УДК 338: 631
УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ И СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ РЕГИОНОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
Оборин М.С.
Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»,
614070, г. Пермь, ул. бульвар Гагарина, 57;
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 614990,
г. Пермь, ул. Букирева, 15;
ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова»;
614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23 ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26-а; recreachin@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства регионов России в сложных условиях, связанных с внешними и внутренними факторами. Стратегические цели и задачи обеспечения устойчивого роста изучаемых отраслей экономики основываются на учете санкций со стороны стран ЕС и США, которые оказывают негативное влияние на торговый оборот страны в области продукции питания и сырья. На примере Уральского федерального округа изучены показатели сельского хозяйства, связанные с физическим объемом производства, уровнем оплаты труда, индексом цен на продукцию. Выявлены проблемы регионов и предложены пути их решения.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, стратегия, аграрная политика, протекционизм
ВВЕДЕНИЕ
Политика развитых государств направлена на повышение качества жизни населения и обеспечение устойчивого экономического роста. Агропромышленный комплекс и сельское хозяйство как его важный сектор обеспечивают рынок качественными продуктами питания, способствуют формированию промышленной инфраструктуры и занятости населения. В связи с этим данные виды экономической деятельности в современных условиях зависят от системной государственной поддержки по многим причинам. Нестабильность макроэкономических условий и усиливающееся влияние геополитических факторов, которые заключаются в получении необоснованных преимуществ и активизации мер протекционизма, способствуют резкому изменению цен, объемов экспортно-импортной реализации продовольственных товаров, изменению международных транспортно-логистических сетей поставок. Таким образом, повышается необходимость государственного регулирования и контроля за выполнением региональных стратегий социально-экономического развития, в которых агропромышленный комплекс и сельское хозяйство занимают важное место.
Агропромышленный комплекс России обладает необходимым потенциалом для устойчивого роста, однако уровень его развития в регионах значительно осложняет стратегическое планирование в силу существенной разницы природно-климатического и социально-экономического положения субъектов. Некоторые регионы занимают лидирующее положение по производству продукции сельскохозяйственного назначения, но при этом являются достаточно устойчивыми по уровню жизни, обладают инвестиционной привлекательностью, ростом промышленного производства. В первую очередь, это Краснодарский край и Ростовская область, однако подобных примеров не так много. Большинство субъектов РФ, в которых преобладает аграрная специализация, можно отнести к депрессивным, либо со сложной социально-экономической ситуацией, к которой последовательно привела промышленная деградация, снижение численности населения, отсутствие необходимой инфраструктуры, влияющей на благоприятные условия жизни и трудовой деятельности.
В связи с этим необходимо формирование стратегии развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства страны, адаптированной к специфическим потребностям и условиям отдельных субъектов и территорий.
АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ И МЕТОДОВ
Проблемы разработки и реализации стратегии развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства изучаются в отечественной и зарубежной научной литературе. Вопросы формирования долгосрочной государственной политики и целеполагания исследовались Осиповым В.С. [6; 7]; Петриковым А.В. [10]; Ушачевым И.Г. [14]. В частности, подробно характеризуется потенциал отраслей в регионах, основные факторы влияния, современная макроэкономическая и геополитическая ситуация, выявляются проблемы, имеющие первостепенное значение на федеральном и региональном уровнях. Другая группа исследований сосредоточена на описании взаимосвязей и эффектов аграрной политики и стратегии в обеспечении продовольственной безопасности страны: Гумеров Р.Р. [4]; Павленко Н.А. [9]; Кузнецов В.Ю. [9]; Платонова Е.Д. [11], Трясцин М.М. [13]; Оборин М.С. [5; 13]. Проблемам санкций и импортозамещения посвящена работы Алтухова А.И. [1]; Голубева А. [3]; Бричка С.Ю. [2].
Вопросы стратегического развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства рассматриваются зарубежными учеными по аналогичным направлениям: 1) глобальное и региональное регулирование ценовой и транспортно-логистической политики путем сочетания государственных и рыночных методов: K. Anderson [16]; P. Giordani [18], N. Rocha [18], M. Ruta [18]; J. Korinek [20], J. Bartos [20]; 2) диверсификация поставок и протекционизм как необходимая мера поддержки экономики стран, ориентированных на высокую долю отрасли в ВВП: Hochman G.[19], D. Rajagopal[19], G. Timilsina[19], D. Zilberman [19]; Bouet A. [17], C. Estrades [17], D. Laborde [17].
