Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №5, Том 11 / 2019, No 5, Vol 11 https://esj.today/issue-5-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/72ECVN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Зубарева Ю.В., Прасолова Л.В. Некоторые аспекты программно-целевой поддержки АПК региона // Вестник Евразийской науки, 2019 №5, https://esj.today/PDF/72ECVN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Zubareva Ju.V., Prasolova L.V. (2019). Some aspects of program-targeted support for the agricultural sector in the region. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(11). Available at: https://esj.today/PDF/72ECVN519.pdf (in Russian)
УДК 336.2 ГРНТИ 06.71.07
Зубарева Юлия Валерьевна
ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», Тюмень, Россия Заведующая кафедрой «Экономика, организация и управление АПК»
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Прасолова Людмила Владимировна
Тюмень, Россия Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Некоторые аспекты программно-целевой поддержки АПК региона
Аннотация. Статья посвящена исследованию программно-целевой поддержки агропромышленного комплекса региона, а именно аспектам развития кластерных инициатив в Тюменской области. Агропромышленный комплекс является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона. Показано, что программно-целевая поддержка сектора АПК является мощным инструментом развития отрасли: улучшаются ее производственные и финансовые показатели, в регионе получают развитие проекты, направленные на улучшение инвестиционного климата в агропромышленном комплексе. Выявлены нерешенные проблемы развития сектора АПК, среди которых - уровень рентабельности сельскохозяйственного производства не обеспечивает формирование собственных источников предприятий, низкий уровень развития племенной базы животноводства, низкий уровень коммерциализации научных разработок. Решение этих проблем возможно путем программно-целевой поддержки агропромышленного и биотехнологического кластера. В работе отмечено, что данный кластер имеет огромный потенциал за счет благоприятных условий его развития: удобное географическое положение региона; высокая обеспеченность сельхозугодиями; сформированный материально-технический потенциал; достаточно емкий рынок сбыта продукции и др. Стимулирование развития агропромышленного и биотехнологического кластера будет достигаться, в том числе, за счет поддержки со стороны органов местного самоуправления; с помощью инструментов и механизмов государственно-частного партнерства с использованием финансовых ресурсов институтов развития, вхождения в федеральные программы поддержки развития кластеров. Для обеспечения общей координации кластерной организации экономики Тюменской области, выявления и оформления кластеров, координации проектов, обеспечивающих развитие
территориальных кластеров, и обеспечения кооперации участников территориальных кластеров между собой, возможно создание центра кластерного развития Тюменской области.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс; государственные программы; инвестиционные проекты; агропромышленный и биотехнологический кластер; программно-целевая поддержка
Агропромышленному комплексу в Тюменской области отводится стратегически важное значение для удовлетворения как внутренних потребностей в сельскохозяйственной продукции, так и потребностей соседних регионов [1]. На протяжении анализируемого периода наблюдается устойчивый рост отрасли: в 2018 году объем сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении превысил значение 2014 года более, чем на 3 млрд руб. (рисунок 1).
70000 60000 50000 40000 30000 -I 20000 10000 0
2078
30889
35483
27424
6924
8848
Ж
37225
29765
28202
| Животноводство | Растениеводство
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Рисунок 1. Динамика производства продукции сельского хозяйства в Тюменской области (кроме ХМАО-Югра и ЯНАО) в 2014-2018 гг. (составлено авторами)
Государственные программы как важнейший инструмент социально-экономической поддержки АПК региона упоминаются в работах Барановой И.В. [2], Жидковой Е.А. [3], Ю.В. Зубаревой, Л.В. Прасоловой [4], О.В. Кириловой [5], Н.П. Ларионовой [6], О.М. Макушовой, П.А. Конева [7], А.А. Макрушина [8], Н.А. Стеблевой, А.В. Колесникова [9], Г.В. Федотовой, Л.М. Сибгатулиной, О.В. Гуреевой [10]. В регионе в настоящее время действуют 29 государственных программ Тюменской области. Программа «Основные направления развития агропромышленного комплекса» относится к направлению «Инновационное развитие и модернизация экономики». Программа состоит из трех подпрограмм (рисунок 2).
