УДК 94(73).03
НОВЫЕ АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ О СОВЕТСКОЙ ПОМОЩИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ В 1955 Г.
© 2016 И. А. Конорева
декан исторического факультета, докт. ист. наук, профессор e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Дана характеристика новых архивных материалов из фондов Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), относящихся к начальному периоду процесса экономической поддержки ДРВ со стороны СССР. Проведённый анализ архивных источников позволяет сделать вывод, что заложенные в 1955 г. основы экономического сотрудничества между СССР и ДРВ создали благоприятные предпосылки для выхода Северного Вьетнама из экономического кризиса, в который он попал после окончания Первой индокитайской войны.
Ключевые слова: история советско-вьетнамских отношений, история внешней политики СССР, новейшая история Вьетнама, советско-северовьетнамские экономические связи.
На сегодняшний день Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ)1 является страной, обладающей определённой привлекательностью для России в сферах экономики, политики, культуры. Имеющийся исторический опыт советско-вьетнамских межгосударственных отношений в новом тысячелетии привёл наши страны к практике «стратегического партнёрства». В результате российско-вьетнамские экономические связи сохраняются на высоком уровне, существует обоюдная заинтересованность в многоплановом сотрудничестве, которая во многом основывается на исторической памяти.
Изучение документальных материалов, относящихся к истории развития советско-вьетнамских экономических отношений, позволяет не только с максимальной достоверностью восстановить исторический ход событий, но и в определённой степени объяснить современные процессы.
Изучение истории советско-вьетнамских экономических отношений нашло своё отражение в отечественной историографии (см., напр.: [Зайцев 1969; Аносова 1973; Исаев, Чернышев 1975; Коровяковский 2012; Коровяковский 2010; Коровяковский 2012; Селиванов 2013 и др.]), тем не менее существует необходимость дальнейшего изучения данной проблематики. Рассекречивание документов, касающихся советско-вьетнамских экономических контактов, позволяет уточнить их малоизученные аспекты, особенно связанные с помощью СССР Вьетнаму на начальном этапе двустороннего сотрудничества.
В данной работе дана характеристика новых архивных материалов из фондов Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), относящихся к начальному периоду процесса экономической поддержки ДРВ со стороны СССР.
1 С 1945 по 1976 г. - Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ). С 1954 г. на юге страны было ещё одно вьетнамское государство - Республика Вьетнам (РВ), прекратившее своё существование в 1975 г.
* * *
После окончания Первой индокитайской войны (1946-1954 гг.) первостепенной задачей, стоящей перед руководством Вьетнама, было восстановление разрушенного войной хозяйства. Вывести страну из кризиса в тех условиях было невозможно без внешней поддержки, и руководство СССР оказало значительную экономическую и политическую помощь вьетнамскому народу. Именно тогда создавалась основа будущего межгосударственного сотрудничества СССР и ДРВ не только в идеологической и политической, но и в экономической сфере.
В целом начальный этап сотрудничества в межвоенное десятилетие (19551965 гг.) условно можно разделить на три периода: послевоенное восстановление экономики ДРВ (1955-1957 гг.), развитие и преобразование экономики в период осуществления трехлетнего плана (1958-1960 гг.) и выполнение первого пятилетнего плана развития экономики и народного хозяйства (1961-1965 гг.) (подр. см.: [Коровяковский 2012]). Наименее изученным остаётся период, относящийся к началу процесса послевоенного восстановления ДРВ.
Известно, что в 1955-1957 гг. наиболее актуальными были вопросы укрепления государственного сектора вьетнамской экономики и, поскольку страна являлась аграрной, решение земельного вопроса.
Восстановление разрушенной войной экономики требовало серьёзного финансирования. Объём валовой продукции промышленности составлял всего около 1,5 % от общего объёма продукции (данные на 1954 г.). Безработица усугублялась практически полным отсутствием функционирующих предприятий. Количество безработных достигало 140 тыс. человек. Государственный сектор в валовом объёме промышленного производства составлял 12 %. Торговля находилась в состоянии упадка, а доля государственной и кооперативной торговли в розничной продаже товаров составляла 15,5 %.
