Научная статья на тему 'Динамика приема обучающихся в аспирантуру на образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров'

Динамика приема обучающихся в аспирантуру на образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМ В АСПИРАНТУРУ / ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ НАБОРА / POSTGRADUATE STUDENTS'' ADMISSION / THIRD LEVEL OF HIGHER EDUCATION / ADMISSION ISSUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Татьяна Владимировна

В статье описана динамика приема обучающихся в аспирантуру СГАУ на образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE STUDENTS’ ADMISSION DYNAMICS IN RESEARCH AND EDUCATIONAL STAFF TRAINING PROGRAMS

The article describes the dynamics of postgraduate students' admission to research and educational staff training programs in Samara State Aerospace University.

Текст научной работы на тему «Динамика приема обучающихся в аспирантуру на образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров»

УДК 378.048.2

ДИНАМИКА ПРИЕМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПИРАНТУРУ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

© 2015 Т.В.Лукина

Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П.Королева (Национальный исследовательский университет)

Статья поступила в редакцию 27.05.2015

В статье описана динамика приема обучающихся в аспирантуру СГАУ на образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров.

Ключевые слова: прием в аспирантуру, третий уровень высшего образования, проблемы набора.

За последние несколько лет существенно изменилась ситуация в сфере подготовки научно-педагогических кадров. В связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 изменился статус подготовки аспирантов. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре определена как третий уровень высшего образования. До 1 сентября 2013 года работу аспирантуры регламентировал закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года ФЗ-125 и приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27.03.1998 № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации».

В рамках нового законодательства утвержден перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантурефедеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, «Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»2. Перед уни-

Лукина Татьяна Владимировна, начальник отдела аспирантуры и докторантуры. E-mail: lykinat@mail. ru

1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 года N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499045862

2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 марта

верситетами встает задача формирования образовательных технологий и программ подготовки аспирантов, основанных на компетентностном подходе3. Процесс подготовки аспирантов регламентируется «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»4. Порядком определяются формы и виды образовательной и научной деятельности, проведение практик, устанавливаются формы контроля освоения программ аспирантуры посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена и научного доклада об основных результатах подготовленной квалификационной работы. Ранее было установлено, что аспирант проходил ежегодную аттестацию кафедрой. После завершения обучения аспирантам, успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь», выдается диплом об окончании аспирантуры, подтверждающий получение высшего образования по программе подго-

2014 г № 233 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/05/06/porvadok-dok.html

3 Лукина, Т.В. Возможности реализации компетентно-стного подхода при освоении образовательных программ аспирантуры технического профиля / Т.В.Лукина // Сб. трудов по итогам II Межд. научно-практич. конф. «Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения». - Екатеринбург: 2015. - С. 56 - 59

4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 ноября 2013 г. N 1259 г. Москва [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.rg.ru/2014/02/12/minobmauki2 -dok.html

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(3), 2015

товки научно-педагогических кадров. Лицам, не прошедшим государственную итоговую аттестацию, лицам, освоившим часть программы аспирантуры или отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения. Ранее по окончании обучения в аспирантуре выдавалось удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов по форме 2.2, квалификация не присваивалась. На фоне происходящих изменений интересно проследить динамику приема в

Контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, выделялись вузам Министерством образования и науки Российской Федерации по очной и заочной формам обучения. Начиная с 2009 года произошло значительное увеличение количества мест для обучения за счет средств федерального бюджета по очной форме обучения на 27% в 2009 году и по заочной форме обучения на 67% к 2011 году. Такому росту бюджетных мест приема в аспирантуру способствовала победа СГАУ в 2009 г. в конкурсе национальных исследовательских университетов. С 2013 года Минобрнауки России выделяет бюджетные места только на очную форму обучения, оставляя при этом возможность обучения по заочной форме только на контрактной основе.

В целом по обеим формам обучения прием в бюджетную аспирантуру СГАУ плавно увеличивалась с каждым годом. Начиная с 2013 года, наблюдается незначительный рост выделяемых университету контрольных цифр приема на бюджетные места в аспирантуру.

Иначе обстоит дело с контрактным приемом на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров. Пик приема на платное обучение в аспирантуру приходится на 2007 год.

