Научная статья на тему 'Динамика развития экономических взаимоотношений между ДРВ и ссср в 1955-1965 гг'

Динамика развития экономических взаимоотношений между ДРВ и ссср в 1955-1965 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1035
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР / СОВЕТСКО-ВЬЕТНАМСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коровяковский И. В.

В статье на большом фактическом материале исследована роль Советского Союза в становлении и развитии экономики Демократической Республики Вьетнам. Рассматриваются динамика и различные аспекты экономического сотрудничества СССР с Вьетнамом. Автор приходит к выводу, что советская политика в данный период имела в целом положительное значение для вьетнамской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика развития экономических взаимоотношений между ДРВ и ссср в 1955-1965 гг»

УДК 94/99

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДРВ И СССР В 1955-1965 ГГ.

© 2012 И. В. Коровяковский

аспирант каф. всеобщей истории e-mail: KIV-LUCKY@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье на большом фактическом материале исследована роль Советского Союза в становлении и развитии экономики Демократической Республики Вьетнам.

Рассматриваются динамика и различные аспекты экономического сотрудничества СССР с Вьетнамом. Автор приходит к выводу, что советская политика в данный период имела в целом положительное значение для вьетнамской экономики.

Ключевые слова: динамика экономического сотрудничества, внешняя политика СССР, советско-вьетнамские экономические отношения.

Современное состояние российско-вьетнамских отношений своими корнями уходит в советский период истории. В силу этого представляется необходимым более детально и объективно рассмотреть их различные стороны, в частности по периоду между двумя индокитайскими войнами. Особую актуальность имеет экономический аспект этих отношений.

В истории экономического сотрудничества Советского Союза и Вьетнама можно выделить ряд этапов, хронологически совпадающих с наиболее значимыми периодами в жизни вьетнамского народа [Коровяковский 2010: 55].

В данной статье мы проследим динамику экономического сотрудничества между СССР и ДРВ в межвоенное десятилетие: 1955-1965 гг. Этот временной отрезок представляется важным с точки зрения создания фундамента экономических отношений, обусловливающих последующие шаги в сотрудничестве.

На наш взгляд, правомерно будет рассматривать три основных этапа в экономическом развитии ДРВ в указанный период: I - послевоенное восстановление экономики 1955-1957 гг.; II - развитие и преобразование экономики в период осуществления трехлетнего плана 1958-1960 гг. и III - выполнение первого пятилетнего плана развития экономики и народного хозяйства 1961-1965 гг. На протяжении всех выделенных этапов Советский Союз оказывал всестороннее экономическое содействие, планомерно помогая экономике Вьетнама подниматься на все более высокий уровень.

Окончание Первой индокитайской войны (1946-1954 гг.) и принятие Женевских соглашений (1954 г.) явились отправной точкой более интенсивного развития советско-вьетнамских экономических связей. Данный аспект взаимоотношений был очень актуален в связи с необходимостью восстановления экономики Вьетнама, практически разрушенной многолетней войной с Францией. Реконструкция экономики требовала значительных финансовых вливаний, часть которых должна была укрепить государственный сектор и решить аграрный вопрос.

В результате разрушений, причиненных войной, экономическое положение ДРВ было удручающим. Удельный вес валовой продукции промышленности в общем объеме валовой продукции снизился в 1954 г. до 1,5%. Предприятия имели старое, изношенное оборудование, шахты и рудники были затоплены. В городах

насчитывалось около 140 тыс. безработных. В сельском хозяйстве более 144 тыс. га рисовых полей не возделывались, восемь крупных ирригационных систем были разрушены, для проведения полевых работ не хватало тягловой силы (около 100 тыс. буйволов и быков). Крестьянство нуждалось в сельскохозяйственных орудиях, удобрениях, промышленных товарах.

Государственная промышленность и торговля были слабыми. В 1955 г. удельный вес государственной промышленности в валовом объеме промышленного производства составил 12%, а доля государственной и кооперативной торговли в розничной продаже товаров — 15,5%. Необходимо было принимать экстренные меры.

Вопросы, связанные с решением задач восстановительного периода, обсуждались во время визита в СССР правительственной делегации Вьетнама. Делегация во главе с Хо Ши Мином находилась в Москве в период с 12 по 18 июля 1955 г. В совместном коммюнике правительства СССР и правительства ДРВ отмечалось «единство взглядов» правительств двух стран «в области дальнейшего развития политического, экономического и культурного сотрудничества» [Правда 1955 19 июля].

