УДК 378.147
https://doi.org/10.36906/2311-4444/23-2/05
Ильющенко Н.А., Рагозина О.В., Рагозин О.Н., Шевнин И.А., Джафарова Б.З.
ДИНАМИКА СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И СОДЕРЖАНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ АНАТОМИЯ
N.A. Ilyushchenko, O. V. Ragozina, O.N. Ragozin, I.A. Shevnin, B.Z. Dzhafarova
DYNAMICS OF STUDENTS SATISFACTION LEVEL FROM THE MEDICAL UNIVERSITY BY THE ENTITY AND CONTECT OF HUMAN ANATOMY AT THE FACULTY
Аннотация. Приведены результаты анонимного анкетирования студентов «Ханты-Мансийской государственной медицинской академии» об удовлетворенности качеством преподавания дисциплины анатомия на кафедре анатомии человека с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии, проводимом для ежегодного самообследования, в период с 2014 по 2022 гг. - в рамках системы менеджмента качества. Установлено, что периоды перехода на новые государственные образовательные стандарты, а также уровень адаптации студентов к требованиям, предъявляемым в первом семестре, первого курса негативно отражаются на удовлетворенности качеством образовательного процесса по дисциплине. Дистанционный формат лекций не отражается на качестве образовательного процесса и удовлетворенности респондентов, и является предпочтительной альтернативой классическому проведению. Дистанционная форма практических занятий не приемлема для изучения дисциплины анатомия в медицинском вузе, поскольку удаляет студента от образовательной базы и внеаудиторной самостоятельной работы, лишая возможности непосредственного взаимодействия с объектами изучения и преподавателем. Таким образом, ежегодный мониторинг удовлетворенности качеством учебного процесса помогает совершенствовать работу профессорско-преподавательского состава, улучшать
материально-техническое и учебно-методическое оснащение, модернизировать методы обучения и тем самым повышать заинтересованность студентов в усвоении материала по дисциплине анатомия. Ключевые слова: медицинский вуз; удовлетворенность преподаванием; анатомия человека; качество образования; анкетирование студентов.
Сведения об авторах: Ильющенко Наталья Александровна, SPIN код: 8396-7732,ORCID: 00000002-1261-3352, кандидат медицинских наук,
Abstract. The results of a student's anonymous questionnaire of the Khanty-Mansiysk State Medical Academy relying on the satisfaction level of the teaching anatomy at the department of human anatomy, operative surgery and gross anatomy were conducted for annual self-examination from 2014 to 2022 - as part of the quality management system. It was revealed that the periods of transition to the new state educational standards, as well as the level of the adjustment of students to the requirements of the first year semester, negatively affect the satisfaction with the quality of the educational process. Lectures conducted via computer-based learning resources did not affect the quality of the educational process and the satisfaction of respondents, and was preferred option instead of attending lectures. The remote form of practical training is not acceptable for studying the anatomy at the medical university, because it keeps students away from educational base and extracurricular work, not allowing them interact with the objects of study and the teacher. Thus, the annual monitoring of satisfaction level of the educational process helps to improve the work of the faculty, the material, technical and educational equipment, modernize teaching methods and thereby increase the interest of students in mastering in the anatomy. Keywords: medical university; satisfaction with teaching; human anatomy; quality of education; student survey. About the authors: Ilyushchenko Natalia Aleksandrovna, SPIN code: 8396-7732, ORCID: 0000-0002-1261-3352, Candidate of Medical Sciences, Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk, Russia, [email protected]; Ragozina Olga
Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, Россия, [email protected]; Рагозина Ольга Васильевна, SPIN код: 3718-5374, ORCID: 00000002-1550-6851, кандидат медицинских наук, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, Россия, [email protected]; Рагозин Олег Николаевич, SPIN код: 7132-3844, ORCID: 0000-0002-5318-9623. доктор медицинских наук, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, Россия, [email protected]; Шевнин Игорь Андреевич, ORCID: 0000-0003-1772-1026, SPIN код: 3116-7611, кандидат биологических наук, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, Россия, [email protected]; Джафарова Бахалы Зульфигаровна, SPIN код: 1434-4429, ORCID: 00000003-4554-1591, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, Россия, [email protected]
