Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИНАМИКА ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АКТИВИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иваненко Наталия Сергеевна, Загороднюк Елена Вячеславовна

Целью исследования является изучение динамики ценностей студенческой молодежи в российском обществе в контексте цифровизации высшего образования. Методологическую базу исследования составил субъектно-деятельностный подход, содержащий неоинституциональные, социально-диспозиционные, структурно-деятельностные процедуры. Результаты исследования. Обосновано, что цифровизация, являясь по вектору развития набирающим интенсивность процессом влияния на профессиональную социализацию студенческой молодежи и актуализируя в массовых настроениях оценку социальных и культурных различий в молодежной среде, становится опосредующим фактором в переходе к синтезу инструментальных и фундаментальных ценностей современной студенческой молодежи. Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением ценностей молодежи в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иваненко Наталия Сергеевна, Загороднюк Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF STUDENT YOUTH VALUES IN RUSSIAN SOCIETY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION

Objective of the research is to study the dynamics of student youth values in the Russian society in the context of digitalization of higher education. The methodological basis of the research was the subject-activity approach, which contains neo-institutional, socio-dispositional, structural-activity procedures. Research results. It is proved that digitalization, being a process of influence on the professional socialization of students, and actualizing the assessment of social and cultural differences in the youth environment in the mass moods, becomes a mediating factor in the transition to the synthesis of instrumental and fundamental values of modern students. Prospects of the study are connected with further research on the study of youth values in the modern world.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 316.4

DOI 10.18522/2227-8656.2021.3.11

ДИНАМИКА ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1

© 2021 г. Н. С. Иваненко, Е. В. Загороднюк*

* Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

Целью исследования является изучение динамики ценностей студенческой молодежи в российском обществе в контексте цифровиза-ции высшего образования.

Методологическую базу исследования составил субъектно-деятельностный подход, содержащий неоинституциональные, социально-диспозиционные, структурно-деятельностные процедуры.

Результаты исследования. Обосновано, что цифровизация, являясь по вектору развития набирающим интенсивность процессом влияния на профессиональную социализацию студенческой молодежи и актуализируя в массовых настроениях оценку социальных и культурных различий в молодежной среде, становится опосредующим фактором в переходе к синтезу инструментальных и фундаментальных ценностей современной студенческой молодежи.

Тип статьи в журнале - научная

DYNAMICS OF STUDENT YOUTH VALUES IN RUSSIAN SOCIETY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION

© 2021 N. S. Ivanenko, E. V. Zagorodnyuk *

* Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia

Objective of the research is to study the dynamics of student youth values in the Russian society in the context of digitalization of higher education.

The methodological basis of the research was the subject-activity approach, which contains neoinsti-tutional, socio-dispositional, structural-activity procedures.

Research results. It is proved that digitalization, being a process of influence on the professional socialization of students, and actualizing the assessment of social and cultural differences in the youth environment in the mass moods, becomes a mediating factor in the transition to the synthesis of instrumental and fundamental values of modern students.

1 Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-2582.2020.6) на тему «Государственная политика в сфере высшего образования и развитие инновационного потенциала молодежи: экономические и неэкономические детерминанты и механизмы в условиях регионализации социального пространства и становления индустрии 4.0».

Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением ценностей молодежи в современном мире.

Ключевые слова: цифровизация; высшее образование; ценности; студенческая молодежь; мобильность; инструментальный активизм.

Prospects of the study are connected with further research on the study of youth values in the modern world.

Keywords: digitalization; higher education; values; student youth; mobility; instrumental activism.

Введение

На прошедшем в виртуальном формате Давосском форуме подчеркивалось, что современный мир, несмотря на новые кризисные тенденции и риски, внесенные пандемией коронавируса, находится под необратимым влиянием глобализации. Реально в различных проявлениях наблюдается движение к созданию устойчивых взаимозависимостей государств в сфере экономики, политики, информации. Цифровизация и экологизация усиливают глобальный эффект, так как определяются уже возникшими в конце 90-х гг. ХХ в. требованиями и нормами перехода к энергетической и цифровой «революции».

Рассмотрим проблему цифровизации высшего образования, которая входит в совокупность процессов, делающих единым социальный мир. Когда в российском обществе каждый раз актуализируется дискуссия о траектории развития высшего образования, о том, что российская высшая школа нуждается в выходе на новые горизонты социальной и профессиональной деятельности, нельзя абстрагироваться от глобальных процессов, от цифровизации как совокупности изменений, создающих новый познавательный и социально ориентационный смысл.

