Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙДЕНА И БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ НАСЛЕДИЕ США'

АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙДЕНА И БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ НАСЛЕДИЕ США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙДЕНА / ИРАК / ИРАН / СИРИЯ / ТУРЦИЯ / ЕГИПЕТ / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / АФГАНИСТАН / ДВИЖЕНИЕ "ТАЛИБАН" / ИГ / ТЕРРОРИЗМ / ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фролов Александр Владимирович

Администрация Байдена получила от своих предшественников непростое наследие на Ближнем Востоке. Что-то она намерена изменить, а что-то оставить как константу. Главная её проблема - сохраняющееся военное присутствие в странах региона: Сирии, Ираке и Афганистане, возникшая неопределённость в связи с ядерной программой Ирана и подмоченные отношения с крупнейшими региональными государствами: Турцией, Саудовской Аравией, Египтом. Ей также предстоит определиться в вопросах поддержания безопасности и противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIDEN ADMINISTRATION AND THE US MIDDLE EAST LEGACY

Joe Biden administration has inherited a complicated legacy from its predecessors in the Middle East. Some things the administration intends to change, but some things will be left as a constant. Its main problems is the continued military presence in the countries of the region - Syria, Iraq and Afghanistan, the arising uncertainty in connection with Iran's nuclear program, and tarnished relations with the largest regional states - Turkey, Saudi Arabia, Egypt. The issues of maintaining security and countering terrorism are also on its agenda.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙДЕНА И БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ НАСЛЕДИЕ США»

DOI: 10.48137/2074-2975_2021_5_29 УДК 327.(73)

Администрация Байдена и ближневосточное наследие

США

Александр ФРОЛОВ

Избранному президенту США Джо Байдену досталось непростое наследие на Ближнем Востоке - в очень чувствительном для страны регионе. А так как он вёл свою избирательную кампанию, по множеству позиций опровергая Трампа, и начал своё президентство с отмены ряда его указов, то, очевидно, ему придётся корректировать и ближневосточную политику США, где накопилось немало завалов, а его предшественник сделал несколько нестандартных ходов. Насколько и в каком направлении будет производиться эта корректировка, думается, покажет ближайшее время.

Среди наиболее насущных проблем ближневосточной политики (ни сам Джо Байден, ни кто-то из его чиновников пока внятно не озвучили свои приоритеты на этом направлении) - противодействие растущему российскому влиянию (и китайскому), противодействие иранской ядерной программе, антитеррористические меры, вопросы сохранения своего военного присутствия в странах региона и взаимодействие с союзными и дружескими государствами. И все они далеко не однозначные.

ФРОЛОВ Александр Владимирович - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН. Е-тай: afrolov_53@mail.ru

Ключевые слова: администрация Байдена, Ирак, Иран, Сирия, Турция, Египет, Саудовская Аравия, Афганистан, движение «Талибан», ИГ, терроризм, военное присутствие.

До настоящего времени новая американская администрация не сделала запоминающихся шагов в этом регионе мира, а общие слова госсекретаря Э. Блинкена о необходимости соблюдения прав человека пока укладываются в канву общей политической риторики ещё со времени избирательной кампании и выглядят для ближневосточного сообщества темой скользкой и довольно непопулярной, вызывая отторжение руководителей практически всех его стран.

Военное присутствие как инструмент влияния

Практически во всех последних документах Белого дома, Госдепартамента и Министерства обороны США в той или иной степени обозначена узловая задача - противодействие Китаю и России. Применительно к Ближнему Востоку во главу угла ставится именно Россия, поскольку благодаря её вмешательству было нанесено поражение «Исламскому государству» (ИГ)*, а режим Б. Асада в Дамаске выстоял. Развивая отношения со странами региона не только в военно-технической, но и экономической сфере, взаимодействуя с Ираном и Сирией, Россия тем самым, как считают в Вашингтоне, вставляет Америке палки в колёса. Один из способов противодействия устремлениям Москвы - сохранение в странах региона, особенно в тех, в которые американцы вложили огромные средства, своего военного присутствия - от символического до весьма весомого.

Одна из точек оказания давления - это размещённые в Сирии американские военные. Они в основном

базируются в приграничных с Ираком территориях и, естественно, не имеют никакого приглашения со стороны официального Дамаска, правительство которого в Вашингтоне не признают. Сообщалось, что база ат-Танф на границе с Иорданией используется США с 2016 г. для противодействия российско-сирийско-иранскому взаимодействию в этой части страны.

В сентябре 2020 г. США разместили на сирийской территории вблизи иракской границы порядка 100 своих военнослужащих и шесть боевых машин «Брэдли» [1].

В начале 2021 г. было отмечено создание ещё одного опорного пункта вооружённых сил США в районе г. аль-Хасака недалеко от турецкой границы для ведения наблюдения за российскими войсками в Сирии.

Официальный же Дамаск утверждает, что примерно 500 американских военнослужащих заняты охраной нефтяных объектов на территории страны, содействуя разбазариванию её богатств [2]. Хотя эти силы выглядят скорее символичны-

1 Syria war: US deploys reinforcements to Syria after Russia clashes. 19 September 2020 // URL: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-54215915

2 New US Military Base in Northeast Syria Latest of Biden's Warlike Moves // URL: https://www. mintpressnews.com/new-us-military-base-northeast-syria-latest-biden-warlike-moves/275260/

ми, их значимость нельзя недооценивать, поскольку в любой момент им может быть организована поддержка.

США, судя по всему, намерены сохранить позиции в Сирии настолько долго, насколько сочтут нужным. Тем более что опыт их удержания на территории враждебного государства имеется, достаточно вспомнить историю провинции Гуантанамо на Кубе. Раз, заселившись там в 1903 г. по следам американо-испанской войны, они удерживают её и поныне и, похоже, вообще перестали считать её заграницей.