В соответствии с договоренностями ДРВ предоставлялась безвозмездная помощь на сумму 400 млн. руб., а также кредит в размере 160 млн. руб. на льготных условиях [Ха Тхиен Там 2004]. Подписание Торгового соглашения с СССР 18 июля 1955 г. для ДРВ с её полуразрушенной экономикой имело жизненно важное значение. [Советский Союз - Вьетнам 1982: 17-18]

Торговый оборот в 1955 г. между СССР и ДРВ составил 3,3 млн. рублей, что подтолкнуло правительства двух стран 5 мая 1956 г. подписать в Москве советско-вьетнамский протокол о взаимных поставках товаров, который нашел свое логическое продолжение в подписании аналогичного документа 30 марта 1957 г.

В результате были обозначены основные группы поставок: со стороны Советского Союза это были нефтепродукты, медикаменты, бумага, сахар, химические удобрения; со стороны ДРВ - чай, кофе, крахмал, пряности, древесина и др. 9 апреля 1957 г. в Ханое состоялось подписание общих условий взаимных поставок товаров.

Таким образом, в результате развития торгово-экономических связей, осуществляемых в соответствии с подписанными соглашениями, в 1957 году торговый оборот между двумя странами достиг 11,6 млн. рублей [Внешняя торговля СССР 1961: 12], что более чем в 3,5 раза больше уровня 1955 года.

В результате при финансовом, техническом и кадровом [Сборник действующих договоров 1960: 224-227] содействии СССР в ДРВ были построены 25 промышленных объектов. В 1955 г. советская сторона направила в ДРВ группу специалистов для восстановления и строительства ряда предприятий.

В целях оказания дополнительной помощи в процессе восстановлении экономики Вьетнама, 27 августа 1955 г. было подписано Соглашение между правительством СССР и правительством ДРВ об обучении граждан ДРВ в высших и средних гражданских учебных заведениях СССР [Советский Союз - Вьетнам 1982: 1921].

Согласно статье 5 Соглашения, советская сторона принимала «на себя все расходы, связанные с обучением учащихся, студентов и аспирантов» - граждан ДРВ, авансировала «затраты на выплату стипендий» и предоставляла возможности приобретения «путевок в санатории и дома отдыха». [Там же: 20]

За период 1955-56 гг. специалисты из СССР подготовили более 7 тыс. рабочих различных профессий в самом Вьетнаме [История Вьетнама 1970: 274]. Многие вьетнамские граждане прошли техническую подготовку непосредственно в Советском Союзе.

Советская помощь использовалась в ДРВ для проведения геолого-разведочных работ в целях выявления месторождений каменного угля, апатитов, железных руд, олова. На базе месторождений полезных ископаемых, открытых и оцененных совместными усилиями вьетнамских и советских специалистов, в стране развернулось строительство новых объектов горно-рудной и угольной промышленности. В 1957 г. началась опытная эксплуатация апатитового рудника в Лаокае, заработал оловоплавильный комбинат в Тинтуке. Специалисты приступили к проектированию металлургического комбината в Тхайнгуене. Несколько позднее вошли в строй нефтяные базы, предприятия пищевой индустрии, ионосферная и радиовещательная станции и другие объекты. На них было установлено оборудование, сделанное в СССР. Советский Союз, помогавший Вьетнаму в развитии сырьевой и топливной базы его экономики, способствовал реализации им энергетической политики, предполагавшей создание гидроэнергетики наряду с производством энергии на теплоэлектроцентралях, работавших на каменном угле [Ха Тхиен Там 2004].

На смену годичному плану восстановления и развития народного хозяйства 1955 года в восстановительный период были разработаны планы на 1956-1957 гг.

В соответствии с намеченными планами некоторых успехов в 1956 г. удалось добиться в промышленности. В течение 1955-1957 гг. были восстановлены и расширены 28 промышленных предприятий, 18 промышленных объектов были построены заново. Значительная часть промышленной продукции была произведена на 50 предприятиях государственного сектора. Валовая продукция государственных предприятий в 1956 г. по сравнению с 1955 г. возросла более чем в восемь раз, а ее удельный вес в общей валовой продукции промышленности и кустарного производства составил 25%.

