Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО САУДОВСКОЙ АРАВИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО САУДОВСКОЙ АРАВИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ECONOMIC DEVELOPMENT / INTERNATIONAL COOPERATION / INTERNATIONAL TRADE / STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / LIBERALIZATION OF NATIONAL ECONOMY / MARKET RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров А.М., Альгамди А.М.

Статья посвящена анализу историко-концептуального аспекта экономического сотрудничества Саудовской Аравии и Российской Федерации. На основе систематизации и анализа архивных материалов рассмотрена эволюция развития международных экономических отношений между двумя государствами. Выделены и охарактеризованы основные этапы международного экономического сотрудничества. Анализируется стратегия социально-экономического развития Саудовской Аравии на период до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC COOPERATION BETWEEN SAUDI ARABIA AND THE RUSSIAN FEDERATION: HISTORICAL AND CONCEPTUAL ASPECTS

The article is devoted to the analysis of historical and conceptual aspects of economic co-operation between Saudi Arabia and the Russian Federation. On the basis of systematization and analysis of archival materials the evolution of international economic relations between the two countries are analyzed. The main stages of international economic co-operation between the countries are identified and characterized. The strategy of social and economic development of Saudi Arabia for the period up to 2030 is analyzed.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО САУДОВСКОЙ АРАВИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 339.9

Федоров A.M., к.пед.н. заслуженный деятель науки Республики Карелия

доцент, профессор кафедра экономической теории и менеджмента

Альгамди A.M. студент магистрант кафедра экономической теории и менеджмента институт социально-гуманитарного образования федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»

Россия, г. Москва ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО САУДОВСКОЙ АРАВИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. Статья посвящена анализу историко-концептуального аспекта экономического сотрудничества Саудовской Аравии и Российской Федерации. На основе систематизации и анализа архивных материалов рассмотрена эволюция развития международных экономических отношений между двумя государствами. Выделены и охарактеризованы основные этапы международного экономического сотрудничества. Анализируется стратегия социально-экономического развития Саудовской Аравии на период до 2030 года.

Ключевые слова: экономическое развитие; международное сотрудничество; международная торговля; стратегия социально-экономического развития; либерализация национальной экономики; рыночные отношения.

Fedorov A. M., Honored Researcher of The Republic Of Karelia PhD in Education and Pedagogy, Associate Professor Professor of the Department of Economic Theory and Management

Institute of Social Studies and Humanities

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Moscow State Pedagogical University"

Russia, Moscow Al Hamdi A.M.

Master-degree student Department of Economic Theory and Management Institute of Social Studies and Humanities

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

"Moscow State Pedagogical University "

Russia, Moscow

ECONOMIC COOPERATION BETWEEN SAUDI ARABIA AND THE RUSSIAN FEDERATION: HISTORICAL AND CONCEPTUAL ASPECTS

Abstract. The article is devoted to the analysis of historical and conceptual aspects of economic co-operation between Saudi Arabia and the Russian Federation. On the basis of systematization and analysis of archival materials the evolution of international economic relations between the two countries are analyzed. The main stages of international economic co-operation between the countries are identified and characterized. The strategy of social and economic development of Saudi Arabia for the period up to 2030 is analyzed.

Key words: economic development; international cooperation; international trade; strategy of social and economic development; liberalization of national economy; market relations.

Выдающийся политический деятель Саудовской Аравии, король Фейсал ибн Абдул-Азиз Сауд (1906-1975), определяя контуры современного экономического развития страны, сказал: «Нравится нам это или нет, мы должны войти в современный мир и найти достойное место в нем» [13, с. 157]. С момента произнесения этой жизнеутверждающей фразы и до настоящего времени Королевство Саудовская Аравия реализует данное послание.

Королевство Саудовская Аравия (далее - КСА или Королевство) - это государство, занимающее 85% Аравийского полуострова и нескольких прибрежных островов. Общая площадь страны составляет 2,2 млн. кв. км., что практически сравнимо с территорией Западной Европы. Протяженность сухопутных границ Королевства составляет 4537 км, морских - 2 515 км.

Королевство граничит с такими государствами, как: Иордания, Ирак, Кувейт (на северо-востоке и севере); Катаром, Бахрейном и Объединенными Арабскими Эмиратами (далее - ОАЭ) (на востоке); Оманом и Йеменом - на юго-западе и юге. От Египта и Судана КСА отделают воды Красного моря, а от Ирана - Персидский (или Арабский) залив.

Саудовская Аравия имеет уникальное географическое положение: находится на стыке Африки и Азии; королевство имеет выходы в Персидский залив и Красное море - важнейшим мировым транспортным коридорам.

Географические преимущества страны активно поддерживаются богатой минерально-сырьевой базой: КСА находится в числе мировых лидеров по разведанным запасам нефти, является крупнейшим (наряду с Россией) производителем и экспортером нефти, ведущей страной в содружестве ОПЕК и одним из наиболее влиятельных субъектов мирового ценообразования на углеводороды.

По данным ежегодного статистического наблюдения ОПЕК, КСА сохраняет мировое лидерство по добыче нефти по итогам 2016 г., опережая Российскую Федерацию (таблица 1).

Таблица 1

Топ-10 ведущих стран мира по добыче нефти (по состоянию на 1 января 2017 года)

№ п/п Страна Объем добычи, тыс. барр. нефти в сутки

1. Саудовская Аравия 10460,2

2. Россия 10292,2

3. США 8874,6

4. Ирак 4647,8

5. Китай 3981,8

6. Иран 3651,3

7. ОАЭ 3088,3

8. Кувейт 2954,3

9. Венесуэла 2510,0

10. Бразилия 2372,5

Источник: OPEC Annual Statistical Bulletin 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www. opec. org/opec_web/staticJiles_project/media/downloads/publications /ASB2017_ 13062017.pdf (дата обращения 12.04.2018) [14].

Добыча нефти в Саудовской Аравии контролируется государственной Saudi Aramco (далее - АРАМКО), крупнейшей нефтяной компанией.

