Научная статья на тему 'Динамика развития нравственных качеств у школьников с нарушениями интеллектуального развития в условиях специальной коррекционной школы-интерната'

Динамика развития нравственных качеств у школьников с нарушениями интеллектуального развития в условиях специальной коррекционной школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1461
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / ВОСПИТАННИКИ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА / НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / MORAL QUALITIES / DYNAMICS OF DEVELOPMENT / BOARDING SCHOOL STUDENTS / INTELLECTUAL DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гладун Лариса Александровна, Казимиренок Ульяна Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме изучения нравственной стороны личности социально депривированных умственно отсталых школьников. В содержании описаны методы исследования; представлен анализ полученных результатов: даны характеристики уровней развития нравственных качеств учащихся 3-го, 6-го и 9-го классов; обоснованы выводы о положительной динамике развития нравственных качеств личности в условиях воспитательного процесса школы-интерната.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гладун Лариса Александровна, Казимиренок Ульяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Developing the Moral Qualities of Schoolchildren with Intellectual Disabilities at Special Correctional Boarding School

The article is devoted to the actual problem of studying the moral side of the personality of socially deprived mentally retarded schoolchildren. The author describes the research methods; analyses received results: the characteristics of the development levels of the 3d, 6th and 9th forms pupils’ moral qualities are given. In the paper the conclusion about positive dynamics of the development of a person’s moral qualities in conditions of the educational process at boarding school is made.

Текст научной работы на тему «Динамика развития нравственных качеств у школьников с нарушениями интеллектуального развития в условиях специальной коррекционной школы-интерната»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371.921

Динамика развития нравственных качеств у школьников с нарушениями интеллектуального развития в условиях специальной коррекционной школы-интерната

Л. А. Гладун У. А. Казимиренок

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация.

Ключевые слова:

Статья посвящена актуальной проблеме изучения нравственной стороны личности социально депривирован-ных умственно отсталых школьников. В содержании описаны методы исследования; представлен анализ полученных результатов: даны характеристики уровней развития нравственных качеств учащихся 3-го, 6-го и 9-го классов; обоснованы выводы о положительной динамике развития нравственных качеств личности в условиях воспитательного процесса школы-интерната.

нравственные качества, динамика развития, воспитанники школы-интерната, нарушения интеллектуального развития.

Для цитирования: Для цитирования: Гладун Л. А., Казимиренок У. А.

Динамика развития нравственных качеств у школьников с нарушениями интеллектуального развития в условиях специальной коррекционной школы-интерната // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 97-109.

Дата поступления статьи в редакцию: 26 мая 2018 г.

Важной составляющей социализации ребёнка является уровень духовно-нравственного развития его личности. В психологических и педагогических исследованиях (Л. И. Божович, Л. И. Рувинский, Л. А. Высо-тина, И. Ф. Харламова, В. Т. Чепиков, М. И. Шилова,

С. Г. Якобсон, В. Г. Щур и др.) обоснованы механизмы формирования нравственных качеств школьника, обозначены их структурные компоненты, определены отдельные теоретические и методические подходы к организации их воспитания. Авторы отмечают, что развитие нравственных качеств представляет собой динамичную интегративную совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, которые определяют её субъективное отношение к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности.

Исследования показывают, что на формирование нравственных качеств умственно отсталых школьников влияет специфика развития их высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и самооценки (А. С. Белкин, К. С. Белянин, Ч. Б. Кожалиева, Н. Л. Коломинский, И. А. Коробейников, Н. Г. Морозова, Е. Н. Трубина и др.). В связи с этим учёные отмечают у младших школьников поверхностный характер представления о том, что хорошо, а что плохо, несоответствие между знанием и его практическим применением. Примитивность представлений о нравственных отношениях, недостаточность или отсутствие навыков нравственного поведения.

Нарушения познавательного развития затрудняют правильное самостоятельное обобщение детьми тех поведенческих действий, которые должны трансформироваться в общие идеи, убеждения, регулирующие поведение. Поэтому детям старшего школьного возраста с нарушениями интеллекта часто свойственны грубость и эгоистичность, беспомощность и сознание собственной неполноценности, негативизм, упрямство, раздражительность, эмоциональная неразвитость, высокий уровень внушаемости. Воспитание привычек общественного поведения нередко происходит в виде копирования, подражания, имеет налёт автоматизма. Слабость волевых процессов приводит к недостаточному осознанию целей и отсутствию необходимых побуждений к их достижению.