В Вашингтоне есть понимание, что они за время арабских «цветных революций» и борьбы с ИГ «проиграли Сирию» не только России, но, что ещё хуже, Ирану и поэтому возвращать занятые территории под правительственный контроль они явно не спешат. Поэтому здесь возможны два варианта: или США будут использовать их в качестве разменной монеты в последующем политическом торге с Москвой, а также с Тегераном, если таковой всё-таки состоится, или же оставят себе до лучших времён. Понятно, что ни Сирия, ни Россия не предпримут попыток вернуть законным владельцам эти территории силой. Правда, нельзя исключать и иных сюжетов. Поскольку военное присутствие США в Сирии в значительной мере завязано на их военном присутствии в Ираке, где ведутся переговоры о выводе американских войск, то после их ухода материально обеспечивать воинские структуры в соседней стране станет также весьма проблематично.

Что же касается самого Ирака, то там США сохраняют своё военное

присутствие 18 лет. На начало 2021 г. в стране находилось порядка 2,5 тыс. американских военнослужащих, не считая контрактников и участников коалиции, в задачу которых входило содействие укреплению местных вооружённых сил и сил безопасности. За прошедшие годы пребывание контингента войск США показало, насколько плохо работают американские модели общественного и государственного обустройства в арабской мусульманской стране.

США вместо суннитского руководства привели к власти шиитское (население Ирака на 55% состоит из мусульман-шиитов). В результате нарушились все схемы внутреннего взаимодействия национальных и конфессиональных общин, шииты и сунниты оказались на грани внутренней войны, плохо или мало сдерживаемой самими американцами, курды начали самообособляться, углубился экономический кризис, на ключевые руководящие должности по конфессиональной принадлежности ставились некомпетентные алчные люди. Более того, в итоге в стране через шиитские общины стало расти влияние и проникновение Ирана - главного американского антагониста в регионе «Большого Ближнего Востока». Во всём происходящем в стране стали появляться признаки обречённости американской миссии. Сейчас для всех очевидно, что при любых обстоятельствах Иран в Ираке «пересидит» США, поскольку он - близко, а Америка - далеко.

Вот как обрисовал ситуацию российский арабист Р. Мустафин: «В Ираке действуют вооружённые отряды различных проиранских

партий, блоков и движений. По своей силе, численности и вооружённости эти ополченцы ни в чём не уступают, а возможно, и превосходят вооружённые силы Ирака. Они также внесли весомый вклад в победу над ИГ. Однако сегодня эти отряды действуют по своему усмотрению, не подчиняясь центральному правительству, часто в пику ему, по сути, являясь инструментом иранского влияния в Ираке и координируя свою деятельность с эмиссарами из Тегерана» [ 3]. Так, Иран тихой сапой прибирает к своим рукам страну, с которой в своё время не мог разделаться на полях сражений в ходе 10-летней войны 1980-1989 гг.

Обеспокоенность иранским влиянием дополняется опасениями, что в Ираке помимо Ирана укрепят свои позиции ещё и Россия с Китаем. Официально США не могут запретить иракскому руководству развивать отношения с этими двумя странами. Россия начинает продавать своё вооружение в Ирак, который ранее являлся важнейшим советским партнёром в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). И эти опасения, очевидно, являются на сегодня главной причиной того, что американцам свои войска выводить из Ирака пока не следует.

На возникающий при оценке ситуации вопрос, смогут ли остающиеся в Ираке американские военные выполнять миссию, ради которой они были призваны, ответ вроде бы очевиден: нет, не смогут. По боль-

шому счёту они превращаются в обычных наблюдателей. Но не всё так просто: в большей степени противостоять иранскому влиянию могут сами иракцы, понимающие разницу между двумя культурами -арабской и персидской и опять же не желающие следовать чужим порядкам.

«Далеко не все иракцы хотят,- пишет в этой связи Р. Мустафин,- чтобы их страна, всегда жившая по светским законам, подчинялась шариату и заветам шиитского иранского духовенства и вообще шла в фарватере иранской внешней политики. Слишком тесная привязка к Тегерану чревата для Багдада массой проблем и опасностей» [3].

В начале 2020 г. иракское правительство обратилось к руководству США с предложением рассмотреть механизм вывода американских войск. Предложения были сделаны на фоне массовых демонстраций с требованиями ухода американцев из Ирака. Тем не менее ответ США был весьма витиеват: Вашингтон согласен обсуждать пути стратегического партнёрства, но не вывода войск [ 4]. Летом 2020 г. в вопрос присутствия была внесена «косметическая» правка: командующий американским контингентом бригадный генерал Р. Райдаут получил статус военного советника.

В марте 2021 г. иракский парламент - меджлис - подавляющим большинством голосов при нескольких воздержавшихся проголосовал за скорейший вывод американских

3 Мустафин Р. Вывод войск из Ирака - последний предвыборный козырь Трампа. 17 сентября 2020 // URL: https://zvezdaweekly.ru/news/20209151457-JfGkq.html

4 Berger M. Invaders, allies, occupiers, guests: A brief history of U.S. military involvement in Iraq. Jan.11, 2020 // URL: https://www.washingtonpost.com/world/2020/01/11/invaders-allies-occupiers-guests-brief-history-us-military-involvement-iraq

войск [ 5], а в апреле в Багдаде состоялись очередные американо-иракские переговоры относительно военного присутствия США на иракской территории - первые со времени прихода в Белый дом Дж. Байдена. На переговорах было констатировано укрепление вооружённых сил Ирака после победы, одержанной ими совместно с силами коалиции над ИГ.

«Учитывая возросший потенциал иракских сил безопасности, стороны подтвердили, что миссия сил США и коалиции теперь будет сосредоточена на обучении и консультировании, что позволит осуществить переброску любых оставшихся военных из Ирака в сроки, которые будут определены в ходе предстоящих технических переговоров»,- сказано в заключительном коммюнике.

Комментируя его, иракская сторона подтвердила наличие прогресса в вопросах предстоящего вывода войск. Высоко оценил состоявшиеся переговоры госсекретарь США Э. Блинкен [5]. По мнению же представителя вашингтонского Института Ближнего Востока Р. Слим, прогресса в документе мало, а сам он в основном рассчитан на поддержание имиджа иракского премьер-министра. Косвенно последнее подтвердил и спикер Пентагона Дж. Кирби, заявивший, что на переговорах речь шла о передислокации американских войск [5].

И уж никакой роли не сыграют американские войска для сдерживания китайской экспансии в Ирак. В Америке Китай считают выигравшим в иракской войне.