Весьма значительны и объемы экспорта нефти. В частности, в настоящее время в структуре экспортных доходов страны экспорт нефти дает более 64%, 73% бюджетных поступлений и 45% ВВП.

Запасы газа оцениваются в 6 трлн. куб. м (четвертое место в мире после России, Ирана и Катара). Развитие газовой отрасли имеет для КСА не менее значительные стратегические перспективы, чем нефтяной сектор.

Помимо нефти и газа в КСА есть обнаруженные месторождения железных и медных руд, серебра, золота, бокситов и др., но они в настоящее время слабо разрабатываются. Из несырьевых отраслей большое значение для Королевства имеет религиозный туризм, так как страна является территорией двух святынь ислама - Мекки и Медины. Более 8 млн. паломников посещают КСА ежегодно.

Среди прочих отраслей можно выделить промышленность строительных материалов, сектор по опреснению воды и пр.

Несмотря на наличие множества значимых секторов экономики для КСА, наиболее важной в текущей перспективе остается нефтяная. Именно обнаруженные запасы нефти позволили стране менее, чем за полвека, стать одной из самых богатых стран мира, сформировать мощную финансовую

базу и выступить донором многих масштабных проектов в мире.

Благодаря экспорту нефти КСА сегодня может позволить себе выстраивать масштабные экономические перспективы развития с учетом оценки потенциала рынка.

Финансовый кризис и резкое снижение стоимости нефти на мировых рынках в 2014-2015 гг. спровоцировали замедление экономического роста страны, в результате чего возник дефицит бюджета в 2,3% ВВП в 2014 г. и 14,8% ВВП в 2015г. (при том, что с 2010 г. бюджет страны закрывался всегда с профицитом) [12].

Такие результаты ускорили курс КСА на избавление от нефтяной зависимости от страны: принцем Мухаммедом бен Сальманом был подготовлен и в 2016 г. был принят стратегически важный документ по развитию страны "Saudi Vision 2030" (Видение 2030) [6].

Представим основные положения Видения 2030 в таблице 2.

Таблица 2

Основные положения стратегии развития КСА до 2030 года на основе Saudi Vision 2030

Направление развития Ключевые показатели

1. Динамично развивающееся общество: - с богатым наследием; - с высоким уровнем жизни; - с прочным фундаментом - увеличить количество паломников с 8 до 30 млн. человек

- удвоить количество объектов культурного и исторического значения ЮНЕСКО

- внести три города Королевства в топ-100 городов мира

-увеличить бюджет на культуру и просветительскую деятельность с 2,9% до 6% и др.

- подняться с 26 на 10 место по показателям социального капитала - повысить среднюю продолжительность жизни с 74 до 80 лет

2. Развитие процветающей экономики: - с большими возможностями; - с инвестиционными перспективами; - открытая для бизнеса; - со стратегическим географическим положением - снижение уровня безработицы с 11,6 % до 7%

- повышение доли малых и средних предприятий в ВВП с 20% до 35%

- увеличение количества женщин на рынке труда с 22% до 30 %

- подняться с 19 места и войти в топ-15 экономик мира

- увеличить долю отечественного капитала в нефтегазовом секторе с 40% до 75%

- увеличить активы Суверенного фонда Саудовской Аравии (СФСА) с 600 млрд. до более 7 трлн. риалов

- увеличить долю прямых иностранных инвестиций с 3,8% до среднего мирового показателя 5,7%

- увеличить долю частого сектора в ВВП с 40% до 65%

- увеличить долю экспорта в ВВП с 16% до 50% (без учета экспорта нефти) и др.

3. Развитие амбициозной нации: - с эффективным государственным - увеличение доходов, не связанных с нефтью, с 163 млрд. до 1 трдн. риалов в год

- переход с 80 места на 20 место в рейтинге Качества государственного управления

аппаратом; - ответственными гражданами - переход с 36 места на одно из первых 5 мест в Рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства

- повысить долю семейных накоплений от общего дохода с 6% до 10%

- повысить долю некоммерческого сектора ВВП с менее чем 1% до 5% и др.

В качестве трех главных преимуществ для реализации Видения 2030 были выделены: арабское и мусульманское культурное наследие, масштабные инвестиционные возможности и выгодное географическое положение. Именно такой порядок преимуществ позволяет глубже понять логику и мотивы лидеров по развитию государства.

Значение программы «Видение 2030» заключается в том, что в нем четко определены стратегии развития практически всех сфер жизни страны, включая инновационную экономику, основанную на знаниях, и развитие человеческого капитала.

В программе определены важнейшие стратегические стратегические приоритеты государства на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Предполагается существенная трансформация многих сфер жизни общества и государства (за исключением, безусловно, религиозных), в т.ч. и государственного управления. Саудовская Аравия рассматривается не только как родина двух святынь, а становится устойчиво и динамично развивающимся государством, имеющим свои национальные задачи и стратегии социально-экономического развития.

Для реализации представленных целей и достижения целевых показателей социально-экономического развития КСА планирует реализацию конкретных мероприятий:

- трансформацию ведущей нефтяной компании АРАМКО в промышленного гиганта, имеющего представительства во всех точках мира;

- трансформацию Суверенного фонда Саудовской Аравии (далее -СФСА) в крупнейшую мировую инвестиционную компанию;

- обеспечение армии КСА новейшим оружием и, более того, создание собственной национальной военной промышленности, способной удовлетворять 50% потребностей вооруженных сил;

- обеспечить рост малого и среднего предпринимательства как ведущего драйвера «ненефтяного» развития страны;

- способствовать становлению открытого финансового рынка, где будут представлены котировки ведущих компаний КСА. На уровне Управления рынков капитала (Capital Market Authority) КСА уже были сообщения о планах смягчения правил доступа иностранных инвесторов на фондовый рынок страны с возможностью владеть до 10% акций саудовских компаний (вместо действующих на данный момент 5%) и др.

