Научная статья на тему 'ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ СО СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ'

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ СО СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF THE STATE OF HEALTH OF THE STUDENTS AT AN OCCUPATIONAL-TECHNICAL SECONDARY SCHOOL

On the basis of results of medical examinations and taking into account the physical and the sexual development and the morbidity rate, the authors cloud not determine any significant differences in the dynamics of the state of health of students studying in the occupational-technical schools according to various curriculums.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ СО СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

УДК 614.1:377.5

Кандидаты мед. наук Д. X. Нусбаум, Н. А. Ананьева

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ СО СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23/У1 1972 г. «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования» указывается на необходимость расширения и укрепления наиболее перспективной формы подготовки молодых рабочих. В последние годы все большее распространение получают профессионально-технические училища (ПТУ) нового типа, в которых соединено общее среднее и профессиональное обучение. В связи с перестройкой ПТУ возникает вопрос о влиянии новых условий обучения на состояние здоровья учащихся.

В течение 3 учебных лет (1970—1973) было обследовано 256 подростков, обучающихся в ПТУ со средним образованием (опытная группа), и для сравнения 666 обучающихся в том же училище в течение 2 лет по старой программе (контрольная группа). К моменту поступления в ПТУ, по данным первичного медицинского осмотра, 76,6% подростков в опытной и 83,7% в контрольной группе были здоровыми. Соответственно у 23,4 и 16,3% учащихся выявлены различные хронические заболевания, в том числе значительное ожирение экзогенно-конституционального характера (с оценкой «плохое» физическое развитие с превышением веса за счет жироотложения'). В целом у учащихся I курса опытной группы физическое развитие оценивали как нормальное в 81,5% случаев, ухудшенное и плохое за счет дефицита веса — в 13,7%, с превышением веса за счет жироотложения— в 4% случаев, в контрольной группе — соответственно в 82,3, 12,8 и 2,5% случаев. У некоторых учащихся (0,8 и 2,4%) наблюдалась общая задержка физического развития.

В процессе обучения обнаружены положительные и отрицательные сдвиги по всем показателям, определяющим состояние здоровья (физическое развитие, патологическая пораженность, функциональные нарушения, заболеваемость по обращаемости). В частности, к концу обучения в ПТУ несколько увеличилось количество больных (на 7,7% в опытной группе и на 8% в контрольной). Это обусловлено увеличением числа больных с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии (простая форма хронического тонзиллита, хронический гайморит, хронический гастрит, экзема с ограниченной локализацией и др.). На старших курсах не только увеличилось общее число подростков с хроническими заболеваниями, но в обеих группах приблизительно в одинаковой степени (почти в И/г раза), возросло число подростков с 2 заболеваниями и более.

Обращаемость же в лечебные учреждения по поводу острых заболеваний и обострения хронических на старших курсах значительно снизилась. В среднем по обеим группам число часто болеющих уменьшилось с 17 до 6,7% (Р<0,05). Значительно меньше стало и общее число случаев обращений (от 148 до 110,5 на 100 обследованных). Особенно резко снизилось число обращений по поводу мелких производственных травм (от 67,2 до 37,5). Последнее, по-видимому, связано с приобретением учащимися старших курсов навыков труда и адаптацией организма к производственным условиям в мастерских и цехах предприятий. За один и тот же учебный год на I курсе в опытной группе не болело (не обращалось) 68,4% обследованных,

1 Оценку физического развития проводили по разработанным нами «оценочным таблицам» для учащихся ПТУ (1970) и в соответствии со схемой оценки В. Г. Властовского (1966).

в контрольной — 58,1% (Р-<0,05). Соответственно часто болеющих (обращавшихся за медицинской помощью 4 раза и более) было 18,9 и 15% общего количества болевших (Р>0,05). На II курсе существенных различий в обращаемости учащихся опытной и контрольных групп не установлено.

У большинства учащихся (здоровых и больных) на протяжении всех лет обучения оценка физического развития сохранялась постоянной. Однако количество подростков со стабильной оценкой в группе занимающихся по старой программе было выше (87,4%), чем у обучающихся по новой программе (76,6%; Я<С0,05). У обучающихся в ПТУ со средним образованием значительно чаще отмечалось ухудшение показателей физического развития (16,2% в опытной группе и 6,3% в контрольной; Р<0,05). В 75% случаев ухудшение выражалось в чрезмерном нарастании веса за счет жироотложения, главным образом среди учащихся опытной группы.

