Научная статья на тему 'Динамика ценностно-потребностной сферы личности в процессе творческой самореализации'

Динамика ценностно-потребностной сферы личности в процессе творческой самореализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of a Personality’s Value-Need Sphere in the Process of a Creative Self- Realization

In this article the author analyses the problem of formation and development of the value-need sphere of a self-realizing personality in the conditions of the social and economic reforms in Russia. In accordance with the hypothetical model of a self-actualizing personality the dynamics of its value-need sphere are considered, starting from student age to the approach of creative maturity. The results of the experimental and psychological research of possible dynamics of the value-need sphere of a personality in the process of realizing its creative potential, as well as its links with behavioural characteristics, defining the style of its behaviour, are discussed. Representative samples of students of junior and senior courses, students of postgraduate education and the professorial and teaching staff of Tomsk universities were used as the object of research.

Текст научной работы на тему «Динамика ценностно-потребностной сферы личности в процессе творческой самореализации»

В. Г. Морогин, E.H. К у бар ее. Динамика ценностно-потребностной сферы личности.

кий опыт духовных переживаний, строил свою жизнь по нему и совершал свои поступки, опираясь на основные внутренние этические ценности

и сущностные смыслы. Только соблюдая внутренние заповеди духовного «Эго», человек может сохранить свою внутреннюю гармонию: другого пути к целостности не существует.

В Евангелии от Иоанна есть удивительной красоты выражение: «Иисус сказал ему: «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан, 14:6). Духовный кризис является той истиной и жизнью, которые приводят человека к глубинным смыслам его существования.

В. Г. Морогин, E.H. Кубарее

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Томский государственный педагогический университет

При изучении данного вопроса главная задача заключалась в том, чтобы по возможности объективно проследить, как изменяется структура ценностно-потребностной сферы личности в процессе реализации ее творческого потенциала, начиная со студенческого возраста и до наступления творческой зрелости. Искусственно сконструированная в исследовании динамическая модель самореализующейся личности «первокурсник - выпускник - слушатель системы послевузовской подготовки - преподаватель вуза» предполагает лишь один из вариантов реализации индивидуального творческого потенциала. Поэтому модель не претендует на универсальность, а лишь отражает один из возможных путей самоактуализации. Тем не менее сравнительный анализ особенностей структуры ценностно-потребностной сферы личности четырех групп испытуемых - студентов первых и четвертых-пятых курсов, слушателей групп профессиональной подготовки и повышения квалификации на базе уже имеющегося высшего образования и профессорско-преподавательского состава вуза - дает возможность проследить вероятную динамику развития самоактуализирующейся личности в зависимости от возраста и уровня интеллектуального и духовного развития.

Конечно, для того чтобы иметь возможность рассуждать о законах формирования ценностно-потребностной сферы самореализующейся личности. необходимо иметь в своем распоряжении строгие научные факты, полученные в результате длительного лонгитюдного исследования, которое позволило бы проследить жизненный путь каждой личности в отдельности. Однако решение такой задачи требует очень значительных временных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, а потому проблема может стать предметом многолетней деятельности целого научного учреждения. В данном исследовании задача выглядит гораздо скромнее - выяснить цен-

ностно-потребностные ориентиры одно г о из возможных путей самоактуализации личности в специфических условиях постперестроечной России.

Понятие «самоактуализация личности» рассматривается в исследовании не как потребность

или ценность, пусть даже высшая, «бытийная» [1 ], а как система специфических мотивационных тенденций, проявляющихся в поступках и поведении личности, как общий принцип функционирования и самореализации личности. Процесс самоактуализации может осуществляться на любом уровне ценностно-потребностной иерархии: материальных, в частности физиологических. потребностей, потребностей безопасности или любви, на уровне межличностных или творческих ценностей, а на каком именно, зависит от степени ее духовного развития. Чем выше духовный потенциал личности, тем выше уровень, на котором будет происходить ее самоактуализация. Наивысший уровень самоактуализации -это реализация духовных потенций личности, а переход с одного уровня самоактуализации на другой, для личности более высокий, - это и есть личностный рост [21, С другой стороны, самоактуализация всегда имеет свои причины, обычно скрытые в глубинах ценностно-потребностной сферы личности и, следовательно, неосознаваемые. Поэтому главное внимание в этом исследовании было сосредоточено на изучении структурных изменений ценностно-потребностной сферы личности на различных этапах-уровнях самоактуализации.

Чтобы проследить динамику развития ценностно-потребностной сферы личности участников образовательного процесса в вузе, при творческой самореализации были сформированы две экспериментальные студенческие группы: первокурсники и старшекурсники (4-й и 5-й курсы). В исследовании приняли участие студенты классического (ТГУ), педагогического (ТГПУ), политехни-

(ТУСУР). а также небольшая группа курсантов структуре

: (ТВ8КУС). Кроме этого в ] использованы результаты, полученные в процессе

Студенты 4-го и 5-го курсов - это уже хорошо к учебному процессу в вузе сту-

и ритму студенческой жизни [4]. К тому же это уже более взрослые, хотя и ненамного, лич-

[спытуемых этой груп-

-21.1 ±0.7 года.

