«позвоночник», «несущая конструкция» специалиста любого профиля, направление его активности в обществе.
В одной из работ [10] мы сформулировали в виде афоризма суть кризиса, происходящего со специалистом при пересечении «верхней» границы профессиональной подготовленности: «Если до этой точки личность развивалась внутри профессии, то после этой точки профессия развивается внутри личности»,
За пределами профессионализма лежит целостность человека. В настоящее время нами разрабатывается тренинг подготовки к действиям в критических ситуациях, базирующихся на принципах экзистенциальной психологии.
Закончить эту часть хотелось бы цитатой из выступления нашего замечательного современника Д. Бьюджеиталя: «Мудрость - вещь субъективная, и мы должны вернуть себе доверие к субъективному» [6].
Литература
1. Словарь античности. М., 1989.
2. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
3. Хиллман Дж. Архетипическая психология / Пер. с англ. СПб., 1996.
4. Сэмьюэлз Э.Ю, и др. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М., 1994,
5. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. СПб., 1997.
6. Эволюция психотерапии. Т. 4: Иные голоса. М., 1998.
7. Боно Э. Создай себе удачу, Минск, 1999.
8. Урываее В.А. Мышление руководителя и формирование индивидуальной управленческой концепции // Мышление и общение в практической деятельности: Мат-лы межвуз. конф, 1-2 апреля 1992 года. Ярославль, 1992.
9. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.
10. Ouryvaev V.A. Limits of professionalism // Personality. Power. Society. Proceeding of the Asian-Pacific International Congress in Psychological Knowledge. 21-24 of May 1998. Khabarovsk, 1998.
B.B. Козлов
ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДУХОВНОГО КРИЗИСА
Ярославский государственный университет
Любой человек постпубертатного возраста знаком с общим чувством неудовлетворенности, когда возникает ощущение, что чего-то в жизни недостает, но не можешь понять чего именно. И затем ты начинаешь вдруг осознавать неподлинность и пустоту профанической жизни. И, не вовлеченный в повседневную жизнь, встав над полем человеческого существования, над всем, что еще вчера было важно и ценно, ты сталкиваешься с самым странным и ужасным - неистовым поиском истоков и назначения жизни, который и является основной чертой духовного кризиса.
В наше время количество людей, испытывающих духовные кризисы, неуклонно возрастает. С одной стороны, это может быть связано с резкими изменениями условий жизни (девальвация привычных ценностей, нестабильность общественных структур, болезни, изменение социального окружения), с другой - с определенным эволюционным этапом в развитии психики людей в целом. Духовный кризис является особым этапом
Я говорю вам: нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. Я говорю вам: в вас есть еще хаос.
Ф. Ницше
в развитии личности, когда инициируется процесс объединения внутренних подсистем материального, социального и духовного «Эго» в единое целостное пространство, наступает время переоценки всех ценностей, и в этом процессе личность начинает переосмысливать свое место в жизни и основные экзистенции.
Еще в начале 90-х гг. мы рассматривали психическое пространство как систему, с одной стороны, ограниченную индивидуальным «Эго» и физическими структурами тела, с другой - открытую опыту всего человечества и духовным реалиям бытия. Во время психодуховного кризиса начинается процесс трансценденции индивидуальных ограничений и перехода на более целостный уровень существования.