Известно, что подростков с избыточным жироотложением становится больше с увеличением возраста. Однако поскольку в опытной группе это проявляется в большей степени, можно предположить, что у учащихся, занимающихся по новой программе, более выражена гиподинамия, которая обусловлена расширением объема учебной нагрузки, более длительными занятиями на уроках и дома, что в свою очередь значительно сокращает время активного отдыха. Согласно анкетным данным, лишь 24,8% учащихся ПТУ со средним образованием занимаются во внеклассное время физкультурой и спортом (сюда включены также занимающиеся спортом нерегулярно). Назрела необходимость разработки для этих учащихся более рационального режима обучения, организации активного отдыха во внеклассное время и других мероприятий по снижению гиподинамии.

Изменение оценки физического развития учащихся на старших курсах связано также с нормализацией показателей у подростков с общей задержкой физического развития. На I курсе в контрольной группе было 2 таких подростка, в опытной — 16. На старших курсах в обеих группах с такой оценкой осталось лишь 5 человек.

Первое место в общей структуре хронических заболеваний занимают болезни ЛОРорганов. На их долю приходится более половины всей патологии. Из всех заболеваний уха, горла и носа хронический тонзиллит составляет в опытной группе 76,7%, в контрольной — 77,1%. Число подростков с этим заболеванием к выпускному курсу увеличивается в опытной группе на 3,2, в контрольной — на 2,5 из 100 обследованных. Между тем, как показали наблюдения, медицинский персонал ПТУ уделяет недостаточное внимание профилактике и лечению тонзиллитов. За годы обучения в опытной и контрольной группах лишь около 20% подростков, страдающих хроническим тонзиллитом, были сняты с учета после активной санации; у большинства же этот диагноз сохранялся на протяжении всех лет обучения. Кроме того, установлено, что у 33,4% больных хроническим тонзиллитом в опытной группе и у 44,4% в контрольной это страдание выявлено не на I курсе, а лишь на старших курсах, причем немаловажную роль здесь сыграли данные обращаемости в лечебные учреждения.

Второе место в структуре хронических заболеваний занимают заболевания нервной системы: на I курсе они отмечены в опытной группе у 16,2% подростков, контрольной — у 21,2% (Р>0,05, разность показателей недостоверна). С годами отмечается увеличение количества больных с этими заболеваниями. Последнее обусловлено нарастанием посттравматической це-ребрастении в результате бытовых травм, полученных главным образом на I курсе. Их количество возрастает на 11 курсе почти в 2 раза в обеих группах, а на III курсе (в опытной группе) — даже в 3 раза. Церебрастения характеризуется выраженной неврологической симптоматикой (наличие большого количества жалоб, функциональных расстройств, а в отдельных случаях даже признаков снижения интеллекта). Другие заболевания нервной системы (например, астенический синдром, мононеврозы) не прогрессировали в обеих группах.

У отдельных учащихся старших курсов наблюдались отсутствовавшие на I курсе болезни органов пищеварения (в опытной группе 1,2%, в контрольной 4,2 общего количества хронических заболеваний), в основном хронический гастрит. В возникновении этих заболеваний существенную роль, очевидно, играют нарушения режима питания, нерегулярный прием горячей пищи и др.

Изучение состояния здоровья не может быть ограничено лишь анализом структуры и распространенности хронических заболеваний. Такой односторонний подход не характеризует истинной картины здоровья.Наряду с больными в любом обследуемом коллективе есть группа лиц «без диагноза», но с теми или иными морфофункциональными нарушениями (например, с умеренными отклонениями физического развития от нормы, малыми степенями аномалии рефракции, функциональными нарушениями сердечнососудистой и нервной систем, часто болеющие и т. д.). С учетом этого мы проанализировали также все функциональные отклонения, выявленные у здоровых подростков. Первое место среди функциональных нарушений у них занимают отклонения физического развития от нормы (физическое развитие, ухудшенное и плохое, с дефицитом веса и ухудшенное за счет избыточного жироотложения). Они составляют '/з всех функциональных нарушений; на втором месте в структуре морфсфункциональных отклонений у здоровых находится миопия средней степени.

Прочие виды функциональных нарушений у здоровых подростков (невротические реакции, функциональные сердечно-сосудистые изменения, плоскостопие и др.) выявлялись значительно реже, не вызывали заметных сдвигов в процессе обучения и не различались по характеру и количеству в обеих обследованных группах. Отмечено также, что более чем у 50% подростков характер хронических заболеваний, выявляемых на старших курсах, определялся спецификой функциональных нарушений, отмечаемых на 1 курсе. Например, частые мелкие производственные травмы с инфицированием ранений провоцировали локализованную экзему; начальная стадия ожирения (ухудшенное физическое развитие) за счет нарастания жироотложения переходила в ожирение (плохое физическое развитие); травмы обусловили травматические катаракты, анкилозы суставов, посттравматическую церебрастению. Нужно отметить, что количество хронических заболеваний, связанных с травмами, нарастает на старших курсах. Это происходит почти в одинаковой степени в обеих группах.

