Р.А. Амирханова
Российский экономический университет им «Г.В. Плеханова»,
Москва, Россия
УДК 311.34
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2020-5-16-26
Динамика российской пенсионной системы: возможности и ограничения (методы обработки и анализа развития пенсионной системы)
Актуальность статьи обусловлена необходимостью радикальных изменений в пенсионной системе России, ее адаптации к современным требованиям экономики, социальным условиям и индивидуальным потребностям людей, что стало еще более очевидной в эпоху глобального экономического кризиса. Цель исследования заключается в проведении статистического исследования структуры пенсионеров и пенсионного обеспечения в России и разработки дальнейших возможностей динамики пенсионной системы и систематизации научно-методических подходов по использованию статистических методов для оценки состояния и тенденций развития пенсионной системы России. Такой анализ позволит сформировать научно-теоретические основы для принятия управленческих решений в области социальной политики
Материалы и методы. В статье использовались статистические методы и приемы изучения развития пенсионной системы как информационно-обеспечиваемого элемента при принятии управленческих решений о необходимости и направлениях ее реформирования. Расчеты проводились с использованием данных официальной статистики.
Результаты. Проведенный в разделе анализ структуры пенсионеров и пенсионного обеспечения показал увеличение доли пенсионеров по старости, количества пенсионеров, получающих социальные доплаты, причем большая часть нагрузки ложится на федеральный бюджет, так как доля пенсионеров, получающих федеральную доплату, растет. В статье акцент сделан на необходимости привлечения статистического инструментария для углубленного и научно обоснованного изучения всей сложности и многогранности экономических явлений и процессов, присущих
пенсионной системе государства. По результатам проведенных исследований систематизированы основные проблемы: неравномерность распределения по возрасту населения России, причем эта неравномерность усиливается с течением времени; снижение доли трудоспособного населения с 2002, увеличение коэффициента старения и среднего возраста, изменения медианного и модального интервалов. Обосновано, что выявленные тенденции предопределяют необходимость реформирования пенсионной системы с учетом старения населения с учетом прогноза динамики представленных в статье показателей. В работе выявлены следующие ограничения развития пенсионной системы: уменьшение индикативных показателей бедности в стране уменьшения экономического неравенства в результате дифференциации доходов работающего и неработающего населения, уменьшение и компенсация влияния экономических и демографических рисков, присущих любому обществу. Анализ реформы пенсионной системы России позволил сделать вывод, что первоначально она была, в основном, направлена на улучшение своего финансового баланса и модификацию параметров существующей системы. Заключение. Показанные в статье тенденции старения населения, экономические и семейные изменения, а также их влияние на экономику и рынок труда вынуждают пересмотреть парадигму существующей пенсионной системы. Полученные результаты говорят о необходимости увеличения объемов финансирования пенсионной системы.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, реформа, социальная политика, структурные изменения, пенсионеры, социальные выплаты.
Raziyat A. Amirkhanova
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
Dynamics of the Russian Pension System: Opportunities and Limitations (Methods of Processing and Analyzing the Development of the Pension System)
The relevance of the article is due to the need for radical changes in the Russian pension system, its adaptation to modern requirements of the economy, social conditions and individual needs of people, which became even more obvious in the era of the global economic crisis. The purpose of the research is to conduct a statistical study of the structure of pensioners and pension provision in Russia and to develop further opportunities for the dynamics of the pension system and systematize scientific and methodological approaches to using statistical methods to assess the state and development trends of the pension system in Russia. Such an analysis will allow forming a scientific and theoretical basis for making management decisions in the field of social policy.
Materials and methods. The article used statistical methods and techniques for studying the development of the pension system as an information-supported element in making managerial decisions about the need and directions for its reform. The calculations were carried out using official statistics.
Results. The analysis of the structure of pensioners and pensions carried out in the section showed an increase in the share of old-age pensioners and the number of pensioners receiving social supplements, with most of the burden falls on the federal budget, since the proportion of pensioners receiving federal supplements is growing. The article focuses on the need to attract statistical tools for in-depth and scientifically grounded study of the entire complexity and versatility of economic phenomena and processes inherent in the state pension system. Based on the results of the studies carried out, the main problems have been systematized: the uneven distribution by age of the population of Russia, and this unevenness increases over time; a decrease in the share of the working-age population since 2002, an increase in the aging rate and average age, changes in the median and modal intervals. It is substantiated that the identified trends predetermine the need to reform the pension system, taking into account the aging of the population, in view of the forecast of the dynamics of the indicators presented in the article.
