Научная статья на тему 'Динамика ценностей, жизненных планов и способов самопомощи в ценностно-мотивационной сфере личности обучающихся образовательных организаций МВД России'

Динамика ценностей, жизненных планов и способов самопомощи в ценностно-мотивационной сфере личности обучающихся образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / ценностно-мотивационная сфера / образовательная организация МВД России / способы самопомощи / жизненные планы / value orientations / value-motivational sphere / educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia / self-help methods / life plans

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елена Викторовна Костина

Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования, охватившего 13 тысяч обучающихся в период с 2019 по 2022 годы. Получены эмпирические данные динамики ценностей, способов самопомощи в субъективно сложных ситуациях, планов в ближайшей и отдаленной перспективах обучающихся образовательной организации МВД России, позволяющие выделить ведущие тенденции ценностно-мотивационной сферы личности обучающихся образовательных организаций МВД России на современном этапе. Выявлено, что среди основных жизненных ценностей обучающимися выделяется здоровье. Они придерживаются традиционных ценностей, среди которых любовь и семья. Свобода как независимость в поступках и действиях является одной из наименее важных ценностей. За анализируемый период усилили свои позиции ценности «развития в профессии» и «спорта». Обучающимися обесценены путешествия, ранее выделяемые одной из наиболее значимых ценностей. В отличие от своих ровесников, представителей иных учебно-профессиональных общностей, курсанты и слушатели не испытывают трудностей в определении планов ни на ближайшую, ни на отдаленную перспективу, к тому же демонстрируют намеренность самостоятельно реализовать планы, не полагаясь на помощь и поддержку близких. В ближайшей перспективе обучающиеся образовательной организации МВД России ориентированы на учебу, самосовершенствование и развитие в профессии; в отдаленной перспективе – карьеру, профессиональное саморазвитие и семью, что соответствует представлениям обучающихся о смысле жизни. Ориентация обследуемых на любовь, дружбу в качестве жизненных ценностей приводит к тому, что именно в семье, партнерах и приятелях они видят наиболее эффективные средства психологической стабилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Елена Викторовна Костина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of values, life plans and ways of self-help in the value-motivational sphere of the personality of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The results of a comparative empirical study that covered 13 thousand students in the period from 2019 to 2022 are being presented. Empirical data on the dynamics of values, self-help methods in subjectively difficult situations, plans in the near and long-term prospects of students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia are obtained, which allow us to identify the leading trends in the value-motivational sphere of the personality of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage. It is revealed that among the main life values, health is singled out by students. They adhere to traditional values, including love and family. Freedom as independence in actions and actions is one of the least important values. During the analyzed period, the values of «professional development» and «sports» have strengthened their positions. Students devalued travel, previously allocated one of the most significant values. Unlike their peers, representatives of other educational and professional communities, cadets and trainees do not have difficulties in determining plans for either the near or long term, besides demonstrating the intention to independently implement plans without relying on the help and support of loved ones. In the short term, students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia are focused on study, self–improvement and development in the profession; in the long term – career, professional selfdevelopment and family, which corresponds to the ideas of students about the meaning of life. The orientation of the subjects to love, friendship as life values leads to the fact that it is in the family, partners and friends that they see the most effective means of psychological stabilization.

Текст научной работы на тему «Динамика ценностей, жизненных планов и способов самопомощи в ценностно-мотивационной сфере личности обучающихся образовательных организаций МВД России»

Научная статья УДК 159.9.07

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-308-317 EDN: https://elibrary.ru/qottfd NIION: 2003-0059-6/23-882 MOSURED: 77/27-003-2023-06-081

Динамика ценностей, жизненных планов и способов самопомощи в ценностно-мотивационной сфере личности обучающихся образовательных организаций МВД России