Рост промышленного производства позволил в известной мере обеспечить потребности страны в электроэнергии, угле, цементе, строительных материалах, значительно расширить снабжение крестьян сельскохозяйственным инвентарем и удобрениями, а также увеличить экспорт. Проведение аграрной реформы благоприятно сказалось на подъеме сельскохозяйственного производства. В 1956 г. валовой сбор риса составил 4132 тыс. т, превысив довоенный уровень 1939 г. на 68%. Посевная площадь увеличилась на 24%, урожайность — на 36%. В 1956 г. поголовье крупного рогатого скота (буйволы и быки) увеличилось на 58% по сравнению с 1938 г.

Более продолжительное время заняли мероприятия по достижению стабильности денежной системы и упорядочению цен. Это было связано с целым рядом объективных экономических трудностей восстановительного периода, в частности с нехваткой товарной массы, недостатками в организации государственной торговой сети и снабженческо-сбытовой кооперации и довольно широкими рамками свободного рынка, недочетами в работе государственного банка по регулированию денежного оборота.

Учитывая сложное экономическое положение республики, Советский Союз в 1955-1956 гг. направил в ДРВ в качестве безвозмездной помощи товаров на сумму 45 млн. руб, в том числе 9 млн. м хлопчатобумажных тканей, 5 тыс. т хлопка, 2 тыс. т пряжи, на 2 млн. руб. нефтепродуктов, 26 тыс. т минеральных удобрений. [Внешняя торговля СССР 1957: 208-209] В 1956 г., когда в ДРВ сложилось трудное положение с продовольствием и создалась угроза голода, Советский Союз передал республике 170 тыс. т риса, закупленного в Бирме, 8,5 тыс. т сахара, а также крупную партию товаров широкого потребления [Буй Конг Чынг 1959: 137].

После того как в сентябре 1956 г. на X пленуме ЦК ПТВ были вскрыты ошибки в проведении аграрной реформы, количество денег на рынке возросло, так как крестьяне-середняки стали расходовать имевшиеся у них денежные средства, от чего они раньше воздерживались, опасаясь, что их причислят к кулакам.

Значительную помощь оказал Советский Союз в вопросе о платежах тем, что пошел на подписание 11 марта 1957 г. Соглашения между правительством СССР и правительством ДРВ о неторговых платежах, которое регулировало принципы ведения расчетов через государственные банки СССР и ДРВ [Исаев 1975: 144]. Эти действия оказали благоприятное влияние на экономику ДРВ, так как ускоряли оборот денежной массы.

Но денежная масса в обращении увеличилась и в результате дополнительной эмиссии. В январе 1957 г. индекс денежной массы в обращении составил 131,8 (декабрь 1955 г. =100%). Данный показатель имеет двоякий смысл: безусловно, на данном этапе развития увеличение денежной массы являлось признаком развития экономики ДРВ, но, вместе с тем, увеличение денежной массы оказывало негативное влияние, так как в результате увеличивался уровень цен как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Следствием явилась временная нехватка промышленных товаров, особенно остро ощущавшаяся в сельской местности; что привело к резкому повышению цен на свободном рынке. В 1956 г. частнокапиталистический сектор занимал 63,9% в розничном товарообороте и 55,3% — в оптовом, что также оказывало отрицательное влияние на рынок, однако уже в восстановительный период торговля основными сырьевыми товарами для промышленности, а также главными потребительскими товарами (рис, соль, сахар, керосин, ткани) находилась в руках государства и частные торговцы использовались лишь как агенты по их сбыту. В то же время, несмотря на весомую роль государства, цены повышались. Об этом свидетельствует индекс цен по 90 различным товарам на ханойском рынке, который возрос до 112,9 в конце 1956 г. (декабрь 1955 г. = 100%), а в мае 1957 г. достиг максимального уровня - 125. На некоторые импортные товары цены возросли в три-четыре раза [Вьетнам 1969: 201].

В январе 1957 г. (к окончанию I этапа) VI сессия Национального собрания ДРВ, обсудив возникшие трудности, наметила конкретные меры по их устранению и утвердила народно-хозяйственный план на 1957 г. Главное внимание было обращено на рост производства предметов потребления и продовольствия. Был также увеличен импорт товаров широкого потребления. В апреле 1957 г. принят декрет по борьбе со спекуляцией. Все это способствовало тому, что промышленное и сельскохозяйственное производство к концу указанного года возросло, объем розничного товарооборота увеличился в два раза по сравнению с 1955 г. В декабре 1957 г. индекс денежной массы в обращении понизился до 92,7 (декабрь 1956 г. = 100%).