The following limitations of the development of the pension system are identified in the work: a decrease in indicative poverty indicators in the country, a decrease in economic inequality as a result of differentiation of incomes of working and non-working population, reduction and compensation of the impact of economic and demographic risks inherent in any society. An analysis of the reform of the Russian pension system led to the conclusion that initially it was mainly aimed at improving its financial balance and modifying the parameters of the existing system.
Conclusion. The trends in the aging of the population, economic and family changes, as well as their impact on the economy and the labor market, shown in the article make us reconsider the paradigm of the existing pension system. The results obtained indicate the need to increase the funding of the pension system.
Keywords: pension provision, reform, social policy, structural changes, pensioners, social benefits.
Введение
Одной из важнейших проблем современного мирохозяй-ствования является развитие пенсионной системы. Многие страны с развитой и развивающейся рыночной экономикой сталкиваются с быстрым, беспрецедентным старением населения, обусловленным снижением рождаемости и увеличением продолжительности жизни [22]. Можно согласиться с исследователями, считающими, что старение населения и сокращение его численности в трудоспособном возрасте может оказать значительное давление на государственные пенсионные системы, разрушая сферу государственных сбережений, создавая предпосылки для невозможности выполнения государством функции по пенсионному обеспечению [23, 20, 24, 25].
Совершенствование системы социального обеспечения населения выступает одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Среди наиболее сложных и социально значимых процессов такой политики следует отметить пенсионное обеспечение, которое выступает базовой доминантой стабильного развития общества, поскольку охватывает одновременно интересы всех слоев населения страны. Именно пенсионное обеспечение рассматривается исследователями как особый составной элемент социальной функции государства и вместе с тем, как совокупность методов удовлетворения материальных потребностей категорий населения, которые, согласно действующему законодательству, имеют право на получение пенсии [1—3].
Пенсионная система России по своей структуре и
внутреннему содержанию является достаточно сложным комплексом социально-экономических отношений и финансовых механизмов, направленных на формирование и использование пенсионных фондов с целью создания необходимых условий для пенсионного обеспечения населения [4]. Направления и содержание пенсионной политики зависят не только от финансово-экономических возможностей государства, но и социальных интересов населения, государственной политики и активности гражданского общества [5].
Поэтому исследование сценариев развития национальной пенсионной системы и принятия обоснованных управленческих решений в области пенсионного обеспечения должно базироваться на широком использовании аналитического инструментария, важной составляющей которого выступают современные методы
обработки больших объемов данных, моделирования и прогнозирования.
Анализ развития пенсионной системы России
Анализ структуры пенсионной системы является актуальным направлением исследования — с его помощью характеризуется движение или стабильность всей структуры и ее отдельных составляющих, оцениваются структурные изменения, произошедшие за определенный период времени. При построении динамических рядов для изучения структурных сдвигов учитываются все изменения, произошедшие за исследуемый промежуток времени, например, по всем возрастным категориям. Исследование явлений общественно-экономической жизни в динамике занимает ведущее место в процессе статистического анализа пенси-
Рис. 1. Изменения показателей доли трудоспособного населения России (авторский расчет по данным [7])
Рис. 2. Динамика возрастной и трудовой структур населения (авторский расчет по данным [7])
онной системы. С его помощью возможно собрать данные и объективно оценить их изменение во времени и выявить закономерности и особенности развития [6].
Большинство стран с развитой экономикой и некоторые страны с формирующимся рынком (например, Россия (рис. 1)) находятся на поздней стадии демографического перехода, причем процесс старения идет полным ходом, а численность населения в трудоспособном возрасте сокращается или приближается к снижению [19]. Возрастная структура четко отражает эволюцию режима воспроизводства населения в ближайшем и отдаленном прошлом. В то же время структура оказывает определенное влияние на будущее развитие населения.
Как мы видим, доля численности населения в возрасте старше трудоспособного возраста в России ежегодно растет, при этом более низкая доля работников в населении означает, что объем производства на душу населения будет падать, а национальные нормы сбережений потенциально могут снизиться вследствие увеличения трансфертных платежей и снижения частных сбережений среди растущей категории. Результирующее снижение совокупного участия в рабочей силе будет влиять на устойчивость систем социального обеспечения за счет снижения соотношения вкладчиков (работников) и бенефициаров (пенсионеров), и эта тенденция усугубляется, когда ожидается сокращение численности населения трудоспособного возраста [13, 14]. То есть, состояние пенсионной системы, а также возможности ее развития напрямую зависят от демографической ситуации в стране.