Можно говорить о запаздывании российского высшего образования в контексте внедрения и использования новых информационных технологий, но ясным можно считать положение о том, что вне цифро-визации, формирующейся в процессе приемов процедур, способов образовательного пространства и практик акторов, нацеленных на освоение цифровизации, трудно ожидать рывка высшего образования в будущее, в рост конкурентоспособности и мобильности выпускников высшей школы. Внедряемые в 90-е гг. ХХ в. схемы коммерциализации, стимулирование образовательных услуг только на короткий момент облегчили ситуацию, так как вместе с получением прибыли и возможности держаться на плаву сопровождались ухудшением качества высшего образования через ориентацию на частные вузы, работающие по схеме «спой-линга», и снижением требований к деятельности государственных вузов, составляющих ядро российской образовательной системы.

Очевидно, что в модернизации высшего образования самым легким, но спорным является внесение инноваций, не связанных с новыми технологиями. Успехи высшей школы определяются объективными и субъективными параметрами, которые характеризуются, с одной стороны, развитием информационно-технологической базы вузов, стратегии обеспечения цифровизации со стороны государственных и региональных властных институтов, с другой - повышением уровня информационных (цифровых) компетентностей студентов и профессорско-преподавательского состава. Еще в конце 90-х гг. ХХ в. выяснилось, что российская высшая школа проигрывает зарубежным вузам в привлекательности для молодежи за рубежом. Российские социологи выяснили, что основными причинами ухудшения конкурентоспособности являются медлительность и консерватизм в освоении и использовании новых когнитивных и технологических процедур, что наряду с оттоком высококвалифицированных кадров и спадом интереса молодежи к фундаментальным и инженерным специальностям формируется риск отношения к высшему образованию как обязательному, но не имеющему практического смысла в жизнедеятельности конкретной личности фактору.

Цифровизация высшего образования в российском обществе проявляется противоречиво, содержит парадоксы функциональной неграмотности в контексте «егэизации» среднего образования и одновременно возможности профессионального самоопределения в рамках не стереотипов рыночных профессий, а выбора деятельности, связанной с мобильностью, самореализацией, переменой профессии и образованием на всю жизнь. Иными словами, цифровизация как процесс перевода высшего образования на информационные параметры требует анализа и осмысления на теоретико-методологическом и эмпирико-прикладном уровнях.

Методология исследования

Социологический анализ цифровизации высшего образования актуализирует целесообразность междисциплинарных поисков, определяемых достижениями и сложностями на отмеченном исследовательском пути. Концепты «информационное общество», «общество риска», «общество цифрового неравенства» исходят из общих оснований теории глобализации, но различаются по постановке исследовательских акцентов в контексте мультипликативного эффекта цифровизации.

Специфика цифровизации в высшем образовании определяется, во-первых, тем, что высшее образование является сферой профессиональной социализации, подготовки молодежи ко вступлению во взрослую

жизнь и переходу от традиционных «наследственных» жизненных траекторий к самоопределению, концентрации на собственных усилиях и возможностях. На наш взгляд, несмотря на несовпадение описываемой ситуации с современностью высшего образования, цифровизация вновь обращает внимание исследователей на то, что в нынешних условиях не работают схемы «пакетного образования», свойственного для эпохи индустриализации, что наблюдается отмирание массовых профессий, ориентированных на коллективное участие, что высшее образование, руководствуясь логикой развития, нацеливается на производство специалистов по критерию востребованности и одновременно возможности профессионального перепрофилирования.

Таким образом, цифровизация, являясь фоновым фактором для набирающих силу тенденций в высшем образовании, становится внутренним условием изменений в высшей школе. Российское высшее образование на протяжении постсоветского периода переживало адаптацию к социальным транзициям в российском обществе, так как в условиях сжатых по времени и неоднозначных по последствиям перемен не могло сфокусироваться на цифровизации, которая пришла в высшее образование из экономической сферы, т. е. проявилось расхождение между запросами экономической сферы на информационную компетентность будущих специалистов и схемами обучения и подготовки, основанными на принципах классического технического образования.

В этом смысле анализ информатизации в высшем образовании определяется критериями качества и доступности высшего образования как условиями повышения профессиональных шансов специалистов и одновременно включает механизмы цифровизации на уровне показателей статусности и результативности высшего образования. В целом есть основания заключить, что требуется определение основного теоретико-методологического подхода, направленного на многокритериальный инструментарий. Важно исходить из субъективных параметров цифрови-зации высшего образования, поскольку ее специфика в российском обществе характеризуется не только различиями в финансовых, организационных и технологических ресурсах, но и дискурсом акторов высшего образования в сфере цифровизации, готовностью к принятию цифрови-зации как инструмента профессионально-познавательной деятельности, установками и представлениями о путях развития цифровизации и ее целях, а также мотивацией жизненных стратегий, определяющихся набором ценностей.