группы.

1-х курсов-9.1 ± 1.2

года. Эта экспериментальная группа представлена первокурсниками томских университетов: довольно богатый опыт студенческой ТГУ. ТПУ, ТГПУ. ТУСУРа, ТВВКУС. Первый способен оказать год обучения в вузе - это прежде всего период

^-подросток по- зультаты к своему новому статусу, к тедьно свидетельствуют, что на первый новым вузовским обязанностям и предъявляемым к его личности.

Естественно, что и структура требностной сферы личност рестраивается, но не сразу, а постепенно. Однако к концу первого года обучения в вузе исрар-

мой

общеобразовательной

в ^

себя ценности,

струхтуре1 ры личност:

[остижения: «учеба»^ «творчество», , «справедливость». Именно в это время

себя в своей будущей профессии - устраиваются на такую работу, которая требует использо-

стороны. приносит ный доход, а с другой - как бы является проверкой, насколько студент готов к избранной про-

Для них характерно также крити-к обществу в целом и к

; этой груп-

достатком.

В,Г. Морогин, Е.Н. Кубарев. Динамика ценностно-потребиостной сферы личности...

лучают более высокую стипендию. Физическая подготовка, которой в военном училище уделяется много внимания, предъявляет серьезные требования к здоровью курсантов, а будущее звание офицера, кроме того, предполагает наличие специфического понятия о чести и достоинстве, которое потом укрепляется в течение всего срока обучения. Поэтому самоактуализация курсантов | училища вероятнее всего будет опирагь-| на эти зоны ценностно-потребносшой сферы личности.

Слушатели системы логической подготовки и ции - особая категория испытуемых.

С социально-психологической точки зрения это весьма интересная группа, представленная достаточно зрелыми личностями, уже закончив-: вуз, получившими диплом о высшем обра-нее одного года проработавшими по своей вузовской специальности, но по раз-

сии. Вполне возможно, что в другое время или в другой стране перед ними никогда не возникло бы подобных проблем.

Необходимость обучения новой профессии обусловливается различными причинами. Такая жизненная ситуация может возникнуть уже после окончания вуза: человек вдруг начинает понимать, что он проучился 5 лет не в том вузе, что это не его профессия. Возможно, что такая переоценка своих ценностей произойдет позже, когда у личности будет достаточно мужества и жизненного опыта для того, чтобы оценить себя с иных морально-этических позиций.

Практика профессиональной консультации показывает, что очень редко случается так, что человек сразу же делает правильный профессиональный выбор; угадать «свою» профессию очень трудно. Но если человек после долгих размышлений все же решает изменить свою профессиональную ориентацию и делает это достаточно решительно, то в большинстве случаев он уже не ошибается, и эта повторная попытка профессионального самоопределения так и останется последней. И наоборот, опыт показывает, что психологически гораздо более опасно для личности. если она продолжает заниматься своей опостылевшей «профессией по диплому». В этом случае, как правило, сначала происходит постепенная рутивизация профессиональной деятельности, а затем, как следствие, наступает профес-: деформация личности, которая а по мере приближения к онному возрасту все быстрее и неизбежнее нарастает, приобретая все более и более карикатурные формы.

Вполне логично предположить, что и структура ценностно-потребностной сферы личности

в этой группе будет отличаться от < Сразу несколько факторов могут способствовать ее перестройке. В первую очередь - это более богатый жизненный опыт испытуемых контрольной группы, включающий в себя пережитый кризис своей профессиональной невостребованности, а также другой, более зрелый взгляд на семейные • ведь основу этой группы составили у которых уже был довольно большой опыт семейной жизни.

Средний возраст испытуемых группы слуша-

[подго-

и повышения квалификации - 28.6 ± 6.4

года, ее численность - 88

Последняя экспериментальная группа - преподаватели высших учебных заведений г. Томска. В эту выборку вошли представители профессорско-преподавательского состава ТГУ, ТПУ, ТУ СУ Ра и ТГПУ. Средний возраст испытуемых этой выборки - 37.5 ± 7.1 года.

В рамках данного исследования эта группа испытуемых не обследовалась, а данные о структурных особенностях ценностно-потребностной сферы личности вузовских преподавателей были взяты из уже упоминавшегося исследования [3].

