Научная статья на тему 'ДЕЛО ХАШОГГИ: ТЕСТ ДЛЯ АМЕРИКАНО-САУДОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ДЕЛО ХАШОГГИ: ТЕСТ ДЛЯ АМЕРИКАНО-САУДОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
166
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОЛЕВСТВО САУДОВСКАЯ АРАВИЯ (КСА) / США / ДЖЕМАЛЬ АЛЬ-ХАШОГГИ / СССР / КОНГРЕСС США / Д. ТРАМП / ТУРЦИЯ / ВОЕННЫЕ ПОСТАВКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фролов Александр Владимирович

В связи с убийством в Турции саудовского журналиста Джемаля аль-Хашогги возникли серьёзные трения в отношениях между Саудовской Аравией и Соединёнными Штатами Америки. Общественность США не могла не отреагировать на этот акт, который был совершён не без ведома саудовских властей. В статье рассматриваются основные связующие нити в отношениях двух стран и насколько этот инцидент мог подпортить давние партнёрские отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KHASHOGGI'S CASE - TEST FOR AMERICAN-SAUDI RELATIONS

After the murder in Turkey of Saudi journalist Jamal al-Khashoggi serious friction arose in relations between Saudi Arabia and the United States. The US public opinion could not help but respond to this act, which, as they believe, was not carried out without the knowledge of the Saudi authorities. The article discusses the main connecting threads in the relations of the two countries and how this incident could influence a long-standing partnership.

Текст научной работы на тему «ДЕЛО ХАШОГГИ: ТЕСТ ДЛЯ АМЕРИКАНО-САУДОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 327(73+532)

Дело Хашогги -тест для американо-саудовских

отношений

Александр ФРОЛОВ

Ситуация развивалась как в хорошо закрученном американском триллере. 2 октября 2018 г. около часа дня известный саудовский журналист Джемаль аль-Хашогги, пишущий в западных, в частности американских, СМИ, под объективами камер наблюдения зашёл в консульство Королевства Саудовской Аравии (КСА) в Стамбуле для оформления бракоразводных документов, чтобы жениться в очередной раз. Его невеста, турчанка Хатиджа Дженгиз, осталась ждать на улице. Больше Хашогги ни она, ни кто другой не видел, не был он зафиксирован и выходящим из консульства. Прождав жениха до полуночи, невеста забила тревогу, обратившись в турецкие правоохранительные органы. Посол КСА был вызван в МИД Турции, где ему был задан главный вопрос: что стало с Дж. Хашогги и где он, на что тот ответил, что не знает о местонахождении журналиста. Затем саудовские представители сообщили, что он действительно был в консульстве, но покинул его. 5 октября наследный принц Мухаммед бен Сальман (МБС) разрешил турецким властям обыскать здание консульства. А уже на следующий день агентство «Рейтер» сообщило, что журналиста в здании консульства пытали и убили. Сообщалось о приезде в консульство накануне его визита группы лиц, которые покинули здание уже после исчезновения Хашогги. 8 октября президент Турции Р. Эрдоган потребовал от саудовцев предоставить доказательства, что Хашогги покинул здание консульства. 10 октября в дело

ФРОЛОВ Александр Владимирович - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Национального института мировой экономики и международных отношений РАН им. Е. М. Примакова. E-mail: afrolov_53@mail.ru

Ключевые слова: Королевство Саудовская Аравия (КСА), США, Джемаль аль-Хашогги, СССР, конгресс США, Д. Трамп, Турция, военные поставки.

включились представители ЕС и американские официальные лица: 22 сенатора направили письмо президенту США с предложением подумать над санкциями против Саудовской Аравии из-за ситуации вокруг Хашогги. И только 20 октября власти Саудовской Аравии признали, что журналист был убит в результате драки, завязавшейся в консульстве. Дальше скрывать факт убийства становилось бессмысленно.

Так сначала возник казус в саудовско-турецких отношениях, а затем кризис в саудовско-американских. Американская общественность не могла не отреагировать на произошедшее, поскольку всё это напрямую касалось в том числе и проблемы прав человека - той, о которой США вербально и практически пекутся долгие годы. Власти КСА признались, что смерть наступила по неосторожности, но то, что они не сделали это изначально, наводило на определённые мысли.

Реакция за океаном

В СМИ, среди общественности и в политических кругах США пошла волна критики в отношении Саудовский Аравии, было сказано, что данная акция была спланированной, поскольку Джемаль аль-Хашогги выражал некую позицию, идущую вразрез с политикой официальных властей королевства. Не реагировать на происходящее не могла и администрация Д. Трампа, обеспокоенность выразили и в штаб-квартире ЕС, а также МИД Великобритании. Это был прецедент в американо-саудовских отношениях, который нельзя было недооценивать, поскольку он затрагивал очень чувствительную идейно-цивилизационную сторону этих отношений, являющуюся своего рода их камертоном.

Вряд ли стоит полагать, что американское общество, и тем более политические круги не осведомлены о порядках и нравах, царящих в далёком, пустынном и сказочно бога-

том королевстве с его закрытым обществом, живущим по религиозным нормам шариата.

«Саудовское законодательство не предусматривает свободы собраний, совести, выражения мнений, прессы, ассоциаций, или правительство это жёстко лимитирует, - сообщал источник конгресса США. - Королевство остаётся абсолютной монархией, а его граждане не выбирают правительство на выборах. Политические партии запрещены, а также любые оппозиционные правительству группы. Специальный уголовный суд ведёт дела обвиняемых в терроризме, нарушении ограничений в политической и публичной деятельности, а также киберпреступлениях по закону от 2008 г.» [1, р. 12].

Согласно последнему докладу госдепартамента США по правам человека саудовские женщины продолжают сталкиваться со значительной дискриминацией перед лицом закона и традиций, а многие из них находятся в неведении относи-

1 Blanchard Ch.. M. Saudi Arabia: Background and US Relations. Washington: Congressional Research Service, Updated September 21. 2018.

тельно своих прав [2]. Саудовская женщина даже не может зарегистрировать рождение ребенка, это сделать может только мужчина. Констатируется ущемление прав религиозных и национальных меньшинств, а далее перечисляются все ограничения в личном и общественном плане, действующие на территории КСА. Словом, как в официальных бумагах, так и в СМИ были подробно разобраны все саудовские ограничения свободы человека в американском, западно-демократическом их понимании.

Налицо, казалось бы, глубокие различия двух социально-политических систем, но на практике какие бы различия ни разделяли эти два цивилизационных острова, геостратегические, военно-политические и финансово-экономические соображения всегда перевешивали все ценностные и морально-нравственные расхождения во взглядах. Поэтому на официальном уровне стороны были предельно деликатны и корректны в отношении друг друга, занимали схожие позиции по ряду важных международных проблем, делали совместный бизнес, несмотря на различие банковских систем двух стран. Вашингтон в разговорах с саудитами предпочитал не заикаться о своём праве распространять демократию на земли Аравии, равно как и необходимости введения множества свобод, что он неуклонно реализовывал на европейском направлении и на постсо-

ветском пространстве. И скорее всего, Белый дом и на этот раз отделался бы невнятным ворчанием, если бы дело Дж. Хашогги не получило широкий резонанс среди общественности США, особенно демократической её части.

