ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.34022/2658-3712-2020-38-1-139-152 УДК 001,004.9;338.2(045)
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ: ПАРАМЕТРЫ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Г.П. Дегтярев
ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Семашко, Москва, Россия
https://orcid.org/0000-0001-5443-6588
А.Г. Дегтярев
Институт экономики РАН, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-6325-6543
АННОТАЦИЯ
Основная цель исследования - изучение восприимчивости пенсионной системы Германии к социально-экономическим и демографическим изменениям в стране, в том числе вызванные старением населения. В центре внимания исследования - структура, параметры и основные характеристики пенсионной системы Германии.
Информационно-методологическую основу исследования, направленного на достижение поставленной цели, составили поиск, осмысление и систематизация разносторонней информации о пенсионной системе Германии.
Информационной основой исследования послужили материалы и публикации, обосновывающие необходимость реформирования пенсионной системы Германии в связи с насущными общественными потребностями, обширные статистические данные, характеризующие состояние пенсионной системы и позволяющие своевременно выявлять направления ее дальнейшего развития.
Авторы выявили, что осуществляется гибкое, мягкое, эволюционное реформирование пенсионной системы Германии. Значимыми стали параметрические реформы, обеспечивающие тонкую настройку пенсионной системы в условиях складывающихся социально-экономических реалий старения населения и изменений структуры занятости. С учетом долгосрочных трендов и тенденций принятие политических решений ответственными лицами, подготовка, тщательное обоснование и широкое публичное обсуждение намечаемых изменений пенсионной системы начинается в Германии задолго до их реализации.
Применяемая методика исследования, основанная на концептуальном осмыслении и упорядочении изученных материалов, позволяет выявить долгосрочные социально-экономические и демографические тенденции, подтверждаемые соответствующими статистическими данными, сформулировать и обосновать настоятельную необходимость подготовки и проведения назревшей пенсионной реформы. Изученные и осмысленные материалы систематизированы и последовательно и изложены. Детально представлен и проанализирован механизм измерения уровня страховых пенсий (коэффициент замещения) по завершении трудовой деятельности на основе нетто-заработной платы, индексации пенсий с учетом регулярно законодательно пересматриваемого минимального размера заработной платы.
Дан анализ и оценка важности учета индивидуальных условий выхода на пенсию, в том числе до достижения официально установленного пенсионного возраста, законодательно предоставляемым разнообразным возможностям, стимулирующим продолжение трудовой деятельности, сохранение возможности получать пенсию после выхода на пенсию в случае продолжения трудовой деятельности, учета личных и семейных обстоятельств, прежде всего, состояние здоровья.
Анализ особенностей пенсионной системы Германии, учитывающих демографические факторы старения населения, возможности создания условий для поддержания активного долголетия старшего поколения, позволяет ученым и специалистам, интересующимся пенсионной тематикой, объективно оценить состояние и выявить недостатки российской пенсионной системы.
Результаты исследования могут быть полезны научным организациям и государственным органам при разработке и реализации системных преобразований в пенсионной системе России.
© Г.П. Дегтярев, А.Г. Дегтярев. 2020.
Ключевые слова: солидарная составляющая пенсионной системы; нетто и брутто; заработная плата; профессиональные и частные пенсионные накопления; реформы Ристера и Рюрупа; пенсионная формула; старение населения; активное долголетие; работающие пенсионеры; занятость.
Для цитирования: Г.П. Дегтярев, А.Г. Дегтярев. Пенсионная система Германии: параметры, структура, основные характеристики. Социально-трудовые исследования. 2020;38(1):139-152. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-38-1-139-152.
ОRIGINAL PAPER
GERMANY'S PENSION SYSTEM: PARAMETERS, STRUCTURE, BASIC CHARACTERISTICS
G.P. Degtyarev
Federal State Scientific Institution "National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko" https://orcid.org/0000-0001-5443-6588 A.G. Degtyarev Institute of Economics RAS https://orcid.org/0000-0002-6325-6543
ABSTRACT
The aim of the article is to study the responses of the German pension system to the emerging socio-economic and demographic changes in the country, including those caused by aging of the population. The focus of the study is the structure, parameters and basic characteristics of Germany's pension system. The methods employed by the study were searching, understanding and systematizing versatile information about the German pension system.
The informational basis of the study constituted of materials and publications substantiating the need to reform the German pension system due to current social needs, extensive statistical data, which characterized the state of the system and allowed for timely identification of directions for its further development. The authors revealed that a flexible, mild, evolutionary reform of the German pension system is underway. Parametric reforms have become significant, providing fine-tuning of the pension system in the context of the emerging socio-economic realities of aging of the population and changes in the employment structure. Given the long-term trends, political decision-making by authorities, preparation, thorough justification and wide public discussion of the planned changes in the pension system in Germany start long before the implementation.
The applied research methodology, based on the conceptual understanding and structuring the materials, makes it possible to identify emerging long-term socio-economic and demographic trends, supported by relevant statistics, to formulate and justify the urgent need to prepare and implement an overdue pension reform. The studied and comprehended materials were systematized and consistently presented. The authors thoroughly analyzed and presented the mechanism for measuring insurance pensions (replacement rate) after employment is complete, based on net wages, and pension indexation considering the regularly legislatively revised minimum wages.
They analyzed and assessed the importance of considering individual conditions of retirement, including before the officially established retirement age, various opportunities provided legislatively that stimulate continuing labor activity, preservation of the possibility to receive a pension after retirement in the event of continuing employment, personal and family circumstances, first of all, health condition.
The analysis of the German pension system features, considering the demographic factors of aging of the population, the possibilities to create conditions for maintaining active longevity of the older generation, allows scientists and specialists to objectively assess the condition and identify the shortcomings of the Russian pension system.
The study results may be useful to scientific organizations and government bodies in the development and implementation of systemic changes in the Russian pension system.
Keywords: solidary component of pension system; net and gross wages; professional and private pension savings; Riester and Rurup reforms; pension formula; aging of the population; active longevity; working pensioners; employment.
For citation: G.P. Degtyarev, A.G. Degtyarev. Germany's pension system: parameters, structure, basic characteristics. Social and labor research. 2020;38(1):139-152. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-38-1-139-152.
ВВЕДЕНИЕ
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) образует основное, ведущее, солидарное звено пенсионной системы Германии. Второй и третьей компонентами пенсионной системы, являются, соответственно, профессиональная компонента1 (формируемая за счет средств юридических лиц) и частная (пополняемая за счет добровольных взносов) [1]. В Германии высок уровень доверия к проводимым пенсионным преобразованиям, поскольку всегда можно получить четкую, исчерпывающую консультацию. ОПС является самоуправляемой корпорацией публичного права с минимальным вмешательством государства. Профсоюзы и работодатели несут ответственность за развитие пенсионной системы.
Наряду с периодически проводимыми обоснованными и сбалансированными крупномасштабными пенсионными реформами осуществляется тонкая параметрическая настройка пенсионной системы.