В сельском хозяйстве, в том числе из-за перегибов при проведении аграрной реформы, ситуация также была неблагоприятной: земли не возделывались, ирригационные системы были разрушены, крестьянство находилось на грани выживания из-за элементарного отсутствия самых необходимых орудий труда и тягловой силы [Селиванов 2013]. Промышленные товары населению практически не поступали.
В таких условиях назрела острая необходимость в принятии экстренных мер. Одним из важных направлений деятельности правительства Вьетнама являлся поиск кредиторов и получение безвозмездной помощи со стороны экономически более развитых стран. Естественно, Советский Союз рассматривался в качестве одного из основных союзников.
ДРВ с момента своего провозглашения и последующего признания её СССР в январе 1950 г. остро нуждалась в экономической помощи, но напрямую Советский Союз её оказывать не мог, поскольку ещё продолжались военные действия. Тайные поездки вьетнамского лидера в СССР в 1950 и 1952 гг. также не привели к подписанию официальных соглашений о сотрудничестве между двумя странами [Конорева, Селиванов 2008].
Для развития основ экономических связей стали важными заключенные в 1954 г. по итогам Женевского совещания соглашения о мире, которые подвели итог продолжавшейся на протяжении восьми лет Первой индокитайской войны.
Известно, что советская сторона осознавала, что с экономической точки зрения Северный Вьетнам не представлял особого интереса для СССР из-за слабой развитости и территориальной удалённости. Тем не менее верность идеям «классовой борьбы» в международном масштабе, стремление к увеличению количества стран
«социалистической системы» накладывали определённые обязательства на партийное руководство СССР и обеспечивали активное участие в деле поддержки ДРВ.
23 мая 1955 г. на заседании Президиума ЦК КПСС, проходившего под председательством Н.С. Хрущева, было принято решение «Об оказании Союзом ССР безвозмездной помощи в восстановлении экономики Демократической Республики Вьетнам». На этом заседании был утверждён проект постановления Совета министров СССР по данному вопросу. Кроме того, было решено обязать Министерство внешней торговли приступить к отправке в ДРВ товаров, предусмотренных для удовлетворения неотложных нужд народного хозяйства и населения, не дожидаясь официального подписания соглашения [РГАНИ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 143. Л. 1].
Данный документ являлся составной частью перспективного плана оказания помощи стране, очень нуждавшейся не только в конкретных видах продукции, но и в проведении мероприятий, направленных на оказание технической помощи. В нём отмечалось, что в соответствии с решением Советского правительства об оказании ДРВ безвозмездной помощи для восстановления экономики будет выделено 300 млн рублей, которые Совет Министров СССР распределит в соответствии с пожеланием Правительства ДРВ следующим образом: 175 млн рублей - на восстановление и строительство 25 промышленных и коммунальных предприятий , а остальные 125 млн рублей - на поставку товаров для удовлетворения неотложных нужд народного хозяйства и населения [Там же. Л. 92-93].
Профильным министерствам3 вменялось в обязанность выполнить проектные работы, поставить оборудование, кабельные изделия и материалы, оказать техническую помощь в восстановлении и строительстве, а также в наладке и пуске в эксплуатацию промышленных и коммунальных предприятий в объёме и сроки согласно приложению № 1.
В приложении к Постановлению был помещён список промышленных и коммунальных предприятий, в восстановлении и строительстве которых Советский Союз обязывался оказывать помощь.
Так, например, к категории «восстанавливаемых предприятий» относилась угольная шахта Лонг-Кам мощностью 20 тыс. тонн в год. Генеральным поставщиком назначалось Министерство угольной промышленности, которое должно было в III квартале 1955 г. оказать техническую помощь в восстановлении шахты и составлении спецификации на оборудование, а в 1956 г. обеспечить поставку оборудования на шахту. Регион Ха Лонг - Кам Фа в силу своего географического
2 Эти средства предполагалось направить на восстановление и строительство следующих объектов: апатитового рудника мощностью 500 тыс. тонн в год, оловянного рудника с обогатительной фабрикой -650 тонн олова в год, рудника по добыче пирита - до 60 тыс. тонн в год, угольной шахты - 20 тыс. тонн в год, суперфосфатного завода - 100 тыс. тонн в год, механического завода - 3000 разных механоизделий в год, шести электростанций общей мощностью 18-22,5 тыс. кВт, трёх высоковольтных линий передачи протяжённостью около 125 км, двух рыбоконсервных заводов общей мощностью 6000 тонн готовой продукции в год, двух чайных фабрик общей мощностью 1000 тонн чая в год, трёх водопроводных станций с подачей 5,5 тыс. кбм воды в сутки, трёх нефтебаз общей ёмкостью до 12 тыс. кбм, а также на оказание технической помощи путём командирования советских специалистов (РГАНИ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 143. Л. 92-93).
