Научная статья на тему 'Динамика профессиональной мотивации и карьерных ориентаций в процессе подготовки менеджеров здравоохранения'

Динамика профессиональной мотивации и карьерных ориентаций в процессе подготовки менеджеров здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
222
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ДОМИНИРУЮЩИЕ МОТИВЫ / МЕНЕДЖЕР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL MOTIVATION / DOMINATING MOTIVES / HEALTH CARE MANAGER / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлова Ольга Петровна

В статье проведен анализ уровня и динамики профессиональной мотивации и карьерных ориентаций в процессе подготовки менеджеров здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of the professional motivation development and career orientation in process of training the health care managers

The article gives the analysis of level and dynamics of professional motivation and career orientation in process of training the health care managers.

Текст научной работы на тему «Динамика профессиональной мотивации и карьерных ориентаций в процессе подготовки менеджеров здравоохранения»

ключается в модульно-блочном обучении. Модульно-блочное обучение в совокупности с системой рейтингового контроля позволяют организовать модульно-рейтинговую технологию физического воспитания. Учебный процесс по физическому воспитанию на курсе разбивают на модули, которые обычно составляют тему или комплекс тем, образующих завершенный раздел. Содержание модулей должно соответствовать типовой программе, но и учитывать специфику профессии.

3. Комплексный подход является методом научной и практической реализации многоуровневой системы физического воспитания и постоянной модернизации ее содержания. Такой подход позволяет: использовать во взаимосвязи рейтинго-модульную систему организации занятий; внедрять инновационные технологии; повышать физкультурно-образовательный потенциал занятий вследствие увеличения доли эколого-валеологического содержания теоретического программного материала; усиливать профессионально-прикладную физическую подготовку молодых специалистов; повышать ценностные ориентации на ведение здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.

Контактная информация: naskalova@polymir.by

УДК 159.9:35; 159.9:658.013

ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Ольга Петровна Павлова, ассистент, Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова

Аннотация

В статье проведен анализ уровня и динамики профессиональной мотивации и карьерных ориентаций в процессе подготовки менеджеров здравоохранения.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, доминирующие мотивы, менеджер здравоохранения, профессиональная подготовка.

DYNAMICS OF THE PROFESSIONAL MOTIVATION DEVELOPMENT AND CAREER ORIENTATION IN PROCESS OF TRAINING THE HEALTH CARE

MANAGERS Olga Petrovna Pavlova, the assistant, The St.-Petersburg State Medical Academy named after I.I.Mechnikov

Annotation

The article gives the analysis of level and dynamics of professional motivation and career orientation in process of training the health care managers.

Keywords: professional motivation, dominating motives, health care manager, professional training.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие проводимая в стране реформа сестринского образования привела к созданию многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, на факультетах высшего сестринского образования (ВСО) медицинских вузов началась подготовка менеджеров управляющих сестринским делом. Поддержание высокого профессионального уровня, приобретение новых знаний и навыков с учетом достижений медицинской науки и практики требуют повышение квалификации медицинской сестры в системе непрерывного от производства обучения. В связи с этим одной из актуальных задач профессионального образования высшей медицинской школы является формирования профессиональной мотивации студентов на этапе обучения в вузе. Изучение динамики профессиональной мотивации и карьерных ориентаций в процессе

подготовки менеджеров сестринского дела являются необходимыми условиями успешного становления специалиста, так как на разных этапах обучения формируются различные уровни овладения профессией, знания психологических особенностей которых могут стать задачами психологического сопровождения формирования мотива-ционной готовности к профессиональной деятельности.

Наше исследование основывается на предположениях о том что, в начале обучения у студентов в мотивационной сфере преобладает внутренняя мотивация, а в конце обучения для них характерна внешняя положительная мотивация. В индивидуальной иерархии карьерных ориентаций в начале обучения выражен показатель «служение», в конце обучения - «профессиональная компетентность» и «менеджмент» [1].

В исследовании принимали участие 244 студента медицинского вуза, факультета ВСО г. Санкт-Петербурга (1, 3 и 5 курсов обучения). Все респонденты имеют среднее медицинское образование и работают по специальности. Средний возраст 35 лет (от 23 до 40).

Исследование проводилось по следующим методикам:

1. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» разработанная К. Замфир в модификации А. Реана, для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации (положительной и отрицательной) [2].

2. Методика Э. Шейна «Якоря карьеры» адаптированный В. А. Чикер, определяющий карьерные ориентации личности. [2]. Опросник содержит восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентаций жизни. Самый высокий показатель -10, самый низкий - 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании полученных результатов (таблица 1) по показателю «внутренняя мотивация» в целом мы можем диагностировать высокий уровень внутренней мотивации у студентов 1, 3 и 5 курсов обучения (возможное максимальное значение 5 баллов). Между тем имеются несущественные различия по курсам обучения: на первом курсе обучения - 3,92 балла, на третьем курсе показатель составляет - 4, 28 балла, на пятом курсе - 4, 22 балла.

