Научная статья на тему 'Динамика развития экономического сотрудничества Российской Федерации и Саудовской Аравии'

Динамика развития экономического сотрудничества Российской Федерации и Саудовской Аравии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
421
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Саудовская Аравия / двустороннее экономическое сотрудничество / стратегическое партнерство / ОПЕК+ / Russia / Saudi Arabia / bilateral economic cooperation / strategic partnership / OPEC+

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранова Ю.В.

На протяжении долгого времени показатели уровня российско-саудовского экономического сотрудничества оставались на низких значениях. Однако с 2017 г. наметилась тенденция стремительного потепления в отношениях между государствами в ряде сфер, к том числе и в экономической. Даже после введения Западом санкционного режима в отношении России после объявления РФ о проведении специальной военной операции в Украине в 2022 г. Саудовская Аравия не присоединилась к экономическим санкциям. Наоборот, число двусторонних договоренностей и проектов лишь увеличилось. В данной работе будут проанализированы риски и дальнейшие перспективы углубления экономического сотрудничества между РФ и КСА, место Эр-Рияда и Москвы в новом формирующемся мироустройстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic cooperation between Russia and Saudi Arabia at the present stage

For a long time the indicators of the level of Russian-Saudi economic cooperation remained at low values. However, since 2017, there has been a trend of rapid warming in relations between states in a number of areas, including the economic one. Even after the West imposed a sanctions regime against Russia after the Russian Federation announced a special military operation in Ukraine in 2022, Saudi Arabia did not join the economic sanctions. On the contrary, the number of bilateral agreements and projects has only increased. This paper will analyze the risks and further prospects of deepening economic cooperation between the Russian Federation and the KSA, the place of Riyadh and Moscow in the new emerging world order.

Текст научной работы на тему «Динамика развития экономического сотрудничества Российской Федерации и Саудовской Аравии»

Баранова Ю.В.

Студентка 3-го курса Восточного Института - Школы региональных и международных исследований направления подготовки 41.03.05 Международные отношения, Дальневосточный федеральный университет.

Динамика развития экономического сотрудничества Российской Федерации и Саудовской Аравии

Введение. Говоря о развитии двустороннего сотрудничества России и Саудовской Аравии, следует отметить, что потепление в отношениях между странами прежде всего продиктовано стремительно меняющейся геополитической обстановкой: глобальный экономический, энергетический, финансовый кризисы, турбулентность в мировой политике, крах старого и формирование нового миропорядка и системы международных отношений, возросшая роль Москвы как на глобальной арене, так и в ближневосточном регионе и наконец стремление Королевства Саудовская Аравия (далее - КСА) к достижению регионального лидерства.

Однако тренд на динамичное сближение с Москвой наметился у Эр-Рияда относительно недавно. Возможно, тому способствовали исторические факторы и неудачный опыт в прошлом выстроить прочные экономические и партнерские связи.

В связи с этим автору видится целесообразным указать и рассмотреть этапы формирования экономического сотрудничества КСА и РФ (в том числе и СССР) для более глубокого и детального анализа этой кооперации в настоящее время.

Этапы развития экономических отношений

1926-1937 гг. характеризуются тем, что СССР стал первым государством, признавшим независимое саудовское государство — Королевство Хиджаз, Неджд и присоединённые территории (с 1932 года — Королевство Саудовская Аравия) и установившим с ним дипломатические отношения [1]. В этот же период начинается активизация торговых отношений: СССР торгует керосином, бензином, продовольственными товарами. Однако их регламентация четко не закреплена международными юридическими актами, поэтому торговля реализуется через местных купцов по различным ценам, иногда даже ниже рыночных.

И хотя этот период ознаменовался большим потенциалом налажива-

ния экономических и рыночных механизмов, установление долгосрочных торговых связей стало невозможным по политическим и религиозным аспектам (опасения Великобритании и остальных стран Европы, которые уже установили торговые отношения с КСА, по поводу того, что СССР составит им серьезную конкуренцию; коммунистическая направленность Советского Союза, где отрицалась любая религия как таковая).

