Научная статья на тему 'Динамика представлений о себе в процессе обучающего НЛП-тренинга'

Динамика представлений о себе в процессе обучающего НЛП-тренинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / I-CONCEPT / СООТНОШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ТЕРАПИИ В НЛП-ТРЕНИНГЕ / RATIO OF TRAINING AND THERAPY IN NLP-TRAINING / МОДЕЛЬ "КРУГ ОБУЧЕНИЯ" / "CIRCLE OF TRAINING" MODEL / СТАДИИ ОВЛАДЕНИЯ МАСТЕРСТВОМ / STAGES OF SKILL MASTERING / МОДЕЛЬ НЕЙРОЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ Б.РАССЕЛА Г. БЕЙТСОНА Р. ДИЛТСА / MODEL OF NEUROLOGICAL LEVELS OF B.RASSEL G.BEITSON R.DILTS / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / CRITERIA OF EFFECTIVE PURPOSE FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокопьева Екатерина Владимировна

В настоящей статье представлены результаты изучения динамики представлений о себе участников обучающего НЛП-тренинга. Представления о себе рассматриваются как составляющие Я-концепции личности, выполняющей в жизни личности функции структурирования опыта, регуляции поведения, прогнозирования, самовыражения, условия самотождественности субъекта. Цель стандартной программы квалификационного НЛП-тренинга рассматривается в контексте приоритета обучения над терапией в соответствии с моделью «Круг обучения». Теоретической моделью осуществленного исследования выступила модель нейрологических уровней Б. Рассела Г. Бейтсона Р. Дилтса. В процессе обучающего НЛП-тренинга обнаружена динамика представлений о себе его участников в сторону осознания своих способностей, ресурсов, компетентности и их взаимосвязи с собственным поведением. Результаты проведенного исследования еще раз подтвердили, что особенности постановки цели, способы ее обдумывания и фиксации оказываются принципиально важными с точки зрения получаемого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of self-representations during the teaching NLp-training

In the article there are presented the results of studying of the dynamics of self-representations among participants of training NLP-training. Self-representations are considered as a component of persons' I-concept which carries out the function of experience structurezation, regulation of behavior, forecasting, self-expression, condition of self-identity of the subject. The purpose of the standard program of the qualifying NLP-training is observed in a context of priority of training above therapy according to the"Circle of training" model. The theoretical model of the carried out research was the model of neurological levels of B.Rassel -G.Beitson R.Dilts. During the teaching NLP-training there was found out the dynamics of self-representations of its participants aside the comprehension of abilities, resources, competence and their interrelation with own behavior. The results of the carried out research once again have confirmed that features of a purpose statement, ways of its considering and fixing appear essentially important from the point of view of a result received.

Текст научной работы на тему «Динамика представлений о себе в процессе обучающего НЛП-тренинга»

динамика представлений о себе в процессе

обучающего нлп-тренинга

Прокопьева Е.В.

В настоящей статье представлены результаты изучения динамики представлений о себе участников обучающего НЛП-тренинга. Представления о себе рассматриваются как составляющие Я-концепции личности, выполняющей в жизни личности функции структурирования опыта, регуляции поведения, прогнозирования, самовыражения, условия самотождественности субъекта. Цель стандартной программы квалификационного НЛП-тренинга рассматривается в контексте приоритета обучения над терапией в соответствии с моделью «Круг обучения». Теоретической моделью осуществленного исследования выступила модель нейрологическихуровней Б. Рассела - Г. Бейтсона - Р. Дилтса. В процессе обучающего НЛП-тренинга обнаружена динамика представлений о себе его участников в сторону осознания своих способностей, ресурсов, компетентности и их взаимосвязи с собственным поведением. Результаты проведенного исследования еще раз подтвердили, что особенности постановки цели, способы ее обдумывания и фиксации оказываются принципиально важными с точки зрения получаемого результата.

Ключевые слова: Я-концепция, соотношение обучения и терапии в НЛП-тренинге, модель «Круг обучения», стадии овладения мастерством, модель нейрологическихуровней Б .Рассела - Г. Бейтсона - Р. Дилтса, критерии эффективного целеполагания.

Представления о себе, в совокупности составляющие Я-концепцию личности, являются одним из стержневых ее образований. Традиция исследования Я-концепции закладывалась работами К. Роджерса и на сегодняшний день имеет солидную историю [13]. Однако интерес к различным аспектам данного феномена не ослабевает как у исследователей, так и у практиков, что во многом объясняется теми важными функциями, которые выполняют представления о себе в жизнедеятельности личности.