Елена Викторовна Костина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, ORCID: 0000-0002-9741-1089,

kasatkal317@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования, охватившего 13 тысяч обучающихся в период с 2019 по 2022 годы. Получены эмпирические данные динамики ценностей, способов самопомощи в субъективно сложных ситуациях, планов в ближайшей и отдаленной перспективах обучающихся образовательной организации МВД России, позволяющие выделить ведущие тенденции ценностно-мотива-ционной сферы личности обучающихся образовательных организаций МВД России на современном этапе. Выявлено, что среди основных жизненных ценностей обучающимися выделяется здоровье. Они придерживаются традиционных ценностей, среди которых любовь и семья. Свобода как независимость в поступках и действиях является одной из наименее важных ценностей. За анализируемый период усилили свои позиции ценности «развития в профессии» и «спорта». Обучающимися обесценены путешествия, ранее выделяемые одной из наиболее значимых ценностей. В отличие от своих ровесников, представителей иных учебно-профессиональных общностей, курсанты и слушатели не испытывают трудностей в определении планов ни на ближайшую, ни на отдаленную перспективу, к тому же демонстрируют намеренность самостоятельно реализовать планы, не полагаясь на помощь и поддержку близких. В ближайшей перспективе обучающиеся образовательной организации МВД России ориентированы на учебу, самосовершенствование и развитие в профессии; в отдаленной перспективе - карьеру, профессиональное саморазвитие и семью, что соответствует представлениям обучающихся о смысле жизни. Ориентация обследуемых на любовь, дружбу в качестве жизненных ценностей приводит к тому, что именно в семье, партнерах и приятелях они видят наиболее эффективные средства психологической стабилизации.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностно-мотивационная сфера, образовательная организация МВД России, способы самопомощи, жизненные планы

Для цитирования: Костина Е. В. Динамика ценностей, жизненных планов и способов самопомощи в ценностно-мотивационной сфере личности обучающихся образовательных организаций МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 308-317. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-308-317. EDN: QOTTFD.

Original article

Dynamics of values, life plans and ways of self-help in the value-motivational sphere of the personality of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Elena V. Kostina

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

Abstract. The results of a comparative empirical study that covered 13 thousand students in the period from 2019 to 2022 are being presented. Empirical data on the dynamics of values, self-help methods in subjectively difficult situations, plans in the near and long-term prospects of students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs

© Костина E. В., 2023

of Russia are obtained, which allow us to identify the leading trends in the value-motivational sphere of the personality of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage. It is revealed that among the main life values, health is singled out by students. They adhere to traditional values, including love and family. Freedom as independence in actions and actions is one of the least important values. During the analyzed period, the values of «professional development» and «sports» have strengthened their positions. Students devalued travel, previously allocated one of the most significant values. Unlike their peers, representatives of other educational and professional communities, cadets and trainees do not have difficulties in determining plans for either the near or long term, besides demonstrating the intention to independently implement plans without relying on the help and support of loved ones. In the short term, students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia are focused on study, self-improvement and development in the profession; in the long term - career, professional self-development and family, which corresponds to the ideas of students about the meaning of life. The orientation of the subjects to love, friendship as life values leads to the fact that it is in the family, partners and friends that they see the most effective means ofpsychological stabilization.

Keywords: value orientations, value-motivational sphere, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, self-help methods, life plans

For citation: Kostina E. V. Dynamics of values, life plans and ways of self-help in the value-motivational sphere of the personality of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):308-317. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-308-317. EDN: QOTTFD.

Введение. Создание безопасного и устойчивого общества обеспечивается своевременным изменением социальных явлений, изучением их причин и последствий. Современное мировое сообщество сталкивается со многими проблемами, среди которых экстремизм, преступность, антиобщественная деятельность, аддикции, буллинг, насилие и т. д., обладающие очевидно негативным характером и последствиями, создающими угрозы национальной безопасности любого государства. И отечественные (Л. А. Калинин [7]; 3. 3. Саидова [15]; Г. В. Синцов [12]), и зарубежные (А. С. Запесоцкий [19]; Л. Винджамури [18]) исследователи связывают рост и усложнение подобных явлений с распространением деструктивной идеологии, основанной на противостоянии традиционным общественным ценностям и способствующей их ослаблению и разрушению.

Сегодня одной из наиболее острых проблем, с которыми сталкивается наше государство, становится попытка стихийной экспансии в России деструктивной системы ценностей, массовой культуры потребления, угрожающих возникновением конфликтов поколенческих идентичностей и противостоянием ценностных миров внутри российского общества [5].

