обшая психология
динамика соотношения креативных и изобразительных способностей в процессе социокультурного развития ребенка
© Д. Анточ
Анточ Диана
научный сотрудник Института педагогических наук, лаборатория психологии и коррекционной работы г. Кишинев,
Республика Молдова
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимозависимости между общими способностями, а именно креативности, и специальными способностями к изобразительной деятельности. Полученные результаты исследования говорят о присутствии билатеральной связи художественных способностей и креативности на протяжении всего школьного возраста.
Ключевые слова: креативность, способности, развитие.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями самими по себе, а сочетанием способностей, своеобразными у каждого человека и характеризующими его как личность. Необходимость обнаружения и развития различного рода способностей, изучения их соотношения между собой и влияния друг на друга на разных возрастных этапах развития ребенка и при различных социокультурных условиях диктуется требованиями нашего повседневно меняющегося современного общества, что является особенно актуальным на сегодняшний день. Именно общество предъявляет высокие критерии при отборе не только квалифицированных обученных специалистов на работу, но и при отборе детей уже дошкольного и школьного возрастов в различные детские образовательные учреждения.
При изучении креативности мы столкнулись с различными точками зрения и концепциями относительно определения самого понятия креативности, а также ее отношения к типу общих или специальных особенностей личности.
Например, В. Н. Дружинин отмечает [3], что авторы многих концепций по креативности расходятся в терминологии (называя ее способностью, диспозицией, чертой). Например, у Th. Ribot — творческое воображение; у A. Osborn — конструктивное воображение; у R. B. Catel — флуидный интеллект;
дивергентное мышление у J. Guilford; специфическое решение задач у H. Simon.
Своеобразную инвентаризацию определений креативности произвела В. Прицкан [6]. Внимательное рассмотрение этого инвентарного списка показывает, во-первых, что большинство исследователей определяют креативность как способность (J. Moreno, I. Taylor, Е. P. Torrance и др.). Во-вторых, при определении креативности разными авторами отчетливо проступает ее связь с познавательной деятельностью личности, выражающейся в формулировках как-то: «способность моделировать опыт в новых и разнообразных формах», «способность пересмотреть реальность», «способность реорганизовать элементы внешнего мира», «создать идеи или гипотезы, проверять и сообщать результаты» и т. п.
В словаре «Grand dictionnaire de la psycologie» креативность (cräativitft) выражается как способность продуктивности новых идей, работ, использования новых методов поведения, нахождение новых решений какой-либо определенной задачи [9]. Эта способность характерна, в большей или меньшей степени, каждому индивиду и может проявляться в любом возрасте.
Margaret A. Boden (цит. по М. Roco) инвентаризировала определения креативности, внесенные в разные словари, и сделала вывод, что в общей сложности креативность состоит в «реализации новых, оригинальных сочетаний старых идей». А новые сочетания должны иметь определенную ценность [11].
Согласно U. ЮсЫори креативность — это спонтанный настрой творить и изобретать (выдумывать), потенциально существующий в каждой личности, во всех возрастах [8, с.180].
Anca Munteanu представляет более 35 определений креативности, разработанных авторами разных стран [10, с. 309—314].
Подходя к изучению изобразительных способностей, нам особенно было интересно рассмотреть различные концепции относительно их структурного содержания, а также их целостного и компонентного соотношения с общими способностями. Именно изучение структуры способностей позволяет ответить на многочисленные вопросы, связанные с обнаружением и развитием способностей, осуществлением индивидуального подхода к учащимся в процессе воспитания и образования.
В структуре способностей к изобразительному искусству Е. Мануэль в своей работе «Талант в рисовании» (1919 г.) перечисляет 13 компонентов. Последним, тринадцатым компонентом автор называет общую интеллигентность.
Например, Э. Мейман в структуре художественных способностей выделяет 10 основных компонентов. Причем такие составляющие, как воля к анализирующему видению, восприятие образов, искусность руки. Эти составляющие автор относит к умению, приобретаемому при помощи упражнений [4].
Изучив результаты многочисленных исследований, Норман Мейер попытался проанализировать и обобщить их. В итоге он указал на шесть факторов, на базе которых, по его мнению, основываются художественные способности: 1) ручная ловкость или способность к мастерству; 2) энергичность, настойчивость в достижении цели; 3) общая эстетическая одаренность; 4) легкость восприятия; 5) творческое воображение; 6) эстетическое суждение [4].