Инцидент с Хашогги эхом прокатился по конгрессу - сенату и палате представителей США. Помимо общих были предприняты и частные инициативы.

Так, член палаты представителей от Демократической партии Дж. Макговерн (Массачусетс) потребовал от администрации дать определённый ответ относительно причастности руководства КСА к убийству журналиста. «С убийством Хашогги самое время приостановить военные поставки и вообще оказание военной помощи Саудовской Аравии», - заявил конгрессмен [3].

Группа законодателей от обеих партий подготовила законопроект, запрещающий обещанную Д. Трампом поставку саудовцам вооружений на сумму 110 млрд долл.

Директор ближневосточных программ вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Й. Олтерман вообще назвал данную сделку оправданной только политически, но никоим образом не аналитически, и выразил сомнение, что она начнёт реализовываться в этом или следующем году [3].

Под сомнение также была поставлена сделка на создание фирмой «Локхид» в КСА системы противовоздушной обороны ТНЛЛй на сумму 15 млрд долл.

Ряд сенаторов обратились с предложением ограничить деятельность саудовских дипломатов в США, что в принципе могло бы привести к аналогичным ограничениям в работе американских дипломатов в Саудовской Аравии.

2 Country Reports on Human Rights Practices for 2017. Washington: US Department of State. Bureau of Democracy, Human Rights and Labor, 2017. P. 42.

3 https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-10-24/lockheed-s-15-billion-saudi-deal-at-risk-after-khashoggi-death

Были предложения заморозить или сократить американские инвестиции в экономику королевства, поскольку оно в условиях сохранения относительно невысоких цен на нефть испытывает в них весьма острую потребность [4]. Верхняя палата американского конгресса единогласно приняла резолюцию, возлагающую ответственность за убийство журналиста на наследного принца МБС и призывающую власти Саудовской Аравии привлечь к ответственности всех причастных к его смерти [5].

Не менее, если не более острыми были комментарии отдельных политических деятелей и ведущих СМИ.

Говорилось, что саудовцы показали своё истинное лицо, по следам произошедшего вопросы экономического сотрудничества ставятся под вопрос. Колумнист газеты «Таймс» Д. Ааро-нович, в частности, написал: «Если саудовцы действительно избавились от Хашогги в стиле атаки на Скрипалей, то необходимо проявить такую же жёсткость в отношении этого „нашего союзника", какую мы проявляем в отношении России» [6].

Что касается вашингтонской администрации, то она, учитывая важность отношений с КСА, заняла осторожную позицию, ожидая от Эр-Рияда спасительной информации, позволившей бы сохранить лицо, - отношения в полном или минимально урезанном объёме.

9 октября, когда возмущение произошедшим достигло пика, Д. Трамп обещал обсудить ситуацию с саудовскими чиновниками.

Два дня спустя он в обтекаемой форме сказал, что не видит препятствий для саудовских инвестиций в американскую экономику. И лишь 13 октября под давлением со стороны общественности президент США высказался в том плане, что Саудовская Аравия будет наказана, если выяснится, что журналист был действительно убит в стенах консульства.

Ещё через два дня он сообщил, что Дж. Хашогги могли убить киллеры, которые действовали самостоятельно [7].

Наказание так и не было озвучено.

Тем не менее в Эр-Рияде отреагировали на развязанную за океаном антисаудовскую риторику.

14 октября Саудовское информационное агентство со ссылкой на источники в МИД Саудовской Аравии высказалось о возможности использования «нефтяного оружия» по примеру того, как оно использовалось в 1973 г. в отношении стран, подержавших Израиль в очередной арабо-израильской войне, напомнив американцам, что их страна является важным игроком в мировой экономике: «Если цена на нефть поднимется до 80 долларов за баррель, то это будет очень не по нраву Д. Трампу, а ведь она может подскочить до 100, а то и вдвое больше - до 200 долларов!» [8].

Представитель саудовского канала «Аль-Арабийя» пошёл ещё дальше, намекнув, что в случае продолжения

4 Blanchard Ch.. M. Congress Considers Possible Responses to the Killing of a Saudi Journalist. CRS Insight. Washington. Updated October 22. 2018 (IN10983).

5 https://news.mail.ru/politics/35697035/

6 http://bulgartimes.com/ischeznovenie-kto-takoj-dzhamal-hashoggi /

7 https://www.currenttime.tv/a/jamal-khashoggi-mysterious-disappearance/29546384.html

8 Miller A., Nowrouzzadeh S. Saudi Arabia's Empty Oil Threats. Riyadh Won't Sabotage Trump's Iran Policy // URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/saudi-arabia/2018-11-01/ saudi-arabias-empty-oil-threats

такого рода нажима не исключается саудовско-иранское примирение. На самом деле, саудовское руководство вовсе не намеревалось портить отношения со своим заокеанским патроном, а если ему требовалось как-то разрядить своё недовольство Америкой, то оно предпочитало отыгрываться на ком-то другом - близком США, но не на них самих, в частности на Канаде.

Так, в августе 2018 г., после того как канадские активисты выразили недовольство положением саудовских женщин, власти королевства выдворили канадского посла из страны, отозвали своего посла из Оттавы и заявили о замораживании инвестиций и торговых отношениях с Канадой, оставляя за собой право принять против лезущих не в своё дело канадцев дополнительные меры.

Далее ситуация развивалась примерно в том же ключе: конгресс давил на администрацию, а та, в целом соглашаясь с доводами оппонентов, тем не менее не торопилась с принятием

решительных мер. Президент даже дал слово рассмотреть любые меры, которые предложит конгресс, а представитель США при ООН Н. Хейли (член американского правительства) сначала пообещала серьёзно и жёстко поговорить с саудовцами, чтобы дать им понять, что США не станут оправдывать их действия, не дадут этому делу сойти с рук и не допустят, чтобы подобные вещи повторились. А потом напомнила, что Саудовская Аравия является важным партнёром США против Ирана [9].

Но дальше дело затормозилось, и всё внимание конгресса и администрации переключилось на споры вокруг строительства стены с Мексикой, названной в Белом доме главным элементом американской стратегии безопасности. Возникла бюджетная загвоздка, шатдаун, отвлёкшая внимание конгресса и общественности от саудовской проблематики, но отнюдь не снявшая её с повестки дня.

Джемаль Хашогги: двуликий Янус американо-саудовских отношений

Личность самого Джемаля Хашог-ги далеко не безынтересна. Он в течение ряда лет олицетворял некую гражданскую связку между королевством и заокеанской демократией. Работал в США, писал в другие западные издания, но не являлся американским гражданином.