Vasilievna, SPIN code: 3718-5374, ORCID: 0000-0002-1550-6851, Candidate of Medical Sciences, Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk, Russia, [email protected]; Ragozin Oleg Nikolaevich, ORCID: SPIN code: 7132-3844, 0000-0002-5318-9623. Doctor of Medical Sciences, Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk, Russia, [email protected]; Shevnin Igor Andreevich, SPIN code: 3116-7611, ORCID: 0000-00031772-1026, Candidate of Biological Sciences, Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk, Russia,
[email protected]; Dzhafarova Bakhaly Zulfigarovna, SPIN code: 1434-4429, ORCID:0000-0003-4554-1591, Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk, Russia, [email protected]
Ильющенко Н.А., Рагозина О.В., Рагозин О.Н., Шевнин И.А., Джафарова Б.З. Динамика степени удовлетворенности студентов медицинского вуза организацией и содержанием дисциплины анатомия // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023. №2(62). С. 46-57. https://doi.org/10.36906/2311-4444/23-2/05
Ilyushchenko, N.A., Ragozina, O.V., Ragozin, O.N., Shevnin, I.A., & Dzhafarova, BZ. (2023). Dynamics of Student's Satisfaction Level from the Medical University by the Entity and Contect of Human Anatomy at the Faculty. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, (2(62)), 46-57. (in Russ.). https://doi.org/10.36906/2311-4444/23-2/05
За последнее десятилетие во всех без исключения вузах страны была внедрена система менеджмента качества (СМК), которая предполагает «ориентацию на потребителя» в лице студента. Учебный процесс в высшей школе, как и в любой другой педагогической системе, протекает в условиях совместной деятельности студентов и преподавателей, где студент выступает не как пассивный объект педагогического управления и простой накопитель передаваемых знаний, а, прежде всего, как субъект познавательной деятельности, который своей активностью в значительной степени определяет ее результаты [11; 12]. Определение удовлетворенности потребителей знаний по различным аспектам деятельности вуза и конкретных кафедр особенно важно, поскольку позволяет выявить слабые стороны организации, требующие улучшения в первую очередь, и целенаправленно осуществлять меры по их усовершенствованию [1; 10-12]. Качество образовательного процесса в высшей медицинской школе зависит от целого комплекса составляющих: современного материально-технического и информационного оборудования, возможных вариантов электронного обучения (в виде компьютерных программ, интерактивных атласов и т. д.), высокой квалификации и компетентности
кадрового состава [5; 11; 13; 14]. Реформирование современного медицинского образования наиболее существенно отразилось в системе обучения анатомии человека. Сокращение часов, отводимых на изучение предмета, привело к тому, что такой фундаментальный медицинский предмет оказался в условиях жестких временных рамок и 50% часов пришлось на самостоятельную работу студента, что совершенно не учитывает контингент обучающихся [2; 4; 7]. К сожалению, все внедряемые инновации и очередные стандарты обучения реализуются в прежних условиях и по большому счету на прежней материально-технической базе, без учета специфики анатомических кафедр. Проблема с передачей кадаверного материала усугубляет ситуацию и диктует использование в учебных целях запасов, сделанных в предшествующие годы [4; 14]. Учитывая то, что анатомия - это единственный предмет на первом курсе, имеющий прямое отношение к медицине и формирующий ее базу, на профессорско-преподавательский состав этих кафедр ложится сложная задача - сделать в современных реалиях учебный процесс интересным, востребованным и качественным [2]. Основным направлением в области обеспечения качества высшего образования в настоящее время является перенос внимания с процессов внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов, который базируется на национальных системах аттестации и аккредитации на внутреннюю самооценку вузов, основывающихся на тех или иных моделях менеджмента качества [8; 15]. Основная парадигма (СМК) заключается в формировании обратной связи между «поставщиком» и «потребителем» образовательных услуг, примером которой служит независимое мнение студентов о компетентности профессорско-преподавательского состава и общей организации учебной деятельности с учетом постоянно меняющихся потребностей и динамики образовательного процесса [10]. В связи с этим в последнее время появляются публикации, в которых представлены результаты анкетирования студентов по удовлетворенности организацией и содержанием образовательных услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями, в том числе и медицинскими [3; 6; 8; 10; 15]. Однако, количество работ, которые бы затрагивали анализ удовлетворенности организацией учебного процесса в отдельных структурных подразделениях этих вузов очень невелик. В связи с этим, предпринята попытка оценки динамики и анализа удовлетворенности качеством и организацией преподавания дисциплины «Анатомия» на лечебном факультете Ханты-Мансийской государственной медицинской академии.