Представления субъекта о себе базируются на обобщениях, сделанных им на основании некоторого опыта. Формирующаяся таким образом Я-концепция начинает выполнять функцию фильтра высокого уровня, объясняющего пристрастия человека в восприятии и переработке информации о себе [3]. Представители феноменологического и когнитивного подходов утверждают, что представления о себе лежат в основе системы восприятия субъекта и играют роль своеобразного эталона сравнения, в свете которого индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях и событиях [10, 16]. По мнению Р. Берн-са, «с момента своего зарождения Я-концепция...

становится активным началом в интерпретации опыта» [5, с. 39].

Ряд исследователей, отмечая, что Я-концепция может мотивировать, побуждать к определенной деятельности или, напротив, воспрещать некоторые поступки, указывают на ее регулирующую функцию. По мнению В.В. Столина, эта функция может иметь основания либо в идеальном Я, либо в рассогласовании Я-настоящего и Я-будущего [16, 17, 18]. Функция личностной саморегуляции связана с определением и коррекцией позиций субъекта в рамках культурно-исторической традиции, закрепленной в нормах социума. Функция саморегуляции деятельности обнаруживает себя в феноменологии предметных преобразований и в преобразованиях прилагаемых усилий. На регулирующую функцию Я-концепции в системе межличностных отношений указывают Л.И. Ан-цыферова, А.А. Бодалев, В.Н. Панферов, В.В. Столин. Представления о себе позволяет человеку более адекватно и эффективно организовывать общение и взаимоотношения с другими людьми [4, 6].

Некоторые исследователи центральной считают выполняемую представлениями о себе функцию прогнозирования [5]. Я-концепция определяет ожидания

человека, его представления о том, что должно произойти: на основе прошлого опыта у него формируются ожидания по отношению к своему будущему.

Я-концепция личности также выполняет функцию самовыражения, предоставляя человеку возможность выразить свою «центральную» ценность, определить, к какому типу личности он относится. Это сказывается на его отношении и к другим людям, и к социальным явлениям [2, 10]. Являясь важным условием самопознания и самоотношения, представления о себе, кроме того, влияют на развитие личности, которое направляется противоречием, переживаемым в ходе сравнения себя с идеалом [5, 16, 17, 18].

Наконец, система представлений о себе является одним из необходимых внутренних условий, обеспечивающих тождество субъекта. Опыт, который сохраняет или усиливает представления человека о себе, оценивается им положительно; опыт, который угрожает или препятствует их сохранению или усилению, вызывает когнитивный диссонанс, оценивается как отрицательный и избегается. Для этого у личности существуют способы синтеза, методы экранирования и механизмы защиты [5, 10, 14].

В настоящей статье мы представим результаты изучения динамики представлений о себе участников обучающего НЛП-тренинга. В процессе подготовки профессионалов, специализирующихся в различных направлениях практической психологии и психотерапевтической практики, так или иначе встает вопрос о соотношении обучения и терапии. И решается он часто в пользу последней: обучение рассматривается как форма психотерапии. В традиции подготовки специалистов в области нейролингвистического программирования психотерапия - это, прежде всего, обучение и развитие. Учитывая, что современная программа подготовки НЛП-практика лишь на одну треть посвящена освоению психотерапевтических техник, а на две трети наполнена различными формами учебной активности, направленными на развитие навыков и повышение компетентности в сфере межличностного взаимодействия и эффективного самоменеджмента, можно ожидать изменений в самоосознании себя ее участниками. Подобные ожидания становятся оправданными, если принять во внимание, что приоритет обучения как расширения собственного опыта в НЛП-тренинге раскрывается:

1) в традиции исследования стратегий успешного обучения, результаты которого заложены в самой программе. Использование различных форм подачи материала и организация активности участников в соответствии с законами и стратегиями эффективного обучения, постоянная демонстрация в собственном поведении предлагаемых навыков, способствующая интуитивному усвоению предлагаемых моделей, является необходимым элементом компетентности

НЛП-тренера (так называемый стиль обучения «НЛП через НЛП»);

2) в установке на обогащение опыта участников через исследование и осознание собственных успешных стратегий обучения и разрешения сложных жизненных ситуаций, понимания цели и логики шагов предлагаемых алгоритмов и техник, осознание функций и ожидаемых результатов каждого их этапа;

3) в ориентации на выработку навыков эффективного обучения, которые могут быть использованы участниками в самом широком контексте за пределами тренинга, таких как умение ставить и удерживать цель, управлять собственной мотивацией, давать конструктивную обратную связь (в том числе и самому себе) и т.д.;

4) в рассмотрении модели «Круг обучения» как базовой, с освоения которой целесообразно начинать любую обучающую программу. Данная модель позволяет участникам наиболее оптимально организовывать собственное обучение, с максимальным эффектом проходя через точки нормативных кризисов, описываемых, к примеру, кривой обучения А. Бандуры [12].