Основные методы исследования: анализ статистической информации, моделирование социально-экономических процессов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Агропромышленный комплекс Российской Федерации представлен в большинстве субъектов страны с преобладанием производства продукции в зависимости от природно-климатических условий. Системная государственная поддержка является актуальной мерой для обеспечения финансово-экономической устойчивости различных групп производителей, каждая из которых выполняет свои определенные задачи. Рассмотрим показатели торгового оборота России по продукции сельского хозяйства (рис. 1).
1800 1459 3 ...1567,6
1600 14П 1 1512,6 1524,4 1548,6 1428,2 1417
1600 1433,1 1384 9 1403
1400 1200 1000 800 600 400
40,6 43,2 39,9 26,5 25
200 16,7 16,243,2 19 16,2 26,5 17,1
0
m 39,9 26,5
I19 _ 16,2 26,5
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
■ Эскпорт в мире ■ Импорт в мире ■ Экспорт Россия ■ Импорт Россия
Рис. 1. Динамика экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции России в 2012-2016 гг., млрд. долл. [8; 12]
Экспорт сельскохозяйственной продукции превысил в 2016 году оборот за 2012 год, что является хорошим показателем восстановления внешнего спроса. Объяснением этого факта является высокая урожайность зерновых и овощных культур в ряде субъектов РФ, в том числе Краснодарском крае и Ростовской области.
Лидирующие предприятия отрасли способствуют развитию социально-экономических показателей регионов и муниципалитетов в целом, реализуя стратегические цели, связанные с продовольственной безопасностью страны. Индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства являются основой социальной политики субъектов и малых городов, попадающих под критерии депрессивных, обеспечивают занятость и доходы населения различных возрастных групп. Каждая группа производителей повышает устойчивость экономики регионов, способствует решению комплекса тактических и стратегических задач, поэтапно развивает качественную социальную и бизнес-инфраструктуру. Этапы разработки стратегии представлены на рисунке 2.
Разработка стратегии развития сельского хозяйства России
^ Анализ ресурсов
Анализ внешних условий
Анализ инноваций
Анализ инфраструктуры
Анализ основных факторов влияния
Анализ стратегий регионов России
Постановка целей и задач
Выбор методов
Выбор технологий
41
Отбор механизмов
Формирование планов
Формирование показателей
Выбор модели импортозамещения
4
2. Ускоренное импортозамещение
Анализ возможных негативных социально-экономических последствий
Анализ возможностей
Выбор модели на основе оценки результатов, ресурсов, эффектов, достижимости целей
Рис. 2. Этапы разработки стратегии развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства
России (разработано автором)
Планирование развития агропромышленного комплекса в регионах России последовательно осуществляется на основе вертикально-горизонтального регулирования, обеспеченного системой нормативно-правовых актов и показателей мониторинга, позволяющих контролировать ход выполнения целевых программ и достижения прогнозируемых результатов.
Стратегия отрасли реализуется в методах и инструментах аграрной политики, которую можно охарактеризовать как тактико-оперативную основу решения проблем и сложностей на отдельных территориях. Аграрная политика - это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только агропромышленного комплекса и сельского хозяйства, но и социальных, а также инфраструктурных аспектов, взаимосвязанных с определенными регионами.
Аграрная политика в целом состоит из нескольких взаимозависимых элементов или структурных компонентов: аграрного, агропромышленного, продовольственного и внешнеэкономического. Каждому структурному элементу соответствуют свои объекты и инструменты (табл. 1).
Таблица 1.