В связи с тем, что нет общепринятой структуры способностей к изобразительной деятельности, и обобщая имеющиеся литературные данные по структурным компонентам способностей к изобразительной деятельности и методам их изучения, мы выделили структурные компоненты, на основе которых разработали и апробировали методику по изучению этого вида способностей.
Изучая соотношение креативных и изобразительных способностей у учащихся школьного возраста в простой общеобразовательной и в художественной школах, мы пытались выявить не только динамику соотношения между этими способностями в целом, но и соотношение между структурными компонентами, их взаимозависимость
и взаимовлияние.
Методика исследования
Исследования проводились в лицеях и школах с общим и специализированным обучением. Всего в эксперименте участвовали 191 ученик. При установлении особенностей корреляционной связи принимались во внимание специфика обучения, его содержание, а также цели и задачи.
Для изучения креативности использовалась методика Е. Торранса (вербальный и невербальный) и для изучения способностей к изобразительной деятельности — методика оценивания изобразительных способностей, составленная нами (Metódica de evaluare a aptitudinilor artistice — MEAA), состоящая из 11 субтестов. Каждый субтест диагностирует структурный компонент изобразительных способностей в выделенной нами структуре изучаемых специальных способностей.
Результаты исследования и их обсуждение
Проводя качественный и количественный анализ работ, отметим, что, помимо связи между общей креативностью и способностями к изобразительной деятельности, было установлено: при высоком уровне развития креативности изобразительные способности учащихся специализированной школы варьируют в пределах среднего или высокого уровней. Высокий уровень развития изобразительных способностей коррелирует с соответствующим уровнем креативности, который может быть больше или меньше на пол-уровня.
Таблица 1
Коэффициент корреляции по Спирмену (ТТСТ и МЕАА) между креативностью и изобразительными способностями
Г. Шкот Все
Обиш СлщшникЕакш
ТТСТМЕАА 0,569, р*0,01 0^Q5,píij01 0,776, PÍOJOI
При изучении уже полученных и обработанных данных статистическим методом было установлено, что коэффициент корреляции креативности и способностей к изобразительной деятельности составляет на протяжении всего школьного возраста
0,776, значимый при р<0,01, что говорит о взаимной и достаточно прочной связи между двумя переменными (см. таблицу 1). Следует отметить также наличие значимой связи гв между структурными компонентами специальных способностей и креативности.
Нами была выявлена тесная взаимозависимость между креативностью и изобразительными способностями относительно следующих структурных компонентов: умение наблюдать; способность запечатлевать зрительные формы и воспроизводить их в рисунке; зрительная память на образы; координирование движений руки; способность комбинировать, соединять элементы зрительного восприятия в новые художественные формы; способность различать цвета и оттенки; зрительное восприятие небольших различий в размерах; интерес к изобразительной деятельности; ассоциация цветов. Координирование движений руки и острота зрения также связаны с креативностью, но только коэффициенты корреляции (гз) не являются значимыми. Взаимозависимость между креативностью и изобразительными способностями подтверждается и результатами вариационного анализа, полученными при использовании программы ЭРвв, — 57% из состава способностей к изобразительной деятельности могут быть объяснены на основе полученного счета по креативности (значимость порога — менее 0,05).
Изучение полученных данных в каждой возрастной группе консолидирует и детализирует обнаруженную взаимосвязь. В младшем школьном возрасте
значение г креативности и специальных способностей составляет 0,695 (р<0,01), что свидетельствует о наличии сильной связи. Результаты линейной многозначной предикции показывают, что 46% из структурного состава способностей к изобразительной деятельности могут быть предсказаны на основе креативности. Особенно последовательной является связь способностей с компонентами креативности: оригинальность — 35% (р<0,01), разработка — 48% (р<0,01) и по 12% (р<0,05) — гибкость и беглость.
В подростковом возрасте взаимосвязь между креативностью и изобразительными способностями очень высока и составляет 0,74, при значимости р<0,01. Почти все компоненты креативности значимо коррелируют со структурными элементами рассматриваемых специальных способностей. В этом возрастном периоде креативность объясняет 52% (р<0,01) из вариации способностей к изобразительной деятельности, 46% (р<0,01) может быть объяснено оригинальностью и разработкой и 30% (р<0,01)
— гибкостью.
В старшем школьном возрасте взаимосвязь между креативностью и изобразительными способностями более сильна по сравнению с рассмотренными возрастными периодами и составляет 0,827, при р<0,01. Результаты линейной предикции свидетельствуют, что 79% (р<0,01) из суммы пунктов изобразительных способностей могут быть объяснены креативностью. В отношении компонентов креативности установлено, что изобразительные способности могут быть прогнозированы на основе оригинальности на 65%, беглости — 41% (р<0,01), гибкости
— 29% (р<0,01) и разработки — 72% (р<0,01).