Преподавателей гражданского профиля можно. вероятно, отнести к одной из самых социально незащищенных и низкооплачиваемых в России категорий специалистов высшей квалификации. Низкий уровень материального благосостояния этих высококвалифицированных специалистов заставляет' их совмещать свою основную работу с другими видами добывания материальных средств. Эти дополнительные нагрузки, превышающие всякие допустимые нормы, неблагоприятно сказываются как на физическом, так и на психическом здоровье вузовских преподавателей. Естественно, что возможности реализации своего творческого потенциала в этой группе испытуемых сильно ограничиваются, но тем не менее характер их профессиональной деятельности предполагает ориентацию на творческие и познавательные ценности, а также на общение. Важное место в их системе ценностей должно занимать и стремление к свободе и независимости. По-видимому, именно здесь и нужно искать главный источник внутриличностных конфликтов, так как свобода и независимость невозможны без достаточного материального благополучия, а добывание материальных благ отнимает слишком много физических и психических сил. Создается парадоксальная ситуация: либо преподаватель обеспечивает себя материально, но его профессиональная квалификация остается на прежнем уровне или даже снижается, либо он непрерывно совершенствуется в своей профессиональной деятельности и становится высококлассным специалистом, но испытывает посто-

И в том и в дру-

ТПУ, ТГУ и ТУСУРа) - более

много факторов, которые могут способствовать или препятствовать ее реализации. Но тем не

в любом слу-

хотя бы для того, чтобы ны-

[ службы. Такой стиль

: и 1

поэтому

в этой группе приобретает забота о здоро-

(скорее строгое выполне-Это,

■ отразиться на структуре сферы их личности.

В силу этих профиля в

можяоети самоактуализации по

возраст, богатый

же, особенности професси-этой

ком и необходимостью

та, прототипом которой стала «Шкала

[6]

версии многопрофильного личностного теста

этих методик, подробно в уже упоминавшихся публикациях. Тем не менее следует коротко определить основ-

, а так-

для

На первом этапе гического исследования процедура' ценностно-потребностной сферы личности заключается в попарном сопоставлении ценностей друг с другом: каждую из 15 ценностей, входя -

ры личности, нужно было сравнить с остальными 14, выбирая каждый раз ту из них. которая обследуемому представляется более жиз-На втором этапе точно так же попарно сравнивает те

раз выбирает более легко

достижимую.

щей зоне ценностно-потребностной сферы личности. Обратное соотношение оценок по критерию жизненной важности и легкости достижения сравниваемых ценностей (отрицательное значение индекса), напротив, свидетельствует об отсутствии побуждений в исследуемой зоне ценностно-потребностной сферы личности. В. Франкл [4] называет такие состояния «экзистенциальным вакуумом» и считает их главной причиной «ноо-генных» неврозов.

В табл. 1, 2 и 3 представлены средние значения и среднеквадратические отклонения субъективных оценок жизненной важности ценностей, индексов внутриличностного конфликта и основных шкал личностного профиля ММР1, полученные в процессе экспериментально-психологического исследования четырех выделенных в исследовании экспериментальных групп. Как наиболее жизненно важные рассматриваются ценности, средневыборочные показатели которых превышают среднее значение 7, а величина внутриличностного конфликта считается значительной, если индекс внутриличностного конфликта превышает 3. Показатели шкал ММР1 выражены в «сырых» баллах.

В табл. 1 представлены результаты субъективных ценностных предпочтений, осуществленных по критерию жизненной важности ценностей, полученные в четырех экспериментальных группах. На их основе можно построить вероятностную структурную модель, характеризующую пен-ностно-потребносшую сферу личности испытуемых исследуемых выборок.

Наиболее жизненно важными во всех обследованных группах являются практически одни и те же ценности: «семья», «здоровье», «честь»,

«уверенность», «свобода», «работа» у преподавателей или «учеба» у студентов и «общение».

Порядок предпочтения ценностей у первокурсников следующий: «здоровье», «семья», «честь» и «уверенность», «общение», «секс», «учеба».

У студентов 4-го и 5-го курсов наиболее жизненно важными ценностями оказались «здоровье», «семья», «честь», «уверенность», «свобода», «общение», «учеба», «богатство».

В группе слушателей профессиональной психологической переподготовки и повышения квалификации порядок наиболее предпочитаемых ценностей, с точки зрения их жизненной важности, выглядит несколько иначе, чем в выборках первокурсников и студентов 4-го и 5-го курсов: «семья», «здоровье», «честь», «уверенность» и «общение», «работа», «свобода», «богатство».

И наконец, у представителей вузовского профессорско-преподавательского состава иерархия жизненно важных ценностей представлена в следующем виде: «семья», «здоровье», «честь», «работа», «уверенность», «свобода», «общение», «творчество».

