Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ И ОБРАЗЕ ЖИЗНИ'

ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ И ОБРАЗЕ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНЧЕСТВО / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ФИЗКУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нархов Д.Ю., Добрынин И.М., Нархова Е.Н.

Цель исследования - оценить изменения в представлении студенчества о физической культуре в контексте ценностных ориентаций. Методика и организация исследования. Проведено сравнение результатов двух волн массового анкетного опроса студентов 2015 г. и 2022 г. В число респондентов включались студенты, занимающиеся физкультурой как в рамках учебной дисциплины, так и самостоятельно. Результаты исследования и выводы. Обнаружено уменьшение разрыва между вербальными констатациями установок на здоровый образ жизни и реальным валеологическим поведением студентов на фоне изменения ценностных установок. Сделан вывод о смещении физической культуры от терминальной к инструментальной ценности, возможности привлечения в учебный процесс нетрадиционных методик ЗОЖ и молодежного субкультурного спорта как дополнительного драйвера занятия спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нархов Д.Ю., Добрынин И.М., Нархова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF STUDENTS' REPRESENTATIONS ABOUT PHYSICAL CULTURE AS AN ACADEMIC DISCIPLINE AND LIFESTYLE

Objective of the study was to evaluate changes in the students' perception of physical culture in the context of value orientations. Methods and structure of the study. The results of two waves of a mass questionnaire survey of students in 2015 and 2022 were compared. The number of respondents included students involved in physical education both as part of an academic discipline and independently. Results and conclusions. A decrease in the gap between the verbal statements of attitudes towards a healthy lifestyle and the real valeological behavior of students against the background of changes in value attitudes was found. The conclusion is made about the shift of physical culture from terminal to instrumental value, the possibility of involving non-traditional healthy lifestyle methods and youth subcultural sports in the educational process as an additional driver of sports.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ И ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»

ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ О ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЕ КАК УЧЕБНОМ ДИСЦИПЛИНЕ И ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

УДК/UDC 796.01:316.346.32-053.6

Поступила в редакцию 27.07.2022 г.

Информация для связи с автором: d_narkhov@mail.ru

Кандидат социологических наук, доцент Д.Ю. Нархов1

Кандидат педагогических наук, доцент И.М. Добрынин1

Кандидат социологических наук, доцент Е.Н. Нархова1

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург

DYNAMICS OF STUDENTS' REPRESENTATIONS ABOUT PHYSICAL CULTURE AS AN ACADEMIC DISCIPLINE AND LIFESTYLE

PhD, Associate Professor D.Yu. Narkhov1

PhD, Associate Professor I.M. Dobrynin1

PhD, Associate Professor E.N. Narkhova1

1 Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

Аннотация

Цель исследования - оценить изменения в представлении студенчества о физической культуре в контексте ценностных ориентаций. Методика и организация исследования. Проведено сравнение результатов двух волн массового анкетного опроса студентов 2015 г. и 2022 г. В число респондентов включались студенты, занимающиеся физкультурой как в рамках учебной дисциплины, так и самостоятельно. Результаты исследования и выводы. Обнаружено уменьшение разрыва между вербальными констатациями установок на здоровый образ жизни и реальным валеологическим поведением студентов на фоне изменения ценностных установок. Сделан вывод о смещении физической культуры от терминальной к инструментальной ценности, возможности привлечения в учебный процесс нетрадиционных методик ЗОЖ и молодежного субкультурного спорта как дополнительного драйвера занятия спортом.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, студенчество, мотивация, ценности, физкультура как учебная дисциплина.

Abstract

Objective of the study was to evaluate changes in the students' perception of physical culture in the context of value orientations.

Methods and structure of the study. The results of two waves of a mass questionnaire survey of students in 2015 and 2022 were compared. The number of respondents included students involved in physical education both as part of an academic discipline and independently.