В целом, как в специализированной, так и в общеобразовательной школе была установлена положительная связь между общей креативностью и способностями к изобразительной деятельности (г для всей выборки в общеобразовательной школе составил 0,569 при р<0,01, а в специализированной школе — 0,51, значимый при р<0,01), что позволяет сделать вывод относительно существования интенсивной связи между изучаемыми способностями в школьном возрасте независимо от условий обучения.
В общеобразовательной школе взаимосвязь между креативностью и способностями к изобразительной деятельности проявляется в связи между оригинальностью и способностью запечатлевать зрительные формы и воспроизводить их в рисунке (младший школьный возраст); значимое соотношение между всеми психологическими факторами креативности со способностью наблюдать (подростковый возраст); значимые значения средней силы г между гибкостью, оригинальностью и способностью запечатлевать зрительные формы и воспроизводить их в рисунке; значимый коэффициент корреляции (р<0,01) между показателями креативности и изобразительными способностями (старший школьный возраст).
В специализированной школе отмечается положительная, значимая связь между: разработкой и различием цветов, гибкостью и интересом к изобразительной деятельности и ее результатам (младший школьный возраст); беглостью и способностью замечать и запоминать детали (подростковый возраст); беглостью и способностью комбинировать, соединять элементы зрительного восприятия в новые художественные образы, и интересом к изобразительной деятельности, оригинальностью и цветовой ассоциацией (старший школьный возраст). В художественной школе креативность воздействует на большее количество компонентов из структуры способностей к изобразительной деятельности.
В общеобразовательной школе коэффициент корреляции, положительный во всех возрастных периодах, плавно возрастает, достигая высокого значения лишь к старшему школьному возрасту. В художественной школе наблюдается общая тенденция интенсификации связи вместе с возрастом, в подростковом возрасте значение Г8 немного ниже, чем в период младшего школьного возраста.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что взаимозависимость креативности и способностей к изобразительной деятельности подтверждается значимым коэффициентом корреляции в каждом возрастном периоде каждой из школ. Можно сказать о наличии универсального характера связи между двумя изучаемыми переменными.
Отмечается тенденция интенсификации взаимосвязи креативности и способностей к изобразительной деятельности, проявляющаяся от младшего школьного возраста к старшему. Связь между креативностью и изобразительными способностями зависит от условий обучения. В художественной школе, где развитие специальных способностей выше (в сравнении с общеобразовательной школой), креативность взаимодействует с различными структурными элементами изобразительных способностей, в то время как в общеобразовательной школе установлена связь психологических факторов креативности только с двумя компонентами специальных способностей: способность запечатлевать зрительные формы и воспроизводить их в рисунке и способность наблюдать.
Анализируя полученные результаты в ходе констатирующего эксперимента, нам пришла идея проверить эти данные путем воздействия на один из видов способностей и измерения вторых после применения развивающей программы. Данная программа, состоящая из 20 занятий, была разработана с целью изменения уровня развития креативных способностей учащихся подросткового возраста. Эксперимент проводился в течение 2-х месяцев с 20 учащимися.
В процессе исследования креативности с помощью тестов Торранса было установлено, что средний показатель креативности до проведения формирующей программы составлял 157 баллов, а после— 172,7 баллов (см. рисунок 1). Результаты по невербальным тестам выше в сравнении с вербальными как до воздействия, так и после. Показатель по невербальному тесту вырос на 4,7 балла, а по вербальному — на 10,5 баллов, что указывает на более интенсивное развитие вербальной креативности.
Результаты проб по развитию способностей к изобразительной деятельности до и после проведения формирующих занятий отображены в рисунке 2.
