УДК 37 (470+510) : 008 (510) С.Ю. Распертова
кандидат философских. наук, ст. преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области зарубежного регионоведения ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
«КИТАЙСКАЯ МЕЧТА» КАК КУЛЬТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ КНР ПО ПОВЫШЕНИЮ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ГОСУДАРСТВА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
Статья посвящена рассмотрению одной из культурных стратегий, реализуемых КНР в XXI в. с целью повышения «мягкой силы» страны в пространстве межкультурного взаимодействия. Сложное и многогранное понятие «китайская мечта», включающее разные аспекты социокультурной и политической жизни Китая, стало не только важнейшим ориентиром развития страны на ближайшее десятилетие, но и важным показателем «мягкой силы» государства на международной арене.
Ключевые слова: культурная стратегия; «китайская мечта»; традиционные ценности; «мягкая сила».
Raspertova S. Y.
Candidate of Philosophical Sciences, Senior lecturer, Department of Linguistics and Professional Communications in the Field of Foreign Region Studies, Institute of International Relations and Social-political Studies, MSLU; e-mail: [email protected]
«CHINESE DREAM» AS THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA CULTURAL STRATEGY TO INCREASE CHINESE «SOFT POWER» IN THE INTERNATIONAL ARENA
The article deals with one of the cultural strategies, realiased by the People's Republic of China in the XXI century in order to increase the «soft power» of the country in the space of intercultural interaction. A complex and multifaceted concept of «Chinese dream», which includes different aspects of sociocultural and political life of China, has become not only an important landmark of China's development for the next decade, but also an important indicator of the state's «soft power» in the international arena.
Key words: cultural strategy; «Chinese Dream»; traditional values; «soft power».
Глобализация, понимаемая сегодня как единая сложная система интеграции всего человечества в мировое сообщество, непременно включает диалог культур, где главным вопросом является
соотношение многообразия культур и единение, которое в современном мировом сообществе может быть достигнуто только при наличии универсальных культурных ценностей, на основе гармоничного сотрудничества и взаимодействия, иначе говоря - принципа «единения без унификации». В связи с этим одной из важнейших стратегических задач культурного развития современного Китая является построение государства сильной культуры как показателя «мягкой силы» страны. На данном этапе культура начинает постепенно выдвигаться в качестве ключевой стратегической сферы для Китая, поэтому осуществление поставленной правительством КНР задачи было начато с учреждения 29 сентября 2014 г. Государственного центра по исследованиям «мягкой силы» в сфере культуры при Институте международных отношений Пекинского университета. Основной целью создания Центра станет проведение исследований по использованию «мягкой силы» в мировой культуре, распространение представлений о китайской культуре и современных китайских ценностях и повышение национального имиджа [5].
Сегодня культивирование традиционных духовных основ жизни китайцев, как объяснялось в отчетном докладе на XVI съезде КПК, приобретает универсальное место в политике партии и государства. Перед лицом взаимного столкновения разных идеологий и культур в мировом масштабе развитие и пропаганду национального духа необходимо включать в целостность самого процесса народного образования и строительства духовной культуры, так как ядро нации выражается в сплоченности и единении, миролюбии, трудолюбии, мужестве и неустанном стремлении идти вперед.
Обобщение опыта и уроков развития культуры на протяжении 30-летнего проведения политики реформ и открытости направило китайскую культуру на путь модернизации и обратило ее лицом ко всему миру и будущему в направлении всестороннего процветания и развития, в направлении построения и реализации «китайской мечты».
Термин «китайская мечта» стал привлекать внимание мировой общественности после того, как на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва (март 2013 г.) Си Цзиньпин, избранный председателем Китайской Народной Республики, обозначил новый вектор пути развития государства - реализация «китайской мечты». В своем выступлении он подчеркнул, что для осуществления «китайской мечты» необходимо реализовывать
идею «сильной страны, двигаться по китайскому пути, распространять китайский дух, собирать китайские силы» для возрождения китайской нации [2].
По словам профессора Университета Фудань Чжан Таофу и президента Академии общественных наук Китая Ли Цзе, мощь современного Китая, которой удалось добиться благодаря политике реформ и открытости, привлекает к себе пристальное внимание всего мира, однако культурная сфера страны по-прежнему нуждается в дальнейшем развитии и духовной опоре. Этой опорой является «китайская мечта», суть которой заключается в великом возрождении китайской нации и включении Китая в ряды передовых государств мира по уровню совокупной мощи.