Однако трудности в формировании нравственных качеств умственно отсталых детей, как отмечают П. П. Блонский, Л. С. Выготский [2], В. П. Кащенко и др., возникают не только вследствие неблагоприятной наследственности и органического повреждения центральной нервной системы, но и за счёт отсутствия благоприятных социальных условий. В то же время успешность социализации зависит от реальных успехов ребёнка в учебной и внеучебной деятельности, положения ученика в коллективе сверстников. A. С Белкин [1], Г. М. Дульнев [6], Т. И. Пороцкая [10], Е. А. Евтушенко [7] и др., исследуя проблемы нравственного воспитания умственно отсталых школьников, отмечают наличие положительной динамики. Дети раньше всего овладевают умением вежливо обращаться к учителю, сверстникам, приветствовать их. С большим трудом им даётся овладение умением давать правильную моральную оценку своего или чужого поступка, устанавливать связь между внешней стороной поведения и его побудительными мотивами. Вместе с тем, как отмечают авторы, изучение вопросов организации нравственного воспитания, развития нравственных качеств школьников с нарушениями интеллектуального развития в

процессе учебной и внеучебной деятельности является актуальным. Особое значение, на наш взгляд, имеет исследование данной проблемы применительно к особым социальным условиям школы-интерната, что обусловило выбор темы и цели нашего исследования.

Цель - выявить динамику развития нравственных качеств школьников с нарушениями интеллектуального развития в условиях специальной коррекци-онной школы-интерната.

Объект исследования - нравственные качества личности школьников с нарушениями интеллектуального развития.

Предмет исследования - динамика развития нравственных качеств личности у школьников с нарушениями интеллектуального развития в условиях специальной коррекционной школы-интерната.

Исходя из цели, были выделены следующие задачи: изучить и проанализировать специальную литературу по изучаемой проблеме; подобрать методики исследования нравственных качеств у школьников с нарушениями интеллектуального развития; выявить динамику развития нравственных качеств у школьников с нарушениями интеллектуального развития 3-го, 6-го и 9-го классов.

Анализ психологической литературы по изучаемой проблеме позволил сделать ряд выводов:

- понятие «нравственные качества» рассматривается как динамичная инте-гративная совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, содержание и структура которых определяют её субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности;

- структура нравственной воспитанности свидетельствует о наличии в ней нескольких компонентов (когнитивного, мотивационного, эмоционально-волевого, деятельностного), отражающих сущность процесса формирования и развития нравственных качеств личности;

- исследования дефектологов показывают наличие особенностей развития высшей нервной деятельности, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы умственно отсталого школьника, в связи с чем отчётливо обнаруживают недоразвитие и специфические особенности нравственных качеств: в словаре почти нет слов, обозначающих морально-этические категории; нравственные представления примитивны и часто искажены; отсутствует элементарная этическая оценка своих поступков; навыки нравственного поведения часто отсутствуют.

Для реализации поставленных в исследовании задач был проведён констатирующий эксперимент. Он реализован на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат (далее - ОГБОУ С(К)ШИ) пос. Целинные Земли Иркутской области Тулун-ского района в течение двух лет (2015-2016 гг.). В исследовании принимали участие учащиеся 3-го, 6-го и 9-го классов с нарушениями интеллектуального

развития, в общем количестве 30 человек. В исследовании применялись следующие методики и методы.

1. Наблюдение за проявлениями нравственной воспитанности умственно отсталых детей младшего школьного возраста (авт. Е. А. Евтушенко [7]). Срез развития нравственных качеств личности проведён на основе авторской методики, анкета которой охватывает восемь показателей нравственной воспитанности учащихся: место стремления к нравственному и других социально значимых мотивов в мотивационной сфере общественной деятельности; сформированность нравственных качеств, представлений и понятий; степень проявления интереса к приобретению нравственно-этических знаний; развитие нравственных чувств; сформированность волевых качеств, необходимых для выполнения общественной деятельности; степень проявления усилий в совершенствовании своих нравственных качеств; сформированность умений и навыков нравственного поведения; активность, инициативность, самостоятельность в общественной деятельности.

