УДК 336
Шевченко Марина Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры государственных финансов и банковского дела,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Shevchenko Marina Vladimirovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Public Finance and Banking,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
СПОСОБЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕНСИОНЕРОВ THE WAYS OF MATERIAL SUPPORT FOR PENSIONERS
В статье анализируется система материального обеспечения пенсионеров в современной России. Состав данной системы включает в себя четыре основных компонента. Прежде всего, это регулярный доход, выплачиваемый в системе государственного пенсионного страхования. Также в состав системы материального обеспечения включены доходы от продолжения трудовой деятельности пенсионера, личные сбережения, финансовая помощь членов семьи и родственников. Доминирующим компонентом в структуре данной системы являются пенсионные выплаты. Причем необходимо отметить наличие пенсионеров с доходами ниже прожиточного минимума.
Дополнительным доходом может служить пенсионная выплата в системе негосударственного пенсионного обеспечения. В свою очередь система негосударственных пенсионных фондов имеет проблемы организационного и структурного характера. Данный сектор финансового рынка государства имеет тенденцию к сокращению в следствии высоких требований к функционированию негосударственных пенсионных фондов. Причем постоянно происходит корректировка требований для данных финансовых институтов. Таким образом, у населения растет недоверие к долгосрочным финансовым операциям системы НПФ.
Растет доля граждан пенсионного возраста, занятых на рынке труда. В перспективе на рынке труда треть пенсионеров будет продолжать свою трудовую деятельность.
Доходы населения на протяжении последних нескольких лет имеют тенденцию к сокращению. Значительная доля людей пенсионного возраста являются финансово низко обеспеченными.
Назрела необходимость реформирования пенсионной системы и структуры материального обеспечения пенсионеров. Пересмотр возраста выхода на пенсию может оказать непосредственное влияние на изменение подходов к формированию доходов граждан пенсионного возраста.
Ключевые слова: пенсия, пенсионная система, негосударственные пенсионные фонды, пенсионные накопления.
The article analyzes the system of material security of pensioners in modern Russia. The composition of this system includes four main components. First of all, it is a regular income paid in the system of state pension insurance. Also, the structure of the material security system includes income from continuing work of the pensioner, personal savings, financial assistance of family members and relatives. The dominant component in the structure of this system is pension payments. Moreover, it is necessary to note the presence of pensioners with incomes below the subsistence minimum.
Additional income can serve as a pension payment in the system of non-state pension provision. In turn, the system of nonstate pension funds has problems of an organizational and structural nature. This sector of the state's financial market tends to decrease as a consequence of the high requirements for the functioning of non-state pension funds. Moreover, the requirements for these financial institutions are constantly adjusted. Thus, the population is growing distrust of the long-term financial operations of the APF system.
The share of citizens of retirement age engaged in the labor market is growing. In the future, a third of pensioners in the labor market will continue their work activities.
Incomes of the population over the past few years have tended to decline. A significant proportion of people of retirement age are financially low-income.
There is a need to reform the pension system and the structure of material security of pensioners. The revision of the retirement age can have a direct impact on the change in approaches to the formation of incomes of citizens of retirement age.
Кeyword: pension, pension system, non-state pension funds, pension savings.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях экономического кризиса последних лет доходы населения, в том числе и пенсионеров, имеют тенденцию к сокращению. Система финансового обеспечения пенсионеров является неэффективной. Пенсионные выплаты являются низкими в следствии низкого коэффициента замещения трудового заработка и подвержены инфляционным процессам. Снижение реальных доходов российских пенсионеров определяет низкий уровень индекса их социального положения.
46
Все чаще обсуждается вопрос уровня доходов населения в связи с их относительным снижением. В экономической литературе уделяют внимание анализу бедности населения с учетом различных параметров [1]. В сравнение берутся доходы трудоспособного населения и пенсионеров. Сравнивается среднемесячная заработная плата и начисленная пенсия. Аналитики сравнивают начисленные пенсии в зависимости от их вида. Сравнение проводят с учетом региональных особенностей и тендерных признаков. Соловьев А.К. отмечает, что удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 1992г. сократился более чем в 3 раза [13]. Автор предлагает анализировать в динамике тенденции изменения уровня доходов населения. Ученые проводили сравнительный анализ размера денежных доходов в динамике и пришли к выводу, что наименее защищенной категорией граждан остаются пенсионеры. За последнее десятилетие доходы пенсионеров и трудоспособного населения выросли практически в 6 раз, но разрыв соотношения доходов данных категорий граждан к прожиточному минимуму существенно не изменился. Также отличительной особенностью Российской Федерации является значительное различие уровней доходов населения в зависимости от региона.
