Научная статья на тему 'Динамика ценностных ориентаций китайского общества на современном этапе'

Динамика ценностных ориентаций китайского общества на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
357
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА / CHINESE CULTURE / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES / ИДЕОЛОГИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ / IDEOLOGY OF THE CHINESE COMMUNIST PARTY / КИТАЙСКАЯ МЕЧТА / CHINESE DREAM / КЛЮЧЕВЫЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / THE SOCIALIST CORE VALUES SYSTEM / ВЕЛИКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КИТАЙСКОЙ НАЦИИ / A GREAT REVIVAL OF THE CHINESE NATION / ОБЩЕСТВО СРЕДНЕГО ДОСТАТКА / MIDDLE CLASS SOCIETY / НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / NATIONAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Литвинцев Олег Сергеевич

В статье исследуется динамика ценностных ориентаций китайского общества на современном этапе (конец XX начало XXI вв.). Анализируются программные лозунги Коммунистической партии Китая, такие как «концепция ключевых социалистических ценностей», «общество среднего достатка», «великое возрождение нации», «китайская мечта», «демократическая диктатура народа». Рассматривается социальная стратификация современного китайского общества. Выявляются основные механизмы динамики ценностных ориентаций китайского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Value Orientations of Chinese Society Today

The paper investigates the dynamics of the value orientations of Chinese society at the present stage: the end of XX beginning of XXI centuries. The article analyzes the program slogans such as «the concept of core socialist values», «Middle class society», «the great revival of the nation», «Chinese Dream», «People's democratic dictatorship». The article also considers social stratification of contemporary Chinese society. It also points out the key mechanisms of the dynamics of value orientations of Chinese society.

Текст научной работы на тему «Динамика ценностных ориентаций китайского общества на современном этапе»

ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 008

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ1

О. С. Литвинцев

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье исследуется динамика ценностных ориентаций китайского общества на современном этапе (конец XX — начало XXI вв.). Анализируются программные лозунги Коммунистической партии Китая, такие как «концепция ключевых социалистических ценностей», «общество среднего достатка», «великое возрождение нации», «китайская мечта», «демократическая диктатура народа». Рассматривается социальная стратификация современного китайского общества. Выявляются основные механизмы динамики ценностных ориен-таций китайского социума.

Ключевые слова: Китай, китайская культура, ценностные ориентации, идеология Коммунистической партии Китая, китайская мечта, ключевые социалистические ценности, великое возрождение китайской нации, общество среднего достатка, национальное сознание.

С отказом от политического курса культурной революции Коммунистическая партия Китая (далее - КПК) фактически похоронила идею создания бесклассового социалистического общества марксистско-ленинского образца. Политическому руководству страны в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века стало очевидно, что западная утопическая идеология несовместима с реалиями восточной конфуцианской цивилизации. Ещё в 30-х годах ХХ века выдающийся китайский мыслитель Линь Юйтан отмечал, что недоверие к разного рода «измам» коренится в национальном сознании умудрённых опытом и прагматичных китайцев [1]. Прагматизм -черта не склонной к авантюрам зрелой нации, каковой китайцы и являются. Пройдя череду политических потрясений и экономических неудач, китайский народ вступил на путь прогресса. Благодаря успехам реформ открытости, четырёх модернизаций и политическому курсу Дэн Сяопина, КПК сумела сплотить народ в едином стремлении научиться жить лучше.

Китай сегодня - страна контрастов, в которой осознание себя сверхдержавой с глобальными интересами граничит с наличием ряда трудноразрешимых социальных проблем: от демографического старения населения до ужасающей экологии мегаполисов, от высокого уровня бедности и безграмотности населения до отсутствия свободы слова в интернете и СМИ. На алтарь небывалого перманентного прогресса китайцы бросили все силы нации, ведомой вперёд под напутствием патриотических лозунгов о всеобщем процветании. Но поколение первых строителей коммунизма с китайской спецификой в ближайшем будущем сменит новое поколение «маленьких императоров», в головах и сердцах которых властвуют совсем не идеалы социализма, а вполне конкретное стремление жить в материальном достатке и открытом демократичном обществе. Призыв «обогащаться» уже привёл к либерализации системы ценностей китайского общества, заставив руководство страны заговорить о необходимости формирования «ключевых ценностей социализма» (шэхуэй чжуи хэсин цзячжигуань).