Очевидно, что в структуре ценностно-потребностной сферы личности всех экспериментальных групп доминируют практически одни и те же ценности, что может свидетельствовать о сильном влиянии социально-психологического фактора на формирование и развитие ценностной системы -жизненно важными являются ценности, которые

Таблица 1

Жизненная важность ценностей в сравниваемых экспериментальных группах

Ценность Первокурсники Старшекурсники Слушатели Преподаватели

© Хер. X Хе„ 0 хср. 1

Общение 8.3 2.98 8.4 2.72 8.5 2.56 7.5 3.17

Уверенность 8.9 2.67 9.6 2.72 8.5 2.90 8.6 2.73

Работа (учеба) 7.2 2.91 7.4 2.2! 7.8 2.55 9.1 2.09

Безопасность 5.4 3.18 5.9 2.98 5.2 2.99 6.0 3,51

Честь 8.9 3.33 9.8 3.25 9.8 2.76 10.0 2.94

Творчество 5.3 3.59 5.8 3.34 5,6 3.60 7.1 4.01

Богатство 7.0 3.61 7.3 2.61 7.1 3.15 7.0 3.34

Справедливость 4.1 3.38 4.1 3.48 6.6 3.62 5.4 3.76

Развлечения 4.1 3.72 2.7 2.77 ^ 3.6 3.33 3.2 1.93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еда 2.9 2.74 1.7 2.24 2.4 2.42 2.1 2.34

Свобода 8.6 2.90 8.9 2:91 7.3 3.10 7.6 3.17

Престиж 5.6 3.07 4.5 3.18 4.6 2.78 5.1 3.05

Секс 7.4 3.06 6.7 2.97 5.4 3.24 5.0 2.80

Семья 10.3 3.01 10.5 3.33 12.3 2.33 11.2 2.42

Здоровье 11.0 2.62 11.5 2.47 10.4 3.60 10.2 3.32

более всего необходимы для нормальной адаптации в условиях социума.

В частности, ценноспю-погребностиая сфера личности первокурсников и студентов-старшекурсников имеет практически одинаковую структуру, в ней доминируют одни и те же ценности, да и порядок этих ценностей в общей структуре ценностно-потребностной сферы личности практически один и тот же. Единственная ценность, которая переходит у студентов-старшекурсников в ранг жизненно важных, - это «богатство». С другой стороны, ценность «секс», которая у первокурсников находится в верхней половине ранжированного списка, к 4-му курсу частично теряет свою значимость и оказывается в нижней половине списка.

Статистическое исследование ценностно-потребностной сферы личности - это, конечно же, формальная сторона вопроса, потому что личность наполняет каждую из этих ценностей своим индивидуальным потребностным содержанием. Но тем не менее факт предпочтения испытуемыми различных экспериментальных групп одних и тех же ценностей указывает на то, что путь к адекватной социальной адаптации и творческой самореализации лежит через гармонизацию в общей структуре ценностно-потребностной сферы личности таких ценностей, как «здоровье», «семья», «честь», «уверенность», «свобода», «общение®, «работа» или «учеба».

Таким образом, несмотря на то, что в структуре ценностно-потребностной сферы личности

в экспериментальных группах доминируют практически одни и те же ценности, есть и качественные отличия (табл. 1 и рис. 1). Ценность «секс».

которая у первокурсников находится в верхней половине ранжированного списка, к 4-му курсу в значительной степени теряет свою жизненную важность, а в группах слушателей и преподавателей и вовсе оказывается в нижней половине списка. Кроме того, у студентов-старшекурсников в ранг жизненно важных переходит ценность «богатство», которая во всех других экспериментальных группах занимает нейтральное положение в общей структуре ценностно-потребностной сферы личности.

Единственной ценностью, жизненная значимость которой заметно повышается в старших по возрасту группах слушателей системы профессиональной переподготовки и вузовских преподавателей, перемещаясь в середину ранжированного списка, является «справедливость». Кроме того, жизненно важной для профессорско-преподавательского состава вуза становится ценность «творчество». В старших экспериментальных группах по сравнению со студенческой выборкой также снижается жизненное значение ценности «секс». Примерно такая же тенденция наблюдается в оценках жизненной важности ценности «свобода».

Можно научно объяснить эти факты, если принять во внимание, что после 30-35 лет обычно происходит переоценка жизненной важности ценностей каждой личностью. Другими словами,

о

Ценность

■ 1-й курс 04-й курс □ Слушатели а Преподаватели

Рис. 1. Общая структура ценностно-потребностной сферы личности в процессе творческой самореализации

— 88 —

столь серьезной перестройки структуры ценностно-потребностной сферы личности может быть просто фактор взросления. С возрастом повышается значение таких ценностей, как «справедливость» и «семья», так как личность на собственном опыте убеждается, насколько они важны в жизни. Чем старше становится человек, тем более бережно он начинает относиться и к профессиональной деятельности (если, ко->, выбор профессии осуществлен личностью )) - более дорожит ею, чаще находит в ней творческие моменты.

Этому способствует также то, что углубленное изучение своих профессиональных проблем позволяет творческому человеку найти в них еще не решенные до него вопросы, а это дополнительно стимулирует его профессиональную деятель-

интерес. В особенности такая тенденция характерна для вузовских преподавателей - их деятельность подразумевает постоянный творческий поиск нового, обязательную работу с новейшей литературой по изучаемому вопросу, а также необходимость непрерывно повышать свой профессиональный уровень. Преподаватель вуза не может долго оставаться на одном и том же уровне духовного развития, у него есть только один путь -вверх. И если профессор или доцент из года в год будет читать лекции об одном и том же, не привлекая и творчески не осмысливая новых научных фактов, открытий и теорий, он очень скоро потеряет не только авторитет у студентов, но и квалификацию.