2. Адаптированная методика «Сюжетные картинки» И. Б. Дермановой [4] предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам у школьников. В процессе обследования ребёнку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребёнка, объяснения, в которых он должен дать моральную оценку изображённым на картинке поступкам, особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребёнка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный. Для обработки полученных результатов нами использован вариант, предложенный Р. Р. Калининой [8], где оценка определяется на основе правильности раскладывания картинок, обоснования собственных действий, силе и степени адекватности эмоциональных реакций.

3. Анализ исследований показывает, что в качестве причин особенностей развития личности ребёнка с ОВЗ часто выступают специфические характеристики его познавательного развития. Вследствие этого нами применена функ-ционально-уровневая диагностика сформированности познавательной деятельности умственно отсталых младших школьников С. А. Домишкевича [5]. Цель применения - выявление соотношения уровня нравственной воспитанности и уровня сформированности познавательной деятельности. Оценка выделенных автором уровней проводится на основе анкеты, охватывающей пять компонентов учебно-познавательной деятельности учащихся: информационно содержательный; операциональный; формально-языковой; регуляторный; мо-тивационно-энергетический.

4. Анализ документов (учебно-воспитательные программы), наблюдение и анализ опыта учебно-воспитательной деятельности ОГБОУ С(К)ШИ пос. Целинные Земли в рамках учебной деятельности воспитанников интерната на внеурочных занятиях и в процессе их повседневной жизни.

Проведём анализ полученных нами результатов исследования. Обобщённые данные наблюдения за проявлениями нравственной воспитанности умственно отсталых детей школьного возраста (авт. Е. А. Евтушенко) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Оценка уровня нравственной воспитанности у умственно отсталых школьников, в средних баллах

Класс Оценка по показателям воспитанности Общая средняя оценка

1 2 3 4 5 6 7 8

3 1,90 2,30 2,10 2,00 1,60 1,80 1,60 2,00 1,91

6 3,20 3,00 2,60 3,30 2,90 2,60 3,00 2,90 2,99

9 4,20 4,50 4,00 4,00 3,70 3,60 4,10 4,20 4,03

Примечание: 1 - место стремления к нравственному и других социально значимых мотивов в мотивационной сфере общественной деятельности; 2 - сформированность нравственных качеств, представлений и понятий; 3 - степень проявления интереса к приобретению нравственно-этических знаний; 4 - развитие нравственных чувств;

5 - сформированность волевых качеств, необходимых для выполнения общественной деятельности; 6 - степень проявления усилий в совершенствовании своих нравственных качеств; 7 - сформированность умений и навыков нравственного поведения; 8 -активность, инициативность, самостоятельность в общественной деятельности.

У школьников 3-го класса недостаточно сформированы нравственные качества, о чём свидетельствуют показатели, которые колеблются от низкого уровня до уровня ниже среднего. Самые низкие числовые значения выявлены по следующим составляющим нравственной воспитанности: сформированность волевых качеств, необходимых для выполнения общественной деятельности (1,60), умений и навыков нравственного поведения (1,60). Это свидетельствует

06 импульсивности и безвольности поведения, которое является ситуативным и зависит от интереса к объекту.

Самые высокие числовые значения выявлены по такому показателю, как сформированность нравственных качеств, представлений и понятий (2,30), что свидетельствует об их частичной сформированности в целом, однако они непрочны, часто неадекватны; школьники 3-го класса не умеют ими оперировать.

Анализ показал, что низкий уровень сформированности нравственной воспитанности выявлен у 60 % школьников 3-го класса. У оставшихся 40 % школьников 3-го класса можно констатировать уровень проявления нравственной воспитанности ниже среднего. Невыявленными у школьников 3-го класса остались средний (0 %), выше среднего (0 %) и относительно высокий уровень (0 %) нравственной воспитанности.

