Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИВОТНОВОДСТВО / РАСТЕНИЕВОДСТВО / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литкевич Антон Иванович, Гортаева Татьяна Ивановна, Киселица Елена Петровна

Проведено исследование значимости агропромышленного комплекса и текущее социально-экономическое развитие Тюменской области (без автономных округов). Сопоставлены показатели агропромышленного комплекса региона с другими субъектами РФ, по отдельным показателям определена оценка рейтингового места по сравнению с другими регионами. Исследована динамика изменения показателей развития отрасли, оплаты труда и численности работников организаций отрасли за период 2010-2020 гг. Сделаны выводы о перспективах дальнейшего развития отрасли сельского хозяйства в регионе с учетом формирования агропромышленного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Литкевич Антон Иванович, Гортаева Татьяна Ивановна, Киселица Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURE SECTOR OF THE TYUMEN REGION AND THE TRANSITION TO AGRICULTURAL CLUSTER

The article studies the signi cance of the agro-industrial complex and the current socio-economic development of the Tyumen region (excluding the autonomous okrugs). The indicators of the agro-industrial complex of the region are compared with other constituent entities of the Russian Federation, according to individual indicators, an assessment of the ranking place is determined in comparison with other regions. The dynamics of changes in the indicators of the development of the industry, wages and the number of employees of organizations in the industry for the period 2010-2020 has been investigated. Conclusions are made about the prospects for the further development of the agricultural sector in the region, taking into account the formation of an agro-industrial cluster.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 10 (456). Экономические науки. Вып. 74. С. 204-211.

УДК 338.432+332.1 DOI 10.47475/1994-2796-2021-11023

ББК 65.32+65.04

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

А. И. Литкевич1, Т. И. Гортаева, Е. П. Киселица2

1 Государственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюмень, Россия 2 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия

Проведено исследование значимости агропромышленного комплекса и текущее социально-экономическое развитие Тюменской области (без автономных округов). Сопоставлены показатели агропромышленного комплекса региона с другими субъектами РФ, по отдельным показателям определена оценка рейтингового места по сравнению с другими регионами. Исследована динамика изменения показателей развития отрасли, оплаты труда и численности работников организаций отрасли за период 2010-2020 гг. Сделаны выводы о перспективах дальнейшего развития отрасли сельского хозяйства в регионе с учетом формирования агропромышленного кластера.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, животноводство, растениеводство, Тюменская область.

Агропромышленный комплекс региона объединяет в себе сферу сельскохозяйственного производства: животноводство и растениеводство, кормопроизводство, хранение и переработку сырья, рыбное хозяйство, сферу перерабатывающей промышленности, включая производство пищевой продукции. Производство сельскохозяйственной техники, удобрений и агрохимикатов непосредственно связаны с агропромышленным комплексом и обеспечивают устойчивое его развитие1.

Агропромышленный комплекс является приоритетным сектором экономики и играет важную роль в социально-экономическом развитии Тюменской области, обеспечивая необходимую потребность в продовольствии и создавая рабочие места в сельской местности [5].

В регионе проживает 1,5 млн человек (1 % населения РФ; без учета населения автономных округов), из которых 0,8 млн — в городском округе Тюмень. Тюменская область (за исключением ХМАО и ЯНАО) один из немногих регионов, который демонстрирует положительную демографическую динамику, что создает дополнительные

потребности в основных видах продукции сель-

2

скохозяйственного производства .

Официальный портал Органов исполнительной власти Тюменской области. URL: http://admtyumen.ru (дата обращения: 05.02.21).

2Официальный портал Органов исполнительной власти Тюменской области. URL: http://admtyumen.ru

(дата обращения: 05.02.21).

Естественный прирост населения за 2019 г. в Тюменской области (без автономных округов (АО)) составил 3072 человека, при снижении населения в Уральском федеральном округе на 9553 человека и в целом по РФ — на 317 233 человека3.

Валовой региональный продукт (ВРП) области без учета автономных округов составляет 1,5 % совокупного ВРП регионов РФ.

В ВРП юга Тюменской области за 2018 г. совокупная доля продукции сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства составила 4,1 %.