Демографические тенденции складываются таким образом, что происходит ускорение роста доли населения пенсионного возраста и государству необходимо обеспечить социальные гарантии по отношению к данной категории граждан. Причем пенсия остается основным (чаще единственным) источником дохода. Соловьев А.К. считает «что в настоящее время на нормативно-правовом уровне проблема абсолютной бедности пенсионеров конкретизирована. Однако на уровне домохозяйств, когда среднедушевой доход определяется с учетом состава семьи и доходов всех ее членов, пенсионеры могут попадать в разряд бедных» [14]
Алимова О.В. и Хизбуллина Р.Р. оценили потребности пенсионеров для нормальной жизнедеятельности в зависимости от состава и совокупного дохода семьи. Причем более 73 % пенсионеров считают наличие материального обеспечения главным для нормальной жизнедеятельности.
Ржаницына Л.С. отмечает, что государство только отслеживает численность пенсионеров как получателей пенсий и фиксирует свои расходы на обеспечение пенсионных обязательств. Автор предлагает определить уровень доходов семей, где присутствуют пенсионеры. В результате исследований было установлено, что самый высокий доход на члена семьи с работающими пенсионерами. Самый низкий доход у семей с неработающими пенсионерами и прочими иждивенцами. Автор отмечает рост размера пенсий на протяжении последнего десятилетия. Причем рост пенсий произошел в пользу менее обеспеченных. На фоне роста доходов пенсионеров заметно выросло их потребление. К прочим можно отнести доходы от экономической деятельности (сдача в аренду жилья, продажа жилья, личное подсобное хозяйство). Работающие пенсионеры могут позволить себе наличие такого вида доходов как проценты по депозитам. Также автор обращает внимание на различие коэффициента замещения по регионам и считает, что мы серьезно отстаем от ряда государств по вопросу финансового обеспечения пенсионеров и что пенсия должна рассматриваться как возмещение утраченного заработка, а не как обеспечение жизнедеятельности в условиях бедности.
В научной литературе отмечается тенденция к снижению коэффициента замещения пенсий по старости. Также затрагивается проблема индексации пенсий по прогнозируемому коэффициенту инфляции, а не по фактическому
Койбаев В.Т. и Савцова А.В. отмечают обострение проблемы финансового обеспечения пенсионной системы РФ в целом. «Уровень пенсий не обеспечивает нормального существования большинства пенсионеров, условия их получения ужесточаются» [4] Среди причин назначения невысоких пенсий авторы считают уклонение от уплаты обязательных взносов в пенсионный фонд РФ предпринимателями. Бизнес считает установленные нормативы завышенными. Также немало важным остается финансирование пенсионного фонда РФ (ПФР) досрочных пенсий. Складывается мнение, что «многократно реформированная модель пенсионного обеспечения России вновь нуждается в изменении» [2]. Дефицитность пенсионного фонда, демография, «теневая» экономика — причины низкого размера пенсий.
Глебкова И.Ю. и Долбик Т. А. проанализировали занятость работающих пенсионеров. Авторы предлагают рассмотреть последствия повышения пенсионного возраста на состояние пенсионной системы, состояние рынка труда, качество жизни населения, изменение потоков финансовых ресурсов. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Международные исследования были проведены почти в 100 странах и были ориентированы на уровень комфорта для пожилого населения. Россия заняла 65 место по комфортности проживания пенсионеров. Возникла необходимость создания системы защиты интересов пожилых людей и сохранения их деятельного существования. Данная задача непосредственно связана с реформированием действующей системы пенсионного обеспечения.
Целью исследования является определение состава и структуры системы финансового обеспечения пенсионеров. Исходя из поставленной цели, были рассмотрены и проанализированы: способы материального обеспечения граждан пенсионного возраста, удельный вес основных доходов пенсионеров,
47
продемонстрировано значение внутрисемейного обеспечения, динамика реальных доходов пенсионных домохозяйств. В статье продемонстрирован низкий уровень системы финансового обеспечения российских пенсионеров. РЕЗУЛЬТАТЫ
Материальная обеспеченность пенсионеров подразумевает пенсионные доходы и также такие показатели как уровень бедности пожилых людей, относительное благосостояние пенсионеров, уровень ВВП на душу населения в государстве.