Для России, как и для многих европейских стран, главной демографической проблемой остается старение населения, что проявляется в увеличении доли пожилых людей на единицу трудоспособного насе-
ления. Демографический кризис, изменения в социальной структуре населения, колебания в численности работающих лиц, диспропорции между плательщиками страховых взносов и пенсионерами оказали значительное влияние на общее состояние пенсионной системы в России [15]. Исследования показали, что население России распределено по возрасту очень неравномерно. На его возрастной структуре отразились бурные события ХХ века. (рис. 2)
Данные динамики возрастной и трудовой структур населения показывают, что доля
трудоспособного населения с 2002 года снизилась на 5,9%, а старше трудоспособного увеличилась на 5,4%. Доля населения моложе трудоспособного населения хоть и немного снижалась в середине периода, но к 2019 года ее значение несколько увеличилось и составило 18,7% (+0,5%). Большинство из последствий этих событий определяет демографическое развитие России прямо или косвенно из-за «демографического эха», а также продолжать влиять на демографическое воспроизводство еще многие десятилетия в будущем [20, 21]. В связи с данной тен-
Рис. 3. Динамика коэффициента старения населения в России (авторский расчет по данным [7])
денциеи интерес представляет анализ относительных показателей старения населения, для чего предлагаем использовать коэффициент старения. На рис. 3 представлена динамика коэффициента старения населения в России.
Полученные результаты расчетов показывают, что коэффициент старения увеличивается, если в 1979 г. его значение составляло 13,7%, то в 2019 году он увеличился на 8,1% и составило 21,8%. Возрастная структура и режим воспроизводства населения России также определенным образом определяют социально-экономическую структуру страны. В частности, драматическое снижение рождаемости в 1990-х, что привело к резкому снижению численности и доли детей, определило сужение сети дошкольных детских учреждений. Это стало одним из факторов сокращения занятости в этой сфере, спад производства товаров и питания для детей. Вхождение в молодежный возраст 15—25 лет малочисленных контин-гентов родившихся в 1990-е должно привести к переориентации или сокращению сети развлекательных заведений, направленных на эту целевую группу. Все вышеизложенные тенденции можно наблюдать на примере динамики среднего возраста населения (рис. 4).
Расчеты показали, что за период с 2002 по 2019 гг. средний возраст увеличился на 2.2 года. При анализе структурных сдвигов следует рассчитать моду и медиану. На рис. 5 представлена динамика медианы и моды возрастного состава населения России.
Медиана показывает, что в 2002 году половина населения России была моложе 37 лет, а уже в 2019 году данный показатель увеличился на 2,5 года и половина населения уже становится старше 39,5 лет. Мода демонстрируют нам, что существенно изменился возраст, наиболее часто встречающийся в России. Так, если с 1970 г. этот показатель составлял 12,9 лет, то, начиная с 2005 года
Рис. 4. Динамика среднего возраста населения России, лет (авторский расчет по данным [7])
0,25
Рис. 5. Динамика медианы и моды возрастного состава населения России (авторский расчет по данным [7])
0,22090221
0,2
0,15
0,1
0,05
0,188057847
0,1 /Ы>У8/ 1 '81 0,1 55820" '57 1
1
1989
2002
2009
2019
Рис. 6. Динамика интегрального коэффициента структурных сдвигов К.Гатева в отдельные периоды в России (авторский расчет по данным [7])
наиболее часто встречающийся возраст не снижался меньше 71,4 года, что говорит о старении населения России. Наиболее объективным методом оценки трансформации возрастной структуры населения является расчет интегрально--го коэффициента структурных сдвигов К.Гатева.
Данный коэффициент показывает интенсивность изменений по отдельным возрастным группам, а также удельный вес групп в сравниваемых структурах. Динамика данного коэффициента в отдельные периоды представлена на рис. 6.
Коэффициент структурных сдвигов К.Гатева облада-
Рис. 7. Возрастно-половая пирамида населения России в 2008 г.,
тыс. чел.
Рис. 8. Возрастно-половая пирамида населения России в 2018 г.,
тыс. чел.
ет высокими аналитическими свойствами, так как его значение варьируется в пределах от 0 до 1. Полученные расчеты показывают, что наибольшее значение данного показателя наблюдалось в 2002 году, что говорит о том, что в этот период проходили наиболее ощутимые различия в возрастной структуре, затем был период некоторого сглаживания возрастных изменений, после чего в 2019 значение показателя вновь стало расти, демонстрируя протекание новых структурных сдвигов.
Другой составляющей этих потенциалов функция дожития и рождаемости. Поскольку численность родившихся известна, важным является установление различий в продолжительности их жизни и интенсивности рождаемости. Уточнение их изменений возможно именно благодаря анализу социально-экономических условий, в которых проходило формирование их ожиданий.
