УДК 796.912
ДИНАМИКА РОСТА КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ И КАЧЕСТВА ИСПОЛНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТА «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ» ЮНИОРСКИМИ КОМАНДАМИ НА ПЕРВЕНСТВАХ МИРА ПО СИНХРОННОМУ КАТАНИЮ 2018-2021 ГОДОВ
Лариса Владимировна Кузнецова, старший преподаватель, Елена Вячеславовна Жгун,
кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва
Аннотация
Исследование посвящено оценке динамики роста координационной сложности и качества исполнения элемента «Пересечение» сильнейшими юниорскими командами на Первенствах мира с 2018 по 2021 год на основании анализа протоколов соревнований. Выявлено оптимальное место расположения этого элемента в структуре соревновательных программ, определена доля оценок за исполнение элемента «Пересечение» в технической оценке коротких и произвольных программ. Уточнены основные ошибки и ключевые места для совершенствования техники их исполнения в процессе обучения элементу «Пересечение» при помощи анализа видеоматериалов официальных соревнований юниорских команд.
Ключевые слова: фигурное катание на коньках, синхронное катание, оценки за качество исполнения элементов, элемент «Пересечение».
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p202-208
DYNAMICS OF COORDINATION DIFFICULTY AND GRADE OF EXECUTION OF INTERSECTION ELEMENTS BY TEAMS AT THE WORLD JUNIOR SYNCHRONIZED SKATING CHAMPIONSHIPS FROM 2018 TO 2021
Larisa Vladimirovna Kuznetsova, the senior teacher, Elena Vyacheslavovna Zhgun, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education,
Sport, Youth and Tourism, Moscow
Abstract
The research is devoted to evaluation of dynamics of growth of coordination complexity and grade of execution of element "Intersection" by the strongest teams at the World Junior Synchronized Skating Championships from 2018 to 2021, based on the analysis of competition protocols. The optimum location of this element in the structure of competition programs is revealed. The share of grades for the performance of the element "Intersection" in the technical score of short and free programs is determined. The main mistakes and key places for improvement of their technique in the process of training the "Intersection" element are clarified by analyzing video material from official competitions of junior teams.
Keywords: Synchronized skating, grade of executions of the elements, "Intersection" elements.
ВВЕДЕНИЕ
В современной практике синхронного фигурного катания на коньках важной проблемой, требующей постоянного поиска новых путей ее решения, следует признать необходимость качественного исполнения «черт» для получения наивысшего уровня координационной сложности структурных элементов соревновательных программ на фоне постоянно возрастающих требований Международного Союза Конькобежцев (ISU). «Черта» - (англ. Feature) - это устоявшийся международный термин в специальной литературе по судейской практике по синхронному фигурному катанию на коньках, обозначающий специальный набор технических приемов, усложняющих координационную сложность элемента. Наиболее сложным для исполнения является элемент «пересечение» (I), который входит в перечень обязательных элементов, входящих в состав короткой (один элемент из 5 предписанных) и произвольной программ команд (два элемента из 8 у юниоров и из 9 у взрослых). Именно при его исполнении допускается большое количе -
ство ошибок, приводящих к снижению оценок, а следовательно, к потере мест на соревнованиях.
Цель исследования - выявить основные ошибки при исполнении элемента «пересечение» на официальных соревнованиях среди юниорских команд и определить ключевые места для совершенствования процесса обучения этой группе элементов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для оценки динамики роста координационной сложности и качества исполнения элемента «пересечение» сильнейшими командами был проведен анализ официальных протоколов Первенств мира среди юниоров с 2018 по 2020 год по синхронному катанию. В 2021 году этот турнир был отменен в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Выявление основных ошибок, определение ключевых мест, нуждающихся в коррекции в ходе тренировочного процесса, а также определение возможности получения дополнительных черт, повышающих уровень сложности «пересечений», осуществлялось путем изучения видеозаписей соревновательных программ. Полученные данные обобщались и были представлены в виде таблиц и графиков. Анализировались следующие показатели: уровни сложности элемента «пересечение» в коротких и произвольных программах, полученные оценки за качество исполнения (вОБ), основные ошибки, которые допускали команды, наиболее часто реализуемые черты, повышающие уровень сложности изучаемого элемента. Анализ протоколов и видеозаписей Первенств мира с 2018 по 2020 год позволил детально ознакомиться с содержанием программ коротких и произвольных программ 6 лидирующих юниорских команд в синхронном фигурном катании.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По правилам соревнований, действующим в исследуемый период, элемент «пересечение» имеет уровни сложности (таблица 1) и к нему предъявляются следующие требования [1, 2]:
- фигуристам запрещено останавливаться или становиться неподвижными;
- все фигуристы должны находиться в положении «спина к спине», в хвате во время фазы приближения (за исключением уровня 1). Спина к спине - это когда плечи фигуристов параллельны оси «пересечения» и не поворачиваются во время фазы приближения;
- продолжительные «ротейшен» на 360°/720° или больше с захода спиной разрешены во время фазы приближения для всех «пересечений» кроме «пересечения хлыстом»;
- доталкивания на ход вперед во время исполнения «ротейшен» на 360° с захода спиной не разрешены;
- фигуристы должны оставаться в хвате во время фазы приближения с того момента, как фигура «пересечения» стала узнаваемой и до начала исполнения «ротейшен» «точки пересечения».