К концу 1957 г. было в основном завершено восстановление народного хозяйства. Общий объем валовой продукции промышленности по стоимости достиг 76% от уровня 1939 г., а объем валовой продукции сельского хозяйства значительно превзошел его.

В период 1955-1957 гг. социалистический сектор укрепился и начал играть руководящую роль по отношению к другим секторам. В 1957 г. удельный вес социалистического сектора в валовой продукции сельского хозяйства составил 0,3%; на его долю приходилось 25,2% стоимости валовой продукции промышленного и кустарного производства, 98% - внешней торговли, 52,6% - оборота оптовой торговли и 31,3% - оборота розничной торговли (с учетом госкапиталистической торговли -40,1%). К окончанию восстановительного периода важное место в народном хозяйстве оставалось за мелкотоварным сектором, на долю которого приходилось почти все производство сельскохозяйственной продукции. Частнокапиталистический сектор охватывал 47,4% общего объема оптовой и 59,9% розничной торговли.

Согласно нашей периодизации, 1958 г. следует считать началом II этапа -развития и преобразования экономики ДРВ, когда активно проводились так

называемые социалистические преобразования. В соответствии с решениями XIV (ноябрь 1958 г.) и XVI (апрель 1959 г.) пленумов ЦК ПТВ началось преобразование частнокапиталистической промышленности и торговли путем создания государственно-капиталистических (смешанных) предприятий, а также

кооперирование сельского хозяйства. В период осуществления трехлетнего плана преобразования и развития экономики и культуры (1958-1960), наряду с подъемом всех отраслей народного хозяйства, произошли изменения в производственных отношениях. Особенностью преобразований в ДРВ явилось создание смешанных государственночастных предприятий, а также кооперативных форм собственности.

В этот период между СССР и Вьетнамом были заключены новые соглашения и договоры, имевшие важные значения для сотрудничества и экономического развития.

Так, к примеру, 12 марта 1958 года в Ханое был подписан Договор о торговле и мореплавании между СССР и ДРВ [Сборник действующих договоров 1961: 454-462], в соответствии с которым было решено, что правительства СССР и ДРВ «будут заключать соглашения в том числе долгосрочные, определяющие взаимные поставки товаров и другие условия, обеспечивающие развитие товарооборота в соответствии с потребностями народного хозяйства обоих государств» [Советский Союз - Вьетнам 1982: 34].

В статье 2 отмечалось: «Договаривающиеся стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой науки во всех вопросах, касающихся торговли и мореплавания, а также других видов экономических связей между обоими государствами» [Там же: 35].

7 марта 1959 в Ханое было заключено Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между СССР и ДРВ [Сборник действующих договоров 1967: 303-304], в котором закреплялось обоюдное желание «осуществлять научно-техническое сотрудничество между обеими странами путем обмена опытом во всех отраслях народного хозяйства»

В статье 1 говорилось, что «обе стороны будут передавать друг другу техническую документацию, обмениваться соответствующей информацией, а также командировать специалистов для оказания технической помощи и ознакомлениями с достижениями обеих стран в научно-технической области».

С целью разработки мероприятий по осуществлению сотрудничества было решено создать Советско-Вьетнамскую комиссию, сессии которой решено было проводить не менее 1 раза в год поочередно в Москве и Ханое.

В соответствии с соглашением правительство СССР предоставило правительству ДРВ на льготных условиях долгосрочный кредит на сумму 100 млн. рублей [Нгуен Ван Кинь 1960: 72].

В период выполнения в Северном Вьетнаме трехлетнего плана Советский Союз участвовал в строительстве и восстановлении ряда важных промышленных объектов: оловянного комбината, апатитового рудника, нескольких мощных тепло- и гидроэлектростанций, оказал ДРВ техническое содействие в строительстве тепловой электростанции Уонгби (мощность 24 тыс. кВт), гидроэлектростанции в Бантхать, холодильника в Хайдоне, политехнического института в Ханое [Исаев 1975: 128], рыбоконсервного завода, двух чайных фабрик, 25 трансформаторных станций, двух линий электропередач высокого напряжения, крупного суперфосфатного завода в Ламтхао, имеющего большое значение для создания химической промышленности и для улучшения снабжения сельского хозяйства минеральными удобрениями. Всего к 1959 г. при содействии СССР в ДРВ было построено и введено в эксплуатацию 45 промышленных предприятий и объектов. 12 апреля 1958 г. был сдан в эксплуатацию Ханойский механический завод, построенный при технико-экономической помощи

СССР, который является одним из крупнейших предприятий такого рода в ЮгоВосточной Азии.