Актуарные расчеты, осуществляемые в Германии на базе обширной, прежде всего, внутренней пенсионной статистики и учитывающие ожидаемые социально-экономические, в том числе, демографические, изменения в стране, позволяют получить прогнозы о состоянии солидарной составляющей пенсионной системы через 50-60 лет. Эти расчеты служат основой для разработки предложений по реформированию пенсионной системы, как правило, на период не менее 30 лет.
Особенностью параметрических пенсионных реформ является применение математических моделей (пенсионных формул) при эволюционной настройке пенсионной системы.
Одной из насущных проблем, решаемых эволюционными преобразованиями пенсионной системы, является создание условий для материального обеспечения достойного уровня и качества жизни пенсионеров, сохранения активного долголетия и продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.
Для Германии характерен фактически непрерывный процесс пенсионных реформ, в котором в качестве наиболее значимых можно выделить реформы, проведенные в 1992, 2001 и 2005 гг. Основные новшества, введенные реформой 1992 г., заключались в установлении размера пенсий в ОПС в зависимости от нетто, а не брутто заработной платы, что позволяет корректно исчислять
1 Закон ФРГ от 19.12.1974 «Об улучшении производственного материального обеспечения в старости» (Betriebsrentengesetz - BetrAVG с изм.)
коэффициент замещения как основного показателя соответствия страховой пенсии страхуемой заработной плате.
В мае 2001 г. был принят Закон ФРГ «О реструктуризации пенсий» и началась долгосрочная реформа, предложенная федеральным министром труда и социальных дел правительства Германии Вальтером Ристером. Реформа была направлена на восполнение недостатка средств в ОПС в будущем за счет добровольных отчислений лиц, застрахованных в ОПС на специальный (индивидуальный) накопительный пенсионный счет [2].
Государство никого не обязывает открывать такие счета, но законодательно установленные налоговые и иные льготы [3] и сложившееся доверие к пенсионной системе заинтересовали очень многих. Нет в Германии и специальных пенсионных фондов, работающих с пенсионными накоплениями, поскольку их создание привело бы к высоким накладным расходам. Формированием и администрированием пенсионных накопительных счетов занимаются страховые компании, многопрофильность страхования которых позволяет минимизировать неизбежные издержки. К данным страховым компаниям предъявляются особо жесткие требования по сертификации, поскольку им разрешено инвестировать пенсионные накопления.
Председатель правительственной комиссии по социальным реформам Берт Рюруп продолжил реформы В. Ристера, предложив повысить размер налоговых вычетов. Это было сделано для того, чтобы привлечь в систему пенсионных накоплений лиц с высокими доходами [4, 5]. Кроме того, Б. Рюруп предложил к 2031 г. мягко - на 2 года за 18 лет - повысить пенсионный возраст с 65 до 67 лет.
Фундаментальной можно считать пенсионную реформу, начатую 1 октября 2005 г. после принятия закона «О реорганизации системы обязательного пенсионного страхования». Ее цель - снижение издержек и повышение качества работы, совершенствование координации и самоуправления ОПС, в том числе за счет унификации сети информационных и консультативных центров пенсионной системы.
ЭКОНОМИКА И ДЕМОГРАФИЯ
Германия - одна из богатейших стран мира. В 2017 г. ее ВВП составил около 3,3 трлн евро. Это четвертый показатель в мире после Китая, США и Японии [6].
Большинство предприятий в Германии - средние по размеру, с числом работников от 50 до 500 человек. Большая часть населения страны занята в сфере услуг: транспорт, туризм, образование, медицина, финансы и другие. Важнейшими отраслями промышленности являются автомобилестроение, машиностроение, химическая и электротехническая промышленности.
На 1 апреля 2018 г. в Германии проживало 82,8 млн человек, в том числе 9,8 млн не являющихся гражданами страны, около 44 млн лиц трудоспособного возраста, из них только 3,2% были безработными. Средний возраст проживающих в стране 44,4 года: женщин - 45,7 лет, мужчин - 43 года. Средний возраст граждан на 8-10 лет выше, чем лиц, не имеющих гражданства.
Внутренняя политика Германия направлена на справедливое распределение социальных благ в целях обеспечения гражданам страны достойного уровня жизни и разносторонней социальной поддержки нуждающимся. Продолжительность жизни в Германии в 2016 г. составила для мужчин - 78,3 лет, для женщин - 83,2 года, практически удвоившись с конца XIX века. Такое изменение объясняется в основном снижением смертности новорожденных и в пожилом возрасте.
На рост населения в Германии оказывают влияние различные факторы: рождаемость, смертность, миграция, корректировка расчетов и т.д.
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
С 2015 г. действует закон о минимальном размере оплаты платы2. МРОТ в Германии на 2019 г. составляет 9,19 евро брутто за час работы и ежегодно повышается [6, 7]. В некоторых отраслях производства законом установлены более высокие ставки. До его введения труд занятых на почти 4 млн рабочих мест оплачивался ниже минимальной ставки. В Восточной Германии так оплачивалось 11% рабочих мест. После того как закон вступил в силу количество таких мест сократилось почти на 2 млн. По минимальной ставке работает 61% женщин и 39% мужчин. Меньше «минималки» зарабатывают учащиеся и практиканты.
Средняя зарплата в Германии законом не установлена и варьируется в зависимости от региона, уровня образования, размера предприятия, отрасли производства, пола и некоторых других факторов [4].
В качестве показателей изменения размера
2 Mindestlohngesetz vom 11. August 2014 (BGBl. I S. 1348)
Таблица 1 / Table 1 Состав населения по полу, 2017-2018 гг. / Population by gender, 2017-2018
Пол / gender Численность, млн человек / Number, million people Доля в общей численности, в % / Share in total number, in %
Мужчины 40,9 49,4
Женщины 41,9 50,6
Источник/Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12942/ gesetzliche-rentenversicherung.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
Таблица 2 / Table 2 Численность населения по возрастным группам / Population by age
Возрастная группа, лет / Age, years Численность, в млн человек / Number, million people Доля в общей численности в % / Share in total number, in %
до 6 лет 4,6 5,6
с 6 до 15 лет 6,6 8,0
с 15 до 25 лет 8,7 10,5
с 25 до 45 лет 20,5 24,8
с 45 до 65 лет 24,7 29,8
65 лет и больше 17,7 21,4
Источник/Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12942/ gesetzliche-rentenversicherung.html (дата обращения / accessed on 05.11.2019)
заработной платы используются два индекса: реальной заработной платы (Reallohnindex) и номинальной заработной платы (Nominallohnindex). Оба индикатора представляют собой процент изменения заработной платы по отношению к 2015 г., взятому за основу как 100%.
Мужчины в Германии зарабатывают больше, чем женщины. Только в 13% случаев женщины зарабатывают больше, чем их мужья. Однако разница в зарплатах мужчин и женщин постепенно сокращается [8].
В таблице 6 представлены данные об изменении заработных плат (брутто) мужчин и женщин при полной занятости и с учетом всех дополнительных выплат.