Анализировать духовный кризис мы будем на малой модели - на уровне личности, иногда используя примеры и сравнения социально-психо-логических духовных кризисов. Термин «духовность» мы применяли в предыдущих статьях для
Глобальное, личностное «Я» (Self) он рассматривал как двойственное обра-
(!) и «Я-как-объект» (Me). Это - две стороны
Автор статьи за последние 10 300 тренингов, в которых 12 ООО человек. Опыт этих
: других структур «Это». В связи с:
оритет. Приоритеты ствуют в тех кругах, где ных потребностей
духов-способом
го. Одно сводится к другому или, может быть это еще точнее, одно является другим. Духовное «Я»
•-(Я-как-объект». Более того, на мой взгляд, именно в духовном «Эго» содержание сознания при-
цемт на уникальность духовного таем, что феномен духовного лен для любой . то
духовного самоопределения и он так
: в переживание духовного кри-
Бытует мнение, что у
большого простран-ачеством, кото-от других биологических
ценностей, которую мы обозначаем «Я-духовное». Любая личность, которая имеет со-
Ядро «Я-духовно-кото-
го бытия. Мы обозначаем эту структуру
ядром с той целью, чтобы
его
в этом ядре пространство, которое,
и инволюционного. Однако часто
Чтобы более четко разобраться с 1 ! духовного кризиса, ш
структуру духовного «Эго» и его
На уровне материального и социального
«Эго» смысл жизни состоит в самом процессе
Влу-
«Эго»
ти этой морали в силу того, что кальном содержании интерпретации тех нрав-
, которые декларируются об- образца прельщает, а то со,
которое
личность в эту персону. Не объекты эт контролирующую и регулятивную силу, а их«
структуры И СО-СО всей совокупностью признаков
объекта
характер отражается как в
духовных
характере. Этот редко ооращ;
так и в тия и, может, лу своего что
проявляется в нрав- но
о добре и «Эго», и
правильности ил: ния и поведения, мысли и чувстве). На мой в духовном «Эго» находятся со-с реальной активностью личности
чувства, действия приводят к са- ность совести и чувству
могут выступать
и продолжительности. Если основ-сого существования не
. каком-то этапе и в каком-то при-
вплотную сталкивается с абсур-
: попыткой превозмочь абсурд го существования. Часто это
построить дом
в этом
так:
мыслимым пространством и «быть как Боги». Именно поэтому в духовных областях существует огромное количество смыслов, которые в основном касаются духовного самосовершенствования. В «Я-духовном» находится то, что мы обозначаем как религиозные идентификации («Я- буддист», «Я-православный», «Я-мусульма-нин» и т.д.). В духовном «Я» существуют представления о духовном пути, огромное количество психопрактик, которые предоставляют воз-
«Я-социального»
: лидером, тем он
алъном плане, но и в ки. В этом
пространство теория, норож-только в соци-
В
о том, что:
ного «Эго». Некоторые психологи в ]
ции. другие - к самореализации, третьи - к слу-В менее прагматичных духовных движе-с«ахимсой гуРу», или свя-
Структурыиде ные цели и формы
отражают которые люди себе не только на их тип, но и Цель духов-
ко
ностью этносов. Мы ! дить
ровой
Можем обнаружить: и в биологических сообществах. Мы
предположить, что мало управляется
на бессознательную
природу: все больших ареалов больше ареал у вида, тем больше у него и социального ностей к воспроизводству,
духовного <
пространство
каждую
И в силу того, что духовное воспроизводство
: для сохранения специ-качесгв, то у «Эго» появ-. не только обусловить мыт-реальности, мораль, модель мира елей своего поколения, но и
в этом
Лао-Цзы, Будда, Христос, Магомет, которые огромного ют
но и струкг _ _, содержание материального и «Эго» Любой вклад в
ди людей мало тех, кто может стать Социум обучает
обходим для достаточно устойчивого
интеллектуального пространства и
чтобы вклад духовного «Эго»
ем адептов. Любая остановка в ти подобна, а любое смертью и является, вне сомнения, духовное «Эго» обладает относительной автономностью, самостоятельностью и самодостаточностью по > с другими подструктурами. Но учение без учеников, без их поддержки, пони-
«Эго»
важную функцию структурность, целостность, , стабильность < ° того, за счет этой
ность не может,
ситуационными требованиями, проявляет неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и привычных способов их удовлетворения или к: ности:
- в духовном «Эго»]
концептуального пространства, ] вых признаков, качест
структуры духовного. Накопительная
ализации знания. Более того,"простота, доступность. внутренняя красота и идей иногда являются самыми выигрышными сторонами любого продукта сознания, особенно духовного характера. Достижение
в духовном «Эго» является более Любой так стный рост или духовное ние представляют из себя более онный, нежели конатативный,
событий, а также в образовании
товность к построению новой концептуальной
которая противоре-
■старой
Все, что более «Эго», - продукт > разотож; «Эго». А
в «Эго»-структуру