Наибольшую долю в структуре производства продукции сельского хозяйства Тюменской области (без АО) составляет отрасль животноводства, которая по итогам 2020 г. составила 63,8 % с показателем 46702,7 млн руб. (43546,0 млн руб. в 2019 г.) в стоимостном выражении (рис. 1). Общий объем производства продукции сельского хозяйства в регионе в стоимостном выражении за 2020 г. составил 73 149,0 млн руб. В предыдущем году произведено продукции на 70 692,5 млн руб. Это четвертый показатель в УрФО. Первое место в округе по производству продукции сельского хозяйства за 2019 г. занимает Челябинская область с объемом производства на сумму 122 501 млн руб. и тринадцатое место — в РФ (первое место — Краснодарский край - 417 201 млн руб.) (рис. 2).

3Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 05.02.21).

26446,3

■ Животноводство ■ Растениеводство

Рис. 1. Производство продукции сельского хозяйства за 2020 год в разрезе подотраслей, млн руб.

Источник: предварительные данные Федеральной службы государственной статистики1.

Производство продукции сельского хозяйства в Тюменской области (без АО) после однократного снижения в 2011 г. с 2012 г. характеризуется стабильным среднегодовым темпом прироста в 5,6 %. Стабильный рост обеспечен за счет ввода новых высокотехнологичных производственных объектов, модернизации действующих производств.

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.02.21).

Наибольший вклад в производство продукции сельского хозяйства региона обеспечивают Тюменский муниципальный район, Голышмановский городской округ и Упоровский муниципальный район с показателями за 2019 г. соответственно 16 588,4 млн руб. (23,5 % от областного объема), 7405,1 млн руб. (10,5 %) и 5664,1 млн руб. (8,0 %) .

Индекс производства продукции сельского хозяйства с 2015 г. показывает положительную динамику. Наибольший рост индекса отмечается в 2011 г. (112,7 %) и 2017 г. (105,2 %).

Тюменская область (без АО) обеспечивает потребности населения региона основными видами сельскохозяйственных продуктов. По продукции, представленной в табл. 1, Тюменская область (без учета АО) имеет результаты, превышающие средний уровень производства на душу населения по УрФО и РФ. Исключение составляют овощи.

Потребление основных видов продукции сельского хозяйства в Тюменской области представлено в табл. 2.

За последние годы объемы потребления значительно не изменяются. Как показывают статистические данные, несмотря на достаточное производство продукции в Тюменской области, объемы потребления продуктов по отдельным видам продукции не соответствуют рекомендуемым рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания Минздрава РФ [8].

417201

18408

111353

117486 125859 119417 122501

58435

39430

51648 48318

51565 57264 60922 63464 64578 65005 70693

2010 2011 2012 2013 —•—Тюменская область (без АО)

2014 2015 2016 •—Челябинская область

2017 2018 2019 — Краснодарский край

Рис. 2. Изменение производства продукции сельского хозяйства за период с 2011 по 2019 год, млн руб. Источник: данные Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru)

Источник: приказ Минздрава России от 19 августа 2016 г № 614, данные Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru), расчет автора.

Таблица 1

Объем производства основных сельскохозяйственных продуктов в 2019 году на душу населения

Основные продукты Норма Минздрава РФ (с изм. 01.12.20) Тюменская область (без АО) Уральский федеральный округ Российская Федерация

Яйца, шт. 260 1035 397 306

Молоко от всех видов животных, кг 325 365 159 214

Скот и птица на убой, кг 73 77 61 74

Овощи, кг 140 86 49 96

Картофель, кг 90 268 155 150

Зерновые и зернобобовые, кг — 970 465 826

Пшеница, кг — 575 296 507

Таблица 2

Потребление продуктов питания на душу населения в Тюменской области в 2019 году, кг

Продукт Кол-во

Картофель 85

Овощи и бахчевые 79

Мясо и мясопродукты 54

Молоко и молочные продукты 178

Яйца и яйцепродукты, штук 300

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru).

На 2010-2019 гг. производственная структура по категориям хозяйств в Тюменской области (без АО) значительно не изменилась. Доля категории сельскохозяйственных организаций на протяжении всего периода преобладает с показателем в 2019 г. 67,4 % (57,7 % — в РФ) в общем объеме производства, хозяйства населения составили 27,1 % (28,6 % в РФ), крестьянские (фермерские) хозяйства — 5,5 % (13,7 % в РФ).