Заработная плата квалифицированных специалистов и руководящих работников во многом зависит от региона (где они проживают и работают) и может различаться на 40%. Наиболее высокие зарплаты получают в южных землях Германии, самые низкие - в землях бывшей ГДР. На крупных предприятиях зарплаты по одним и тем же профессиям значительно выше, чем на небольших фирмах. Так, зарплата врачей в лечебном учреждении с численностью работников более 1000 человек на 30% выше зарплаты врачей в учрежде-
Таблица 3 / Table 3
Факторы, влияющие на численность населения, человек / Factors affecting the population, people
Год / Year Рождаемость / Fertility Смертность / Mortality Рождаемость - смертность / Fertility-Mortality Миграция, приехавшие / Migration, arrivals Миграция, уехавшие / Migration, left Приехавшие -уехавшие / arrivals-left
2014 714 927 868 356 -153 429 1 464 724 914 241 +550 483
2013 682 069 893 825 -211 756 1 226 493 797 886 +428 607
2012 673 544 869 582 -196 038 1 080 936 711 991 368 945
2011 662 685 852 328 -189 643 958 299 678 969 279 330
2010 677 947 858 768 -180 821 798 282 670 605 +127 677
Источник/ Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12942/ge: 05.11.2019)
ниях, где работают менее 500 человек. Зарплата же инженеров при таких условиях может отличаться на 10%.
Согласно данным Федерального ведомства по статистике после удержания всех налогов и социальных сборов нетто-зарплата в Германии на 2017 г. составила (в зависимости от семейного положения) 59 - 67% брутто-зарплаты.
В таблице 7 представлены сведения о средних брутто и нетто-зарплатах за 2008-2017 гг. [9].
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ: ВЗНОСЫ И ФИНАНСЫ
В 2017 г. численность граждан в Германии в возрасте свыше 65 лет достигла 17,5 млн человек.
Пенсионные взносы (18,6% от брутто-зарпла-ты) уплачивают чуть более 37 млн работающих, что составляет около 215 млрд евро ежегодных поступлений в Пенсионную кассу. В 2017 г. бюджет системы обязательного социального страхования в Германии составил более 625 млрд евро [10]. В августе 2018 г. было принято решение, что до 2025 г. пенсионные отчисления не превысят 20% брутто-заработной платы.
Если заработок составляет менее 450 евро в месяц, то 15% взносов оплачивает работодатель и только 3,6% работник.
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В 2019 ГОДУ
Еще четыре года назад ставка взносов на пенсионное страхование неуклонно повышалась, но в 2016 г. размер пенсионных взносов был снижен до уровня 1990 г. [3].
При расчетах, связанных с начислением пенсии, используется средняя брутто-зарплата (в 2017 г. средняя зарплата составила 3>091,92 евро), рассчитываемая независимо от сектора экономики и времени занятости на рабочем месте, на которую начисляются страховые взносы.
i-rentenversicherung.html (дата обращения / accessed on:
Таблица 4 / Table 4 Средняя продолжительность жизни, лет / Life expectancy, years
Период / Period Мужчины / Men Женщины / Women
2013/2015 78,2 83,1
2010/2012 77,7 82,8
2001/2003 75,6 81,3
1993/1995 73,0 79,4
1991/1993 72,5 78,2
1871/1881 35,6 38,5
Источник/ Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12942/ gesetzliche-rentenversicherung.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
Таблица 5 / Table 5
Изменение МРОТ / Changing the minimum wage
Год / Year Часовая ставка, евро / Hourly rate, euro Месячная оплата, 160 часов, евро / Monthly wage, 160 hours, euro
2015 8,50 1360,00
2017 8,84 1414,40
2019 9,19 1470,40
2020 9,35 1496,00
Источник/ Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12942/ gesetzliche-rentenversicherung.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
Для расчета нетто-зарплаты (после уплаты взносов, налогов и сборов) используется средний показатель в размере 64%.
Частное лицо может добровольно уплачивать страховые взносы исходя из минимальной и максимальной суммы взноса. В 2019 г. минимальная сумма взносов в месяц составляет 83,70 евро, а максимальная - 1246,20 евро.
Минимальная сумма высчитывается как процент взноса с минимальной суммы оплаты труда в 450 евро, т.е. 450 * 18,6% = 83,70 евро.
НАЛОГИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СБОРЫ
Размер зарплаты, выплачиваемой работнику, фиксируется в трудовом договоре как брутто-зар-плата (Brutto-Arbeitslohn), т. е. сумма, из которой
еще не были удержаны налоги и социальные сборы.
Сумма заработной платы, которую работник получает на свой банковский счет, называется нетто-зарплата (Netto-Arbeitslohn).
Из зарплаты удерживаются следующие налоги, сборы и страховые взносы:
• Налог на доходы физических лиц / подоходный налог (Einkommensteuer / Lohnsteuer.
• Церковный налог (Kirchensteuer) - если человек принадлежит к одной из церквей, собирающей с верующих налоги (официально выйдя из церкви, можно избежать уплаты).
• Налог солидарности (Solidaritätszuschlag) -5,5%.
• Обязательное медицинское страхование.
• Обязательное пенсионное страхование.
• Обязательное страхование на случай необходимости в уходе.
Кроме заработной платы компании могут выплачивать работникам единовременные денежные пособия к Рождеству, отпуску и другие.
Не облагаются социальными сборами следующие выплаты:
• Оплата расходов на уход за ребенком (Kindergarten или Tagesmutter).
• Оплата проезда на работу и назад.
• Оплата фитнес-студии или оздоровительных курсов.
• Продажа продуктов собственного производства по сниженной цене работникам предприятия. В Германии действует прогрессивная шкала
налогообложения на доходы физических лиц. Начальная ставка подоходного налога в Германии составляет 14%, максимальная - 45%. С заработка, превышающего необлагаемый налогом минимум, взимается налог 14%. Увеличенная ставка применяется к разнице между суммой более низкой ставки и суммой более высокой ставки.
В Германии введено шесть налоговых классов, присваиваемых плательщикам подоходного налога в зависимости от семейного положения:
I. Лица, не состоящие в браке и не имеющие детей.
II. Родитель, воспитывающий детей в одиночку.
III. и V. Семейные пары, у которых большая разница в доходах.
IV. Семейные пары, у которых незначительная разница в доходах.
VI. При наличии нескольких мест работы. Классами устанавливаются необлагаемые налогом минимумы заработной платы. Для семейных пар выгодны 3 и 5 классы при большой разнице в доходах мужа и жены [9].