Важным аспектом является тот факт, что представленная программа «Видение 2030» сохраняет традиции ислама и его принципы как основу

развития государства, однако, очевидно и другое: КСА идет в своем развитии по пути все большего контроля государства над сферой религии. Не случайно, в качестве одного из значимых источников финансирования данной стратегии выступают доходы от ежегодного паломничества, и цели государства весьма амбициозны - увеличить данный поток практически в 4 раза, т.е. с 8 млн. до 30 млн. человек ежегодно.

Представленная стратегия, несмотря на то, что предполагает повышение эффективности государственного аппарата, вместе с тем, не ориентирована на либерализацию и снижение его ведущей роли в развитии страны. Именно государство будет обеспечивать сбалансированность развития экономики и всех сфер жизни общества.

Стратегически значимыми отраслями экономики, способными снизить зависимость бюджета страны от нефтяных доходов, определены: возобновляемая энергетика, туризм, металлургия и ряд других.

Особый интерес представляет поиск возможностей для формирования надежного экономического взаимодействия КСА с Россией как долгосрочным стратегическим бизнес-партнером.

Рассмотрим исторический аспект формирования экономических отношений Саудовской Аравии с СССР и Российской Федерацией в 1926-2014 гг.

Особенностью данного исторического экскурса является задача выявления специфики экономических форм и методов сотрудничества двух государств, которые были успешными и позволили взаимодействовать эффективно, несмотря на серьезное влияние внешних политических и экономических факторов.

Поставленная задача является достаточно сложной, поскольку по вопросам экономического взаимодействия КСА и России мало научных исследований, опирающихся на реальные источники: архивные данные, записки очевидцев (дипломатов, бизнесменов и др.).

Если по историческим вопросам политического взаимодействия и выстраивания международных отношений двух государств существуют серьезные исследования, в т.ч. на русском языке, например, работы известного арабского ученого и дипломата Ат-Турки Маджида бен Абделя Азиза, например, «Саудовско-российские взаимоотношения: мотивы и вызовы» [4], «Саудовско-российские отношения в контексте мировой политики (1926-2007 гг.)» [6] и др., на арабском языке, например, работа Аль-Абд Аль-Мухсина «Саудовско-советские отношения (1926-1938 гг.)» [1], исследование Аш-Шехри А.М.А. «Саудовско-советские и саудовско-российские отношения (1926-1997 гг.» [5], то анализом и ретроспективой исключительно экономической составляющей отношений двух стран практически никто не занимался.

Поэтому в рамках настоящего исследования поставлена задача не только определить исторические основы экономических интересов и

сотрудничества КСА и СССР, РФ, но и на базе данного опыта сформулировать основные направления развития сотрудничества в аспекте глобализации мировых процессов и формирования новой экономической модели мироустройства.

Для решения поставленной задачи была собрана и систематизирована архивная база документов, характеризующих основы зарождения экономического сотрудничества двух государств. Данные документы были собраны авторами настоящей статьи непосредственно при посещении Архива внешней политики Российской Федерации при Историко-документальном департаменте МИД РФ (АВП РФ).

Всего было проанализировано 23 документа общим объемом 60 листов, в т.ч. документы, датируемые периодом с 1928 по 1932 гг., и документы, датируемые периодом с 1993 по 1997 гг.).

Принципиально значимыми, на наш взгляд, являются два периода: период 20-х и 30-х гг. XX века и период, начиная с 90-х гг. XX века как периоды наличия дипломатических отношений и активных попыток организовать и регламентировать на уровне конкретных межгосударственных документов экономическое сотрудничество двух страна. Период с 40-х по 80-е гг. прошлого столетия характеризовался отсутствием дипломатических связей и, соответственно, проектов по экономическому сотрудничеству. В связи с этим, совокупность архивных документов датируется двумя представленными выше периодами.

Для более подробного анализа этапов сотрудничества двух государств справедливо выделить наиболее важные этапы и отметить их характеристики с точки зрения формирования бизнес-связей между странами и их хозяйствующими субъектами.

Для этого представим авторский вариант классификации этапов экономического сотрудничества КСА и России (или СССР до 1991 г.), построенный на основе соответствующих этапов развития международных отношений, выделенных в представленных выше работах арабских специалистов (таблица 3).

Таблица 3

Этапы экономического сотрудничества КСА и СССР, России в период с 1926 по 2014 гг.

№ этап а Период этапа Характеристика содержания и особенностей формирования бизнес - связей

1. 1926 - 1938 гг. 1) начало торговли и поиск путей продажи советских товаров в Джидде и Хиджазе. Среди основных товаров: сахар, мука, спички, керосин и др.; 2) разовые экспедиции, которые доказали свою несостоятельность в силу коммерческой неэффективности и требовали поиска вариантов путей постоянного торгового сообщения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) организации торговли через местных купцов и по разным ценам, в т.ч. ниже рыночных; 4) недоброжелательное отношение к советским товарам со стороны представителей Великобритании и др. европейских стран, которые уже осуществляли торговлю в КСА и боялись конкуренции; 5) период характеризовался большим потенциалом развития торговли, однако, по политическим и религиозным причинам (коммунистический режим в СССР, который в принципе отвергал религию) долгосрочного сотрудничества не получилось.

2. 1939 - 1990 гг. 1) были фактически разорваны дипломатические отношения (в 1938 г.), что послужило основой прекращения официального делового сотрудничества на несколько десятилетий; 2) КСА под влиянием развитых западных стран (в первую очередь, США) сформировала достаточно прогрессивную бизнес-среду и приняла правила ведения бизнеса от экономически развитых капиталистических стран; 3) период характеризовался трансформацией КСА из бедной страны в богатейшую и развитую державу, одного из лидеров Ближнего Востока; формирование прочных финансовых и промышленных основ ведения бизнеса; 4) СССР пережил тяжелую Великую Отечественную войну (19411945), в результате чего лишился не только значительной части населения, но и промышленности и др. Фактически в послевоенные годы страна заново отстраивалась, промышленность переходила с военного на мирное производство. В силу сложившегося режима предпринимательство как класс не было сформировано. Государство являлось основным хозяйствующим субъектом; 5) объединял две страны подход к формированию планов развития экономики на основе пятилеток.