Выступая на XVIII съезде ЦК КПК, Ху Цзиньтао изложил концепцию «ключевых социалистических ценностей из 24 иероглифов» [2]. Согласно ей, ценности социализма можно рассматривать на трёх уровнях.

На уровне социалистического государства ценностями объявляются богатство и мощь страны, демократия, цивилизованность, гармония. На уровне социалистического общества - равноправие, справедливость, верховенство права. На личностном уровне - патриотизм, преданность работе, честность, дружелюбие.

Несмотря на наличие в списке традиционных ценностей западного либерализма - свободы, равенства, демократии, верховенства права, - в одном ряду с ними находятся ценности, менее популярные на Западе, такие как гармония, цивилизованность, богатство и мощь государства, справедливость, дружелюбие, преданность работе и патриотизм. Показательным является и то, что, декларируя ключевые социалистические ценности, государство в лице ЦК КПК посчитало себя полномочным определить ценностные ориентиры как для общества в целом, так и для каждого отдельного гражданина, что в известной мере нивелирует одну из провозглашённых ценностей - свободу.

В действительности, набор «ключевых ценностей» отражает не только и не столько общечеловеческие идеалы, сколько насущные задачи, стоящие перед КПК. Так, первым ценностным ориентиром объявляется создание богатого и сильного государства, так как лишь в нём возможно построение в Китае общества среднего достатка сяокан - лейтмотива последних съездов партии. Ценность цивилизованности выражает ещё одно важнейшее требование к сегодняшнему китайскому обществу, в котором всё ещё крайне высок уровень необразованности. Цивилизованность также предполагает следование этичным, с точки зрения европейской морали, формам поведения, чему «лаобайсины» только пытаются учиться. Под патриотизмом и преданностью работе скрыты требо-

1 Работа выполнена в рамках Гранта Президента Российской Федерации (МК-6015.2015.6).

99

вания упорного и для большинства китайцев низкооплачиваемого труда, предъявляемые партией народу в залог построения будущего справедливого общества всеобщего достатка. Честность и дружелюбие в первую очередь служат мерилом отношений граждан с властью и выступают гарантом снятия социальной напряжённости.

Таким образом, «ключевые ценности социализма», которые, по замечанию Ху Цзиньтао, должны «направлять общественное идейное течение» в нужное русло строительства социализма с китайской спецификой и способствовать «достижению общественного консенсуса» [2], на деле призваны стать идейной основой в системе конструктивного диалога партии со всеми категориями населения: от крестьян до госслужащих, от либералов до консерваторов.

Однако с приходом во власть пятого поколения руководителей риторика партии существенно изменилась. Китай всё больше отступает от заветов Дэн Сяопина «держаться в тени» и «не претендовать на лидерство». Во внешней политике уже можно разглядеть признаки «великого возрождения нации», которые проявляются в наращивании военного потенциала НОАК, стремлении Китая стать великой морской державой, возрождении древней концепции великого шелкового пути, инициативе создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (А11В) и банка развития БРИКС (NDB BRICS) и т. д. Во внутренней политике Си Цзиньпин направил усилия на укрепление идеологического обоснования политического курса КПК, борьбу с коррупцией, переориентацию экономики с инвестиций на потребление.

Важным симптомом текущих изменений является рост националистических настроений в обществе. Маятник времени отклонился от точки осознания китайцами своей слабости в точку осознания своей силы. Подражание европейской культуре, а значит и европейским ценностям, престало быть в тренде. Националистические настроения в народе подогреваются сегодняшней политикой партии. Экспансия китайской культуры давно активно поощряется государством. К 2020 году государственная канцелярия по распространению китайского языка за рубежом планирует довести число институтов Конфуция до одной тысячи [3]; телевидение Китая (CCTV) уже ведёт вещание на десяти языках мира через спутники, кабельное телевидение и Интернет; Китай планирует увеличение числа идеологически подконтрольных партии аналитических центров по типу Брукинг-ского института. В противовес ценностям Запада Си Цзиньпин провозгласил концепцию «китайской мечты», предполагающую тесную связь между идеями сильного и богатого государства (гоцзя фуцян), национального возрождения (миньцзу чжэнсин) и народного счастья (жэньминь синфу).