В табл. 2 и на рис. 2 представлены средние показатели индексов внутриличностного конфликта (В К) в экспериментальных группах. Индекс ВК

по этому критерию :

[ для испытуемого гер-смысл, и индекс внутриличностного конфликта в этом случае вообще не вычислялся.

внутриличностного конфликта счита-. в том случае, I

и доступности каж-гние этого индекса, •кенность в соответ-

оценкой

дой ценности. Чем выше зна тем больше внутренняя напр: ствующей зоне ценностно-потребностной сферы личности, а следовательно, и вероятность психологического срыва.

Полученные в исследовании средние показатели жизненной важности ценностей отражают не индивидуальные предпочтения каждого из испытуемых, а только общую тенденцию, поэтому в процессе вычисления ВК учитывались только те случаи, когда ценность выступала как жизненно Если же число предпочтений какой-то

В структуре ВК у первокурсников доминирующую роль играют следующие ценности: «богатство», «здоровье», «семья», «престиж» и «справедливость», «учеба». У студентов 4-го и 5-го курсов возникновение внутриличностного конфликта наиболее вероятно в таких областях ценностно-потребностной сферы личности, как «справедливость», «престиж», «здоровье», «богатство», «семья», «учеба», «честь», «безопасность».

Среди слушателей профессиональной психологической переподготовки наиболее вероятными зонами, в которых возможен ВК являются ценности: «справедливость», «богатство», «здоровье», «безопасность».

У испытуемых четвертой экспериментальной группы, которая представляет собой выборку из вузовского профессорско-преподавательского состава. возникновение внутриличностного конфликта возможно лишь в двух областях ценностно-по-требяоетной сферы личности: в сфере ценностей «здоровье» и «семья». Остальные области ценностно-потребностной сферы личности для вузовских преподавателей опасности в смысле нервно-психического срыва не представляют.

Однако обращает на себя дискредитация со стороны давательекого состава таких ценностей, как «еда», «развлечения», «общение». Согласно точке зре-В. Франкла, к области этих ценностей может наступить «экзистенциальный вакуум», который способен стать причиной «ноогенного невроза». И если дискредитация ценностей «еда» и «развлечения» не столь уж опасны для преподавателя-

ный вакуум» и потеря жизненного смысла в процессе общения может оказаться довольно неблагоприятным фактором его дальнейшей самоактуализации.

Но это лишь попутное замечание, потому что эта обширная и сложная проблема не является предметом данного исследования, а требует специального и подробного изучения. В мировой

Таблица 2

Виутриличностный конфликт в исследуемых экспериментальных группах

Ценность Первокурсники Старшекурсники Слушатели Преподаватели

^ср. о Хч>- о •»«•р. сг V,. о

Общение -1.9 2.68 —1.9 2.01 -1.4 2.28 -3.7 3.51

Уверенность 1.8 3.53 2.1 3.89 1.1 2.93 1.0 4.59

Работа (учеба) 3.1 2.70 3.5 2.03 1.5 2.65 0.4 3.25

Безопасность 2.6 2.89 3.1 3.18 4.2 3.19 0.7 5.10

Честь 2.5 3.32 3,2 3 44 1.9 2.76 2.4 3.96

Творчество 1.0 3.43 0.4 4.05 1.1 2.92 -0.9 3.74

Богатство 4.9 3.21 5.2 3.59 5.3 3.68 2.9 3.84

Справедливость 3.9 4.14 8.6 3.26 5.6 4.42 1.5 5.25

Развлечения 1.2 3.04 -2.3 2.52 1.4 3.07 -4.9 4.66

Еда -0.3 2.90 -1.5 0.71 -0.2 3.37 -5.2 4.41

Свобода 2.4 3.55 1.8 3.19 1.7 3.23 -0.1 4.34

Престиж 3.9 3.41 6.1 3.96 2.7 2.23 0.2 3.38

Секс 0.6 3.68 0.3 3.28 -1.0 2.17 -2.8 4.19

Семья 4.6 3.70 4.3 3.58 2.3 3.75 3.6 4.63

Здоровье 4.7 4.91 5.6 4.24 4.4 4.18 4.8 4.35

Рис. 2. Динамика внутриличноетного конфликта самореализующейся личности

литературе по этому вопросу практически нет научных данных, так как он никем не разрабатывался ни теоретически, ни экспериментально-психологически. Наверное, единственный ученый, который только еще коснулся этой важнейшей человеческой проблемы - потери человеком смысла своей жизни - это Виктор Франкл. Ну а рели-

гиозно-теологические и философские разработки этого вопроса носят пока исключительно метафизический характер.

В табл. 3 представлены среднегрупповые значения и срсднеквадратические отклонения, полученные на основе тестирования с помощью теста ММР1 основных динамических характери-

В. Г. Морогин, Е.Н. Кубарев. Динамика ценностно-потребностной сферы личности.

