Научная статья на тему 'Динамика рынка парафармацевтической продукции'

Динамика рынка парафармацевтической продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
494
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черницова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика рынка парафармацевтической продукции»

Выводы

Впервые изучен аминокислотный состав сухой клеточной культуры Macleoya cordata (Willd R. Br.) методом ВЭЖХ. Суммарное содержание аминокислот в сухой клеточной культуры Macleaya cordata (Willd R. Br.) равно 39,53 мг/100 г, среди которых было идентифицировано 17 аминокислот, в том числе 9 незаменимых. Исследован состав жирных кислот сухой клеточной культуры Macleaya cordata (Willd R. Br.) методом ГЖХ. Было идентифицировано 26 жирных кислот, в том числе эссенциальные - ли-нолевая и линоленовая.

Литература

1. Бушуева Г. Р., Савина Т. А., Быков В. А. Изменение содержания бензо[с]фенантридиновых алкалоидов в суспензионной культуре маклейи сердцевидной Macleaya cordata (Willd R. Br.) при длительном субкультивировании. // Вопросы биологической медицинской и фармацевтической химии. 2009. №1. С. 3-6.

2. Бушуева Г.Р., Савина Т. А.,Фатеева Т. А.,Быков В. А. Культура клеток Macleaya cordata (Willd R. Br .) -источник антимикробных биологически активных веществ // Вопросы биологической медицинской и

фармацевтической химии. 2010. №2. С. 33-38.

3. Вичканова С.А., Колхир В.К., Крутикова Н.М., Адгина В.В., Фатеева Т.В., Сокольская Т. А. В кн.: «Химия. Технология.медицина» Сб. науч. трудов, посвящ. 70-летию Всер. н.-и. института лекар. и аром. растений, 300. (2000).

4. Калинин Ф. Л., Сарнацкая В. В., Полищук Е. Е. Методы культуры тканей в физиологии и биохимии растений. - К.: Наукова думка.-1980.- 488 с.

5. Bai L.P., Zhao Z.Z., Cai Z.W., Jiang Z.H.: DNA-binding affinities and sequence selectivity of quaternary benzophenanthridine alkaloids sanguinarine, chelerythrine, and nitidine. Bioorg. Med. Chem. 14. 2006. pp. 5439-5445.

6. Das S., Kumar G.S., Ray A., Maiti M. Spectroscopic and thermodynamic studies on the binding of sanguinarine and berberine to triple and double helical DNA and RNA structures; Journal Biomol. Struct. Dynam. 20. 2003. pp. 703-713.

7. Vavreckova C., Ulrichova J. Biologicka aktivita kvartemich benzo[c]fenanthridinovych alkaloidu sanguinarinu a chelerytrinu; Chem. Listy. 88. 1994. pp. 238 - 248.

ДИНАМИКА РЫНКА ПАРАФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Черницова М.А.

ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ставрополь, Россия

Актуальность исследования. На протяжении последних лет наблюдается развитие всемирного рынка парфюмерно-косметической продукции (ПКП), мотивирующееся усиливающимся стремлением потребителей к приобретению действенных, многофункциональных и специализированных средств.

Цель исследования. Определить динамику развития рынка и выявить основные тенденции продажи ПКП.

Материалы и методы. Исследование основано на научных концепциях, освещенных в трудах отечественных и зарубежных авторов в области инновационного менеджмента фармацевтической отрасли, общей теории инновации и теории управления, статистической информации о развитии фармацевтического рынка РФ и потреблении ПКП, данных о состоянии фармацевтического рынка РФ и его субъектов на интернет- сайтах Минздрава РФ, Росстата, «РБК. Исследования рынков». Автором проведен анализ статей ведущих ученых - авторов в журналах «Ремедиум», «Российские аптеки», «Аптечный бизнес», «Фармацевтический вестник», «Косметика и медицина».

Результаты.

В ходе последнего десятилетия отмечается развитие мирового рынка парфюмерно-косметической продукции (ПКП), обосновывающееся все возрастающими потребностями потребителей получать новые эффективные, универсальные и специали зированные средства [12].