Провозглашаемые ключевые ценности китайского социализма сегодня всё больше приобретают национальную специфику, которая проявляется в сохранении за государством роли главного арбитра по вопросам принятых в народе морально-этических норм. В этом виде ценности нового Китая декларируются мировому сообществу. На их базе КПК предлагает миру вести диалог со своей страной. Учитывая объективную невозможность экспансии ценностной парадигмы китайской цивилизации на Запад, внешнеполитическая стратегия нынешнего руководства КНР ориентируется на мирное сосуществование различных культур на основе взаимоуважения, признания экономических интересов друг друга, нахождения политических компромиссов. В то же время внутри страны ведётся идеологическая борьба за унификацию ценностного сознания нации. О том, что пока единое мнение партии и народа по вопросу развития общества отсутствует, говорят факты участившихся за последние годы случаев рабочих забастовок, этнического сепаратизма, акций протеста, ужесточение цензуры в интернете и СМИ. Главной причиной тому служат изменения в социальной структуре общества в последние десятилетия. Традиционное для Китая деление на сельских жителей и городское население давно кануло в Лету. По оценке профессора Пекинского технологического университета Лу Сюэи, в нулевых годах этого столетия в Китае появилось десять основных страт:

1) страта государственных и общественных руководителей, обладающих ресурсом власти;

2) страта управленцев;

3) страта собственников негосударственных предприятий;

4) страта технических специалистов;

5) страта офисных работников;

6) страта индивидуальных предпринимателей;

7) страта работников торговли и сферы услуг;

8) страта промышленных рабочих;

9) страта крестьян, занятых в сельском хозяйстве;

10) страта городских и сельских безработных, потерявших работу или частично занятых [4, с. 9].

Из представленных Лу Сюэи данных следует, что в крупных и средних городах наибольший процент населения составляют представители пятых-восьмых страт, в уездах и сельской местности - седьмых-десятых страт.

Уровень жизни населения Китая также существенно варьируется. В развитых приморских провинциях он в среднем выше, чем в северных и западных регионах страны, в то же время уровень доходов жителей крупных городов намного выше уровня доходов жителей малых городов, а тем более сельчан. По данным Национального бюро статистики, беднейшая категория сельских жителей с доходом на душу населения не превышающим 2300 юаней в год в 2014 году составила 70 млн 170 тыс. человек [5]. Несмотря на попытки создания «социалистических деревень нового образца», количество переселенцев и трудовых мигрантов из сельской местности в города не убывает. С 1980 по 2014 годы число городского населения страны увеличилось с 19 до 54 %. По данным ООН, к 2050 году в городах КНР будет проживать 76 % китайцев [6]. Соответственно растёт коэффициент маргинализации городского населения.

Важнейшей проблемой для страны является классовое неравенство в обществе. В подконтрольной партии прессе появились забытые со времён Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина публикации о важности демократической диктатуры народа. Тем самым идеологи КПК дают понять, что партия по-прежнему руководствуется социалистическими ценностями и стоит на страже интересов народа. В то же время продолжается процесс углубления экономических реформ, ищутся оптимальные пути сосуществования разных классов в пределах одного и притом социалистического государства. Естественной в этих условиях выглядит попытка переориентации рынка с инвестиций на внутреннее потребление. Однако всерьёз говорить о ней возможно лишь при преобладании в обществе среднего класса. По оценке Лю Сюэи, в 2008 году к среднему классу можно было отнести 23 % населения [7]. В настоящее время этот процент увеличился [8]. При этом увеличилось и количество очень состоятельных китайцев, что вскрывает классический симптом капиталистического общества, в котором бедные остаются в нищете, а богатые, при условии экономического развития государства богатеют. На этом фоне борьба с коррупцией во всех эшелонах власти выглядит как попытка утвердить жёсткие правила игры для малостабильного общества. А. В. Ломанов полагает, что «политика Си Цзиньпина направлена на то, чтобы обеспечить продолжение реформ, важные преобразования намечены в области экономики и государственного управления». «Однако, - пишет далее автор, - об идеологической либерализации речи не идёт. Напротив, правящая партия стремится упрочить контроль над общественным мнением, не оставляя пространства для стихийного разрастания оппозиционных настроений» [9].