На необходимость сохранения и укрепления традиционных общественных ценностей обращает внимание Президент Российской Федерации. Открывая Экономический и гуманитарный форум «Россия-Африка 2023», В. В. Путин подчеркнул нацеленность России на противодействие распространяемой деструктивной идеологии и недопущение ее посягательства на традиционные устои российского общества [13].

Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» отмечается,

что сохранение и укрепление традиционных ценностей реализуется, в том числе, в области образования, воспитания и работы с молодежью [16].

Действительно, молодежная среда, как одна из наиболее уязвимых в контексте внешнего негативного воздействия [6], отличается неустойчивыми ценностными ориентирами [10], что при определенных условиях способствует ослаблению представлений о значимости и роли традиционных общественных ценностей. Именно своевременное отслеживание изменений в ценностно-мотивационной сфере личности молодых людей позволяет успешно корригировать направления, методы и технологии психопрофилактической работы в образовательных организациях с целью закрепления традиционных ценностей в представлениях молодежи.

Методы и материалы исследования. Эмпирическое исследование проведено в период с 2019 по 2022 гг. на базе образовательной организации МВД России. В нем приняли участие 13010 обучающихся 1-5 курсов: 2019 г. - 2228 человек, 2020 г. - 3919 человек, 2021 г. - 3023 человека, 2022 г. - 3840 человек (таблица 1). Исследование проведено методом письменного анонимного опроса с использованием анкеты по профилактике аутоагрессивного поведения, разработанной на основе концепции профилактики аутоагрессивного поведения подростков (А. А. Григорьевой) [4], направленной на выявление жизненных ценностей и планов, актуализацию антисуицидальных факторов и предлагает различные варианты поиска психологической помощи в кризисных ситуациях и представленной блоками: жизненные ценности; планы на ближайший год (в ближайшей перспективе); планы на ближайшие 5-10 лет (более отдаленная перспектива); способы самопомощи, которые помогают справляться в субъективно сложной ситуации). Об-

работка результатов исследования проведена при по- применены описательные статистики, количествен-мощи методов математико-статистического анализа: ный, сравнительный и факторный виды анализа.

Таблица 1

Количественная характеристика обследуемых образовательной организации МВД России в период 2019-2022 гг.

Год Выборка из них (%)

юноши девушки

2019 п=2228 63 37

2020 п=3919 55 45

2021 п=3023 62 48

2022 п=3840 54 46

Результаты и обсуждение. На рисунке 1 представлена динамика ценностей курсантов и слушателей образовательной организации МВД России.

Исходя из полученных данных, стоит отметить, что период 2019-2020 гг. сопровождался положительными

изменениями по ряду ключевых ценностей: «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «познание». За период 2021-2022 гг. система ценностных ориентиров курсантов и слушателей претерпела существенные изменения.

—♦—2019 -И-2020 -А-2021 -*— 2022

90

Рис. 1. Динамика ценностей курсантов и слушателей образовательной организации МВД России (%)

Здоровье в качестве ведущей ценности выделяется обучающимися на протяжении четырех лет. Существенный рост его значимости наблюдается в панде-мийный и постпандемийный период, когда обращение населения к собственному здоровью и его важности являлось общемировой тенденцией. Действительно, ведомственными образовательными организациями на постоянной основе проводится целенаправленная последовательная работа по формированию здорового образа жизни, что способствует осознанию обуча-

ющимися здоровья в качестве ведущей ценности [11]. Объявление пандемии, очевидно, усилило уверенность обучающихся в том, что здоровье - одна из ведущих жизненных ценностей.

Также ведущими ценностями обучающимися признаются любовь и счастливая семейная жизнь, что объясняется представлениями о них как о неотъемлемом компоненте взросления. Курсанты и слушатели придерживаются традиционных ценностей, среди которых любовь и семья. Любовь, в свою очередь,

выступает для них в качестве предиктора счастья и благополучия. К подобным выводам ранее приходили И. М. Кыштымова и В. В. Макаревич [8], которые установили, что образ любви и ее объекта у молодежи традиционно воспринимается как вектор поиска и обретения счастья, в том числе в браке.