Исследование показателей нравственной воспитанности школьников 6-го класса свидетельствует о том, что в данной группе детей показатели колеблют-

ся от ниже среднего до среднего уровня, что говорит о стремлении детей к нравственному проявлению в отдельных случаях, но зачастую другие социально значимые мотивы в общественной деятельности проявляются в большей степени; стремление к нравственности как мотив своей деятельности проявляется редко, мотивация очень сильно зависит от сложившихся обстоятельств. В этой возрастной группе низкие числовые значения выявлены по следующим показателям нравственной воспитанности: степень проявления интереса к приобретению нравственно-этических знаний (2,60), степень проявления усилий в совершенствовании своих нравственных качеств (2,60), что свидетельствует о временном и неустойчивом интересе к нравственным знаниям, незаинтересованности в совершенствовании нравственных качеств, и нужде в постоянном стимулировании их проявлений.

Самые высокие числовые значения выявлены по такому показателю, как развитие нравственных чувств (3,30), что свидетельствует о том, что нравственные чувства ещё недостаточно развиты, их проявление зачастую может быть неадекватным и зависит от психоэмоциональных состояний детей, однако в некоторых случаях наблюдается понимание нравственного, но к безнравственному может относиться безразлично.

Анализируя показатели, можно сделать вывод о том, что уровень нравственной воспитанности ниже среднего выявлен у 40 % школьников 6-го класса. У 60 % - средний уровень. Невыявленными остались низкий, выше среднего и относительно высокий уровень нравственной воспитанности.

Показатели нравственной воспитанности школьников 9-го класса колеблются от среднего до выше среднего уровня, что говорит о стремлении детей к нравственному как мотиву своей деятельности, желании принести пользу, но могут быть и ситуативные проявления данных стремлений. Самые низкие числовые значения выявлены по следующим показателям нравственной воспитанности: сформированность волевых качеств, необходимых для выполнения общественной деятельности (3,70), степень проявления усилий в совершенствовании своих нравственных качеств (3,60), что свидетельствует об их недостаточности, трудностях концентрации своего внимания на нежелательных видах деятельности, слабом понимании необходимости развития нравственных качеств, но всё же стремлении к их совершенствованию.

Самые высокие числовые значения выявлены по такому показателю, как сформированность нравственных представлений и понятий (4,50), что свидетельствует об их наличии в целом, но неумении всегда оперировать ими в этических суждениях и использовать в практической деятельности, однако стремление к познанию и совершенствованию данных качеств имеется.

Анализируя показатели, можно сделать вывод о том, что средний уровень нравственной воспитанности выявлен у 50 % школьников 9-го класса. У остальных 50 % девятиклассников можно констатировать уровень проявления нравственной воспитанности выше среднего. Невыявленными у них остались низкий, ниже среднего и относительно высокий уровни нравственной воспитанности. Полученные результаты наблюдения наглядно представлены на ри-

сунке 1.

Рис. 1. Общие результаты наблюдения за уровнем нравственной воспитанности

умственно отсталых школьников

Примечание: 1 - место стремления к нравственному и других социально значимых мотивов в мотивационной сфере общественной деятельности; 2 - сформированность нравственных качеств, представлений и понятий; 3 - степень проявления интереса к приобретению нравственно-этических знаний; 4 - развитие нравственных чувств; 5 - сформированность волевых качеств, необходимых для выполнения общественной деятельности; 6 - степень проявления усилий в совершенствовании своих нравственных качеств; 7 - сформированность умений и навыков нравственного поведения; 8 -активность, инициативность, самостоятельность в общественной деятельности.

Итак, по результатам наблюдения (методика Е. А. Евтушенко) у школьников 3-го класса преобладает низкий уровень (60 %) сформированности нравственной воспитанности: нравственные представления и понятия не сформированы; отсутствует интерес к общественной деятельности; чувства неадекватны, отмечается лабильность эмоциональных состояний; дети безвольны, импульсивны; их поведение ситуативное, зависит от интереса к объекту. Третьеклассники не понимают необходимости развития нравственных качеств и усилий в этом формировании не проявляют. Дети сопротивляются установкам педагогов; социально значимые мотивы у них развиты плохо. Умения и навыки нравственного поведения у них отсутствуют. Дети пассивны, безынициативны, несамостоятельны; отказываются трудиться.