Парфюмерно-косметическая продукция (ПКП), согласно ГОСТу и Косметической директиве стран ЕС, предназначена только для наружного применения с целью очищения и (или) изменения внешнего вида кожи, волос, ногтей, губ, зубов, слизистой оболочки полости рта и наружных половых органов без нарушения их целостности, придание им приятного запаха и (или) коррекции запаха, поддержание их в нормальном функциональном состоянии [5].

Вопреки кризису, доля ПКП в сегменте продаж

растет.

Как было отмечено на ежегодной выставке Intercharm professional (г. Москва, апрель 2010г), индустрия красоты не столь сильно понесла убытки от экономического кризиса 2008-2009 гг. - всего 16% россиян сократили свои расходы на косметику. За минувшее десятилетие количество россиян, приобретающих ПКП в аптеке, возросло с 5 до 10%. К такому выводу пришли эксперты маркетингового агентства Nielsen на основе исследования индекса потребительского доверия в нашей стране. Однако рост ПКП был обеспечен, главным образом, ростом цен на импортную продукцию. По данным исследования Департамента консалтинга РБК "Российский парфюмерно-косметический ритейл: развитие в новых рыночных условиях", темпы прироста оборота ПКП составили в 2009 году 13-14%, что ниже темпов роста рынка в целом. Причина - снижение спроса за счет роста цен, сокращение доходов россиян. В 2010 году рынок начал постепенно восстанавливаться после кризиса, что связано с укреплением курса рубля, ростом доходов населения и повышением индекса потребительских ожиданий. Российские покупательницы постепенно начали увеличивать расходы на косметику и парфюмерию, возвращаясь к докризисному уровню трат. Все это увеличило доли сетей до 30-35% к 2011 году.

По оценке аналитиков (DISCOVERY Research Group) в 2012 году рост рынка парфюмерии и косметики составил 15% по сравнению с 2011 годом. Таким образом, объем рынка составил $13,8 млрд. При этом примерно $11,32 млрд. или 72% рынка составляет косметика.

Важную роль имеют лечебно-косметические товары, степень которых в объеме продаж образует около 20-30%, при этом наблюдается тенденция роста на 15-20% ежегодно. Наблюдается следующий ценовой диапазон в структуре продаж: преобладают ПКП стоимостью до 300 руб. - 60%, от 300 до 500 руб. - 25%, свыше 500 руб. - 15%.

В невысоком ценовом сегменте 65% российских и 35% зарубежных ПКП, в среднем - 40% отечественных и 60% иностранных, а в высоком - 20% российских и 80% иностранных [13].

В соответствии с данными маркетингового исследования российского рынка профессиональной косметики, степень насыщенности российского рынка профессиональной косметики в 2012 году составила порядка 50%. Отечественный рынок профессиональной косметики пригоден к приходу новых участников, так как насыщение далеко от 100%, что указывает на возможность роста объема рынка более чем в два раза. Продукция отечественного производства в объеме оптового рынка составила менее 20% [9].

Согласно данным исследования РБК.research "Российский парфюмерно-косметический ритейл в 2012-2013 гг. и прогноз на 2014-2016 гг.", доля России в объеме мирового парфюмерно-косметического рынка составляет около 3% (2012 год). Темпы прироста российского рынка в 2012 г. оставались на уровне мировых показателей -около 4% (в долларах США) против 3% у мирового парфюмерно-косметического рынка. Но в 2013 г. темпы прироста отечественного рынка ускорились, составив уже 9% [8].

Невзирая на сдержанные позиции России на мировом парфюмерно-косметическом рынке, отечественный рынок усиливается, что дает возможность предполагать увеличение доли в объеме мирового рынка в среднесрочной перспективе до 4-5 процентов [8].

Согласно информации международного исследовательского агентства Еиштопког, вероятный объем российского парфюмерно-косметического рынка может составить 15-18 млрд. долл. [3]. Это составляет по отношению к 2012 году 8.7%.

Рынок парфюмерии и косметики считается одним из самых быстрорастущих в мире. Годовой прирост рынка именных парфюмерных брэндов в РФ составляет 20%, опережая общеотраслевой индекс, который, в свою очередь, составляет 15%.

Вместе с тем, специалисты фиксируют систематическое наполнение российского рынка, которое особо заметно в больших городах, где среди субъектов парфюмерии и косметики растет конкуренция [11].