Results and conclusions. A decrease in the gap between the verbal statements of attitudes towards a healthy lifestyle and the real valeological behavior of students against the background of changes in value attitudes was found. The conclusion is made about the shift of physical culture from terminal to instrumental value, the possibility of involving non-traditional healthy lifestyle methods and youth subcultural sports in the educational process as an additional driver of sports.

Keywords: physical culture, sports, healthy lifestyle, students, motivation, values, physical education as an academic discipline.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Позитивные изменения в отношении российского общества, и особенно ее молодежной части, к физической культуре и спорту (ФКС) фиксируются исследователями с 2010-х годов. Один из основных результатов сегодняшнего времени -смена общественных представлений о здоровье - от понимания его как абстрактного блага к особому ресурсу, который необходимо сохранять и развивать на уровне индивида, больших социальных групп и общества в целом. В молодежной политике актуальным направлением остается культура здорового образа жизни (ЗОЖ) и самосохранительного поведения как общественной ценности [1, с. 122].

Студенчество как интеллектуальный авангард молодежной общности выступает «законодателем моды» на ЗОЖ и вовлеченность в занятия ФКС для других молодежных групп. Однако авторами отмечается сохранение в этой аудитории двухступенчатой скачкообразной тенденции к снижению занятий ФКС сначала по окончании учебной дисциплины, затем - и после вуза [2, с. 78; 5, с. 11]. Этот тренд сохраняется длительное время (более 10 лет) несмотря на то, что практика и реализации этой дисциплины в вузах, и ее научного исследования весьма солидна [3, 4, 7].

Таким образом, остается открытым вопрос, каким образом у студентов формируется устойчивая потребность в занятиях ФКС. В этой связи представлялось важным зафиксировать динамику представлений отношения студентов к физической культуре как к учебной дисциплине и образу жизни как результату изменения ценностных установок.

Цель исследования - оценить изменения в представлении студенчества о физической культуре в контексте ценностных ориентаций.

Методика и организация исследования. Основной метод - сравнение результатов двух волн массового анкетного опроса студентов по квотной целевой выборке с высокой степенью репрезентативности: 2015 г. - студенты УрФУ (N=600, печатная раздаточная анкета, генеральная совокупность - более 24 тыс. студентов дневной формы обучения, в том числе 14,3 тыс., осваивающих дисциплины «Физическая культура», «Прикладная физическая культура». Результаты первичного анализа опубликованы здесь: [3]); 2022 г. - студенты вузов Екатеринбурга (N=925, в том числе УрФУ- 615, УрГЭУ - 262, Гуманитарный университет (частный вуз) - 25, прочие государственные и муниципальные

104

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

вузы - 19. Генеральная совокупность - 33,8 тыс. студентов очной формы обучения, в том числе 17,8 тыс., осваивающих дисциплины «Физическая культура», «Прикладная физическая культура», электронное анкетирование с помощью ГУГЛ-формы). В число респондентов включались студенты, занимающиеся физкультурой как в рамках учебной дисциплины, так и самостоятельно.

Результаты исследования и их обсуждение. Две ведущие позиции в структуре ценностных ориентаций не претерпели изменения, и здоровье занимает по-прежнему второе место после возможности самореализации. Изменения в структуре ценностных ориентаций студенчества (табл. 1) выявляют рост тенденции к самостоятельному и свободному устройству жизненного пространства, проявлению гедонистических настроений, подкрепляемых возрастанием значимости собственного дела.

Вполне объясним и возросший запрос на личную безопасность. Серьезная и негативная тенденция - снижение ценностной степени значимости как родительской семьи, так и будущей семьи самих студентов (сокращение группы в три раза), что находит проявление и в отношении к ЗОЖ как терминальной ценности (табл. 2).

Красота и физическое совершенство - важнейший показатель физической культуры - сместился в рейтинговом ряду с десятого на двенадцатое место. Уже на этом уровне сохраняется разрыв между вербальными констатациями и реальным валеологическим поведением. Еще большее расхождение об-

Таблица 1. Представления студентов о наиболее значимых ценностях по годам (поливариантный вопрос, до трех вариантов ответов), % опрошенных

Варианты ответов 2015 г. 2022 г.