3 Профильные министерства назначались генеральными поставщиками, а министрам предоставлялось право утверждать необходимую проектную документацию. В этот список входили: Министерство угольной промышленности СССР, Министерство цветной металлургии СССР, Министерство электростанций, Министерство химической промышленности, Министерство рыбной промышленности СССР, Министерство промышленности продовольственных товаров СССР, Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерство нефтяной промышленности СССР, Министерство городского и сельского строительства СССР, Министерство коммунального хозяйства РСФСР.
расположения на северо-востоке Вьетнама всегда являлся чрезвычайно привлекательной в экономическом плане территорией - это центр угольной промышленности страны. Однако его успешное освоение до сих пор ограничивается сложными инженерно-геологическими условиями территории, и в первую очередь активным проявлением оползневых процессов, что, собственно, всегда было серьёзной помехой для работы [Зыонг Мань Хунг 2013].
Аналогичное задание было поручено Министерству цветной металлургии СССР, которое выступало генеральным поставщиком при восстановлении оловянного рудника Тинтук мощностью 650 тонн олова в год в составе карьера и обогатительной фабрики. Министерство должно было оказать техническую помощь и обеспечить поставку оборудования в указанные сроки [РГАНИ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 143. Л. 97].
Советские специалисты-геологи, проводившие исследования оловоносных россыпей на северо-востоке ДРВ, одновременно с разведкой оказывали техническое содействие в сооружении комбината по добыче и выплавке олова в Тинтуке, который в 1957 г. уже дал первый металл [Исаев, Чернышев 1975: 111].
Главному управлению по делам экономических связей со странами народной демократии поручалось выделить на 1955 г. фонды на закупку оборудования и материалов, необходимых для восстановления старых и строительства новых предприятий.
В «Перечне мероприятий по оказанию технической помощи Демократической Республике Вьетнам» (приложение № 2 к Постановлению Совета министров СССР) определялись планируемые мероприятия, сроки поставок, а также министерства-исполнители.
В Постановлении Совета министров СССР также давались поручения ряду министерств и управлений оказать техническую помощь ДРВ согласно упомянутому выше приложению.
Интерес с точки зрения выявления основных направлений оказания помощи ДРВ представляет запланированная Министерством геологии и охраны недр4 на июль 1955 г. - декабрь 1956 г. геологическая экспедиция во Вьетнам в составе 40 чел., укомплектованная оборудованием, снаряжением и материалами для проведения поисковых и геолого-разведочных работ [РГАНИ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 143. Л. 105].
Из всего вышеперечисленного становится ясным, что проведение подобного рода изысканий было очень важным и в то же время сложным для исполнения страной, которая находилась в крайне стеснённых обстоятельствах. Более того, на сегодняшний день пока не ясно, как именно планировалось сотрудничество с вьетнамскими специалистами и насколько ДРВ была обеспечена кадрами в данной отрасли.
Как отмечали в своих трудах отечественные исследователи, техническое содействие в проведении в ДРВ геолого-изыскательских работ проводилось главным образом с целью определения запасов таких полезных ископаемых, как каменный уголь и апатиты. Работа группы советских геологов способствовала определению тех ведущих направлений в развитии горнодобывающей промышленности, которые было целесообразно и экономически рентабельно осуществлять на том или ином этапе народно-хозяйственного строительства в ДРВ [Исаев, Чернышев 1975: 111].
4 Министерство геологии и охраны недр СССР было создано Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1953 г. «...в целях комплексного и планомерного геологического изучения недр страны, для обеспечения запасами полезных ископаемых потребностей народного хозяйства СССР и лучшей организации охраны недр.». См.: Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г. 1958. С. 81 (см.: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A3). Министерство существовало до 1963 г. С января 1956 г. было преобразовано в союзно-республиканское. В рассматриваемый нами период руководил Министерством П.Я. Антропов.