Очевидно, что для реализации поставленной цели исследования актуальным является выбор субъектно-деятельностного подхода, содер-

жащего неоинституциональные, социально-диспозиционные, структур-но-деятельностные процедуры. Вместе с тем требуется внимание к обобщению, достигнутому в зарубежной и российской социологической мысли, относительно особенностей современного рынка труда, перемен в институте технологического образования, результатов внедрения стратегий компетентностей в практику высшего образования. Важным является и анализ региональной составляющей, ведь роль школы, которая является стартовой площадкой высшего образования, не всегда является стабилизирующим и направляющим фактором в силу несогласованности интересов и неравенства доступа к цифровым ресурсам. Это положение подтверждается и российскими исследователями, когда, в частности, многофакторный анализ положения российских регионов, проведенный коллективом под руководством М. К. Горшкова, дает основание считать, что доступ к цифровым ресурсам в российских регионах определяется не столько модальными показателями, сколько связан с конкретной ситуацией в региональном пространстве. Это означает, что включенность акторов образовательного пространства в контексте цифровизации различается по критерию использования цифровых ресурсов.

Во-первых, цифровые ресурсы, реализуемые в качестве информационных технологий, соответствуют уровню развития экономики и образования (минимальные значения в домохозяйствах демонстрируют Республика Тыва, Республика Алтай и Еврейская автономная область) (Столицы и регионы в современной России ... , 2018. С. 67). Можно предположить, что отмеченные низкими показателями регионы в системе высшего образования основываются на слабом использовании цифровых ресурсов, что создает, как следствие, эффект цифрового отставания и проецируется на перспективы профессиональных и жизненных стратегий учащихся, обладающих качествами и навыками работы с информационными технологиями на уровне элементарных пользователей. А это, во-вторых, характеризует шансы выпускников вузов как ограниченно локальные, что означает узость профессиональных траекторий, нацеленных на достижение удовлетворенности, на месте или в сферах экономики, где до сих пор распространен индустриальный труд. В-третьих, выпускники вузов при ориентированности на территориальную мобильность испытывают сложности в миграции в более престижные и высокооплачиваемые профессиональные ниши в крупных городах или бизнес-структурах. Иными словами, цифровое неравенство в региональном контексте определяется массовостью и вынуждает выпускников вузов в данных регионах тратить усилия на повышение цифровой компе-

тентности, чтобы находиться в состоянии конкурентности с выходцами из регионов с развитой цифровой структурой.

В современной ситуации становится ясно, судя по результатам социологических исследований, что ценности студенческой молодежи испытывают влияние цифровых неравенств/равенств на уровне подготовки к высшей школе (Константиновский, 2014. С. 89). В ориентированности молодежи на ценностный выбор все большее значение обретает не только семейный (наследственный) капитал, возможности получить и совершенствовать цифровые навыки в зависимости от социально-профессионального и имущественного статусов родителей, но и отношение к ценностям образования, к тому, что для личности является определяющим или второстепенным (когнитивные, социально ориентационные, профессиональные параметры образования).

Постоянно возникает вопрос о влиянии изменений в системе высшего образования на ценности студенческой молодежи, и это не случайно, так как основывается на том, что цифровизация образования создает парадоксальный эффект. С одной стороны, студент настраивается на расширение информационной базы, на гибкие методики и технологии обучения. Но с другой - просматривается спад интереса к когнитивным (познавательным) ценностям, ослабевают навыки самообучения и самоподготовки, проявляются эффект клипового мышления, недостаточности аналитических навыков и самоуспокоенность по поводу приращения знания. Это выражается в том, что в массовые настроения внедряется установка на использование цифровых ресурсов в качестве ключа к новому знанию, к тому, что вместо длительного и напряженного процесса самообразования и самоподготовки вероятной становится работа в «кейсовом режиме», т. е. в контексте возникновения когнитивной (познавательной) ситуации обращаться к Интернету в качестве путеводителя в системе наращения знания.

Между тем пользователи цифровых ресурсов испытывают влияние спама, могут быть дезориентированы стереотипами и заблуждениями, исходящими от дилетантов или узких профессионалов. К сожалению, возникла такая ситуация: если в доинформационный период шутили, что каждый претендует на знание политики и медицины, то в настоящее время есть риск передачи функциональной неграмотности в сферу будущей профессиональной деятельности. Здесь также следует говорить о том, что наличие качественных профессиональных знаний, к сожалению, не является условием успешного социального продвижения. Иными словами, цифровизация высшего образования не является способом разрешения трудностей, связанных с социальным и профессиональным самоопределением молодежи (Актуальные проблемы образования, 2003. С. 132).