Возможность реализовать свои способности 44 45

Здоровье 34 33

Самостоятельность, независимость, свобода 15 29

Семья, мои родители 42 27

Интересная, творческая работа 22 23

Общение с друзьями 18 21

Получить от жизни как можно больше удовольствий 16 21

Деньги, богатство 12 16

Образование, профессионализм 11 16

Иметь свое дело, заниматься бизнесом, коммерцией 7 15

Личная безопасность 5 12

Семья, мои дети 31 10

Красота и физическое совершенство 12 10

Общение с природой 5 5

Власть 6 4

Признание окружающих, престиж 6 3

Удовлетворенность в интимной жизни 5 3

Среднее число ответов 2,89 2,93

наруживается при анализе ответов о том, считают ли студенты себя здоровыми (фиксируется рост считающих себя здоровыми с 23 до 30%) и что для них означает физическая культура как образ жизни (табл. 2). В ответах студентов четко просматриваются две тенденции: с одной стороны, существенный рост моды на ЗОЖ у женской аудитории и значимость физической подготовки в будущей профессиональной деятельности у мужской части респондентов. С другой стороны - резкая утрата понимания ЗОЖ как терминальной ценности - ради будущих детей (сокращение в группах по полу на 15-17%).

О наличии проблем в преподавании ФК как учебной дисциплины свидетельствует снижение в 2022 г количества оценивших ее как необходимую для всех студентов, включая имеющих ОВЗ, с 55 до 43% (а в этой группе также наблюдается снижение доли тех, кто намерен продолжить занятия ФКС после вуза) и, наоборот, рост отметивших вариант «полезная дополнительная дисциплина, которую должны изучать те, кому она интересна» с 35 до 44%, а как ненужную - с 10 до 13%. Такие недостатки студенты стараются компенсировать внеучебной физической активностью (табл. 3).

Они в процессе учебы чаще стали выбирать регулярность самостоятельных занятий ФКС (особенно это заметно для студентов общественно-экономических специальностей) в силу понимания значимости сохранения здоровья (важный фактор для 81% респондентов в 2022 г.), способа укрепить волю (65%), действенного средства снятия стресса (55%) и стимуляции умственной работы (41%). Примечательно, что студенты естественно-научных и медицинских специальностей чаще других занимаются ФКС периодически и «по потребности». Однако негативной тенденцией можно считать увеличение группы бросивших самостоятельные занятия ФКС, что несколько компенсируется сокращением группы никогда не занимавшихся.

В отношении планов о занятиях ФКС после окончания вуза респонденты 2022 года высказали более определенные позиции: однозначно готовы - 53% (рост группы на 13%), скорее готовы - 28% (сокращение на 8%), скорее не готовы - 5% (минус 2%), не готовы - 1% (минус 2%), группа не определившихся - 13% (минус 1%). При этом бакалавры и специалисты (54% в 2022 г.) чаще магистрантов (22%) фиксировали твердое желание заниматься по получении диплома.

Сравнение ответов респондентов о характере своего поведения в отношении здоровья в зависимости от планов заниматься физкультурой и спортом после окончания вуза показало следующее. При том, что в массивах в целом соотношение оценок практически не изменилось (самосохрани-тельное - 46% в 2015 г. и 44% в 2022 г., нейтральное - 48%, саморазрушительное - 6% и 8%) обнаружилось значимое сокращение тех, кто точно будет продолжать занятия ФКС, в группе оценивших как «самосохранительное» - с 63 до 56%, и тех, кто точно не собирается в «нейтральной» группе - с 83 до 31% (что позитивно). В группе с саморазрушительным поведением отмечен значительный рост скорее не собираю-

Таблица 2. Распределение ответов респондентов об отношении к физической культуре как образу жизни, по годам, % от группы (альтернативный вопрос)