33. 1991 - 2006 гг. 1) возобновление дипломатических и торговых отношений КСА и России (СССР прекратил существование в 1991 г.); 2) визиты лидеров и представителей двух стран в целях возобновления сотрудничества и определение общих правил взаимодействия (например, Генеральное российско-саудовское соглашение о сотрудничестве обоих государств в области экономики, торговли, инвестиций, культуры и спорта; была создана Совместная межправительственная Российско-Саудовская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству); 3) организация финансово-кредитных взаимоотношений (РФ выступила заемщиком по кредиту у КСА); 4) первые попытки крупного бизнеса организовать взаимодействие (не всегда удачные, например, со стороны РФ); 5) с начала 2000-х гг. более активные действия по организации экономического сотрудничества (в 2002 г. активизирована деятельность Совместной межправительственной Российско-Саудовской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству; создан Российско-Саудовский Совет как механизм развития отношений между двумя странами);

6) в 2003 г. визит принца (с 2005 г. по 2015 г. - короля КСА) Абдаллы Бен Абель Азиза Аль Сауда в Москву как катализатор активизации саудовско-российских экономических отношений.

44. 2007 - 2014 гг. 1) в феврале 2007 г. визит Президента РФ в КСА и заключение ряда экономических и хозяйственных договоров, касающихся в т.ч. расширения сферы деятельности российских компаний в нефтегазовой отрасли экономики КСА; сотрудничестве в области транспортной инфраструктуры, космоса, атомной энергетики, металлургии; 2) в ноябре 2007 г. ответный визит короля Бен Абдель Азиза Аль Сауда в Москву, в рамках которого заключено межправительственное соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа сроком на 5 лет; 3) на Санкт-Петербургском экономическом форуме: соглашение о мирном использовании ядерной энергии; меморандумы о совместных намерениях в области космоса и оборонно-промышленного комплекса; программы сотрудничества в области энергетики и инвестиций и др.

55. 2015 г. -по настоящее время 1) этап активизации сотрудничества на принципиальном ином уровне: государственных инвестиционных фондов, оборонно-промышленного комплекса, в области космоса и др.; 2) этап реализации собственных глобальных стратегий обоих государства на несколько десятилетий (например, Видение 2030 для КСА), соответственно принципиально иной уровень организации взаимодействия;

3) договоренности РФ с ОПЕК по сокращению добычи нефти (с 2016 г. и продления данного соглашения на 2018 г. [9]), что явилось одним из принципиальных моментов для укрепления взаимопонимания и умения эффективно взаимодействовать с точки зрения экономической выгоды; 4) по существу, первые попытки через государственные инвестиционные фонды зайти непосредственно в крупные проекты двух государств, организовать взаимодействие среднего бизнеса в отдельных сферах экономики и пр.

В таблице 3 представлены основные этапы взаимодействия двух государств, причем период с 1939 по 1990 гг., в принципе, можно рассматривать не как этап сотрудничества, а как этап решения каждым из государств своих собственных задач экономического развития.

Подчеркнем, несмотря на отсутствие официальных дипломатических отношений, торговля между двумя странами, все-таки, осуществлялась в небольших объемах и через посредников. Например, в первой половине 70-х годов прошлого века СССР отправлял в Саудовскую Аравию пиломатериалы, тракторы, легковые автомобили, кабели, стальные и чугунные трубы, ткани, металлическую посуду, спички, электрические лапы

и т.п. Другими словами, в значительной степени это были потребительские товары и лишь в относительно небольшой степени - продукция инвестиционного назначения.

При анализе исторических документов, безусловно, наибольший интерес связан с периодом 30-х гг. прошлого столетия. Во-первых, это было почти 100 лет назад, а, во-вторых, на наш взгляд, только этот период интересен тем, что он отражает момент зарождения экономических и торговых отношений без учета серьезного политического влияния.

Анализ документов и отчетов советских торговых представителей этого периода времени убедительно свидетельствует о том, что и у советской стороны, и у местных купцов был неподдельный коммерческий интерес к продолжению сотрудничества. Более того, в некоторых документах непосредственно отмечается необходимость организации серьезного взаимодействия и отказ от разовых экспедиций в пользу формирования механизма постоянного торгового сообщения, например, посредством регулярных рейсов между Одессой и портами Красного моря, включая Джидду.

Интерес представляют архивные документы, непосредственно содержание информацию об объемах поставок тех или иных видов товаров и полученной выгоде.

Например, нами был проанализирован документ, содержащий данные по результатам первой экспедиции по поставке товаров - сахара и муки - в Геджас и Йемен, который включает также данные о чистом валютном эффекте экспедиции (55,540 фунтов стерлингов).

Ряд документов того периода, созданных под грифом «Не подлежит оглашению», являются конкретными инструкциями по организации взаимодействия с арабскими купцами и формировании устойчивых механизмов реализации советских товаров. Например, интересна такая фраза из конфиденциального документа: «Необходимо предусмотреть возможность командирования нами специального человека, которому можно было бы поручить контроль за работой комиссионеров. Это очень важное для нас условие, так как оно дает нам возможность нащупывать новые методы торговли и расширить связи с прочими кругами купечества ...» (перевод наш. - А.А.М)

Возможно, успех в начале сотрудничества был связан и с тем, что Советский Союз был первым государством, кто отрыто признал КСА как новое государство в 1926 г. [8].

В 1932 г. принц Фейсал посетил СССР с визитом (в рамках европейского турне) в целях укрепления системы взаимоотношений двух государств, однако, даже столь очевидная готовность к сотрудничеству не спасли складывающуюся систему дипломатических и экономических отношений между двумя странами.