Содержание и инструменты аграрной политики России
Структурные элементы Объекты аграрной политики Инструменты
Сельское хозяйство Уровень жизни населения: занятость, оплата труда, условия труда Сельскохозяйственные товаропроизводители Программы социальной и адресной поддержки, налоговые льготы
Агропромышленный комплекс Предприятия оптовой и розничной торговли аграрной продукции Производители сырья и средств производства для сельского хозяйства Условия труда Производственный процесс Стимулирование инноваций Региональные программы
Производство продукции Условия труда Качество продуктов питания Уровень жизни населения Налогово-бюджетные льготы, социальная помощь, дотации и субсидии
Торговля (экспорт, импорт) Импортеры и экспортеры сельскохозяйственной продукции, сырья и материалов Нормативно-правовая база торговли Меры протекционизма: пошлины, налоги, торговые, таможенные, экономические барьеры
В России аграрная политика государства направлена на обеспечение продовольственной безопасности страны и конкурентоспособности аграрного сектора, удовлетворение продовольственных потребностей населения, повышение рентабельности предприятий и расширение производства, создание комфортных социальных и трудовых условий для жителей сельских территорий. Основными инструментами реализации стратегических планов и задач являются государственные программы, связанные с социально-экономическим развитием субъектов РФ, в которых определенная часть отведена изучаемой отрасли, либо целенаправленно ориентированной на сельскохозяйственный сектор [15].
Государственная программа развития сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания на 2013-2020 гг. (далее -Государственная программа) была принята в качестве продолжения пятилетней Государственной программы на 2008-2012 гг.
Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, финансовую поддержку и механизмы реализации предусмотренных мероприятий и показателей их эффективности.
Основными целями государственной аграрной политики в современных условиях являются:
1. Повышение конкурентоспособности и качества российской сельскохозяйственной продукции;
2. Обеспечение устойчивого развития сельских районов, занятости в сельской местности, повышение уровня жизни;
3. Сохранение и воспроизводство природного ресурсного потенциала, который используются в сельскохозяйственной деятельности;
4. Формирование, развитие инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания, которые обеспечивают повышение рентабельности сельскохозяйственных производителей;
5. Создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение инвестиций, стимулирование инноваций в сельском хозяйстве;
6. Мониторинг индекса цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и (тарифов) на промышленные товары (услуги), используемые сельхозпроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).
Таким образом, в системе аграрной политики больше внимания следует уделять стимулированию передовых технологий в растениеводстве и животноводстве, развитию страхования сельхозпроизводителей. Процесс стимулирования должен касаться как разработки, так и тестирования инновационных идей и проектов, а также их внедрения в производство. Это
позволит обеспечить технологическую модернизацию, повысить рентабельность производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех секторов и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию.
Стратегическими направлениями сельскохозяйственной политики в современных условиях интеграции в мировую экономическую систему являются: продовольственная безопасность и импортозамещение, техническая и технологическая модернизация отрасли, повышение рентабельности сельскохозяйственных производителей, социальное развитие села.
Проблема обеспечения импортозамещения напрямую связана с формированием благоприятного инвестиционного климата. Это является предварительным условием для сельскохозяйственных производителей внедрить современные, инновационные технологии и повысить конкурентоспособность отрасли. Основными источниками инвестиций в сельское хозяйство являются собственные доходы сельхозпроизводителей (43 %) и заемные средства (57 %).
Острой проблемой является сложный доступ к кредитным ресурсам. Необходимо изменить условия получения заемных средств и снизить стоимость кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей до приемлемого уровня. Другая системная проблема, которая является одной из первостепенных, это социальное развитие деревни. В целом ситуация остается сложной. Устойчивое развитие сельских районов должно стать одним из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития России.
Рассмотрим развитие сельского хозяйства на примере Уральского федерального округа. В его состав входят: Курганская, Тюменская, Свердловская, Челябинская области (в том числе Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Площадь составляет более 1,79 млн. км2. Промышленный комплекс Урала является одним из самых мощных и наиболее развитых в стране со сложившейся, стабильной структурой производства.
Природно-климатические условия позволяют выращивать зерновые и зернобобовые культуры, картофель, овощи (на открытом и защищенном грунте) фрукты и ягоды, крупный рогатый скот и птицу, а также производить молоко и яйца в большинстве субъектов округа. Природно-климатические условия и ландшафты ведения сельского хозяйства существенно отличаются в северной, средней и южной частях Урала. На равнинах выращивается озимая рожь, овес и лен (в Прикамье), в южной лесостепной и степной зоне - пшеница и подсолнечник, в Башкортостане - сахарная свекла, а в Оренбургской области развивается производство арбузов. В южной части Урала преимущественно развито животноводство: крупный рогатый скот, овцы и знаменитые оренбургские козы.
