Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ДИНАМИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОТДЫХАЮЩИЕ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федякина Л.К., Кортава Ж.Г., Заплатина Н.Ю.

Представлены изменения психоэмоционального состояния отдыхающих в процессе занятий оздоровительно-реабилитационной физической культурой на курорте. Отмечена эффективность использования отдельных средств физической культуры в процессе занятий. Целью исследования является выявление влияния занятий с использованием отдельных средств физической культуры на психоэмоциональное состояние (САН) занимающихся оздоровительно-реабилитационной физической культурой. В исследовании использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научнометодической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Анализ полученных результатов свидетельствует об улучшении психоэмоционального состояния (САН) занимающихся, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Отмечаем, что определяющими факторами при этом выступает величина и направленность нагрузки (экспериментальная группа), а также соответствие величины нагрузки уровню физической и функциональной подготовленности каждого занимающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федякина Л.К., Кортава Ж.Г., Заплатина Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

развитию эмоционального интеллекта ребенка, но пониманию ребенком, что взрослые тоже умеют испытывать эмоции, анализировать их, преобразовывать.

Эти и многие другие упражнения способствуют не только развитию эмоционального интеллекта ребенка, но сближению ребенка со своими родителями. Список использованной литературы:

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 212 с.

2. Гнездилов А.В. Лабиринты волшебного замка. СПб. 1998.

3. Готтман, Джон Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер; пер. с англ. Г. Федотовой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 288 с.

3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб, Речь, 2010.

4. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб, Речь, 2010.

5. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. — М.: Академия, 2004. — 278 с. — С. 65-77.

6. Mayer J.D. Emotional Intelligence: Popular or Scientific Psychology. N.Y., 2005.

© Тихонова И.М., 2022

УДК 796.011.1

Федякина Л.К.

канд. пед. наук, доцент СГУ, Кортава Ж.Г. канд. пед. наук, доцент СГУ, Заплатина Н.Ю.

старший преподаватель СГУ г. Сочи, РФ

ДИНАМИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация

Представлены изменения психоэмоционального состояния отдыхающих в процессе занятий оздоровительно-реабилитационной физической культурой на курорте. Отмечена эффективность использования отдельных средств физической культуры в процессе занятий. Целью исследования является выявление влияния занятий с использованием отдельных средств физической культуры на психоэмоциональное состояние (САН) занимающихся оздоровительно-реабилитационной физической культурой. В исследовании использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Анализ полученных результатов свидетельствует об улучшении психоэмоционального состояния (САН) занимающихся, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Отмечаем, что определяющими факторами при этом выступает величина и направленность нагрузки (экспериментальная группа), а также соответствие величины нагрузки уровню физической и функциональной подготовленности каждого занимающегося.

Ключевые слова:

психоэмоциональное состояние, физическая подготовленность, отдыхающие,

средства физической культуры.

Введение. Проблема эффективного и рационального использования средств и методов физической культуры, с целью оздоровления, с каждым годом становится все более актуальной в связи с гиподинамией, ухудшением состояния здоровья населения [1, 4, 5, 7 и др.]. Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что значительная часть взрослого населения имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья [4 с. 4, 5 с. 188, 6 с. 83 и др.]. Отмечается [4, 11] важность психического здоровья занимающихся и его динамика в процессе занятий. Это указывает на необходимость учета данного обстоятельства при занятиях оздоровительно-реабилитационной физической культурой, что позволит достигнуть более выраженного оздоровительного и реабилитационного эффекта. Отмечено [6] влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние человека.

Целью исследования является выявление влияния занятий с использованием отдельных средств физической культуры на психоэмоциональное состояние (САН) занимающихся оздоровительно-реабилитационной физической культурой.

Как правило, основой методики занятий оздоровительно-реабилитационной физической культурой в условиях санатория является регулярное использование тех или иных средств физической культуры. В нашем эксперименте были сформированы на добровольной основе две группы. Одна группа, контрольная, выполняла упражнения парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Выполнялись одиннадцать упражнений основного комплекса: 1 - «ладошки», 2 - «погончики», 3 - «насос», 4 - «кошка», 5 - «обними плечи», 6 - «большой маятник», 7 - «повороты головы», 8 - «маятник», 9 - «ушки», 10 - «перекаты», 11 - «шаги». Другая, экспериментальная, выполняла локальные силовые упражнения в статодинамическом режиме на основные мышечные группы: упражнения для передней и задней поверхности бедра, упражнения для мышц спины и живота, упражнения для мышц сгибателей и разгибателей рук, упражнения для мышц голени. Упражнения выполнялись с весом собственного тела, изменяя исходное положение. Величина нагрузки подбиралась для каждого индивидуально [2, 3]. Упражнения выполнялись каждое утро в 7 часов 30 минут на берегу моря, под руководством инструктора.

В экспериментальных исследованиях принимали участие лица зрелого возраста, мужчины (п=18) и женщины (п=21). В контрольной и экспериментальной группах временные затраты, отводимые на практические занятия, не имели существенных отличий в ходе педагогического эксперимента.

В первый день «заезда», перед началом занятий, и в конце «заезда», по окончании занятий, проводилось тестирование. Динамика показателей психоэмоционального статуса осуществлялась по результатам анкетирования САН (самочувствие, активность настроение).

В таблице представлена динамика показателей психоэмоционального состояния (САН) участников контрольной и экспериментальной групп в процессе занятий оздоровительно-реабилитационной физической культурой в условиях санаторного отдыха.

Исходное психоэмоциональное состояние (самочувствие, активность, настроение) в экспериментальной и контрольной группах в начале эксперимента находится в диапазоне от четырех до шести баллов и оценивается как благоприятное.