«Низкий индекс социального положения российских пенсионеров определяет необходимость поиска эффективных путей финансового обеспечения пожилых людей, а также способов повышения социальных выплат» [15]
В настоящее время существует четыре способа материального обеспечения пенсионеров:
1) продолжение трудовой деятельности;
2) внутрисемейное обеспечение;
3) государственное пенсионное обеспечение;
4) личные сбережения.
Реформирование пенсионной системы Российской Федерации начиная с 2002 года ставило перед собой задачу укрепления финансовой устойчивости пенсионной системы и повышение благосостояния граждан, вышедших на заслуженный отдых.
Основным доходом пожилых людей, как правило, является пенсия. В настоящее время минимальная пенсия не соответствует размеру прожиточного минимума. Из региональных бюджетов, как правило, доплачивают разницу между минимальной пенсией и прожиточным минимумом пенсионера (ПМП). На 1 января 2018г. размер минимальной пенсионной выплаты в разных регионах составляет от 7044 руб. до 17500 (г. Москва).
Российская пенсионная система кроме распределительного финансового механизма включает также и накопительный. Причем введение накопительного элемента пенсионной системы потребовало поиска дополнительных финансовых ресурсов. Развивающийся рынок негосударственных пенсионных фондов имеет свои проблемы.
34,4 млн чел. доверили накопительную пенсию негосударственным пенсионным фондам. Привлечение новых клиентов НПФ происходит массово (рис. 1).
На 1 января 2017 г. 34,4 млн чел. (рис. 2) имеют пенсионные накопления в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Система НПФ предлагает новые продукты на своем рынке (индивидуаль-
90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
всего: 71,6
11,0
всего: 74,5
15,4
всего: 77,1
20,0
всего: 78,9
22,4
всего: 80,2
22,4
всего: 80,7
вс его: 77,1
30,9
60,0
0,6
58,5
0,6
56,5
0,6
56,0
0,5
57,3
0,5
34,4
49,3
0,5
42,3
0,4
2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
В ПФР (ВЭБ) В ПФР (ЧУК) В НПФ Рис. 1. Застрахованные лица с пенсионными накоплениями, млн чел. (Составлено на основании [7]).
48
34,4
28,1
22,2
20 15 10 5
19,5
15,2
10,9
7,3
5,5
09 1,9
3,6
О О ^О 1-4 о о
-Н £
Н ^
т т
40 40
Рис. 2. Клиентская база НПФ, млн чел. (Составлено на основании [8]).
29,4
0
ный пенсионный капитал). К концу 2017 г. в результате сокращения количества НПФ численность основных участников рынка насчитывает 68.
В настоящее время НПФ имеют статус небанковских финансово — кредитных организаций с наличием пенсионных активов в объеме 2,4 трлн. руб. что составляет 2,8 % ВВП (на момент 2016 г.).
Количество заявлений для вступления в систему НПФ продолжает расти. Причем увеличение застрахованных лиц в системе НПФ происходит в первую очередь за счет «пограничных возрастных групп», а также более молодого поколения.
Мораторий на «заморозку» накопительной части пенсии, негативно сказывается на будущем доходе граждан, т. к. инвестирование накопительной части пенсии (посредством НПФ) увеличивает размер пенсионных накоплений.
Таблица 1. Средства, не направленные на формирование пенсионных накоплений, млн руб. *
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016г. 2017 г. 2018 г. 1 2019 г.1
Неуплаченные страховые взносы на формирование накопительной пенсии 243,9 307,4 342,2 407,7 455,3 502,1
Недополученный инвестиционный доход по итогам года с учетом потерь предыдущих лет 6,2 74,1 104,6 104,0 143,2 188,4
Средства, не поступившие на формирование накопительной пенсии по итогам года 250,1 381,5 446,3 511,7 598,5 690,5
Средства, не поступившие на формирование накопительной пенсии накопленным итогом 250,1 631,7 1078,5 1590,2 2188,7 2879,1
1 прогноз
* [7]
В результате процесса оптимизации на рынке негосударственного пенсионного обеспечения растет объем пенсионных накоплений крупнейших НПФ. Первая десятка в рейтинге сосредоточила 83,7 % в общей структуре НПФ.