В соответствии с моделью «Круг обучения», процесс овладения мастерством можно представить состоящим из четырех стадий. Первая носит название бессознательной некомпетенции («я не знаю, что я не знаю»). На этом этапе человек не только еще не умеет что-то делать, но и не знает, что он этого не умеет или не знает. На этой стадии могут складываться ошибочные представления о том, как устроено обучение какому-либо навыку.

Вторая стадия называется сознательная некомпетенция («я знаю, что я не знаю»). Здесь человек обнаруживает свои ограничения. Оказывается, он чего-то до настоящего момента не знал или не умел. Понимание собственной некомпетентности, с одной стороны, может мотивировать на приобретение недостающего навыка (именно здесь принимается решение об обучении), а с другой стороны, может породить чувства неуверенности и дискомфорта, мешающие обучению. В процессе обучения эта стадия также включает знакомство с теорией без проверки и применения ее на практике.

Третья стадия - сознательная компетенция («я знаю, что я знаю»). Здесь человек начинает практиковаться и осваивать навык, выполняя различного рода задания и упражнения. На этом этапе выполнение любого действия требует постоянного мысленного контроля и вспоминания изученного. После некоторой тренировки действие (неважно, физическое или мыслительное) выполняется уже достаточно хорошо, но лишь при условии концентрации на нем внимания. Стоит человеку отвлечься на что-то другое, как казалось бы освоенный навык начинает «разваливаться».

На этой стадии человек осваивает умение, но еще не овладевает мастерством. Важно помнить, что в этот момент комплексный навык, в который входит тренируемый элемент, может выполняться хуже, чем до начала обучения. Так, осваивая метод «слепой» печати десятью пальцами, человек может потерять мотивацию к обучению, понимая, что раньше двумя пальцами он текст набирал быстрее. Однако, продолжая тренироваться, он быстро убедиться в том, что скорость и качество его работы выросло в несколько раз. Чем больше практики, тем быстрее сокращаются промежутки концентрации внимания на выполняемом действии и постепенно человек переходит на следующую стадию обучения.

Заключительная стадия обучения носит название бессознательной компетенции («я не знаю, что я знаю») и знаменует собой полную интеграцию навыка в поведенческий репертуар человека. Здесь навыки, которые раннее тренировались отдельно друг от друга, плавно сливаются в одно целое. Сознание определило цель и предоставило возможность подсознанию выполнять поставленную задачу, освободив внимание для других целей. Это стадия характеризует мастерство, здесь приобретенный навык «равен» врожденной способности [11].

В самом общем смысле цель любого тренинга, организованного в традиции нейролингвистического программирования, можно определить как исследование и изучение закономерностей и предпочтений в организации представлений человека о мире и о себе (его «карты мира») для выстраивания с ним эффективного общения и/ или помощи ему в оптимизации опыта и разрешении сложных ситуаций. Реал изуя данную цел ь, участники тренинга не только отрабатывают навыки использования различных фильтров восприятия, мышления и способов обращения к другому на уровне сознательной компетентности. Они осознают содержание и структуру собственных представлений, используемых автоматически и находящихся в зоне бессознательной компетентности. В результате одним из косвенных результатов тренинга может являться развитие представлений обучающихся о себе.

Целью осуществленного нами исследования выступило изучение динамики представлений о себе участников обучающего НЛП-тренинга. Динамика представлений о себе может рассматриваться в нескольких аспектах: как развитие, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях и носящее необратимый, направленный и закономерный характер, и как изменение, не носящее такого глобального характера и происходящее под влиянием времени, обстоятельств и критических событий в жизни человека. О развитии представлений о себе правомерно говорить в контексте онтогенеза

личности, большинство исследований различных аспектов самосознания фиксируют лишь процесс их изменения [1, 9].

Содержательно динамика представлений о себе может выражаться в появлении новых элементов, исчезновении старых, изменении характера связи между ними; в изменении степени осознанности различных компонентов, их субъективной значимости; в изменении соотношения представления о себе и п редста вления об идеальном Я. П редста вления о себе могут актуализироваться в результате рассогласования правил, стандартов и поведения; состояния когнитивного диссонанса; условий, требующих повышенного внимания к себе; конфликтных ситуаций; связи представлений о себе с текущими жизненными обстоятельствами; свершения жизненного события. Показателями начавшихся изменений в структуре Я-концепции являются неспецифичность поведения, появление негативных переживаний, уязвимость личности [7, 10, 16].