«К Пекину, который не вторгался в Ирак, не убивал иракцев, относятся лучше, чем к Вашингтону,- писал российский обозреватель Н. Мануков,-что проявляется не только при выдаче выгодных контрактов на разработку нефтяных месторождений, но и в других экономических вопросах».

Китай, наконец, стал крупнейшим покупателем иракской нефти, скупив её в 2013 г. наполовину [6].

В Вашингтоне нередко сетовали, что «США освободили Ирак для того, чтобы туда пришёл Китай». Это не совсем верно: Китай пришёл бы в Ирак, будь там у власти и С. Хусейн. Развернувшаяся война с ИГ несколько спутала китайцам карты, но ненадолго, а с её завершением они быстро начали возвращать себе утраченные позиции.

В декабре 2020 г. Пекин предложил Ираку контракт на покупку иракской нефти в объёме 4 млн баррелей в месяц на сумму 2 млрд долл. и сделал иные заманчивые предложения [ 7]. За нефтяными вполне резонно могут последовать самые разные контракты, в частности, Китай понемногу начал поставлять в Ирак своё вооружение, включая беспи-лотники.

Ещё одной головной болью для США остаётся дальнейшее пребыва-

5 Loveluck L. US and Iraq Conclude Talks on Troop Presence. April 8, 2021 // URL: https:// www.washingtonpost.com/world/us-iraq-talk-troops/2021/04/07/e9a15998-97cb-11eb-8f0a-3384cf4fb399_story.html

6 Мануков С. Китай извлёк наибольшую выгоду из войны в Ираке // URL: https://oko-planet. su/politik/politikmir/199050-kitay-izvlek-naibolshuyu-vygodu-iz-voyny-v-irake.html

7 Ирак готов подписать с Китаем многомиллиардный нефтяной контракт // URL: https://1prlme.ru/energy/20201208/832530781.html

ние их военных в Афганистане, которому в этом году исполнится 20 лет и которое обернулось для них огромными финансовыми издержками (более 2 трлн долл.), гибелью 2400 военнослужащих и более 38 тыс. афганцев [8].

В американских изданиях открыто говорилось, что как в моральном, так и в социально-политическом смысле движение «Талибан»* набирает силу, наркотрафик кратно увеличился, афганцы как жили, так и продолжают жить в нищете, правда, убит Усама бен Ладен, которого они же в своё время и выпестовали. Если продолжить этот невесёлый список, то, несмотря на огромные финансовые и материально-технические вливания, афганские вооружённые силы вряд ли смогут успешно защитить даже сами себя, в их рядах процветает дезертирство, экономическая помощь США обернулась безудержной коррупцией, а героиновое производство в Афганистане достигло 80% от общемирового. Признаётся, правда, наличие некоторых улучшений в сферах образования и медицинского обслуживания, но это ещё очень далеко от мировых стандартов [8]. Неслучайно поэтому такое издание, как The New York Times, усматривает в американском пребывании в Афганистане полную бесперспективность.

В администрации Байдена видят уход практически неизбежным, и попросту ищут повод, чтобы сде-

лать этот шаг, но с поднятой головой. И при этом отдают себе отчёт в том, что тем самым распишутся в собственном бессилии, а престиж державы номер один в мире пострадает. Последнее время в Вашингтоне довольно активно изыскивают пути ухода и работают на разных площадках как в плане многосторонних, так и двусторонних усилий.

29 февраля 2020 г. в Дохе (Катар) спецпредставитель США Зал-май Халилзад и полномочный представитель движения талибов Абдул-ла Гани Барадар в присутствии генсека НАТО Й. Столтенберга подписали мирное соглашение, в соответствии с которым американцы должны покинуть Афганистан в течение 14 месяцев, а движение «Талибан» и правительство проведут обмен пленными.

Казалось бы, ситуация сдвинулась с места, но на практике по прошествии этого времени заговорили о новых сроках.

Журнал The National Interest опубликовал статью под характерным заголовком «Что Америка ни делай, а "Талибан" будет контролировать Афганистан» [9], в которой по большому счёту утверждается, что талибы, выстоявшие в долгой войне с уходом последнего американского солдата, получат то, к чему они стремились -страну в своё распоряжение.

В подтверждение этого тезиса автор приводит такие данные: если в 2018 г. талибы контролиро-

8 Almukhtar S., Nordland R. What Did the U.S. Get for $2 Trillion in Afghanistan? // URL: https:// www.nytimes.com/interactive/2019/12/09/world/middleeast/afghanistan-war-cost.html

9 Senk M. Whether America Stays or Goes, the Taliban Will Control Afghanistan // URL: https:// nationalinterest.org/blog/skeptics/whether-america-stays-or-goes-taliban-will-control-afghanistan-182165

вали 4% округов, то в 2020 г. уже 20%, в то время как доля контролируемых кабульским правительством территорий снизилась за это же время с 50% до 30%.

Конечно, если абстрагироваться от целевых установок статьи, в которой есть и определённая доля лукавства, можно сказать, что контроль за территориями в Афганистане - дело довольно относительное: после ухода одних контролёров территория быстро занимается другими. А кроме того, нельзя забывать и о существовании властей, которым, как бы то ни было, подчинена большая часть страны и которые не очень-то довольны, что американцы ведут переговоры, минуя их. Ко всему прочему, само движение «Талибан» далеко не однородно, помимо него на афганском поле действуют и другие игроки, включая то же самое ИГ, у которых своё видение урегулирования. Но среди 20 наиболее влиятельных группировок существуют и такие, кому война - мать родна. И, наконец, нельзя не согласиться с российским экспертом Н. Плотниковым, который считает, что многие афганцы не хотят терять достижений республики, не приемлют навязываемый талибами исламский эмират, который ассоциируется с мракобесием, многочисленными запретами и публичными казнями [10].