В мае-июне 1960 г. в СССР находилась правительственная делегация ДРВ во главе с министром госхозов Чан Хыу Зыком. Вьетнамская делегация вела с компетентными советскими организациями и ведомствами переговоры по экономическим вопросам. В результате этих переговоров 14 июня 1960 г. в Москве было подписано Соглашение между правительством СССР и правительством ДРВ о сотрудничестве в расширении производства многолетних тропических культур и промышленной переработке этих культур. По этому соглашению Советский Союз оказал ДРВ техническую помощь в увеличении производства кофе, чая, каучука, бананов, ананасов, апельсинов, перца и других многолетних тропических культур, а также в строительстве предприятий по их обработке. ДРВ был предоставлен долгосрочный кредит в сумме 350 млн. руб. [Исаев 1975: 95].

В соответствии с решениями XIV (ноябрь 1958 г.) и XVI (апрель 1959 г.) пленумов ЦК ПТВ в ДРВ развернулось преобразование частнокапиталистической промышленности и торговли. Крупные промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания стали преобразовываться в смешанные государственно-частные предприятия. Уже к концу 1960 г. почти все частные промышленные предприятия были преобразованы в смешанные государственно-частные предприятия. При их создании производилась оценка движимого и недвижимого капитала, бывшим владельцам ежегодно выплачивалось в порядке выкупа 6-8% оценочной суммы. Государство становилось полным собственником такого предприятия, вкладывало в него дополнительные денежные и материальные фонды, имело возможность маневрировать парком оборудования и т. п.

По отношению к кустарям, ремесленникам и мелким торговцам проводилась политика создания кооперативных кустарных предприятий, магазинов, снабженческо-сбытовых групп и т. п.

Таким образом, в период с 1958 по 1960 г. советская сторона оказала поддержку в осуществлении социально-экономических преобразований, которые заложили фундамент для превращения ДРВ в аграрно-индустриальную страну. Также, данное содействие сыграло огромную роль в создании материально-технической базы страны и её превращения в выгодного партнёра.

Социальные преобразования и экономическое развитие при поддержке социалистических стран, в частности СССР в переходный период, обеспечили увеличение национального дохода ДРВ в 1960 году почти вдвое [Буданов 1975: 40].

Третий этап (1961-1965 гг.) советско-вьетнамских отношений обусловлен принятием долгосрочного (по сравнению с предыдущим) плана развития экономики. По примеру СССР в ДРВ было принято решение о разработке пятилетнего плана развития народного хозяйства. В этой связи 23 декабря 1960 года было подписано соглашение об оказании СССР экономического и технического содействия ДРВ в осуществлении плана развития народного хозяйства ДРВ на 1961-1965 гг. [Сборник действующих договоров 1967: 304-307] В соответствии с данным соглашением Советский Союз предоставлял правительству Демократической Республики Вьетнам кредит в сумме 430 млн. рублей с 2% годовых. Кредит был предоставлен на 15 лет с очень выгодными условиями погашения. Также Советский Союз предоставил ДРВ безвозмездно 20 млн. рублей на борьбу с малярией. Данное содействие во многом поспособствовало успешному выполнению первого пятилетнего плана ДРВ.

В ходе осуществления первого пятилетнего плана (1961-1965 гг.) СССР оказал помощь в строительстве 29 электроэнергетических объектов, завода по ремонту подшипников, завода по ремонту и выпуску запасных частей к автомашинам, было

начато расширение Ханойского механического завода. СССР оказывал содействие также в геологоразведочных работах, строительстве политехнического института, химического завода и некоторых других важных для развития народного хозяйства предприятий [Аносова 1973: 41]. Значимость экономической помощи Советского Союза ДРВ можно выявить из соотношения внутренних и внешних поступлений в доходную часть государственного бюджета ДРВ.

Если в 1960 г. поступления из внутренних источников составляло 82,6%, из внешних 17,4%, то к середине первой пятилетки показатели были соответственно 79,5% и 20,5%. Это свидетельствует о том что развитие экономики ДРВ напрямую зависело от внешней поддержки социалистических стран. Соотношение внутренних и внешних поступлений в доходной части государственного бюджета ДРВ отражает деятельность государства, направленную на мобилизацию внутренних источников финансовых ресурсов, а также увеличивающуюся помощь социалистических стран.