Прогнозируется, что пик пенсионных выплат системы НПФ придется на период 2037-2047 гг. Аналитики предполагают, что данный период будет более благоприятен для роста выплат пенсионных накоплений. Причем выбор варианта получения пенсионной выплаты будет определяться индивидуально.
За два последних десятилетия произошло сокращение количества НПФ на 71 %. Высокие стартовые условия для появления новых НПФ ведут к сокращению данного сектора. Текущее реформирование сектора НПФ создает жесткие условия для его развития.
Сохраняется высокая вероятность консолидирования рынка НПФ на ближайшую перспективу, вследствие постоянного пересмотра требований регулятора (рис. 6).
Общая экономическая ситуация отразилась и на состоянии рынка НПФ. Два основных фактора, влияющих на уровень доходности пенсионных инвесторов: нестабильность фондового рынка и вступление в Систему гарантирования.
49
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Рис. 4. Среднемесячный размер пенсионных выплат в НПФ, руб. (Составлено на основании [8]).
Доходность НПФ от размещения пенсионных резервов в 2017 г. достигла 12,2 % годовых. Учитывая девальвацию рубля, большинство НПФ добились уровня доходности превышающего сложившейся уровень инфляции.
В настоящее время складывается тенденция продолжения трудовой деятельности населения старших возрастных групп. Официальные данные Министерства труда РФ фиксируют рост уровня занятости пенсионеров с каждым годом. По оценкам экспертов уже к 2025 г. количество работающих пенсионеров достигнет более 35 % от общего количества людей пенсионного возраста. В 2016 г. данный показатель составил 29,8 %. Кризисные явления российской экономики стимулируют представителей старшего возраста для продолжения трудовой деятельности.
Ситуация на рынке труда складывается таким образом, что в результате высокой конкуренции и растущей безработицы происходит вытеснение работников старшего возраста. Характер проблем, связанных с трудовой занятостью работающих пенсионеров включает: сокращения рабочих мест, сложившиеся в обществе стереотипы,
Мотивацией от отказа от продолжения трудовой деятельности является состояние здоровья.
Использование трудового потенциала населения пожилого возраста является одним из наиболее значимых факторов экономического развития государства. Только период 2012-2016 гг. продемонстрировал рост занятости людей пенсионного возраста на 800 тыс. чел. Причем, необходимо отметить,
50
12000
10000
8000
6000
4000
2000
0
Пожизненно Срочно Единовременно
2012 год "2013 год "2014 год "2015 год "2016 год Рис. 5. Выплаты пенсионных накоплений в ПФР (Составлено на основании [7]).
1996 1 997 1998 1999 2000 2001 200 2 200 3 200 4 2005 2006 2007 2008 200 9 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 04.08.
2017
НПФ с ПН ■ НПФ без ПН Рис. 6. Численность НПФ (Составлено на основании [8, 9]).
что продолжают трудовую деятельность более половины женщин в возрасте 55-59 лет и примерно треть мужчин возрастной группы 60-65 лет. По данным Федеральной службы государственной статис-
51
тики на момент 2016 г. продолжительность трудовой деятельности после выхода на пенсию составляет 6,5 лет.
Несколько большая продолжительность жизни женщин по отношению к продолжительности жизни мужчин вызвала преобладание доли женщин в структуре работающих пенсионеров. Также большую роль играет возраст выхода на пенсию для женщин (на 5 лет ранее мужчин).
12%
■ Наука и образование
■ Торговля и общественное питание
■ Медицина
■ Культура и искусство
■ Оборонная промышленность
■ Социальное обслуживание
■ Другие сферы
Рис. 7. Сферы занятости работающих пенсионеров (Составлено на основании [9]).
В свою очередь государство проводит политику стимулирования продления трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста. В настоящее время введены повышающие коэффициенты в расчете пенсионных выплат, величина которых напрямую зависит от длительности трудового стажа после наступления пенсионного возраста. Также принята «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 г.». Назрела необходимость повышения привлекательности работающего пенсионера. Для этого необходимо совершенствовать нормативную базу в сфере политики труда и занятости лиц пенсионного возраста. Необходимо определить правовой статус работающего пенсионера и законодательно определить его права.