В Афганистане есть силы, которые вовсе не желали бы ухода американских военных и для которых они служат своего рода стабилиза-

ционным фактором и своего рода гарантом от резкого изменения ситуации. Иногда вообще создаётся впечатление, что в Афганистане много тех, кто приспособился к ситуации, научился выжимать из неё желаемое и, естественно, не заинтересован в глубинных переменах. Да и самому американскому руководству не греет душу мысль, что в стране воцарятся те, против кого они боролись все эти годы. И, наконец, в Вашингтоне не могут быть уверены, что талибы оценят их жертву, и после ухода последнего американского солдата Афганистан не станет такой же антиамериканской страной, как соседний с ним Иран. Осознание реальности даётся сложно.

Тем не менее 14 апреля с. г. Дж. Байден заявил, что начнёт вывод американских войск из Афганистана 1 мая и закончит его к 20-й годовщине событий 11 сентября 2001 г., т. е. даже раньше намеченного срока.

«Мы не можем продолжать расширять или увеличивать наше военное присутствие в Афганистане в надежде создать идеальные условия для вывода войск и ожидая другого результата,- сказал американский президент.- Сейчас я уже четвёртый президент Соединённых Штатов, который руководит присутствием американских войск в Афганистане - два республиканца, два демократа, и я не передам эту ответственность пятому» [11].

Это его заявление сразу было подвергнуто критике со стороны оппонентов разного уровня. «Байден проигнорировал предупреждения своих

10 Плотников Н. Афганистан нуждается в конструктивном диалоге // Красная звезда. 2021. 16 апреля // URL: http://redstar.ru/afganistan-nuzhdaetsya-v-konstruktivnom-dialoge/

11 Biden announces withdrawal of all U.S. troops from Afghanistan by 9/11 // URL: https:// www.cbsnews.com/news/biden-afghanistan-troop-withdrawal-live-stream-2021-04-14/

советников, что уход может спровоцировать возрождение тех террористических угроз, из-за которых мы отправили на бой сотни тысяч солдат за последние 20 лет»,- писала The New York Times [12].

Отныне любые нападения на американских военных после 1 мая

будут на совести Байдена, он будет плохо выглядеть в любом случае: если американские военные будут уходить под салют автоматных очередей талибов, или если им вновь придётся вернуться после 11 сентября.

Камень преткновения: Иран и его ядерная программа

Одна из наиболее болезненных проблем для США - это их взаимоотношения с Ираном. Трамп, отказавшись от ядерной сделки с этой страной, известной как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), поставил своего преемника в патовую ситуацию. Если Байден без каких-либо предварительных условий вернётся к этому плану, а ситуация здесь для его администрации разворачивается не к лучшему вследствие продолжения иранских ядерных разработок, то этот шаг будет истолкован иранской стороной как её однозначная победа над американцами. А в самом американском обществе и особенно в консервативной республиканской его части - как сдача противнику американских позиций.

Вскоре после того, как Дж. Байден вступил в должность, британские, французские и немецкие дипломаты обратились в администрацию президента США с предложением оживить инициативу 2015 г. В частности, они предложили отменить некоторые санкции, которые сначала были сня-

ты президентом Б. Обамой, а затем вновь введены президентом Д. Трампом, и тем самым приблизить Соединённые Штаты к соблюдению ядерного соглашения.

В прошлом посол Франции в Вашингтоне и её представитель в ООН Ж. Аро, участвовавший в подготовке СВПД и находившийся в контакте с иранской стороной, сообщил американской стороне, что получил сигнал от властей в Тегеране, что, «как только американцы вернутся (к соглашению.- Авт.), мы тоже вернёмся» [13]. Он предостерёг, что с течением времени ситуация вокруг возврата к сделке только усугубится. Растущая оппозиция к ней внутри самих США и молчание администрации оставит Ирану больше денег на новые разработки, снимут с него моральные ограничения при реализации программы по созданию баллистических ракет, равно как и позволят укрепить силы ополчения в соседних странах. Тогда на возобновление процесса уйдут месяцы и, возможно, и годы, если он вообще не будет похоронен.

12 Biden Blasted by Terrorism. Foreign Policy Experts Over Afghanistan Decision: 'Such An Avoidable Shame' // URL: https://www.dailywire.com/news/biden-blasted-by-terrorism-foreign-policy-experts-over-afghanistan-decision-such-an-avoidable-shame

13 Lynch C. Europeans Fear Iran Nuclear Window Closing // URL: https://foreignpolicy. com/2021/03/26/europe-us-biden-iran-nuclear-deal-lift-sanctions/

Возможно, эти дипломатические усилия как-то подействовали на настроения в Белом доме или напомнили о наличии проблемы. Там определённо хотели, чтобы изначально Иран заявил о прекращении работ по обогащению урана, прежде чем США вернутся к СВПД. А Иран, который до американского демарша соблюдал пункты соглашения, со своей стороны, дал понять, что вернётся к сделке, как только США снимут с него санкции и ограничения. Но если достигнутое с таким трудом соглашение не выполняется, то Тегеран считает себя свободным в вопросе продолжения ядерных разработок и дальнейшем обогащении урана, что он и делает. В результате все дела застопорились, а отношения между странами только обострились.

В начале года Белый дом попробовал действовать по принципу: посильнее нажать, чтобы потом отпустить, но этот принцип, похоже, не сработал. В конце февраля 2021 г. по указанию Дж. Байдена американские военные нанесли удар по объекту в Сирии вблизи иракской границы, который использовался проиранской шиитской организацией «Хизболла» *. Американская сторона сообщила, что удар был нанесён в ответ на недавнюю атаку на американскую базу в иракском Эрбиле. Реакция иранской стороны на этот раз оказалась достаточно мягкой. Когда в январе прошлого года по распоряжению Д. Трампа США нанесли аналогичный удар по району аэропорта Багдада, в результате которого был убит командующий си-

лами спецназначения «Аль-Кудс» (Иерусалим) Корпуса стражей исламской революции Касем Сулейма-ни, Тегеран отреагировал на это очень жёстко. Тогда президент Ирана Хасан Роухани громогласно пригрозил Америке отмщением. На этот раз реакция иранской стороны была скорее рутинной. 23 марта по американской военной базе в районе месторождения газа Конико на севере провинции Дейр-эз-Зорр был нанесён удар ракетами неизвестного происхождения. Сообщалось, что в результате удара несколько военных получили ранения, и это был ответ проиранской шиитской группировки на предыдущую атаку со стороны США.