Кто-то называл Дж. Хашогги диссидентом, но сам он себя таковым не считал. Говорил, что у него просто другое видение развития своей ро-

дины. Если на ранних этапах он слыл сторонником наведения порядка недемократическими методами, то позднее перешёл на более либеральные позиции.

Работая репортёром газеты «Аль-Мадина», Дж. Хашогги разрабатывал афганскую тематику и на этой почве, сообщалось, сошёлся с тогда ещё малоизвестным Усамой бен Ладеном, ставшим на сторону афганского сопротивления. По другой

9 https://news.mail.ru/politics/35679208/

информации, они с лидером «Аль-Каиды»* знакомы были чуть ли не с детства.

Работал также в саудовской газете «Аль-Ватан», но дважды уходил из неё по причине критики салафизма -основного направления общественной мысли в КСА, отличающегося строгостью и консерватизмом [6].

Дж. Хашогги вёл свой микроблог в «Твиттере», где у него было более 1,5 млн подписчиков, но знакомые советовали ему отказаться от этого. Кроме того, он вёл колонку в газете «Вашингтон пост», где делился своими критическими взглядами по поводу политики Эр-Рияда. 5 октября его колонка вышла пустой, но с заголовком «Пропавший голос».

Хашогги покинул страну после того, как общеарабская газета «Аль-Хаят» отказалась печатать его материал. С тех пор он жил на три страны -в США, Великобритании и Турции. На Западе много говорилось о его критике политики МБС как внутренней, так и внешней, в частности, войны в Йемене, бойкота Катара, что, несомненно, внесло некий раскол в ряды Совета по сотрудничеству арабских государств Залива (ССАГЗ), враждебности в отношении Ирана и всех его союзников, половинчатости проводимых МБС внутренних реформ [10].

Очевидно, Хашогги предполагал, что его посещение консульства может закончиться не совсем благополучно, поскольку предупредил об этом свою невесту и попросил её в случае, если он не выйдет, обра-

титься к турецким правоохранительным органам. Но тем не менее думал, что всё обойдётся. Не обошлось.

Стоит обратить внимание на семью Дж. Хашогги. Гораздо более известен его дядя - Аднан Хашогги -делец высшего уровня, считавшийся одним из самых богатых людей мира эпохи 1980-х годов.

А. Хашогги окончил несколько престижных заведений в США, его отец был в своё время личным врачом короля Абдельазиза ибн Сауда, сестра вышла замуж за миллиардера Мухаммеда аль-Фа-ейда, родила сына Доди аль-Файеда, ставшего кинорежиссёром и погибшего в автомобильной катастрофе вместе с британской принцессой Дианой.

Считается, что дядю Аднана на каком-то этапе также связывало близкое знакомство с семейством бен Ладенов, откуда происходил небезызвестный Усама.

Своё огромное состояние А. Хашогги сделал на сделках с оружием, проявляя при этом недюжинное мастерство переговорщика и убеждая сильных мира сего в необходимости тех или иных действий. Вопрос состоял ещё и в том, что поставки вооружений - сугубо межгосударственное дело, а самой громкой оружейной сделкой того времени были поставки американских самолётов трём своим опорам в регионе - Израилю, Египту и Саудовской Аравии, так называемая комплексная сделка на сумму 12 млрд долл. А потом ещё была поставка самолётов ДРЛО АВАКС Саудовской Аравии на 8,5 млрд долл. - невиданные по тому времени и по деньгам сделки.

А. Хашогги занимался и посредничеством, получая щедрые комиссионные, и, как свидетельствует ветеран израильской разведки Моссад В. Ост-ровски, серыми схемами, связанными, например, с поставками отдельных видов оружия палестин-

10 The Guardian. October 19. 2018 // URL: https://www.theguardian.com/world/2018/oct/19/ jamal-khashoggi-obituary

* Террористическая организация, деятельность которой на территории Российской Федерации законодательно запрещена.

цам, поставками в интересах Израиля разным группировкам [11]. Работал с американскими гигантами военного бизнеса, такими как «Локхид», «Нортроп», «Рейтеон», «Грумман» и др.

Известно, например, что от одного «Локхид» за посредничество он получил комиссионные в размере в 106 млн долл., а обычно брал от сделки в зависимости от сложности и её размера от 2,5 до 15% комиссионных.

А. Хашогги создал фирмы в Швейцарии, Лихтенштейне и США, входил в советы директоров ряда известных банков и был в контакте с самыми известными и влиятельными людьми на Ближнем Востоке, включая израильских лиц [12].

Но наиболее известен он тем, что вместе с иранским дельцом Манушехром Горбанифа-ром был одним из инициаторов американо-иранской сделки «оружие в обмен на заложников», которая развивалась на рубеже 19841985 гг. и легла в основу известного скандала Иран-контрас, едва не стоившего президенту США Р. Рейгану его поста.

Словом, человек, который знал очень многое из ближневосточной политической кухни и из саудовской в частности, хотя бы потому, что был сыном личного врача короля и мог знать немало королевских тайн. Но вот после разразившегося в Америке скандала Иран-контрас звезда А. Хашогги закатилась, его арестовали в Швейцарии и этапировали в США, где через непродолжительное время выпустили на свободу. А потом в его посредничестве уже мало кто нуждался, появились новые схемы и люди. А. Хашогги умер в Лондоне в начале июня 2017 г., за год с небольшим до исчезновения его племянника. Но унёс ли он все свои тайны с собой и насколько был ему близок бойкий племянник - вопросы, на которые пока нет ответа.

Почему Саудовская Аравия?

Великий русский поэт написал: «Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой». Это как будто о США и Саудовской Аравии.

Что связало между собой две столь непохожие по государственному устройству страны?

Королевство Саудовская Аравия - наследственная монархия, живущая по законам ислама, представляет собой консервативное общество, где нет ни парламента, ни политических партий, где весь-

ма жёстко контролируется печать и СМИ, где по-своему в соответствии с Кораном трактуются понятия свободы и нравственности, суда и делопроизводства.

США - это некий мировой «флагман свободы и демократии», основанной ещё на идеалах Французской буржуазной революции XVIII в. и воплощённой в Декларации независимости, конституции и Билле о правах, где личная свобода провозглашалась доминантой всей общественной жизни.

11 Ostrovsky V., Claire H. By Way of Deception. The Making and Unmasking of a Mossad Officer. N. Y.: St. Martin, 1990. P. 258.

12 The Chronology. The Documented Day-by-Day Account of the Secret Military Assistance to Iran and the Contras. N. Y.: Warner Books, 1987. P. 77.