В 1938 г., по официальной версии в связи со сложной внешнеполитической обстановкой, СССР закрыл представительство в

Джидде. На самом деле, как подчеркивает в свои исследованиях Ат-Турки Маджид бен Абдель Азиз, это был период становления и самоидентификации обоих государств, в результате которого КСА стало позиционировать себя как мусульманское государство, а СССР рассматривал себя как страну победившего пролетариата.

Восстановление полноценных дипломатических отношений произошло практически через полвека - весной 1991 г. начало работу посольство СССР в Эр-Рияде и генконсульство - в Джидде, а посольство КСА в Москве было открыто в декабре 1991 г.

Как писал один из известных арабских исследователей А.М.А. Аш-Шехри, основными мотивами улучшения отношений КСА и СССР на тот момент были:

1) желание КСА диверсифицировать свои внешнеполитические связи;

2) Королевство стремилось использовать богатый опыт российского научно-технического знания;

3) отношения между Королевством и СССР способствовали всеобъемлющему сотрудничеству между обеими странами в сфере урегулирования региональных конфликтов.

В частности, в 1993 г. состоялась беседа Председателя Правительства России В.С. Черномырдина с послом КСА в Москве А.А. Ходжеем, на которой стороны обсуждали идею создания комиссии по экономическому сотрудничеству.

В рамках подготовки визита Председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина в КСА в 1994 г. и в процессе самого визита было подписано Генеральное соглашение между правительством РФ и Правительством КСА о сотрудничестве в нескольких сферах, в т.ч. в экономической, торговой, инвестиционной и технической областях.

Еще ряд архивных документов свидетельствуют об активной переписке между торговым советником Посольства РФ в КСА и начальником Департамента экономического сотрудничества со странами Азии, Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки МВЭС РФ по вопросам торгово-экономического сотрудничества РФ и КСА.

Вместе с тем, анализируя в целом период взаимоотношений двух стран с 1993 по 1997 гг. можно отметить скорее декларативный характер заявлений и соглашений, нежели их практическую значимость.

Этап с 1991 по 2006 гг. в целом характеризовался, на наш взгляд, осторожными действиями обоих государств с целью определить для себя лучшие пути взаимодействия, учитывая в том числе и геополитическую обстановку. Причем, если до начала 2000-х гг. экономические отношения можно охарактеризовать как вяло текущие, поскольку сохранялись некоторые политические разногласия (РФ вела боевые действия на территории Чечни, КСА была включена в процессы постюгославского пространства), то с начала 2000-х отношения двух стран вступили на

качественно новый этап развития.

Необходимость завоевания стратегических преимуществ в век быстрых технологий и рост бизнес-интересов стала приоритетной в вопросах взаимодействия двух государств. Точная дата этоих изменений в отношениях сформулирована в работе Ат-Турки Маджида бен Абделя Азиза [2], где он подчеркивает, что обе страны рассматривают данное сближение не более, чем вклад в процесс гармонизации международных отношений и укрепления международной стабильности.

В этот период мероприятия, проходившие в рамках Совместной межправительственной российско-саудовской комиссии, стали первыми крупными практическими шагами на пути к непосредственному сотрудничеству сторон. Именно в этот период к исключительно правительственному уровню взаимодействия двух государств стали подключаться бизнесмены и специалисты, представлявшие различные отрасли экономики, в т. ч. промышленность, коммуникации, строительство и

др.

Сам перечень тем и проектов в этот период сотрудничества показывает, что существуют очень широкие перспективы для контактов в области экономики и техники между обоими государствами.

С 2003 г. начинает постепенно увеличиваться товарооборот между двумя странами, однако, несмотря на активизацию торговли, в процентном отношении доля РФ во внешнеторговом обороте КСА по состоянию на 2016 г. не превышает 0,2%.

На текущем этапе российско-саудовские экономические отношения получили существенный импульс после официального визита в Россию короля Салмана бин Абдель Азиза Аль Сауда в начале октября 2017. Это еще раз доказало, что время изоляции завершилось, современные коммуникации сблизили государства, дав новый толчок для развития политических отношений и наведения экономических мостов.

Вместе с тем, и в КСА, и России есть понимание того, что экономические и торговые взаимоотношения не будут складываться без трудностей и проблем, но активные двусторонние контакты говорят о готовности лидеров государств решать данные проблемы.

Этап определения взаимных интересов, наведения мостов и разработки программ в отношениях между экономическими комплексами России и Саудовской Аравии должен рассматриваться как абсолютно необходимый в сложившихся исторических обстоятельствах. Подобная работа, как правило, занимает длительное время, поскольку намечает конкретные пути сотрудничества на годы вперед. А для этого требуется прочный фундамент, стабильность экономической среды, уверенность в возможностях партнеров.

Здесь принципиально важно, чтобы весь подготовительный процесс имел практические последствия и мог реализоваться в виде конкретных проектов, которые стали бы лучшим свидетельством результативности сотрудничества.

Таким образом, трансформация геополитических процессов и модели мировой экономики повлияла на комплекс российско-саудовских отношений. На смену настороженности пришел взаимный интерес, потребовавший познания друг друга, развития экономических связей и расширения культурного взаимодействия.

Это очень важные побудительные мотивы, подтолкнувшие оба государства навстречу друг к другу.

Очень точно о предпосылках экономического сотрудничества КСА и РФ в рамках сегодняшнего дня высказался Ат-Турки Маджид бен Абдель Азиз, когда в качестве ведущего тренда выделил угрозы национальной безопасности, способные создать новые основы взаимодействия в политической и экономической жизни [3].

Необходимость обеспечения национальной безопасности в совокупности с амбициозными стратегиями развития (как КСА, так и РФ) ставит перед данными странами конкретный вопрос, каким образом можно решить данные задачи? В этом вопросе находит свое отражение важнейшая тенденция эволюции государств на протяжении всей эпохи их развития.

Мировые процессы становятся во все большей степени глобальными, последовательно расширяя число своих участников, стремящихся играть доминирующую роль на международной арене: мир продолжает развиваться в направлении осознания своего единства через сохранение региональных центров притяжения, влияния и практики действия.