Профессор факультета политики и дипломатии сеульского университета Данкук Ким Чжинхо отмечает, что современный Китай, безусловно, оказывает на мир свое активное влияние. Политика реформ и открытости и строительство социализма с китайской спецификой помогли Китаю найти «ключ» к двери, которая ведет к осуществлению «китайской мечты», реализация которой означает динамичное развитие государства, где проживает одна пятая всего населения планеты. Это само по себе является огромным вкладом в развитие мира [9].
По мнению правительства КНР, претворяя в жизнь «китайскую мечту», Поднебесная путем собственного развития будет содействовать развитию и процветанию всего мира, особенно сбалансированному развитию и гармоничному взаимодействию всего человечества. В Китае издавна уделяли особое внимание понятию «гармония», которое в традиционной китайской культуре отражено в трех основных принципах, формирующих ядро представлений о гармоничной культуре: «единство Неба и человека», «единства всех людей» (в Поднебесной), «гармонии внутри самого человека» (гармония души и тела). Традиционная китайская идеология гармонии, акцентируя внимание на гармонии как высшей ценности, в то же время большое значение придает принципу «единения без унификации» и «стремления к единству при сохранении существующих различий». Еще в древности считали, что гармония строится на принципах сосуществования, и «одно дополняет другое», «в гармонии - осуществлять совместное развитие, в разнообразии - перенимать все лучшее от противника». Наследование и развитие этих принципов традиционной китайской идеологии гармонии имеет огромное значение для развития и распространения
гармоничной культуры и построения гармоничного общества. Таким образом, именно понятия «гармоничная культура» и «гармоничное общество» были заложены в основу формирования концепции «китайской мечты», понимание сути которой и сегодня является предметом многочисленных дискуссий.
Заместитель главного редактора газеты «Жэньминь жибао» Чэнь Цзюньхуна считает, что основной целью реализации «китайской мечты» сегодня является не только сохранение преемственности традиций в осуществлении возрождения великой культуры Китая, но и наполнение стратегического курса новым содержанием, базирующемся на пяти составляющих [13]:
1. Представлении о «китайской мечте» как о воплощении мечты всего китайского народа о будущем государства - превращении Китая в богатую и сильную сверхдержаву, возрождении традиций и развитие китайской нации, обеспечение счастливой жизни всего китайского народа.
2. Возможности осуществления «китайской мечты» лишь в случае, если страна будет двигаться по собственному пути развития с китайской спецификой, будет продолжаться возрождение «китайского духа» и «сплочение всех сил Китая», произойдет полное воссоединение материкового Тайваня и континентального Китая.
3. Понимании «китайской мечты» как мечты о поступательном мирном развитии, о сотрудничестве и взаимной выгоде, совместном участии всех стран в глобальном мировом управлении, о продвижении справедливого, демократичного и гармоничного мирового порядка.
4. Сохранении многообразия культур и традиций всего человечества, о толерантном восприятии и взаимодействии разных цивилизаций и систем ценностей как неотъемлемых достижений процесса реализации «китайской мечты», реализации мечты китайского народа о вкладе в мировое сообщество.
5. Неразрывной связи «китайской мечты» с мировым сообществом: ее осуществление принесет счастье не только китайскому народу, но и народам всех стран.
«Китайская мечта» для многих китайцев - это во многом так называемая мечта об «обществе малого достатка». На современном этапе развития китайского общества было решено рассматривать всестороннее построение зажиточного общества как основное требование
реализации «китайской мечты», и, соответственно, сама «китайская мечта» стала важной особенностью пути развития, выбранного Китаем: дальнейшее усиление совокупной мощи государства, развитие коренных интересов китайского народов в процессе создания и усовершенствования гармоничного общества (в том числе материальных и нематериальных индексов счастья). Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин отметил, что «китайская мечта от начала до конца (полностью) является мечтой китайского народа, мечтой каждого китайца. Сегодня необходимо осуществлять возрождение китайской нации, т. е. прилагать все усилия для превращения Китая в богатое и сильное государство, возрождение (обновленное развитие) китайской нации, обеспечение счастливой жизни для всего китайского народа» [11]. Иными словами, «китайская мечта» - стремление к миру во всем мире, к миру в Поднебесной, всеобщему единению - датун через построение общества «малого достатка».