Сближение американцев и сау-довцев связано с выходом США из своей изоляции в Западном полушарии. Очевидно, какую-то косвенную роль в этом сближении сыграл и Советский Союз, который поначалу с ожиданиями смотрел на народы Востока - Афганистана, Персии, на арабов и турок. Когда образовалось Королевство Хиджаза и Неджда, то СССР был первым, кто установил с ним дипломатические отношения. Это случилось в феврале 1926 г. (с 1932 г. государство стало именоваться Саудовской Аравией). Тогда на Ближнем Востоке господствовала Великобритания и могла давить на саудитов через соседнюю иракскую хашимитскую монархию, через свои колониальные владения в Аравии, что саудовцам явно не нравилось. А с другой стороны, СССР обретал черты мощного государства, основной сферой приложения политики которого оставалась Европа, в то время как идеи союза с национально-освободительными силами ещё только оформлялись.

Как писал саудовский исследователь ат-Турки Маджид бен Абдельазиз, король Абдельазиз ибн Сауд пошёл на этот шаг по тактическим соображениям, чтобы ослабить влияние Великобритании [13, с. 11].

Советско-саудовские отношения, однако, вскоре пошли явно не по восходящей: в СССР ещё не знали, как идейно соединить свою революционную теорию с традиционными веро-

ваниями мусульман Востока, что от них следует ожидать, и стоит ли.

По признанию ат-Турки, на пути отношений «партнёрства» между обеими странами сразу же вставало препятствие, которому в Советском Союзе не придали значения -религия [13, с. 71]. Во многом СССР и КСА развёл советский атеизм, а отношения между странами фактически прекратились спустя 12 лет - в 1938 г.

В советской науке утверждалось, что саудовцы увидели угрозу в упрочении отношений между коммунизмом и сионизмом, а также в русской пропаганде православной церкви [14]. Последнее вообще выглядело некоей натяжкой, поскольку именно в эти годы в СССР был взят курс на разгром РПЦ. Ат-Турки вообще склонен считать, что инициатива в прекращении отношений исходила от СССР, поскольку, очевидно, в Москве разуверились в перспективах работы с Саудовской Аравией по расширению сферы своего влияния, а происходящие в Европе события поглощали всё больше внимания советского руководства.

И тут же под боком оказались американцы, которые обратили внимание на королевство в связи с открытием и разработкой в Аравии нефтяных источников [15]. В 1933 г. с помощью «Стандарт ойл оф Калифорния» создаётся Арабо-американ-ская нефтяная компания (АРАМКО), ставшая основным добытчиком неф-

13 Ат-Турки Маджид бен Абдельазиз. Саудовско-российские отношения в глобальных и региональных процессах (1926-2004 гг.). М: Прогресс, 2005.

14 Васильев А. История Саудовской Аравии. М.: Наука, 1982. С. 387-388.

15 Кислов А., Фролов А. США - Саудовская Аравия: противоречивое партнёрство // США: экономика, политика, идеология. 1989. № 2.

ти на Аравийском полуострове, где ранее этим в основном занимались англичане. В начале 1940 г. американские компании обратились к своему правительству за помощью в своей борьбе с британскими конкурентами, и оно не осталось безучастным. И в этом саудовцы увидели в США альтернативу СССР, т. е. противостоящую Британии силу. Очевидно, в американцах помимо их деловой хватки саудитов привлекало и то обстоятельство, что США не являлись традиционной колониальной державой, они развивали отношения с молодыми государствами на новых принципах, а их технические достижения выглядели очевидными.

Тем не менее активизировать американо-саудовские отношения удалось лишь по итогам Второй мировой войны, когда из Аравии были изгнаны проигравшие в ней немцы и итальянцы. Если поначалу американцы всё ещё действовали в Аравии через посредство британских учреждений, то в 1943 г. по меморандуму «Стандарт ойл оф Калифорния» решили оказывать помощь сау-дитам напрямую, на кололевство был распространён всем известный ленд-лиз, хотя Эр-Рияд официально войну Германии не объявлял*. Тогда же в американской столице назвали Саудовскую Аравию страной, имеющей жизненно важное значение для обороны США. В том же году США установили с ней дипломатические отношения и основали там свою военную миссию.

В феврале 1945 г., возвращаясь с Ялтинской конференции, прези-

дент США Ф. Рузвельт на борту крейсера «Куинси» встретился с королём Саудовской Аравии Абдельазизом ибн Саудом и договорился относительно использования ВМС США портов Персидского залива, строительства базы ВВС в районе Эль-Ха-сы. Были также подтверждены все американские концессии на разработку нефтяных месторождений и планы по строительству нефтепровода от Эль-Хасы до портов Средиземного моря. Началась мощная экспансия американского капитала в страну и выдавливание англичан.

В 1949 г. нефтяную концессию в Аравии приобрёл П. Гетти, что впоследствии позволило ему стать самым богатым человеком в мире. Он же сформулировал постулат, со временем превратившийся в своего рода кредо ближневосточной политики США: «Для того, чтобы приобрести хоть какой-то вес в мировой нефтяной промышленности, необходимо иметь точку опоры на Ближнем Востоке» [16]. США - абсолютно мировой лидер по потреблению углеводородов, безусловно, нуждался в такой точке.

В 1950-е годы по Ближнему Востоку прокатилась волна революций, носивших националистическую, антиколониальную и вообще антиимпериалистическую направленность, многие из них брали на вооружение социалистические идеи. Сначала в 1952 г. молодые офицеры свергли в Египте короля Фарука I, в 1957 г. был смещён правитель Туниса Мухаммед VIII, в 1958 г. был свергнут и казнён правитель враждебной сау-

16 Тьюгенхэт К., Гамильтон А. Нефть. Самый большой бизнес. М.: Прогресс, 1978. С. 204.

* Это было сделано лишь в марте 1945 г.

дитам иракской хашимитской монархии Фейсал II, в 1962 г. была провозглашена независимость Алжира от Франции. Позже, в 1967 г., молодые офицеры - последователи дела египетского лидера Г. А. Насера свергли короля Идриса в Ливии. Саудовские правители были напуганы и размахом такого движения, и возможностью революционных сдвигов у себя на полуострове.