Вариант ответа 2015 2022 2015 2022

Мужской Женский

Физическая подготовка к конкретной трудовой деятельности 19 27 15 19

Быть здоровым, с хорошей фигурой сейчас модно 31 39 25 44

Здоровый образ жизни ради будущих детей 39 24 49 32

Чтобы избежать насмешек со стороны сверстников - 2 - 2

Чтобы нравиться противоположному полу - 8 - 3

Свой вариант 11 - 11 -

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

Таблица 3. Распределение ответов о регулярности самостоятельных занятий физической культурой, спортом в зависимости от группы специальностей, 2022 г., альтернативный вопрос, % от группы

Вариант ответа Группы специальностей* 2022 2015

1 2 3 4 Массив в целом

Конечно, регулярно посещаю спортивную секцию, спортивный клуб, фитнес-зал 19 25 23 17 22 17

Занимаюсь время от времени, когда чувствую потребность 40 40 36 47 39 45

Раньше занимался, а сейчас бросил 24 20 27 26 24 18

Уделяю минимум времени своей физической подготовке 9 10 8 7 9 10

Раньше не занимался и сейчас не занимаюсь 8 5 6 3 6 10

Примечание: * 2022 год. 1. Гуманитарные. 2. Общественно-экономические, педагогические, право, сервис. 3. Инженерно-технические и математические. 4. Естественно-научные и медицинские.

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

щихся заниматься ФКС - с 15 до 23% и полностью уверенных в этом - с 8 до 39% (индикатор негативной тенденции).

В группе факторов, мотивирующих заниматься ФКС, существенно увеличилось среднее число ответов на поливариантный вопрос - с 1,1 до 2,19, что дало статистически значимый рост по каждому из предложенных вариантов, кроме «желания быть похожим на других». Наибольший разрыв по сравнению с первой волной отмечен для следующих позиций: «приобретение дополнительной уверенности в себе» - с 15 до 61%, «желание сохранять здоровье на протяжении всей жизни» - с 52 до 74%, «расширение контактов» - с 2 до 19%, «желание иметь полноценную семью и здоровых детей» -с 17 до 31%.

В группе демотивирующих факторов среднее число ответов, напротив, несколько сократилось - с 2,44 до 2,33%, а динамика основных факторов оказалась разнонаправленной: уменьшилась значимость факторов «мало свободного времени» - с 61 до 52%, «лень, неумение спланировать свое время» - с 29 до 23%, «отсутствие перспектив для спортивной карьеры» - с 8 до 4%. Возросла значимость фактора «нет привычки к постоянным занятиям спортом, физкультурой» -с 26 до 41%, факторы экономического (такие, как «недостаточность средств для занятия спортом, - 18%), инфраструктурного (удаленность от места жительства - рост с 8 до 11%, отсутствие спортивных сооружений - сокращение с 4 до 3%) и методического (недостаточный опыт преподавателя, тренера - 2%) порядка не изменились или изменились слабо. Остался на прежнем уровне и основной фактор - недостаток свободного времени (53%).

В качестве драйверов укрепления здоровья всех студентов, которые должен внедрить вуз, более половины респондентов (54% в 2015 г. и 52% в 2022 г.) по-прежнему назвали организацию занятий физкультурой с использованием нетрадиционных развивающих методик (йога, ушу и т.п.), использование новых, молодежных, видов спорта (маутинбайк, роликовый спорт, скейтинг и т.п. - новый вариант 2022 г.) -36%. Заметен ярко выраженный запрос на проведение большего числа соревнований - рост с 1 до 15%.

Вывод. Сохраняется общая структура ценностных ориен-таций молодежи, но возрастание потребности к самостоятельности, личной безопасности, снижение ценностной степени значимости семьи как таковой приводят к трансформации физической культуры и спорта от терминальной к инструментальной ценности. Сокращение разрыва между вербальной констатацией ценности ЗОЖ и реальным валеологическим поведением студенчества свидетельствует об успешности имеющихся методик и программ включения в систематические занятия ФКС. Введение дисциплины ФК в учебный план магистратуры может быть одним из основных инструментов в этом направлении. Дополнительными драйверами формирования культуры систематического занятия ФКС по окончании обучения могут выступать нетрадиционные оздоровительные практики и использование спортивных субкультур молодежи.