Внутрисемейное обеспечение пенсионеров предусматривает наличие доходов у работающих членов семьи. Социологические исследования показали, что более 60 % респондентов получают систематическую помощь от детей, 19,5 % — получают материальную помощь от родственников.
Таблица 2. Динамика доходов, заработной платы, пенсии и индекса потребительских цен, % *
2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Доходы номинальные 11,7 7,1 10,6 1,0
реальные располагаемые 4,0 -0,7 -3,2 -5,9
Заработная плата номинальная 11,9 9,1 5,1 7,8
реальная 4,8 1,2 -9,0 0,7
Пенсия номинальная 9,7 8,8 11,2 3,4
реальная 2,8 0,9 -3,8 -3,4
Мемо: ИПЦ в среднем за январь-декабрь 6,8 7,8 15,5 7,1
* Составлено на основании [9]
Современная экономическая ситуация складывается таким образом, что на протяжении предыдущих четырех лет происходит падение доходов населения. Это означает, что реально сокращается количество потребляемых товаров и услуг. Лишь в январе 2017 г. Правительство выплатило всем пенсионе-
52
рам по 5 тыс. руб. отказавшись выплачивать индексацию пенсий. Таким образом, именно в данном периоде был зафиксирован рост доходов граждан пенсионного возраста.
0
-2
-4
-6
-8
-10 -12
2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Рис. 8. Реальные доходы населения Российской Федерации за период 2013-2017 гг. (Составлено на основании [9]).
Ожидать роста реальных доходов пенсионеров пока не приходится, Таблица 3. Изменение
т. к. небольшой роста экономики (1,6 %) недостаточен для роста дохо- реальных доходов населе-дов населения. Явно упали доходы от предпринимательства, вкладов и ния РФ, % * депозитов, продажи недвижимости и аренды жилья. Рост уровня инфляции и курса доллара «съедает» индексации и дотации. Социологи утверждают, что более 70 % своих доходов россияне тратят на питание. Выросла доля людей, которым денег на еду хватает не всегда с 16 % до 20 %.
За четыре года процент падения доходов населения составил 11,1 %.
Если проследить период 2000-2017 гг. то статистика изменения реальных доходов населения выглядит следующим образом (табл. 3).
В период 2014-2017 гг. отмечен снижением реальных доходов зависимых слоев населения, к которым относятся пенсионеры. В 2017 г. не была проведена индексация пенсионных выплат на инфляцию за предыдущий период. Была предоставлена единовременная выплата каждому не работающему пенсионеру Причем средний размер пенсии на момент 2016-2017 гг. не дотягивает до 13 тыс. руб.
Реальные доходы населения реагируют на изменение уровня налогообложения физических лиц. Например, произошло изменение условий налогообложения объектов недвижимости, находящееся в собственности у населения. Так теперь налог на недвижимость считается из расчета кадастровой (рыночной) стоимости объекта, а не по оценочной стоимости жилья.
Необходимо отметить рост коммунальных платежей, который в свою очередь также влияет на уровень благосостояния населения.
В настоящее время лишь 3 % пенсионеров считают себя финансово высоко обеспеченными, 21 % может себе позволить необходимое, 74 % считают себя низко обеспеченными в финансовом отношении и 2 % — не могут позволить себе полноценного питания. ВЫВОДЫ
В структуре финансового обеспечения российских пенсионеров доминирующим компонентом являются пенсионные выплаты. Причем наибольший удельный вес пенсий среди остальных финансовых
53
год %
2000 9,1
2001 8,7
2002 11,1
2003 15
2004 10,4
2005 12,4
2006 13,5
2007 13,1
2008 2,4
2009 3
2010 5,9
2011 0,5
2012 4,6
2013 4
2014 -0,7
2015 -3,2
2016 -5,6
2017 -1,3
* [9]
год год год год год год год год год год год год год год год год год год год
Рис. 9. Изменение реальных доходов населения РФ в период 1999-2017 гг. (Составлено на основании [9]).
источников пожилых людей обусловлен их обязательным характером. Остальные источники финансового обеспечения пенсионеров являются более сложными в своей реализации.
Тенденции развития российского рынка труда и состояние здоровья людей пенсионного возраста значительно снижают возможности активной трудовой деятельности.