стик поведенческого стиля личности испытуемых всех четырех экспериментальных групп:

- студентов первого курса, независимо от профиля вуза;

- студентов-старшекурсников политехнических и гуманитарных вузов;

- слушателей групп профессиональной психологической переподготовки и повышения квалификации на базе уже имеющегося высшего образования;

- представителей профессорско-преподавательского состава политехнических и гуманитарных вузов.

Данные представлены в ненормированных «сырых» оценках.

Анализ количественных показателей (табл. 3) и личностных профилей ММР1 (рис. 3) четырех экспериментальных групп показывает устойчивый рост показателей по некоторым шкалам ММР1 в направлении от экспериментальных студенческих групп к выборке вузовских преподавателей, которые могут рассматриваться как группа наиболее самоактуализирующихся личностей. Другими словами, по мере творческой самореализации четко прослеживается рост среднегруп-повых абсолютных значений по следующим шкалам ММР1:

- шкала депрессии (О) у первокурсников, студентов старших курсов, слушателей системы профессиональной переподготовки и в группе представителей профессорско-преподавательского состава вуза;

- шкала асоциальной психопатии (Ра) у студентов первого курса, стра шеку рс н и ков. слушателей и в группе вузовских преподавателей;

- шкала социальной интро версии (81) у первокурсников, студентов-старшекурсников, слуша-

телей групп профессиональной психологической переподготовки и повышения квалификации и в выборке преподавателей политехнических и гуманитарных вузов.

Полученные результаты также свидетельствуют о довольно значительном повышении в группе профессорско-преподавательского состава показателей по шкалам п а р я н о ял ь н ост и (Ра) и фальсификации (Р). Кроме того, в группе вузовских преподавателей можно отметить заметное снижение показателей по шкалам коррекции (К) и гипомании (Ма) по сравнению с остальными экспериментальными группами (рис. 3).

Эти данные указывают на то, что представители профессорско-преподавательского состава вуза более склонны к различного рода депрессивным реакциям, но только к реакциям, которые еще нельзя рассматривать как стабильные стилевые поведенческие стереотипы. Возможно, это обусловлено тем, что деятельность преподавателя несет в себе гораздо больше негативных моментов, способных вызвать как суб-, так и депрессивные состояния. Возможно, что это обусловлено чрезмерными физическими и психическими нагрузками, которые испытывает практически каждый преподаватель вуза. Ведь для того, чтобы материально обеспечить себя и свою семью, он нередко вынужден выполнять работу на нескольких должностях в нескольких вузах. Поэтому рабочий день преподавателя продолжается порой 12-14 ч. Как следствие этого вполне могут возникать такие реакции, которые легко фиксируются с помощью теста ММР1, как правило, легко снимаются после непродолжительного отдыха.

Конечно же, настоящая причина такой неблагоприятной ситуации, выявленной в группе вузов-

Шкала М\Ш 1-й курс 4-й курс Слушатели Преподаватели

-V хср. Хср. хср.

I, 2.0 1.93 2.1 1.99 2.8 2.30 3.0 1.41

К 9.6 4.68 7.5 3.52 7.5 4.23 13.5 2.12

К 13.4 4.28 16.1 3.26 — 4.78 9.0 4.24

Нв 14.8 4.30 16.2 4.57 16.0 4.77 17.5 4.95

Г) 20.6 5.15 20.8 6.39 22.1 4.99 28.0 0.00

Ну 19.5 5.29 22.9 4.34 20.2 5.72 24.5 7.78

Рс! 23.6 4.32 23.4 5.11 25.2 4.43 31.5 0.71

МР 27.5 6.45 32.8 4.86 29.9 7.22 24.0 4.24

Ра 10.7 3.32 10.2 3.20 10.2 3.86 14.0 1.41

Р1 30.7 5.80 30.7 6.43 31.1 5.72 32.5 6.36

8 с 32.8 7.74 31.6 7.87 31.6 6.67 33.5 3.54

Ма 23.2 3.88 22.9 3.98 22.4 4.23 19.0 2.83

8! 27.5 8.87 23,8 8.22 27.5 7.41 36.5 13.44

Таблица 3

Среднегрупповые значения личностных профилей ММР1

НУ го

Шкала

■ 1-й курс @4-й курс □ Слушателе С! Преподаватели Рис. 3. Динамика стилевых характеристик личности (ММР1) в процессе творческой самореализации

ежих преподавателей, имеет вовсе не психологическую природу. Достаточно правительству платить вузовским преподавателям: ту заработную плату, которую они реально должны получать, и с этим явлением будет сразу же покончено. Действительно, если сравнить вознаграждение, которое получают за свою деятельность бюрократические работники областного, городского и даже районного аппарата управления, а потом сопоставить их интеллектуальный, творческий, да и вообще культурный потенциал с познавательными возможностями профессорско-преподавательского состава любого вуза, сразу станет ясно, насколько несправедливо государство по отношению к своей интеллектуальной элите. Поэтому социальный прогноз для такого государства и правительства не может быть благоприятным; свой собственный крах оно само себе и обеспечивает.

