Научная статья на тему 'Фактологический аспект проблемы здоровьесбережения учащейся молодежи'

Фактологический аспект проблемы здоровьесбережения учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
325
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / THE HEALTH / STUDYING YOUTH / FACTUAL ENSURING RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егоров Владимир Николаевич

Представлен анализ фактологического материала социальных, медицинских, педагогических и психологических характеристик в контексте решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Егоров Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTUAL ASPECT OF THE PROBLEM OF THE HEALTH-SAVING OF STUDYING YOUTH

The analysis of a factual material of social, medical, pedagogical and psychological characteristics in a context of a solution of the problem of preservation and strengthening of health of school students and students is submitted.

Текст научной работы на тему «Фактологический аспект проблемы здоровьесбережения учащейся молодежи»

УДК 796.011

ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В.Н. Егоров

Представлен анализ фактологического материала социальных, медицинских, педагогических и психологических характеристик в контексте решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и студентов.

Ключевые слова: здоровье, учащаяся молодежь, фактологическое обеспечение исследования.

Многообразие подходов к решению проблемы оценки здоровья человека и их практическое применение способствует получению достаточно полной и всесторонней информации о состоянии здоровья населения и позволяет проанализировать статистические данные как в целом по всей страны, так и по отдельным социальным и возрастным группам.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется продолжающимся ухудшением состояния здоровья населения Российской Федерации, о чем красноречиво свидетельствуют различные показатели: медико-демографические, заболеваемости, инвалидности и др.

Демографическая ситуация в стране характеризуется превышением смертности над рождаемостью. Только за 2011 год население сократилось более чем на 400 тыс. человек или на 0,3 %. По мнению аналитиков, при данных темпах снижения численности населения страны, через 20-30 лет ожидается превышение числа пенсионеров над числом лиц трудоспособного возраста.

По данным обращаемости населения в учреждения здравоохранения уровень общей заболеваемости за последние десять лет увеличился практически во всех возрастных групп населения. Особую тревогу вызывает физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. На основании многих исследований состояния здоровья школьников большинства, регионов России, выявлено, что только 10 % молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, до 40 % имеют функциональные отклонения и почти 50% страдают хроническими заболеваниями. [1, 3].

Наиболее распространенными заболеваниями учащихся школ являются различные хронические заболевания, нарушения зрения и функций опорно-двигательного аппарата, у 20 % школьников отмечаются отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы, а у 30 % -отклонения в деятельности центральной нервной системы, увеличился процент детей, имеющих психические отклонения. Более 60 % девочек 1416 лет требуют внимания гинекологов; уровень умственного и полового развития более 40 % школьников не соответствует возрасту.

В процессе обучения в школе частота выявленных случаев сколиоза увеличивается в 4,8 раза, нарушение осанки - в 3,8 раза, число близоруких детей с первого по десятый класс увеличивается в 10 раз, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения. 5,4 % школьников занимаются в специальной группе физического воспитания, 2 % детей освобождены по состоянию здоровья от уроков физкультуры, 14,9 % занимаются в подготовительной группе. Прослеживается ухудшение физического развития, происходит увеличение числа детей с дефицитом массы тела, а также детей с низким ростом [2].

Не менее тревожная тенденция ухудшения здоровья учащейся молодежи прослеживается в студенческой среде, которая является прямым следствием положения сложившегося в период обучения в школе. За последние годы сократилось количество абитуриентов, относящихся к безопасному уровню здоровья, и соответственно, увеличилась численность групп с критическим и ниже критического уровнем здоровья.

По оценкам специалистов более 80 % студентов от общего числа обучающихся имеют отклонения в состоянии здоровья. Ежегодно по результатам медицинского осмотра в специальные медицинские группы направляются от 20 % до 35 % студентов. Анализ нозологических форм показал, что основными причинами направления учащихся в специальную медицинскую группу являются: миопия высокой степени (23,2 %); сколиозы и другие нарушения опорно-двигательного аппарата (23,2 %); поражения сердечно-сосудистой системы (16,7 %); заболевания органов пищеварительной (15,0 %), дыхательной (5,8 %) и мочеполовой (5,1 %) систем, у 21,7 % студентов спецгруппы отмечается сочетанная патология [2, 4].