Таблица 1 - Определение уровней сложности элемента «пересечение»
Базовый уровень - 1В Уровень 1 - I1 Уровень 2 - I2 Уровень 3 - I3 Уровень 4 - I4
Пересечение, которое не отвечает требованиям для уровня 1, 2, 3 или 4, но соответствует базовым требованиям Пересечение должно соответствовать базовым требованиям и должно включать:
Любое пересечение (включая пересечение двумя линиями, в форме "Ь", и комбинированное пересечение) На выбор: пересечение в форме квадрат или треугольник Пересечение хлыстом Угловое пересечение
Дополнительная черта «Точка пересечения» (р1) - является чертой для элемента «пересечение» [1, 2]. Все фигуристы должны совершить попытку исполнения «ротейшен р1» с соблюдением базовых требований (таблица 2).
Таблица 2 - Базовые требования к дополнительной черте «Точка пересечения»
Базовый уровень - рЛ Уровень 1 - рП Уровень 2 - pi2 Уровень 3 - pi3
Любая точка пересечения (р1), которая не соответствует требованиям для уровня 1, 2 или 3, но соответствует базовым требованиям Продолжительный «ро-тейшен» на 360° или больше с заходом вперед Продолжительный «ро- тейшен» на 360° или больше с заходом назад Продолжительный «ро-тейшен» на 720° или больше с заходом спиной
В технике исполнения «пересечения» выделяют три фазы, каждая из которых должна быть включена в элемент и исполнена правильно. Нет предписанного периода времени для каждой из этих фаз [1, 2].
Фаза 1 - приближение, определяется как момент, когда форма «пересечения» установлена, и команда начинает двигаться по направлению к оси «пересечения».
Фаза 2 - «точка пересечения», определяется как вид движения/вращения, которое спортсмены исполняют на оси «пересечения». Все спортсмены должны либо исполнять одинаковые движения/повороты в «точке пересечения», либо одна половина команды исполняет одинаковые движения/повороты, а другая половина команды исполняет другие движения/повороты.
Фаза 3 - выход из «пересечения», определяется как время, когда спортсмены двигаются от оси «пересечения».
Элемент «пересечение» целесообразно как разучивать, так и совершенствовать технику его исполнения в процессе специальной физической подготовки в зале [1, 2].
Анализ координационной сложности и качества исполнения элемента «пересечение» в соревновательных программах по результатам обработки данных официальных протоколов Первенств мира по синхронному катанию 2018-2020 годов показал, что в исследуемый период невозможно выделить однозначного лидера, в тройке сильнейших особо острая конкуренция, так как разница в сумме итоговых баллов колеблется от 5 до 7 баллов. Такая ситуация заставляет команды бороться за каждый балл, поэтому важно повышать каждую составляющую итоговой оценки, как базовую стоимость исполняемых элементов, так и качество их исполнения (рисунок 1). Из-за пандемии команды США снялись с Первенства мира в сезоне 2019/2020, а на предыдущих Первенствах команда США Skyliners Junior (USA1) входила в тройку призеров.