В абсолютных цифрах помощь и кредиты, предоставляемые социалистическими странами ДРВ, составляли значительную сумму. По оценке вьетнамской газеты «Нян зан», социалистические страны с 1955 по 1960 г. предоставили ДРВ свыше 112,5 млн. руб. в виде долгосрочных кредитов. В период выполнения первого пятилетнего плана (1961-1965) ДРВ получила от социалистических стран долгосрочные кредиты на сумму 294,8 млн. руб.

Всего за 1955-1964 гг. СССР предоставил ДРВ экономическую помощь в сумме около 320 млн. руб., из них 94,5 млн. — безвозмездно и остальные — кредитами на выгодных условиях. В 1965 г. правительство СССР согласилось перенести сроки выплаты основного долга ДРВ по кредитам на более позднее время. Во время пребывания в ДРВ с дружественным визитом делегации Советского Союза во главе с Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным 10 февраля 1965 г. было подписано соглашение, предусматривающее объединение кредитов, предоставленных ДРВ Советским Союзом на основании отдельных соглашений 1960 и 1962 гг., а также соглашение о передаче в дар вьетнамскому народу рыболовных траулеров, госпитального и медицинского оборудования. В 1965-1967 гг. СССР предоставил ДРВ дополнительную безвозмездную помощь на развитие экономики и укрепление обороноспособности, около 70% советской экономической помощи в этот период направлялось на развитие ведущих отраслей промышленности, в том числе 30% на развитие энергетики и строительство электростанций. Предприятия, построенные и реконструированные в ДРВ с помощью СССР, имели важное народнохозяйственное значение - они составляли основу молодой промышленности Демократического Вьетнама. Всего с 1955 по 1964 г. в ДРВ с помощью СССР было восстановлено и построено более 92 различных предприятий и объектов. На их долю в 1964 г. приходилось более 90% добычи каменного угля, свыше 80% производства металлорежущих станков, 100% добычи олова и апатита, производства суперфосфата, серной кислоты, а также высокосортного чая и рыбных консервов.

К 1964 г. были построены и находились в стадии строительства ряд предприятий в цветной металлургии, в угольной и химической промышленности, электростанции, машиностроительные и металлургические, фармацевтические и пищевые предприятия, а также госхозы. В области энергетики к 1964 г. мощность электростанций ДРВ составляла 110 тыс. квт, в том числе мощность станций, построенных с помощью Советского Союза, составляла значительную часть. Предприятия, построенные и восстановленные с помощью Советского Союза, давали почти 100% производящихся в стране олова, апатитов, металлорежущих станков, суперфосфата, серной кислоты, фабричного чая и около 90% добываемого в стране угля. В общей сложности валовая

продукция указанных предприятий составила почти половину стоимости всего экспорта ДРВ [Аносова 1973: 43].

Большое значение в осуществлении индустриализации ДРВ имело научнотехническое сотрудничество с СССР и социалистическими странами в рассматриваемый период.

Так, в рамках уже упоминавшегося соглашения от 7 марта 1959 г. между ДРВ и СССР о научно-техническом сотрудничестве Советский Союз передал ДРВ более 600 комплектов научно-технической документации по производству машин и оборудования, различным технологическим процессам отдельных производств, по вопросам сельского хозяйства. А уже 26 мая 1961 года было подписано соглашение о научном сотрудничестве между Академией наук СССР и Государственным комитетом наук ДРВ, которое было призвано укрепить дальнейшее развитие научного сотрудничества между странами [Советский Союз - Вьетнам 1982: 61].

Специалисты и ученые Советского Союза помогали в проектировании новых строек, в исследовании природных богатств, способствовали выявлению и наиболее рациональному использованию хозяйственных возможностей и местных ресурсов ДРВ. С 1955 по 1965 г. в ДРВ в различных областях народного хозяйства работало более 2500 специалистов [Плечом к плечу 1965: 28].

24 апреля 1964 т. в Ханое был подписан протокол (в рамках советско-вьетнамского соглашения от 18 мая 1957 г.) об условиях направления советских специалистов в ДРВ и вьетнамских специалистов в СССР в целях оказания взаимной технической помощи. В соответствии с протоколом стороны согласились снизить ставки возмещения расходов, связанных с командированием специалистов. Указанное снижение исчисляется с 1 января 1963 г.