Наименьшее количество курсантов среди ведущих ценностей выбирают независимость и творчество. Интересно, что выбор свободы, как независимости в поступках и действиях, в качестве наименее приоритетной ценности противоречит данным, полученным на иных профессиональных выборках в рассматриваемой возрастной категории. К примеру, И. И. Вартановой установлены у молодежи тенденции к осознанию себя субъектом, ответственным за собственную жизнь, в условиях неготовности подчиняться внешним манипуляциям [3]. Однако, на наш взгляд, подобные противоречия объясняются спецификой образовательной организации МВД России, связанной с необходимостью

подчинения как одного из ведущих принципов службы.

Подобными специфическими особенностями служебной деятельности объясняется и меньший приоритет творчества среди жизненных ценностей. Курсанты и слушатели являются не просто обучающимися, они имеют статус сотрудников полиции, что обуславливает одновременное исполнение учебных и профессиональных задач. Несение службы в нарядах, охрана общественного порядка, иные задачи правоохранительной деятельности не терпят творческих проявлений и отхождения от инструкций, что и объясняет уход такой ценности, как творчество, на второй план.

За период 2019-2022 гг. в результатах исследования жизненных планов курсантов и слушателей образовательной организации МВД России на ближайшее время отмечается сохранение своих ведущих позиций показателей 2020 и 2021 годов. В рассматриваемом периоде «усилили свои позиции» ценности развития в профессии и спорт (рисунок 2).

Рис. 2. Динамика оценки жизненных планов курсантов и слушателей образовательной организации

МВД России в ближайшей перспективе (%)

В ближайшей перспективе обучающиеся образова- Для сравнения приведем результаты, получают тельной организации МВД России ориентированы на исследователи и в иных учебно-профессиональных учебу, самосовершенствование и развитие в профессии, выборках в рассматриваемой возрастной категории.

Так, С. Б. Абрамовой выявлено, что студентами среди ближайших планов называются «жилье, семья, путешествия». При этом они подчеркивают, что карьера важна, но не является целью, скорее это средство достижения желаемого. Создание семьи студентами воспринимается как возможность иметь близкого по духу человека, что важно для них в ближайшее время. Интересны и их представления о профессиональной самореализации, поскольку у студентов они не связаны с получением профессионального опыта и развитием компетенций, студенты видят себя в руководящих должностях без принятия серьезных профессиональных обязательств: «...работают на меня, я думаю так... участвую как директор... после обеда приехал, разобрался там с делами какими-то своими важным» [1]. Конечно, подобные представления в корне проти-

воречат тем данным, которые мы получаем в беседах с обучающимися образовательной организации МВД России: они готовы к профессиональной самоотдаче, погружению в среду правоохранительной деятельности, службе во благо народа и государства.

Наименее значимым в ближайшей перспективе для обучающихся является: хобби, новые впечатления, знакомства, путешествия, что также противоречит данным, полученным в иных учебно-профессиональных выборках.

За период 2019-2022 гг. практически не изменилась структура жизненных планов курсантов и слушателей образовательной организации МВД России в отдаленной перспективе. При этом, период 2020-2022 гг. показывает устойчивую общность взглядов обучающихся относительно будущих планов на жизнь (рисунок 3).

Рис. 3. Динамика оценки жизненных планов курсантов и слушателей образовательной организации

МВД России в отдаленной перспективе (в %)

Планы обучающихся образовательной организации МВД России в отдаленной перспективе отражают их представления о смысле жизни. Для курсантов и слушателей на момент среза это - карьера, профессиональное саморазвитие и семья.

Примечательно, что курсанты и слушатели не испытывают трудностей в определении планов ни на ближайшую, ни на отдаленную перспективу, в то время, как в выборке их ровесников, обучающихся в «гражданских» вузах получены противоположные результаты. Е. В. Реутовым установлено, что о своих планах в отдаленной перспективе имеет представление только

каждый десятый опрошенный, к тому же заявляющий о наличии эффективной (материальной и психологической) поддержке ближайшего окружения, отмечая, что именно она является ключевым фактором благополучия и стабильности в будущем [14]. Если мы обратимся к планам курсантов и слушателей в отдаленной перспективе, то видим, что их представления не связаны с надеждами на поддержку значимых близких.