ЧМ 2020 ЧМ 2019 ЧМ2018
Team Junost Team Fintastic Team Crystal Team Team Nexxice Team Les Team
Junior Ice Junior Mystique Junior Supremes Skyliners
Junior Junior Junior*
Рисунок 1 - Динамика итоговых результатов сильнейших юниорских команд синхронного катания в период с
2018 по 2020 годы (в баллах)
Отмечается существенное повышение уровня итоговых оценок в первой шестерке сильнейших юниорских команд в 2019 году по сравнению с 2018 - в среднем на 28,3 балла, а с 2019 по 2020 год повышение оценок было менее заметным и составило в среднем 4,4 балла (рисунок 2). Почти все сильнейшие команды исполняют «пересечение» в короткой программе 2020 года одного уровня сложности - 13+р3. Снижение уровня базовой стоимости элемента у всех команд в 2020 году объясняется изменением правил в части состава программы и изменениями технической стоимости элемента для программ на сезон 2019/2020, но даже несмотря на это, виден прогресс всех команд, если и есть сниже-
ние уровня, то это происходит из-за совершенных при исполнении ошибок.
7
| 6
w 5 4 3
гттт
7,0
7,0
FIN1
RUS1 1ЧМ-2020 КП
RUS2 1ЧМ-2019 КП
FIN2 1ЧМ-2018 КП
CAN1
CAN2
Рисунок 2 - Динамика базовой стоимости элемента «пересечение» в коротких программах с 2018 по 2020 годы
В произвольных программах чаще всего присутствует элемент «пересечение» уровня 13+р3, но четыре из шести рассматриваемых команд исполняют элементы и более высокого уровня 14+р3, что говорит о стремлении команд повышать базовую стоимость программ, включая в нее элементы высших уровней сложности (рисунок 3). Следует отметить, что есть и элементы с «точкой пересечения» первого уровня, это говорит о том, что при исполнении «точки пересечения» была совершена ошибка, что отразилось в снижении уровня.
8
7,5 7
6,5 § 6
| 5,5 w 5
4,5 4 3,5 3
7,5
7,5
7,5
7,5
FIN1 RUS1 RUS2 FIN2 CAN1 CAN2
IЧМ-2020 ПП 1 эл ■ ЧМ-2020 ПП 2 эл ■ ЧМ-2019 ПП ■ ЧМ-2018 ПП
8
Рисунок 3 - Динамика базовой стоимости элемента «пересечение» в произвольных программах с 2018 по 2020
годы
Можно сделать вывод, что по сравнению с 2018 годом уровень исполнения элемента по «точке пересечения» у всех команд повысился. Уровень технического исполнения самого «пересечения» у всех команд высокий (I3, I4), и общий балл, полученный за данный элемент, больше зависит от качества его исполнения и судейской оценки (GOE).
Сравнивая качество исполнения элемента в короткой программе, стоит отметить существенный рост уровня оценок GOE (в диапазоне от 0,6 до 2 баллов) в первой шестерке сильнейших юниорских команд в 2019 году по сравнению с 2018, кроме команд, допустивших ошибки в исполнении элемента (команды «Junost Junior» и «Les Supremes»).
В произвольных программах сильнейших юниорских команд в 2019 году по сравнению с 2018, стоит отметить значительное увеличение оценок за качество исполнения GOE - от 0,3 до 1,5 баллов, причем у трех команд вырос и уровень исполнения элемента. Спад оценок GOE наблюдался у команд «Junost Junior» и «Les Supremes», допустивших ошибки при исполнении элемента. Сравнивая 2019 и 2020 годы, нужно отметить, что в соответствии с Коммюнике №2236 на сезон 2019-2020 в произвольной программе коман -ды исполняли два различных элемента «пересечение». Почти все команды повысили тех-
ническии уровень одного из исполненных элементов, по сравнению с прошлым годом и по уровню «пересечения» и по черте «точка пересечения». Можно сказать, что рост уровня заметен у команд, выполнивших элемент без ошибок. У команды «Crystal Ice Junior», несмотря на блестящее исполнение первого элемента I4+pi3 и оценке GOE равной 2,68 балла, при исполнении второго элемента произошло столкновение и падение двух спортсменов, в результате снижен технический уровень элемента I3+pi2 и оценки GOE (-1,43), поэтому средняя оценка GOE за два элемента низкая.
При качественном исполнении высокоуровневого элемента, его стоимость может составлять 24% в короткой и до 30% в произвольной программе от уровня технической оценки программы, что существенно влияет на итоговую оценку за программу (рисунок 4).