В 1938-1990 гг. вследствие обострившейся обстановки между коммунистическим СССР и капиталистическим Западом на первый план у Москвы выходит обеспечение своей безопасности в Европе. В это же время меняются внешнеполитические ориентиры КСА, которое взяло курс на сближение с Европой и США, после того, как последние с помощью своих геологов открыли нефтяные месторождения в Саудовской Аравии [3]. Оказавшись по разные стороны баррикад, КСА и СССР разрывают дипломатические отношения в 1938 г. Далее следует период в 52 года, когда прекратился диалог между государствами как на официальном, так и на экономическом (торговом) уровне.

1991-2006 гг. ознаменованы восстановлением дипломатических и экономических отношений после распада СССР в 1991 г. Более того, Эр-Рияд признал Россию в качестве правопреемницы Советского Союза. В этот период возобновляются государственные визиты, в том числе и на высшем уровне, целью которых являлось построение двустороннего диалога: подписано Генеральное российско-саудовское соглашение о сотрудничестве в области экономики, торговли, инвестиций, культуры и спорта; создана Совместная межправительственная Российско-Саудовская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (2002 г.) [6].

Начиная с 2000-х гг., предприняты попытки по организации экономического сотрудничества посредством создания Российско-Саудовского Совета в качестве института, способствующему развитию отношений между двумя странами. Знаменательным событием, которое официально подтвердило стремление КСА начать торгово-экономический диалог с РФ, стал визит принца Абдаллы Бен Абель Азиза Аль Сауда в Москву в 2003 г., который впоследствии стал королем Саудовской Аравии с 2005 по 2015 гг.

В 2007-2014 гг. нанесены взаимные визиты глав государств в 2007 г., в ходе которых был заключен ряд экономических и хозяйственных соглашений, в том числе и межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере нефти и газа на 5 лет [10]. Более того, на ежегодном Санкт-Петербургском экономическом форуме между представителями обеих сторон были подписаны следующие соглашения: меморандум о

совместных намерениях в области космоса и оборонно-промышленного комплекса, соглашение о мирном использовании ядерной энергии.

2015-2018 гг. - это этап, который считается ключевым в развитии российско-саудовских отношений, ибо именно в этот период двустороннее сотрудничество переходит на существенно новый формат в виде активизации взаимодействий и реализации совместных инициатив.

В этот же период Эр-Рияд формулирует свою стратегию глобального развития «Видение 2030» (2016 г.), нацеленную в первую очередь на полномасштабное реформирование КСА во всех сферах жизни общества и на снижение зависимости страны от энергоресурсов (в частности - нефти) [5]. Исходя из основных положений «Видения 2030», становится очевидно, что Россия может стать одним из надежных партеров в долгосрочной перспективе: [14] сотрудничество в рамках ОПЕК+ и совместное регулирование цен на энергоресурсы; активизация деятельности государственных инвестиционных фондов; начало сотрудничества в военно-технической сфере; реализация совместных крупных проектов и тд.

В 2017 году король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд совершил первый государственный визит в Россию, который, по мнению экспертов, способствовал стремительному развитию отношений между двумя странами. В рамках этого визита был подписан пакет документов, включающий в себя соглашение о сотрудничестве в космической сфере, дорожную карту торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, программы сотрудничества в культурной и сельскохозяйственной сферах, а также программу реализации сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях [7].

В том же году были заключены первые крупные контракты на поставку различного вооружения (ВВТ) на общую сумму 3,5 миллиарда долларов США в Саудовскую Аравию. Среди поставляемых товаров были зенитно-ракетные системы С-400 «Фаворит», противотанковые ракетные комплексы «Корнет-ЭМ», тяжелые реактивные огнеметные системы ТОС-1А, автоматические гранатометы АГС-30 и автоматы АК-103 [12].