Страница 2 из 9
72ЕСУШ19
Рисунок 2. Подпрограммы государственной программы Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013-2020 гг. (составлено авторами)
Цели и задачи каждой подпрограммы отражены в соответствующих документах. Так целью подпрограммы «Развитие агропромышленного производства Тюменской области» на 2013-2020 годы» является - повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства. Достижение цели возможно с помощью решения задач, таких как: развитие подотраслей растениеводства и животноводства, переработки и реализации продукции этих подотраслей; техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие сельского хозяйства и др. Целью подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Тюменской области на 2016-2020 годы» является -повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий, а также повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов. Целью подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» является -создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий Тюменской области1.
По итогам 2018 года государственная программа Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013-2020 гг. вошла в группу эффективных государственных программ Тюменской области: средняя степень достижения показателей составила 107,5 %, эффективность бюджетных средств - 106,2 %.
В регионе получают развитие инвестиционные проекты, направленные на улучшение инвестиционного климата, в том числе и в сфере АПК (таблица 1).
1 Государственная программа Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://admtyumen. ru/ogv_ru/finance/programs/program.htm?id=1190@egTa rgetGrant (дата обращения: 20.10.2019).
Таблица 1
Проекты в стадии реализации с объемом инвестиций более 100 млн рублей (по состоянию на 01.09.2019)2
Наименование проекта Срок реализации Инвесторы проекта Объемы инвестиций, млн руб. Количество создаваемых рабочих мест, чел.
Модернизация птицефабрики «Боровская» в Тюменском районе* 2017-2020 ПАО «Птицефабрика «Боровская» 4000 150
Строительство 3-й очереди тепличного комбината «ТК Тюмень-Агро» в Тюменском районе* 2018-2019 ООО «ТК ТюменьАгро» 5033 312
Строительство, реконструкция и модернизация репродукторов и других производственных объектов в АО «ПРОДО Тюменский бройлер» в Тюменском районе* 2014-2021 АО «ПРОДО Тюменский бройлер» 3470 500
Строительство товарного молочного комплекса на 4600 фуражных коров Группы компаний «ДАМАТЕ» в Голышмановском районе 2015-2020 ООО УК «ДАМАТЕ» 6700 267
Строительство завода по переработке картофеля в Упоровском районе 2017-2019 ООО «Агрофирма КРиММ» 1142 51
Увеличение производственных мощностей ООО «Согласие» в Заводоуковском районе 2017-2019 ООО «Согласие» 770 150
Создание производства по переработке листовых салатов и овощей в Тюменском районе 2017-2019 ООО «Прованс Групп» 220 80
Строительство завода по производству овощной о плодово-ягодной консервации в г. Ялуторовске 2017-2020 ООО «Тарское» 120 35
Строительство комплекса полного цикла по выращиванию и переработки бройлеров мощностью 40 тыс. т в год в Голышмановском районе 2018-2020 ООО «РУСКОМ» 7265,8 750
* - ключевые инвестиционные проекты
В то же время следует выделить следующие основные проблемы, которые сдерживают развитие АПК региона и требуют решения:
1. Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства (даже с учетом государственной поддержки) не обеспечивает формирование собственных источников, способствующих развитию предприятий. В 2017 году рентабельность продукции растениеводства составила всего 3,5 %, продукции животноводства - 11,2 %.
2. Низкий уровень развития племенной базы животноводства. На территории Тюменской области осуществляют свою деятельность 5 племенных заводов и 7 племенных репродукторов по разведению молочного крупного рогатого скота, 3 племенных репродуктора по разведению крупного рогатого скота специализированных мясных пород, 2 племенных репродуктора второго порядка по разведению птиц, племенной завод по разведению свиней, племенной завод по разведению кроликов. Традиционно племенные хозяйства Тюменской
2 Реестр сопровождаемых проектов Тюменской области на 01.09.2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/investment/more.htm?id=11222686@cmsArticle (дата обращения: 20.10.2019).
области работают в сложных природно-климатических условиях и имеют высокую зависимость от отрасли растениеводства. В связи с ростом цен на энергоресурсы, падением курса рубля, увеличением стоимости сырья и обслуживания доильного оборудования повышается себестоимость содержания и выращивания племенного поголовья и продукции животноводства. Кроме того, зачастую племенные предприятия сталкиваются с отсутствием в сельской местности высококвалифицированных трудовых ресурсов. В связи с этим основной задачей в области племенного животноводства является - сохранение, улучшение и формирование высокопродуктивного генофонда животных, получение от них максимального количества продукции с соблюдением высоких стандартов ее качества в условиях
з
минимизации материальных и трудовых затрат3.