1 - Вербальные тесты 2 - Невербальные тесты
□ До □ После
Рис. 1. Средние показатели развития креативных способностей до и после проведения формирующих занятий по креативности
- -о- -До ♦ После
11,5 1°.7 о\ _ _ Л 9,4
4,4 / ' / * / * 4 \ 6,3 л 7/ \ юДч у Р\6 V \\ / \ \ 2ъ/ А8,8 5,3 /о А 9 О 2,7а
# 0 а 2,8 5,1 3,8 # 1,8 \2’5 2,6® N. / * Ч * ' ^ 2
1 СО ю ^г со см 7 8 9 10 11
Рис. 2. Средние показатели развития способностей к изобразительной деятельности до и после проведения формирующих занятий по креативности
Из графика видно, что после применения развивающих занятий показатели способностей к изобразительной деятельности по всей выборке изменились. Рост наблюдается по всем субтестам, а именно изменились структурные компоненты: способность запечатлевать зрительные формы и воспроизводить их в рисунке (+1,6); оперирование зрительными формами и образами (+0,9); способность наблюдать (+1,2). В меньшей степени изменились показатели остроты зрения (+0,1) и способности комбинировать элементы зрительного восприятия в новые художественные образы (+0,5). Выраженное изменение показателей имело место в отношении зрительного запоминания образов (№ 3), интереса к художественной деятельности и ее результатам (№10), координирования движения руки (№ 5), ассоциации цветов (№ 11).
Итак, было установлено, что разница показателей до и после проведения занятий в экспериментальной группе составляет 8,3 балла, а в контрольной — 2,3 (см. таблицу 2). Также наблюдаются и значимые изменения в отношении способностей к изобразительной деятельности (согласно критерия Манна-Уитни разница составила П1 = 19,5, и„=75,5, что является значимым на уровне П1<27, и„>73, р<0,01) в результате применения развивающих занятий, ориентированных на развитие общей способности — креативности.
Таблица 2
Средние показатели способностей к изобразительной деятельности в экспериментальной и контрольной группах до и после проведения развивающих занятий (в баллах)
Г руппы До После Разница
Экспериментал. 113,8 122,1 8,3
Контрольная 111,9 114,2 2,3
Анализ полученных результатов на формируещем этапе дает возможность сформулировать следующий вывод: рост общих креативных способностей ведет за собой и положительные изменения показателей способностей к изобразительной деятельности.
Вследствие формирующих занятий, ориентированных на стимулирование креативности как общей способности, возрастает способность запечатлевать зрительные формы и воспроизводить их в рисунке, оперировать зрительными формами и образами и способность замечать детали.
Факт существования корреляции, установленный в ходе констатирующего эксперимента, и факт изменения уровня способностей к изобразительной деятельности с помощью формирующих занятий, направленных на развитие креативности, демонстрируют, что специальные изобразительные способности находятся в зависимой положительной связи с креативностью.
Выводы
Использование результатов и замечаний по проведению экспериментов и сделанных выводов было бы выигрышным с практической стороны дела и являлось бы большим подспорьем в работе педагогов и психологов, ориентированных на развитие креативных и изобразительных способностей, это исключило бы возможность потерь при концентрации только на развитии специальных способностей и пренебрежении общими. Также не следует забывать и о немаловажном факторе, играющем не последнюю роль в развитии как общих, так и специальных способностей, — это социокультурный процесс, в котором ребенок живет и развивается, который необходимо обогащать всевозможными мероприятиями и направлять в конкретное русло по мере склонности ребенка к тому или иному виду деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богоявленская,Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1971. № 1.
2. ГилфордДж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс,
1969.
3. Дружинин,В. Н. Диагностика общих познавательных способностей. М., 1996.
4. Кириенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М. : АПН РСФСР, 1959. 304 с.
5. Рубинштейн,С. Л. Проблема общей психологии : в 2 т. М. : Педагогика, 1989. Т. 2. 322 с.
6. Pritcan ,V. Fundamente psihologice de cultivare a creativitatii. Chisinau, 1998.
7. Torrance,E. P. Caropreso E. J. Assesment of Preschool Giftedness: Intelligence and creativity.// Brocken B. A., The Psychoeducation al Assesment of Preschoolchildren. London: Allyn and Bacon, 1990. P. 448.
8. Dictionar de psihologie. Coordonator U. Schiopu. Bucuresti: Editura Babel, 1997. 740 p.
9. Grand dictionnaire de la psycologie Larousse. Paris, 1994.
10. Munteanu,A. Instructiuni in creatologie. Timisoara : Editura Augusta, 1994.
11. Roco,M. Creativitatea si inteligenta emotionala. Iasi : Editura POLIROM, 2001. 247 p.
The dynamic of correlation of creativity capacities and capacities to fine arts in frame of social and cultural child development D. Antoch
The given article is dedicated for studying of interrelation and interdependence between general capacities, in particular creativity, and special capacities to artistic activity. The results received in this investigation ascertain presence of bilateral connection of artistic capacities with creativity during all school age. Development condition of the special capacities, implicating creativity, established in this research, will help the teachers and practical psychologists to develop themselves, the new developing programs and technological methods.
Key word: creativity, abilities, development.