Неэффективность системы финансового обеспечения граждан пенсионного возраста обуславливает их как финансово низко обеспеченных.
Минимальный потребительский бюджет пенсионера зависит от источников его материального обеспечения. В настоящее время большинство пенсионеров могут позволить приобретать продукты питания и предметы первой необходимости, не имея возможности приобретения культурных услуг и товаров для проведения досуга и отдыха. Минимальный потребительский бюджет пенсионера зачастую не может позволить формирование сбережений как кратковременного, так и долговременного характера.
Высока доля пенсионеров, получающих пенсию в размере ниже средней. Подавляющее число пенсионеров продолжают трудовую деятельность по причине низкого размера пенсионных выплат. В совокупности наличие заработной платы и получаемой пенсии дает возможность увеличения уровня жизни пенсионера до уровня 2-3 прожиточных минимумов пенсионера.
Реформирование пенсионной системы проходило несколько этапов на протяжении почти тридцати лет и не решило проблему низких размеров пенсий. Формирование финансовых ресурсов пенсионной системы в достаточном объеме, прежде всего, можно добиться оптимальным соотношением числа пенсионеров и работающих граждан. В связи с этим необходима ревизия возрастов выхода на пенсию, а также ревизия пенсионных льгот, что позволит изменить потоки финансовых ресурсов пенсионной системы.
Низкие темпы развития экономики ведут к снижению численности работающих лиц в расчете на одного пенсионера.
Связь между уровнем доходов населения и участием в системе негосударственного пенсионного страхования является прямой. Абсолютное большинство работающих граждан не в состоянии формировать свои пенсионные права в системе НПФ. Также присутствует недоверие к долгосрочным инвестициям.
Главным способом улучшения финансового обеспечения пенсионеров и поднятия их уровня жизни является проведение структурных реформ. В данном случае поднятие пенсионного возраста может считаться эффективной мерой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воробьев Ю.Н. Пенсионное страхование в России: теория и практика: монография / Ю.Н. Воробьев. — Симферополь: ПОЛИПРИТ, 2018. — 224 с.
2. Индутенко А.Н. Современные проблемы материального обеспечения пенсионеров в России / А.Н. Индутенко, Н.Д. Кохоленко // Новая наука: опыт, традиции, инновации. — 2017. — Т. 3, № 1. — С. 144-149.
3. Истомина О.Б. Место пенсионных выплат в структуре обеспечения российских пенсионеров / О.Б. Истомина, Т.Б. Аншукова // Вестник бурятского государственного университета. — 2015. — №14. — С. 46-51.
54
4. Койбаев В.Т. К вопросу о проблемах формирования финансовых ресурсов пенсионной системы Российской Федерации / В.Т. Койбаев, А.В. Савцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2Q17. — № S (б2). — С. 8б-91.
5. Ляшок В.Ю. Факторы роста размера пенсий в современной России / В.Ю. Ляшок, В.С. Назаров, М.С. Орешкин // Финансовый журнал. — 2Q16. — № 1. — С. 7-22.
6. Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: napf.ru/ (дата обращения: 11.1Q.2Q18).
7. Пенсионный фонд Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.pfrf.ru/ (дата обращения: 1Q.1Q.2Q18).
8. Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.cbr.ru (дата обращения: 11.1Q.2Q18).
9. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru/ (дата обращения: ll.lQ.2Ql8).
1Q. Ржаницына Л. С. Пенсионеры: как они живут и как улучшить их положение / Л.С. Ржаницына // Социологические исследования. — 2Q16. — № 11. — С. б 1 —71.
11. Салин В.Н. Занятость пенсионеров (статистический анализ) / В.Н. Салин, И.Ю. Глебкова, Т.А. Долбик-Воробей / / Вестник финансового университета. — 2Q16. — № S. — С. S 8—бб.
12. Соловьев А.К. Бедность пенсионеров: факторы формирования и условия преодоления / А.К. Соловьев // Вестник московского университета. — 2Q1S. — Сер. 18, № 1. — С. 138—18б.
13. Соловьев А.К. Бедность пенсионеров: социально-экономические причины и условия преодоления / А.К. Соловьев // Финансовые исследования. — 2Q16. — № 4 (S3). — С. 142—1S6.
14. Соловьев А.К. Анализ уровня бедности пенсионеров: региональные аспекты / А.К. Соловьев // Финансовые исследования. — 2Q17. — № 1 (S4). — С. 83—9S.