Таблица 1

Данные описательной статистики по методике «Мотивация профессиональной

деятельности» по выборке в целом

№ п/п Показатели Курс Среднее Стд. откл. Стд. ошибка

Внутренняя мотивация 3 4,28 0,68 0,1

1 5 4,22 0,7 0,1

1 3,92 1,05 0,2

Внешняя положительная мотивация 3 3,89 0,57 0,1

2 5 3,89 0,61 0,1

1 3,66 0,86 0,1

Внешняя отрицательная мотивация 1 3,54 1,03 0,2

3 5 3,42 0,93 1

3 3,41 1,02 1

Данные результаты показывают то что, студенты первого курса заинтересованы в освоение новой специальности. На следующем этапе обучения, когда в учебный процесс внедряется большее число административно-управленческих дисциплин и студенты совершенствуют свои профессиональные знания, показатель внутренней мотивации повышается. К окончанию обучения, когда значимыми факторами для выпускников становятся наличие гарантированного трудоустройства, условия труда и заработная плата, которые сложно удовлетворить в полной мере в связи с сложившейся в стране неблагоприятной экономической ситуацией, выраженность показателя внут-

ренней мотивации немного понижается.

Далее рассмотрим результаты по удовлетворению «внешней положительной мотивации»: показатель у студентов первого курса - 3,66 балла, показатель третьего и пятого курсов - 3, 89 балла. Здесь мы можем констатировать тот факт, что студенты третьего и пятого курсов заинтересованы в достижении социального статуса, карьерного роста, высокой заработной платы. У студентов первого курса вышеперечисленные потребности только формируется. Это обстоятельство можно объяснить тем что, они не обладают профессиональными знаниями в области управления персоналом и на данном этапе накапливают определённые знания и опыт, которые помогут им реализовать желаемые планы.

Максимальный балл по показателю «внешней отрицательной мотивации» у студентов первого курса - 3,54 балла, у студентов пятого (3,42) и третьего (3,41) курсов нет существенных различий.

Проявлениями «внешней, отрицательной мотивации» являются: желания избегать порицания и критики со стороны руководства и коллег, неуверенность в своих профессиональных знаниях. Возможно, у студентов первого курса это связано с тем что, не обладая глубокими профессиональными знаниями, они испытывает большую ответственность за выполнение своих обязанностей перед руководством. Студенты третьего и пятого курса чувствуют себя более уверено и готовы к профессиональному и личностному самоутверждению.

Перейдем к рассмотрению полученных результатов по методике «Якоря карьеры» (таблица 2).

Таблица 2

Данные описательной статистики по методике «Якоря карьеры» по выборке в

целом

№ п/п Показатели Курс Среднее Стд. откл. Стд. ошибка

Профессиональная компетентность 5 7,03 5,93 0,6

1 1 6,74 1,86 0,3

3 6,61 1,56 0,1

Менеджмент 5 6,5 2,02 0,2

2 3 6,28 2,05 0,2

1 6,02 2,8 0,4

Автономия 3 6,61 1,59 0,2

3 1 6,51 1,96 0,3

5 6,00 1,86 0,2

Стабильность места работы 1 9,08 1,07 0,2

4 3 8,98 1,19 0,1

5 8,91 1,24 0,1

Стабильность места жительства 1 6,86 2,18 0,3

5 3 6,01 2,23 0,2

5 5,75 2,23 0,2

Служение 1 9,53 9,46 1,4

6 5 7,96 1,55 0,2

3 7,67 1,66 0,2

Вызов 1 5,49 1,93 0,3

7 5 5,29 1,79 0,2

3 5,28 1,8 0,2

Интеграция стилей жизни 3 7,58 1,28 0,1

8 1 7,41 1,19 0,2

5 7,4 1,5 0,2

Предпринимательство 5 4,88 2,27 0,2

9 3 4,68 2,37 0,2

1 4,12 1,67 0,25

В связи с поставленной задачей исследования обратимся к полученным данным

по карьерной ориентации «служение». Достаточно высокий показатель по названному якорю у студентов первого курса (9,53 балла) свидетельствует о том что, они хотят быть полезными людям и стремятся реализовать свой внутренний потенциал для помощи нуждающихся в этом (больным). Однако, к третьему курсу обучения, когда они осознают что, не могут ещё в полной степени реализовать свою главную потребность: оказывать конкретную помощь в пределах своей профессиональной компетентности выраженность данного показателя падает (7,67 балла). На пятом курсе обучения происходит незначительное повышение показателя (7,96 балла).