За 10 лет (1955-1965) в ДРВ выезжали 2500 советских специалистов. О высокой оценке их труда свидетельствует тот факт, что почти каждый десятый советский специалист, работавший в ДРВ, отмечен высокими правительственными наградами — орденами и медалями ДРВ [Вьетнам 1969: 244-246].

Во многом благодаря Советскому Союзу уже к 1964 г. Северный Вьетнам в основном обеспечивал себя продовольствием, производил 90% необходимых товаров потребления и начал процесс создания внутренних источников накопления [Мхитарян 1984: 45].

Для ДРВ огромное значение имела также внешняя торговля с социалистическими странами, на долю которых к 1965 г. приходилось 80% всего ее товарооборота [Экономика соц. Стран 1966: 119].

Для понимания стратегии построения экономических отношений между СССР и ДРВ мы составили график динамики развития товарооборота между двумя странами и график динамики предоставления кредитов и безвозмездной помощи в соответствии с заключенными договорами (без учета фактической поставки товаров безвозмездно).

Обратим внимание на диаметрально противоположенное поведение графиков кредитов и помощи и сравним его с графиком динамики товарооборота ДРВ с СССР.

Из графиков 1 и 2 видно что, по мере развития отношения СССР снижал уровень безвозмездной помощи и одновременно увеличивал объемы долгосрочных кредитов. Это свидетельствует о том, что Советский Союз стремился наладить с Вьетнамом полноценные взаимовыгодные экономические отношения. Это также подтверждает тот факт, что при заключении договоров о торговле в статье 4 Торгового соглашения между правительством СССР и правительством ДРВ отмечается, что цены на товары, поставляемые по настоящему соглашению, будут определяться на основе мировых цен в рублях.

График 1. Динамика товарооборота между ДРВ и СССР (млн.руб) 1955-1965 гг.[Внешняя торговля СССР 1967: 202-205]

45O

4OO

35O

3OO

150

100

0- 1955 г. 1959 г. 196O г. 1961 г. 1965 г.

■ кредит (млн.руб) 16O 1OO 35O 43O

□ Товарооборот (млн. руб) 4OO 2O 17,5

График 2. Планы предоставления кредитов и безвозмездной помощи в соответствии с заключенными договорами без учета фактических безвозмездных поставок товаров, млн. руб.

* кредит в размере 10 млн. руб., оговоренный 15 сентября 1962 г. в Соглашении между правительством СССР и ДРВ об оказании экономического и технического Содействий ДРВ в строительстве и расширении ряда промышленных предприятий и объектов и поставках оборудования и материалов, не учитывается так как согласно статье 3 данного договора право использование этого кредита предоставляется на 1966-1968 гг. [Правда 1963 10 августа]

25O

200

5O

Основываясь на современных методах экономических исследований, с уверенностью можно сказать, что кредиты, предоставляемые СССР, имели важное макроэкономическое значение. Они содействовали росту международной торговли, облегчали международные расчеты, способствовали появлению дополнительных финансовых источников для решения национальных проблем (используемых для покрытия дефицита госбюджета), позволяли регулировать платежный баланс, способствовали поддержке национальной валюты и борьбе с инфляцией. Также стоит отметить, что кредиты, выдаваемые СССР, имели для ДРВ выгодные условия (2% годовых). Вместе с тем получение слишком больших кредитов превращало ДРВ в несостоятельного должника и подрывало, в определенной степени, ее социально-

экономическое развитие. Данное положение вполне объясняет ситуацию со спецификой товарооборота в рассматриваемый период.

Товарооборот ДРВ с СССР, млн. руб. [Внешняя торговля СССР 1967: 202-205]

1955 г 1956 г. 1957 г. 1958 г. 1959 г. 1960 г. 1961 г. 1962 г. 1963 г. 1964 г. 1965 г.

Оборот 3,3 6,4 11,6 16,3 31,9 42,8 60,3 76,4 82,8 74,2 94,9

Импорт 3,3 5,2 8,7 7,4 17,9 22 37,2 49,2 51 42,9 67,4

Экспорт 0 1,2 2,9 8,9 14 20,8 23,1 27,2 31,8 31,3 27,5

График 3. Товарооборот ДРВ с СССР, млн. руб.

Исходя из общих показателей в период с 1955 по 1965 г. товарооборот между СССР и ДРВ увеличился более чем в 28 раз.