0,4 - ■ Короткая программа ■ Произвольная программа
0,30 0,30
0,3 0,2 0,1 0,0
Team Fintastic
Team Junost Junior
Team Crystal Ice Junior
Team Mystique Jn/
Team Dream Edges Jn
Team Nexxice Junior
Team Les Supremes Junior
Рисунок 4 - Изменение доли оценки за исполнение элемента «пересечение» в технической оценке программ
2020 года (в %)
Основной и часто встречающейся ошибкой при исполнении элемента «пересечение» является столкновение, в 40% соревновательных программ команды допустили именно эту ошибку за исследуемый период времени. Внутри «пересечения» столкновение влияет на продвижение фигуриста(ов), движение через «точку пересечения» может быть существенно нарушено и/или остановлено. Если команда допускает столкновение, и один фигурист падает после этого столкновения (приблизительно в то же самое время), то также будет применено понижение вОБ.
Столкновение чаще всего происходит в фазе «точки пересечения» (2 фаза). Это сказывается на фазе выхода из «пересечения» (3 фаза). Столкновение может быть как незначительным, малозаметным и особо не повлиять на выход из «пересечения» и на переход к следующему элементу, но также может и значительно повлиять на выход из «пересечения» и при таком столкновении существует большая вероятность не успеть участвующим в столкновении встать на последующий элемент программы.
Еще одним видом часто совершаемых ошибок (в 25% программ) можно назвать спотыкания, касания свободной ногой или кистью. Спотыкание может произойти в фазе приближения (1 фаза), нарушить конфигурацию и повлиять на «точку пересечения» (2 фаза). Также спотыкание может случиться во время «точки пересечения» (2 фаза) и при столкновении, это может повлиять на выход из «пересечения» (3 фаза).
Падения - самая серьезная ошибка, была допущена в 10% исследуемых программ. Могут также произойти в фазе приближения и если спортсмен не успеет встать и встроиться в конфигурацию, то «пересечение» будет не засчитано, так как в элементе должны принимать участие все спортсмены. Также падение может произойти в «точке пересечения» и тогда могут быть задеты другие спортсмены, что повлияет на выход из «пересечения» и вероятность не успеть своевременно встроиться в следующий элемент программы. От надежности и технического уровня владения элементом «пересечение» зависит аспект встраивания его в структуру программы, так как серьезные ошибки могут серьезно повлиять на оценку за компоненты программы.
В таблице 3 представлена последовательность элементов в коротких программах команд в синхронном катании на Первенстве мира среди юниоров в сезоне 2019-2020 года, где прослеживается современная модель программы и структура последовательности элементов. Твизловый элемент (ТЕ) чаще всего выполняется в программе первым или вторым по порядку, что говорит о его координационной сложности и подтверждается базовой стоимостью данного элемента в детализации оценок.
Согласно правилам соревнований, в короткой программе для юниоров нельзя выполнять Элемент без хвата (МНЕ) и Твизловый элемент друг за другом, что и отраженно в таблице 3. Так как Твизловый элемент выполняется первым и вторым по порядку, элемент без хвата выполняется четвертым и пятым по порядку, что обусловлено как требованиями правил, так и композиционным решением.
Таблица 3 - Структура распределения элементов соревновательных программ (короткие и произвольные программы) сильнейших команд юниоров в сезоне 2019-2020 года_
Элементы короткой программы (юниоры - junior)
№ Team Junost 1 место Team Crystal Ice 2 место Team Fantastic 3 место Team Mystique 4 место Team Nexxice 5 место Team Les Supremes 6 место
1 TW4 TE4 TE4 TE4 TW4 ME3+fm3
2 TE4 TW4 TW4 I3+pi3 NHE4+s3 TE4
3 I3+pi3 Me3+fm3 I3+pi3 ME3+fm3 ME3+fm3 I3+pi3
4 NHE4+s3 I3+pi3 NHE4+s4 NHE4+s4 I2+pi2 NHE3+s2
5 ME3+fm3 NHE4+s4 ME3+fm3 TW4 TE4 TW4
Элементы произвольной п эограммы (юниоры - junior)
№ Team Fantastic 1 место Team Mystique 2 место Team Junost 3 место Team Crystal Ice 4 место Team Nexxice 5 место Team Les Supremes 6 место
1 I4+pi3 I3+pi3 ME4+fm3 AL2 PB3 TC4
2 PB3 NHE4+s4 SySp4 PB4 I4+pi3 PB3
3 ME4+fm3 SySp4 I3+pi3 I4+pi3 TC4 I3+pi1
4 AL2 ME4+fm3 AL3 ME4+fm3 NHE4+s4 SySp4
5 I3+pi3 I4+pi3 TC4 TC4 I2+pi3 NHE4+s3
6 TC4 AW2 I3+pi3 I3+pi2 SySp4 I3+pi3
7 SySp4 PB4 PB2 SySp4 AL2 ME4+fm3
8 NHE4+s3 TC4 NHE4+s3 NHE4+s4 ME4+fm2 AW2
Элемент «смещающееся колесо» (Т^ не имеет строгой закономерности по порядку расположения, среди других элементов имеет меньшую стоимость, что зависит от координационной сложности и не вызывает сложности в исполнении сравнительно с другими элементами.