Таблица 6/Table 6 Средние зарплаты (брутто) мужчин и женщин / Average wages (gross) for men and women
Календар- Зарплата Зарплата жен- Разница, ный год / мужчин, евро в щин, евро в ме- евро / Calendar year месяц / Men's сяц / Women's Difference,
wage, euros per wage, euros per Euro month month
2008 3'294.00 2'661.00 633.00
2009 3'320.00 2'729.00 591.00
2010 3'416.00 2'791.00 625.00
2011 3'508.00 2'861.00 647.00
2012 3'595.00 2'925.00 670.00
2013 3'645.00 3'007.00 638.00
2014 3'728.00 3'075.00 653.00
2015 3'810.00 3'161.00 649.00
2016 3'810.00 3'161.00 649.00
2017 3'964.00 3'330.00 634.00
Источник/ Source: https://rusmoney.de/versicherung /article12942/ gesetzliche-rentenversicherung.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
Таблица 7/ Table 7
Средние брутто и нетто-зарплаты в месяц, евро / Average gross and net monthly salaries, euros
Год / Year Брутто-зарплата / Gross salary Нетто-зарплата / Net salary
2017 3'771.00 2'413.44
2016 3'703.00 2'369.92
2015 3'612.00 2'311.68
2014 3'527.00 2'257.28
2013 3'449.00 2'207.36
2012 3'391.00 2'170.24
2011 3'311.00 2'119.04
2010 3'227.00 2'065.28
2009 3'141.00 2'010.24
2008 3'103.00 1'985.92
Источник/ Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12942/ gesetzliche-rentenversicherung.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ, ВИДЫ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ
С началом трудовой деятельности человек считается застрахованным в системе ОПС. Федеральное пенсионное страховое ведомство Германии - Deutsche Rentenversicherung осуществляет начисление и выплату пенсии (Rente), некоторых видов пособий. Всем застрахованным лицам присваивается личный страховой номер (Versicherungsnummer) и открывается счет. Регистрацию может осуществить работодатель, биржа труда, больничная касса.
Каждому застрахованному лицу старше 27 лет ежегодно направляется информационное письмо о размере пенсии, на которую он может рассчи-
Таблица 8 / Table 8
Страховые взносы в системе обязательного социального страхования, 2019 г. / Insurance premiums in the
mandatory social insurance system, 2019
Вид страхования / Type of insurance Всего из брутто-зарплаты, % / Total of gross salary, % Доля работника / Employee's share Доля работодателя / Employer's sharee Ограничение Bemessungsgrenze / Restriction Bemessungsgrenze
Пенсионное страхование (Rentenversicherung) 18,60 % 9,30 % 9,30 % 80.400,00 €/год (Западная Германия), 6.700 € /месяц (Западная Германия), 73.800,00 €/год (Восточная Германия), 6.150€ /месяц (Восточная Германия)
Медицинское страхование (Krankenversicherung) 14,60 % 7,30 %+ 50%% от доп. взноса 7,30 %+ 50% от доп. взноса 54.450,00 €/год 4.537,50 €/месяц
Страхование от несчастного случая (Unfallversicherung) 1,6%% 1,6%
Страхование по безработице (Arbeitslosenversicherung) 2,50 % 1,25 % 1,25 % 6.700 €/месяц (Западная Германия), 6.150 € /месяц (Восточная Германия)
Страхование по уходу (Pflegeversicherungen) 3,05%% 1,525% 1,525% 54.450,00 €/год 4.537,50 €
ВСЕГО: 40,35 % 19,375 % 20,975 %
Источник/Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12879/soziale-versicherung-in-deutschland.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
Таблица 9 / Table 9
Бюджет системы социального страхования, млрд. евро, 2017 г. / Social insurance budget,
billion euros, 2017
Вид страхования / Type of insurance Доходы / Revenue Расходы / Expenses Сальдо / Balance
Медицинское страхование (Krankenversicherung) 222 665 221 852 813
Пенсионное страхование (Rentenversicherung) 323 691 326 155 - 2 463
Страхование от несчастного случая (Unfallversicherung) 15 646 15 646 0
Страхование на случай потребности в постороннем уходе (Pflegeversicherungen) 32 030 31 003 1 027
Страхование на случай безработицы (Arbeitslosenversicherung) 36 352 30 889 5 463
Источник/Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12879/soziale-versicherung-in-deutschland.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
тывать при выходе на пенсию (практически через 40 лет!).
Пенсионный возраст может наступить и раньше законодательно установленного срока. Право на получение пенсии по пенсионному страхованию наступает только в случае, если застрахованный участвовал в ОПС не менее 5 лет.
В страховой стаж включаются периоды получения пособия по безработице (ALG-I), по уходу за ребенком в течение первых трех лет после рождения или больным членом семьи. За эти периоды неуплаты страховых взносов пенсия рассчитывается в среднем размере. Таким образом, размер пенсии зависит от уплаченной суммы страховых взносов и продолжительности их уплаты (страховой стаж).
Получение любого вида пенсии в Германии возможно только после подачи заявления на получение пенсии ^еП:епапй^).
ВИДЫ ПЕНСИЙ
В зависимости от жизненной ситуации, возраста, пола и других условий, могут выплачиваться разные виды пенсии [9]:
• Пенсия по возрасту(Аке^ге^е).
• Пенсия с 63/65 лет в зависимости от года рождения для лиц, работающих длительное время (45 лет участия в ОПС).
• Повышенная пенсия для лиц, которые в связи с заболеванием или несчастным случаем больше не могут работать или могут работать только ограниченно (Erwerbsminderungsrente).
Таблица 10 / Table 10 Средняя зарплата, 2017 г. (данные Пенсионной кассы) / Average wage, 2017 (data by the Pension Fund)
Источник/ Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12879/ soziale-versicherung-in-deutschland.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
Таблица 11 / Table 11 Необлагаемые налогом минимумы, 2018 г. / Tax-free minimums, 2018
• Пенсия для женщин с 60 лет, рожденных до 1952 г. и соответствующих некоторым другим требованиям (Altersrente für Frauen).
• Пенсия для шахтеров, работающих постоянно под землей, с 60 лет.
• Пенсия вдове или вдовцу, сироте умершего (Hinterbliebenenrente).
• Пособие в связи в с низкой страховой пенсией (Grundsicherung).
При нетрудоспособности (полной или частичной) в связи с болезнью или несчастным случаем можно рассчитывать на получение пенсии до достижения пенсионного возраста (Erwerbsminderungsrenten). Право на данную пенсию приобретается и в случае, если взносы не вно-
Таблица 12/ Table 12 Пенсионный возраст / Retirement age
Год рождения / Year of birth Наступление пенсионного возраста / Retirement age
до 1947 65 лет
1947-1958 К 65 годам добавляется 1 месяц за 1 прошедший год
1958 66 лет
1959-1963 К 66 годам добавляются 2 месяца за 1 прошедший год
с 1964 67 лет
Источник/ Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12879/ soziale-versicherung-in-deutschland.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
сились минимальный срок, а именно, 5 лет. Если несчастный случай произошел на работе в самом начале трудовой деятельности (при оплате только одного взноса в пенсионное страхование), человек может рассчитывать на получение пенсии по нетрудоспособности. Учитывается профессиональное заболевание, ограничивающее трудоспособность. Если нетрудоспособность наступила из-за бытовой травмы или болезни, пенсию могут получать только те, кто, как минимум, в течение года платил взносы на ОПС.
Пенсия по частичной нетрудоспособности выплачивается в случае, если человек может работать менее 6 часов в день не только по своей специальности, но на любой другой работе, что устанавливается на основании медицинского заключения.