За период 2019-2022 гг. сохранили свои ведущие позиции основные способы самопомощи, которые используют курсанты и слушатели в субъективно сложных ситуациях: «Провожу больше времени с

близкими», «Провожу больше времени с друзьями», «Больше времени уделяю спорту», «Больше време-

ни уделяю хобби». При этом оценки респондентов за 2020-2021 гг. примерно одинаковы (рисунок 4).

Рис. 4. Динамика оценки способов самопомощи в субъективно сложных ситуациях курсантов и слушателей образовательной организации МВД России (в %)

Достаточно очевидными в связи с выявленными приоритетными ценностями и смысложизненными ориентациями являются способы самопомощи курсантов и слушателей в субъективно сложных ситуациях. Ориентация обследуемых на любовь, дружбу в качестве жизненных ценностей приводит к тому, что именно в семье, партнерах и приятелях они видят наиболее эффективные средства психологической стабилизации.

Далее при помощи непараметрического критерия и-Манна-Уитни в статистической программе 81а1181;юа 7.0 были выявлены достоверные различия в ценност-но-мотивационной сфере курсантов и слушателей двух групп (таблица 2).

В 2022 году сохранилась положительная тенденция оценки жизненных ценностей, способов самопомощи и планов на ближайшее время и отдаленную перспективу. За истекший период только такой способ самопомощи как препровождение времени в одиночестве, планы на учебу в ближайшей перспективе и планы на хобби в отдаленной перспективе значительно обесценились.

Учеба не относится к планам в ближайшей перспективе у обучающихся, что сочетается с общей тенденций к обесцениванию обучения и образования в настоящее время. С. А. Беляев объясняет это отходом на второй план высшего образования в системе ценно-

стей, чему способствует современная тенденция несоответствия, а порою и противоречия профессионального образования специалиста и его материального и социального положения [2].

В завершение был проведен факторный анализ полученных данных исследования. Факторизация проводилась с учетом применения метода вращения (ротации факторов) варимакс при уровне корреляционной нагрузки 0,50. В соответствии с замыслом исследования был применен эксплораторный факторный анализ, проводимый для выявления латентной внутренней ценностно-мотивационной структуры общей выборки респондентов.

Объединение корреляционных показателей в 3 группы привело к построению факторной структуры ценностно-мотивационной сферы личности курсантов и слушателей образовательной организации МВД России (таблица 3).

В соответствии с содержанием каждого фактора им были присвоены названия, раскрывающие основу ценностно-мотивационной сферы курсантов и слушателей: Фактор 1 - «Удовлетворенность жизнью», Фактор 2 -«Развитие», Фактор 3 - «Близкие отношения». Общая доля трех факторов в дисперсии (вариативности) всех значений исследования составила более 60 %, при этом самым весомым фактором оказался «Удовольствие».

Таблица 2

Динамика ценностей, жизненных планов и способов самопомощи курсантов и слушателей образовательной организации МВД России в 2021-2022 гг. (критерий и-Манна-Уитни)

Показатель Уровень значимости

Динамика жизненных ценностей

Активная, деятельная жизнь <0,05

Здоровье <0,01

Интересная работа <0,01

Красота природы и искусства <0,01

Счастливая семейная жизнь <0,05

Динамика оценки способов самопомощи в субъективно сложных ситуациях

Провожу больше времени с близкими <0,01

Читаю книги <0,01

Больше времени уделяю спорту <0,01

Больше времени уделяю хобби, увлечениям <0,01

Пытаюсь найти новые интересные для себя места <0,01

Провожу время в одиночестве, стараясь все обдумать <0,01

Динамика оценки планов курсантов и слушателей в ближайшей перспективе

Учеба <0,01

Динамика оценки планов курсантов и слушателей в отдаленной перспективе

Семья <0,01

Работа <0,01

Путешествия <0,05

Хобби, увлечения <0,01

Спорт <0,01

Развитие в профессии <0,05

Получение еще одного образования <0,01

Удовлетворенность жизнью для обучающихся связана со свободой в поступках и действиях, материальным благополучием, новыми впечатлениями, путешествиями, знакомствами и хобби. Действительно, учебно-воспитательный процесс образовательной организации МВД России сконструирован в условиях оптимального сочетания обучения, воспитания и профессионального становления, а досуговое время регулируется командным составом и реализуется исключительно в конструктивном ключе: курсанты привлекаются к творческой, спортивной научной жизни.