В 2018 г. был подписан меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики и сделано совместное заявление в энергоклиматической сфере. По импорту сельскохозяйственной продукции Саудовская Аравия стала первым по объемам потребителем продовольствия в странах Персидского залива. По данным на 2018 г. товарооборот сельскохозяйственной продукции составил около $0,5 млрд (рост на 45%) - половину торгового оборота между КСА и РФ [2].

Развитие отношений на современном этапе. В 2019 году Россия и Саудовская Аравия продолжили расширять сотрудничество в сфере энергетических ресурсов и подписали Хартию сотрудничества стран-производителей нефти вместе со странами ОПЕК+. Кроме того, Москва и Эр-Рияд подписали Меморандум о взаимном расширении экспорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров, что поспособствовало увеличению двустороннего товарооборота. Согласно документу, Россия будет поставлять зерновые, нишевые культуры, кормовые травы, живых животных и животноводческую продукцию, пищевые продукты, а Саудовская Аравия будет импортировать рыбную продукцию, креветки, фрукты и финики в Россию. В 2021 году было согласовано около 60 областей сотрудничества и внесен 51 совместный проект.

И хотя с начала специальной военной операции в 2022 г. на Москву было наложено со стороны коллективного Запада 10 пакетов санкций, и товарооборот с Саудовской Аравией в 2022 г. значительно уменьшился по сравнению с 2020 г. и 2021 г. (Рисунок 1), КСА не только не присоединилось к санкционной «блокаде» России, но и взяло курс на активное сближение во многих сферах.

Так, оформленное в 2021 г. военно-политическое сотрудничество после заключения Россией и Саудовской Аравией Соглашения о военном сотрудничестве продолжает показывать положительную динамику по сей день: поставки ВВТ продолжаются в полном объеме согласно всем договоренностям. Более того, СВО выявила наиболее эффективные еди-

2,500,000,000

2013 2014 2015 2016 2017 2013 201Э 2020 2021 2022

Рисунок 1. Товарооборот РФ и КСА в период 2013-2022 гг. (Статистические данные взяты из Ру-Стата).

ницы против оружия НАТО, которые могут быть интересны для саудов-цев в целях обеспечения своей национальной безопасности. То есть несмотря на то, что США остаются лидерами по поставкам ВВТ Саудовской Аравии, Эр-Рияд не отказывается от многосторонних инициатив по наращиванию своих военных потенциалов, напротив, саудовцам выгодно сотрудничать с одним из крупнейших экспортеров вооружений и военной техники с лице России, занимающей второе место в мире после США.

В феврале 2023 г. Чрезвычайный и Полномочный посол России в Саудовской Аравии Сергей Козлов заявил о том, что между странами активизировались переговоры по поводу расширения сотрудничества в военно-технологической сфере. Такие тенденции наметились вследствие угроз со стороны США пересмотреть свои отношения с КСА в том числе и в военной сфере.

Похолодание в американо-саудовских отношениях наметилось еще в 2022 г., когда российско-саудовское сотрудничество в сфере энергетики и нефтедобычи приобрело стратегический характер: активно сотрудничают углеводородные компании России и Саудовской Аравии; установлены связи между «Сауди Арамко», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Газпром», ПАО «Газпромнефть» и ПАО «Сибур», активно прорабатываются перспективные контакты по линии ПАО НК «Роснефть» [8]. Несколько раз страны принимали решение сократить добычу нефти в рамках ОПЕК+ в октябре 2022 г. до 2 млн баррелей в сутки и в апреле 2023 г. до 500 000 баррелей в сутки до конца года «в целях обеспечения стабильности мирового нефтяного рынка» [16], что крайне не выгодно ни США, ни их западным партнерам.

Также КСА нарастило закупку нефтепродуктов из России за 2022 г. на общую сумму 250 млн долл. США: основные продукты закупки - мазут и дизель [9].