Следующая карьерная ориентация «профессиональная компетентность», на первом курсе ее значение 6,74 балла, на третьем курсе 6,61 балла и на пятом курсе 7,03 баллов. Обобщая полученные данные, которые можно отнести к результатам немного выше средних, нужно отметить что, студенты находятся на пути изучения новых технологий и достижений в области медицины, одновременно стремятся к признанию своих способностей в профессиональной сфере, хотят достичь определенного социального статуса.

Обращаясь к рассмотрению карьерной ориентации «менеджмент», значение которой на первом курсе 6,02 балла, на третьем курсе - 6, 28 балла и на пятом курсе - 6,5 балла мы видим среднюю выраженность показателя и незначительную положительную динамику. В данном случае студенты еще не готовы в полной мере взять ответственность за конечный результат различных функций медицинских организаций и управлением персонала, так как такая работа требует навыков межличностного и группового общения, ответственности и власти. Нужно отметить что, с возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация проявляется сильнее.

В заключении необходимо рассмотреть карьерную ориентацию «стабильность места работы», так как она имеет достаточно высокие показатели по всем курсам обучения (первый - 9,08 балла; третий - 8,98 балла; пятый - 8,91 бала). Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности. Студенты всех курсов ориентированы на работу в организации, которая обеспечивает определенный срок службы, не увольняет сотрудников, имеет хорошую репутацию, что обусловлено социально-экономической нестабильностью в стране. Небольшое снижение выраженности показателя к окончанию обучения указывает на то что, студенты, получив профессиональные знания, становятся немного увереннее в своих силах и готовы к небольшим переменам.

ВЫВОДЫ

В результате исследования было выявлено что, на протяжении всего периода обучения в мотивационной сфере студентов преобладает внутренняя мотивация, которая основывается на влечение и интересе к освоению профессии.

В индивидуальной иерархии карьерных ориентаций на всех этапах обучения лидирующее положение занимают показатели: «служение» и «стабильность места работы». Возможно, полученные результаты отражают специфику предыдущей профессиональной деятельности студентов (профессия медицинской сестры), в деятельности которой важны доброжелательность, великодушие, эмпатия, заботливость. Респонденты намерены работать в медицинских организациях, которые могут удовлетворить их потребности в безопасности и стабильности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлова, О.П. Проблема формирования профессиональной мотивации в процессе подготовки менеджеров здравоохранения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 67-71.

2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб. : Речь, 2001. -448 с.

Контактная информация: attikar@yandex.ru УДК 796.01:612

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ГИМНАСТОВ

ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Александр Андреевич Румянцев, преподаватель,

Вячеслав Николаевич Шляхтов, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, (ВЛГАФК)

г. Великие Луки

Аннотация

Целью настоящего исследования было рассмотрение использования метода эргоспиро-метрии при выполнении акробатических элементов связанных с отталкиванием руками на движении вперед. В исследовании применялся эргоспирометрический комплекс «Oxycon Mobile» для определения частоты и глубины дыхательных циклов. Полученные в ходе проведенных исследований результаты свидетельствуют об использовании гимнастами 2-х разновидностей работы дыхательной системы.

Ключевые слова: базовые навыки, видеоанализ, эргоспирометрия.

RESEARCH OF THE EXTERNAL BREATH PARAMETERS AMONG THE GYMNASTS DURING THE PERFORMANCE OF ACROBATIC EXERCISES

Alexander Andreevich Rumjantsev, the teacher, Vyacheslav Nikolaevich Shljahtov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sports

Annotation

The purpose of the present research is to consider the application of ergospirometry method at performance of acrobatic forward hand-push-away elements.

The ergospirometric complex «Oxicon Mobile» was used in the research for measuring frequency and depth of respiratory cycles. The received results testify the usage of two different types of breathing by gymnasts while performing exercises.

Keywords: base skills, video-analysis, ergospirometry.

ВВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современная спортивная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировочного процесса, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков, ранней специализацией и другими факторами. Ключевым моментом в структуре подготовки спортсменов является совершенствование функциональной готовности [2,5,7].

Для контроля уровня ее развития в настоящее время используют пульсометры, которые позволяют вести мониторинг и записывать в память прибора данные частоты сердечных сокращений во время выполнения упражнения с возможностью дальнейшего ее анализа после загрузки полученных данных в память компьютера. Применение подобных приборов дало возможность количественно оценивать один из важнейших показателей сердечной производительности и, основываясь на результатах углубленного тестирования спортсменов в лаборатории, более или менее точно определять длительность работы спортсменов в той или иной зоне энергетического обеспечения. Значительно большую информацию о зонах энергетического обеспечения и времени нахождения в них спортсменов представляют показатели газообмена и внешнего дыхания. К сожалению, до настоящего времени измерять эти показатели, было возможно только в лабораторных условиях при специальном тестировании спортсменов. В связи с этим в значительной степени повышается значение исследования механизмов дыхательной системы при выполнении упражнений в естественных условиях, когда закла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.