

По возврату владения лидерами являются сборная Италии (291), сборная Испания (267), сборные Дания (265) и Англии (264). По показателю отбора мяча лидируют сборная Италии (99), Дания (79), Англия (65). По количеству пропущенных мячей лучшей командой является сборная Англии (2), Италия и Чехия (4).

ВЫВОД

Проведенный анализ соревновательной деятельности сборных команд на Евро-2020 позволил определить современные требования футбола к количественным и качественным технико-тактическим действиям атакующих и оборонительных действий футболистов высшей квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория и методика : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. - Москва : Советский спорт, 2020.- 624 с.

REFERENCES

1. Guba, V.P. and Leksakov, A.V. (2020), Theory and methodology: textbook, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: nikolay-ivanov-89@bk.ru, igorshishkov8@gmail.com

Статья поступила в редакцию 12.01.2022

УДК 378.1

АНАЛИЗ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В НАЧАЛЕ СЕМЕСТРА

Наталья Леонидовна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, филиал в Сургуте, Сургут

Аннотация

Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от умственной работоспособности обучающегося. Уровень умственной работоспособности в свою очередь зависит от ряда факторов и изменяется в широких диапазонах в течение периодов времени различной длительности. Для повышения качества организации образовательного процесса необходимо знать исходный уровень умственной работоспособности, закономерности его динамики и методы коррекции. Именно поэтому целью данной работы является анализ уровня умственной работоспособности обучающихся в начале семестра на основе методики «таблицы Шульте». В результате анализа полученных в ходе исследования данных было установлено, что большинство студентов в начале семестра имеют пониженную умственную работоспособность на фоне снижения психической устойчивости.

Ключевые слова: умственная работоспособность, врабатываемость, психическая устойчивость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p134-137

ANALYSIS OF THE MENTAL WORK CAPACITY OF STUDENTS AT THE BEGINNING OF THE TERM

Natalya Leonidovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tyumen Industrial University Surgut Branch, Surgut

Abstract

The effectiveness of the learning process depends directly on the mental work capacity of the learner. The level of work capacity, in turn, depends on a number of factors and varies over a wide range of time periods of varying duration. To improve the quality of the educational process organization it is necessary to know the initial level of mental work capacity, the patterns of its dynamics and methods of correction. That is why the purpose of this work is to analyze the level of mental work capacity of students at the beginning of the term on the basis of the Schulte table method. As a result of the analysis of the data obtained in the course of the study, it was found that most students at the beginning of the term have reduced mental work capacity on the background of reduced mental toughness.

Keywords: mental work capacity, work-in-progress, mental toughness.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение в высшем учебном заведении - период, характеризующийся серьезными умственными и психологическими нагрузками на представителей студенческой молодежи, что обусловлено определенным набором факторов. К таким факторам можно отнести, во-первых, большой объем новых знаний и навыков, которые предстоит изучить и освоить в достаточно сжатые сроки. Во-вторых, обучающаяся в высшем учебном заведении молодежь, подвергается значительным психологическим нагрузкам, связанным с необходимостью сдачи зачетов, экзаменов, защитой выпускных квалификационных работ и так далее. Также психологические нагрузки могут быть обусловлены и другими обстоятельствами - необходимостью совмещения работы и учебы, проживание в другом городе, необходимость знакомства с новыми людьми и многое другое с чем приходится иметь дело студентам. Совокупный объем умственных и психологических нагрузок, реакция на них студенческой молодежи, а также степень адаптации к ним обучающихся оказывают значительное влияние на работоспособность студентов. При этом значительный объем указанных нагрузок и недостаточная адаптированность к ним приводит к накоплению умственного и физического утомления, что в свою очередь обеспечивает снижение работоспособности обучающихся. Эффективность образовательного процесса находится в прямой зависимости от уровня работоспособности и снижается вместе с ним. Также следует отметить, что снижение уровня работоспособности под действием нагрузок происходит неравномерно - снижается в течение учебного дня и восстанавливается к началу следующего после отдыха. Однако в большинстве случаев происходит неполное восстановление, что приводит к постепенному накоплению утомленности и все большему снижению работоспособности, достигая максимума к концу семестра. В связи с этим необходимо обеспечить организацию образовательного процесса таким образом, чтобы умственные и психологические нагрузки были распределены в течение учебного семестра равномерно и не приводили к полному умственному и психологическому истощению обучающихся. Для этого необходимо определить исходный уровень умственной работоспособности студентов, закономерности его изменения в течение семестра, подбор средств и методов снижения психологического и умственного напряжения, которые можно применять в перерывах между занятиями, на занятиях по физической культуре и спорту или самостоятельно во внеучебное время. В рамках данной статьи будет проведен анализ уровня работоспособности студентов в начале семестра с целью получения исходной информации для дальнейших исследований по определению закономерностей изменения работоспособности и выделению методов его коррекции.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе филиала Тюменского индустриального университета в городе Сургуте. В исследовании приняли участие обучающиеся очной формы обучения. Определение уровня умственной работоспособности определялось по методике «таблицы Шульте». Участникам исследования были предоставлены пять таблиц, заполненных в произвольном порядке числами от 1 до 25. Суть задания - найти в каждой таблице все числа по порядку максимально быстро. Время выполнения задания с каждой таблицей определялось по секундомеру и вносилось в таблицу. Затем на основе известных формул производились вычисления таких параметров, как: врабатываемость, психическая устойчивость и объем внимания. В качестве заключения проводился анализ полученных значений.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После завершения участниками задания были получены следующие результаты (рисунок 1). На решение одной таблицы обучающиеся потратили в среднем от 28 до 32 сек. Однако расхождение между минимальным и максимальным значением времени, затраченным на одну таблицу весьма значительно - 14 и 64 сек соответственно. Также следует отметить, что наблюдается тенденция по постепенному незначительному увеличению средних значений затрачиваемого времени на решение таблиц. 70 60 50