В данной работе представлен анализ анонимных анкетирований студентов второго курса лечебного факультета, закончивших полный курс изучения дисциплины анатомия, проводившихся ежегодно в период с 2014 по 2022 годы в рамках мониторинга качества на кафедре анатомии с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии БУ ВО ХМАО Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия». Абсолютное и процентное распределение количества респондентов, участвующих в анкетировании в период 2014-2022 годы приведено в таблице 1.
Таблица 1
Количество студентов 2 курса, лечебного факультета БУ ВО ХМАО-Югры ХМГМА принявших участие в анкетировании «Оценка удовлетворенности преподавания дисциплины анатомия» в период с 2014-2022 годы
Год Общее количество студентов на курсе к концу обучения по дисциплине Количество проанкетированных студентов
абсолютное %
2014 121 88 72,72
2015 140 99 70,71
2016 161 117 72,67
2017 126 98 77,77
2018 126 92 73,00
2019 132 106 80,30
2020 109 89 81,65
2021 102 78 76,47
2022 79 64 81,01
Для проведения анкетирования, в 2014 году была разработана анкета, которая включала в себя вопросы закрытого типа, ответы на которые предлагалось дать согласно приведенной десятибалльной шкалы (табл. 2).
Таблица 2
Шкала оценки вопросов закрытого типа в анкете удовлетворенности качеством организации учебного процесса по дисциплине «Анатомия»
Очень плохо Плохо Почти удовлетворительно Удовлетворительно Чуть больше, чем удовлетворительно Почти хорошо Хорошо Очень хорошо Почти отлично Отлично
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Первая анкета включала в себя семь вопросов, предлагающих оценить качество лекционного курса, практических занятий, материально-технического и учебно-методического обеспечения дисциплины, произвести самооценку своих знаний по предмету и обозначить оценку уровня знаний преподавателем, а также дать ответ в произвольной форме на вопрос «Что, необходимо сделать для совершенствования учебного процесса на кафедре?». В последующие годы, анкеты претерпели две актуализации. В 2017 году появилась потребность расширить вопросы анкеты, в связи с первым опытом работы по новым программам согласно федерального образовательного стандарта третьего поколения. Количество пунктов анкеты увеличилось до двадцати, с включением вопросов полузакрытого типа - дающих возможность респонденту выбор между предложенными вариантами ответов или своим собственным и вопросов открытого типа - предполагающих
самостоятельную формулировку ответа анкетируемым. В этот период в анкете появились вопросы о удовлетворенности: расписанием занятий по дисциплине, общением преподавателя со студентами, качеством получаемых знаний по дисциплине, системой контроля и оценки полученных знаний, организацией отработок и консультаций, проведением зачетов и экзаменов, общим качеством организации учебного процесса на кафедре и т. д. Вторая волна актуализация анкет произошла в период с 2019 по 2020 годы. Это было связано с активным наполнением электронной образовательной информационной системы (ЭОИС) на сайте вуза, а также первым опытом применения дистанционного формата обучения в условиях вынужденной самоизоляции. Анкета в этот период расширилась до тридцати одного пункта, за счет включения вопросов: о динамике отношения к предмету за время его изучения, способах и удобстве получения учебно-методических материалов, использовании в процессе подготовки фондов оценочных средств, влиянии дистанционного формата обучения на качество практических и лекционных занятий, приемлемости дистанционного формата в анатомии и эффективности того или иного вида дистанционного обучения. Последний вариант анкеты включил в себя два блока. Первый блок представлен девятнадцатью вопросами закрытого типа с переводом качественной оценки в количественную по десятибалльной системе, где: 1 -4 балла соответствовало низкому уровню удовлетворенности; 5-7 баллов - среднему; 8-10 -высокому. Второй блок включил одиннадцать вопросами полузакрытого и открытого типов.