В регионе в период с 2010 по 2019 г. отмечается устойчивый рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (в 2019 г. к 2010 г. — 243,5 %) при сокращении среднесписочной численности работников в организациях по ОКВЭД «Сельское хозяйство» (табл. 4).

Общероссийский показатель за 2019 г. по видам экономической деятельности «Сельское хозяйство», «Лесное хозяйство», «Охота», «Рыбоводство» и «Рыболовство» составил 31 728 руб. (на 12,9 % выше, чем среднемесячная начисленная заработная плата (номиналь-

99,3 99 96,6 98,5 105,2 100 102,7

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 3. Изменение индекса производства продукции сельского хозяйства в Тюменской области (без АО) в сопоставимых ценах

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru)

ная) в Тюменской области без учета округов по ОКВЭД «Сельское хозяйство»).

Отрасль животноводства в 2019 г продемонстрировала рост индекса производства продукции животноводства, который в хозяйствах всех категорий составил 104 % (к 2018 г.).

Численность основного вида сельскохозяйственных животных — крупного рогатого скота — во всех категориях хозяйств Тюменской области (без АО) на конец 2019 г. составила 244,2 тыс. голов (27-е место в РФ).

По производству молока в хозяйствах всех категорий по итогам 2019 г. Тюменская область (без АО) занимает 21-е место на уровне всех субъектов РФ с показателем в абсолютном выражении 557,0 тыс. т1.

По продуктивности продуктивного стада в сельскохозяйственных организациях Тюменская

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.02.21).

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru).

Таблица 4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в организациях по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство»

в Тюменской области (без АО)

Таблица 3

Структура производства продукции сельского хозяйства в разрезе категорий хозяйств в

Тюменской области (без АО)

Категория Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Сельскохозяй- 445,2 550,0 446,6 449,3 447,2 554,7 556,2 660,8 663,9 667,4

ственные органи-

зации

Хозяйства населе- 551,2 44,8 448,9 445,6 448,2 440,3 339,0 333,9 330,6 227,1

ния

Крестьянские (фермерские) хо- 33,6 55,2 44,5 55,1 44,7 55,0 44,8 55,3 55,5 55,5

зяйства

Показатель Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Среднемесячная номинальная начисленная плата одного работника, руб. заработная 111 344,3 113 928,8 115 528,9 116 559,8 119 111,4 220 764,2 222 002,6 224 504,0 225 972,9 227 623,8

Среднесписочная численность работников, чел. 7 7 8 1 61 5 1 91 0 8 0 2

8 2 6 4 2 5 6 1

VO m CS rn CS CS о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о\ ON 00 00 00 00 VO VO

2 2

2 2 1 1 1 1 1 1 1 1

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru).

область (без АО) по итогам 2019 г. заняла 20-е место с показателем 6963 кг/гол. (ниже уровня лидирующей по этому показателю Ленинградской области на 25,6 %) (рис. 4). Продуктивность коров в сельхозорганизациях Тюменской области (без АО) выше среднего показателя по РФ на 673 кг [13].

По производству скота и птицы на убой (убойный вес) в категории всех хозяйств регион занимает 33-е место в РФ с показателем за 2019 г. в абсолютном выражении 117,2 тыс. т (рост с 2010 г. на 15,2 %).

Высокая конкуренция среди субъектов УрФО сохраняется в отрасли птицеводства. Шестое, седьмое и восьмое места по производству яиц в РФ по всем категориям хозяйств занимают Челябинская, Тюменская (без АО) и Свердловская области с показателями соответственно 1602,1 млн, 1582,1 млн и 1572,3 млн шт. Рост производства яиц в регионе за 2010-2019 гг. составил 18,4 %1.

Официальный сайт Федеральной службы государ-

В растениеводстве по категориям всех хозяйств в 2018 г. индекс производства продукции составил 100,9 %.

Общая посевная площадь на территории региона (без АО) в 2019 г. составила 1041,1 тыс. га (третий показатель в УрФО).

По валовому сбору зерна (в весе после доработки) по итогам 2019 г. Тюменская область (без АО) заняла 26-ю позицию среди регионов РФ с абсолютным показателем 1481,7 тыс. т (3-е место в УрФО).