Более того, российская корпорация «Росатом» подала заявку на строительство первой в КСА АЭС в 2022 г. По мнению экспертов, у России есть все шансы выиграть тендер, так как Москва занимает второе место в мире по объему атомных генерирующих мощностей, уступая лишь Франции [4].

Тем не мнее, одной из самых перспективных сфер двустороннего сотрудничества является импорт Эр-Риядом российского продовольствия. Так как саудовцы отказались от производства собственной сельскохозяйственной продукции, страна полностью зависит от импорта, 80% которого реализовывается посредством российских поставок. По словам Сергея Козлова, Чрезвычайного посла России и КСА, «экспорт продукции отечественного агропромышленного комплекса в Саудовскую Аравию беспрецедентно увеличился - на 49,9% и приблизился к знаменательному

рубежу в один миллиард долларов» [11]. Следует заключить, что именно кооперация в сельском хозяйстве является одним из ключевых направлений долгосрочного двустороннего сотрудничества в торгово-экономической сфере. Также стоит отметить, что обе стороны все еще стремятся к наращиванию товарооборота до 5 млрд. долл. США к 2024 г., что еще раз подтверждает взаимный интерес к долгосрочному сотрудничеству, которое бы имело возможность стать стратегическим.

Еще одним приоритетным направлением сотрудничества может стать развитие логистических цепочек. Саудовское руководство активно проявляет особый интерес к российскому опыту в строительстве транспортных сетей. Благодаря своему геополитическому положению на пересечении торговых путей между Африкой, Азией и Европой КСА имеет значимый транзитный потенциал. Логистические цепочки через российскую территорию по направлению «Север - Юг» могут быть прибыльными как для России, так и для КСА, что особенно актуально вследствие перегруженности Суэцкого канала и высоких стоимостей перевозок. Например, срок доставки по маршруту Хельсинки - Дубай составит 8 дней, что вдвое быстрее, чем обычный путь. Проекты линий наземного транспорта, соединяющие КСА через Египет со странами Африки, представляют также стратегический интерес наравне с проектами линии наземного транспорта, соединяющие КСА через Египет со странами Африки [15].

Вывод. Вследствие стремительных глобальных изменений, начавшихся в 2022 г., Саудовская Аравия стремится «вписать» себя в новый формирующийся миропорядок в качестве активного многовекторного внешнеполитического игрока, который будет иметь вес как на Ближнем Востоке, так и на мировой арене.

Как известно, Россия наряду с Китаем несут локомотив разрушения од-нополярного мира во главе с гегемонией США и установления многополярности с постулатами равноправия, взаимного уважения, учета национальных интересов всех государств, предотвращения угнетения народов, соблюдения международного права, уважения внутреннего и внешнего суверенитета государств и т.д. Все эти постулаты в значительной мере созвучны с позицией Саудовской Аравии в отношении международной ситуации, что дает почву для развития многостороннего сотрудничества с Москвой.

Экономическая кооперация - одно из самых важных направлений внешней политики РФ в отношении КСА. Такое сотрудничество имеет большое значение для обеих стран на Ближнем Востоке, так как Россия в последние годы показывает активную деятельность в регионе, особенно в

отношениях с ОАЭ, Катаром, Сирией и Ираном. То есть становится важным игроком в регионе. Эта вовлеченность в ближневосточный регион продиктована национальными интересами государства и вопросами своей безопасности как на приграничных территориях, так и в сфере политических, экономических и энергетических отношений.

КСА, в свою очередь, заинтересовано в том, чтобы окончательно утвердиться в качестве регионального лидера на Ближнем и Среднем Востоке. РФ же может стать мостом для налаживания отношений между Саудовской Аравией, Сирией и Ираном, так как последние являются дружественными странами для Москвы. И возобновление дипломатических отношений Саудовской Аравии с Сирией и Ираном в апреле и мае 2023 г. лишь подтверждают роль России в качестве посредника.