В структуре посевных площадей Урала наибольшую долю занимают зерна и кормовые культуры. Также выращиваются картофель, овощи, льняное волокно, подсолнечник, сахарная свекла. Основные зерновые культуры сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане. В структуре сельскохозяйственного производства округа преобладает животноводство: в северных районах Тюменской области развиваются оленеводство и торговля пушниной; в юго-восточной части Курганской области - овцеводство.
В 2016 году Уральский федеральный округ занял 4-е место в производстве картофеля (8,9 % от общего объема производства) в рейтинге субъектов Российской Федерации по объему производства основных видов растениеводства, 5-е место по производству зерна (5,5 % от общего объема производства) фрукты и ягоды (6,7 % от общего объема производства) и 6-е место для овощеводства (19,3 % от общего объема производства) [12].
В рейтинге районов Российской Федерации район занимает 5-е место по производству крупного рогатого скота и птицы (7,1 % от общего объема производства), 6-е место по производству молока (6,4 % от общего объема производства) и яиц (10,3 % от общего объема производства) [12].
В настоящее время в Уральском федеральном округе насчитывается 211 крупных и средних предприятий и организаций, производящих продукты питания. Строительство фермы для производства мяса индейки началось в 2015 году. Предпринимательство и рыбоводство являются перспективными направлениями развития животноводства.
Субъекты Российской Федерации, входящие в Уральский федеральный округ, реализуют стратегические программы развития агропромышленного комплекса. Меры, принятые в последние годы, направлены на улучшение социально-экономической ситуации в сельскохозяйственном секторе, что позволяет обеспечить тенденцию роста производства и повысить его эффективность.
В конце 2016 года запланированные цели для реализации Стратегии не превышали в целом значения инновационного сценария для ВРП на душу населения и объема производства на одного работника (табл. 2).
Таблица 2.
Показатели эффективности реализации стратегии*
2016 год, план, Отклонение от
№ Показатель инновационный сценарий 2016 год, факт инновационного сценария (абс.)
1 Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб. 483,6 445,7 -38,0
2 Выход на одного сотрудника 964,6 911,4 -53,2
Энергоемкость валового
3 регионального продукта (кВтч-час / тыс. руб.) 37,5 20,6 -16,9
* составлено автором по данным [8; 12]
Отклонения от инновационного сценария объясняются сложными макроэкономическими условиями и снижением спроса в некоторых отраслях. Динамика индекса цен на продукцию сельского хозяйства представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции в январе - сентябре 2017 года*
Регион Январь-сентябрь 2017 года 2017 год поквартально
I квартал II квартал III квартал
Российская Федерация 92,4 99,3 95,4 97,6
Уральский федеральный округ 89,5 97,6 94,8 96,8
Курганская область 98,6 102,7 98,2 97,8
Свердловская область 89,7 97,4 95,8 96,1
Тюменская область в т.ч. 95,6 102,6 94,9 98,2
Ханты-Мансийский АО - Югра 98,5 104,4 97,4 97,0
Ямало-Ненецкий АО 99,6 98,6 101,6 99,5
Тюменская область без АО 92,1 100,4 94,1 97,5
Челябинская область 85,8 94,8 93,7 96,5
* составлено автором по данным [8; 12]
В социально-экономической сфере в Уральском федеральном округе наблюдается положительный рост. Средний размер зарплаты уверенно увеличивался на несколько пунктов (табл. 4).
Среднемесячная заработная плата работников организации в Уральском федеральном округе составляет 43153 руб. Оборот организаций федерального округа по всем видам деятельности в первом полугодии 2017 года составил 8,1 трлн. руб., или 101,4 % к уровню соответствующего периода прошлого года. Индекс сельскохозяйственного производства составил 101,4 % по сравнению с первым полугодием 2015 года [8].
Доля Уральского федерального округа в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции всех сельхозпроизводителей в России (сельскохозяйственные организации, крестьянские / фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, домохозяйства) в первой половине 2016 года составляла 7,0 %. Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции составил 94,4 %.
Таблица 4.