Значительное количество работ свидетельствуют, что от курса к курсу увеличивается частота хронической патологии и, в первую очередь, это связано с переходом функциональных отклонений в хронические заболевания. Кроме того, на старших курсах отмечается большой процент вновь возникших морфофункциональных отклонений и снижение уровня адаптационных возможностей функциональных систем. Общий рост заболеваемости старшекурсников происходит на фоне снижения общего уровня их физического развития, функциональной и двигательной подготовленности. Снижение функциональных показателей к окончанию вуза наблюдается у 50-60 % выпускников. Особенно это проявляется в увеличении частоты сердечных сокращений, систолического давления, а также снижении показателей степэргометрической нагрузки и спирометрии. Двигательные показатели также подвержены отрицательной динамике. Менее 10 % студентов третьих-четвертых курсов способны успешно выполнить задания на аэробную выносливость. При выполнении контрольных упражнений силовой направленности зачетный норматив в состоянии сдать только 70 % старшекурсников.

Современное состояние физического и психического здоровья учащейся молодежи обусловлено рядом факторов. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (эпидемиологические, экологические и клинико-социальные исследования) установлено следующее соотношение факторов: условия и образ жизни людей - 5055 %, состояние окружающей среды - 20-25 %, генетические факторы -15-20 %, деятельность учреждений здравоохранения - не более 10-15 %.

При рассмотрении условий и образа жизни как основополагающего фактора сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи особое внимание следует уделять анализу особенностей учебной деятельности, уровню и характеру двигательной активности, мотивационных и социально-гигиенических характеристик.

В настоящее время системы среднего и высшего образования характеризуются наличием относительно жестких учебных планов, графиков учебного процесса, учебных расписаний занятий и строго

регламентируют жизнь учащейся молодежи в течение всего периода их обучения. При внешнем благополучии средних данных учебная нагрузка до 20 % школьников первого класса и от 20 % до 40 % школьников 11 -го класса значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы [3].

Большая часть подростков не соблюдает режим дня, и по мере взросления эта группа увеличивается. Среди старшеклассников соблюдение режима дня наблюдается только в 30-40 % случаев. Также установлено, что досуг подрастающего поколения не способствует сохранению здоровья и крайне однообразен. Независимо от места проживания и материального положения семьи, преимущественным видом досуга является просмотр телевизионных передач и работа на компьютере. Прогулка на открытом воздухе в объемах, соответствующих возрастным нормативам, наблюдается только у 18,5 % старшеклассников.

Ко всему прочему, у юношей и девушек с годами уменьшается продолжительность сна. Оценка режимных моментов, продолжительность которых регламентируется в зависимости от возраста ребенка, показала, что почти в два раза уменьшилось число детей, имеющих оптимальную продолжительность ночного сна. Средняя продолжительность ночного сна составляет 7 ч 42 мин, что значительно меньше возрастной нормы. Лишь

26.5 % старшеклассников спят положенное для их возраста время. В

73.5 % случаев ночной сон укорочен на один-два часа и более.

Учебная деятельность студентов характеризуется постоянным увеличением объема научной информации и повышением интеллектуальной нагрузки. Студенты загружены умственной работой 1012 часов в день, а в период экзаменационной сессии - 14-16 часов. Основные виды деятельности студентов (посещение лекций, лабораторные и самостоятельные занятия) связаны, в основном, с сидячим образом работы и составляют в среднем 40 % от суточного бюджета времени. Доля внеклассных занятий физической культурой и спортом не превышает 2 % времени, при наличии свободного времени в среднем около 20 %. Длительная и напряженная умственная работа, которая проходит на фоне большого нервно-эмоционального напряжения, значительно ограничивает двигательную активность студентов.

Особенности школьного режима и процесса обучения в вузе позволяют лишь на 10-20 % удовлетворять ежедневную потребность учащихся в двигательной активности. В процессе анализа многолетних наблюдений выявлено, что до 50 % студентов практически не занимаются физическими упражнениями.

Двигательная недельная нагрузка «систематически занимающихся» не соответствует научно-обоснованным рекомендациям по организации процесса физического воспитания в вузе. На практике занятия по физической культуре не всегда оказывают должный оздоровительный

эффект, а отсутствие плановых занятий физическими упражнениями на старших курсах приводит к увеличению дефицита двигательной активности у студентов.

Проблема дефицита двигательной активности у студенческой молодежи во многом сопряжена с проблемой формирования устойчивой потребности в активной двигательной деятельности. Большое значение в решении проблемы мотивации и эффективности оздоровления учащихся на занятиях физической культурой отводится использованию инновационных подходов и современных оздоровительных направлений в учебном процессе.

Мотивации вследствие распространения возбуждений на лимбические структуры мозга тесно связаны с эмоциональными проявлениями. Уровень эмоционального возбуждения человека не только служит показателем эффективности его адаптации, но и обусловливает успешность практической деятельности: для достижения высоких

результатов. Слишком сильное и устойчивое возбуждение может явиться причиной стресса.