Однако, несмотря на повышенную склонность к депрессивным реакциям, у профессорско-преподавательского состава наблюдается самая высокая способность действовать вразрез с общепринятыми нормами, а точнее, эта способность есть только у них, так как в остальных экспериментальных группах показатели шкалы асоциальной психопатии (Рс1) значительно ниже. Высокие значения по этой шкале отнюдь не указывают на личностную декомпенсацию в группе вузовских преподавателей, так как в стиле их поведения отсутствует агрессивность (среднегрупповое значение по шкале гипомании Ма в этой экспериментальной группе самое низкое). Кроме того, наличие тех же депрес-

сивных компонентов в их поведенческом стиле просто не даст проявиться личности в форме психопатической декомпенсации. Поэтому высокие значения по шкале Р<1 в группе вузовских преподавателей означают лишь то, что представители профессорско-преподавательского состава - это единственные личности, которые еще способны противостоять так называемому общественному мнению, иметь собственную точку зрения по различным социальным и государственным вопросам и самостоятельно принимать важные для себя решения. Согласно описанию самоактуализирующейся личности, которое было дано еще А. Мас-лоу [6], именно эти стилевые поведенческие качества наиболее для нее характерны.

Значительное нарастание показателей социальной интроверсии (шкала Б!) в группе вузовских преподавателей также совсем не означает, что в высшей школе преподают исключительно интроверты и шизоиды. По-видимому, причина высокой социальной интровертированности представителей профессорско-преподавательского состава заключается в переизбытке общения в процессе своей профессиональной деятельности: пусть дорогой читатель попробует после 10 лекционных часов еще с кем-нибудь пообщаться. Кроме того, А, Маслоу также отмечал, что, несмотря на свой общительный характер, самоактуализирующаяся личность довольно часто стремится к уединению, с тем чтобы спокойно разобраться в себе и упорядочить свои мысли. Такая потребность, в принципе, должна возникать у каждого психически нормального человека, но са-

моактуализирующаяся кую потребность гораздо чаще.

Еще одна особенность группы вузовских преподавателей заключается в том, что они все-таки более разборчивы и осторожны в общении с людьми. Об этом свидетельствуют более высокие баллы в этой группе по шкале паранояльности (Ра). Абсолютное значение этого показателя не позволяет говорить о подозрительности ; памятности, так как в относительных Т-это значение не превышало бы и 60 Т-баллов. Тем не менее можно сказать, что преподаватели вузов, как более зрелые личности, в процессе взаимодействия с другими людьми ведут себя гораздо более осторожно и обдуманно, чем предста-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

: групп. Это

о том, что преподаватели вуза - это личности, по с остальными группами достигшие уровня самоактуализации.

С другой же стороны, в группе вузовских пре-

скрывать и "отрицать свои психологические проблемы (высокие по сравнению с остальными экспериментальными группами значения по шкале фальсификаций Б и низкие - по шкале коррекции К), что, кстати, было бы очень характерно для паравояльной личности. В данном же случае, если свести в единый комплекс все рассмотренные шкалы, очевидно, что группа вузовских преподавателей - это наиболее зрелая в личностном отношении экспериментальная выборка, по крайней мере в сравнении со всеми остальными обследованными группами студентов и слушателей, представители которой не боятся открыть свои недостатки, но в то же время и не стремятся их выделить, вызвав тем самым сочувствие со стороны окружающих. Иногда эти личности могут

и,

но, скорее всего, Та

нение структуры ценностно-потребностной сферы личности студента - слушателя послевузовской подготовки - вузовского преподавателя. Эта вероятная динамика происходит в усиления роли творческих ценностей, а: ностей, связанных с профессиональной деятельностью. Чем старше человек, тем «бережнее» он начинает относиться и к своей профессии, более дорожит ею, чаще находит в ней творческие мо-

Углубленное изучение своих профессиональных проблем весьма характерно для преподавателей вуза, оно позволяет творческому найти в них новые, < ты, что дополнительно стимулирует его профессиональный творческий интерес. Представитель вузовского профессорско-преподавательского состава не может оставаться на одном и том же уровне духовного развития; у него только один путь - вверх.

Стремление к творческой самоактуализации, характерное для преподавателей вузов, объясняет также практическое отсутствие у них внутри-личностных конфликтов, по крайней мере в тех ценностных зонах, где они сильно выражены в остальных экспериментальных группах. Только две ценности остаются конфликтогенными для этой группы испытуемых - «здоровье» и «семья». Но, как показали проведенные ранее исследования внутриличностных конфликтов, эти ценности носят общечеловеческий характер, и полностью избежать их в;.

этих состояний не в более тщательно обдумывает свои поступки, а потому не принимает скоропалительных решений и достаточно осторожна в общении с другими людьми. Но в силу того, что она сама способна принимать самостоятельные решения, такая личноегь в состоянии пойти против мнения большинства.

