Выводы
Впервые изучен аминокислотный состав сухой клеточной культуры Macleoya cordata (Willd R. Br.) методом ВЭЖХ. Суммарное содержание аминокислот в сухой клеточной культуры Macleaya cordata (Willd R. Br.) равно 39,53 мг/100 г, среди которых было идентифицировано 17 аминокислот, в том числе 9 незаменимых. Исследован состав жирных кислот сухой клеточной культуры Macleaya cordata (Willd R. Br.) методом ГЖХ. Было идентифицировано 26 жирных кислот, в том числе эссенциальные - ли-нолевая и линоленовая.
Литература
1. Бушуева Г. Р., Савина Т. А., Быков В. А. Изменение содержания бензо[с]фенантридиновых алкалоидов в суспензионной культуре маклейи сердцевидной Macleaya cordata (Willd R. Br.) при длительном субкультивировании. // Вопросы биологической медицинской и фармацевтической химии. 2009. №1. С. 3-6.
2. Бушуева Г.Р., Савина Т. А.,Фатеева Т. А.,Быков В. А. Культура клеток Macleaya cordata (Willd R. Br .) -источник антимикробных биологически активных веществ // Вопросы биологической медицинской и
фармацевтической химии. 2010. №2. С. 33-38.
3. Вичканова С.А., Колхир В.К., Крутикова Н.М., Адгина В.В., Фатеева Т.В., Сокольская Т. А. В кн.: «Химия. Технология.медицина» Сб. науч. трудов, посвящ. 70-летию Всер. н.-и. института лекар. и аром. растений, 300. (2000).
4. Калинин Ф. Л., Сарнацкая В. В., Полищук Е. Е. Методы культуры тканей в физиологии и биохимии растений. - К.: Наукова думка.-1980.- 488 с.
5. Bai L.P., Zhao Z.Z., Cai Z.W., Jiang Z.H.: DNA-binding affinities and sequence selectivity of quaternary benzophenanthridine alkaloids sanguinarine, chelerythrine, and nitidine. Bioorg. Med. Chem. 14. 2006. pp. 5439-5445.
6. Das S., Kumar G.S., Ray A., Maiti M. Spectroscopic and thermodynamic studies on the binding of sanguinarine and berberine to triple and double helical DNA and RNA structures; Journal Biomol. Struct. Dynam. 20. 2003. pp. 703-713.
7. Vavreckova C., Ulrichova J. Biologicka aktivita kvartemich benzo[c]fenanthridinovych alkaloidu sanguinarinu a chelerytrinu; Chem. Listy. 88. 1994. pp. 238 - 248.
ДИНАМИКА РЫНКА ПАРАФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Черницова М.А.
ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ставрополь, Россия
Актуальность исследования. На протяжении последних лет наблюдается развитие всемирного рынка парфюмерно-косметической продукции (ПКП), мотивирующееся усиливающимся стремлением потребителей к приобретению действенных, многофункциональных и специализированных средств.
Цель исследования. Определить динамику развития рынка и выявить основные тенденции продажи ПКП.
Материалы и методы. Исследование основано на научных концепциях, освещенных в трудах отечественных и зарубежных авторов в области инновационного менеджмента фармацевтической отрасли, общей теории инновации и теории управления, статистической информации о развитии фармацевтического рынка РФ и потреблении ПКП, данных о состоянии фармацевтического рынка РФ и его субъектов на интернет- сайтах Минздрава РФ, Росстата, «РБК. Исследования рынков». Автором проведен анализ статей ведущих ученых - авторов в журналах «Ремедиум», «Российские аптеки», «Аптечный бизнес», «Фармацевтический вестник», «Косметика и медицина».
Результаты.
В ходе последнего десятилетия отмечается развитие мирового рынка парфюмерно-косметической продукции (ПКП), обосновывающееся все возрастающими потребностями потребителей получать новые эффективные, универсальные и специали зированные средства [12].
Парфюмерно-косметическая продукция (ПКП), согласно ГОСТу и Косметической директиве стран ЕС, предназначена только для наружного применения с целью очищения и (или) изменения внешнего вида кожи, волос, ногтей, губ, зубов, слизистой оболочки полости рта и наружных половых органов без нарушения их целостности, придание им приятного запаха и (или) коррекции запаха, поддержание их в нормальном функциональном состоянии [5].