Полученные данные заносились в базу данных и обрабатывались программой «Microsoft Excel». Числовые обозначения в тексте представлены в виде M±SD (M - среднее арифметическое, SD - среднеквадратичное отклонение).
Результаты анализа данных, полученных путем анкетирования показали, что в основной массе студенты удовлетворены качеством организации учебного процесса на кафедре. Средний балл удовлетворенности проведением практических и лекционных занятий за восьмилетний период не выходил из диапазона от восьми до десяти баллов, соответствующего ее высокой степени (рис. 1).
Качество лекционных занятий студенты оценивали несколько выше, чем качество практических. Более низкие значения средних баллов удовлетворенности практическими занятиями, установленные в 2017 (8,4±0,23) и период с 2019 по 2021 годы (8,0±0,98; 7,8±1,2; 8,0±0,86 соответственно), были обусловлены тем, что от 10 до 12% респондентов в эти годы посчитали их качество низким. Возможно, это могло быть связано с завершением переходных периодов на новые ФГОС в 2017 и 2021 годах, а также дистанционным преподаванием практических занятий в период с 2019 по 2021 годы.
Посеместровая оценка качества практических и лекционных занятий по дисциплине, введенная в 2019 году, установила, что средний балл удовлетворенности лекциями соответствовал ее высокому уровню и держался в диапазоне от 9,12±1,2 до 9,76±1,4 независимо от полугодия (рис. 2).
Ф 50
9,1 9,1 9,2
- —>
■— 9,0
8,8 8,8
10,0 9,5 9,0 8,5 8,0 7,5 7,0
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 - -Удовлетворенность качеством лекций
—■—Удовлетворенность качеством практических занятий
Рис. 1. Динамика удовлетворенности студентов второго курса ХМГМА качеством занятий
за период 2014-2022 гг.
Примечание: по оси ординат - средний балл удовлетворенности (М); по оси абсцисс - годы анкетирования
10,0 9,0 8,0 7,0 6,0 5,0
,6 ,5 9,7
9,
ЛЗ ПЗ
2019
,5 9,
ЛЗ
ПЗ
ЛЗ
, 2020 -1 семестр 2 семестр
ПЗ
2021 13 семестр
ЛЗ ПЗ
2022
Рис. 2. Посеместровая оценка удовлетворенности студентов второго курса ХМГМА качеством занятий за период 2019-2022 гг.
Примечание: по оси ординат - средний балл удовлетворенности (М); по оси абсцисс - годы анкетирования; ЛЗ - лекционные занятия; ПЗ - практические занятия
Качество практических занятий в первом семестре, на протяжении четырех последних лет, оценивалось ниже, чем во втором и третьем семестрах, находясь в диапазоне от 6,23±0,87 до 6,73±0,95 баллов. Со второго по третий семестр намечалась тенденция постепенного перехода от среднего к высокому уровню удовлетворенности независимо от года анкетирования. Учитывая, что на кафедре в каждом семестре ведут одни и те же преподаватели, осуществляющие постоянный обмен группами, причина, по всей
вероятности, кроется в трудностях адаптации к требованиям, которые кажутся завышенными для студентов-первокурсников со школьным «стереотипным» мышлением, прошедших через систему единого государственного экзамена. Ведь именно первый семестр, основанный на изучении опорно-двигательного аппарата, предполагает заучивание 50% всех латинских анатомических терминов с их эквивалентами на русском языке, с обязательным требованием их соотношения с конкретными анатомическими образованиями. Это способствует рандомному воспроизведению «зазубренного» материала по типу «назвал-показал», при полном отсутствии осмысления и интеграции полученных знаний, что естественным образом приводит к неудовлетворенности от изучения данного раздела дисциплины.