Реализация развития курсантами и слушателями планируется одновременно в нескольких сферах: профессиональной, спортивной, а также расширении кругозора. Активная деятельная жизнь, согласно классификации М. Рокича, являясь терминальной ценностью, представляет собой стратегический ориентир человека, заключающийся в стремлении испытывать полноту эмоций, насыщенность впечатлениями [17]. Примечательно, что данная ценность не образует фак-

тор «Удовлетворенность жизнь», а причислена к «Развитию», что свидетельствует о том, что курсанты и слушатели не разделяют представления о развитии в любой сфере и возможности испытывать от этого положительные эмоции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенное значение курсантами уделяется сфере личных отношений. Они сосредоточены на любви, близкой дружбе и счастливой семейной жизни, что следует отметить с позитивной стороны, поскольку формирование адекватных представлений о семейных ролях мужчины и женщины способствует укреплению традиционных семейных ценностей. Однако, полученные результаты противоречат данным, выявляемым исследователями на других выборках, что подчеркивает эффективность психологического сопровождения воспитательного процесса, реализуемого в образовательной организации. Например, С. В. Ковалевым выявлено, что современные молодые люди демонстрируют потребительские отношения во взаимодействии с противоположным полом, смещение ориентации на сознательное одиночество [9].

Таблица 3

Факторный анализ ценностно-мотивационной сферы личности курсантов и слушателей образовательной организации МВД России

Фактор — 1 «Удовлетворенность жизнью»

1. Свобода как независимость в поступках и действиях - 0,60

2. Новые впечатления - 0,59

3. Путешествия в ближайших планах - 0,57

4. Путешествия в отдаленной перспективе - 0,55

5. Материально обеспеченная жизнь - 0,53

6. Перемена места жительства - 0,52

7. Новые интересные встречи и знакомства -0,51

8. Хобби - 0,51

Фактор — 2 «Развитие»

1. Развитие в профессии - 0,55

2. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора) - 0,54

3. Самосовершенствование - 0,54

4. Спорт, поддержание хорошей физической формы - 0,54

5. Больше времени уделяю спорту - 0,51

6. Активная, деятельная жизнь - 0,50

Фактор — 3 «Близкие отношения»

1. Личные отношения, семья - 0,60

2. Провожу больше времени с близкими - 0,54

3. Счастливая семейная жизнь - 0,53

4. Семья - 0,50

5. Любовь - 0,50

Таким образом, результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

Развитие ценностных ориентаций у обучающихся образовательной организации МВД России происходит согласно выстраиваемой личностью единой жизненной линии. Курсанты и слушатели образовательной организации МВД России среди приоритетных жизненных ценностей выделяют здоровье, любовь и счастливую семейную жизнь. Специфика служебной деятельности в образовательной организации МВД России определяет снижение значимости свободы как независимости в поступках и действиях, которая свойственна молодым представителям иных профессиональных общностей.

В отличие от своих ровесников, представителей иных учебно-профессиональных общностей, курсанты и слушатели не испытывают трудностей в определении планов ни на ближайшую, ни на отдаленную перспективу, к тому же демонстрируют намеренность самостоятельно реализовать планы, не полагаясь на помощь и поддержку близких. В ближайшей перспективе обучающиеся образовательной организации МВД России ориентированы на учебу, самосовершенствование и развитие в профессии; в отдаленной перспективе - карьеру, профессиональное саморазвитие и семью, что соответствует представлениям курсантов о смысле жизни.

Выявлена ориентация обучающихся на активное социальное взаимодействие. Они нацелены на расширение социальных связей за счет включения в спорт,

профессионального развития, увлечений и т. д. Курсантам и слушателям важно быть востребованными в социальной коммуникации. Востребованность в социальной группе позитивно влияет на их психоэмоциональное состояние. С учетом тенденции к избеганию одиночества данные результаты следует учитывать при разработке мероприятий по превенции суицидального поведения и текучести кадров.