Итак, в XXI в. перед Китаем стоит важная задача национального возрождения, процесс реализации которой станет возможным в два этапа или «два столетия» [7], которые станут знаменательными событиями для всего Китая: первое столетие - это 100-летняя годовщина со дня основания КПК (1 июля 1921 г.). К этому времени (к 2021 г.) в Китае будет полностью завершено строительство общества «малого достатка» - сяокан шэхуэй. Как отмечает доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН А. В. Ломанов, возникшая в Китае более двух тысячелетий назад идея общества «великого единения» - датун (когда «Поднебесная принадлежит всем»), ступенью на пути к которому, по мнению конфуцианцев, является общество «малого благосостояния» - сяокан (когда люди обеспечены основными условиями для жизни), в новых условиях стала синонимом идей социализма. В современном Китае завершение всестороннего строительства общества «малого благосостояния» провозглашено частью «китайской мечты» и нацелено на конкретные результаты: к началу 2020-х гг. среднестатистический китайский горожанин будет получать около 6,5 тыс. долл. США в год, житель села - 2 тыс. долл. США [3].
Второе столетие - это 100-я годовщина со дня образования КНР (1 октября 1949 г.), которая должна ознаменоваться завершением процесса превращения Китая в могучее, гармоничное
и модернизированное социалистическое государство. «Китайская мечта» призвана сплотить китайское общество, придать людям уверенность в существовании идеи национального возрождения, в перспективах развития страны [3]. Вместе с тем, всеохватывающая «мечта» не отвергает ни одно из этих течений, она вбирает в себя лозунги приверженности пути китайского социализма и призывы к сохранению национальной культуры.
Итак, пятое поколение лидеров КПК и КНР во главе с Си Цзинь-пином, пришедшее к власти в конце 2012 - начале 2013 гг., поставило цель осуществления «китайской мечты» путем «возрождения китайской нации» в два этапа - достичь уровня «среднего достатка» к столетию образования КПК (2021) и войти в число развитых государств мира к столетию образования КНР (2049).
Курс китайского правительства на реализацию «китайской мечты» охватывает не только политику и экономику, но и культурную сферу, в которой «китайская мечта» рассматривается как важный инструмент по повышению «мягкой силы» государства на международной арене, культурная стратегия КНР, направленная не только на знакомство мирового сообщества с системой ценностных ориентиров традиционной китайской культуры, но и на желание показать всему миру возможность решения конфликтов и противоречий мирным гармоничным путем, посредством обращения к традициям, «корням и истокам» культуры народа.
Культурным стержнем «китайской мечты» стало четко обозначенное правительством Китая триединство «ЙН^ цянго мэн (мечта о сильном государстве), вэньмин мэн (мечта о просвещении),
^^^ синфу мэн (мечта о счастье)» [10]. Рассмотрение понятия «китайская мечта» в контексте культурной сферы сводится к мечтам о сильном государстве, где царит стремление к постоянному самосовершенствованию; о культурном просвещении, когда сохраняются уникальные особенности конкретной культуры в условиях многополярности, соблюдается следование «золотой середине», и гармония почитается как высший ценностный ориентир, а также мечтам каждого китайца о счастье и всестороннем личностном духовном развитии.