Анализ ответов по дистанционной форме обучения, вошедших в анкеты после их последней актуализации, показал, что вынужденное удаленное преподавание, на которое переходили все российские медицинские вузы в период с 2020-2022 гг., негативно сказалось на изучении дисциплины, поскольку, привело к формированию существенных пробелов в знаниях, на что указали 89% респондентов в 2020, 83% - в 2021 и 76% - в 2022 году. На вопрос «Приемлем ли дистанционный формат практических занятий?» 100% опрошенных в 2020-2021 годах и 94% в 2022 году ответили однозначно «нет», что нельзя сказать о дистанционном формате лекций. Половина проанкетированных студентов в период с 2020-2022 годы предпочли «on-line формат лекции с записью» в системе Moodle, а 34% - в 2020, 31% - в 2021 и 20% - в 2022 году - «on-line формат с возможностью взаимодействия с лектором» (по типу лекции, конференции). Студенты объяснили свой выбор удобством использования записи лекции при подготовке к занятиям, а также к текущим зачетам и экзаменам. По данным Н.А. Пластининой и Е.С. Григорьевой [9] качественная реализация on-line обучения даже части курса позволяет исключить его информационную перегрузку, что увеличивает мотивацию студентов к обучению. Процентное соотношения студентов, желающих воспринимать лекционный материал в классической очной форме в 2022 году возросло на 20% по сравнению с 2020-2021 годом, и составило 30%.
Средний балл удовлетворенности оснащением дисциплины учебно-методическими пособиями и их качеством, соответствовал высокому уровню, с тенденцией ежегодного нарастания на протяжении рассматриваемого периода с 8,62±1,20 баллов - в 2014 г. до 9,73±0,87 баллов в 2022 г., что объясняется ежегодным выходом как минимум двух новых печатных учебных изданий, большая часть которых продиктована запросами студентов. Качество материально технического оснащения в течении восьми лет оценивалось в диапазоне от 8,01±1,23 до 9,22±1,36 баллов, что объясняется ежегодной реставрацией имеющихся и созданием новых наглядных пособий (музейные препараты, стенды, учебные препараты и т. д.), в рамках учебно-исследовательского и творческого направления студенческого кружка кафедры.
Удовлетворенность студентов системой проведения и оценки рубежной и промежуточной аттестации соответствует высокому уровню на протяжении восьми лет и колебался в диапазоне от 8,42± до 9,43± баллов. Анализ средних величин самооценки студентами знаний по дисциплине за период с 2014 по 2022 годы показал, что в целом студенты оценивают уровень своих знаний по дисциплине в диапазоне от «чуть больше, чем удовлетворительно» до «хорошо», причем оценка их знаний преподавателем совпадала с их собственной. Исключение составили 2014, 2015 и 2017 годы, когда самооценка знаний студентами была выше (5,14±0,98; 6,92±1,23; 6,05±1,23 соответственно) чем оценка преподавателем (4,94±1,04; 4,67±1,08; 5,71±1,25 соответственно), что свидетельствовало о недооценённости знаний, по мнению респондентов.
Высокий удовлетворенности традиционно регистрируется по такому критерию как культура общения преподавателя. В период с 2014 по 2022 годы от 89,8% до 94,4% студентов оценили этот параметр на «отлично» и «почти отлично». Остальные респонденты склонились к оценкам «Хорошо» и «Почти хорошо».
Неотъемлемой частью образовательного процесса по дисциплине «Анатомия» является внеаудиторная самостоятельная работа, организация которой является залогом успешного изучения предмета. Средний балл удовлетворенности организацией внеаудиторной работы по трем ее основным направлениям: самоподготовка, консультации преподавателя, отработки, соответствовали высокому уровню на протяжении пятилетнего периода, поскольку, на кафедре созданы все условия для этого: дежурство преподавателей-консультантов шесть дней в неделю до 20.00, доступность наглядных пособий и кадаверного материала для изучения, удобный для студентов график отработок в соответствии с их расписанием (рис. 3).