1И духов-
в силу
к
потому, что они обрастают личной историей. Любая ценность важна постольку, поскольку она вплетена в личностную биографию, а иногда и в историю рода или боль-
социокультурной общности. Жесткость
от того, с каки-отожде-
Духовное «Эго» Любое разрушение структурной целостности, в
лли как угроза, [а ее особо ин-
пространство и вызывает либо
с ог-
В духовном «Эго» ]
ъное качество, которое;
предпосылками. Мне хотелось бы особо ос-роли психодуховного кризиса в в силу духа как ка-
качество той стойкости,
которая не сравнима по
1. Потеря
' своей жизни мы рас-[ как мотиваиионную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся < гателем поведения и разг
стадиях потери смысла у нцущение, что ему чего-то «недостает», но он не может сказать чего именно. К этому постепенно добавляется ощущение ненормальности и пустоты повседневной жизни. Индивид на-
яние тревоги и беспокойства становится все более мучительным, а ощущение внутренней пусто-
дит с ума: то, что составляло его большей частью исчезло для него как сон, тогда как новый свет еще не явился. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается иереализован-
2. Нравственный
которые мы хотим раскрыть в этом
стиками личности. Рассмотрим их "подробнее. "
Реализация экспансивной, трансформационной и консервативной тенденций может встретиться с трудностями, которые будут способство-
- быстрое преуспевание личности в материальной сфере, когда в течение короткого срока
который заключается в том, что у личности просыпается или обостряется совесть; возникает новое чувство ответственности, а вместе с ним тяжкое чувство вины и муки раскаяния. Человек судит себя по всей строгости и впадает в глубокую депрессию. На этой острой стадии нередко приходят мысли о самоубийстве. Человеку кажется, что единственным логическим завершением его внутреннего кризиса и распада может быть физическое уничтожение. Человек не может ни принять повседневную жизнь, ни удовлетвориться ею как прежде. Это состояние очень напоминает психотическую депрессию или «меланхолию», для которой характерны острое чувство собственной недо-стойности, постоянное самоуничижение и самообвинение.
3. Углубленное участие в различных формах медитации и духовной практики, предназначенных для активизации духовных переживаний; методики дзэн, буддийские медитации Випас-саны, упражнения Кундалини-йоги, суфийские упражнения, чтение христианских молитв, различные аскетические депривационные практики (пещерная, пустынная, лесная, замуровывание в каменные мешки и др.), монашеские размышления, статические медитации на янтры, манд алы и т.д.
4. Групповые и ты с исполь:
групповой психологической работы с личностью.
6. Неподготовленное включение в различные этнические ритуалы и экстатические практики.
7. Участие в жизни тоталитарных сект.
раздирающая^ нищета, в условиях которой
сто не хватает средств даже на физическое суще-Особенную опасность представляет для личности ситуация, которая не позволяет ей реализовать значимую социальную функцию (накормить семью, купить медикаменты для близкого человека при болезни и др.);
циальную страту, для общения с представителями которой она не имеет коммуникативных навыков и, что не менее важно, готовности выполнять властные, управленческие ролевые функции. Фрустрация данного вцда, возникающая вследствие быстрой реализации экспансивной функции, может привести к экзистенциальной пустоте;
- «я достоин большего» - большой разрыв между личностными притязаниями на социальный рост и достигнутым стаусом вследствие невозможности реализации экспансивной функции социального «Эго»;
- слишком быстрое протекание процесса духовного самораскрытия; скорость этого процесса превышает интегративные возможности человека, и он принимает драматические формы. Люди, оказавшиеся в таком кризисе, подвергаются натиску переживаний, которые внезапно бросают вызов всем их прежним убеждениям и обра-
- слишком медленное протекание духовного самораскрытия, когда поиск основных смыслов существования превращается в мучительное ожи-
: и трагическую безысходность. Часто акти-и, характерная для таких кризисов, включает в себя проявление различных старых травматических воспоминаний и впечатлений; в силу этого происходит нарушение повседневного сущест доминирующих аспектов
- когнитивная интоксикация - слишком быстрое накопление знаний в определенной науке, виде деятельности или столкновение с большим
духовного
часто н
яые последствия вплоть до суицида. По этой при-
1. Потеря витальности сопровождается дли-состоянием упадка сил. Состояние мо-
.так и психоло-
Цель психологической и словиях психодуховного:
к большей целостности, к 1 фликтности, раздробленности ности,
Перед психологом и ■ стоят
работы
■ к чувству I ' Ярким
этому служит потеря витальности в старости. 2.'Буйство:
к жизненным обстоятельствам.