По совокупности данных медицинского осмотра и сведений об обращаемости в лечебно-профилактические учреждения проведена комплексная оценка состояния здоровья с распределением по группам здоровья

Согласно полученным данным, из учащихся I курса, занимающихся по новой программе, к 1-й группе здоровья можно отнести 50,4%, ко 2-й группе—26,2%, к 3-й—22,3% и к 4-й группе—1,1 %, соответственно у занимающихся по старой программе — 59,8, 23,9, 15,3 и 1%. В процессе обучения больше становится подростков в 3-й группе здоровья и меньше — в 1-й и 2-й группах здоровья. Характер «перераспределения» групп здоровья от I курса к выпускному среди подростков, занимающихся по старой и новой программе, приблизительно одинаков. Однако у обучающихся по старой программе к выпускному курсу число здоровых (1-я группа здоровья) уменьшается за счет перехода во 2-ю и 3-ю группы даже в большем количестве случаев, чем среди занимающихся по новой программе (соответственно на 10,6 и 2,8%; Р<0,05). Переход из 1-й группы здоровья в 3-ю вызван, с одной стороны, появлением новых хронических заболеваний в процессе обучения, а с другой — уточнением диагнозов заболеваний, не выявленных у учащих-

1 По схеме, разработанной Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР: 1-я группа — здоровые, 2-я группа — здоровые с функциональными отклонениями, 3-я группа — больные с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, 4-я группа — больные с хроническими заболеваниями в субкомпенси-рованном состоянии.

ся при поступлении в ПТУ. Последнее в большей степени относится к учащимся, занимающимся по старой программе: у них по сравнению с подростками, занимающимися по новой программе, выявлено значительно больше хронических заболеваний (в основном хронический тонзиллит). По-види-мому, это обусловлено более низким качеством медицинского осмотра подростков при их поступлении в ПТУ. Основной причиной перехода из 1-й во 2-ю группу здоровья на старших курсах являлись нарушения весо-росто-вых соотношений, причем за счет дефицита веса, избыточного жироотложения. Последнее, как уже было указано, отмечалось у учащихся, занимающихся по новой программе, в большем количестве. В процессе наблюдения обнаружено, что у ряда подростков имеются сдвиги в состоянии здоровья без перехода из одной группы здоровья в другую. Так, во 2-й группе здоровья «улучшение» отмечалось у 18,5% занимающихся по новой программе и у 4,5% — по старой (P<0,05). Оно было связано с уменьшением на старших курсах часто болеющих, нормализации физического развития, в частности, в связи с общей задержкой физического развития и др. «Ухудшение» же наблюдалось соответственно у 10,7 и 15,2% учащихся. Оно обусловлено появлением легких невротических расстройств, нарушением росто-весовых соотношений и незначительным увеличением миопии. Учитывая значительную распространенность аномалии рефракции, мы подвергли детальному изучению все степени миопии. У подростков диагностировали в основном миопию слабой и средней степени на I курсе в опытной (16,8%) и контрольной (7,2%) группах. К выпускному курсу выявлено еще несколько подростков, что увеличило их количество соответственно на 2,9 и 3,9%. Ни у кого из обучающихся по старой программе не установлено прогрессирования близорукости. У ряда учащихся, занимающихся по новой программе (16,7%), к выпускному курсу имелось незначительное и чаще всего без перехода в более тяжелую группу здоровья прогрессирование близорукости, что может быть связано с увеличением продолжительности учебного дня в ПТУ со средним образованием, а следовательно, с увеличением зрительной нагрузки. У больных с хроническими заболеваниями, отнесенных к 3-й группе здоровья, у учащихся, занимающихся по новой и старой программе, «улучшений» или «ухудшений» в процессе обучения в ПТУ не зарегистрировано.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об отсутствии более выраженного влияния учебных занятий на состояние здоровья учащихся ПТУ со средним образованием. Выявленные же различия относятся в основном к функциональным нарушениям (2-я группа здоровья), которые обусловлены не различием типа ПТУ, а нерациональной организацией режима учебных занятий в ПТУ нового типа — удлинением продолжительности учебного дня и отсутствием достаточно активного отдыха, что приводит к чрезмерной гиподинамии.

Поступила 9/IX 1974 г.

THE DYNAMICS OF THE STATE OF HEALTH OF THE STUDENTS AT AN OCCUPATIONAL-TECHNICAL SECONDARY SCHOOL

D. Kh. Nusbaum, N. A. Ananieva

On the basis of results of medical examinations and taking into account the physical and the sexual development and the morbidity rate, the authors cloud not determine any significant differences in the dynamics of the state of health of students studying in the occupational-technical schools according to various curriculums.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.