10,0 9,0 8,0 7,0 6,0 5,0
99
I II )1
2017
2018
2019
2021
2022
■ Удовлетворенность системой отработок Удовлетворенность организацией консультаций
■ Удовлетворенность организацией самоподготовки
Рис. 3. Динамика удовлетворенности студентов второго курса ХМГМА организацией внеаудиторной самостоятельной работы на кафедре анатомии
с курсом оперативной хирургии
Примечание: по оси ординат - средний балл удовлетворенности (М); по оси абсцисс - годы анкетирования Из всех трех составляющих внеаудиторной работы, более низкие значения среднего
балла были получены по удовлетворенности системой отработок, поскольку 42%
респондентов посчитали, что нужно увеличить их количество и продолжительность.
Проведенный мониторинг позволил установить, что переходные периоды на новые государственные образовательные стандарты являются критическими в образовательном процессе высшей медицинской школы, поскольку приспособление к новым программам дезадаптирует даже высоко компетентных преподавателей, что отражается на качестве учебного процесса и как следствие удовлетворенности «потребителя» в лице студента. На общую удовлетворенность качеством практических занятий по дисциплине «Анатомия» оказывает влияние уровень адаптации студентов к требованиям, предъявляемым в первом семестре, первого курса. Дистанционный формат лекций не отражается на их качестве и даже является предпочтительной альтернативой классическому проведению, поскольку позволяет неоднократно возвращаться к материалу (при условии доступа к их записи) во время изучения конкретных разделов, а также при подготовке к промежуточной аттестации. Дистанционная форма практических занятий не приемлема для изучения дисциплины «Анатомия» в медицинском вузе, поскольку, удаляет студента от образовательной базы и внеаудиторной самостоятельной работы, а также возможности непосредственного взаимодействия с объектами изучения и преподавателем.
Полученные выводы позволили профессорско-преподавательскому составу кафедры усовершенствовать учебный процесс переведя весь лекционный курс по дисциплине в online формат с обязательной записью видео-лекций и размещением в системе Moodle. Для улучшения адаптации к требованиям предмета в первом семестре введены дополнительные консультации дежурными преподавателями по текущим темам. Введены современные образовательные технологии в виде применения тематических квестов и олимпиад. Совместно с кафедрой гуманитарных дисциплин выпущен словарь латинских терминов с их эквивалентами на русском языке, с согласованным обязательным перечнем анатомических структур для контроля. Выпущено учебное пособие «Оценка уровня освоения профессиональных умений по анатомии» в виде сборника чек-листов, позволяющих студентам использовать их для подготовки и самоконтроля, поскольку содержит критерии правильности исполнения. Чек-листы в полном объеме дают студентам представление о тех требованиях, которые будут предъявляться по конкретным темам. Для психологической разгрузки и повышения мотивации к изучаемому предмету введено новое творческое направление в студенческом кружке кафедры, где студенты изучают элементы пластической анатомии и учатся изображать анатомические объекты.
Таким образом, опыт длительного применения анкетирования студентов по удовлетворенности образовательным процессом дисциплины «Анатомия» оправдал свою эффективность, и позволил установить, что только регулярная актуализация анкет, применяемых для такого рода исследований позволяет повысить результативность этого метода в оценке качества образовательного процесса. Постоянный мониторинг удовлетворенности в отдельных структурных подразделениях вузов помогает совершенствовать работу профессорско-преподавательского состава, улучшать материально-техническое и учебно-методическое оснащение, модернизировать методы
^ Ф 54
обучения и тем самым повышать заинтересованность студентов в усвоении материала по дисциплинам, закрепленным за ними.
Литература
1. Бугаева И.О., Алешкина О.Ю., Черненков Ю.В., Бикбаева Т.С., Загоровская Т.М. Организация учебного процесса на кафедре анатомии человека Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского // Саратовский научно-медицинский журнал. 2017. №13(2). С. 306-308.