Первая группа советских геологов прибыла в Северный Вьетнам уже в конце 1955 г. Кроме того, имеется информация о том, что в декабре 1955 г. первые партии советских геологов совместно с вьетнамскими коллегами направились в район Лаокая для проведения работ по разведке апатитов. Вскоре туда из СССР было доставлено современное буровое и горнопроходческое оборудование, тракторы, сборные механические мастерские, разнообразное топливное снаряжение и соответствующее лабораторное обеспечение. К началу 1957 г. удалось завершить разведку апатитов на участках Лангкок и Маокок и выявить запасы; началась пробная эксплуатация рудника» [Там же].
Помимо геологоразведки, планировалось оказать содействие в строительстве и иных видах работ. Мосгорисполкому в июле 1955 г. - декабре 1956 г. предписывалось оказывать всестороннюю техническую помощь в создании государственных организаций по строительству зданий общественного значения и по выполнению санитарно-технических и электротехнических работ. В целях выполнения данного поручения предписывалось командировать инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих в количестве 20 человек, обеспечив их соответствующими строительными механизмами, инструментами и оборудованием согласно перечню, составленному с Главным управлением по делам экономических связей со странами народной демократии [РГАНИ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 143. Л. 105].
Ещё одному министерству-исполнителю - Главному управлению гидрометеорологической службы при Совете министров СССР предписывалось (в III квартале 1955 г. - IV квартале 1956 г.) обеспечить оказание технической помощи в организации гидрометеорологической службы путём оборудования двух метеорологических станций и шести гидрометеорологических постов необходимым оснащением, передачей соответствующих инструкций и бланкового материала, а также командирования специалистов-инженеров (синоптика, метеоролога, гидролога), радистов-наблюдателей [Там же].
Министерство лесной промышленности СССР должно было в III квартале 1955 г. - I квартале 1956 г. оказать техническую помощь в организации государственных лесоразработок и эксплуатации машин и механизмов, поставляемых СССР. В целях реализации данного поручения из СССР предполагалось командировать 6 инженеров и техников.
Особое внимание уделялось вопросам восстановления сельского хозяйства ДРВ. Согласно сделанным распоряжениям, Министерство сельского хозяйства СССР (июль 1955 г. - декабрь 1956 г.) должно было работать по оказанию помощи в организации селекции хлопчатника и создании государственных хлопководческих хозяйств, для чего следовало командировать 8 специалистов (1 агроном-селекционер по селекции хлопчатника, 1 специалист по организации государственных хлопководческих и рисовых хозяйств, 2 инженера и 4 механика по эксплуатации и ремонту тракторов и других сельскохозяйственных машин). На наш взгляд, столь малочисленный состав группы объясняется отсутствием налаженного механизма обмена специалистами, их материального обеспечения по месту командирования, тем более что речь идёт о начальном этапе сотрудничества и первом опыте обмена кадрами.
Практически полное уничтожение в ходе Первой индокитайской войны северовьетнамских электростанций требовало незамедлительного решения насущного вопроса обеспечения электроэнергией промышленных предприятий и населения. Министерству электростанций СССР с сентября по ноябрь 1955 г. поручалось оказание ДРВ технической помощи в рассмотрении имеющихся изыскательских и проектных материалов по строительству гидроэлектростанции в районе озера Ба-Бэ и составление заключения о возможности использования этих материалов, а также принятии решений
о необходимости (или её отсутствии) дальнейшего проектирования путём командирования из СССР до четырех специалистов.
Министерство угольной промышленности СССР с июля 1955 г. по декабрь 1956 г. должно было командировать своих работников для оказания технической помощи вьетнамским организациям по вопросам эксплуатации угольных шахт и карьеров.
По линии Министерства промышленности строительных материалов СССР с июля 1955 г. по декабрь 1956 г. планировалось командировать специалистов для оказания технической помощи вьетнамским организациям по вопросам функционирования цементного завода.
Министерство здравоохранения СССР с августа 1955 г. по декабрь 1956 г. должно было заниматься организацией в ДРВ передвижных медицинских отрядов (в количестве до 8 человек в каждом) для лечебно-профилактической работы по борьбе с трахомой, малярией и венерическими заболеваниями. Эти отряды предполагалось оснастить необходимым оборудованием, материалами, медикаментами и транспортными средствами [Там же. Л. 106].