Можно говорить о том, что цифровизация образования вносит фактор социальной неопределенности по отношению к студенческой молодежи и в процессе профессиональной социализации, когда опора на традиции и ценностные системы, закрепленные в глубинных пластах сознания, не актуализирована (Зубок, 2008. С. 171), ценности студенческой молодежи ре-лятивизируются, теряют устойчивость, переносятся из сферы обучения в «группы по интересам», возрастает влияние развлекательного контента, что внешне не драматизирует исследуемую ситуацию, но имеет значение ориентации на легкий ценностный выбор, не требующий от студенческой молодежи отношения к цифровизации как способу наращивания профессионального ресурса. Здесь также следует учитывать, что в массовом сознании доступ к цифровым ресурсам квалифицируется как «демократический», доступный молодежи вне зависимости от когнитивной и профессиональной подготовки.

Судя по результатам социологических исследований, российская молодежь поддерживает привлекательность и предпочтение таких ценностей, как бережливость (54 %), трудолюбие (54 %), культурность и вежливость (52 %), что свидетельствует о нацеленности на ценности, примыкающие к фундаментальному ядру (добро, счастье, гармония), однако есть повод говорить о разнонаправленной динамике ценностей молодежи, поскольку молодые люди признают негативные эффекты зависимости от компьютерных игр и Сети (72 и 69 %). Таким образом, можно сделать вывод о том, что просматривается тенденция игровизации, снижение качества ответственности и трудолюбия, что негативно влияет на профессиональные траектории студенческой молодежи. Одновременно проявляется эффект возрастания затратности на проведение времени у компьютера, а это имеет последствием сужение возможностей к настойчивой и регулярной работе по самоподготовке и самообучению (Горшков, 2020).

Отмечая, что проявляется рост студентов к образовательной мобильности, основанной на равенстве доступа к цифровым ресурсам в качестве пользователей, следует подчеркнуть, что в ценностной динамике молодежи проявляется синтез инструментальных и фундаментальных ценностей, который находится в нестабильном равновесии, т. е. не наблюдается неукоснительное движение от инструментальных ценностей цифровизации к фундаментальным ценностям профессионализма. Если бы это было так, включение механизмов цифровизации высшего образования носило предопреде-ленно гарантированный характер профессионализации. Но, как мы видим, отмечается перепад интереса к фундаментальным ценностям, связанный с декларированием ценностного традиционализма, приверженности ценностям поколений, что, вероятно, связано с двумя причинами. Во-первых, мо-

лодые люди показывают ценностный лоялизм, ориентированность на то, что в российском обществе воспринимается с одобрением. Но, как следствие декларированности позиции, в контексте использования цифровых ресурсов студенческая молодежь нацелена на стратегию индивидуализации, освоения компьютерных технологий в качестве личного преимущества по сравнению с другими и, соответственно, непримыкания к позиции социальной и профессиональной консолидации. А также испытывается нужда в выработке нового ценностного дискурса, в котором цифровизация воспринимается как фактор динамики ценностей.

Если исключить категорию компьютерозависимых, для большинства представителей студенческой молодежи цифровые ресурсы являются инструментом, что определяется уровнем инструментального активизма, отношением к образованию как способу достижения высоких доходов и профессиональных гарантий. Интересным моментом является связь цифрови-зации со стремлением молодежи «не просто путешествовать», а пройти образовательную подготовку на основе перемены мест учебы, с другой стороны, проявляется, хотя и в меньшей степени, стремление через освоение цифровых ресурсов к социальной и профессиональной самореализации.

Цифровизация не является стимулом к расширению духовных ценностей, так как работа в Интернете показывает рост интереса к социальному акционизму, но не является дверью в сферу высокой культуры. Но оценки, которые содержаться в позициях молодежи, основываются на том, что от индивидуального выбора зависит реальный контекст использования цифро-визации (возможность общения с друзьями, возможность реализовать себя в профессии, возможность получения необходимого образования и знаний -64, 31, 42 % соответственно). Таким образом, динамика ценностей студенческой молодежи в контексте цифровизации становится сложной, т. е. определяется свободой ценностного выбора в рамках возможностей использования компьютерных технологий и компьютерной компетентности конкретного студента (Горшков, 2020).

Заключение

В качестве выводов нашего краткого исследования, посвященного сложной и актуальной проблеме изменения ценностей студенческой молодежи в контексте цифровизации высшего образования, можно отметить, что цифровизация, являясь по вектору развития набирающим интенсивность процессом влияния на профессиональную социализацию студенческой молодежи и актуализируя в массовых настроениях оценку социальных и культурных различий в молодежной среде, становится опосредующим фактором

в переходе к синтезу инструментальных и фундаментальных ценностей современной студенческой молодежи.