Вполне вероятно, что одним из оптимальных вариантов ответа на поставленный вопрос станет активизация экономических связей между такими центрами притяжения, как КСА и РФ. По большому счету, восстановление связей между этими двумя государствами стало отражением стремления каждой из них вписаться в современные международные отношения.

Ат-турки Маджид бен Абдель Азиз справедливо заметил, что межгосударственные отношения предпочтительнее рассматривать на фоне более общих проблем глобального характера, в контексте тех изменений, которые преображают лицо мира и влияют на экономические и политические позиции государств. Нам кажется справедливым такой подход, тем более, что подобный взгляд особенно уместен, когда речь идет о государствах, разделенных не только географически, но и десятилетиями обоюдного недоверия.

Понимание закономерностей взаимодействия таких стран помогает осознать и пути, которые быстрее и легче приведут к восстановлению полномерных отношения, в том числе и торгово-экономических, как важного фактора их современной жизни.

В рамках нового миропорядка Саудовская Аравия рассматривает себя как государство, важнейшие направления внешней политики которого включают два уровня: самоопределение страны как исламского

политического образования и ее отношения с США, Европейским Союзом, Японией, Китаем и Индией как с партнерами в рамках функционирования мировой финансовой и экономической систем.

Современная Россия оценивает себя как правопреемник Советского Союза, член Совета Безопасности ООН, одна из ведущих держав современного мира. Кроме того, развитие РФ предполагает многовекторность ее внешнеполитического курса.

Как двум таким разным государствам искать точки соприкосновения экономических интересов и выстраивать обоюдовыгодные взаимоотношения?

На наш взгляд, вызовы глобальной экономики настолько серьезны, что КСА и Россия просто не смогут обойтись друг без друга, если хотят достичь своих стратегических планов по экономическому развитию. Помочь может только устойчивая платформа взаимоотношений и готовность обеих стран выстраивать экономические приоритеты.

Но есть еще одно обстоятельство, заставляющее забывать прошлое и искать пути в будущее. Не секрет, что оба государства кое в чем потеряли за прошедший десяток лет. Россия остается огромным государством с колоссальным ресурсным потенциалом. Но ее производственные возможности настолько ухудшились, что модернизация материально-технической базы производства требует серьезных финансовых вложений, мобилизации внешних источников накопления для целей развития.

В свою очередь, Саудовская Аравия потеряла часть своих поступлений от колебаний цен на мировом рынке нефти. Доход на душу населения снизился почти в три раза, что не может не сказываться на экономическом и социальном здоровье страны.

Понижение в статусе двух стран открыло новый этап в сближении КСА и РФ [7].

Исторически в обеих странах была исключительно велика роль государства во всех сферах.

В эпоху перехода к рыночной экономике чрезмерное огосударствление собственности превращается в тормоз развития. В России эта проблема была разрешена быстро, но создала множество иных проблем. В Саудовской Аравии разгосударствление не может быть ни чем иным, как процессом долгим, взвешенным, но неминуемым. Разница в тактике очевидна, но общность целей стратегического подхода к определению будущего сближает оба государства с точки зрения понимания необходимости реформ для блага экономического развития.

Очевидно, что Россию сближают с Саудовской Аравией, в частности, сходные крупные явления, обладающие масштабным значением и способные оказывать влияние на характер и темпы развития.

Речь идет, в первую очередь, о проблемах, связанных с пребыванием в состоянии переходности, с созданием предпосылок для последовательных реформ, с приватизацией госсобственности и экономической либерализации,

с формированием основ гражданского общества и преодоления проявлений авторитаризма.

Однако влияние этих факторов на экономическую действительность неоднозначно.

Эти факторы действуют в различной цивилизационной среде и имеют разную историческую основу. Поэтому они протекают с разной скоростью, принимают разные формы, их общественно-политические и социально-экономические последствия могут проявляться в реальной жизни неодинаково. Соответственно этому они могут способствовать или сдерживать развитие торговых и экономических контактов между двумя странами. Но главное для этого процесса заключается в том, насколько совпадают коммерческие интересы сближающихся государств, и насколько политическая воля способна служить выражением общественной потребности в сотрудничестве между двумя бывшими антиподами и превращения их в заинтересованных партнеров.

Здесь можно выделить блок факторов, влияющих на межгосударственные экономические отношения КСА и РФ:

1) энергоресурсы являются тем фактором, который имеет большое значение для укрепления контактов между двумя государствами. С одной стороны, благополучие России во многом определяется стратегией ценообразования на нефть в государствах-нефтеэкспортерах Персидского залива, а, с другой стороны, готовность РФ идти на сделки с ОПЕК по сокращению добычи позволила удержать цены на нефть в относительно приемлемом диапазоне. При этом КСА в лице АРАМКО и РФ в лице Роснефти условно поделили рынки сбыта: АРАМКО - в странах Ближнего Востока, Роснефть - в странах СНГ и Европы;

2) исламский фактор играет для России большую роль как для страны с большим числом мусульманского населения. В этом РФ также может найти точки экономического соприкосновения с КСА, например, по вопросам инвестирования в регионы с преимущественно мусульманским населением (уже есть опыт работы с Татарстаном) и др.

Подводя некоторый итог, можно отметить, что сегодня саудовский бизнес имеет более глубокие корни, чем российский; опирается на более строгие каноны деятельности и обладает большими возможностями для маневра. Саудовская бюрократия при этом сохраняет сильные позиции и может играть роль направляющей силы в поиске реальных путей к взаимодействию между потенциальными партнерами.

В России правила поведения государства в отношении бизнеса пока не выработаны в полной мере. Безусловно, бизнес не живет в правовом или политико-экономическом вакууме, но система взаимодействия государства и бизнеса окончательно не оформилась. Бюрократия проявляет мало инициативы, а коэффициент ее полезного действия в области продвижения торгового и экономического сотрудничества с зарубежными странами по

государственным и частным каналам часто бывает не таким, каким он видится.