Резюмируя проведенное исследование, авторы обращают внимание на большой объем работы, проделанной за последние годы производителями сельскохозяйственной продукции, органами местного самоуправления, органами исполнительной и законодательной власти Тюменской области, направленной на достижение устойчивого развития

ственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.02.21).

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

-Тюменская область

-Ленинградская область

■Российская Федерация

Рис. 4. Продуктивность коров в сельскохозяйственных организациях, кг/гол. Источник: данные Федеральной службы государственной статистики (http://

www.gks.ru).

агропромышленного комплекса, экономики региона и РФ в целом. Приложенные усилия отражаются в обеспечении продовольственной безопасности и положительной динамике большинства статистических показателей, характеризующих развитие агропромышленного сектора экономики [15].

Несмотря на сложные природно-климатические условия, особенности предоставления государственной поддержки сельского хозяйства РФ, агропромышленный комплекс Тюменской области имеет большой потенциал развития, который может быть реализован благодаря высокой инвестиционной привлекательности региона, намерениям инвесторов по реализации крупных проектов, наличию незагруженных мощностей перерабатывающей промышленности и рынка сбыта продукции (федеральные логистические центры, развитая сеть общественного питания и потребительской торговли), включая экспортный потенциал.

Следует отметить, что статистические данные не отражают полного и объективного состояния агропромышленного комплекса Тюменской области. Как и большинство усредненных макроэкономических показателей, статистические данные имеют в том числе положительную динамику. Для более детальной и объективной оценки ситуации в агропромышленном комплексе дальнейшие исследования целесообразно проводить, анализируя финансово-экономическое состояние и производственные показатели предприятий, разделяя их на сегменты в зависимости от сроков реализации проекта или ввода объектов в эксплуатацию [4].

В условиях высокой зависимости сельскохозяйственных производителей от государственной поддержки, регулярного роста себестоимости производства предприятия агропромышленного

комплекса ожидают сложный период и новые экономические вызовы [14].

В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов областного бюджета на 2021 г., утвержденным законом Тюменской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», объем расходов бюджета области на отрасли сельского хозяйства и рыболовства запланирован в сумме 4 518 621 тыс. руб. Этот показатель на 33,9 % ниже, чем расходы областного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2020 г. [7].

В качестве проблематики агропромышленного комплекса региона необходимо выделить следующие факторы:

• отсутствие высококвалифицированных кадров в сельской местности, отток молодого поколения вследствие урбанизации, высокий средний возраст сотрудников сельскохозяйственных предприятий. Тюменская область характеризуется растущей степенью урбанизации: на начало 2010 г. в городах проживало 60,5 % населения, к концу 2019 г. — уже 67,5 %;

• высокая зависимость от импорта оборудования для животноводства (доильное оборудование, оборудование для хранения молока, кормовые решетки, 1Т-продукты и др.), генетических ресурсов, а именно от импорта поголовья крупного рогатого скота, семени быков-производителей, родительского поголовья в птицеводстве, хряков — в свиноводстве [4].

Только за 2016-2020 гг., по данным регионального органа управления аграрной отраслью, в область было импортировано 7793 голов крупного рогатого скота. Данная ситуация обусловлена отсутствием предложения значительного количества высокопродуктивного племенного поголо-

вья скота для реализации на внутреннем рынке, технологическими процессами и создает отрицательный экономический эффект в виде оттока капитала.

Еще одним негативным фактором развития производства сельскохозяйственной продукции может явиться концентрация объемов производства в руках крупных производителей и уход с рынка более гибких средних и малых предприятий комплекса аграрной промышленности [2].

Дальнейшее успешное функционирование сельскохозяйственных производителей региона возможно при условии повышения эффективности деятельности, основанном на повышении производительности труда, внедрении технологий бережливого производства, использовании цифровых технологий с целью автоматизации процессов, на привлечении высококвалифицированных специалистов на ключевые позиции, совершенствовании системы менеджмента, повышении энергоэффективности и оптимизации производственных процессов, элементарном соблюдении технологических процессов и качественном управленческом учете [3, 10].