Как мы видим, в данном измерении также заметны существенные сдвиги, потому что в каждой возрастной группе старше 30 лет число женщин существенно превышает число мужчин, в то время как в более молодых группах, наоборот, количество мужчин больше, чем женщин, за 10 лет увеличилась доля женщин в некоторых категориях (рис. 7, 8).
Сильная деформирован-ность имеющейся возрастной структуры может существенно влиять на особенности социальной структуры населения России, прежде всего из-за "демографической волны". Не секрет, что получение образования и повышения квалификации, вход на рынок труда и выход из него обычно является функцией возраста. Согласно этому изменяются уровень дохода, потребительские предпочтения и тому подобное [16].
Поэтому представляется необходимым обратить особое внимание на специфику формирования различных по численности категорий населения и их влияния на демографиче-
ское и социально-экономическое развитие России в связи с изменениями их возраста. Для человека, как существа социального, важной является среда, в которой он живет. Особое значение она имеет в подростковом возрасте, когда происходит становление личности, проходит процесс социализации. В этом же возрасте в целом формируются репродуктивные установки. Соответственно, условия жизни в семье и обществе в целом могут повлиять на рождаемость категорий населения, которые проходят период социализации в тех или иных социально-экономических условиях.
С учетом изложенного проанализируем особенно-
сти статистического изучения структуры пенсионеров и пенсионного обеспечения в пределах универсального пенсионного законодательства. Среди всех изменений в пенсионном страховании можно выделить те, что имели определяющее влияние на формирование государственного пенсионного страхования в соответствии с условиями рыночной экономики. Основными факторами, обусловившими необходимость пенсионной реформы, стали: тенденции демографических процессов (сокращение трудоспособного населения и старение населения), следствием которых можно назвать увеличение количества получателей пенсий и сокраще-
ние плательщиков страховых взносов (рис. 9); снижение количества занятого населения; неблагоприятное отношение срока выплаты взносов на пенсионное обеспечение и срока, в течение которого выплачивают пенсию; увеличение количества льготных и приравненных к ним категорий пенсионеров. Данные демонстрируют нам, что доля получателей пенсии по старости за период с 1981 по 2018 гг. увеличилась на 12,4%, в то время как доля получателей по инвалидности и получателей пенсии по потере кормильца сократилась на 8 и 10,9% соответственно. Растет количество пенсионеров, получающих социальные доплаты, причем большая часть нагрузки ложится на федеральный бюджет, так как доля пенсионеров, получающих федеральную доплату, увеличивается.
Кроме того, можно наблюдать значительное снижение темпов роста пенсий различного вида в 2018—2019 гг. В табл. 1 можно увидеть статистические характеристики выборки темпов роста пенсий различного вида.
Полученные данные демонстрируют изменение структуры пенсионеров по видам пенсий: за период с 2012 по 2019 выросла доля получателей пенсий по старости на1,6%, доля пенсионеров по инвалидности сократилась на 1,7%.
Для раскрытия цели настоящего исследования важно рассмотреть динамику удельного веса пенсионеров, возраст которых ниже пенсионного возраста (рис. 10).
На рис. 11 представлена динамика показателей пенсионного обеспечения, а на рис. 12 соотношение среднего размера назначенных пенсий в процентах к различным показателям жизни населения: величине прожиточного минимума; средней заработной плате; к пенсии предыдущего года.
Данные рис. 12 показывают, что соотношение пенсии с величиной прожиточного минимума колеблется от 150,5%
Рис. 9. Характеристика численности пенсионеров России
Таблица 1
Статистические характеристики выборки темпов роста пенсий различного вида в России (авторский расчет по данным [7])
Показатель Мин. значение Макс. значение Среднее значение Стандартное отклонение Медиана Коэффициент вариации
все пенсионеры 76,46 144,24 109,47 19,65 109,57 17,95
по старости 77,87 141,64 109,15 18,48 109,46 16,94
по инвалидности 66,45 164,84 110,82 28,66 109,22 25,86
Рис. 10. Динамика удельного веса пенсионеров, возраст которых ниже пенсионного возраста в России, % (авторский расчет по данным [7])
Рис. 11. Показатели пенсионного обеспечения в России (авторский расчет по данным [7])
Рис. 12. Соотношение среднего размера назначенных пенсий в процентах в России (авторский расчет по данным [7])
до 176,5%, при этом в последние годы данный показатель ниже, чем в 2011—2012 гг., что говорит о сокращении размера пенсии в относительном выражении. Аналогичные тенденции наблюдаются и в отношении других сравниваемых показателей: средней заработной плату и пенсии предыдущего года.