Советский Союз в 1950-е годы сделал ставку на национально-освободительное движение, стал поддерживать разного рода освободительные революции, что наряду с его политикой атеизма окончательно сблизило Саудовскую Аравию и Соединённые Штаты. Ведущие советские политические эксперты утверждали, что саудовцами движет откровенный антикоммунизм. В плане противодействия СССР - своему главному идейному противнику, в США сформировалась некая концепция трёх точек опоры в регионе. В разные времена эти точки составляли Турция (в бытность СЕНТО), Иран (во времена шаха), Саудовская Аравия (на протяжении всего послевоенного периода), Израиль и Египет. Хотя на протяжении послевоенной истории отношения между американскими «точками опоры» были, мягко говоря, весьма сложными, а подчас и откровенно недружественными, учитывая как арабо-израильское противостояние, так и региональный антагонизм. До недавнего времени три точки опоры составляли КСА, Израиль и Египет, однако после свержения манифе-

стантами президента Х. Мубарака (2011 г.) и самоустранения США от его поддержки американо-египетские отношения оказались подмоченными, и, похоже, сейчас у США остались только две реальные точки опоры в регионе из трёх [17].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И тем не менее, несмотря на явные цивилизационные, исторические, культурологические, конфессиональные и иные различия между «самой передовой демократией» в лице США и абсолютной монархией в лице КСА, между ними на протяжении 1950-1980-х годов сложился некий весьма прочный симбиоз. В период бурных политических и социально-экономических сдвигов в регионе в 1950-1970-е годы королевский режим в Саудовской Аравии продемонстрировал определённую стойкость в этом бурном море перемен. А поскольку экономическая значимость КСА для США (особенно после падения шахского режима в Иране) была крайне высокой, Вашингтону ничего не оставалось делать, как не только тесно взаимодействовать с ним по широкому кругу политических вопросов, но и служить ему защитой. В начале 1980-х годов США были готовы пойти на высокую степень военной эскалации, если бы для правящей династии в Эр-Рияде возникла угроза. «Без преувеличения можно сказать, - писал в 1982 г. американский эксперт по Ближнему Востоку С. Тилман, - что нет другой страны в мире, представляющей для США большее экономическое и стратегическое значение, нежели Саудовская Аравия» [18].

17 Фролов А. Арабский пасьянс // Международная жизнь. 2017. № 8.

18 Tillman S. The United States and the Middle East. Interests and Obstacles. Bloomington, 1982. Р. 51.

А что в сухом остатке?

Если отмахнуться от политически ангажированных заявлений, популистской риторики, то США и сегодня связаны с Саудовской Аравией тысячами нитей, разорвать которые невозможно ни той ни другой стороне. Более того, если администрация Белого дома вдруг выполнит все те требования, на которых настаивает оппозиция из числа наиболее ретивых демократов, то это вообще будет означать конец ближневосточной политики США. В таком случае США рискуют остаться в регионе с одной лишь точкой опоры - Израилем, что в значительной степени свяжет их манёвры и возможности противодействовать Ирану - своему главному антагонисту, а также России.

Вопрос, конечно, состоит в том, насколько непримиримы Иран и Саудовская Аравия, а это также касается взаимоотношений двух главных конфессий ислама - суннитов и шиитов. Кроме того, значительная часть проблемы заключается в том, что для современного Ирана главным злом является Америка, а Саудовская Аравия (в значительной части) представляется едва ли не проводником американских интересов в регионе [19]. Но при этом нельзя исключать и гипотетического поворота событий: если вдруг руководство КСА и Соединённых Штатов серьёзно поссорятся, тогда Тегеран вполне может сделать жест доброй воли навстречу Эр-Рияду и на этой почве произойдёт норма-

лизация отношений. Но такого рода сценарий для Вашингтона выглядит едва ли не кошмаром.

Что же касается США, то в их политической элите сегодня, как и в предыдущие годы, идёт борьба двух начал: одно - идеологическое, связанное с проведением линии на демократизацию всех без исключения стран мира, строгое соблюдение прав человека (в американской трактовке), несение своей социальной модели и соответствующих ей правил; второе - прагматичное, направленное на извлечение выгоды, отстаивание своих экономических интересов, а с ними и военно-стратегических, что обусловливает поддержание выгодных отношений с разными странами и закрытие глаз на идейные воззрения партнёра, если они не трансформируются в некие антиамериканские действия. Так и применительно к Саудовской Аравии, в отношении которой в основном преобладало прагматическое начало и использовались военно-стратегические лекала.

Политика Б. Обамы в большей степени олицетворяла демократическое, идейное начало, поэтому США поддержали арабские «цветные революции» (кто-то говорит, инспирировали) даже в странах, являвшихся очень близкими для Вашингтона -в Египте и Тунисе. В этом смысле Обама оказался, возможно, последним «демократическим романтиком» Белого дома, так как по прошествии восьми лет выяснилось, что ни в од-

19 Фролов А. Вашингтон - Тегеран: конфликт или компромисс? // Обозреватель-Observer. 2018. № 8.

ной из охваченных революциями стран никакая демократия не прижилась, да и ситуация с правами человека не улучшилась. Более того, такая позиция Обамы очень насторожила саудитов, которые задумались, а не поступят ли США при случае и с ними подобным образом?

В отличие от своего предшественника Д. Трамп изначально олицетворял прагматичное начало. Он привнёс в свою ближневосточную политику не морально ориентированную, а практическую тенденцию, введя своего рода бизнес-принципы. Поэтому первое, что он сделал, так это начал исправлять промахи, допущенные его предшественником, и со своим первым визитом на Ближней Восток отправился именно в Эр-Рияд, захватив команду бизнесменов. Он предложил саудовцам пакеты сотрудничества, в том числе военно-технического, в перспективе намереваясь нарастить последний до 300 млрд долл., включая как те позиции, которые оговаривались с сау-довцами в период президентства Б. Обамы, так и многие новые. Трамп назвал эти договорённости особо важными для Америки, поскольку они могли дать ей тысячи рабочих мест. Что же касается Саудовской Аравии, то для её руководства предстоящие поставки представлялись как средство значительно повысить потенциал вооружённых сил в период ближневосточной смуты и смены поколений в высшем эшелоне власти.

Сложно сказать, насколько эти соглашения закрепили американо-саудовские отношения и насколько в Эр-Рияде поверили в новое качество отношений, поскольку сам проводник этих идей - Д. Трамп не явля-

ется сильным президентом Америки и подвергается жёстким нападкам со стороны своих демократических оппонентов, спекулирующих как раз на вопросах идеологии.

Если взять сферу военно-технического сотрудничества между странами, то очевидно, что американо-саудовское по своему объёму и стоимостным параметрам является самым весомым в мире.

С августа 2009 г. и по настоящее время между странами реализуются различные военные контракты на сумму 139 млрд долл.

Среди них поставка противоракетного комплекса наземного базирования для высотного за-атмосферного перехвата ракет средней дальности ТНЛЛО фирмы «Локхид-Мартин» на общую сумму 15 млрд долл., многоцелевых боевых надводных кораблей (11,25 млрд долл.), усовершенствованной системы ПВО «Пэтриот» (1,75 млрд долл.) и ракет «Пэтриот» к ней (5,4 млрд долл.), военно-транспортных вертолётов «Чинук» (3,5 млрд долл.), многоцелевых вертолётов МН-60Я (1,9 млрд долл.), ракет класса воздух-земля (1,3 млрд долл.), 155-мм гаубиц «Паладин» (1,3 млрд долл.), а также множество других более мелких (многомиллионных) контрактов, включая обслуживание, поставку запчастей, модернизацию поставленной военной техники, в частности, самолётов ДРЛО АВАКС (2 млрд долл.) [1, р. 40-41]. Всё это связывает КСА с американцами множеством нитей.