3. Уровень научных разработок требует усиления. Кроме этого, остро стоит вопрос коммерциализации научных разработок для повышения эффективности основной отрасли -животноводства, а также повышения качества получаемой продукции и ее экологической безопасности. В частности, иммуногенетическая экспертиза крупного рогатого скота; совершенствование стада черно-пестрого скота методом геномной селекции, разработка селекционных программ по совершенствованию продуктивных показателей разных видов животных; повышение сроков хозяйственного использования коров молочного направления продуктивности, оздоровление сельскохозяйственных предприятий от лейкоза.
Инструментом решения данных проблем руководство региона видит в создании эффективного конкурентоспособного вертикально интегрированного агропромышленного и биотехнологического кластера (рисунок 3), ориентированного на обеспечение продовольственной безопасности Тюменской области, за счет достижения высокого качества продукции и генерации добавленной стоимости, а также укрепление финансовой устойчивости предприятий сферы АПК региона, обеспечение гарантированного сбыта продукции сельскохозяйственных предприятий, повышение уровня ее товарности путем создания специальных условий для ее хранения и подработки.
Рассматривая условия для формирования агропромышленного и биотехнологического кластера, отметим:
• удобное географическое положение региона в плане логистики;
• высокая обеспеченность сельскохозяйственными угодьями, наличие свободных земельных ресурсов и значительный потенциал водных ресурсов;
• возможность ведения широкого спектра отраслей сельскохозяйственного производства;
• сформированный материально-технический потенциал АПК;
• наличие перерабатывающих мощностей по основным видам продукции;
• достаточно емкий рынок сбыта продукции (с учетом северных округов области);
• наличие трудовых ресурсов;
• развитие глубокой переработки сырья;
• производство ценных продуктов из местного, возобновляемого сырья.
3 Тюмень планирует войти в ТОП-10 регионов РФ по продуктивности коров [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.ids55.rU/images/stories/311vn6.jpg (дата обращения: 20.10.2019).
Страница 5 из 9
72ЕСУШ19
Рисунок 3. Территориальное расположение участников и инфраструктуры агропромышленного и биотехнологического кластера Тюменской области4
Основные перспективы и направления агропромышленного и биотехнологического кластера отражены в Проекте стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года5 и согласованы также с Планом мероприятий по совершенствованию рыночной культуры в АПК Тюменской области6, и включают: производство экологически чистой продукции; внедрение производств замкнутого цикла; инновационное развитие, модернизация технической и технологической базы агропромышленного комплекса; стимулирование развития малых форм хозяйствования; улучшение общих условий функционирования АПК; развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства; развитие племенного дела, селекции и семеноводства за счет организации новых селекционно-генетических центров; обеспечение агропромышленного кластера необходимой инфраструктурой; реализация проектов по глубокой переработке сельхозпродукции с применением биотехнологий.
4 Проект стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/77bd8d9b-e17e-44bd-9c50-bbfbde27e044/14062019to.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=77bd8d9b-e17e-44bd-9c50-bbfbde27e044 (дата обращения: 27.10.2019).
5 Проект стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/77bd8d9b-e17e-44bd-9c50-bbfbde27e044/14062019to.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=77bd8d9b-e17e-44bd-9c50-bbfbde27e044 (дата обращения: 27.10.2019).
6 План мероприятий по совершенствованию рыночной культуры в АПК Тюменской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fs-1.5mpublishing.com/agritimes/cowlongevity2015/confrence2015pdf (дата обращения: 27.10.2019).
Страница 6 из 9
72ECVN519
Стимулирование развития агропромышленного и биотехнологического кластера будет достигаться, в том числе, за счет поддержки со стороны органов местного самоуправления; с помощью инструментов и механизмов государственно-частного партнерства с использованием финансовых ресурсов институтов развития, вхождения в федеральные программы поддержки развития кластеров.