У школьников 6-го класса преобладает средний уровень (60 %): нравственные представления, понятия и умения сформированы частично. Они оперируют ими неумело. В общественной деятельности шестиклассники малоактивны, и принимают участие лишь вместе с коллективом класса. У них недостаточно выражены волевые качества и волевое напряжение. Компоненты нравственной воспитанности у них неустойчивы.

У школьников 9-го класса преобладает средний уровень (50 %) и уровень выше среднего (50 %): в целом сформированы нравственные представления, понятия, чувства, интерес, но они испытывают трудности в оперировании ими. Понимая правила поведения, социально одобряемые модели поведения,

поступки, эти дети участвуют в общественной деятельности и художественной самодеятельности, но к негативному относятся безразлично. В общественно-полезной деятельности они активны, но лишь при наличии внешнего побуждения. Они имеют адекватную самооценку и положительную мотивацию, но избирают более лёгкие пути. Дети в целом осознают зависимость успехов от прилагаемых усилий, активны в учебной деятельности, труде, доброжелательны в отношениях, но для придания уверенности в любом виде деятельности им важна поддержка взрослых или группы. Связь всех компонентов нравственной воспитанности в целом устойчивая, но могут быть и ситуативные проявления.

Сравнительный анализ данных показателей свидетельствует о положительной динамике развития нравственной воспитанности у школьников с нарушениями интеллектуального развития, о чём говорит изменение показателей от низкого уровня нравственной воспитанности (в 3-м классе), до уровня выше среднего (в 9-м классе), что наглядно показано на гистограмме (рис. 2).

Рис. 2. Сравнительные показатели уровней нравственной воспитанности школьников 3-го, 6-го и 9-го классов, по результатам наблюдения (Е. А. Евтушенко)

Обобщённые результаты, полученные с помощью методики «Сюжетные картинки» И. Б. Дермановой [4], предназначенной для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам школьников, представлены на рисунке 3.

Школьники с нарушениями интеллектуального развития 3-го класса в основном правильно раскладывали картинки. Однако только 40 % обосновывали свои действия, эмоционально реагировали адекватно, но эти эмоции были слабо выражены. 40 % детей не могли обосновать свои действия, их эмоциональные реакции были неадекватными. Остальные - 20 % детей неправильно раскладывали картинки: в одной стопке оказывались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков; их эмоциональные реакции были неадекватны или отсутствовали. Обосновывая свои действия, школьники 3-го класса говорили: В. Маргарита - «Надо поделиться. Нельзя ссориться. Так нельзя делать. Надо помогать другу»; Л. Александр - «Это хо-

роший друг. Надо делиться. Не надо ссориться. Девочкам надо помогать. Это хороший мальчик» и т. д.

Школьники 6-го класса в основном правильно раскладывали картинки, их эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными - 50 %.

Только 10 % детей имели ярко выраженные эмоциональные реакции, проявляющиеся в мимике. 40 % школьников 6-го класса правильно раскладывали картинки, но не могли обосновать свои действия; их эмоциональные реакции были неадекватны. Выполняя задания, следующим образом обосновывали свои действия: К. Екатерина - «Нельзя друзей обижать. Нужно делиться с друзьями. Это хороший друг. Не надо ссориться. Девочкам надо помогать. Это хороший мальчик. Маленьких нельзя обижать», П. Олег - «Ссориться нельзя. Нужно помириться. Это жадная девочка. Надо делиться с друзьями» и т. д.

Рис. 3. Сравнительные показатели уровней эмоционального отношения к нравственным нормам школьников 3-го, 6-го и 9-го классов, по результатам проведения наблюдения (методика И. Б. Дермановой)

Девятиклассники, обосновывая свои действия, в 50 % имели адекватные, но слабо выраженные эмоциональные реакции. Остальные 50 % детей имели яркие, адекватные эмоциональные реакции, проявляющиеся в мимике. Они следующим образом обосновывали свои действия: И. Степан - «Хороший друг, нужно поделиться игрушкой. Ссориться нельзя, потому что это плохо. Надо помогать малышам и девочкам. Это вежливый мальчик. Надо учиться»; К. Игорь - «Нужно слушать учителя внимательно. Гостей надо угощать. Плохо быть жадным» и т. д.