Как видно из графика 3, торговый баланс ДРВ был пассивным все время начиная с 1955 г. и вплоть до 1965 г. Такое положение крайне отрицательно влияло на платежный баланс страны и все более превращало ДРВ в несостоятельного должника, и в конечном итоге это вынудило правительство СССР в 1965 г. перенести выплату основного долга ДРВ по кредитам на более позднее сроки.

Во время пребывания в ДРВ с дружественным визитом делегации Советского Союза во главе с Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным 10 февраля 1965 г. было подписано соглашение, предусматривающее объединение кредитов, предоставленных ДРВ Советским Союзом, на основании отдельных соглашений 1960 и 1962 гг., а также соглашение о передаче в дар вьетнамскому народу рыболовных траулеров, госпитального и медицинского оборудования [Вьетнам 1969: 245].

Таким образом, анализ динамики экономических отношений ДРВ и СССР в период 1955-1965 гг. позволяет сделать вывод о том, что сотрудничество в экономической, торговой и научных сферах, пройдя в своем развитии три этапа, позволило вывести ДРВ из кризиса. С 1955 г. по 1957 г. удалость преодолеть главные трудности в восстановления народного хозяйства, найти оптимально выгодные для ДРВ методы выхода из экономического коллапса. Договоры и соглашения, подписанные между СССР и ДРВ в этот период, заложили основу правовых отношений. Закономерным итогом стало претворения в жизнь первого 5-летнего плана развития экономики и народного хозяйства1961-1965 гг.

Тем не менее не стоит идеализировать этот период в плане экономического сотрудничества, поскольку сложившаяся в СССР к тому времени командноадминистративная система во многом копировалась со всеми ее отрицательными чертами в северо-вьетнамской экономике. Но и недооценивать позитивный потенциал сотрудничества также не стоит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате тесного сотрудничества к 1965 году ДРВ фактически восстановила экономику, разрушенную в результате Первой индокитайской войны 1946-1954 гг., однако трагические события Второй индокитайской войны 1965-1973 гг. не позволили закрепить и расширить достигнутые успехи экономического развития ДРВ.

Библиографический список

15 лет Демократической республике Вьетнам. М., 1960, 147 с.

Внешняя торговля СССР с социалистическими странами // Статистический обзор. М., 1957, С. 208-209.

АносоваЛ.А. Промышленность ДРВ (1954-1965). М., 1973. 104 с.

Буданов А. Г. Демократическая Республика Вьетнам. Основы государственного строя. М., 1975, 271 с.

Буй Конг Чынг. Северный Вьетнам на пути построения социализма. М., 1959.

271 с.

Внешняя торговля СССР 1918-1966 гг.: стат. сб. / под ред. В.С. Зинченко. М., 1967. 242 с.

Внешняя торговля СССР за 1955-1959 гг.: стат. сб. М., 1961. 623 с.

Вьетнам: (справочник). М. 1969, 431 с.

Исаев М. П., Чернышев А.С. Советско-вьетнамские отношения. М., 1975. 327 с.

История Вьетнама в новейшее время (1917-1965 гг.) / АН СССР, Ин-т востоковедения. М., 1970. 476 с.

Коровяковский И.В. История советско-вьетнамских отношений: экономический аспект (1950-1964) // Проблемы преподавания и изучения истории зарубежных стран. Научные труды аспирантов и соискателей. Вып. 7. Курск, 2010. С. 52-60.

Мхитарян С.А. Новейшая история Вьетнама. М., 1984. 424 с.

Нгуен Ван Кинь. Экономика Демократической Республики Вьетнам на путях к социализму // Вопросы экономики. 1960. №9. С. 66-72.

Плечом к плечу: воспоминания советских специалистов о совместной работе с вьетнамскими друзьями в ДРВ и СССР. М., 1965. 228 с.

Правда. 1955. 19 июля

Правда. 1963. 10 августа

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. XVII—XVIII. 666 с.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1961. Вып. XX. 707 с.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1967. Вып. XXI. 463 с.

Советский Союз - Вьетнам: 30 лет отношений. 1950-1980: документы и материалы. М., 1982. 655 с.

Ха Тхиен Там. Особенности экономических связей Вьетнама и России на современном этапе: на примере нефтегазового сектора: дисс. ... канд. экономич. наук. М., 2004. 147 с.

Экономика социалистических стран в цифрах. 1965. М., 1966. 247 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.