Более того, у многих экспертов нет сомнений в том, что старая система международных отношений не устоит, ибо контуры нового миропорядка уже формируются. Либо мир вернется к биполярной системе во главе с США и КНР, либо же сформируется новый (третий) глобальный центр в лице России. В последнее время китайско-саудовское сотрудничество также набирает обороты, стремясь к стратегическому партнерству в ряде сфер, поэтому налаживание связей с РФ имеют долгосрочные перспективы для КСА. Эр-Рияд в любом случае извлечет выгоду из этого сотрудничества: будет ли Россия внутри китайского лагеря, либо же сформирует собственный третий полюс.

Также налаживание более тесного сотрудничества с остальными «великими державами» дает гарантии для Саудовской Аравии и возможность обезопасить себя в любом из возможных сюжетов. Похолодание в отношениях с США говорит о том, что Эр-Рияд осознает тот факт, что Вашингтон теряет статус безоговорочного мирового лидера. Такое положение «развязывает» руки саудовцам для проведения более независимого от США внешнеполитического курса, который будет отвечать прежде всего интересам государства, а не их союзников и партнеров.

Подводя итоги вышесказанному, стоит еще раз отметить, что экономическое сотрудничество России и Саудовской Аравии, самым крупным государством Аравийского полуострова и претендента на региональное лидерство на Ближнем Востоке, имеет стратегическую значимость как для Москвы, так и для Эр-Рияда. И хотя на данный момент еще не достигнут достаточно высокий уровень товарооборота, активизация отношений за последние годы дает возможность предполагать, что сотрудничество будет лишь углубляться и шансы достичь отметки в 5 млрд. долл. США являются реальной целью в стратегии развития обоих государств.

Список литературы:

1. АшШехри А.М.А. АльИлякат ассаудийя ассувьетийя ва ассаудийя аррусийя (Саудовско-советские и саудовско-оссийские отношения) (1926-1997 гг.). - Эр-Рияд. А - 2001. С. 277-278.

2. Беленькая М. «Прорыв в отношениях» // Коммерсант. // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4125657 (Дата обращения: 5.05.2023)

3. Беленькая М. Красные паши саудовского короля // Коммерсант. - 2019. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4119995t (дата обращения: 1.05.2023)

4. Концерн «Росэнергоатом» // Росатом. // URL: https://rosatom.ru/production/generation/#:~:text=Генерация%20 электроэнергии,мощностей%2С%20уступая%20лишь%20французской%20Е0Р (Дата обращения: 5.05.2023)

5. Косач Г. « Видение: 2030». Саудовские реформы //Россия и мусульманский мир. 2017. №. 6 (300). С. 113.

6. Косач Г.Г., Филоник А.О., Мелкумян Е.С. Российско-саудовское политическое взаимодействие // Вестник МГИМО Университета. 2017. № 4 (55). С. 129.

7. Межгосударственные отношения России и Саудовской Аравии // РИА Новости. // URL: https://ria.ru/20181201/1533774160. html (Дата обращения: 5.05.2023)

8. Россия и Саудовская Аравия подписали Хартию сотрудничества стран-производителей нефти // ТАСС. // URL: https://tass. ru/ekonomika/6998636 (Дата обращения: 5.05.2023)

9. Савенкова Д. Россия меняет направления поставки нефтепродуктов // Ведомости. // URL: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2022/12/06/953873-rossiya-menyaet-napravleniya-postavki-nefteproduktov (Дата обращения: 5.05.2023)

10. Сапронова М.А. Вопросы энергетики в российско-арабском сотрудничестве // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. №. 1 (838). С. 73.

11. Сергей Козлов: Эр-Рияд не соглашается войти в коалицию против России // РИА Новости. // URL: https://ria.ru/20230212/ kozlov-1851174369.html (Дата обращения: 5.05.2023)

12. Сероштанов К.В. Политические аспекты военно-технического сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 468. С. 162.