2. Гайворонский И.В., Байбаков С.Е. О проблеме оптимизации преподавания анатомии в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №4. С. 85-88.
3. Ефимова С.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической позиции у студентов в процессе вузовской подготовки // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. №1. С. 37-43.
4. Иваненко Г.А., Кузнецов А.В. Проблемы преподавания анатомии человека в медицинском вузе // Проблемы Науки. 2017. №2 (84). С. 99-102.
5. Мандриков В.Б., Краюшкин А.И., Перепелкин А.И., Ефремов Е.Ю., Федоров С.В. Основные направления оптимизации образовательной деятельности в Волгоградском государственном медицинском университете // Актуальные проблемы и перспективы развития Российского и международного медицинского образования. Вузовская педагогика: Материалы конференции (Красноярск, 02-03 февраля, 2012 г.). Красноярск: Версо, 2012. С. 84-86.
6. Мартынович Н.Н., Ткачук Е.А., Гуцуляк С.А. Оценка удовлетворенности студентов медицинского университета дистанционным обучением на кафедре педиатрии в период самоизоляции // Тихоокеанский медицинский журнал. 2020. (4). С. 98-100. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-4-98-100
7. Маслов Н.В., Кварацхелия А.Г., Гундарова О.П., Сгибнева Н.В. Проблема мотивации студентов к изучению анатомии на первом курсе медицинского вуза // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. №. S. С. 28-28.
8. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11-2. С. 47-52.
9. Пластинина Н.А., Григорьева Е.С. Создание базового образовательного контента для дистанционного обучения. // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. №1(53). С. 48-55. https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-4/07
10. Протасова Л.Г., Онегова Ю.В. Оценка качества образования // Гарантии качества высшего профессионального образования: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Барнаул, 2008. С. 307-308.
11. Прудникова М.М., Падюков К.Н., Акимов В.А. Оценка студентами качества образовательного процесса в университете // Гарантии качества высшего профессионального образования: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Барнаул, 2008. С. 305-307.
12. Радченко Т.Б., Николаенко Н.С., Радченко М.В., Борисов А.П. Анкетирование -один из способов исследования качества образования // Гарантии качества высшего профессионального образования: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Барнаул, 2008. С. 317-319.
13. Сгибнева Н.В., Кварацхелия А.Г., Гундарова О.П., Маслов Н.В. Некоторые аспекты преподавания анатомии человека на современном этапе // Журнал анатомии и гистопатологии. 2014. Т.3. №2. С. 64-67.
14. Усынин А.Ф., Столяров В.В., Тягунов Д.В. Современные проблемы преподавания анатомии человека в медицинских вузах и перспективы их решения // Уральский медицинский журнал. 2018. №7. С. 177-181.
15. Харченко A.B., Разумова М.С., Литвинова Е.С. Результаты удовлетворенности студентов педиатрического факультета организацией и содержанием дисциплины патологической анатомии // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т.9. №1(30). С. 126128.
Refereces
1. Bugaeva, I.O., Aleshkina, O.Yu., Chernenkov, Yu.V., Bikbaeva, T.S., & Zagorovskaya, T.M. (2017). Organizaciya uchebnogo processa na kafedre anatomii cheloveka Saratovskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta imeni VI Razumovskogo. Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal, 13(2), 306-308. (in Russ.).
2. Gajvoronskij, I.V., & Bajbakov, S.E. (2016). O probleme optimizacii prepodavaniya anatomii v medicinskom vuze. Mezhdunarodny^j zhurnal prikladny x i fundamentalny x issledovanij, (4-1), 85-88. (in Russ.).
3. Efimova, S.V. (2019). Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-pedagogicheskoj pozicii u studentov v processe vuzovskoj podgotovki. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, (1), 37-43. (in Russ.).
4. Ivanenko, G.A., & Kuzneczov, A.V. (2017). Problemy' prepodavaniya anatomii cheloveka v medicinskom vuze. Problemy' sovremennoj nauki i obrazovaniya, (2 (84)), 99-102. (in Russ.).