40 30 20 10 0

58 60 60

32

28

14 17 15 16 14

Т1 Т2

Среднее значение Рисунок 1

Т3 Т4

Максимум ^^

■ Время выполнения таблиц

Т5

■Минимум

На основе времени, затраченного на каждую таблицу, можно рассчитать такие показатели, как: врабатываемость (ВР), психическая устойчивость (ПУ) и объем внимания (Ы). Результаты анализа проведенных расчетов представлены на рисунке 2.

ВР ПУ „„, N

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

65%

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

65%

35%

= =

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

55%

хорошо плохо хорошо плохо отлично норма плохо

Рисунок 2 - Результаты анализа проведенных расчетов

Врабатываемость - отражает количество времени, которое требуется обучающемуся для подготовки к основной работе. Как видно из представленного рисунка абсолютному большинству студентов на начало семестра не требуется много времени на подготовку

к работе. Однако большинство испытуемых характеризуется недостаточной психической устойчивостью к выполнению поставленной задачи и довольно быстро утомляется. Также следует отметить, что объем внимания у подавляющего большинства студентов - нормальный и отличный.

На основе полученных в ходе исследования данных можно сделать следующий вывод. Обучающиеся имеют по состоянию на начало семестра достаточно хорошую вра-батываемость и отличный объем внимания, что может быть обусловлено отдыхом во время каникул. Также следует отметить, что 35% обучающихся с низкой врабатываемостью, возможно, еще не готовы к началу семестра и, поэтому им требуется больше времени для выхода на «рабочий режим». Однако следует обратить внимание, что несмотря на отдых во время каникул, у обучающихся наблюдается недостаточная психическая устойчивость, что может быть объяснено недостаточным восстановлением умственных и психологических резервов организма и наличием остаточного утомления. Таким образом, студенты на момент начала семестра обладают пониженным уровнем умственной работоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кургина А.С. Исследование влияния физических упражнений и отдыха на устойчивость внимания / А.С. Кургина, В.Е. Пожарский // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - №. 32-1. - С. 50-53.

2. Альманах психологических тестов / сост. С. Римский, Р.Р. Римская. - 2-е изд. - Москва : КСП, 1996. - 397 с.

REFERENCES

1. Kurgina A. S. and Pozharsky V. E. (2018), "Research of the effect of physical exercises and rest on the stability of attention", Physical Education, Sport and Health, Vol. 32(1), pp. 50-53.

2. Rimsky, С. and Rimskaya, R.R. (1996), Almanac ofpsychological tests, 2nd ed., KSP, Moscow.

Контактная информация: ivanova.nataliya1969@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.01.2022

УДК 378.1

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Natalya Leonidovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tyumen Industrial University Surgut Branch, Surgut

Аннотация

Студенческая молодежь постоянно в течение учебного семестра испытывает значительные умственные и психологические нагрузке, что приводит к формированию накопительной усталости, следствием которой является ухудшение умственной работоспособности студентов и снижение эффективности процесса обучения. Для предотвращения этого необходимо разработать методику по коррекции уровня работоспособности на основе закономерностей его изменения в течение учебного дня, семестра, года. Именно поэтому было проведено исследование, в ходе которого были определены показатели умственной работоспособности студентов по состоянию на конец семестра. Далее проводилось сравнение показателей в конце семестра и в начале. Результат сравнения -выявление следующих принципов изменения уровня умственной работоспособности в течение семестра: врабатываемость увеличивается на фоне адаптации к нагрузкам, а психическая устойчивость и объем внимания снижаются в связи с накоплением умственного утомления.

Ключевые слова: динамика, умственная работоспособность, врабатываемость, психическая устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.