Таким образом, лейтмотивом активных изменений в пенсионной системе становится попытка нейтрализовать влияние негативных демографических тенденций в нашем государстве. Среди всех факторов реформирования пенсионной системы на первый план вышли те, что непосредственно влияют на финансовое состояние пенсионной системы Так, доминирующее влияние на реформирование пенсионной системы имели эндогенные факторы, в частности динамика плательщиков взносов на пенсионное страхования и получателей пенсионных выплат, а также проблемы формирования финансовых ресурсов Пенсионного фонда.
Анализ выделенных в официальных документах факторов реформирования пенсионной системы свидетельствует об ограниченности понимания всех процессов, обусловливающих потребность в совершенствовании пенсионной системы. Сведение всех причин, объективно обусловливают изменения в пенсионной системе, только демографические тенденции и имеющиеся диспропорции между плательщиками взносов на государственное пенсионное страхование и получателей пенсионных выплат избавляет от необходимости учета других важных экзогенных факторов реформирования пенсионной системы [8]. По нашему мнению, отсутствие среди предпосылок реформирования пенсионной системы, в частности, недостатков развития рынка труда, а также проблем доступности социальных услуг лишает инициаторов реформы необходимости разработки ме-
роприятий, направленных на гармоничное обеспечения социальных интересов при усовершенствовании пенсионной системы.
Как показывает зарубежная практика, решить проблему роста обязательств пенсионной системы, обусловленную преимущественно диспропорциями плательщиков страховых взносов на пенсионное страхование и получателей пенсионных выплат, можно двумя способами [9—10]. Суть первого спосо-
ба, который был реализован в ведущих странах мира, состоял в реализации параметрических пенсионных реформ: повышение пенсионного возраста, увеличение требований по продолжительности страхового стажа, внедрение понижающего коэффициента при валоризации прошлых пенсионных прав и индексации установленных размеров пенсий. Второй способ осуществления пенсионных реформ предусматривает поэтапный переход
от общей солидарной системы к смешанной системе пенсионного страхования, в которой важная роль принадлежит накопительным механизмам аккумулирования пенсионных взносов. Стоит отметить, что такой подход к реформированию пенсионных систем применяли обычно в европейских государствах с переходной экономикой и латиноамериканских странах.
Реализация пенсионной реформы в России не предусматривала радикальных мер по реформированию важных параметров системы пенсионного страхования [11]. В ходе проведенной реформы было оставлено без изменений все важные параметры пенсионной системы, с помощью которых можно нейтрализовать влияние негативных демографических тенденций: возраст выхода на пенсию, минимальный страховой стаж, порядок досрочного выхода на пенсию и др.
Несмотря на то, что в течение исследуемого периода не происходило радикального реформирования пенсионной системы, а введение многоуровневой пенсионной системы не повлияло существенно на состояние государственного пенсионного страхования, в пенсионной системе все-таки происходили изменения, дали определенные последствия для экономического развития страны и социального положения населения. С целью выяснения результатов реформирования пенсионной системы, которое приобрело перманентный характер, для функционирования государственного пенсионного страхования, а следовательно, для социально-экономического развития нашего государства подробно проанализируем практику формирования пенсионных выплат и механизма аккумулирования доходов государственного пенсионного страхования [12].
Учитывая, что далеко не все население трудоспособного возраста платит взносы на государственное пенсион-
ное страхование, возрастная структура населения в России делает невозможным эффективное функционирование государственного пенсионного страхования. Таким образом, реформирование пенсионной системы не сопровождалось необходимыми мерами по решению проблемы негативных демографических тенденций в стране. Стоит отметить, что в этой сфере есть ряд объективных проблем. Демографические прогнозы подтверждают невозможность преодоления тенденции уменьшения численности населения в прогнозируемой перспективе. При этом не просто уменьшаться
общая численность населения, а ожидаются значительные структурные сдвиги: прежде всего на фоне опережающего сокращения численности населения трудоспособного возраста будет наблюдаться рост численности лиц старшего возраста (рис. 13).
Наблюдаемые тенденции роста численности пенсионеров проходят одновременно со снижением численности занятых в экономике (рис. 14).