Мечта о сильном государстве
Принцип «неуклонного стремления вперед, постоянного самосовершенствования силы духа» ган цзянь ю вэй,
цзя цян бу си) - это один из базовых принципов китайской традиционной культуры. Так, Конфуций выступал за то, чтобы действовать энергично и обучать личным примером - ю вэй бин
шэнь ти ли син); Мэн-цзы говорил о необходимости воспитания уравновешенности души и сердца (дабы питать их добротой, а не причинять страдания и боль) с целью развития чувства справедливости в восприятии мира (Щй^^^М^^ - во шань ян у хао жань чжи ци); Сюнь-цзы считал, что необходимо отойти от слепого повиновения законам природы (Вселенной), человек должен взять контроль над природой (^К'вдЩД^ - чжи тяньмин эр юн чжи). «В своем движении благородный муж должен брать пример с Небес и твердо, неустанно и неуклонно стремиться вперед, постоянно самосовершенствоваться» (^^Ш.^^^ЙЙ^Ж - тянь син цзянь цзюнь цзя и цзы цян бу си). Принцип «неуклонного стремления вперед, постоянного самосовершенствования силы духа» раскрывает важную особенность китайской нации - способность к сплочению и единению перед лицом опасности вторжений извне, сопротивления насилию и завоеваниям. «Китайская мечта» - это и тяжелые воспоминания китайского народа о патриотах, проливавших свою кровь за родную страну, это и жизненный опыт, принесенный страницами китайской истории; это и мечта о грандиозных изменениях, которые смогут превратить Китай в сильное государство, способное противостоять угрозам и вызовам современного мира. В течение 30 лет политики реформ и открытости Китай достиг заметных успехов, обобщив исторический опыт, переняв опыт модернизации у других стран и положив начало реализации социализма с китайской спецификой. «Китайская мечта» - это единая мечта страны с многовековой историей, богатой культурой; мечта страны, путь развития которой сформировался благодаря стойкости, несгибаемости и целеустремленности китайского народа.
Мечта о культурном просвещении
«Китайская мечта» стала не только историческим отражением идеалов и концепций традиционной китайской культуры, но и новым толкованием, пояснением системы ценностных ориентиров китайской культуры для мирового сообщества. Такие философские направления ценностной базы культуры Китая, как ЭД^ш хэ вэй гуй (гармония -высшая ценность), хэ эр бу тун (единство при сохранении
многообразия), ЩШШШ цзян синь сю му (межличностные отношения, как и межгосударственные, должны быть основаны на доверии,
гармонии и согласии), Е^^^.^ЙТЛ - цзи со бу юй, у ши юй жэнь (не делай другим того, что не желаешь испытать сам), ^Т^ - тянь ся вэй гун, шицзе датун (Поднебесная - общественное достояние, народы всех стран стремятся к единению) явились одними из основных идеологических представлений традиционной китайской культуры восприятия мира и общества через призму «китайской мечты», которая на фоне процессов мировой глобализации и развития человеческого общества откроет миру особенности культуры Китая, представит новое видение и новые пути противостояния мировым угрозам и решения региональных конфликтов. «Китайская мечта» - мечта о мире и гармонии, совместном развитии, стремление твердо придерживаться конфуцианского принципа ^^^^ - цю тун цунь и (находить общее несмотря на существующие различия).
Сегодня стране необходимо не только всестороннее экономическое развитие общества, но и обновление традиционной культуры. Формирование образа Китая как «государства сильной инновационной культуры» необходимо в любых направлениях, будь то повышение «мягкой силы» государства, создание имиджа страны на мировой арене или реализация взаимного влияния культуры и экономики и построение гармоничного общества. Формирование такого образа будет означать наследование и дальнейшее развитие уникальных черт многообразной культуры Китая в XXI в., всемерное развитие передовой культуры социализма, огромный вклад культуры Китая в культуры всего мира путем диалога и взаимных обменов.
Нетрудно представить, что в современном глобальном пространстве диалога культур, характеризующимся культурным многообразием, новый «культурный Китай» непременно станет единой и в то же время полной мультикультурности развивающейся открытой страной, где любят мир и уважают системы ценностей других народов; страной, заслужившей доверие и уважение всего мира, государством, которое рано или поздно сможет осуществить мечты своего народа о мирном развитии. Культура Китая характеризуется открытостью и инклюзивностью, и именно поэтому «китайская мечта» - мечта о совместном движении в будущее, движении рука об руку, мечта о сотрудничестве и взаимовыгоде. В процессе своего исторического развития культура Китая всегда проходила процессы слияния с культурами других регионов.
«Китайская мечта», по сути, изначально является идеальной мечтой, мечтой о прекрасном, отражающем принцип китайской философии ^Л^ - «тянь жэнь хэ и» (единство Неба и человека, единство природы и человека), мечтой о прекрасных реках и озерах, горах и долинах, о прекрасной культуре в гармоничном обществе, состоящем из чистых сердцем людей, не нарушающих законы природы. Таким образом, и вопросы экологии с акцентом на «зеленое развитие» также неразрывно связаны с формированием экономической, политической, социокультурной составляющих образа «государства культуры».