Вопреки кризису, доля ПКП в сегменте продаж
растет.
Как было отмечено на ежегодной выставке Intercharm professional (г. Москва, апрель 2010г), индустрия красоты не столь сильно понесла убытки от экономического кризиса 2008-2009 гг. - всего 16% россиян сократили свои расходы на косметику. За минувшее десятилетие количество россиян, приобретающих ПКП в аптеке, возросло с 5 до 10%. К такому выводу пришли эксперты маркетингового агентства Nielsen на основе исследования индекса потребительского доверия в нашей стране. Однако рост ПКП был обеспечен, главным образом, ростом цен на импортную продукцию. По данным исследования Департамента консалтинга РБК "Российский парфюмерно-косметический ритейл: развитие в новых рыночных условиях", темпы прироста оборота ПКП составили в 2009 году 13-14%, что ниже темпов роста рынка в целом. Причина - снижение спроса за счет роста цен, сокращение доходов россиян. В 2010 году рынок начал постепенно восстанавливаться после кризиса, что связано с укреплением курса рубля, ростом доходов населения и повышением индекса потребительских ожиданий. Российские покупательницы постепенно начали увеличивать расходы на косметику и парфюмерию, возвращаясь к докризисному уровню трат. Все это увеличило доли сетей до 30-35% к 2011 году.
По оценке аналитиков (DISCOVERY Research Group) в 2012 году рост рынка парфюмерии и косметики составил 15% по сравнению с 2011 годом. Таким образом, объем рынка составил $13,8 млрд. При этом примерно $11,32 млрд. или 72% рынка составляет косметика.
Важную роль имеют лечебно-косметические товары, степень которых в объеме продаж образует около 20-30%, при этом наблюдается тенденция роста на 15-20% ежегодно. Наблюдается следующий ценовой диапазон в структуре продаж: преобладают ПКП стоимостью до 300 руб. - 60%, от 300 до 500 руб. - 25%, свыше 500 руб. - 15%.
В невысоком ценовом сегменте 65% российских и 35% зарубежных ПКП, в среднем - 40% отечественных и 60% иностранных, а в высоком - 20% российских и 80% иностранных [13].
В соответствии с данными маркетингового исследования российского рынка профессиональной косметики, степень насыщенности российского рынка профессиональной косметики в 2012 году составила порядка 50%. Отечественный рынок профессиональной косметики пригоден к приходу новых участников, так как насыщение далеко от 100%, что указывает на возможность роста объема рынка более чем в два раза. Продукция отечественного производства в объеме оптового рынка составила менее 20% [9].
Согласно данным исследования РБК.research "Российский парфюмерно-косметический ритейл в 2012-2013 гг. и прогноз на 2014-2016 гг.", доля России в объеме мирового парфюмерно-косметического рынка составляет около 3% (2012 год). Темпы прироста российского рынка в 2012 г. оставались на уровне мировых показателей -около 4% (в долларах США) против 3% у мирового парфюмерно-косметического рынка. Но в 2013 г. темпы прироста отечественного рынка ускорились, составив уже 9% [8].
Невзирая на сдержанные позиции России на мировом парфюмерно-косметическом рынке, отечественный рынок усиливается, что дает возможность предполагать увеличение доли в объеме мирового рынка в среднесрочной перспективе до 4-5 процентов [8].
Согласно информации международного исследовательского агентства Еиштопког, вероятный объем российского парфюмерно-косметического рынка может составить 15-18 млрд. долл. [3]. Это составляет по отношению к 2012 году 8.7%.
Рынок парфюмерии и косметики считается одним из самых быстрорастущих в мире. Годовой прирост рынка именных парфюмерных брэндов в РФ составляет 20%, опережая общеотраслевой индекс, который, в свою очередь, составляет 15%.
Вместе с тем, специалисты фиксируют систематическое наполнение российского рынка, которое особо заметно в больших городах, где среди субъектов парфюмерии и косметики растет конкуренция [11].