13. Страны соглашения ОПЕК+ подписали Хартию сотрудничества стран-производителей нефти // Министерство энергетики РФ. // URL: https://minenergo.gov.ru/en/node/15216 (Дата обращения: 5.05.2023)

14. Федоров А.М., Альгамди А.М. Экономическое сотрудничество Саудовской Аравии и Российской Федерации: историко-концептуальный аспект // Форум молодых ученых. 2018. № 5-3 (21). С. 552.

15. Федорченко А.В. Россия-Саудовская Аравия: состояние и перспективы сотрудничества //Международная торговля и торговая политика. 2023. Т. 8. № 4. С. 23-34.

16. Хабидулина Е. Путин обсудил с саудовским принцем координацию в формате ОПЕК+ // Forbes. // URL: https://www.forbes. ru/investicii/488185-putin-obsudil-s-saudovskim-princem-koordinaciu-v-formate-opek (Дата обращения: 5.05.2023)

Bibliography

1. AshShehri A.M.A. Al-Ilakat Assaudiya Assuvietiya wa Assaudiya Arrusiya (Saudi-Soviet and Saudi-Russian Relations) (1926-1997). - Riyadh. A - 2001. Р. 277-278.

2. Belenkaya M. "Breakthrough in relations" // Kommersant. // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4125657 (05.05.2023)

3. Belenkaya M. Red pashas of the Saudi king // Kommersant. - 2019. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4119995t (1.05.2023)

4. Rosenergoatom Concern // Rosatom. // URL: https://rosatom.ru/production/generation/#:~:text=Генерация%20электроэнергии >мощностей%2C%20уступая%20лишь%20французской%20EDF (5.05.2023)

5. Kosach G. "Vision: 2030". Saudi reforms // Russia and the Muslim world. 2017. № 6 (300). Р. 113.

6. Kosach G.G.> Filonik A.O.> Melkumyan E.S. Russian-Saudi political interaction // Bulletin of MGIMO University. 2017. № 4 (55). Р. 129.

7. Interstate relations between Russia and Saudi Arabia // RIA Novosti. // URL: https://ria.ru/20181201/1533774160.html (05.05.2023)

8. Russia and Saudi Arabia signed the Charter of cooperation between oil producing countries // TASS. // URL: https://tass.ru/eko-nomika/6998636 (05.05.2023)

9. Savenkova D. Russia is changing the direction of the supply of petroleum products // Vedomosti. // URL: https://www.vedomosti.ru/ business/articles/2022/12/06/953873-rossiya-menyaet-napravleniya-postavki-nefteproduktov (05.05.2023)

10. Sapronova M.A. Energy issues in Russian-Arab cooperation // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences. 2020. № 1 (838). Р. 73.

11. Sergei Kozlov: Riyadh does not agree to join the coalition against Russia // RIA Novosti. // URL: https://ria.ru/20230212/ko-zlov-1851174369.html (05.05.2023)

12. Seroshtanov K.V. Political aspects of military-technical cooperation between Russia and Saudi Arabia // Tomsk State University Bulletin. 2021. № 468. P. 162.

13. The countries of the OPEC + agreement signed the Charter of cooperation between oil producing countries // Ministry of Energy of the Russian Federation. // URL: https://minenergo.gov.ru/en/node/15216 (05.05.2023)

14. Fedorov A.M.> Algamdi A.M. Economic cooperation between Saudi Arabia and the Russian Federation: historical and conceptual aspect // Forum of Young Scientists. 2018. № 5-3 (21). Р. 552.

15. Fedorchenko A.V. Russia-Saudi Arabia: state and prospects of cooperation // International trade and trade policy. 2023. V. 8. № 4. Р. 23-34.

16. Khabidulina E. Putin discussed with the Saudi prince coordination in the OPEC + format // Forbes. // URL: https://www.forbes.ru/ investicii/488185-putin-obsudil-s-saudovskim-princem-koordinaciu-v-formate-opek (05.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.