Сокращение доли занятых в экономике сопровождается негативными тенденциями на рынке труда. Именно проблемы в сфере занятости населения вызывают значительные
Рис. 13. Характеристики численности пенсионеров и их соотношение с общей численностью населения в России (авторский расчет по данным [7])
Рис. 14. Численность занятых в экономике России (авторский расчет по данным [7])
трудности в функционировании государственного пенсионного страхования. В течение исследуемого периода лишь определенная часть населения была в состоянии экономической активности. Данные рисунка показывают сокращение численности занятых, приходящихся на одного пенсионера. Даже если учитывать уровень экономической активности населения России в условиях действующей границы пенсионного возраста, то он также ниже, чем во многих странах, где временные рамки экономической активности расширены.
Заключение
Проведенное исследование показало, что за последние несколько десятилетий произошло существенное изменение возрастной структуры населения России. Было выявлено, что население России распределено по возрасту очень неравномерно, причем эта неравномерность усиливается с течением времени, наиболее интенсивна динамика возрастной группы пожилых людей (лица старше трудоспособного возраста, то есть 60+), доля трудоспособного населения с 2002 года снизилась на 5,9%, а старше трудоспособного увеличилась на 5,4%, доля населения моложе трудоспособного населения хоть и немного
снижалась в середине периода, но к 2019 года ее значение несколько увеличилось и составило 18,7% (+0,5%). Полученные расчеты показали увеличение коэффициента старения, который за период с 1979 г. увеличился на 8,1% и составил 21,8% в 2019 г., средний возраст увеличился на 2.2 года, медианный и модельный интервалы также заметно изменились: в 2002 году половина населения России была моложе 37 лет, а уже в 2019 году данный показатель увеличился на 2,5 года и половина населения уже становится старше 39,5 лет. Расчет коэффициентов координации удельных весов близлежащих возрастных групп для отдельных лет из анализируемого периода показал, что наибольшее значения данного коэффициента имеют группа 70 и более лет, что говорит о существенном увеличении населения в данной категории, данную тенденцию подтверждает и анализ темпов роста этого коэффициента. Все привели к увеличению нетрудоспособной части населения. Данные тенденции предопределяют необходимость реформирования пенсионной системы с учетом старения населения.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод об изменении структурных сдвигов возрастной структуры населения России, что привело
к существенным негативным изменениям пенсионного обеспечения, в частности, увеличение доли пенсионеров, в первую очередь, по старости, низким уровням пенсий во всех категориях и повышения нагрузки на бюджет государства. При этом в России не созданы надежные финансовые механизмы, которые дают возможность работникам экономить средства на старость, это говорит о необходимости реформирования и совершенствования пенсионной системы России. В этом контексте основным задачами является построение пенсионной системы, способной обеспечить финансовую стабильность; обеспечить получение гарантированного дохода после завершения трудовой деятельности, пропорционального заработка и трудового стажа; повышение качества жизни пенсионеров; защиту доходов пенсионеров от инфляционных всплесков; возвращение доверия к пенсионное системы. При этом реформы в сфере пенсионного обеспечения и антикризисные меры должны быть подчинены стратегическим целям развития пенсионной системы с обязательным обеспечением минимальных стандартов уровня жизни пенсионеров, справедливых пенсионных выплат, прозрачных правил их назначения и индексации.
Литература
1. Пасынков А.Ф. Финансовое обеспечение пенсионной системы России в категориях системы национальных счетов // Экономика региона. 2018. № 4. С.1356—1369.
2. Данилова Н.Л., Кувшинова Е.В. Основные проблемы системы государственного пенсионного страхования в Российской Федерации и направления ее совершенствования // Вестник НГУЭУ. 2017. № 3. С. 205-220.
3. Балашев Н. Б., Конивец А. Д. Проблемы функционирования пенсионного фонда РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5 (2). С. 9-13.
4. Криулин В.А., Босердт Н.Ю., Хали-на В.А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения пенсионного фонда РФ [Электрон. ресурс] // Политика,
экономика и инновации. 2018. № 1(18). Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ otsenka-urovnya-dostatochnosti-finansovogo-obespecheniya-pensionnogo-fonda-rf (Дата обращения: 15.05.2020)
5. Питиляк Д.А., Драненко Л.П., Базиль Т.В., Черняева М.А. Оценка и применение незадей-ствованных резервов стабилизации пенсионной системы // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 3. С. 103-115.
6. Семеко Г. В. Старение населения в России и его последствия [Электрон. ресурс] // ЭСПР. 2013. № 2. Режим доступа: Ы^://суЬег1ешпка. ru/article/n/starenie-naseleniya-v-rossii-i-ego-posledstviya (Дата обращения: 16.05.2020)
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
8. Иванов С.Ф. Пенсионная реформа-2019: детерминанты, последствия, альтернативы [Электрон. ресурс] // Демографическое обозрение. 2019. № 2. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/pensionnaya-reforma-2019-determinanty-posledstviya-alternativy (Дата обращения: 20.05.2020)
9. Морозов С. А. Сбалансированность бюджета пенсионного фонда Российской Федерации, проблемы функционирования // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 2. С. 93—100.