В целом, необходимо отметить, что программно-целевой подход поддержки ведения отдельных видов бизнеса, а также стимулирование процесса кластеризации в отрасли, оказывает положительное влияние на агропромышленный комплекс региона. По мнению авторов, в целях формирования инновационной экономики региона необходима, в первую очередь, государственная поддержка в сфере привлечения частного капитала для реализации кластерных проектов. Особенно важна со стороны государства поддержка партнерских отношений хозяйствующих сторон в составе кластерных образований. Реализация кластерной политики будет способствовать росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением транзакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции. Для обеспечения общей координации кластерной организации экономики Тюменской области, выявления и оформления кластеров, координации проектов, обеспечивающих развитие территориальных кластеров, и обеспечения кооперации участников территориальных кластеров между собой, возможно создание центра кластерного развития Тюменской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Прасолова Л.В., Бочарова А.А. Ключевые риски, связанные с реализацией региональных кластерных инициатив в агропромышленном комплексе Тюменской области // Аграрный вестник Верхневолжья. - 2019. - №1 (26). - С. 97-102.
2. Баранова И.В., Чистофор Н.Н. Программы государственной поддержки развития АПК в России и зарубежных странах // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2018. № 3-2 (29). С. 47-52.
3. Жидкова Е.А. Подходы к управлению агропромышленным комплексом в условиях модернизации экономики страны // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т.1. №7. С. 43-49.
4. Зубарева Ю.В., Прасолова Л.В. Целевое использование бюджетных средств на реализацию государственных программ Тюменской области: результаты I квартала 2017 года // Агропродовольственная политика России. - 2017. - №10 (70). - С. 16-21.
5. Кирилова О.В., Пивоварова И.В. Формирование механизма устойчивого развития малых форм хозяйствования в животноводстве // Фундаментальные исследования. 2016. № 12-4. С. 873-878.
6. Ларионова Н.П., Цыганок В.О. Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Тюменской области // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2017. № 2. С. 4046.
7. Макушова О.М., Конев П.А. Исследование государственной поддержки как форма управления АПК // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2018. № 1 (50). С. 151-157.
8. Макрушин М.А. Программно-целевые инструменты государственного регулирования АПК проблемного региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2017. № 3(205). С. 43-45.
9. Стеблева Н.А., Колесников А.В. Критерии и показатели оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Инновации АПК: проблемы и перспективы. 2017. № 1(13). С. 50-61.
10. Федотова Г.В., Сибгатулина Л.М., Гуреева О.В. К вопросу о государственной поддержке АПК // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2017. № 3. С. 70-78.
Zubareva Julia Valerevna
Northern Trans-Ural state agricultural university, Tyumen, Russia
E-mail: [email protected]
Prasolova Lyudmila Vladimirovna
Tyumen, Russia E-mail: [email protected]
Some aspects of program-targeted support for the agricultural sector in the region
Abstract. The article is devoted to the study of open-source software for the agro-industrial complex of the region, namely the aspect of the development of cluster initiatives in the Tyumen region. The agro-industrial complex is one of the priority areas of the socio-economic development of the region. It is shown that program-targeted support of the sector ensures the development of production and financial indicators, which contributes to the development of projects, as well as improving the investment climate in the agricultural sector. Unresolved problems in the development of the agricultural sector were identified, among which the level of profitability of agricultural production does not ensure the formation of own sources of enterprises, the low level of development of the livestock breeding base, and the low level of commercialization of scientific developments. The solution to these problems is possible through targeted support for the agro-industrial and biotechnological cluster. The paper notes that this cluster has great potential due to favorable conditions for its development: convenient geographical location of the region; high availability of farmland; formed material and technical potential; a sufficiently capacious sales market for products, etc. Stimulation of the development of the agro-industrial and biotechnological cluster will be achieved, including through support from local authorities; using tools and mechanisms of public-private partnerships using the financial resources of development institutions, joining federal programs to support cluster development. In order to ensure overall coordination of the cluster organization of the economy of the Tyumen region, identify and form clusters, coordinate projects that ensure the development of territorial clusters, and ensure cooperation among the participants of territorial clusters among themselves, it is possible to create a center for cluster development of the Tyumen region.
Keywords: agro-industrial complex; state programs; investment projects; agro-industrial and biotechnological cluster; targeted support
72ECVN519