Пенсию горнорабочих, шахтеров застрахованное лицо может получить при достижении 60 лет при не менее, чем 25-летнем горном стаже, в течение которого делались отчисления на пенсионное страхование.
Госслужащие в Германии, полицейские, судьи, военнослужащие, работники церкви и участники других общественных служб получают особую пенсию для госслужащих (Ruhegehalt или Pension), которая существенно выше средних пенсий по стране.
Для инвалидов с утратой трудоспособности (Grad der Behinderung - GdB) на 50% и более предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию.
При расторжении брака пенсии супругов делятся судом поровну.
На 1 января 2018 г. средний размер пенсии после вычета социальных сборов (нетто-пенсии) по Западной Германии составил для мужчин 1018 евро, для женщин 630 евро в месяц. Пенсия мужчин значительно выше пенсии женщин. Средняя пенсия составляет 770 евро в месяц.
Период времени / Period of time Зарплата, в евро / Salary, in euro Зарплата, в руб. / The salary in rubles
Брутто-зарплата (до уплаты налогов и сборов):
Годовая 37'103.00 € 2'627'678.98 RUB
Месячная 3'091.92 € 218'973.25 RUB
Недельная 772.98 € 54'743.31 RUB
Часовая 19.32 € 1'368.58 RUB
Нетто-зарплата (после уплаты налогов и сборов):
Годовая 23'745.92 € 1'681'714.55 RUB
Месячная 1'978.83 € 140'142.88 RUB
Недельная 494.71 € 35'035.72 RUB
Часовая 12.37 € 875.89 RUB
Жизненная ситуация / Life situation Годовая сумма, евро / Annual amount, euro Налоговый класс / Tax class
Основная сумма на 1 человека 9'000,00 I, II, IV
Семейная пара, двойная сумма 18'000,00 III
Без необлагаемого минимума 0,00 V, VI
Необлагаемый минимум на 1 ребенка дополнительно к минимуму родителей 7'428,00
Источник/ Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12879/ soziale-versicherung-in-deutschland.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
Данные о среднем размере пенсии в Германии публикуются отдельно по землям западной и восточной Германии.
Минимальный уровень доходов граждан на 2016 г. правительством Германии был установлен в размере 8820 евро в год на человека, или 735 евро в месяц. Пенсии почти 40% пенсионеров не дотягивают до этого уровня. Среди получающих пенсию менее 200 евро в месяц значительно число тех, кто работал большую часть жизни на себя, самостоятельно откладывая себе на старость. Немногим более 18% пенсионеров получают пенсию, превышающую прожиточный минимум менее чем на 200 евро, а почти 30% пенсионеров получают пенсию между 900 и 1500 евро. Лишь 12% немецких пенсионеров имеют пенсионные выплаты более 1500 евро в месяц.
У большинства пенсионеров, получающих небольшую пенсию, нет иных источников дохода.
С 1 июля 2019 г. в западных землях Германии и в землях бывшей ГДР пенсии существенно повышены, соответственно, на 3,18 и 3,91%.
Министр труда Германии Хубертус Хайль (Hubertus Heil) заявил о «необычайно радующем развитии ситуации с пенсиями». Сделан очередной шаг к выравниванию пенсий на востоке и западе страны, которое должно быть достигнуто к 2024 г. После июльского повышения, «восточная пенсия» составляет 96,5 % от «западной».
В 2017 г. в Германии была введена минимальная пенсия - Solidarische Lebensleistungsrente / Mindestrente, основным условием ее получения является не менее чем 35-летний стаж уплаты взносов в пенсионную кассу - Deutsche Rentenversicherung (DRV).
Если при достижении пенсионного возраста или невозможности работать в связи с инвалидностью недостаточно средств для нормальной жизни, то человек имеет право на получение социального пособия (Grundsicherung). Опросы показали, что введение минимальной пенсии поддержало 2/3 населения. Работники с низкой зарплатой, достигнув пенсионного возраста, получают пенсии, которые меньше, чем выплаты по социальному пособию по старости Grundsicherung im Alter (GiA).
На основании проверки семейного дохода (Bedürftigkeitsprüfung) получатель маленькой пенсии приобретает право на социальную помощь GiA.
Если общий доход составляет менее 838 евро в месяц (2018 г.), то можно подать заявление на получение социального пособия Grundsicherung.
При расчете и назначении данного пособия учитываются все получаемые доходы.
Размер пособия Grundsicherung зависит от жизненной ситуации (Regelbedarfsstufen) и составляет от 374 до 416 евро в месяц.
Дополнительно к данной сумме по факту расходов выплачиваются денежные средства на жилье, отопление, а также на ремонт и некоторые другие потребности по факту расходов.
СРЕДНЯЯ И СТАНДАРТНАЯ РАСЧЕТНАЯ ПЕНСИЯ
Стандартная расчетная пенсия (Standardrente, Eckrente) - сумма, на которую теоретически мог бы рассчитывать человек, имеющий непрерывный трудовой (страховой) стаж не менее 45 лет, что встречается крайне редко.
В 2018 г. стандартная расчетная брутто-пенсия составила 1>441,35 евро, а нетто-пенсия - 1'264 евро.
В августе 2018 г. в Германии было принято решение до 2025 г. поддерживать расчетную пенсию на уровне не ниже 48% - достаточно высокий размер пенсии [8]. Конвенция МОТ № 102 предлагает уровень пенсий не ниже 40% для определенной категории работников.
Стаж работы мужчин в Германии, в среднем, составляет 40, а женщин - 30 лет. В связи с учебой многие поздно начинают трудовую деятельность, а женщины прерывают работу в связи с рождением ребенка.
ПЕНСИОННАЯ ФОРМУЛА
Для расчета пенсии в Германии, используется следующая формула:
Ежемесячная пенсия = EP * ZF * AR * RF
EP (Entgeltpunkte) - расчетные накопленные баллы застрахованного лица. Ежегодно пенсионные отчисления сравниваются со средними отчислениями и, соответственно, застрахованное лицо получает 1 пункт (балл), если его отчисления являются средними или меньше/больше одного пункта, в зависимости от суммы отчислений.
ZF (Zugangsfaktor) - возрастной фактор, равный 1 при выходе на пенсию при наступлении пенсионного возраста. Если застрахованное лицо выходит на пенсию в более раннем или позднем возрасте, то данный показатель, соответственно, меньше или больше 1.