Решение кадровой проблемы зависит в том числе от государственной политики и возможно при условии успешной реализации комплексного развития сельских территорий и устойчивого развития села, создания инфраструктуры в сельской местности, развития малого и среднего предпринимательства, выстраивания системы непрерывного аграрного образования. Существующая компенсация части затрат в виде государственной поддержки на привлечение молодых специалистов в сельскохозяйственное производство безусловно имеет положительные результаты, но не защищает агропредприятия от дальнейшей смены сферы деятельности привлеченных специалистов и не решает проблему с отсутствием кадров высшей квалификации на селе. Одним из возможных вариантов являлется наем в качестве работников

среднего и высшего звена или консультантов иностранных специалистов, высококвалифицированных кадров из других регионов с возможной компенсацией части затрат на их содержание из государственного бюджета [9].

В решении вопроса зависимости от импорта также важная роль возлагается на органы государственного управления: требуется локализация наукоемких инвестиционных проектов, связанных с геномными технологиями и промышленным производством (элевер с современными быками-производителями, лаборатория по производству семени, трансплантации эмбрионов, внедрение в производство геномных технологий) [12].

Решение указанных проблем может быть обеспечено благодаря реализации стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 г., утвержденной Законом Тюменской области от 24 марта 2020 г. № 23, которая предусматривает создание агропромышленного кластера. Планом мероприятий по реализации стратегии, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2020 г. № 870-п, намечено выполнение комплекса мероприятий по созданию и развитию агропромышленного и биотехнологического кластера, ответственность за реализацию которого возложена на ряд исполнительных органов государственной власти Тюменской области [6]. Успешное взаимодействие в рамках выполнения данных мероприятий и создание кластера может стать новым драйвером развития сельскохозяйственной отрасли региона. Развитие агротехнологического и биологического кластера может стать одним из ключевых стратегических элементов социально-экономического роста [11].

Достижение целевых показателей возможно при скоординированном и эффективном взаимодействии всех заинтересованных сторон, включая научно-образовательный сектор, органы власти и предпринимательское сообщество.

Список литературы

1. Бабичева Л. В. Современные тенденции развития производства молока и молокопродуктов в условиях рыночной экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2017. № 7. С. 78-80.

2. Бетляев Р. О., Литкевич А. И. Перспективы развития молочного животноводства Тюменской области // Молочная промышленность. 2019. № 7. С. 60-61.

3. Елфимов А. Эффективность государственного регулирования процесса воспроизводства в сельском хозяйстве // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 10-13.

4. Литкевич А. И., Лейман Т. И., Лиман И. А. Ресурсная база молочного животноводства Тюменской области // Вестник ЧелГУ. 2019. № 7 (429). С. 60-68.

5. Медведева Л. Б. Этапы формирования молочной промышленности // Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2014. № 3 (26). С. 67-69.

6. Михайлушкин П. В., Мельников А. Б. Формирование концепции системы государственного регулирования АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 4. С. 37-40.

7. Папахчян И. А., Толмачев А. В. Сущность и этапы государственного регулирования аграрной экономики // Политематический сетевой электронный журнал КубГАУ. 2016. № 122 (08). С. 448-460.

8. Сагайдак А. Э., Сагайдак Э. А., Сагайдак А. А. Экономика и организация сельскохозяйственного производства : учебник. М. : КноРус, 2021. 418 с.

9. Санду И. С., Ушачев И. Г. Приоритетные направления инновационного развития АПК современной России. Методологические подходы. М. : Науч. консультант, 2017. 140 с.

10. Серков А. Ф., Ушачев И. Г. Современные тенденции и взгляд в будущее развития АПК России // АПК: Экономика, управление. 2017. № 3. С. 4-14.

11. Семина Л. А., Ковалева И. В. Агропромышленный кластер: проблемы и развитие инновационно-инвестиционной деятельности // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2017. № 1. С. 64-80.

12. Сидоренко В. В. Государственное регулирование аграрного сектора экономики // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 1. С. 16-18.

13. Ткач А. В., Чечитайлов А. С. Молочно-продуктовый подкомплекс России: состояние и перспективы развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 10. С. 7-14.

14. Шимук О. В. Государственное регулирование сельского развития: эволюция управленческих решений и совершенствование инструментов программного регулирования /// Ars Administrandi (Искусство управления). 2020. Т. 12, № 1. С. 44-60.