15. Соловьев А.К. Проблемы оценки эффективности индивидуально — накопительной модели пенсионного страхования / А.К. Соловьев // Финансы: теория и практика. — 2Q18. — Т. 22, №2. — С. 9Q—1QS.
16. Сонина Ю. Пенсионеры на российском рынке труда: тенденции экономической активности людей пенсионного возраста / Ю. Сонина, М. Колосницына // Демографическое обозрение. — 2Q1S. — Т. 2, № 2. — С. 37—S3.
SPISOK LITERATURY
1. Vorobyov Yu.N. Pensionnoye strakhovaniye v Rossii: teoriya i praktika: monografiya / Yu.N. Vorobyov. — Simferopol': POLIPRIT, 2Q18. — 224 s.
2. Indutenko A.N. Sovremennyye problemy material'nogo obespecheniya pensionerov v Rossii / A.N. Indutenko, N.D. Kokholenko // Novaya nauka: opyt, traditsii, innovatsii. — 2Q17. — T. 3, № 1. — S. 144—149.
3. Istomina O.B. Mesto pensionnykh vyplat v strukture obespecheniya rossiyskikh pensionerov / O.B. Istomina, T.B. Anshukova // Vestnik buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2Q1S. — №l4. — S. 46—S1.
4. Koybayev V.T. K voprosu o problemakh formirovaniya finansovykh resursov pensionnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii / V.T. Koybayev, A.V. Savtsova // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. — 2Ql7. — № S (б2). — S. 8б—91.
5. Lyashok V.Yu. Faktory rosta razmera pensiy v sovremennoy Rossii / V.Yu. Lyashok, V.S. Nazarov, M.S. Oreshkin // Finansovyy zhurnal. — 2Q16. — № 1. — S. 7—22.
6. Natsional'naya assotsiatsiya negosudarstvennykh pensionnykh fondov: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: napf.ru/ (data obrashcheniya: 11.1Q.2Q18).
7. Pensionnyy fond Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.pfrf.ru/ (data obrashcheniya: 1Q.1Q.2Q18).
8. Tsentral'nyy bank Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru (data obrashcheniya: 11.1Q.2Q18).
9. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/ (data obrashcheniya: 11.1Q.2Q18).
1Q. Rzhanitsyna L.S. Pensionery: kak oni zhivut i kak uluchshit' ikh polozheniye / L.S. Rzhanitsyna // Sotsiologicheskiye issledovaniya. — 2Q16. — № 11. — S. 61—71.
11. Salin V.N. Zanyatost' pensionerov (statisticheskiy analiz) / V.N. Salin, I.Yu. Glebkova, T.A. Dolbik-Vorobey // Vestnik finansovogo universiteta. — 2Q16. — № S. — S. S8—66.
12. Solov'yev A.K. Bednost' pensionerov: faktory formirovaniya i usloviya preodoleniya / A.K. Solov'yev // Vestnik moskovskogo universiteta. — 2Q1S. — Ser. 18, № 1. — S. 138—186.
13. Solov'yev A.K. Bednost' pensionerov: sotsial'no-ekonomicheskiye prichiny i usloviya preodoleniya / A.K. Solov'yev / / Finansovyye issledovaniya. — 2Q16. — № 4 (S3). — S. 142—1S6.
14. Solov'yev A.K. Analiz urovnya bednosti pensionerov: regional'nyye aspekty / A.K. Solov'yev // Finansovyye issledovaniya. — 2Q17. — № 1 (S4). — S. 83—9S.
15. Solov'yev A.K. Problemy otsenki effektivnosti individual'no — nakopitel'noy modeli pensionnogo strakhovaniya / A.K. Solov'yev // Finansy: teoriya i praktika. — 2Q18. — T. 22, №2. — S. 9Q—1QS.
16. Sonina Yu. Pensionery na rossiyskom rynke truda: tendentsii ekonomicheskoy aktivnosti lyudey pensionnogo vozrasta / Yu. Sonina, M. Kolosnitsyna // Demograficheskoye obozreniye. — 2Q1S. — T. 2, № 2. — S. 37—S3.
Статья поступила в редакцию 26 октября 2Q18 года Статья одобрена к печати 1S января 2Q19 года
SS