Динамика психоэмоционального состояния отдыхающих за время пребывания в школе здоровья (табл.), как в контрольной, так и в экспериментальной группах, характеризуется достоверными (рИ0,05) положительными изменениями.

Сравнивая динамику психоэмоционального состояния занимающихся контрольной и экспериментальной групп следует отметить, что наиболее выражены изменения психоэмоционального состояния отдыхающих отмечены в экспериментальной группе, которая выполняла локальные силовые упражнения.

Таблица

Динамика показателей психоэмоционального статуса (САН) за время занятий оздоровительно-реабилитационной физической культурой

Группы, участники Самочувствие Х+ст Активность Х+ст Настроение Х+ст

Женщины контрольной группы (п=11)

Исходное состояние, усл.ед. 4,8+0,78 4,9+0,86 4,7+0,79

Итоговое состояние, усл.ед. 5,3+0,59 5,5+0,61 5,5+0,58

Достоверность различий р<0,05 р<0,05 р<0,05

Женщины экспериментальной группы (п=10)

Исходное состояние, усл.ед. 4,9+0,91 5,0+0,96 4,9+0,84

Итоговое состояние, усл.ед. 5,8+0,63 5,9+0,62 5,9+0,58

Достоверность различий р<0,05 р<0,05 р<0,01

Мужчины контрольной группы (п=9)

Исходное состояние, усл.ед. 4,2+0,88 4,6+0,79 4,4+0,89

Итоговое состояние, усл.ед. 5,0+0,53 5,3+0,42 5,1+0,47

Достоверность различий р<0,01 р<0,01 р<0,01

Мужчины экспериментальной группы (п=9)

Исходное состояние, усл.ед. 4,3+0,81 4,5+0,82 4,4+0,84

Итоговое состояние, усл.ед. 5,3+0,49 5,5+0,41 5,5+0,48

Достоверность различий р<0,01 р<0,01 р<0,01

*сравнение результатов на основе Х-критерия Ван-дер-Вардена (Г.Ф. Лакин, 1991)

В экспериментальной группе женщин изменения психоэмоционального состояния составили, в среднем, 18,9%, в контрольной - 13,2%. В экспериментальной группе мужчин изменения психоэмоционального состояния составили, в среднем, - 23,5%, в контрольной - 16,7%. Отмечаем, что динамика психоэмоционального состояния, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, у занимающихся мужского пола несколько выше, чем у слушателей женского пола (табл.).

Показатели, характеризующие изменения психоэмоционального состояния (настроение) отдыхающих, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, изменились более выражено, чем показатели, характеризующие активность и самочувствие.

Заключение. Таким образом, свидетельством о несомненном положительном влиянии занятий с использованием локальных силовых упражнений в процессе занятий оздоровительно-реабилитационной физической культурой, может служить разница результатов контрольной и экспериментальной групп. Более выраженная позитивная динамика психоэмоционального состояния в экспериментальной группе может свидетельствовать о соответствии величины нагрузки уровню подготовленности занимающихся. Полученные результаты влияния занятий физической культурой на организм человека при использования различных средств в ходе занятий совпадают с результатами других исследований [4, 8, 9, 10, 11 и др.]. Список использованной литературы:

1. Гаврилов, Д.Н. Программы оздоровительной физической культуры для людей старшего возраста / Д.Н. Гаврилов, А.В. Малинин // Первый международный конгресс «Спорт и здоровье»: материалы конгресса. - СПб.: Олимп-СПб, 2003. - Том II. - С. 150-152.

2. Кортава, Ж.Г. Технология применения силовых упражнений и закаливания в оздоровлении женщин первого зрелого возраста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Кортава Жанна Георгиевна. - М., 2000. - 129 с.

3. Максимова, Е.Д. Технология применения локальных силовых упражнений в оздоровительной физической культуре женщин 2-го зрелого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Максимова Екатерина Дмитриевна. - М., 2004. - 22 с.

4. Платонова, Т.В. Система комплексного воздействия методик здорового образа жизни в интересах физического и психического здоровья человека: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук:

13.00.04 / Платонова Татьяна Валентиновна. - Санкт-Петербург, 2003. - 23 с.

5. Федякин, А.А. Адаптивное физическое воспитание лиц с нарушениями регуляторных функций сердечнососудистой системы / А.А. Федякин, Ю.А. Тумасян, Ж.Г. Кортава // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 187-190.

6. Федякин, А.А. Адаптационные изменения деятельности сердечно-сосудистой системы женщин в процессе занятий в школе здоровья / А.А. Федякин, Н.А. Семенов, Ж.Г. Кортава // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2010. - № 7 (65). - С. 82-86.

7. Федякин, А.А. Построение оздоровительных занятий физической культурой с женщинами пожилого возраста / А.А. Федякин, Э.Г. Лактионова, Н.М. Нефедова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2007. - № 2 (24). - С. 94-99.

8. Федякина, Л.К. Влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние студентов / Л.К. Федякина, А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. - № 2 (120). - С. 186-189.

9. Fedyakin, А.А. Analysis of dissertation research on physical education of students / А.А. Fedyakin, E.V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. 2015. Т. 7. № 1. С. 17-23.

10. Fedyakin, А.А., Kortava, Zh.G. Nordic Walking Health-improving and Training Impact on the Human Body // European Researcher. 2012. № 11-2 (34). С. 1941-1946.

11. Храмцова, С.Н. Характеристика гемодинамики и психоэмоционального состояния у женщин 25-30 лет в процессе занятий степ-аэробикой с элементами стретчинга / С.Н. Храмцова, В.В. Еськов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2022. - № 7 (209). - С. 391-396.

© Федякина Л.К., Кортава Ж.Г., Заплатина Н.Ю., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.