Израиль больше других стран обеспокоен иранским ядерным проектом, не раз призывал США к более решительным действиям, а подчас и провоцировал американцев на таковые. В Вашингтоне тем не менее проявляли сдержанность.

Когда в ноябре прошлого года в иранской столице из автоматического стрелкового оружия был застрелен иранский физик-ядерщик М. Фахризаде, считавшийся едва ли не «отцом иранской ядерной программы», в Иране назвали Израиль как страну - заказчика этого преступления, то Белый дом сразу же исключил свою причастность к произошедшему. Взрыв на иранском ядерном объекте в Натанзе 11 апреля 2021 г. иранские власти опять же напрямую связали с израильской диверсией и пообещали не просто усилить меры безопасности и отомстить Израилю, но и усилить свои

ядерные разработки, заменив устаревшее оборудование на более современное. Инцидент на этот раз вызвал трения в американо-израильских отношениях, особенно в свете того, что в Белом доме надеются на возобновление переговоров с Ираном. Примечательно, но взрыв был приурочен к визиту в Израиль американского министра обороны Л. Остина.

«Моя политика как премьер-министра Израиля ясна,- сказал американскому гостю Б. Нетанья-ху,- я никогда не позволю Ирану получить ядерный потенциал для выполнения своей геноцидной цели по уничтожению Израиля. И Израиль будет продолжать защищаться от агрессии и терроризма Ирана».

Ответ Остина был расплывчатым, мол, администрация Байдена будет искать пути решения своей проблемы с Ираном [14].

Такая реакция США понятна: американцы в душе восхищаются действиями своих израильских коллег, но публично пытаются от них отмежеваться.

Применительно к иранской проблеме у Дж. Байдена зыбкая ситуация в конгрессе. Без одобрения парламента его политика просто не будет работать. К тому же многие республиканцы не простили ему сомнительную победу на последних выборах и имеют на него зуб. Сегодня в обеих палатах наблюдается примерное равенство сил: небольшое преимущество республиканцев

в сенате 50 против 48 при двух независимых, а в нижней палате представителей - 220 демократов при 211 республиканцах. Заручиться поддержкой президенту будет не так просто, поэтому администрации придётся действовать с оглядкой на конгресс, где настроения отнюдь не проиранские. С одной стороны, СВПД является плодом демократической администрации Обамы -Байдена, а с другой - за прошедшие шесть лет обстановка на Ближнем Востоке и в мире изменилась.

В свете происходящего президент пока не торопится выполнить данное избирателям обещание вернуться к ядерной сделке с Ираном, поскольку серьёзно обеспокоен возможной оппозицией в конгрессе, и вместо этого пытается успокоить наиболее агрессивных республиканцев обещаниями выжать из Ирана хоть какие-то уступки [ 15].

В начале апреля с. г. на помощь президенту пришли его однопартий-цы. 27 сенаторов-демократов призвали Дж. Байдена вернуться к СВПД на фоне распространяющихся сообщений о том, что Иран доводит степень обогащения урана до 60%. А это заметно выходит за рамки условий, оговоренных в данной сделке. Они также предложили привлечь к обсуждаемому формату «5 + 1» дополнительно Израиль и арабские страны Залива [16]. Но при этом сенаторы-демократы высказали предложение увязать возврат США

14 Gampbell J. Iran blames Israel for sabotage at Natanz nuclear site // URL: https://abcnews. go.com/tatemational/wireStory/iran-blames-israel-sabotage-natanz-nuclear-site-77016415

15 Toosy N. U.S. tries to break Iran nuclear deadlock with new proposal for Tehran // URL: https://www.politico.com/news/2021/03/29/us-biden-iran-nuclear-deal-478354

16 Axelrod T. Democrats back up Biden bid to return to Iran nuclear deal // URL: https://thehill. com/homenews/senate/548067-democrats-back-up-biden-bid-to-return-to-iran-nuclear-deal

к сделке с ограничением поддержки Ираном своих экстерриториальных милиционных и военизированных формирований, а также ограничением разработок баллистических ракет.

Иранская сторона также не захлопывает двери для переговоров и дер-

жит их полуоткрытыми, что лишний раз было подтверждено на состоявшихся 14 апреля с. г. переговорах министров иностранных дел России С. В. Лаврова и Ирана М. Зари-фа. С. В. Лавров по их окончанию выразил надежду, что США вернутся к сделке в полном её объёме.

Взаимоотношения с ключевыми государствами

региона

Сложными выглядят взаимоотношения ещё с одним ключевым государством региона - Королевством Саудовская Аравия (КСА). Раз нацелившись на защиту прав человека, администрация Байдена не может не реагировать на резонансное убийство в октябре 2018 г. саудовского журналиста Джемаля аль-Хашогги в саудовском консульстве в Стамбуле [ 17].

Предыдущая администрация, когда на кону стояли многомиллиардные поставки вооружений в КСА, решила этот вопрос для себя достаточно просто: убийство осуждаем, но стратегическое партнёрство продолжать будем. Администрация Байдена, для которой произошедшее является более чувствительной сферой, так поступить не может. В конце марта американские конгрессмены выдвинули два законопроекта. Первый касается введения визовых ограничений для причастных к этому делу саудовских чиновников, включая наследного принца

Мухаммада бен Сальмана (МБС), считающегося фактическим правителем королевства. Второй - о приостановке военных поставок в КСА сроком на четыре месяца.

К этому времени американская разведка рассекретила доклад об убийстве журналиста, а председатель комитета по разведке палаты представителей конгресса А. Шифф призвал президента Дж. Байдена наказать не исполнителей, а того, кто отдаёт такие приказы, конкретно имея в виду МБС. Законодатели посчитали, что МБС должен заплатить свою цену за содеянное. Комментируя эти шаги, Э. Блинкен сказал, что целью администрации является не разорвать, а изменить американо-саудовские отношения. И в администрации думают над тем, какую форму им придать, в том числе в вопросах военных поставок [18].

Во время состоявшихся в это же время первых телефонных переговоров Блинкена с министром ино-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Фролов А. Дело Хашогги - тест для американо-саудовских отношений // Обозреватель-Observer. 2019. № 2.