Сравнительный анализ данных показателей свидетельствует о динамике в эмоциональном отношении к нравственным нормам у школьников, о чём гово-

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% Ъ% 0%

неадекватные Действия, верные

эмоц. реакции неадекватные действия, верные

эмоц. реакции, адекватные действия, эмоц. реакции, адекватные слабо выраж. эмоц. реакции, выраж в мимике

действия.

рит изменение показателей, наглядно представленных на гистограмме (рис. 3).

Итак, анализируя и обобщая полученные в ходе исследования данные, мы приходим к выводу о том, что у школьников 3-го класса с нарушениями интеллектуального развития преобладает низкий уровень развития нравственных качеств, характеризующийся несформированностью знаний, отсутствием интереса к ним. Их социальное поведение не имеет практического опыта. Самооценка поступков неадекватна. Они безмолвны, импульсивны, их поведение ситуативно и зависит от интереса к объекту. Дети не понимают необходимости развития нравственных качеств и усилий в этом не проявляют, сопротивляются установкам педагогов. Эти дети не заботятся об окружающих, не проявляют активности в делах класса. Они не переживают за собственные неудачи, грубы, обижают более слабых детей.

К 6-му классу основная часть школьников с нарушениями интеллектуального развития уже имеет средний уровень развития нравственных качеств. Школьники на этом уровне имеют ограниченный запас представлений о нравственных ценностях, отличающийся неточностью, бессистемностью, неполнотой. Дети не всегда применяют их на практике, оперируют ими неумело. В деятельности малоактивны и принимают участие лишь вместе с коллективом. У них недостаточно выражены волевые качества; понимая связь усилий и успехов, допускают халатность, ленятся, заботу о других проявляют избирательно. Компоненты нравственной воспитанности у них неустойчивы. В большинстве случаев дети следуют принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Они дают относительно адекватную оценку своим поступкам и действиям окружающих, но при непосредственном руководстве взрослых. Нейтрально относятся к нарушениям поведения одноклассников.

К 9-му классу мы наблюдаем уровень развития нравственных качеств выше среднего. Их нравственные представления отличаются полнотой и осознанностью, но наблюдаются трудности в оперировании ими. Девятиклассники понимают примерное содержание правил поведения, отличаются гуманистической устойчивостью к негативным проявлениям со стороны сверстников, но к безнравственному поведению относятся безразлично. В деятельности они активны, при наличии внешнего побуждения. Эти дети имеют адекватную самооценку и положительную мотивацию, но избирают лёгкие пути. Они способны оказать помощь не только родным и сверстникам, но и ограниченному кругу - тем, с кем дружат.

Причинами особенностей развития личности ребёнка с ОВЗ, в том числе и нравственных качеств личности, авторы часто называют специфические характеристики его познавательного развития. Вследствие этого, с целью определения корреляции уровня нравственной воспитанности и уровня познавательной деятельности нами применена функционально-уровневая диагностика С. А. Домишкевича. (Методика С. А. Домишкевича предназначена для диагностики младших школьников, в связи с этим нами обследована группа учеников 3-го класса. Считаем, что наличие корреляции между рассматриваемыми составляющими будет оправдана и на других возрастных группах.) Обобщённые

результаты по полученным данным представлены в таблице 2.

Используя цифровые составляющие уровней познавательной деятельности из диагностической таблицы для определения степени отставания в развитии высших психических функций по результатам функционально-уровневой диагностики, можно сделать вывод, что у школьников 3-го класса недостаточно сформированы компоненты учебно-познавательной деятельности, они колеблются от низкого уровня до недостаточного уровня.

Таблица 2

Оценка уровня сформированности познавательной деятельности школьников, в баллах

Класс Компоненты оценки уровня сформированности познавательной деятельности Общая оценка

1 2 3 4 5

3 класс 1,96 1,81 2,01 1,9 1,84 1,91

Примечание: 1 - информационно-содержательный компонент; 2 - операциональный компонент; 3 - формально-языковой компонент; 4 - регулятивный компонент; 5 - мотивационно-энергетический компонент.