Среднемесячная заработная плата работников организаций УФО*
Регион Номинальная оплата труда Реальная, оплата труда
руб. в % к янв.-сент. 2016 г. в % к янв.-сент. 2016 г.
Российская Федерация 38005 107,0 102,8
Уральский федеральный округ 43153 106,0 101,9
Курганская область 24700 107,3 103,0
Свердловская область 33635 105,8 101,6
Тюменская область, в т.ч. 62897 104,5 99,7
Ханты-Мансийский АО - Югра 64938 103,1 97,4
Ямало-Ненецкий АО 89104 107,1 103,6
Тюменская область без АО 40577 106,2 101,9
Челябинская область 31486 107,1 103,8
* составлено по данным [12]
Численность рабочей силы по данным выборочного обследования рабочей силы во II квартале 2017 года составила 6,4 млн. человек, или 69,9 % от общей численности населения района. Не имели занятия, но активно его искали 381,8 тыс. человек, или 5,9 % от общей численности рабочей силы (согласно методологии Международной Организации Труда, они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости были безработными в конце июня 2017 года. Было зарегистрировано 89,7 тыс. человек или 1,4 % рабочей силы.
Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, что на душу населения в целом в Уральском федеральном округе составили30 856 рублей в месяц (в целом по России - 28156 рублей в месяц).
ВЫВОДЫ
Можно сделать вывод, что основной специализацией Уральского федерального округа является промышленное производство и он сохранит свое значение в качестве основной базы российского углеводородного сырья. Одной из основных проблем развития экономики является диверсификация сырьевой ориентированности нефтегазового комплекса, который является основным в регионе, к потенциально выгодным социально-экономическим видам деятельности: агропромышленному комплексу и сельскому хозяйству.
Проблемами развития данных видов деятельности в округе являются: сложные климатические и экологические условия для растениеводства, сниженные темпы модернизации по сравнению с промышленностью, сложная социально-экономическая ситуация в некоторых субъектах.
Рассматриваемые проблемы можно решить за счет следующих мер:
- обеспечить динамичное развитие пищевой промышленности;
- повысить качество продукции и инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности;
-создать агропромышленные кластеры, которые соединяют поставщиков и переработчиков сельскохозяйственной продукции друг с другом;
- разрабатывать новые виды продукции.
Необходимо использовать рационально богатый природно-ресурсный потенциал и накопленный опыт ведения сельского хозяйства.
Уральский федеральный округ имеет благоприятные перспективы для развития рыбохозяйственного комплекса. Улов рыбы в водоемах района к 2020 году может увеличиться в 1,5-1,6 раза, что приведет к увеличению производства промысловых рыбных продуктов. Курганская область, расположенная на юге района, имеет значительный потенциал развития на территории «зернового пояса». В регионе имеются крупные запасы пахотных земель и большая доля сельского населения (38 %).В целях улучшения ресурсного потенциала необходимо развивать и улучшать базу разведения в молочном и мясном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве, увеличивать продажи племенного поголовья на внешнем рынке. В рамках инновационного варианта развития сельского хозяйства планируется увеличить к 2020 году объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 1,5-2 раза (по сравнению с уровнем 2015
года). Доля инвестиций района в общероссийский объем не должна быть меньше 8,8-9 %. В регионах, которые являются лидирующими, можно реализовывать модель ускоренного импортозамещения: Курганская область, ХМАО, ЯНАО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтухов, А.И. Продовольственная безопасность России: вопросы методологии и практики [Текст] // Прикладные экономические исследования. - 2015. - №9. - С. 4-12.
2. Бричка, С.Ю., Сельское хозяйство в России в условиях санкций, Наука без границ. [Текст] - 2016. - № 5 (5). - С. 59-63.
3. Голубев, А. Импортозамещение на агропродовольственном рынке России: намерения и возможности [Текст] // Вопросы экономики. - 2016. - №3. - С. 36-45.
4. Гумеров, Р.Р. Продовольственная безопасность России: проблемы и угрозы [Текст] // ЭКО. - 2016. - №5. - С. 103-111.
5. Оборин, М.С. Особенности организации системы природопользования и хозяйствования на курортно-рекреационных территориях [Текст] // Вестник Дагестанского государственного технического университета. - 2014. - № 4 (том 35). - С. 1S3-192.