Мечта о счастье
«Китайская мечта» и китайский путь развития должны быть полностью и всецело реализованы во благо всего китайского народа, каждый представитель которого является членом команды «китайской мечты». «Китайская мечта» призвана обеспечить реализацию конкретной мечты каждого жителя Поднебесной в сфере образования, трудоустройства, социальных гарантий, здравоохранения, обеспечения жильем и т. д.; она призвана уважать авторитет личности и создавать все возможные условия для ее всестороннего свободного развития. По содержанию «китайская мечта» должна отражать внимание и заботу о каждом, при одновременном акценте на коллективизм, должны уважаться и личные потребности каждого человека, «человек в основе всего», «вместе мечтать о прекрасном будущем», «вместе использовать уникальные возможности, которые предоставляет жизнь, расти и развиваться вместе с веяниями времени и шагать в будущее вместе с Китаем».
Сегодня на интернет-порталах китайских сайтов бытует высказывание: «Место, где находишься, и есть твой Китай. Каков ты, таков и Китай. То, что ты есть, и есть Китай. Если ты несешь свет, Китай никогда не погрузится во мрак». Это и есть воплощение «китайской мечты». «Китайская мечта» всего государства складывается из маленьких, но очень значимых мечтаний - мечтаний каждой народности многонационального Китая и каждого китайца, мечты о счастье, благополучии, мире, справедливости, успехе и др. Именно такой подход и является ярким воплощением принципа китайской культуры ^Л^Ф - и жэнь вэй бэнь (человек в основе всего). В китайской культуре человек - центр тьмы всех вещей во Вселенной, высшая ценность, человек может восхвалять изменения, порожденные Небом
и Землей, когерировать с Небом и Землей, может исследовать суть явлений, разделять законы вещей и т. д.
Очевидным является тот факт, что за последние годы быстрыми темпами происходит распространение «мягкой силы» страны за пределы государства, которое наиболее явно ощущается в сфере культуры. Об этом свидетельствуют повышение привлекательности китайской культуры в мире: растет интерес к китайскому искусству, музыке, традиционным праздникам, литературе (присуждение Нобелевской премии по литературе писателю из КНР Мо Яню заметно повысило интерес читателей к произведениям китайских авторов) и др.
Рост популярности китайского языка в мире в последние десятилетия стал следствием создания все большего количества Институтов Конфуция и классов Конфуция, а также центров китайского языка и культуры.
Директор Галисийского института международных отношений Испании Хулио Риос отмечает, что в последние годы Китай обращает особое внимание на популяризацию своего культурного имиджа в мире. Создание институтов Конфуция предоставляет небывалый шанс для дальнейшего взаимодействия, понимания и взаимодоверия [8]. С целью популяризации китайского языка и культуры правительством КНР принимается ряд мер, среди которых можно отметить следующие: привлечение все большего числа иностранных студентов для обучения в Китае, подготовка преподавателей китайского языка, помощь зарубежным вузам в создании синологических библиотек и институтов Конфуция, полномасштабное развитие обучения китайскому языку с применением мультимедийных технологий, оказывающих необходимую помощь всем желающим изучать язык, знакомя с культурными ресурсами Китая. В настоящее время десятки миллионов человек в мире изучают китайский язык, его преподавание ведется более чем в 100 странах. Такая ситуация в полной мере отвечает целям китайской культурной стратегии «выхода за пределы», включая распространение знаний о Китае по всему миру.
Таким образом, можно говорить о том, что Китай продолжает эффективно и успешно реализовывать культурную стратегию «выхода во вне» или «выхода за пределы» китайской культуры, наполняя данный стратегический курс новым содержанием. В основе стратегической идеологии, разрабатываемой правительством Китая в XXI в., лежит новый взгляд на развитие культуры - осуществление
«китайской мечты», который сегодня должен не только коррелировать с идеями научного развития и требованиями построения гармоничного общества, основными установками о статусе, направлениях развития, движущих силах, структуре и целях развития культуры, но и с выработкой прочной идейно-теоретической базы культурных стратегий, направленных на создание всех необходимых условий для модернизации страны путем реформ, осуществление взаимовыгодного благотворного диалога между государствами, исключая силовые методы решения международных проблем.