10. Андриянов В. П. Накопительная пенсионная система, встроенная в современный спекулятивный фондовый рынок, как инструмент дестабилизации экономики (на примере Российской Федерации) // Дайджест-финансы. 2013. № 1. С. 10-20.
11. Куклин А.А., Шипицына С.Е. От теории к практике актуарного оценивания пенсионных рисков России // Экономика региона. 2017. № 3. С. 716-731.
12. Крючкова П.В., Провков К.С., Решетников М.Г. Возможности использования административных данных для формирования статистики рынка труда: пример г. Москвы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 7-29.
13. Зайнуллина М.Р., Давлетшина Л.М. Экономический анализ уровня доходов населения в России // ВЭПС. 2018. № 3. С. 14-16.
14. Сазонова В.С., Титова О.В., Козлова Е.И. Динамический и структурный анализ показателей денежных доходов населения России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 1(27). С. 141-147.
15. Сенокосова О.В. Моделирование динамики доли трудоспособного населения в Саратовской области // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. № 3. С. 275-280
16. Лещенко Я.А. Структурные изменения демографического потенциала Сибири: основные тенденции и следствия // Известия БГУ. 2012. № 5. С. 137-142.
17. Карманов М.В., Смелов П.А., Егорова Е.А., Кучмаева О.В. и др. Методологические вопросы экономико-статистического анализа социально-демографических групп населения. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2010. 342 с.
18. Эпштейн Н.Д., Егорова Е.А., Карманов М.В., Смелов П.А. Методология анализа демографической безопасности и миграции населения. М.: Финансы и статистика, 2013. 168 с.
19. Калашников П.В. Динамическая модель оценки баланса и управления параметрами солидарно-распределительной пенсионной системы в долгосрочном периоде // Cloud of science. 2019. № 3. С. 387-400.
20. Белехова Г.В., Россошанский А.И. Оценка факторов финансового поведения населения: опыт применения регрессионного анализа по панельным данным // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 5. С. 198-213.
21. Терентьева И.В. Оценка эффективности распределительной и накопительной моделей пенсионного обеспечения в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 70. С. 62-83.
22. Подколзина И.М., Дрегнин О.Е. Особенности развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 72-77.
23. Алехин Э.В., Яшин А.В. Демографический прогноз для Пензенской области с учетом пенсионной реформы // Теория и практика общественного развития. 2018. № 7. С. 30-35.
24. Становая А.А. Анализ демографических процессов в России // E-Scio. 2020. № 1 (40). С. 125-139.
25. Страхов А.А., СлесареваЕ.А., Задохи-на Н.В. Обработка результатов статистического наблюдения посредством табличного процессора // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. С. 305-308.
References
1. Pasynkov A.F. Financial support of the pension system of Russia in the categories of the system of national accounts. Ekonomika regiona = Economy of the region. 2018; 4: 1356-1369. (In Russ.)
2. Danilova N.L., Kuvshinova Ye.V. The main problems of the system of state pension insurance in the Russian Federation and the directions of its improvement. Vestnik NGUEU = Vestnik NSUEU. 2017; 3: 205-220. (In Russ.)
3. Balashev N.B., Konivets A.D. Problems of functioning of the RF pension fund. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economy and business: theory and practice. 2019; 5(2): 9-13. (In Russ.)
4. Kriulin V.A., Boserdt N.Yu., Khalina V.A. Assessment of the level of sufficiency of financial support of the RF pension fund [Internet]. Politika,
ekonomika i innovatsii = Politics, Economics and Innovation. 2018; 1(18). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-dostatochnosti-finansovogo-obespecheniya-pensionnogo-fonda-rf (cited 15.05.2020) (In Russ.)
5. Pitilyak D.A., Dranenko L.P., Bazil' T.V., Chernyayeva M.A. Assessment and application of unused reserves for stabilization of the pension system. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Right. 2019; 3: 103-115. (In Russ.)
6. Semeko G.V. The aging of the population in Russia and its consequences [Internet]. ESPR = ESPR. 2013; 2. Available from: https://cyberleninka. ru/article/n/starenie-naseleniya-v-rossii-i-ego-posledstviya (cited 16.05.2020). (In Russ.)
7. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki RF = Official site of
the Federal State Statistics Service of the Russian Federation [Internet]. Available from: www.gks. ru.(In Russ.)