18 Blinken says Biden administration took actions «not to rupture» US-Saudi relationship but to recalibrate it // URL: https://edition.cnn.com/middleeast/live-news/jamal-khashoggi-murder-us-intelligence-report/index.html/

странных дел КСА принцем Фейса-лом бен Фарханом ас-Саудом саудовская сторона акцентировала внимание на борьбе с терроризмом, который она ассоциирует с деятельностью йеменских хуситов и шиитских группировок, наносящих ракетные удары по саудовской территории. Американская сторона, в свою очередь, сообщила о прекращении своей поддержки действий саудовской коалиции в Йемене в пользу дипломатических усилий. В свете происходящего Блинкен не мог не порекомендовать саудовцам улучшить соблюдение прав человека. Получилось, что стороны говорили о разных вещах [19].

Не самым лучшим образом в последнее время складываются и отношения с ещё одним союзником США - Турцией. В Вашингтоне есть основания быть недовольными действиями руководства этой страны, в том числе и её политикой на Ближнем Востоке, которая вступает в противоречие с интересами США. Основные противоречия здесь наблюдаются в курдском вопросе: американцы считают курдов своими союзниками, в то время как турки причисляют их к террористам и ведут с ними вооружённую борьбу. Их нынешние откровенно экспансионистские устремления в Ливии также не приветствуются в американской столице. Не радует откровенная антиизраильская политика, которую Р. Эрдоган взял на вооружение. За её счёт Анкара пытается заручиться поддержкой арабской улицы. В Вашингтоне с плохо скры-

ваемым недовольством воспринимается обозначившийся турецкий крен в сторону исламизма.

Но особое раздражение в США вызвала закупка этой союзницей по НАТО российских вооружений, в частности комплексов противовоздушной обороны С-400. Американцы пытались отговорить турецких партнёров от этой сделки, но она была завершена и фактически вплелась элементом недоверия во взаимные отношения. В апреле 2021 г. в связи с этим администрация США ввела санкции в отношении одного госучреждения и четырёх турецких чиновников, что только усилило это недоверие.

В случае с закупкой российской военной техники некоторые наблюдатели усмотрели своего рода месть Турции американцам за то, что те отказали туркам в переоснащении военно-воздушных сил самолётами нового поколения F-35. А теперь в Вашингтоне дают понять, что не поставят Турции, которая сомневается в сплочённости и единстве НАТО, свои комплексы ПВО до тех пор, пока она не откажется от российских. У турецкого президента, в свою очередь, тоже есть основания быть недовольным политикой США, в частности, демократической администрацией. Именно она постепенно понижала уровень доверия во взаимоотношениях.

Так вышло, что серьёзным испытаниям американо-турецкое союзничество подверглось во время сирийской гражданской войны, где и США, и Турция стремились свер-

19 US Blinken, Saudi foreign minister discuss Yemen, human rights. 25 February, 2021 // URL: https://www.middleeastmonitor.com/20210207-us-blinken-saudi-foreign-minister-discuss-yemen-human-rights/

гнуть Б. Асада и одновременно обуздать действия ИГ. Именно вице-президент США Дж. Байден в 2014 г. обвинил Турцию в том, что она направляла без разбора сотни миллионов долларов и десятки тысяч тонн оружия любому, кто был готов сражаться против Б. Асада, в том числе группировкам «Ан-Нусра», «Аль-Каида»* и другим джи-хадистам, приехавшим из разных частей света [ 20]. Но наиболее сложный этап в отношениях Турции с администрацией Обамы - Байдена пришёлся на 2016 г., когда турецкие военные устроили путч. Р. Эрдоган назвал это попыткой государственного переворота, за которой якобы стоял его главный оппозиционер и проживающий в США турецкий просветитель Ф. Гюлен. Он потребовал от США выдать ему закулисного вдохновителя переворота. США попросту закрыли данную тему, сославшись на процедурные моменты, и тем самым обидели Эрдогана.

Теперь Байдену предстоит налаживать отношения с Эрдоганом, который поздравил его с избранием в числе последних и с которым они до сих пор даже не имели телефонных переговоров. Пока же американский президент озвучил свою обеспокоенность связями Турции и России. А более чем 180 членов конгресса США призвали своего президента бороться с нарушениями прав человека в Турции. Эрдога-ну эта тема представляется и скользкой и неприемлемой, означающей вмешательство во внутренние дела

страны. Особую пикантность американо-турецким отношениям придаст и недавнее косвенное признание президентом США факта геноцида армян.

Словом, «для Байдена отношения с Турцией -это минное поле» - так назвал свою статью об американо-турецких отношениях турецкий журналист А. Асалыоглу [21].

Можно лишь добавить, что в отношениях Вашингтона и Анкары сложился своего рода замкнутый круг. Турецкая сторона возмущена тем, как можно вводить санкции против своего союзника, а американская - тем, как союзник может осуществлять свою внешнюю политику, не считаясь с мнением других союзников.

Демократическая администрация не может пользоваться доверием и в Египте. В 2011 г. она фактически бросила на произвол судьбы своего давнего союзника президента Х. Мубарака. Эта её позиция произвела удручающее впечатление на различных прозападных арабских правителей - от КСА до Марокко и Иордании. И хотя тогдашняя администрация Обамы -Байдена пыталась продвинуть программы военной и экономической помощи Египту, необходимой для выхода страны из экономического кризиса, вызванного революционными событиями, конгресс США эту помощь урезал под разными предлогами. Напряжение в отношениях вызывало и отношение ад-

20 Независимая газета. 2014. 6 октября.

21 Асалыоглу А. Для Байдена отношения с Турцией - это минное поле // URL: https://iarex. ru/articles/80001.htm

министрации Обамы - Байдена к воинствующей египетской оппозиции - «Братья-мусульмане»*, которых она признала законной силой, а египетский президент А. ас-Сиси частью разогнал, а частью физически уничтожил.

Другим раздражающим фактором называлось развитие российско-египетских отношений, в том числе и в военной сфере. Тем не менее в период президентства Д. Трампа отношения США и Египта стабилизировались, хотя в 2019 г. США и пригрозили Египту санкциями за покупку российских истребителей СУ-35.