5. Mandrikov, V.B., Krayushkin, A.I., Perepelkin, A.I., Efremov, E.Yu., & Fedorov, S.V. (2012). Osnovny'e napravleniya optimizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti v Volgogradskom gosudarstvennom medicinskom universitete // Aktual'ny'e problemy' i perspektivy' razvitiya Rossijskogo i mezhdunarodnogo medicinskogo obrazovaniya. Vuzovskaya pedagogika: Materialy' konferencii (Krasnoyarsk, 02-03 fevralya, 2012 g.). Krasnoyarsk: Verso, 84-86. (in Russ.).
6. Marty'novich, N.N., Tkachuk, E.A., & Guczulyak, S.A. (2020). Ocenka udovletvorennosti studentov medicinskogo universiteta distancionny'm obucheniem na kafedre pediatrii v period samoizolyacii. Tixookeanskij medicinskij zhurnal, (4 (82)), 98-100. (in Russ.). https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-4-98-100
7. Maslov, N.V., Kvaraczxeliya, A.G., Gundarova, O.P., & Sgibneva, N.V. (2017). Problema motivacii studentov k izucheniyu anatomii na pervom kurse medicinskogo vuza. Zhurnal anatomii i gistopatologii, (S), 28-28. (in Russ.).
8. Mel'nikova, I.Yu., & Romanczov, M.G. (2013). Osobennosti medicinskogo obrazovaniya i rol' prepodavatelya vuza v obrazovatel'nom processe na sovremennom e'tape. Mezhdunarodny^j zhurnal e ksperimental nogo obrazovaniya, (11-2), 47-52. (in Russ.).
9. Plastinina, N.A., & Grigor'eva, E.S. (2021). Sozdanie bazovogo obrazovatel'nogo kontenta dlya distancionnogo obucheniya. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, (1 (53)), 48-55. (in Russ.). https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-4/07
10. Protasova, L.G., & Onegova, Yu.V. (2008). Ocenka kachestva obrazovaniya // Garantii kachestva vy'sshego professional'nogo obrazovaniya: tezisy' dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 307-308. (in Russ.).
11. Prudnikova, M.M., Padyukov, K.N., & Akimov, V.A. (2008). Ocenka studentami kachestva obrazovatel'nogo processa v universitete // Garantii kachestva vy'sshego professional'nogo obrazovaniya: tezisy' dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 305-307. (in Russ.).
12. Radchenko, T.B., Nikolaenko, N.S., Radchenko, M.V., & Borisov, A.P. (2008). Anketirovanie - odin iz sposobov issledovaniya kachestva obrazovaniya // Garantii kachestva
vy'sshego professional'nogo obrazovaniya: tezisy' dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 317-319. (in Russ.).
13. Sgibneva, N.V., Kvaraczxeliya, A.G., Gundarova, O.P., & Maslov, N.V. (2014). Nekotory'e aspekty' prepodavaniya anatomii cheloveka na sovremennom e'tape. Zhurnal anatomii i gistopatologii, 3(2), 64-67. (in Russ.).
14. Usy'nin, A.F., Stolyarov, V.V., & Tyagunov, D.V. (2018). Sovremenny'e problemy' prepodavaniya anatomii cheloveka v medicinskix vuzax i perspektivy' ix resheniya. UraVskij medicinskij zhurnal, (7), 177-181. (in Russ.).
15. Xarchenko, A.V., Razumova, M.S., & Litvinova, E.S. (2020). Rezul'taty' udovletvorennosti studentov pediatricheskogo fakul'teta organizaciej i soderzhaniem discipliny' patologicheskoj anatomii. Baltijskij gumanitarny j zhurnal, 9(1 (30)), 126-128. (in Russ.).
Дата поступления: 08.04.2023 Дата принятия: 05.05.2023
© Ильющенко Н.А., Рагозина О.В., Рагозин О.Н., Шевнин И.А., Джафарова Б.З., 2023