Но важно другое: саудовцы не просто привыкли к американским военным стандартам, они регламентируются ими, и поэтому сменить главного партнёра в сфере обеспечения безопасности для них будет очень большой проблемой. Десятилетиями они используют американское вооружение и, имея возможности закупать любое вооружение, в том числе и российское, вряд ли пойдут на крайние меры, потому что

американцы берутся обеспечивать их безопасность комплексно. Что же касается американского вооружения, то при всей его дороговизне оно сопровождается высоким качеством послепродажного обслуживания - до конца срока его службы или морального устаревания. Деньги у саудов-цев есть, и они могут позволить себе всё, что захотят.

Достаточно значимой оставалась и экономическая составляющая американо-саудовских отношений, хотя говорить о том, что КСА является важнейшим торговым партнёром США, можно лишь условно. Саудовская Аравия - это не Китай, не Германия, объём торговли с которой, например, составляет 150 млрд долл. в год, но тем не менее весьма значима.

Саудовский экспорт в США в 2017 г. составил 18,8 млрд долл. (в 2008 г. - 54,8), американский -16,3 млрд долл. (на 6 млрд долл. больше, чем в 2008 г.) [1, р. 24].

При этом в торговом обмене наблюдается некий перекос: для американцев КСА является важнейшим источником углеводородов, поставщиком нефти № 2 (после Канады) и важнейшим рынком для сбыта своей военной техники и услуг военного назначения.

Сложно подсчитать, сколько денег саудовцы вложили в американские ценные бумаги, равно как и объём саудовских инвестиций в экономику США. Считается, что верхний предел - это 750 млрд долл. в 2016 г. [20]. Однако когда цены на нефть пошли

вниз, приток саудовских денег в американскую экономику снизился. Более того, саудовцы распродали ряд своих активов, что позволяет говорить о более скромной сумме в 500 и даже 300 млрд долл. Практически все американские эксперты считают такое влияние некритичным, изъятие этих средств никак не может вызвать финансово-экономические проблемы в США.

Экономическое сотрудничество включает также проведение регулярных американо-саудовских форумов деловых возможностей с участием как ведущих фирм двух стран, так и официальных лиц.

Среди совместных проектов - реализация саудовской Национальной транспортной программы, экостроительства, внедрение энергосберегающих технологий, модернизация системы здравоохранения [21].

Так, в 2017 г. саудовцы через свой Частный инвестиционный фонд решили вложить 20 млрд долл. в развитие транспортной инфраструктуры США -строительство дорог, подъездных путей, аэропортов, осуществляемое американской компанией Blackstone Group, которая тесно связана с Д. Трампом и которая намерена привлечь к проекту ещё 20 млрд долл. из средств других инвесторов [22].

Определённый интерес представляет сотрудничество КСА с Соединёнными Штатами в области ядерной энергетики на основе Меморандума о взаимопонимании (подписан в 2008 г.), который предусматривал совместную работу над ядерными проектами в области промышленности, медицины и энергетики. Одна-

20 The New York Times. April 19. 2016.

21 https://sa.usembassy.gov/op-ed-deepening-saudi-u-s-business-partnership-investment /

22 https://www.theguardian.com/world/2018/oct/19/jamal-khashoggi-obituary

ко администрация Б. Обамы мало что сделала в этом направлении. С приходом в Белый дом Д. Трампа переговоры о сотрудничестве возобновились. В 2018 г. американская сторона через свои компании предоставила саудовцам маркетинговую информацию и свои предложения по сооружению ядерного реактора.

В сентябре 2018 г. возможное взаимодействие было обсуждено на встрече министра энергетики США Р. Перри и саудовского министра энергетики, промышленности и природных ресурсов Халеда аль-Фалиха, включая проблемы поставок ядерного топлива, обогащения урана и утилизации отработанного топлива.

В последующем американская сторона занялась решением вопросов соответствия соглашения с КСА американскому законодательству. При этом администрация предупредила возможных противников «соглашения 123»*, что в случае забю-рокрачивания данного проекта сау-довцы могут начать взаимодействие в сфере ядерной энергетики с Россией или Китаем.

При проблемах с иранской ядерной программой саудовцы испытывают высокую заинтересованность в создании собственной ядерной индустрии [23]. Они с неослабным вниманием следят за возможностями её военного развития. В этом плане характерно заявление, сделанное МБС в марте 2018 г. в интервью амери-

канскому каналу Си-би-эс. Накануне встречи с президентом США Д. Трампом и спустя неделю после того, как кабинет министров КСА утвердил ядерную программу королевства, наследный принц, являющийся по совместительству первым вице-премьером и министром обороны, поведал, что, если Иран создаст ядерную бомбу, его страна как можно скорее последует его примеру [22].

По некоторым данным, в Эр-Рияде в ближайшую четверть века намерены потратить до 100 млрд долл. на строительство 16 ядерных реакторов, обещая придерживаться принципа прозрачности, соблюдать стандарты ядерной безопасности и нормы утилизации. Известно, например, что в тендере на строительство первой в стране атомной электростанции участвует и российский «Росатом» [24]. Финансовые ресурсы КСА позволяют перекупать высококлассных специалистов из разных стран как пороговых, так и постпороговых.

Американские эксперты отметают худшие сценарии развития отношений с Саудовской Аравией.

Во-первых, считается, что время для использования «нефтяного оружия» неподходящее, если вообще не прошло. Сегодня не 1973 г., когда мир был разделён на два политических лагеря, когда основная часть мировой нефти добывалась именно на Ближнем Востоке. В настоящее

23 Фролов А. Ядерные программы на Ближнем Востоке: развить нельзя свернуть // Пути к миру и безопасности. М.: ИМЭМО РАН, 2018. № 2.

24 Мустафин Р. Эр-Рияд обзаводится ядерной бомбой // Независимая газета. 2018. 19 марта // URL: www.ng.ru/kartblansh/2018-03-19/3_7192_kartblansh.html

* Соглашение получило именно такое условное наименование, поскольку его основа крылась в положении 123 Акта об ядерной энергетики 1954 г.

время США открыли свои стратегические хранилища, раскупорили свои нефтяные скважины и к лету 2018 г. стали производителем нефти № 1 в мире, обойдя по этому показателю и Россию, и Саудовскую Аравию (10,9 млн баррелей в день). Существенно нарастили объёмы производства нефти страны Западного полушария - Венесуэла, Мексика, а также Нигерия, являющиеся поставщиками в том числе и в США. Более того, американцы заметно диверсифицировали источники получения углеводородов, и их главным поставщиком является Канада, а отнюдь не Ближний Восток. Даже Китай существенно увеличил объёмы добычи чёрного золота, и пока нет угрозы исчерпания его запасов.