Демократическая оппозиция подвергала критике действующего президента за его излишний флирт с ас-Сиси, именуя последнего не иначе как «привилегированным диктатором Дональда Трампа» [22]. И вот теперь ей предстоит налаживать отношения с этим самым человеком. Старт был дан на негативе. В апреле 2021 г. администрация

США после ряда арестов граждан с двойным американо-египетским гражданством подняла проблему прав человека. Правда, пилюлю немного подсластили: госдеп объявил о поставке в Египет американских вооружений на сумму 200 млн долл. [23]. Отдельные эксперты предполагают, что новая администрация в Белом доме будет чётко ставить египетскую сторону на место в связи с нарушениями прав человека, демократических норм и свобод личности [ 24]. Другие, наоборот, считают, что она будет проводить осторожную политику в отношении ведущей арабской страны, стремясь не испортить сложившиеся отношения с Каиром, а там, в свою очередь, будут испытывать опасения относительно возможного возобновления американцами политического диалога с «Братьями-мусульманами». Такой позиции, в частности, придерживается директор вашингтонского Центра арабских исследований Халиль аль-Анани [22].

Вопросы контртерроризма и безопасности

Новый президент начал свою ближневосточную политику с отмены указа своего предшественника Д. Трампа об ограничениях на въезд в США представителей ряда проб-

лемных ближневосточных стран: Ирана, Ливии, Сирии, Йемена, Сомали, Судана и Ирака. С одной стороны, этот жест приветствовался американскими гражданами му-

22 Al-Anani Kh.. The Biden Administration and Egypt: A New Course or Business as Usual? December 1, 2020 // URL: http://arabcenterdc.org/policy_analyses/the-biden-administration-and-egypt-a-new-course-or-business-as-usual/

23 Maher H., Finnegan C. Biden faces 1st test with Egypt over human rights, weapon sales. 18 February, 2021 // URL: https://abcnews.go.com/Politics/biden-faces-1st-test-egypt-human-rights-weapon/story?id=75957940

24 Honeymoon is Over: The Biden Administration Tells Cairo to 'Brush up' on Its Human Rights // URL: https://www.albawaba.com/news/honeymoon-over-biden-administration-tells-cairo-brush-its-human-rights-1407074

сульманского вероисповедания, а с другой - встал вопрос, как это будет корреспондироваться с продолжением политики не то что Д. Трампа, но и самой администрации Б. Обамы, жёстко ведшей борьбу с проникновением в страну членов джихадистских и экстремистских группировок.

То, что европейцы в 2011 г. уничтожили режим М. Каддафи в Ливии и тем самым открыли ливийские границы в Европу для всех кому не лень, ассоциировалось с метким выстрелом себе в ногу. Через открывшиеся границы в южноевропейские страны, а через них в центральноевропейские и дальше хлынул такой поток «политических» беженцев, в основном в виде крепких мужчин репродуктивного возраста, многие из которых, ничтоже сумняшеся, оставили свои семьи на родине, что решить это проблему не смогло даже закрытие границ ЕС в результате пандемии коронавиру-са. И не повторит ли подобное дея-

ние Дж. Байден, который открывает свои собственные границы и, похоже, уже взводит курок.

23 марта в г. Боулдер (Колорадо) 21-летний Ахмед аль-Аливи Алисса расстрелял 10 человек в супермаркете. СМИ назвали его параноидальным человеком, который приобрёл оружие за шесть дней до совершения преступления [25]. При этом Алисса являлся выходцем из страны, значившейся в списке Трампа. В ответ Дж. Байден предложил ужесточить контроль за так называемым штурмовым оружием.

Пока же стратегия Байдена под названием «контртерроризм плюс», считают в независимой неправительственной исследовательской организации Совет по внешней политике, предусматривает упор на проведении ограниченных силовых операций американского спецназа против террористических групп, базирующихся за пределами США и нанесении воздушных ударов по противнику вместо использования крупных группировок вооружённых сил [26].

Взваливать на себя обязанности мирового лидера, печься обо всём, что бы где бы ни происходило, очень трудно. Такое лидерство заставляет вникать и влезать во все возникающие в мире проблемы, участвовать во всех происходящих процессах, всюду вычленять свои интересы и добиваться в максимальной форме их реализации. А это чревато огромным распылением сил и средств, тем более в современном многовекторном и становящемся многополюсным мире. И тем более в таком сложном регионе, каковым является Ближний Восток.

Ближневосточная политика США, особенно в демократической её ипостаси, сильно отягощена морализаторством, которое во многих случаях является путами на её ногах.

25 Colorado shooting suspect was paranoid, family says; asked for his mother after killings; bought gun 6 days before rampage//USA Today // URL: https://news.yahoo.com/colorado-shooting-suspect-paranoid-family-195444621.html

26 President Elect Biden on Foreign Policy. Council on Foreign Relations // URL: https://www. cfr.org/election2020/candidate-tracker

Арабы, турки, персы, афганцы, все местные народы тысячелетиями жили и живут по своим законам и порядкам и особо не собираются подстраиваться под чужие лекала.

Но и не только это.

Второй фактор, отягощающий политику США,- это непременное стремление видеть в политических шагах и действиях других государств вызов -challenge, который им бросается, а не поиск каких-то форм местного согласия и взаимодействия, в том числе с внешними государствами. Такие подходы и взгляды часто оказываются контрпродуктивными.

Сегодня для американской ближневосточной политики открытым остаётся вопрос: усиления чьего влияния в регионе США опасаются в наибольшей степени - Китая, России или Ирана?

Кто из этой тройки способен бросить Америке самый серьёзный вызов?

Но нельзя исключать, что и помимо этих игроков кто-то четвёртый, пока ещё пребывающий в тени, отважится бросить этот самый вызов администрации США.