Самые низкие числовые значения выявлены по следующим компонентам: операциональный компонент (1,81), мотивационно-энергетический (1,84). Это свидетельствует о том, что наибольшие трудности школьники с нарушениями интеллектуального развития испытывают при совершении мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстракции, а также о недостаточном развитии мотивации, внимания и работоспособности этих детей. Самые высокие числовые значения выявлены по такому компоненту, как формально-языковой (2,01), что свидетельствует о частичной сфор-мированности лексико-грамматической структуры речи, обеспечивающей использование формальной логики.

Анализ показал, что низкий уровень сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности имеют школьники 3-го класса (60 %), у которых был выявлен низкий уровень развития нравственных качеств и неадекватное эмоциональное отношение к нравственным нормам. У оставшихся 40 % школьников 3-го класса уровень сформированности познавательной деятельности недостаточный. Эти школьники демонстрировали уровень развития нравственных качеств ниже среднего и адекватное, но слабо выраженное эмоциональное отношение к нравственным нормам. Невыявленными у школьников 3-го класса остались уровень ниже среднего, достаточный и хороший.

Итак, проведённое исследование, качественный и количественный анализ полученных данных, показал, что несформированность нравственных качеств

у школьников 3-го класса с нарушениями интеллектуального развития полностью соотносится с низкой (недостаточной) сформированностью учебно-познавательной деятельности.

Изменение показателей от низкого уровня нравственной воспитанности (в 3-м классе) до уровня выше среднего (в 9-м классе) свидетельствует о наличии положительной динамики процесса развития нравственных качеств у школьников с умственной отсталостью в условиях специальной коррекционной школы-интерната, целесообразности реализации программы по нравственному воспитанию и возможности получения качественно положительных результатов.

Список литературы

1. Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М. : Просвещение, 1977. 112 с.

2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова. М. : Педагогика, 1995. 527 с.

3. Высотина Л. А. Нравственное воспитание младших школьников. Акад. пед. наук РСФСР. Пед. б-ка учителя. Ленингр. ин-т педагогики. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 151 с.

4. Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И. Б. Дермано-ва. СПб. : Речь, 2002. С. 35.

5. Домишкевич С. А. Функционально-уровневый подход к психодиагностике, кор-рекционно-развивающей работе и консультировании. Иркутск: Изд-во ИГПУ 2002. 40 с.

6. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе : пособие для учителей. М. : Просвещение, 1981. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Евтушенко Е. А. Нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности. : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.03. М., 2010. 224 с.

8. Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. СПб., 1999. 18 с.

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1599 [Электронный ресурс] // сайт Минобрнауки. URL: https://минобр-науки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8 2%Б1%8В/5133 (дата обращения: 15.05.2018).

10. Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы : Кн. для воспитателя. Из опыта работы. М. : Просвещение, 1984. С. 72.

Dynamics of Developing the Moral Qualities of Schoolchildren with Intellectual Disabilities at Special Correctional Boarding School

L. A. Gladun, U. A. Kazimirenok

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The article is devoted to the actual problem of studying the moral side of the personality of socially deprived mentally retarded schoolchildren. The author describes the research methods; analyses received results: the characteristics of the development levels of the 3d, 6th and 9 th forms pupils ' moral qualities are given. In the paper the conclusion about positive dynamics of the development of a person's moral qualities in conditions of the educational process at boarding school is made.

Keywords: moral qualities, dynamics of development, boarding school students, intellectual disabilities.

Гладун

Лариса Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практик специального обучения и воспитания

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

тел.: +7(3952)241843 e-mail: gla_@mail.ru

Казимиренок Ульяна Александровна

бакалавр «Специального (дефектологического) образования», профиль «Олигофренопедагогика»

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

тел.: +7(3952)241843 e-mail: gla_@mail.ru

Gladun

Larisa Alexandrovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Theory and Practice of Special Education and Upbringing

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

1 Karl Marx St, Irkutsk, 664003

tel.: +7(3952)241843 e-mail: gla_@mail.ru

Kazimirenok Ulyana Alexandrovna

Bachelor of"Special (Defectology) Education", specialization "Oligophrenopedagogics"

Pedagogical Institute Irkutsk State University

1 Karl Marx St, Irkutsk, 664003

tel.: +7(3952)241843 e-mail: gla_@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.