Список источников

1. Абрамова С. Б. Образ будущего : ориентиры современной молодежи // Социокультурное развитие большого Урала : тренды, проблемы, перспективы: материалы юбилейной Всероссийской научно-практической конференции XX Уральские социологические чтения / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург : УрФУ, 2015. С. 3-8.

2. Беляев С. А. Обесценивание престижа высшего образования как фактор снижения численности обучающихся на заочной форме обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 21-24.

3. Вартанова И. И. Система ценностей, мотивация и самоотношение : тендерная специфика старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2016. № 2. С.115-121.

4. Григорьева А. А. Концепция психопрофилактики аутоагрессивного поведения подростков. Экзистенциально-аналитический аспект : специальность 19.00.04/ Медицинская психо-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

логия : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2021. 663 с.

5. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации: Общественная палата Российской Федерации // URL https://report2022.oprf.ru/ru-RU/traditional-values.html#preservation-and-strengthening-of-traditional-spiritual-and-moral-values (дата обращения: 02.08.2023).

6. Злоказов К. В., Ильянкова Е. И. Роль особенностей личности в репрезентации несовершеннолетними регламентированного социального пространства // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 81-90. DOI 10.26170/ро20-03-09.

7. Калинин Л. А. Деструктивная идеология как социальный феномен: социально-философский анализ : автореферат дис. ... канд. философ, наук : 09.00.11. Нижний Новгород, 2007. 26 с.

8. Кыштымова И. М., Макаревич В. В. Любовь в системе социально значимых ценностей студенческой молодежи // Известия Иркутского государственного университета. Серия : Психология. 2020. Т. 31. С. 66-80.

9. Мацковский М. С., Гурко Т. А. Молодая семья в большом городе. М. : Знание, 1986. 46 с.

10. Никитина И. Ф., Лядова А. С. Противодействие распространению и профилактика радикальной деструктивной идеологии в молодежной среде // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3(84). С. 37-44.

11. Плешивцев А. Ю., Брюнин А. В., Чернецкий В. А., Картавцев Д. А. Формирование здорового образа жизни обучающихся в образовательных учреждениях системы МВД России // Психологический журнал. 2022. Т. 12. № 2-1. С. 517-524.

12. Синцов Г. В. Профилактика распространения в образовательных организациях радикальной и иной деструктивной идеологии. Пенза : Изд-во ПГУ, 2021. 118 с.

13. Путин : Россию и Африку объединяет приверженность традиционным ценностям (Экономический и гуманитарный форум «Россия-Африка 2023») // URL https://rg.ru/2023/07/28/ putin-rossiiu-i-afriku-obediniaet-priverzhennost-tradicionnym-cennostiam.html (дата обращения: 02.08.2023).

14. Реутов Е. В. Планирование личного будущего в нестабильной социальной среде и его взаимосвязь со статусом и социальной активностью // Научный результат. Социология и управление. 2019.Т. 5. № 3. С. 49-59.

15. Саидова 3. 3. Мировоззренческая культура личности и ее сущность // Вестник Таджикского национального университета. 2021. № 2. С. 78-87.

16. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809

«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // URL http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 02.08.2023).

17. Rokeach М. The nature of human values. New York : Free Press. 1973.

18. Vinjamuri L. Deterrence, democracy, and thepursuit of internationaljustice // Ethics & InternationalAffairs. 2010. №24 (2). P. 191-211.

19. Zapesotsky A.S. Dialogue of Cultures and Partnership of Civilizations: the Making of a Global Culture : Proceedings of the 10th Inter national Likhachov Scientific Conference /Russian Academy of Sciences, Russian Academy of Education, St. Petersburg Intelligentsia Congress, St. Petersburg University of the Humanities and Social Sciences. St. Petersburg University of the Humanities and Social Sciences, 2010. 182 p. ISBN 978-5-7621-0449-4.

References

1. Abramova S. B. The image of the future: guidelines for modern youth // Socio-cultural development of the Greater Urals : trends, problems, prospects: materials of the jubilee All-Russian scientific and practical conference XX Ural Sociological readings / under the general editorship of Yu. R. Vishnevsky. Yekaterinburg : UrFU, 2015. P. 3-8.