Литература

1. Белова О. Р. Валеологическая и физическая культура: теоретико-методологический анализ / О. Р. Белова, Л. Н. Боронина, Ю. Р. Вишневский и др. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - Т. 113. -№ 2. - С. 123-131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Давыдова Ю. А. Мотивация студенчества к физкультурно-спортив-ной деятельности / Ю. А. Давыдова, Е. В. Каргаполова, Н. Н. Дени-сенкова и др. // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 2. - С. 79-81.

3. Добрынин И. М. Представления современных студентов о физической культуре как образе жизни и учебной дисциплине / И. М. Добрынин, Д. Ю. Нархов, Е. Н. Нархова и др. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2016. - № 2. - С. 159-168.

4. Матвеев В. С. Результативность становления физической культуры личности у студентов инженерного вуза / В. С. Матвеев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 111-114.

5. Нархов Д. Ю. Здоровый образ жизни в представлениях городской молодежи Среднего Урала сквозь призму социальной безопасности / Д. Ю. Нархов, Ю. Р. Вишневский, И. М. Добрынин и др. //Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 1. - С. 9-12.

6. Отношение жителей Свердловской области к физической культуре и спорту: итоги социологического мониторинга / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. - 324 с.

7. Пономарев Г. Н. Физическая культура в высшем образовании - важная составляющая подготовки будущих специалистов / Г. Н. Пономарев, Я. В. Куванов, Д. Б. Селюкин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 12-14.

References

1. Belova O.R., Boronina L.N., Vishnevsky Yu.R. et al. Valeologicheskaya i fizicheskaya kultura: teoretiko-metodologicheskiy analiz [Valeologi-cal and physical culture: theoretical and methodological analysis]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 1: Problemy ob-razovaniya, nauki i kultury. 2013. Vol. 113. No. 2. pp. 123-131.

2. Davydova Yu.A., Kargapolova E.V., Denisenkova N.N. et al. Moti-vatsiya studenchestva k fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti [Student motivation for physical culture and sports activities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 2. pp. 79-81.

3. Dobrynin I.M., Narkhov D.Yu., Narkhova E.N. et al. Predstavleniya sovremennykh studentov o fizicheskoy kulture kak obraze zhizni i uchebnoy distsipline [Presentation of modern students about physical culture as a way of life and academic discipline]. Vestnik Nizhegorod-skogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya Sotsialnyye nauki. 2016. No. 2. pp. 159-168.

4. Matveev V.S. Rezultativnost stanovleniya fizicheskoy kultury lichnosti u studentov inzhenernogo vuza [The effectiveness of the formation of physical culture of personality among students of an engineering university]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 6 (160). pp. 111-114.

5. Narkhov D.Yu., Vishnevsky Yu.R., Dobrynin I.M. et al. Zdorovyy obraz zhizni v predstavleniyakh gorodskoy molodezhi Srednego Urala skvoz prizmu sotsialnoy bezopasnosti [Healthy lifestyle in the minds of the urban youth of the Middle Urals through the prism of social security]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 1. pp. 9-12.

6. Otnosheniye zhiteley Sverdlovskoy oblasti k fizicheskoy kulture i sportu: itogi sotsiologicheskogo monitoring [The attitude of the inhabitants of the Sverdlovsk region to physical culture and sports: the results of sociological monitoring]. Yu.R. Vishnevsky [ed.]. Yekaterinburg: Uralskiy universitet publ., 2013. 324 p.

7. Ponomarev G.N., Kuvanov Ya.V., Selyukin D.B. Fizicheskaya kultura v vysshem obrazovanii - vazhnaya sostavlyayushchaya podgotovki budushchikh spetsialistov [Physical culture in higher education is an important component of the training of future specialists]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 3. pp. 12-14.

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.