6. Осипов, В.С. Роль импортозамещения в формировании новой модели развития [Текст] // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2017. - № 5. - С. 24-31.
7. Осипов, В.С. Политическая экономия санкций (новая аграрная политика) [Текст] // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина". - 2014. - № 3. - С. 62-64.
S. Отчет о ходе реализации в 2016 году Стратегии социально- экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/fb40S4a5-d6d7-44f6-b1f9-
1d1b5a4fa115/report_urf.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=fb40S4a5-d6d7-44f6-b1f9-1d1b5a4fa115.
9. Павленко, Н.А. Стратегия аграрной политики и ее особенность в обеспечении продовольственной безопасности страны / Павленко Н.А.; Кузнецов В.Ю. [Электронный ресурс]. Науковедение. - 2017. - Т.9. - № i. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7strategiya-agrarnoy-politiki-i-ee-osobennost-v-obespechenii-prodovolstvennoy-bezopasnosti-strany (дата обращения: 02.04.201S).
10. Петриков, А.В. Основные направления реализации современной агропродовольственной и сельской политики [Текст] // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2016. - №1. - С. 2-11.
11. Платонова, Е.Д. Об основных направлениях государственной поддержки инвестиционной деятельности в реальном секторе российской экономики [Текст] // Экономические науки. - 2016. - № 9 (142). - С. 44-53.
12. Российский статистический ежегодник, 2017// Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_20i7/year/yeari7.pdf (дата обращения: 03.02.20i8).
13. Трясцин, М.М. Роль и место АПК в развитии экономики региона (на примере Пермского края) / Трясцин М.М., Оборин М.С. // Вестник АПК Ставрополья. Экономика. 2015. № 3(19). С. 233-236.
14. Ушачев, И.Г. Стратегические направления устойчивого развития агропромышленного комплекса России [Текст] // АПК: Экономика, Управление. - 2016. - №11. -С. 71-79.
15. Чупина, И.П. Сельское хозяйство Уральского федерального округа в аспекте инновационного сценария [Текст] // Аграрное образование и наука. - 2017. - № 9. - С. 85-93.
16. Anderson, K. (2012) Government trade restrictions and international price volatility. Global Food Security 1 (2012) 157-166.
17. Bouet, A. (2014) Differential Export Taxes along the Oilseeds Value Chain. / Bouet A., C. Estrades, D. Laborde Amer. J. Agr. Econ. 96(3): 924-93S.
1S. Giordani, P. (2014) Food Prices and the Multiplier Effect of Trade Policy / Giordani P., N. Rocha, M. Ruta // IMF Working Paper WP/14/1S2,
Экономнка crpoHTe^bCTBa h npup0g0n0flb30BaHHH № 4 (69) 2018 r.
19. Hochman, G. (2014) Quantifying the causes of the global food commodity price crisis / Hochman G., D. Rajagopal, G. Timilsina, D. Zilberman // Biomass and Bioenergy 68: 106-114.
20. Korinek, J. (2012) Multilateralising Regionalism: Disciplines on Export Restrictions in Regional Trade Agreements / J. Korinek, J. Bartos // OECD Trade Policy Papers, No. 139, OECD Publishing.
DEVELOPMENT OF AGRICULTURE AND AGRICULTURE REGIONS OF RUSSIA IN
TERMS OF SANCTIONS
Oborin M.S.
Perm Institute (branch) FSBEI HE «Russian economic University G. V. Plekhanov», 614070, Perm, Gagarin Boulevard str., 57;
FSBEI HE «Perm state national research University», Perm FSBEI HE «Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov», Perm
FSBEI HE «Sochi state University», Sochi
Annotation. The article deals with the problems of development of agroindustrial complex and agriculture of Russian regions in difficult conditions associated with external and internal factors. Strategic goals and objectives to ensure sustainable growth of the studied sectors of the economy are based on the accounting of sanctions by the EU and the United States, which have a negative impact on the country's trade in food and raw materials. On the example of the Ural Federal district, the indicators of agriculture related to the physical volume of production, the level of remuneration, the index of prices for products are studied. Problems of regions are revealed and ways of their solution are offered. Keywords: agroindustrial complex, agriculture, strategy, agrarian policy, protectionism.