Эксперты Э. Миллер и С. Новруззаде на страницах «Форин Афферз» пришли к однозначному заключению: «Хотя использование Саудовской Аравией нефтяного оружия действительно может вызвать краткосрочную заминку в американской и мировой экономике, но оно нанесёт несравненно больший вред её собственной экономике» [8].

Эти же авторы говорят о маловероятности примирения саудовцев и иранцев.

«Во-первых, - пишут они, - Эр-Рияд десятилетиями особо чувствителен к потенциальной опасности со стороны своего более крупного соседа, а саудов-

ское руководство всё более настойчиво даёт понять, что видит в Иране существующую угрозу.

Бен Сальман говорит об Иране в резких тонах, сравнивая Исламскую Республику с Гитлером и обвиняя её в том, что она следует экстремистской идеологии».

Во-вторых, считают эксперты, МБС предупредил иранцев, что они не дождутся, когда борьба с ними переместится на саудовскую территорию. В этом плане королевские вооружённые силы бомбят проиранских хуситских повстанцев в Йемене, что уже вызвало там гуманитарную катастрофу и обходится саудовскому бюджету в 50 млрд долл. в год [8]. И несмотря на это, саудовцы обещают вести борьбу до искоренения смуты [25].

Вот почему в отношении саудов-цев Трамп решил бить демократов их же оружием. Фактически он задаёт им один и тот же вопрос: вы что, хотите отдать Саудовскую Аравию русским или китайцам? И добавляет, что поэтому не видит причин блокировать саудовские инвестиции в американскую экономику из-за обеспокоенности в связи с исчезновением журналиста [26]. Но и саудовцам не остаётся ничего иного, как верить Трампу, при этом понимая, что его позиции внутри страны достаточно шаткие. Они знают, что под американским зонтиком им живётся не так уж плохо.

Вместо заключения: заметки на полях

Но всё-таки вполне серьёзно можно утверждать, что американо-саудовские отношения не будут

прежними, и дело даже не в степени взаимного доверия. Сам мир меняется. США всё сложнее и непродук-

25 Мустафин Р. Хуситы и арабская коалиция снова воюют // Независимая газета. 2018. 18 декабря // URL: www.ng.ru/world/2018-12-18/6_7465_yemen.html

26 https://www.reuters.com/article/us-saudi-politics-dissident-report/trump-missing-journalist-no-reason-to-stop-saudi-investments-idUSKCN1ML2BY

тивнее становится тащить на себе ту ношу мирового лидерства и вершителя судеб человечества, которую они с таким воодушевлением возложили на себя после демонтажа СССР. Ещё одним подтверждением этой тенденции является решение американского президента вывести войска из Сирии. Но с уходом из Сирии неизбежно актуализируется тема пребывания американских военных в Ираке и Афганистане, где почти 20 лет американцы ведут бесплодную и без видимых успехов войну то с исчезающим, то появляющимся вновь противником.

Одновременно происходит переориентация США с атлантического направления на тихоокеанскую зону (ТОЗ), что меняет не только экономическую структуру страны, но и структуру вооружённых сил (45% -Атлантика, 55% - ТОЗ, ранее было наоборот). Глобализация вызвала информационное объединение многих стран и континентов, но породила проблему традиционализма и модернизма, общения, стирания границ, но и сохранения национальной специфики. Американские идеи реформирования Ближнего Востока в лучшем случае приобретают специфическую интерпретацию, а в худшем для Вашингтона - попросту отвергаются местными обществами. И в этом плане саудовцы максимально учли опыт Ирана, пошедшего по пути вестернизации страны, оказавшимся тупиковым и гибельным для монархии.

Сегодня Соединённые Штаты не знают, как решить иранскую проблему в выгодном для себя ключе. Пересмотр соглашения по иранской ядерной программе - это паллиатив решения. Да, Иран для США - одна

из главных проблем на Ближнем Востоке. И это не из-за того, что Тегеран нанёс историческую обиду США, когда студенты - сторонники аятоллы Хомейни захватили американское посольство и удерживали заложников 415 дней, а американская военная акция по их спасению провалилась в пустыне.

Иран показывает всему миру, что с США, несмотря на их военную мощь, вполне можно и не считаться. Сегодня для США, исходя из геополитических задач, КСА - более важный региональный партнёр, чем Израиль, поскольку в арабо-израильских отношениях наступил период некоего, пусть и не устраивающего обе стороны, но статус-кво. В противостоянии с Ираном для США их тандем с КСА особо ценен, а его распад может быть воспринят Тегераном как торжество своей политики, как своя победа.

США боятся Ирана даже не в плане, что тот может нанести им удар по типу Пёрл-Харбора. Иран, в принципе, своим оружием не может реально им угрожать. Американская ПВО способна уничтожить любой летящий со стороны Ирана воздушный объект - будь то ракета или самолёт, который чисто технически не может долететь до Северной Америки. В Вашингтоне боятся, как бы им не провалиться в своём нажиме на эту страну. В США наблюдается своего рода постхомей-нистский синдром, сродни тому, что был после Вьетнама. Что бы они ни предпринимали против Ирана - ничего не получается. Пребывание американских войск в Сирии, как ни странно, определялось больше не потребностью уничтожения ИГИЛ, а сдерживанием распространения

иранского влияния. Фактически получается, что КСА - едва ли не единственный сильный игрок в регионе, которому инициатива Трампа пришлась по душе, если она вообще не была сделана ради укрепления этого тандема.

«Саудовская Аравия поддерживает и приветствует шаги, объявленные президентом США Д. Трампом в отношении вывода Соединённых Штатов из ядерного соглашения, и поддерживает повторное введение экономических санкций в отношении Ирана, которые уже были приостановлены в соответствии с ядерным соглашением», -было заявлено в мае 2018 г. в МИД КСА по следам соответствующего американского демарша [27].

Что касается саудовцев, то их занимает главная проблема: как жить после нефти. Хотя запасы чёрного золота пока ещё далеки от своего исчерпания, но тем не менее Эр-Рияду предстоит подумать, как «слезть с сырьевой иглы». И здесь, видимо, задача не решается покупкой западных и американских брендов, чистыми инвестициями в западные проекты. Они хотят делать что-то своё, тем более что в мире появляются новые индустриальные и технологичные страны, помимо драконов Юго-Восточной Азии. Индия заявляет о себе как технологичная держава, по этому пути идёт и ряд стран Латинской Америки. И в этом ключе саудовцы будут стремиться максимально расширять свои партнёрские связи, не замыкаясь на одних Соединённых Штатах. А дальше они, естественно, будут стремиться играть более самостоятельную и весомую роль в ближневосточных

делах и в делах сопредельных регионов, например, Южной Азии, Африки.

Что касается России, то наши отношения с КСА были восстановлены, когда проблема советского атеизма отошла в прошлое, а в декабре 1991 г. в Москве было открыто Посольство КСА. Королевство признало Россию в качестве правопреемницы СССР. С тех пор отношения развивались поступательно, но не так быстро, как того хотелось бы.