Министерство морского флота должно было в течение 6 месяцев с даты получения проектных материалов от вьетнамской стороны организовать проведение экспертизы имеющегося у ДРВ проекта строительства морского порта Ват-Чай и составить заключение о возможности его использования [Там же. Л. 107]. Кроме того, в п. 4 Постановления говорилось о необходимости утвердить представленные Министерством внешней торговли списки товаров, подлежащих поставке в ДРВ в 1955-1956 гг. [Там же. Л. 94].
К Постановлению прилагались два приложения (№ 3, № 4) с соответствующими списками и указанием министерств, отвечавших за поставку, а также переченя и количества, сроков отгрузки и источников поставок.
Прежде всего, было дано поручение Министерству чёрной металлургии СССР направить в ДРВ 12 наименований товаров за счёт экспортных фондов. Самые крупные поставки составляли: крупносортная сталь - 1280 т в III-IV квартале 1955 г., толстолистовая сталь - 490 т (300 - в III квартале 1955 г., 190 - в IV квартале 1955 г.), тонколистовая сталь - 250 т в Ш-ГУквартале 1955 г., кровельная листовая сталь и белая жесть - по 200 т в III квартале 1955 г., катанка - 60 т в III квартале 1955 г. Кроме того, предполагалось поставить некоторые виды товаров в значительно меньших объёмах, так, например, поставки сортовой конструкционной стали - 0,2 т, сортовой инструментальной стали - 0,5 т, быстрорежущей сортовой стали - 0,1 т, а также проволоки электросварочной - 0,5 т, троса стального - 5 т, труб газовых оцинкованных - 3 т (в IV квартале 1955 г.) [Там же. Л. 108].
Министерство цветной металлургии СССР должно было поставить в III квартале 1955 г. в ДРВ, также за счёт экспортных фондов, алюминий - 300 т, бронзу в слитках -10,5 т, медного листового проката - 7,5 т и т.д. [Там же. Л. 108]. Алюминиевый прокат в объёме 75 т и алюминиевый сплав АЛ-10 (1,6 т) планировалось поставить в ДРВ на таких же условиях, что и в июле 1955 г., Министерством авиационной промышленности.
Министерство угольной промышленности СССР в III квартале должно было отгрузить в ДРВ артезианские насосы (4 шт.), перфораторы РП-17 (4 шт.) и компрессорную установку КПУ-3 за счёт собственного производства [Там же. Л. 122], а Министерство геологии и охраны недр должно было поставить 3 буровых комплекта.
Министерство путей сообщения за счёт экспортных средств должно было поставить домкраты гидравлические грузоподъёмностью 10 т в количестве 10 штук.
Министерству обороны СССР ставилась задача поставить за счёт экспортных фондов 7 авторемонтных мастерских типа Б-49 (3 во II квартале 1955 г., 4 - в III квартале) и за счёт ресурсов самого Министерства 25 автобензоцистерн АБЦ-150 во II квартале 1955 г. Здесь же было сделано примечание, что шасси автомобилей ЗИС-151 поставляются Министерством автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения за счёт экспортных фондов.
Министерство строительства предприятий нефтяной промышленности СССР за счёт фондов Министерства сельского хозяйства СССР должно было поставить во Вьетнам в III квартале 1955 г. буровой станок 75 У, Министерство внутренних дел СССР - во II квартале 1955 г. за счёт экспортных фондов - 7 ручных насосов БКФ-4 [Там же. Л. 122].
Отправка в ДРВ большого количества материалов, оборудования, комплектующих позволяет говорить о начале крупномасштабной работы по формированию устойчивых связей в области промышленного производства. При этом следует понимать, что большинство поставок в перспективе было переведено в категорию безвозмездной помощи.
В Приложении № 4 к Постановлению Совета министров СССР был представлен список товаров, подлежащих отправке в ДРВ в I квартале 1956 г. [Там же. Л. 127]5.
Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения должно было поставить комбайны, автомобили, тракторы, жатки и другую технику; Министерство электротехнической промышленности - оборудование для 13 понизительных подстанций, в том числе: трансформаторы силовые 1-Ш габарита (тыс. кВА 0,25), автоматические воздушные выключатели (5 шт.), разъединители высоковольтные 3-х полюсные с приводом (15 полюсов), разрядники вилитовые 35 кВ (15-фазные), пробивные предохранители низковольтные ПП-А/3 (30 шт.); генераторы переменного тока мощностью до 100 кВт с пультами управления (2 шт.), электродвигатели переменного тока мощностью свыше 100 кВт (3 шт.), провод медный голый (260 тонн).
Министерство машиностроения и приборостроения должно было поставить насосы в количестве 86 шт., в том числе 20ПРВ-60 (19 шт.), 40ПРВ-60 (7 шт.), ВП-60 (15 шт.), которые должны были отгружаться равномерно в течение I—III кварталов 1956 г., а также 5 насосов 12НДС, 40 насосов 1 У - К-6а [Там же. Л. 128].
В этом Постановлении также отмечалось о предоставлении Министерству внешней торговли права использовать для поставки в ДРВ в 1955 г. товары из числа зарезервированных для дополнительного экспорта (постановление Совета Министров СССР от 19 января 1955 г. №120-61 согласно дополнительному приложению) [Там же. Л. 94].
Кроме того, затрагивался вопрос об обеспечении советскими специалистами для выбора площадок, оказания технической помощи в изыскательских работах, составлении заданий и в сборе исходных данных для проектирования предприятий, перечисленных в приложении №1 [Там же].
5 Был представлен следующий список техники:
комбайн С-4Пр с приспособлением для уборки полегшего риса (1 шт.);
автомобили самосвалы МАЗ-525 (10 шт.);
тракторы КТ-12 (10 шт.);
тракторы ДТ-14 (3 шт.);
зерноочистительные машины ОС-1 (2 шт.);
сеялки тракторные СД 24В (4 шт.);
жатки ЛМ-5 (2 шт.);
машины для посадки леса типа СЛПК-2 с трактором ДТ-52 (3 шт.)
Министерство строительства предприятий металлургической и химической промышленности должно было командировать в III квартале 1955 г. в ДРВ на срок 1955-1956 гг. две комплексные бригады специалистов в составе 5-7 человек каждая с необходимым оборудованием и инструментами для участия в работах по планам министерств - генеральных поставщиков.
Министерствам - генеральным поставщикам вменялось в обязанность принять в 1955-1956 гг. вьетнамских рабочих и инженерно-технических работников в количестве до 300 человек для прохождения производственно-технической практики на предприятиях министерств в целях подготовки кадров для предприятий, в восстановлении и строительстве которых Советский Союз оказывал ДРВ техническую помощь.
В этот период также закладывались основы для двустороннего сотрудничества в области образования. Министерству высшего образования СССР, Министерству финансов СССР с участием Министерства иностранных дел СССР поручалось рассмотреть просьбу правительства ДРВ об обучении до 300 вьетнамских граждан в учебных заведениях СССР и в двухнедельный срок представить предложения по этому поводу в Совет министров СССР [Там же. Л. 95]6.
В связи с решением продолжить практику приёма вьетнамских граждан для обучения в СССР было принято решение поручить Министерству иностранных дел СССР совместно с Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения РСФСР представить в Совет министров СССР предложения о командировании в ДРВ советников по вопросам здравоохранения и просвещения, преподавателей русского языка, а также разработать проект соглашения об условиях работы советских советников в ДРВ.
Важным направлением сотрудничества было оказание помощи в организации на территории ДРВ медицинских пунктов и центров здравоохранения. Исполнительному комитету Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца было поручено представить предложения о строительстве в г. Ханое госпиталя Советского Красного Креста на 150 коек с поликлиникой.
На безвозмездной основе Министерству финансов СССР вменялось в обязанность выдать из резервного фонда Совета министров СССР в 1955 г. 200 млн рублей для оплаты поставок оборудования и товаров, в связи с оказываемой Советским Союзом ДРВ помощью, а Министерству морского флота предоставить тоннаж для перевозки из портов Чёрного моря в порт Хайфон 29 тыс. тонн бензина, 11 тыс. тонн керосина, 5 тыс. тонн дизельного топлива, 2 тыс. тонн смазочных масел, 26 тыс. тонн удобрений, 5 тыс. тонн хлопка, 2 тыс. тонн хлопчатобумажной пряжи и 5 тыс. тонн прочих грузов по предъявлении Министерством внешней торговли, также направить в порт Хайфон танкер для обеспечения слива нефтепродуктов на рейде из большегрузных танкеров.