Это выражается в том, что, во-первых, на фоне противоречивых тенденций в иерархии когнитивных, профессиональных, социально ориента-ционных ценностей выступает доминанта фундаментализма, отношения к цифровизации (Sappy, 2010) как определению позиции примыкания к ценностному ядру (самоопределение, гармония). Во-вторых, цифровизация способствует расширению жизненных горизонтов студенческой молодежи, усиливает готовность к территориальной и профессиональной мобильности, одновременно определяется регионализмом и локализмом, осознанием привязанности к месту проживания как жизненной опоре. Несомненно, сформулированное положение требует концептуального осмысления, так как цифровизация высшего образования вошла в жизнь студенческой молодежи, стала критерием качества и доступности высшего образования, но ее основной эффект состоит в том, что возникает ситуация определения ценностного равновесия, отказа от негативных последствий цифровизации на основе концентрации внимания студенческой молодежи на освоении ее как достиженческого ресурса.

Во многом динамика ценностей студенческой молодежи в контексте цифровизации подтверждает внешне тривиальную мысль, что в качестве регуляторов поведения и сознания личности выступают ценности глубинного сознания, ценности-идеалы, закрепляющие исторический социальный опыт поколений в российском обществе.

Литература

Актуальные проблемы образования : сб. науч. тр. / науч. ред. Д. Л. Константи-новский, Г. А. Чередниченко. М.: Реглант, 2003. 232 с.

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности: теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008. 266 с.

Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Молодежь России на рубеже XX - XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСПиМ, 2014. 548 с.

Столицы и регионы в современной

References

Relevant problems of education: Collection of scientific works. (2003). D. L. Konstan-tinovsky, G. A. Cherednichenko (Eds.). Moscow: Raglant. (in Russian).

Gorshkov, M. K, Sheregi, F.E. (2020). Youth of Russia in the Mirror of Sociology. To the results of long-term research. Moscow: FNISTC RAS. (in Russian).

Zubok, Yu. A., Chuprov, V. I. (2008). Social regulation in conditions of uncertainty: theoretical and applied problems in the study of youth. Moscow: Academia. (in Russian).

Konstantinovsky, D. L., Voznesenskaya, E. D., Cherednichenko, G. A. (2014). Youth of Russia at the turn of the XX-XXI centuries: education, work, social well-being. Moscow: TSPiM. (in Russian).

Capitals and Regions in modern Russia:

России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя / отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. М.: Весь мир, 2018. 312 с.

Sappy J., Relf S. Digital technologies of education and their influence on traditional roles and practice // Journal of University Teaching and Pedagogical Practice. 2010. No. 7 (1). P. 1-17.

myths and reality fifteen years later. (2018). M. K. Gorshkov, N. E. Tikhonova (Eds.). Moscow: Ves' mir. (in Russian).

Sappy, J., Relf, S. (2010). Digital technologies of education and their influence on traditional roles and practice. Journal of University Teaching and Pedagogical Practice, 7 (1), 1-17.

Для цитирования:

Иваненко Н. С., Загороднюк Е. В. Динамика ценностей студенческой молодежи в российском обществе в контексте цифрови-зации высшего образования // Гуманитарий Юга России. 2021.3 (49). С. 138-147. DOI 10.18522/2227-8656.2021.3.11

История статьи:

Поступила в редакцию - 07.05.2021 г. Получена в доработанном виде -01.06.2021 г. Одобрена - 23.06.2021 г. Доступна - 02.08.2021 г.

Сведения об авторах

Иваненко Наталия Сергеевна

Кандидат социологических наук, доцент, кафедра социальных и гуманитарных наук, Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М. И. Платова

Information about authors

Natalia Sergeevna Ivanenko

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Social and Humanitarian Sciences, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI)

346400, г. Новочеркасск,

ул. Просвещения, 132,

e-mail: 79043483051@yandexl.ru

Загороднюк Елена Вячеславовна

Кандидат технических наук, доцент, кафедра социальных и гуманитарных наук, Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М. И. Платова

346400, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132, e-mail: zagor-e.v@yandex.ru

132 Prosvesheniya str., Novocherkassk, 346400, e-mail: 79043483051@yandexl.ru

Elena Vyacheslavovna Zagorodnyuk

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Social and Humanitarian Sciences, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI)

132 Prosvesheniya str., Novocherkassk, 346400, e-mail: zagor-e.v@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.