Переходя от анализа общих предпосылок к сотрудничеству к планам их непосредственного материального воплощения, можно выделить следующие три принципиальных аспекта, образующих базу для формирования устойчивой системы взаимоотношений КСА и РФ:

1) реализация программы «Видение 2030»;

2) некоторая смена политического вектора КСА за счет реализации экономических амбиций, выражающаяся в реализации масштабных проектов. способных не только изменить экономику Ближнего Востока, но оказать серьезное влияние на мировую экономику в целом [10], т.е. КСА взяла курс на снижение зависимости от США. Речь идет о намерениях наследного принца Королевства Мухаммада ибн Сальмана модернизировать страну за счет:

- приватизации АРАМКО (за предстоящее в 2018 году размещение акций Saudi Aramco в размере 5% (оценивается в 100-110 млрд. долл. США) уже развернулась борьба между практически всеми мировыми биржами, т.е. капитализация АРАМКО оценивается примерно в 2 трлн. долл. США, что более чем в два раза выше, чем у американской Apple);

- строительства цифрового города будущего Неом в пустыне с возобновляемой энергетикой, стоимость проекта составит 500 млрд. долл. США и т.д.;

3) первый визит короля КСА в РФ за всю историю существования отношений между двумя странами осенью 2017 г. [11].

Принципиальное значение имеет поистине исторический визит короля КСА Салмана ибн Абдул-Азиза ибн Абдуррахман Аль Сауда в РФ, который состоялся впервые за все время существования отношений между двумя странами.

Переговоры завершились подписанием полтора десятков соглашений, касающихся в т.ч. таких ключевых тем как: военно-техническое сотрудничество (Королевство будет покупать у России оружие и производить по лицензии автоматы Калашникова); космические исследования, и, безусловно экономическое сотрудничество, в т.ч. на базе взаимодействия Российского Фонда прямых инвестиций (далее - РФПИ) и Суверенного фонда Саудовской Аравии (СФСА).

Готовность КСА инвестировать составляет порядка 10 млрд. долл. США, причем создаются энергетический инвестиционный фонд на 1 млрд. долларов США и новый фонд для финансирования высокотехнологичных проектов также на сумму 1 млрд. долл. США.

Именно в рамках данного визита возникла возможность общения бизнеса тет-а-тет, многие бизнесмены из КСА оказались впервые в России. Вполне вероятно, что постепенный рост уровня экономического взаимодействия двух стран позволит и бизнесу на своем уровне

формировать эффективные схемы взаимовыгодного сотрудничества.

Подводя некоторый итог, отметим, что система экономических отношений между КСА и Россией имеет свою определенную иерархичность, выстраиваемую в определенном порядке, например, на макроуровне, на мезоуровне и на микроуровне.

И, если с момента зарождения основ экономического сотрудничества в 20-х гг. прошлого века субъекты верхнего уровеня иерархии и, возможной среднего уровня (мезоуровня) получили хотя бы какой-то опыт сотрудничества, то уровень среднего и малого бизнеса практически не включен в экономические интеграционные процессы двух стран.

Нами были выделены три уровня иерархии:

1) макроуровнь, на котором государства взаимодействуют на уровне Короля / Президента или Правительства;

2) мезоуровень (отраслевой уровень или уровень крупного бизнеса) и

3) микроуровень (уровень среднего и малого бизнеса).

Если для взаимодействия государств на макроуровне и даже на мезоуровне уже давно сложились предпосылки к активному экономическому сотрудничеству, то можно ли тоже самое сказать о микроуровне? Насколько сегодня субъекты микроуровня готовы эффективно взаимодействовать при отсутствии серьезного опыта сотрудничества? На данный вопрос пока сложно найти ответ. Вероятно, для отдельных субъектов совместный бизнес может стать вполне эффективным и результативным, для остальных - нет. Другими словами, наработанных схем сотрудничества, понятных правил игры и ведения бизнеса для средних и малых хозяйствующих субъектов КСА и РФ пока нет.

С одной стороны, вполне объяснимы причины, почему на микроуровне практически нет сделок и тесного сотрудничества бизнеса двух государств, но, с другой, предложенная иерархия говорит о том, что при выстраивании хорошего уровня доверия на самом высоком макроуровне, есть все шансы выстроить не менее эффективное взаимодействие и на микроуровне, только, вероятно, это займет не один год.

На мезоуровне есть контакты, но они, опять же, регламентированы и контролируются непосредственно государственным аппаратам как со стороны КСА, так и со стороны РФ.

Здесь напрашивается вполне очевидный вывод: за долгие годы отчуждения и недоверия невозможно простроить эффективную и работающую систему взаимоотношений в бизнесе на уровнях ниже уровня Правительств двух государств. С другой стороны, казалось бы, КСА имеет опыт быстрого развития, впрочем, также как и РФ, если брать ее новейший этап с 1991 г. Однако, данные обстоятельства можно принять во внимание, если говорить в вложениях в собственную экономику, а если речь идет о принципиально новом стратегическом партнере, то здесь, все-таки, важен уровень доверия, репутации и единых правил ведения бизнеса - а данные

характеристики зарабатываются годами.

В качестве важного факта исследования нами был сделан вывод о том, что, несмотря на почти 90-летнюю историю международных отношений двух государств, практически нет исследований, посвященным проблемам и механизмам их экономического взаимодействия.

В качестве основного драйвера экономики КСА выделена нефтегазовая отрасль, а в качестве приоритетной стратегии развития рассмотрено «Видение 2030», включающее три национальных приоритета: динамическое общество, процветающую экономику и амбициозную нацию. Уточнены особенности механизма реализации данных приоритетов.

Историческая ретроспектива сущности и принципов экономического взаимодействия двух государств проанализирована с помощью совокупности архивных исторических документов, относящихся к периодам наличия официальных дипломатических отношений между КСА и РФ (СССР), т.е. с 1926 по 1938 гг. и с 1991 г. (документы собраны за период с 1993 по 1997 гг.). Отмечено, что в момент зарождения торговых отношений, наблюдался обоюдный коммерческий интерес как у торговых представителей СССР, так и у купцов Королевства.