AR (Aktueller Rentenwert) - стоимость пенсионного балла. Данный показатель в евро меняется в зависимости от экономической ситуации в стране. В 2016 г. данный показатель составил
Таблица 13 / Table 13
Размеры средних пенсий в месяц, 2018 г. (виды пенсий, для западной части ФРГ, мужчины и женщины) / Average monthly pensions, 2018 (types of pensions, for Western Germany, men and women)
Вид пенсии / Type of pension Средняя пенсия мужчин, евро / Average pension for men, euro Средняя пенсия женщин, евро / Average pension for women, euro Средняя пенсия мужчин и женщин, евро / Average pension for men and women, euro Средняя пенсия мужчин и женщин, руб.* / Average pension for men and women, RUB.*
Пенсия в связи с нетрудоспособностью 782,00 751,00 766,00 54'491.02
Пенсия в связи с наступлением пенсионного возраста 1095,00 622,00 835,00 59'399.48
Пенсия в связи со смертью 294,00 625,00 564,00 40'121.32
ПО ВСЕМ ВИДАМ ПЕНСИЙ 1018,00 630,00 770,00 54'775.57
Источник/Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12879/soziale-versicherung-in-deutschland.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
* Курс евро, условно, принят 71,14 руб.
30,45 евро для Западной части Германии (ФРГ), и 28,66 евро для Восточной части.
RF (Rentenartfaktor) - фактор вида пенсии, изменяющийся в зависимости от вида пенсии. Для пенсии по возрасту или полной потери трудоспособности данный показатель равен 1, при частичной потере трудоспособности - 0,5, по вдовству - 0,6 и т.д.
Согласно данной формуле факторами, оказывающими влияние на размер ежемесячной страховой пенсии, являются:
• размер пенсионных отчислений;
• продолжительность уплаты пенсионных взносов;
• возраст выхода на пенсию;
• экономическая ситуация;
• вид пенсии.
РАБОТАЮЩИЕ ПЕНСИОНЕРЫ
Продолжение работы после достижения пенсионного возраста позволяет увеличить размер пенсии на 6% в год. Но многие пенсионеры не хотят продолжать работать, а некоторые соглашаются на сокращение пенсионных выплат, выходя на пенсию в 63 года. По данным Пенсионной кассы, в 2017 г. чуть более четверти миллиона немцев подали соответствующие заявления. Прирост «до-срочников» составил +5% по сравнению с 2016 г. [11].
Государственные служащие, по закону, обязаны покинуть свое рабочее место по достижению пенсионного возраста. В частных фирмах отношение к работе пенсионеров неоднозначное. Чем меньше фирма, тем чаще предлагают оставаться на рабочем месте, предлагая гибкие условия труда.
Около 11% работников пенсионного возраста продолжают работать полный или неполный ра-
бочий день. Их доля за десять лет выросла более чем в два раза и, по мнению экспертов, будет расти и дальше. Если в 2000 г. только 20% граждан в возрасте от 60 до 65 лет продолжали трудиться, то к 2017 г. таких стало свыше половины. Среди работающих пенсионеров 64% мужчин.
Около 19% пенсионеров регулярно помогают детям и внукам, 33% - от случая к случаю. Исследования показывают, что помощь детям родителей-пенсионеров зависит, прежде всего, от расстояния между местами их проживания.
В Германии все больше фирм предлагает пенсионерам работу в социальной сфере, например, помощь соседям, имеющим маленьких детей, которая заключается в том, чтобы встретить или взять ребенка из школы, накормить его и другое. Пенсионеры получают небольшое вознаграждение и заняты 2-3 часа в день. «Место работы» находится в шаговой доступности. Выгода от такой деятельности обоюдная: родители могут больше времени уделять работе, доверяя детей знакомым людям, а пенсионеры обеспечивают себе круг общения и возможность подработать. Подобные отношения соседей улучшают качество жизни, формируя высокий уровень доверия между людьми.
Более трети работающих пенсионеров в возрасте до 74 лет вынуждены трудиться по причине недостатка средств к существованию. 58% работающих пенсионеров не скрывают, что работа позволяет получить дополнительный доход и ощущать востребованность.
Лидеры профсоюзов считают, что пенсионеры вынуждены работать, чтобы сводить концы с концами. Это - «красная карточка» пенсионной системе и правительству. Плативший пенсионные взносы в течение всей своей трудовой жизни
Источник/Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12879/soziale-versicherung-in-deutschland.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
Таблица 14/ Table 14
Численность пенсионеров на 1 января 2018 г. / Number of pensioners as of January 1, 2018
Земли Германии / Of The Earth Germany Число мужчин на пенсии / Number of men in retirement Число женщин на пенсии / Number of women in retirement Общее число пенсионеров / Total number of pensioners
Западная часть Германии (ФРГ) 7'713'472 12'547'390 20'526'925
Восточная часть Германии (ГДР) Г93Г420 3'157'837 5'134'755
ВСЕГО: 9'644'892 15'705'227 25'661'680
должен получать достойную пенсию без необходимости работать или обращаться за помощью к государству. Любая пенсия должна превышать пособие по старости (Grundsicherung).
Получая социальное пособие вместо пенсии, проработавшие многие годы пожилые граждане, чувствуют себя морально и финансово ущемленными. При достижении пенсионного возраста многие в меру своих физических и интеллектуальных возможностей хотели бы продолжить работу, применять богатый профессиональный опыт.
Экономика нуждается в таких работниках. Но поскольку практически все заработанные деньги вычитаются из выплачиваемого социального пособия, у пенсионеров отсутствует экономическая заинтересованность в работе, многие получатели GiA подрабатывают неформально. Введение минимальных пенсий (Mindestrente) позволило бы снизить распространенность неформальных схем.
В Германии принят Закон о «гибкой» пенсии -(Flexirentengesetz-FlexiG), расширяющий возможности трудовой деятельности пенсионеров, позволяющий представителям старшего поколения не только пополнить личный бюджет, но и увеличить размер начисляемой им пенсии. Германия уже ощущает приток на рынок труда опытных работников [11]. Все больше пожилых людей стремиться работать как можно дольше, чему способствует улучшение условий труда. Но, значительному числу желающих не удается удержаться на рабочем месте до наступления пенсионного возраста, что странно, поскольку согласно статистике специалисты старшего возраста, обладающие знаниями и многолетним опытом, должны быть востребованными в условиях острого дефицита квалифицированных кадров.
Чтобы представители старшего поколения могли продолжить трудиться, необходимо, по мнению правительства, предоставить им возможность самостоятельно выбирать способ перехода
Таблица 15/ Table 15 Пособие Grundsicherung в месяц, 2018 г. (минимальное обеспечение в пенсионном возрасте) / Grundsicherung allowance per month, 2018 (minimum security at retirement age)
Жизненная ситуация / Life situation Пособие, в евро / Allowance, in euros
Одинокие 416,00
Совместно проживающие взрослые 374,00
Источник/ Source: https://rusmoney.de/versicherung/article12879/ soziale-versicherung-in-deutschland.html (дата обращения / accessed on: 05.11.2019)
от трудовой жизни к пенсии с учетом индивидуальных особенностей и личных устремлений. Наиболее предпочтительным является совмещение частичной трудовой деятельности с выплатой досрочно оформленной пенсии.
Не менее важно, чтобы, получив возможность продолжить работать, пожилые люди могли как можно дольше оставаться в строю, для чего необходимо своевременно устранять риски здоровью, влияющие на их трудоспособность, что можно достичь повышением уровня профилактики заболеваний, совершенствованием систем реабилитации и последующего наблюдения за здоровьем пациентов. Это должно обеспечить активное участие в трудовой жизни, невзирая на возраст.