15. Экономика сельского хозяйства : учебник / под ред. В. Т. Водянникова. 2-е изд., доп. СПб. : Лань, 2015. 544 с.

Сведения об авторах

Литкевич Антон Иванович — соискатель Государственного аграрного университета Северного Зауралья, Тюмень, Россия. litkevichai@gmail.com

Гортаева Татьяна Ивановна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. tany-s@list.ru

Киселица Елена Петровна — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. oles_73@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2021. № 10 (456). Economic Sciences. Iss. 74. Pp. 204-211.

DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURE SECTOR OF THE TYUMEN REGION AND THE TRANSITION TO AGRICULTURAL CLUSTER

A. I. Litkevich

State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, Tyumen, Russia. litkevichai@gmail.com

T. I. Gortaeva

Tyumen State University, Tyumen, Russia. tany-s@list.ru

E. P. Kiselitsa

Tyumen State University, Tyumen, Russia. oles_73@mail.ru

The article studies the significance of the agro-industrial complex and the current socio-economic development of the Tyumen region (excluding the autonomous okrugs). The indicators of the agro-industrial complex of the region are compared with other constituent entities of the Russian Federation, according to individual indicators, an assessment of the ranking place is determined in comparison with other regions. The dynamics of changes in the indicators of the development of the industry, wages and the number of employees of organizations in the industry for the period 2010-2020 has been investigated. Conclusions are made about the prospects for the further development of the agricultural sector in the region, taking into account the formation of an agro-industrial cluster.

Keywords: agro-industrial complex, agriculture, animal husbandry, crop production, Tyumen region.

References

1. Babicheva L. V. (2017) Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii, no. 7, pp. 78-80 [in Russ].

2. Betlyayev R. O., Litkevich A. I. (2019) Molochnayapromyshlennost', no. 7, pp. 60-61 [in Russ].

3. Yelfimov A. (2016) Mezhdunarodnyy sel'skokhozyaystvennyy zhurnal, no. 2, pp. 10-13 [in Russ].

4. Litkevich A. I., Leiman T. I., Liman I. A. (2019) Vestnik ChelGU, no. 7 (429), pp. 60-68 [in Russ].

5. Medvedeva L. B. (2014) Vestnik Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya, no. 3 (26), pp. 67-69 [in Russ].

6. Mikhaylushkin P. V., Melnikov A. B. (2017) Mezhdunarodnyy sel'skokhozyaystvennyy zhurnal, no. 4, pp. 37-40 [in Russ].

7. Papakhchyan I. A., Tolmachov A. V. (2016) Politematicheskiy setevoy zhurnal KubGAU, no. 122 (08), pp. 448-460 [in Russ].

8. Sagaydak A. E., Sagaydak E. A., Sagaydak A. A. (2021) Ekonomika i organizatsiya sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva [Economics and organization of agricultural production]. Moscow, KnoRus. 418 p. [in Russ].

9. Sandu I. S., Ushachev I. G. (2017) Prioritetnyye napravleniya innovatsionnogo razvitiya APK sovremen-noy Rossii. Metodologicheskiye podkhody [Priority areas of innovative development of the agro-industrial complex in modern Russia. Methodological approaches]. Moscow, Nauchnyy konsul'tant. 140 p. [in Russ].

10. Serkov A. F., Ushachyov I. G. (2017) APK: Ekonomika, upravleniye, no. 3, pp. 4-14 [in Russ].

11. Semina L. A., Kovaleva I. V. (2017) Sotsial 'no-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal Krasnoyarskogo GAU, no. 1, pp. 64-80 [in Russ].

12. Sidorenko V. V. (2016) Mezhdunarodnyy sel'skokhozyaystvennyy zhurnal, no. 1, pp. 16-18 [in Russ].

13. Tkach A. V., Chechitaylov A. S. (2014) Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy, no. 10, pp. 7-14 [in Russ].

14. Shimuk O. V. (2020) Ars Administrandi (Iskusstvo upravleniya), vol. 12, no. 1, pp. 44-60 [in Russ].

15. Vodyannikova V. T. (2015) Ekonomika sel'skogo khozyaystva [Agricultural Economics]. Sankt-Peters-burg, Lan'. 544 p. [in Russ].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.