Представлен подход к классификации этапов развития экономических отношений КСА и РФ, начиная с момента их зарождения, т.е. с 1926 г., и заканчивая текущим периодом. В качестве наименее продуктивного периода выделен период с 1938 по 1990 гг., когда отсутствовали дипломатические отношения и торговля велась через посредников. Современный этап отмечен как этап экономического сотрудничества более высокого порядка, что в т.ч. связано с масштабными многомиллиардными проектами в разных сферах экономики.

В качестве основных предпосылок для формирования экономических взаимоотношений КСА и РФ выделены необходимость обеспечения национальной безопасности и самоопределение государств в современной системе международных отношений.

С точки зрения базовых основ построения устойчивых механизмов экономического сотрудничества в процессе исследования определены: стратегии развития государств, многовекторность их внешней политики и готовность подтверждать заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве, в т.ч. посредством заключения конкретных соглашений на миллиарды долл. США.

Предложенная схема экономических отношений КСА и РФ на разных уровнях иерархии системы данных отношений дает право сделать вывод о том, что иерархичность бизнес-среды в обоих государствах с учетом особенностей должна стать тем фактором, который позволит искать точки соприкосновения интересов субъектов на каждом уровне, начиная с верхнего - макроуровня или уровня власти (Короля, Президента или правительств) и постепенно интегрируя формы и методы сотрудничества на более низкие уровни.

Использованные источники:

1. Аль-Абд Аль-Мухсин А.М.Х. Аль-Илякат ас-саудийя ас-совьетийя (1926-1938). Васаик совьетийя (Саудовско-советские отношения. 1926-1938. Советские документы). - Эр-Рияд, 1999.

2. Ат-Турки Маджид бен Абдель Азиз. Восстановление саудовско-советских/российских отношений: сближение сторон и его международный контекст (взгляд саудовского исследователя) // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия «Международные отношения», 2007. - № 4. - С. 49-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ат-Турки Маджид бен Абдель Азиз. Саудовско-российские отношения в контексте мировой политики (1926-2007 гг.). - М.: Изд. «Фонд русско-арабских исследований и информации», 2016 г. - 412 с.

4. Ат-Турки Маджид бен Абдель Азиз. Саудовско-российские взаимоотношения: мотивы и вызовы. - М.: Изд. «Фонд русско-арабских исследований и информации», 2017 г. - 170 с.

5. Аш-Шехри А.М.А. Аль-Илякат ас-саудийя ас-сувьетийя ва ас-саудийя ар-русийя (Саудовско-советские и саудовско-российские отношения) (1926-1997 гг.). - Эр-Рияд, 2001. - С. 277-278.

6. Видение Королевства Саудовская Аравия 2030. Saudi Press Agency, офиц. сайт: // www.spa.gov.sa, 2015. -Эр-Рияд. - 83 с.

7. Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. Возможности для стратегических отношений России и Саудовской Аравии. Аналитическая записка // Российский совет по международным делам, 2016. - № 6. - С.9.

8. Никонов О.А. Роль СССР в становлении государственного суверенитета Королевства Саудовская Аравия // Фундаментальная наука ВУЗам. - 2017. -№ 1. - С.302-316.

9. Петлевой В. ОПЕК+ продлила договор о сокращении добычи до конца 2018 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://www.vedomosti.ru/business/articles/ 2017/11/30/ 743775-opek-prodlila (дата обращения 29.03.2018).

10. Саудиты меняют ландшафт мировой экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.forbes.ru/artide/353061-saudity-menyayut-landshaft-mirovoy-ekonomiki (дата обращения 19.04.2018).

11. Саудовская Аравия инвестирует миллиарды в совместные проекты с Россией [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://allpravda.info/saudovskaya-araviya-investiruet-milliardy-v-sovmestnye-proekty-s-rossiey-48666.html (дата обращения 10.04.2018).

12. Саудовская Аравия: страновой обзор [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://export.gov.kz/public/files/analytics/countryReview/2016/ СО_ Сауд._Аравия_2016-min.pdf (дата обращения 11.03.2018).

13. Яковлев А.И. Фейсал: король-реформатор. - М.,1999. - С. 157.

14. OPEC Annual Statistical Bulletin 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www. opec. org/opec_web/static_files_proj ect/media/downloads/publications /ASB2017_ 13062017.pdf (дата обращения 12.04.2018).

УДК 373.24

Федорова А.О. студент магистрант 2 курса кафедра Специального (дефектологического) образования научный руководитель: Архипова С.Н., к.пед.н.

доцент

кафедра «Специального (дефектологического) образования» Педагогический институт СВФУ им. М.К. Аммосова

Россия, г. Якутск ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ЛОГОПЕДОМ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация: в статье рассматривается взаимодействие между логопедом и семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития Рассмотрены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня речевого развития у детей от двух-трех лет. Рассматривается внедрение электронных технологий при взаимодействии логопеда с родителями.

Ключевые слова: дети раннего возраста, задержка речевого развития, взаимодействие логопеда с семьей, электронные ресурсы, Интернет-технологии.

Fedorova A.O.

Masters student

2nd year, department of Special (speech pathology) Education Teacher Training Institute NEFU named after M.K. Ammosov

Russia, Yakutsk

Thesis mentor: Arkhipova S.N., Candidate for Pedagogical Sciences

assistant professor

Assistant professor department of Special (speech pathology) Education Teacher Training Institute NEFU named after M.K. Ammosov

Russia, Yakutsk

INTERACTION OF PARENTS WITH THE SPEECH THERAPIST ON THE OVERCOMING OF THE DELAY OF THE SPEECH DEVELOPMENT CHILDREN BY ELECTRONIC RESOURCES

Abstract: The article deals with the interaction between a speech therapist and a family that raises a child of an early age with a delay. The results of experimental and experimental work on revealing the level of speech development of children from two to three years are considered. The introduction of electronic technologies in the interaction of the speech therapist with parents is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.