В 2014 г. в ходе очередного реформирования системы ОПС были созданы предпосылки для сохранения рабочих мест при приближении пенсионного возраста работающих, появилась возможность продлевать договор найма и после выхода на пенсию. Принято решение существенно расширить правовые основания гибкого перехода от трудовой жизни к статусу пенсионера.
На основе предложений рабочей группы экспертов правительство Германии внесло в законы о пенсионном обеспечении (SGB VI) и содействия занятости (SGB III) изменения, которые позволят существенно улучшить условия труда пожилых людей как в предпенсионный период, так и после выхода на заслуженный отдых.
Новые законодательные положения расширяют возможности оптимального сочетания частичной занятости с получением досрочно оформленной пенсии. Заработок и пенсия, которая может начисляться как в полном размере, так и частично, гибко сочетается с конкретной ситуацией пенсионера, что позволяет реализовать условия работы как приемлемые для работодателя, так и обеспечивающие материальную выгоду работающему лицу.
Пенсионер в рамках подработки может зарабатывать (с сохранением полной пенсии) до 6300 евро в год. При превышении этой суммы из пенсии будут вычитаться только 40% заработка. Новые правила действуют и в отношении пенсий, назначенных в связи со снижением трудоспособности.
Лица, оформившие пенсию, обычно прекращают участие в пенсионном страховании. Новый закон внес изменения: пенсионеры, вышедшие на пенсию до достижения пенсионного возраста, остаются застрахованными. Работая и одновременно получая пенсию, они отчисляют взносы в пенсионную кассу и получают возможность повысить размер последующих пенсионных выплат. Застрахованными остаются и оформившие пенсию после достижения пенсионного возраста. Добровольное участие в страховании стимулирует пожилых людей продолжать посильную трудовую деятельность, поскольку, продолжая работать и платить взносы, они набирают добавочные пенсионные баллы - Entgeltpunkte и, таким образом, увеличивают размер пенсии.
Досрочное получение пенсии ведет к сокращению пенсионных выплат на 0,3% за каждый месяц ее назначения раньше срока. Но потери в размере досрочно оформленной пенсии могут быть компенсированы за счет заблаговременного добровольного отчисления в пенсионную кассу дополнительных страховых взносов. Ранее такие взносы можно было уплачивать, начиная с 55 лет. Новый закон снижает возрастную границу до 50 лет, что заметно расширяет возможности выбора сроков уплаты и размеров взносов, а также позволяет тем, кто планирует выйти на пенсию до достижения пенсионного возраста, минимизировать финансовые потери ее досрочного оформления.
Новые положения закона, в части предупреждения утраты трудоспособности, а также реабилитации направлены, прежде всего, на улучшение социальной адаптации членов пенсионных касс.
Нововведения способствуют поддержанию здоровья и трудоспособности застрахованных лиц, содействуют продолжению их участия в трудовой жизни.
Гибкий переход на пенсию предусматривает также предоставление полной информации о различных вариантах смены трудовой деятельности. Данные о размере ожидаемой пенсии дополняются сведениями о преимуществах или недостатках досрочного оформления пенсии по сравнению с уходом на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста. При этом учитываются обстоятельства каждого клиента пенсионной кассы.
В Германии продолжается дискуссия о повышении пенсий, в частности, о введении базовой пенсии, которая будет выше действующей минимальной почти в два раза - на 447 евро. Базовая пенсия будет назначаться проработавшим не менее 35 лет и получавшим минимальную зарплату. Тот, кто десятилетиями тяжело работал, имеет право получать значительно больше, чем тот, кто не работал вовсе: «это вопрос уважения трудовой деятельности». Базовую пенсию предполагается ввести до 1 января 2021 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Германии проводятся тщательно подготовленные, досконально просчитанные, продуманные, обоснованные, «мягкие», эволюционные изменения законодательства, не подвергающие шоковым испытаниям ни пенсионную систему, ни будущих пенсионеров [12, 13, 14].
Так, в частности, несмотря на гораздо более сложную, чем в России, демографическую ситуацию в Германии, связанную со старением населения, осуществляется плавное (на 2 года за 18 лет) повышение пенсионного возраста до 67 лет к 2031 г. Возраст выхода граждан Германии на пенсию не является недостижимым и часто непреодолимым барьером. Германская пенсионная формула учитывает личные обстоятельства, прежде всего, состояние здоровья и другие факторы, позволяющие выйти на пенсию и в более раннем возрасте с конкретно определяемой потерей в размере пенсии. Можно, напротив, оформить пенсию в более позднем возрасте, получая повышенный размер пенсии [15]. Происходит осмысление возможностей применения основных идей и принципов социального страхования, включая пенсионное страхование, в Германии в российских условиях [16, 17, 18, 19].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Пенсионная система Германии: трехступенчатая модель и гарантии правительства //https://germania-online.diplo. de/ru-dz-ru/gesellschaft/neuerordner/-/2133574 (дата обращения: 04.11.2019)
2. Галеева Т.В. Реформирование системы пенсионного страхования в Германии. Автореф. дис. к.э.н., М., 2005.
3. Русаков Н.С., Сираева Р. Р. Пенсионная система Германии //Экономика и социум. Уфа, 2015;2(15):421-424.
4. Ермаков Д.Н. Современная пенсионная система Германии // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия «Экономика». М., 2011;(3):24-28.
5. Сизова И.Л. Пенсионное обеспечение в Германии //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки».2004;1(3):274-282 (0,5 п.л.) ISSN 1811-5942.
6. Олейникова Ю.О. Пенсионные системы Германии и России (сравнительно-правовой анализ). Иркутск, 2017// http:// izron.ru/articles/osnovnye-problemy-i-tendentsii-razvitiya-v-sovremennoy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-i/sektsiya-4-trudovoe-pravo-pravo-sotsialnogo-obespecheniya/pensionnye-sistemy-germanii-i-rossii-sravnitelno-pravovoy-analiz/ (дата обращения: 04.11.2019)
7. Роик В.Д. Минимальная заработная плата - геном социально-трудовых отношений // Социально-трудовые исследования. Научно-практический журнал. М., 2019;3(36):55-62.
8. Шергер З. Пенсионная система Германии: реформы и вызовы с точки зрения неравенства // https://isp.hse.ru/ data/2019/10/24/1529381585/01% 20Scherger_HSE _24-10-2019_RUS_web.pdf (дата обращения: 04.11.2019)
9. Пенсии в Германии в 2019, 2018 году: пенсионный возраст, виды пенсий, стаж работы, оформление пенсии // https:// ru-geld.de/pension/ (дата обращения: 04.11.2019)
10. Социальное страхование в Германии //https://rusmoney.de/versicherung /article12879/soziale-versicherung-in-deutschland.html (дата обращения: 04.11.2019)
11. Листов И. Жизнь на пенсии в Германии. Свидетельствует статистика // https://www.partner-inform.de/partner/ detail/2018/5/176/9030/zhizn-na-pensii-v-germanii-svidetelstvuet-statistika#deteils (дата обращения: 04.11.2019)
12. Вайнер М. Система с условными установленными взносами и балльная пенсионная система: они действительно такие разные? // https://isp.hse.ru/data/2019/10/24/1529381570/02%20Wiener_HSE_24-10-2019%20RUS_web.pdf (дата обращения: 04.11.2019)
13. Зимаков А.В. Пенсионная система ФРГ: эволюция или революция? // Современная Европа. 2016;4(70):94-103.