Как показывают результаты исследований, стресс является неотъемлемой составляющей учебного процесса в образовательных учреждениях. В результате у школьников и студентов формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, психозы, артериальная гипертензия, стенокардия, иммунодефициты, гормональные нарушения, диабет, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта и т. д. Нарушаются основные биологические ритмы организма и одним из ранних показателей дисфункций является нарушение синхронизации ритма дыхания и сердцебиения.

Дегуманизация общества, повышенная эмоциональная напряженность при отсутствии устойчивого интереса и потребности в ведении активного и здорового образа жизни являются важнейшими предпосылками для роста числа учащихся, подверженных табакокурению, алкогольной и наркотической зависимости.

Курение давно считается социально значимой проблемой как для курящей, так и некурящей части общества. Результаты исследований свидетельствуют, что по мере взросления увеличивается количество юношей и девушек, регулярно (каждый день) курящих табак. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в крупных городах центрального региона, в которых 18 % учащейся молодежи не менее одного раза в неделю курят, на долю контингента, не подверженного данному виду вредных привычек, приходится только 55 % от общего числа обследованных.

Общая заболеваемость алкоголизмом в молодежной среде, как и распространение курения, имеет тенденцию к повышению с ежегодным

двукратным увеличением. О росте употребления психоактивных веществ молодежью свидетельствуют многолетние исследования, проведенные в России. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилась в 17 раз. Темп прироста за последние 5 лет составил 45 %. Однако, по данным экспертов, это число соотносится с истинным числом больных наркоманией, как 1:10.

Таким образом, на фоне высоких темпов депопуляции населения, кризиса ценностных ориентаций, низкого уровня знаний основ здорового образа жизни, нерациональной организации режима двигательной активности, слабой мотивации к занятиям физической культурой и негативной динамики употребления табака, алкоголя и наркотических веществ, проблема сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи приобретает все большую актуальность.

Бурное развитие науки и техники, высокие требования к подготовке будущих специалистов повлекли за собой усложнение учебных программ обучения, их интенсификацию, увеличило число раздражителей, постоянно воздействующих на организм школьников и студентов. Интенсивный умственный труд учащихся при минимальных затратах физических усилий сопровождается неуклонным снижением их двигательной активности и, вместе с другими неблагоприятными факторами, угрожает их здоровью и общей сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. В значительной мере из-за недостаточной двигательной активности процесс адаптации учащейся молодежи к среде обучения протекает медленно и болезненно, вызывая у них нервно-психические срывы и разнообразные расстройства функциональных систем.

Проблема охраны здоровья подрастающего поколения, ее социальные, медицинские, педагогические, психологические аспекты приобрели государственное значение и требуют дополнительной активизации поиска новых эффективных направлений в разработке здоровьесберегающих технологий.

Список литературы

1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М, 2006. 352 с.

2. Егоров В.Н., Яшин А.А. Мониторинг нозологических форм в образовательной системе «школа-вуз» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 32-37.

3. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения: монография / И.А. Камаев [и др.]. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. 312 с.

4. Саидюсупова И.С. Медико-социальная оценка состояния

здоровья студентов медицинского вуза и пути совершенствования организации медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. мед. наук.

М., 2008. 23 с.

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук., доц., проф., EgorovW@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

FACTUAL ASPECT OF THE PROBLEM OF THE HEALTH-SAVING OF STUDYING

YOUTH

V.N. Egorov

The analysis of a factual material of social, medical, pedagogical and psychological characteristics in a context of a solution of the problem of preservation and strengthening of health of school students and students is submitted.

Key words: the health, studying youth, factual ensuring research

Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, professor, Egorov W@mail. ru, Russia, Tula, Tula State Uuniversity

УДК 796:338.28

О ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ТИПА МОТОРНОГО

РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В.А. Ермаков, С.В. Ермаков, Р.А. Тер-Мкртичан

Представлены основополагающие характеристики системообразующего признака дифференцированного физического воспитания.

Ключевые слова: тип моторного развития человека, структура типа, дифференцированное физическое воспитание.

В психолого-педагогической литературе отражен значительный материал о том, что люди с высоким уровнем развития отдельных проявлений двигательных функций могут успешно выполнять задачи в самых разных областях профессионального труда. В этой связи аргументируются оптимальные варианты режимов двигательной активности, типовой и персональной индивидуализации обучения, объективизации отбора учебного материала и др. Существенным фактором для решения проблемы оптимизации физического воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.