Элемент «пересечение» (I) обычно и чаще всего выполняется в середине короткой программы вторым или третьим элементом. С точки зрения правил нет ограничений по последовательности расположения его в соревновательных программах.
Что касается произвольной программы, то согласно данным таблицы 3, можно выделить следующие варианты распределения элемента «пересечение» в структуре произвольных программ сильнейших команд юниоров: первый - пятый; третий - шестой; второй - пятый.
Можно сделать вывод, что элемент «блок с пивотом» (РВ) чаще выполняется в первой половине произвольной программы, а элемент «Последовательность шагов без хвата» (МНЕ) выполняется во второй половине программы.
Все остальные элементы в произвольной программе выполняются согласно индивидуальной модели каждой команды, что зависит от музыкального сопровождения, композиции и хореографического решения.
ВЫВОДЫ
Особенности уровня техники скольжения и качество исполнения наиболее сложных специфических элементов, одним из которых является «пересечение», являются
определяющими составляющими формирования стиля и композиции, интерпретации и представления соревновательных программ синхронного катания на современном этапе.
Юниорские команды имеют значительный резерв повышения уровня элемента: всего 5% команд реализовали возможность повышения уровня сложности при подготовке к элементу и 20% - при усложнении исполнения поворотов. Именно это направление увеличения координационной сложности должно быть учтено на этапе совершенствования в тренировочном процессе работы над элементами соревновательных программ.
Конкретная последовательность расположения структурных элементов программы частично ограничена техническими правилами ISU и зависит от текущего уровня технической и физической подготовленности команд, их индивидуальных особенностей и замысла постановщика.
ЛИТЕРАТУРА
1. ISU Communication 2270. Synchronized skating. - URL: https://www.isu.org/inside-isu/isu-communications/communications/21788-isu-communication-2270/file (дата обращения 12.01.2022).
2. ISU Communication 2317. Synchronized skating. Difficulty Groups of Elements, Features and Additional Features - URL: https://www.isu.org/inside-isu/isu-communications/communications/archives/24305-2317-sys-difficulty-groups-of-elements-2020-21/file (Дата обращения 12.01.2022).
REFERENSES
1. ISU (2019), ISU Communication 2270. Synchronized skating, available at: https://www.isu.org/inside-isu/isu-communications/communications/21788-isu-communication-2270/file (accessed 12 January 2022).
2. ISU (2020), ISU Communication 2317. Synchronized skating. Difficulty Groups of Elements, Features and Additional Features, available at: https://www.isu.org/inside-isu/isu-communications/communications/archives/24305-2317-sys-difficulty-groups-of-elements-2020-21/file (accessed 12 January 2022).
Контактная информация: kuznetsova.lv@rgufk.ru
Статья поступила в редакцию 22.01.2022
УДК378.046.4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Татьяна Леонидовна Кузьменкова, кандидат философских наук, доцент, Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта, Москва; Андрей Васильевич Демочкин, кандидат исторических наук, доцент, Смоленский институт экономики Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, г. Смоленск
Аннотация
В статье рассматривается проблема применения дистанционных образовательных технологий при организации и проведении курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Цель исследования - выявить отношение слушателей программ ДПО к использованию в процессе обучения он-лайн технологий. Методика и организация исследования. Основу эмпирического исследования составили методы социологического опроса в форме анкетирования, системного анализа, сравнения и обобщения. Результаты исследования и их обсуждение. Исследование показывает, что дистанционный формат проведения занятий достаточно востребован, при этом часто сохраняется традиционный подход, в то время как слушатели отдают предпочтение активным и творческим формам проведения занятий. Выводы. Полученные данные говорят о необходимости расширения применения дистанционных технологий и увеличения количества занятий с активной формой обучения, что позволит усовершенствовать образовательный процесс в системе ДПО и повысить его эффективность