2. Belyaev S. A. Devaluation of the prestige of higher education as a factor in reducing the number of students studying by correspondence // Baltic Humanitarian Journal. 2021. Vol. 10. № 1 (34). P. 21-24.

3. Vartanova I. I. Value system, motivation and self-attitude : gender specificity of high school students // National Psychological Journal. 2016. № 2. P. 115-121.

4. Grigorieva A.A. The concept ofpsychoprophylaxis of autoaggressive behavior of adolescents. Existential-analytical aspect : specialty 19.00.04. Medical Psychology : dis. ... Doctor of Psychological Sciences. St. Petersburg, 2021. 663 p.

5. Report on the state of civil society in the Russian Federation: Public Chamber of the Russian Federation Electronic resource. Access mode: https://report2022.oprf.ru/ru-RU/traditional-values.html#preservation-and-strengthening-of-traditional-spiritual-and-moral-values (accessed: 02.08.2023).

6. Zlokazov К. V., Ilyankova E. I. The role of personality traits in the representation of regulated social space by minors // Pedagogical education in Russia. 2020. № 3. P. 81-90.

7. Kalinin L. A. Destructive ideology as a social phenomenon: socio-philosophical analysis:

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

abstract of dis. ... candidate of Philosophical Sciences : 09.00.11. Nizhny Novgorod, 2007. 26 p.

8. Kyshtymova I. M., Makarevich V. V. Love in the system of socially significant values of student youth // Izvestiya Irkutsk State University. Series : Psychology. 2020. Vol. 31. P. 66-80.

9. Matskovsky M. S., Gurko T. A. A young family in a big city. Moscow : Znanie, 1986. 46 p.

10. Nikitina I. F., Lyadova A. S. Countering the spread and prevention of radical destructive ideology in the youth environment // Bulletin of the Kama Social Institute. 2019. № 3(84). P. 37-44.

11. Pleshivtsev A. Yu., Bryunin A. V., Chernet-sky V. A., Kartavtsev D. A. Formation of a healthy lifestyle of students in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychological Journal. 2022. Vol. 12. № 2-1. P. 517-524.

12. Sintsov G. V. Prevention of the spread of radical and other destructive ideology in educational institutions. Penza : Publishing House of PSU, 2021. 118 p.

13. Putin : Russia and Africa are united by a commitment to traditional values (Economic and Humanitarian Forum «Russia-Africa 2023») // https://rg.ru/2023/07/28/putin-rossiiu-i-afriku-obediniaet-priverzhennost-tradicionnym-cennostiam.html (accessed: 02.08.2023).

14. Reutov E. V. Personal future planning in an unstable social environment and its relationship with status and social activity // Scientific result. Sociology and Management. 2019. T. 5. № 3. P. 49-59.

15. Saidova Z. Z. Ideological culture of personality and its essence // Bulletin of the Tajik National University. 2021. № 2. P. 78-87.

16. Decree of the President of the Russian Federation № 809 dated November 9, 2022 «On approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values» // URL http://www.kremlin.ru/ (accessed: 02.08.2023).

17. Rokeach M. The nature of human values. New York : Free Press. 1973.

18. Vinjamuri L. Deterrence, democracy, and thepursuit of internationaljustice // Ethics & InternationalAffairs. 2010. №24 (2). P. 191-211.

19. Zapesotsky A. S. Dialogue of Cultures and Partnership of Civilizations : the Making of a Global Culture : Proceedings of the 10th Inter national Likhachov Scientific Conference /Russian Academy of Sciences, Russian Academy of Education, St. Petersburg Intelligentsia Congress, St. Petersburg University of the Humanities and Social Sciences. St. Petersburg University of the Humanities and Social Sciences, 2010. 182 p. ISBN 978-5-7621-0449-4.

Информация об авторе

E. В. Костина - начальник отдела психологической работы управления по работе с личным составом Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author E. V. Kostina - Head of the Department of Psychological Work with personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 22.09.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 24.11.2023.

The article was submitted 22.09.2023; approved afterreviewing 31.10.2023; accepted forpublication 24.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.