В настоящее время произошел значительный рост доли косметической продукции в ассортименте аптек. В среднем доля ПКП в номенклатуре аптечных сетей образует около 20-30%, крупнейших аптечных сетей 50-60% [1, 2, 4].

Обзор научных публикаций и результаты наших исследований допускают сделать следующие выводы:

- ПКП в современных реалиях становится одним из главных товаров для правильного функционирования организма;

- зафиксирован рост продаж этой продукции, невзирая на результаты финансового кризиса. Темпы прироста оборота ПКП составили в 2009 году 1314%, до 30-35% к 2011 году, в 2012 - 45%, в 2013 г. - 51%, ожидаемый прирост еще на 8,7%;

- несмотря на довольно скромное положение России на мировом парфюмерно- косметическом рынке, отечественный рынок усиливается, что дает возможность предполагать увеличение доли в объеме мирового рынка в среднесрочной перспективе до 45 процентов.

- в обстановке острой конкуренции товаров ПКП производителям малого бизнеса следует брать во внимание множество обстоятельств при отборе продукции к производству;

- для производства рекомендуется делать предпочтение в сторону косметической продукции, содержащей преимущественно растительные компоненты, лучше отечественных ареалов произрастания;

- использовать современные технологии, что может предоставлять конкурентное превосходство на рынке ПКП и наибольшую популярность для потребителей.

Список литературы.

1. Абрамова, С. Космецевтика: законодательная перспектива / С. Абрамова // Рос.аптеки. - 2003. - № 1/2. - С. 10-11.

2. Аравийская, Е. Р. Космецевтика в аптеке / Е. Р. Аравийская, С. В. Ковалёва. - М.: МЦФЭР, 2006. - 208 с.

3. Бугрименко, О. Неприукрашенная действительность [Электронный ресурс] / О. Бугрименко, Е. Ко-стюк // Профиль: электрон. журн. - Режим доступа: http://www.profile.ru/items_10958, свободный.

4. Грудачёва, С. Космецевтика: доля в аптечном ассортименте, основные марки, ведущие поставщики косметических средств в аптечную сеть России / С. Грудачёва // Фармацевт.вестн. - 2002. - № 36. - С. 19-20.

5. Дорофеева, В. В. Нормативное регулирование обращения косметических средств / В. В. Дорофеева // Фармацев, вестн. - 2007. - № 5. - С. 20-21.

6. Кузякова Л.М., Черницова М.А. Тенденции формирования фармацевтического и косметологического рынка России в посткризисном периоде. //материалы 9 международной научно-практической конференции «Образование и наука без границ», 2013г.: ООО Руснаучкнига, г.Белгород «Наука и студия», 2013, с. 28-34.

7. Плахова, Д. А. Лекарствам в аптеке придётся потесниться Д. А. / Плахова // Фармацевт.вестн. - 2004. -№ 30. - С. 20-21.

8. РБК. Исследования рынков. «Россия занимает около 3% мирового парфюмерно-косметического рынка». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/news_research/07/02/2014/562 949990490412.shtml?source=sub,свободный

9. РБК. Исследования российского рынка профес сио-нальной косметики. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://marketing.rbc.ru/news_research/06/08/2013/562 949988379373.shtml?source=sub, свободный

10. Серова, С. Нелекарственный ассортимент в аптеке: тенденции, сегменты, перспективы. Итоги 2006 года / С. Серова, А. Гнускина // Аптеч, бизнес. -2007. - № 5. - С. 20-24.

11. Тимофеев, В. Г. Диагностика кожи. Инструмент маркетолога или косметолога? / В. Г. Тимофеев // Косметика и медицина. - 2006. - № 5. - С. 56-61.

12. Черницова М.А., Кузякова Л.М. Состояние и тенденции развития рынка парафармацевтичкской продукции. // Здравоохранение Ставропольского края в зеркале статистики: сборник материалов научно-практической конференции. Декабрь 2013г. Ставрополь: изд-во СтГМУ, 2013

13. Черницова М.А., Кузякова Л.М. Важнейшие направления стратегического инновационного развития фармацевтического рынка // Здравоохранение Ставропольского края в зеркале статистики: сборник материалов научно-практической конференции. Декабрь 2013г. Ставрополь: изд-во СтГМУ, 2013, с. 83-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.