Особое внимание уделялось обеспечению перевозки грузов наземным транспортом, поскольку ДРВ не могла организовать самовывоз по причине отсутствия технических возможностей. Было поручено Министерству путей сообщения обеспечить подачу по заявкам министерств-поставщиков и генпоставщиков необходимого количества вагонов и цистерн для отгрузки в порт Одесса или на советско-китайскую границу товаров, предусмотренных к поставке в 1955 г. в ДРВ.
6Как известно, первая группа вьетнамцев прибыла на учёбу в СССР ещё в 1951 г., война не позволила в тот период данным контактам выйти на уровень регулярных.
Подачу вагонов и цистерн во II квартале 1955 г. предполагалось произвести вне плана министерств-поставщиков [Там же. Л. 96] .
Из имеющихся источников, относящихся к истории советско-вьетнамских отношений рассматриваемого периода, известно, что проблемы восстановительного этапа вьетнамской экономики довольно детально обсуждались во время первого официального визита в СССР правительственной делегации Вьетнама во главе с Хо Ши Мином, который состоялся 12-18 июля 1955 г.
В Протоколе № 133 заседания Президиума ЦК КПСС от 18 июля 1955 г. отмечалось единство взглядов «как в вопросах международного положения, так и в области дальнейшего развития политического, экономического и культурного сотрудничества между СССР и Демократической Республикой Вьетнам» [РГАНИ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 158. Л. 1].
Обе стороны выразили единодушие в стремлении развивать и укреплять политическое, экономическое и культурное сотрудничество между Советским Союзом и ДРВ. В ходе переговоров были рассмотрены вопросы экономического сотрудничества между двумя странами.
В связи с этим советское правительство выделяло 380 миллионов рублей в качестве безвозмездной помощи для повышения жизненного уровня населения и восстановления экономики Демократической Республики Вьетнам, в том числе на восстановление и строительство уже упомянутых ранее 25 промышленных и коммунальных предприятий.
Предполагалось оказать ДРВ помощь в подготовке вьетнамских специалистов в высших и средних технических учебных заведениях СССР, а также помочь в организации подготовки специалистов в учебных заведениях Вьетнама; оказать техническую помощь в проведении лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с инфекционными болезнями и др.
По единодушному мнению, существовала необходимость расширять взаимную торговлю, и по этой причине 18 июля 1955 г. между странами было заключено специальное соглашение [РГАНИ. Ф. 3. Оп. 8. Д. 268. Л. 7].
Подписание официального торгового соглашения в 1955 г. для ДРВ имело большое значение. Известно, что торговый оборот в 1955 г. между СССР и ДРВ составлял 3,3 млн рублей, в связи с чем 5 мая 1956 г., а затем 30 марта 1957 г. были подписаны советско-вьетнамские протоколы о взаимных поставках товаров. Результатом этой работы стало то, что в 1957 г. торговый оборот между двумя странами более чем в 3,5 раза превысил уровень 1955 г. и составил уже 11,6 млн рублей [Внешняя торговля СССР 1961: 12].
Анализ динамики развития экономических связей позволяет дать объяснение тем изменениям, которые начали происходить в процессе планирования развития
7Постановление Совета Министров СССР от мая 1955 г. было подписано Председателем Совета министров СССР Н. Булганиным и управляющим делами Совета министров СССР А. Коробовым. 8С советской стороны в переговорах приняли участие: Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов, председатель Совета министров СССР Н.А. Булганин, Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв, первые заместители председателя Совета министров СССР Л.М. Каганович, А.И. Микоян, В.М. Молотов, М.Г. Первухин.