Как отмечает доктор экономических наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН В. Я. Портяков [4], дипломатия также является важным компонентом «мягкой силы» Китая, о чем свидетельствует тот факт, что присутствие Китая в мировой политике стабильно растет, ширится география стратегических интересов, множится число инициатив по вопросам экономического сотрудничества, разрешению кризисных ситуаций. КНР все увереннее ведет себя на международной арене как одна из ведущих мировых держав.
«Китайская мечта» - понятие сложное и многогранное, включающее разные аспекты социокультурной и политической жизни Китая. По заявлению министра культуры КНР Цай У, «мягкая сила» в сфере культуры является гарантией и критерием измерения степени осуществления «китайской мечты» и в настоящее время она постепенно становится «твердой опорой» для роста Китая. Усиление «мягкой силы» в сфере культуры позволит создать благоприятный внешний климат для переживающего мирный подъем Китая [5].
Наполеон говорил, что «Китай - это спящий лев, который потрясет весь мир, когда проснется. Китайский лев проснулся, но это мирный, дружелюбный и цивилизованный лев» [12], которому на пути к осуществлению «китайской мечты», главными составляющими которой станут «берущее истоки в Китае», «принадлежащее Китаю» и «сделанное во имя Китая» [1], еще предстоит преодолеть многочисленные вызовы, осуществляя всестороннее содействие экономическому, политическому, социальному и экологическому строительству и непрерывно укрепляя культурную основу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ван Ивэй. Три главные составляющие «китайской мечты» // Газета «Ху-аньцю шибао» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://ортюп. huanqiu.com/thought/2013-01/3592579.html
2. Комментарий: собирать «китайские силы», чтобы ухватить «китайскую мечту» // Информационный сайт «Партнеры» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://russian.dbw.cn/system/2013/04/19/000661787.shtml
3. Ломанов А. В. Китай мечтает вместе с миром [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/zgm/t1077799.htm
4. Портяков В. Я. Возвышение Китая: что дальше? Перспективы внешней политики КНР в следующие десять лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Vozvyshenie-Kitaya-chto-dalshe-16775
5. При Пекинском университете учрежден Государственный центр по исследованиям «мягкой силы» в сфере культуры. Центральное телевидение Китая на русском языке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cntv.ru/2014/09/30/ARTI1412039576447119.shtml
6. Продвижение Китаем строительства могучей страны с социалистической культурой привлекает к себе внимание мирового сообщества // Китайский информационный интернет-центр [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://russian.china.org.cn/international/txt/2012-11/16/ content_27137811.htm
7. Ради китайской мечты 1,3 млрд человек - председатель КНР, председатель ЦВС КНР Си Цзиньпин // Информационный сайт «Партнеры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.dbw.cn/ system/2013/03/17/000648671.shtml
8. Распертова С. Ю. Институты Конфуция как культурная стратегия Китая в пространстве российско-китайского взаимодействия в сфере образования // Страны Востока: Язык, Культура, Литература. - С. 154-163. -(Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; 22 (682). Сер. Языкознание).
9. Специальный репортаж: Мировой диалог по «китайской мечте». Комментарий: Познакомить мир с «китайской мечтой» // Информационный сайт «Партнеры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rassian. dbw.cn/system/2013/03/13/000646806.shtml
10. Цзинь Юаньпу Чжунго мэн дэ вэньхуа цзиншэнь (Культурный стержень понятия «китайская мечта») // Цюши лилунь ван: портал журнала «Цюши» ЦК КПК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. qstheory.cn/zxdk/2013/201314/201307/t20130712_248479.htm
11. Цзэн Фаньгуан Чжунго мэн: ши сянь Чжун хуа миньцзу фу син дэ вэй да чжань люэ («Китайская мечта»: осуществление великой стратегии
возрождение китайской нации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.sina.com.en/o/2014-09-16/144930865735.shtml
12. Что делает Пекин, пока Россия и Запад ссорятся? // Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире: информационно-новостной портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inopressa.ru/ article/28mar2014/inopressa/china_rus2.html
13. Чэнь Цзюньхун Во дуэй «Чжунго мэн» дэ лицзе (Мое понимание «китайской мечты») // Чжунго чжэнчжицзя ван: информационно-новостной портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politician.com. cn/a/zhengzhipinglun/guonazhengzhipinglun/ChinaDream/2013/0508/1360. html