аспирантуру. Такое исследование проведено на базе Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева (национальный исследовательский университет) (далее СГАУ). В СГАУ прием в аспирантуру осуществляется на бюджетной и контрактной основе, по очной и заочной формам обучения. Динамика приема в аспирантуру СГАУ представлена на рис. 1.

Экономическая ситуация в стране способствует увеличению числа желающих получить образование на платной основе. 70% аспирантов, из числа поступивших, обучаются по экономической отрасли наук. Однако, с 2010 года прием на платное обучение снижается. По-видимому, это связано с резким увеличением (с 14 до 48) бюджетных мест по заочной форме обучения, которые также стремительно сократились с 2012 года (с 50 до 0).

В таб. 1 представлены общие объемы контрольных цифр приема5 для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации на 2014, 2015 и 2016 годы. В связи с тем, что общие объемы контрольных цифр приема за счет средств федерального бюджета по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуру

5 Приказ Минобрнауки России от 26.03.2015 г. № 284 "Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016/17 учебный год" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.informio.ru/update/wuz/11331

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 20

82 0 90 16

73 7 6 80

6 5

5 4

4 49 48

1 40 3 9 45

14 \

1 2 26 01 2 8 1

4 5 5 5 7 42 8 2

00 0

02 2004 2006 2008 2010 2012 2014 20

очно бюджет заочно бюджет ^^^контракт

Рис. 1. Динамика приема в аспирантуру СГАУ по годам

не увеличиваются, рассчитывать на увеличение контингента аспирантов приходится только за счет обучающихся на контрактной основе.

Таб. 1. Общие объемы контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Год приемной кампании Объем контрольных цифр приема по очной форме обучения, человек

2014 17933

2015 17952

2016 17952

В 2013 году СГАУ вошел в число победителей в конкурсе на статус «Ведущие университеты России». В университете реализуется Программа повышения конкурентоспособности СГАУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013 - 2020 годы6. Определен план мероприятий в рамках реализации Программы повышения конкурентоспособности СГАУ, в том числе планируется увеличение числа приема в аспирантуру до 200 человек к 2020 году. Таким образом, перед СГАУ встает сложная задача привлечения платных аспирантов в условиях санкций Евросоюза, введенных в 2014 году, жесткой конкуренции вузов за абитуриентов, высокой стоимости обучения. Увеличивать контингент обучающихся на программы обучения научно-педагогических кадров с полным возмещением затрат можно привлекая следующие категории обучающихся: 1) работников промышленных предприятий для повышения квалификации и для решения научно-исследовательских, практико-ориентирован-ных задач направляющих предприятий; 2) сту-

дентов зарубежных университетов; 3) выпускников СГАУ и университетов России.

Возможно применить следующие меры для увеличения контингента обучающихся на контрактную форму обучения: 1) работа с предприятиями и организациями России по привлечению сотрудников для повышения квалификации и решения практико-ориентированных исследовательских проектов; 2) создание международных межвузовских программ по обучению в аспирантуре; 3) привлечения студентов начиная с младших курсов к участию в научно-исследовательской деятельности кафедр и институтов, к участию в российских и международных конференциях, научных конкурсах, грантов для молодых ученых; 4) за счет введения новых форм организации процесса обучения в аспирантуре, модернизации образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров, введения образовательных курсов отвечающим современным потребностям развития науки и экономики, введения англоязычных программ подготовки. В СГАУ разработаны и включены в учебные планы блоки дисциплин, направленные на углубление профессиональных знаний и навыков, направленные на развитие исследовательских навыков, на подготовку к преподавательской деятельности и личностному развитию, так же блок дисциплин, направленный на коммерциализацию результатов научной деятельности.

6 Программа повышения конкурентоспособности СГАУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://ppk. ssau.ru/

POSTGRADUATE STUDENTS' ADMISSION DYNAMICS IN RESEARCH AND EDUCATIONAL

STAFF TRAINING PROGRAMS

© 2015 T.V.Lukina° Samara State Aerospace University

The article describes the dynamics of postgraduate students' admission to research and educational staff training programs in Samara State Aerospace University.

Keywords: postgraduate students' admission, third level of higher education, admission issues.

Tatiana Vladimirovna Lukina, Head of Office for postgraduate and postdoctoral students. E-mail: [email protected]

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.