Взяв на себя роль глашатая национальных ценностей и главного проводника в деле возрождения нации, Коммунистическая партия Китая возложила на себя огромную ответственность за будущее крайне неоднородного китайского социума. Успех КНР сегодня как никогда ранее зависит от способности высшего руководства создать и контролировать условия открытой конкурентной борьбы в экономике, сформировать понятные каждому китайцу механизмы социальной мобильности, взять на себя социальные обязательства перед незащищёнными слоями населения и т. п. Учитывая национальную специфику, а именно сохранившуюся семейно-клановую форму хозяйствования, в основе которой лежит принцип использования полезных связей (гуаньси), традиционную конфуцианскую мораль послушания и чинопочитания, отсутствие до недавнего времени понятий гражданского общества и гражданских прав как таковых, сделать это чрезвычайно сложно. Залогом достижения успеха на этом поприще может быть лишь последовательно проводимый политический курс и незаурядные лидерские качества нынешнего руководителя партии и председателя КНР, которые смогут обеспечить высокую степень доверия разных слоёв населения. Именно от политической воли национального вождя как традиционного гаранта гармонии в Поднебесной зависит будущее компартии и процветания Китайской Народной Республики.

Китайский народ за свою долгую историю знал периоды национальных подъёмов и спадов. Ценностные ориентации также претерпевали изменения, подвергаясь веяниям времени. Однако ценностное сознание как корневая система национального самосознания китайцев всегда подчинялась принципам автохтонного развития, обеспечивая жизнеспособность и устойчивость китайской цивилизации на протяжении всей её истории. Лозунг претворения в жизнь «китайской мечты» есть не что иное, как обращение к национальному самосознанию китайского народа. Будучи интуитивно понятной каждому китайцу, концепция китайской мечты зазвучала как призыв к сплочению всего китайского народа вне зависимости от места проживания, социального статуса, религиозных и политических предпочтений и т. п. вокруг идеи возрождения традиционных национальных ценностей китайской цивилизации и одновременно как воззвание к сохранению своей национальной идентичности в условиях глобализации и вестернизации.

Библиографический список

1. Линь, Юйтан. Китайцы. Моя страна и мой народ / Юйтан Линь // пер. с кит. Н. А. Спешнева. - М.: Восточная литература: РАН, 2010. -336 с.

2. - URL: http://www.wenming.cn/djw/syjj/gcsy/201211/t20121119 _940174_5.shtml (дата обращения: 20.02.2015).

3. Confucius Institute: promoting language, culture and friendliness // Я^И. - URL: http://news.xinhuanet.com/english/2006-10/02/content_5521722.htm (дата обращения: 20.02.2015).

4. ШЪо aft^Stti^Iffi^S^. : 2002, Я407.

5. 2014^ФЯ&Й®ЙАПЙ±¥:Й^'1232Л'А - URL: http://news.xinhuanet.com/2015-02/26/c_1114447383.htm (дата обращения: 20.02.15).

6. ^нв^пИМЖЛо ФЯ&ШШ^^Д? // ^SBift - URL: http://news.sina.com.cn/c/2015-01-28/142331453933.shtml (дата обращения: 20.02.15).

7. : ФЯФ^||ШЁЛП22%^23% // - URL: http://finance.sina.com.cn/g/20090818/11146631259.shtml (дата обращения: 20.02.15).

8. 2014МйЯп : ФЯФ^ИЁ^НЙ, // ^mS. - URL: http://finance.sina.com.cn/stock/ usstock/c/20141016/073420553708.shtml (дата обращения: 20.02.2015).

9. Ломанов, А. В. Приспособиться к «новой нормальности» / А. В. Ломанов // Россия в глобальной политике: - URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Prisposobitsya-k-novoi-normalnosti-17318 (дата обращения: 20.02.2015).

© Литвинцев О. С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.