это случается, например, когда ум не урав-
и
кий опыт духовных переживаний, строил свою жизнь по нему и совершал свои поступки, опираясь на основные внутренние этические ценности
и сущностные смыслы. Только соблюдая внутренние заповеди духовного «Эго», человек может сохранить свою внутреннюю гармонию; другого пути к целостности не существует.
В Евангелии от Иоанна есть удивительной красоты выражение: «Иисус сказал ему: «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как
только через Меня» (Иоан, 14:6). Духовный кризис является той истиной и жизнью, которые приводят человека к глубинным смыслам его существования.
В. Г. Морогин, E.H. Кубарее
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Томский государственный педагогический университет
При изучении данного вопроса главная задача заключалась в том, чтобы по возможности объективно проследить, как изменяется структура ценностно-потребностной сферы личности в процессе реализации ее творческого потенциала, начиная со студенческого возраста и до наступления творческой зрелости. Искусственно сконструированная в исследовании динамическая модель самореализующейся личности «первокурсник - выпускник - слушатель системы послевузовской подготовки - преподаватель вуза» предполагает лишь один из вариантов реализации индивидуального творческого потенциала. Поэтому модель не претендует на универсальность, а лишь отражает один из возможных путей самоактуализации. Тем не менее сравнительный анализ особенностей структуры ценностно-потребностной сферы личности четырех групп испытуемых - студентов первых и четвертых-пятых курсов, слушателей групп профессиональной подготовки и повышения квалификации на базе уже имеющегося высшего образования и профессорско-преподавательского состава вуза -- дает возможность проследить вероятную динамику развития самоактуализирующейся личности в зависимости от возраста и уровня интеллектуального и духовного развития.
Конечно, для того чтобы иметь возможность рассуждать о законах формирования ценностно-потребностной сферы самореализующейся личности, необходимо иметь в своем распоряжении строгие научные факты, полученные в результате длительного лонгитюдного исследования, которое позволило бы проследить жизненный путь каждой личности в отдельности. Однако решение такой задачи требует очень значительных временных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, а потому проблема может стать предметом многолетней деятельности целого научного учреждения. В данном исследовании задача выглядит гораздо скромнее - выяснить цен-
ностно-нотребностные ориентиры одного из возможных путей самоактуализации личности в специфических условиях постперестроечной России.
Понятие «самоактуализация личности» рассматривается в исследовании не как потребность
или ценность, пусть даже высшая, «бытийная» [1 ], а как система специфических мотивационных тенденций, проявляющихся в поступках и поведении личности, как общий принцип функционирования и самореализации личности. Процесс самоактуализации может осуществляться на любом уровне ценностно-потребностной иерархии: материальных, в частности физиологических. потребностей, потребностей безопасности или любви, на уровне межличностных или творческих ценностей, а на каком именно, зависит от степени ее духовного развития. Чем выше духовный потенциал личности, тем выше уровень, на котором будет происходить ее самоактуализация. Наивысший уровень самоактуализации -это реализация духовных потенций личности, а переход с одного уровня самоа кг у ал и з а пи и на другой, для личности более высокий, - это и есть личностный рост [21, С другой стороны, самоактуализация всегда имеет свои причины, обычно скрытые в глубинах ценностно-потребностной сферы личности и, следовательно, неосознаваемые. Поэтому главное внимание в этом исследовании было сосредоточено на изучении структурных изменений ценностно-потребностной сферы личности на различных этапах-уровнях самоактуализации.
Чтобы проследить динамику развития ценно-стно-потребностной сферы личности участников образовательного процесса в вузе, при творческой самореализации были сформированы две экспериментальные студенческие группы: первокурсники и старшекурсники (4-й и 5-й курсы). В исследовании приняли участие студенты классического (ТГУ), педагогического (ТГПУ), политехни-