Библиография • References

Асалыоглу А. Для Байдена отношения с Турцией - это минное поле // URL:

https://iarex.ru/artides/80001.htm [Asalyoglu A. Dlya Bajdena otnosheniya s Turciej - eto minnoe pole // URL: https://

iarex.ru/articles/80001.htm] Ирак готов подписать с Китаем многомиллиардный нефтяной контракт // URL:

https://1prime.ru/energy/20201208/832530781.html [Irak gotov podpisat' s Kitaem mnogomilliardnyj neftyanoj kontrakt // URL:

https://1prime.ru/energy/20201208/832530781.html] Мануков С. Китай извлёк наибольшую выгоду из войны в Ираке // URL: https:// oko-planet.su/politik/politikmir/199050-kitay-izvlek-naibolshuyu-vygodu-iz-voyny-v-irake.html

[Manukov S. Kitaj izvlyok naibol'shuyu vygodu iz vojny v Irake // URL: https://oko-planet.su/politik/politikmir/199050-kitay-izvlek-naibolshuyu-vygodu-iz-voyny-v-irake.html]

Мустафин Р. Вывод войск из Ирака - последний предвыборный козырь Трампа. 17 сентября 2020 // URL: https://zvezdaweekly.ru/news/20209151457-JfGkq. html

[Mustafin R. Vyvod vojsk iz Iraka - poslednij predvybornyj kozyr' Trampa. 17 sentyabrya

2020 // URL: https://zvezdaweekly.ru/news/20209151457-JfGkq.html] Независимая газета. 2014. 6 октября. [Nezavisimaya gazeta. 2014. 6 oktyabrya]

Плотников Н. Афганистан нуждается в конструктивном диалоге // Красная звезда. 2021. 16 апреля // URL: http://redstar.ru/afganistan-nuzhdaetsya-v-konstruktivnom-dialoge/ [Plotnikov N. Afganistan nuzhdaetsya v konstruktivnom dialoge // Krasnaya zvezda. 2021. 16 aprelya // URL: http://redstar.ru/afganistan-nuzhdaetsya-v-konstruktivnom-dialoge/] Фролов А. Дело Хашогги - тест для американо-саудовских отношений // Обозреватель-Observer. 2019. № 2. С. 18-36.

[Frolov A. Delo Hashoggi - test dlya amerikano-saudovskih otnoshenij // Obozrevatel'-

Observer. 2019. № 2. S. 18-36] Al-Anani Kh. The Biden Administration and Egypt: A New Course or Business as Usual? December 1, 2020 // URL: http://arabcenterdc.org/policy_analyses/the-biden-administration-and-egypt-a-new-course-or-business-as-usual/ Almukhtar S., Nordland R. What Did the U. S. Get for $2 Trillion in Afghanistan? // URL: https://www.nytimes.com/interactive/2019/12/09/world/middleeast/ afghanistan-war-cost.html Axelrod T. Democrats back up Biden bid to return to Iran nuclear deal // URL: https://thehill.com/homenews/senate/548067-democrats-back-up-biden-bid-to-return-to-iran-nuclear-deal Berger M. Invaders, allies, occupiers, guests: A brief history of U.S. military involvement in Iraq. Jan.11, 2020 // URL: https://www.washingtonpost.com/ world/2020/01/11/invaders-allies-occupiers-guests-brief-history-us-military-involvement-iraq

Biden announces withdrawal of all U.S. troops from Afghanistan by 9/11 // URL: https://www.cbsnews.com/news/biden-afghanistan-troop-withdrawal-live-stream-2021-04-14/ Biden Blasted by Terrorism. Foreign Policy Experts Over Afghanistan Decision: 'Such An Avoidable Shame' // URL: https://www.dailywire.com/news/biden-blasted-by-terrorism-foreign-policy-experts-over-afghanistan-decision-such-an-avoidable-shame

Blinken says Biden administration took actions «not to rupture» US-Saudi relationship but to recalibrate it // URL: https://edition.cnn.com/middleeast/live-news/jamal-khashoggi-murder-us-intelligence-report/index.html/ Colorado shooting suspect was paranoid, family says; asked for his mother after killings; bought gun 6 days before rampage//USA Today // URL: https://news. yahoo.com/colorado-shooting-suspect-paranoid-family-195444621.html Gampbell J. Iran blames Israel for sabotage at Natanz nuclear site // URL: https:// abcnews.go.com/International/wireStory/iran-blames-israel-sabotage-natanz-nuclear-site-77016415 Honeymoon is Over: The Biden Administration Tells Cairo to 'Brush up' on Its Human Rights // URL: https://www.albawaba.com/news/honeymoon-over-biden-administration-tells-cairo-brush-its-human-rights-1407074 Loveluck L. US and Iraq Conclude Talks on Troop Presence. April 8, 2021 // URL: https://www.washingtonpost.com/world/us-iraq-talk-troops/2021/04/07/ e9a15998-97cb-11eb-8f0a-3384cf4fb399_story.html Lynch C. Europeans Fear Iran Nuclear Window Closing // URL: https://foreignpolicy.

com/2021/03/26/europe-us-biden-iran-nuclear-deal-lift-sanctions/ Maher H., Finnegan C. Biden faces 1st test with Egypt over human rights, weapon sales. 18 February, 2021 // URL: https://abcnews.go.com/Politics/biden-faces-1st-test-egypt-human-rights-weapon/story?id=75957940 New US Military Base in Northeast Syria Latest of Biden's Warlike Moves // URL: https://www.mintpressnews.com/new-us-military-base-northeast-syria-latest-biden-warlike-moves/275260/ President Elect Biden on Foreign Policy. Council on Foreign Relations // URL: https://

www.cfr.org/election2020/candidate-tracker Senk M. Whether America Stays or Goes, the Taliban Will Control Afghanistan // URL: https://nationalinterest.org/blog/skeptics/whether-america-stays-or-goes-taliban-will-control-afghanistan-182165

Syria war: US deploys reinforcements to Syria after Russia clashes. 19 September

2020 // URL: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-54215915 Toosy N. U.S. tries to break Iran nuclear deadlock with new proposal for Tehran //

URL: https://www.politico.com/news/2021/03/29/us-biden-iran-nuclear-deal-478354

US Blinken, Saudi foreign minister discuss Yemen, human rights. 25 February,

2021 // URL: https://www.middleeastmonitor.com/20210207-us-blinken-saudi-foreign-minister-discuss-yemen-human-rights/

Статья поступила в редакцию 19 апреля 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.