14. Рышкова Е. Структура пенсионного обеспечения в Германии // http://www.web-globus.de/articles/struktura_ pensionnogo_obespechenija_v_germanii (дата обращения: 04.11.2019)
15. Миронов М. Работать на пенсии станет выгоднее // https://www.partner-inform.de/partner/detail/2017/1/176/8346 / rabotat-na-pensii-stanet-vygodnee (дата обращения: 04.11.2019)
16. Богатыренко О.А. Развитие системы социального страхования в России в сравнении с государственным социальным страхованием в Германии //Вопросы студенческой науки. Вып. 2017(7): 4-7.
17. Колодезникова И.В., Кондуров Р.В., Галицкая Д.В. Особенности функционирования систем социального страхования России и Германии: социологический анализ // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2019;25(2):93-114.
18. Горохов А.А. Сравнительный анализ моделей пенсионного обеспечения России и Германии // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017;4(22):61-68.
19. Непп, А.Н. Возможность применения реформирования системы пенсионного обеспечения Германии к российским условиям. Автореф. дис. к.э.н., Екатеринбург, 2005.
REFERENCES
1. German pension system: a three-stage model and government guarantees //https://germania-online.diplo. de / ru-dz-ru / gesellschaft / neuerordner / - / 2133574 (accessed on 04.11.2019)
2. Galeeva T.V. Reforming the pension insurance system in Germany. Abstract. dis. Cand. Sci. (Econ.). M.: 2005.
3. Rusakov N.S., Siraeva R. R. Pension system of Germany // Ekonomika i sotsium. Ufa, 2015; 2 (15): 421-424.
4. Ermakov D.N. The modern pension system of Germany // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo otkrytogo universiteta. Seriya "Ekonomika". - M.: 2011; (3): 24-28.
5. Sizova I.L. Retirement benefits in Germany // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. "Sotsial'nye nauki". 2004; 1 (3): 274-282. ISSN 1811-5942.
6. Oleinikova Yu.O. Pension systems in Germany and Russia (comparative legal analysis). Irkutsk, 2017 // http: // izron.ru/ ar-ticles/osnovnye-problemy-i-tendentsii-razvitiya-v-sovremennoy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov- po-i / sektsiya-4-trudovoe-pravo-pravo-pravo -sotsialnogo-obespecheniya / pensionnye-sistemy-germanii-i-rossii-sravnitelno- pravovoy-analiz / (accessed on 04.11.2019)
7. Roik V.D. Minimum wage - the genome of social and labor relations // Social and Labor Studies. Scientific and practical journal. M., 2019; 3 (36): 55-62.
8. Scherger Z. Pension system in Germany: reforms and challenges in terms of inequality // https://isp.hse.ru/ data/2019/10/24/1529381585/01% 20Scherger_HSE _24-10-2019_EN_web.pdf (accessed on 04.11.2019)
9. Pensions in Germany in 2019, 2018: retirement age, types of pensions, length of service, applying for a pension // https: // ru-geld.de/pension/ (accessed on 04.11.2019)
10. Social insurance in Germany // https://rusmoney.de/versicherung/article12879/soziale-versicherung-in-deutschland.html (accessed on 04.11.2019)
11. Listov I. Retired life in Germany. Statistics // https://www.partner-inform.de/partner/detail/2018/5/176/9030/zhizn-na-pensii-v-germanii-svidetelstvuet-statistika # details (accessed on 04.11.2019)
12. Wiener M. The system with conditional assessed contributions and the points-based pension system: are they really so different? // https://isp.hse.ru/data/2019/10/24/1529381570/02%20Wiener_HSE_24-10-2019%20RUS_web.pdf (accessed on 04.11.2019)
13. Zimakov A.V. Germany's pension system: evolution or revolution? // Sovremennaya Evropa. - 2016; 4 (70): 94-103.
14. Ryshkova E. The pension structure in Germany // http://www.web-globus.de/articles/struktura_ pensionnogo_ obespechenija_v_ germanii (accessed on 04.11.2019)
15. Mironov M. Working in retirement will become more profitable // https://www.partner-inform.de/partner/ detail/2017/1/176/8346 / rabotat-na-pensii-stanet-vygodnee (accessed on 04.11 .2019)
16. Bogatyrenko O.A. Development of the social insurance system in Russia compared to the state social insurance in Germany // Voprosy studencheskoi nauki. 2017; Vol. 7 (4-7)
17. Kolodeznikova I.V., Kondurov R.V., Galitskaya D.V. Features of the social insurance systems of Russia and Germany: sociological analysis // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. Sotsiologiya i politologiya. 2019; 25(2): 93-114.
18. Gorokhov A.A. Comparative analysis of the pension models of Russia and Germany // Innovatsionnaya ekonomika: perspek-tivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2017; 4(22): 61-68.
19. Nepp, A.N. Applying German pension reform to the Russian pension system. Abstract. dis. Cand. Sci. (Econ.). Yekaterinburg, 2005.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Григорий Павлович Дегтярев - доктор экономических наук (экономика социальной сферы), кандидат философских наук («прикладная социология»), ведущий научный сотрудник отдела образа жизни и охраны здоровья населения ФГБУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. А.Н. Семашко», Москва, Россия [email protected]
Андрей Григорьевич Дегтярев - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Центра методологических и историко-экономических исследований Института экономики РАН, Москва, Россия
ABOUT THE AUTORS
Grigorii P. Degtyarev - Dr. Sci. (Econ.) (Economics of the social sphere), Cand. Sci. (Philos.) (applied sociology), Leading researcher, Department of Lifestyle and Public Health, Federal State Scientific Institution "National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko", Moscow, Russia [email protected]
Andreii G. Degtyarev - Cand. Sci. (Econ.), Leading researcher, Center for methodological and historical-economic research,
Institute of Economics, RAS, Moscow, Russia
Заявленный вклад авторов:
Дегтярев Г. П. - постановка проблемы, разработка концепции статьи, критический анализ литературы, логическое структурирование материала, формулирование выводов.
Дегтярев А. Г. - поиск материалов, сбор статистических данных, табличное представление результатов, формирование выводов исследования.
Authors' declared contribution:
Degtyarev G. P. - articulation of issue, article concept development, critical analysis of the literature, logical structuring of the materials, drawing conclusions.
Degtyarev A. G. - compilation of statistics, tabular and graphical presentation of results, research findings.
Статья поступила 13.11.2019; принята к публикации 20.01.2020. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received on 13.11.2019; accepted for publication on 20.01.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.