И именно эти стилевые особенности поведения А. Маслоу [8, 9] описывал как присущие аутентичной самоактуадизирующейся личности.

образом, результаты проведенного ис-свидетельствуют, что по мерс взрос-«согсгения жизненного опыта, а также преодоления возникающих перед личностью жиз-проблем происходит постепенное изме-

просто Обращает на себя ]

внутриличностного конфликта у профессорско-преподавательского состава в сфере ценности «общение». Это можно рассматривать как нарастающую опасность «экзистенциального вакуума» и потери жизненного смысла в общении, т.е. как неблагоприятный фактор, моактуализации. Это, однако, практически не исследованная проблема, требующая специального изучения.

Исследование стилевых поведенческих особенностей, ярко проявившихся на различных этапах творческой самореализации, также подтверждает полученные в процессе исследования ценностно-потребностной сферы самореализующейся личности результаты. Нами была выделена практически единственная группа испытуемых из всех обследованных, которые оказались способны противостоять общественному мнению, иметь собственную точку зрения по различным социальным и государственным вопросам и самостоятельно принимать важные для себя решения. Ими являлись представители профессорско-пер-подавательского состава - личности, периодически испытывавшие потребность в уединении, не

склонные к установлению многочисленных и часто ненужных межличностных контактов, способные вести себя аутентично практически в любых

жизненных ситуациях. Согласно описанию само-

актуализирующейся личности, которое было дано еще А. Маслоу [9], именно эти стилевые поведенческие качества характерны для самоактуализирующейся личности.

Литература

1. Морогин В.Г. Психодиагностика аномальных состояний личности. Домодедово, 1998.

2. Морогин В.Г., Кубарев E.H. Сравнительное исследование индивидуально-типологических особенностей личности студентов политехнического и педагогического вуза // Сибирский психол. журн. Вып. 13. Томск, 2001.

3. Морогин В.Г. Теория и практика экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности; Дисс ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

5. Кубарев E.H. Структурные особенности ценностно-потребностной сферы личности студентов // Профориентация и психология: теория и практика: Мат-лы Ш межрегион, научн.-практ, конф. Томск. 2001.

6. Rokeach М. The Nature of Human Values. L.; N.Y., 1973,

7. Морогин В.Г. Экспериментально-психологическое исследование структуры ценностно-потребностной сферы личности и внут-риличностного конфликта у студентов Политехнического университета // Ежегодник Рос. психол. об-ва. Психол. и практика. Т. 4. Вып. 5. Ярославль, 1998.

8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М„ 1999.

9. Maslow А.Н. Motivation and Personality. N.Y., 1954.

A.B. Матвеев*» А. У. Гилберт"

ГЕНДЕРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И СТЕРЕОТИПЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ-МОЛОДЕЖИ

В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

"Ярославский государственный педагогический университет "Монтгомери колледж, штат Алабама, США

В массе противоречий выделяются и противоречия, имеющие психологическую природу. Для более детального анализа можно выделить несколько типов противоречий, относящихся к личности, группе и деятельности. В основс этой типизации будет лежать сфера действия противоречий, их сущность. К ним относятся следующие:

1. Внутрнличкостные противоречия, которые затрагивают потребностную сферу личности. Они проявляются в несоответствии между появившейся новой потребностью и имеющимися способами ее удовлетворения, между возросшим уровнем актуальной потребности и устаревшим способом ее удовлетворения или в борьбе между мотивами за доминирующее положение в их иерархии. В первом случае это связано с появлением качественно новых мотивов, во втором - с изменением их количественной характеристики, в третьем - с преобразованием в качественно-количественном плане структуры потребностной иерархии личности в целом. Этот тип противоречий в реальности может порождать семейство внутридичностяых конфликтов, различных по своему внешнему проявлению и форме, но единых по своей сути. Крайняя форма проявления этих противоречий - внутриличностный кризис.

Это важно учитывать при работе с детьми, особенно с подростками - сложной возрастной группой перехода из мира детства в мир взрослых, от детских тендерных стереотипов к взрослым. Практика показывает, что при длительном существовании внутриличностного кризиса и неспособности подростка самостоятельно его преодолеть возможны суициды или попытка их совершенствования.

2. Межличностные противоречия затрагивают сферу межличностных взаимоотношений членов конкретной группы, включая тендерные противоречия. Содержанием этих конфликтов является несоответствие между личностными установками, представлениями, интересами, склонностями, ценностными ориентациями и т.п. нескольких членов группы. В реальности этот тип противоречий порождает одинаковые по своей природе межличностные конфликты, хотя на первый взгляд они могут показаться совершенно различными. Крайняя форма неразрешенности данного типа противоречий проявляется в острых, эмоционально насыщенных межличностных конфликтах между людьми, что нередко может перерасти в открытые стычки, столкновения. Если эти противоречия не разрешаются в рамках формальной структуры группы, то они могут стать предметом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.