8. Ivanov S.F. Pension reform-2019: determinants, consequences, alternatives [Internet]. Demograficheskoye obozreniye = Demographic review. 2019: 2. Available from: https:// cyberleninka.ru/article/n/pensionnaya-reforma-2019-determinanty-posledstviya-alternativy (cited 20.05.2020). (In Russ.)
9. Morozov S.A. Balance of the budget of the pension fund of the Russian Federation, problems of functioning. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economy and business: theory and practice. 2019; 2: 93-100. (In Russ.)
10. Andriyanov V.P. Accumulative pension system built into the modern speculative stock market as a tool to destabilize the economy (on the example of the Russian Federation). Daydzhest-finansy = Digest Finance. 2013; 1: 10-20. (In Russ.)
11. Kuklin A.A., Shipitsyna S.Ye. From theory to practice of actuarial assessment of pension risks in Russia. Ekonomika regiona = Economy of the region. 2017; 3: 716-731. (In Russ.)
12. Kryuchkova P.V., Provkov K.S., Reshetnikov M.G. Possibilities of using administrative data for the formation of labor market statistics: the example of Moscow. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya = Questions of state and municipal management. 2018; 2: 7-29. (In Russ.)
13. Zaynullina M.R., Davletshina L.M. Economic analysis of the level of income of the population in Russia. VEPS = VEPS. 2018; 3: 14-16. (In Russ.)
14. Sazonova V.S., Titova O.V., Kozlova Ye.I. Dynamic and structural analysis of indicators of monetary incomes of the population of Russia. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya = Innovative economy: prospects for development and improvement. 2018; 1(27): 141-147. (In Russ.)
15. Senokosova O.V. Modeling the dynamics of the share of the working-age population in the Saratov region. Izvestiya Saratovskogo universiteta Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravleniye. Pravo = Izvestia of the Saratov University New series. Series: Economics. Control. Right. 2018; 3: 275-280(In Russ.)
16. Leshchenko Ya.A. Structural changes in the demographic potential of Siberia: main trends and consequences. Izvestiya BGU = Izvestiya BSU. 2012; 5: 137-142. (In Russ.)
17. Karmanov M.V., Smelov P.A., Yegoro-va Ye.A., Kuchmayeva O.V. et al. Metodologicheskiye voprosy ekonomiko-statisticheskogo analiza sotsial'no-demograficheskikh grupp naseleniya= Methodological issues of economic and statistical analysis of socio-demographic groups of the population. Moscow: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics; 2010. 342 p. (In Russ.)
18. Epshteyn N.D., Yegorova Ye.A., Karma-nov M.V., Smelov P.A. Metodologiya analiza demograficheskoy bezopasnosti i migratsii naseleniya = Methodology for analyzing demographic security and population migration. Moscow: Finance and Statistics; 2013. 168 p. (In Russ.)
19. Kalashnikov P.V. A dynamic model for assessing the balance and managing the parameters of the solidarity-distributive pension system in the long run. Cloud of science = Cloud of science. 2019; 3: 387-400. (In Russ.)
20. Belekhova G.V., Rossoshanskiy A.I. Assessment of the Factors of Financial Behavior of the Population: Experience of Using Regression Analysis Based on Panel Data. Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2018; 5: 198-213. (In Russ.)
21. Terent'yeva I.V. Evaluation of the effectiveness of pay-as-you-go and accumulative models of pension provision in Russia. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik = Public Administration. Electronic bulletin. 2018; 70: 62-83. (In Russ.)
22. Podkolzina I.M., Dregnin O.Ye. Features of the development of the pension system in the Russian Federation. Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki = Problems of Economics and Legal Practice. 2018; 4: 72-77. (In Russ.)
23. Alekhin E.V., Yashin A.V. Demographic forecast for the Penza region, taking into account the pension reform. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development. 2018; 7: 30-35. (In Russ.)
24. Stanovaya A.A. Analysis of demographic processes in Russia. E-Scio = E-Scio. 2020; 1(40): 125-139. (In Russ.)
25. Strakhov A.A., SlesarevaE.A., Zadokhi-na N.V. Processing the results of statistical observation by means of a spreadsheet processor. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018; 6: 305-308. (In Russ.)
Сведения об авторе
Разият Альбертовна Амирханова
М.н.с, НЛ «Количественные методы исследования регионального развития» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия Эл. почта: [email protected]
Information about the author
Raziyat A. Amirkhanova
Junior Researcher, SL "Quantitative Research Methods for Regional Development" Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia E-mail: [email protected]