В настоящее время произошел значительный рост доли косметической продукции в ассортименте аптек. В среднем доля ПКП в номенклатуре аптечных сетей образует около 20-30%, крупнейших аптечных сетей 50-60% [1, 2, 4].
Обзор научных публикаций и результаты наших исследований допускают сделать следующие выводы:
- ПКП в современных реалиях становится одним из главных товаров для правильного функционирования организма;
- зафиксирован рост продаж этой продукции, невзирая на результаты финансового кризиса. Темпы прироста оборота ПКП составили в 2009 году 1314%, до 30-35% к 2011 году, в 2012 - 45%, в 2013 г. - 51%, ожидаемый прирост еще на 8,7%;
- несмотря на довольно скромное положение России на мировом парфюмерно- косметическом рынке, отечественный рынок усиливается, что дает возможность предполагать увеличение доли в объеме мирового рынка в среднесрочной перспективе до 45 процентов.
- в обстановке острой конкуренции товаров ПКП производителям малого бизнеса следует брать во внимание множество обстоятельств при отборе продукции к производству;
- для производства рекомендуется делать предпочтение в сторону косметической продукции, содержащей преимущественно растительные компоненты, лучше отечественных ареалов произрастания;
- использовать современные технологии, что может предоставлять конкурентное превосходство на рынке ПКП и наибольшую популярность для потребителей.
Список литературы.
1. Абрамова, С. Космецевтика: законодательная перспектива / С. Абрамова // Рос.аптеки. - 2003. - № 1/2. - С. 10-11.
2. Аравийская, Е. Р. Космецевтика в аптеке / Е. Р. Аравийская, С. В. Ковалёва. - М.: МЦФЭР, 2006. - 208 с.
3. Бугрименко, О. Неприукрашенная действительность [Электронный ресурс] / О. Бугрименко, Е. Ко-стюк // Профиль: электрон. журн. - Режим доступа: http://www.profile.ru/items_10958, свободный.
4. Грудачёва, С. Космецевтика: доля в аптечном ассортименте, основные марки, ведущие поставщики косметических средств в аптечную сеть России / С. Грудачёва // Фармацевт.вестн. - 2002. - № 36. - С. 19-20.
5. Дорофеева, В. В. Нормативное регулирование обращения косметических средств / В. В. Дорофеева // Фармацев, вестн. - 2007. - № 5. - С. 20-21.
6. Кузякова Л.М., Черницова М.А. Тенденции формирования фармацевтического и косметологического рынка России в посткризисном периоде. //материалы 9 международной научно-практической конференции «Образование и наука без границ», 2013г.: ООО Руснаучкнига, г.Белгород «Наука и студия», 2013, с. 28-34.
7. Плахова, Д. А. Лекарствам в аптеке придётся потесниться Д. А. / Плахова // Фармацевт.вестн. - 2004. -№ 30. - С. 20-21.
8. РБК. Исследования рынков. «Россия занимает около 3% мирового парфюмерно-косметического рынка». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/news_research/07/02/2014/562 949990490412.shtml?source=sub,свободный
9. РБК. Исследования российского рынка профес сио-нальной косметики. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://marketing.rbc.ru/news_research/06/08/2013/562 949988379373.shtml?source=sub, свободный
10. Серова, С. Нелекарственный ассортимент в аптеке: тенденции, сегменты, перспективы. Итоги 2006 года / С. Серова, А. Гнускина // Аптеч, бизнес. -2007. - № 5. - С. 20-24.
11. Тимофеев, В. Г. Диагностика кожи. Инструмент маркетолога или косметолога? / В. Г. Тимофеев // Косметика и медицина. - 2006. - № 5. - С. 56-61.
12. Черницова М.А., Кузякова Л.М. Состояние и тенденции развития рынка парафармацевтичкской продукции. // Здравоохранение Ставропольского края в зеркале статистики: сборник материалов научно-практической конференции. Декабрь 2013г. Ставрополь: изд-во СтГМУ, 2013
13. Черницова М.А., Кузякова Л.М. Важнейшие направления стратегического инновационного развития фармацевтического рынка // Здравоохранение Ставропольского края в зеркале статистики: сборник материалов научно-практической конференции. Декабрь 2013г. Ставрополь: изд-во СтГМУ, 2013, с. 83-85.