Со стороны ДРВ в переговорах приняли участие Президент и Премьер-министр ДРВ Хо Ши Мин, генеральный секретарь Партии трудящихся Вьетнама Чыонг Тинь, министр финансов Ле Ван Гиен, министр промышленности и торговли Фан Ань, министр просвещения Нгуен Ван Гуен, министр земледелия и лесоводства Нгием Суан Ием, начальник канцелярии Президента Нгуен Зуй Тринь, заместитель министра иностранных Унг Ван Хием, заместитель министра здравоохранения Фам Нгок Тхак и Чрезвычайный и Полномочный Посол ДРВ в СССР Нгуен Лонг Банг (РГАНИ. Ф. 3. Оп. 8. Д. 268. Л. 3).
народного хозяйства: на смену годичному плану восстановления и развития народного хозяйства 1955 г. в восстановительный период был разработан план на 1956-1957 гг., что позволило выстраивать работу в среднесрочной перспективе.
В течение 1955-1957 гг. на территории ДРВ были восстановлены и расширены 28 промышленных предприятий, 18 промышленных объектов были построены заново. Рост промышленного производства позволил обеспечить потребности страны в электроэнергии, угле, цементе, строительных материалах, значительно расширить снабжение крестьян сельскохозяйственным инвентарем и удобрениями, увеличить экспорт [Коровяковский 2012: 46].
Учитывая сложное экономическое положение ДРВ, Советский Союз в 19551956 гг. направил туда в качестве безвозмездной помощи товаров на общую сумму 45 млн руб. [Внешняя торговля СССР за 1955-1959 гг. 1961: 208-209].
Кроме того, значительную помощь оказал СССР и в вопросе о платежах, пойдя на подписание 11 марта 1957 г. Соглашения о неторговых платежах, которое регулировало принципы ведения расчетов через государственные банки СССР и ДРВ [Исаев 1975: 114].
В период 1955-1957 гг. государственный сектор экономики ДРВ укрепился и начал играть руководящую роль по отношению к другим секторам.
Проведённый анализ архивных источников позволяет сделать вывод, что заложенные в 1955 г. основы экономического сотрудничества между СССР и ДРВ создали благоприятные предпосылки для выхода Северного Вьетнама из экономического кризиса, в который он попал после окончания Первой индокитайской войны.
Библиографический список
АносоваЛ.А. Промышленность ДРВ (1954-1965). М.: Наука, 1973.
Внешняя торговля СССР за 1955-1959 гг. Стат. сб. М.: Внешторгиздат, 1961.
Зайцев К.А. Экономическое сотрудничество и помощь СССР в развитии экономики Демократической Республики Вьетнам: дис. ... канд. экон. наук. М., 1969.
Зыонг Мань Хунг. Научно-методические основы регионального прогноза оползневой опасности (на примере района Ха Лонг - Кам Фа на северо-востоке Вьетнама): автореф. дис. ... канд. геолого-минералогических наук. М., 2013. URL: //http://www.dslib.net/inzheneria/nauchno-metodicheskie-osnovy-regionalnogo-prognoza-opolznevoj-opasnosti.html (дата обращения: 22.05.2016).
ИсаевМ.П., ЧернышевА.С. Советско-вьетнамские отношения. М.: Мысль, 1975.
Коровяковский И.В. Динамика развития экономических взаимоотношений между ДРВ и СССР в 1955-1965 гг. // Учёные записки: электронный журнал Курского государственного университета. 2012. № 1 (21). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/023-015.pdf (дата обращения: 14.04.2016).
Коровяковский И. В. История советско-вьетнамских отношений: экономический аспект (1950-1964 гг.) // Проблемы преподавания и изучения истории зарубежных стран. Вып. 7. Курск, 2010. С. 40-51.
Коровяковский И. В. Советский фактор в развитии экономики Демократической Республики Вьетнам (середина 1950-х - середина 1970-х гг.): дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2012.
Конорева И.А., Селиванов И.Н. Тайные поездки дядюшки Хо. Вьетнамский лидер в Москве (1950-1952) // Родина. 2008. №7. С. 120-124.
РГАНИ (Российский государственный архив новейшей истории). Ф. 3.
Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. -июль 1956 г. / под ред. Ю.И. Мандельштама. М.: Гос. изд-во юридич. л-ры, 1958.
Селиванов И.Н. Трудный диалог после ХХ съезда КПСС // Азия и Африка сегодня. 2013. №9. С. 60-66 .