Только в феврале 2007 г. состоялся первый официальный визит президента России В. В. Путина в Саудовскую Аравию, а спустя ещё 10 лет - первый визит в Москву саудовского короля Салмана бен Аб-дельазиза.

Наши совместные экономические проекты только обозначаются, но при этом нельзя забывать, что развитие отношений с Москвой - одно из средств давления саудовцев на своего заокеанского друга. Россия наращивает своё влияние и авторитет на Ближнем Востоке, Москва и Эр-Рияд обсуждают его важнейшие проблемы, координируют свою деятельность в добыче углеводородов.

Но у Саудовской Аравии и России есть свои противоречия. В частности, они касаются сценариев урегулирования сирийской проблемы, не в восторге саудовцы и от того, что Россия нашла вариант решения иранской ядерной программы, в соглашении по которой нет подписи саудовцев. Но проблема не в том. Российская экономика не настолько сильна, чтобы заменить американ-

27 https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5af2201b9a7947a64432c7fa

скую. Поэтому американо-саудовские отношения хотя и будут обретать черты многовариантности, но

сохранятся на достаточно высоком уровне даже вопреки моральной стороне дела.

P. S. 22 января 2019 г. турецкие власти решили инициировать международное расследование гибели Хашогги, мотивируя это тем, что саудовская сторона так и не предоставила им информации в рамках расследования, без ответа остался запрос турецких правоохранительных органов о выдаче Турции причастных к убийству саудовских граждан, а тело журналиста так и не найдено. При этом Турция обвинила западные страны в покрывательстве убийц журналиста из-за денег. Ранее сообщалось, что в Саудовской Аравии арестованы 18 человек, якобы имевших отношение к «делу Хашогги», а 5 человек непосредственно осуществляли расправу. При этом критически настроенные наблюдатели говорят, что до истины так и не удастся докопаться, а наказаны будут в основном «стрелочники», а наказания в КСА одни из самых суровых в мире.

Библиография • References

Ат-Турки Маджид бен Абдельазиз. Саудовско-российские отношения в глобальных и региональных процессах (1926-2004 гг.). М: Прогресс, 2005. - 415 с. [At-Turki Madzhid ben AbdeVaziz. Saudovsko-rossijskie otnosheniya v global'nyh

i regional'nyh processah (1926-2004 gg.). M: Progress, 2005. - 415 s.] Васильев А. История Саудовской Аравии. М.: Наука, 1982. - 612 с. [Vasil'ev A. Istoriya Saudovskoj Aravii. M.: Nauka, 1982. - 612 s.] Кислое А., Фролов А. США - Саудовская Аравия: противоречивое партнёрство // США: экономика, политика, идеология. 1989. № 2. С. 30-39. [Kislov A., Frolov A. SSHA - Saudovskaya Araviya: protivorechivoe partnyor-

stvo // SSHA: ehkonomika, politika, ideologiya. 1989. № 2. S. 30-39] Мустафин Р. Хуситы и арабская коалиция снова воюют // Независимая газета.

2018. 18 декабря // URL: www.ng.ru/world/2018-12-18/6_7465_yemen.html [Mustafin R. Husity i arabskaya koaliciya snova voyuyut // Nezavisimaya gazeta. 2018.

18 dekabrya // URL: www.ng.ru/world/2018-12-18/6_7465_yemen.html] Мустафин Р. Эр-Рияд обзаводится ядерной бомбой // Независимая газета. 2018.

19 марта // URL: www.ng.ru/kartblansh/2018-03-19/3_7192_kartblansh.html [Mustafin R. EHr-Riyad obzavoditsya yadernoj bomboj // Nezavisimaya gazeta. 2018.

19 marta // URL: www.ng.ru/kartblansh/2018-03-19/3_7192_kartblansh.html] Тьюгенхэт К., Гамильтон А. Нефть. Самый большой бизнес. М.: Прогресс, 1978. [Tyugenheht K, Gamil'ton A. Neft'. Samyj bol'shoj biznes. M.: Progress, 1978.] Фролов А. Арабский пасьянс // Международная жизнь. 2017. № 8. С. 102-121. [Frolov A. Arabskij pas'yans // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2017. № 8. S. 102-121] Фролов А. Вашингтон - Тегеран: конфликт или компромисс? // Обозреватель-

Observer. 2018. № 8. С. 51-61. [Frolov A. Vashington - Tegeran: konflikt ili kompromiss? // Obozrevatel'-Observer.

2018. № 8. S. 51-61] Фролов А. Ядерные программы на Ближнем Востоке: развить нельзя свернуть // Пути к миру и безопасности. М.: ИМЭМО РАН, 2018. № 2. С. 84-103.

\Frolov A. YAdernye programmy na Blizhnem Vostoke: razvit' nel'zya svernut' // Puti

k miru i bezopasnosti. M.: IMEHMO RAN, 2018. № 2. S. 84-103] Blanchard Ch.. M. Congress Considers Possible Responses to the Killing of a Saudi

Journalist. CRS Insight. Washington. Updated October 22. 2018 (IN10983). Blanchard Ch. M. Saudi Arabia: Background and US Relations. Washington:

Congressional Research Service, Updated September 21. 2018. Country Reports on Human Rights Practices for 2017. Washington: US Department

of State. Bureau of Democracy, Human Rights and Labor, 2017. Miller A., Nowrouzzadeh S. Saudi Arabia's Empty Oil Threats. Riyadh Won't Sabotage Trump's Iran Policy // URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/saudi-arabia/2018-11-01/saudi-arabias-empty-oil-threats Ostrovsky V., Claire H. By Way of Deception. The Making and Unmasking of a Mossad

Officer. N. Y.: St. Martin, 1990. The Chronology. The Documented Day-by-Day Account of the Secret Military

Assistance to Iran and the Contras. N. Y.: Warner Books, 1987. The Guardian. October 19. 2018 // URL: https://www.theguardian.com/world/2018/

oct/19/jamal-khashoggi-obituary The New York Times. April 19. 2016.

Tillman S. The United States and the Middle East. Interests and Obstacles. Blooming-ton, 1982.

http://bulgartimes.com/ischeznovenie-kto-takoj-dzhamal-hashoggi /

https://news.mail.ru/politics/35679208/

https://news.mail.ru/politics/35697035/

https://sa.usembassy.gov/op-ed-deepening-saudi-u-s-business-partnership-investment

https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-10-24/lockheed-s-15-billion-

saudi-deal-at-risk-after-khashoggi-death https://www.currenttime.tv/a/jamal-khashoggi-mysterious-disappearance/ 29546384.html

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5af2201b9a7947a64432c7fa https://www.reuters.com/article/us-saudi-politics-dissident-report/trump-missing-

journalist-no-reason-to-stop-saudi-investments-idUSKCN1ML2BY https://www.theguardian.com/world/2018/oct/19/jamal-khashoggi-obituary

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 15 января 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.