В исследовании приняли участие 75 человек. Представления о себе выявлялись с помощью метода свободного самоописания, позволяющего получить разнообразную информацию о сущностных моментах содержания и структуры Я-концепции личности. Респонденты писали сочинения о себе дважды - в начале и в конце обучения по программе тренинга НЛП-Практик (восемь трехдневных ступеней, которые проводились один раз в месяц). В ходе исследования также применялся метод анкетирования, позволяющий изучить особенности целей, преследуемых респондентами в ходе тренинга.

Структурные особенности представлений о себе выявлялись с помощью метода контент-анализа. Теоретической моделью исследования выступила модель логических уровней Б. Рассела - Г. Бейтсона - Р. Дилтса, разработанная в рамках нейро-лингвистического программирования и описывающая процесс структурирования человеком информации, составляющей содержание его модели мира [8]. Каждый из иерархически организованных уровней влияет на поведение субъекта специфическим образом. Индивидуальные различия представлений человека о мире и о себе касаются субъективной представленности различных уровней и их согласованности между собой. Раскрывая свою модель мира другому, человек использует определенные языковые средства для предоставления информации разных логических уровней, что делает возможным изучение уровневой структуры его представлений о себе на основании текста.

Категориями контент-анализа самоописаний респондентов (структурными составляющими их представлений о себе) в исследовании выступили следующие логические уровни:

1) уровень окружения - характеризует представления субъекта о внешнем мире (люди, предметы, места, времена). Индикаторами категории «Окружение» явились предложения следующего типа: «Мой бизнес налажен», «У меня есть все необходимое», «Моя работа связана с людьми»;

уровень поведения - организует информацию о действиях человека, о его внешнем общении с окружающим миром. Поведение - составная часть личности, которая видима и слышима окружающими людьми. В качестве индикаторов категории «Поведение» рассматривались такие предложения, как: «Я забочусь о сегодняшнем дне», «Ставлю перед собой все новые цели», «Решила пойти на тренинг»;

уровень способностей - отражает представления человека о собственных внутренних ресурсах, лежащих в основе выполняемой им деятельности и проявляющихся в форме навыков, умений, качеств. Индикаторами категории «Способности» явились предложения типа: «Я знаю, как добиться своего», «Способен анализировать», «Могу организовать людей»;

уровень убеждений и ценностей - выражение правил, сформированных человеком в ходе приобретения им жизненного опыта, а также принципов, касающихся личных взглядов человека, его отношений с другими людьми и принципиальных подходов к оценке ситуаций. Категория «Убеждения и ценности» фиксировалась в предложениях, примерами которых могут служить следующие: «Сегодня, чтобы быть успешным, необходимы психологические знания», «Важно постоянно развиваться и стремиться к новым вершинам»;

5) уровень идентичности или личностного своеобразия - определяет то, что человек думает о себе, как о личности, кем или каким он себя считает. В качестве индикаторов категории «Идентичность» рассматривались такие предложения, как: «Я - надежный друг», «Буду психологом», «Я - оптимист по натуре».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе тренинга в структуре представлений участников о себе возрастает доля составляющей «Способности» по сравнению с компонентом «Поведение», то есть происходит осознание внутренних, психологических условий и механизмов собственных действий и поступков. В соответствии с мнением В. Гу-димова, осознание технологии, стратегии, скрытой за повседневным поведением, позволяет осуществить существенный скачок в развитии, как компетенции отдельного человека, так и функционирования целой организации [15].

Кроме того, между этими двумя компонентами возникла взаимосвязь, которая не диагностировалась в структуре представлений о себе участников в начале тренинга. Другими словами, происходит осознание не только собственных психологических ресурсов

самих по себе, но и соотношения собственного поведения и лежащих в его основании и реализующихся в нем способностей, умений и качеств.

Ряд значимых результатов был выявлен при анализе динамики представлений участников о себе в связи с заявленными ими целями обучения. Был проведен сравнительный анализ динамики представлений о себе респондентов, цели которых группировались вокруг сферы их личностного развития («хочу разобраться в себе», «пора вырваться из замкнутого круга и понять, для чего ты в этой жизни предназначен) и участников, обозначивших цели преимущественно в контексте карьеры, бизнеса и межличностных отношений. Представления о себе первой группы респондентов становятся более полными, в них появляется практически отсутствующий вначале компонент «Ценности и убеждения» и значимо вырастает доля оценок на уровне личностного своеобразия.

Интересные результаты были получены в группе участников, цели которых соответствовали двум важнейшим критериям эффективного целеполагания: во-первых, были утвердительно сформулированы, т.е., в них был зафиксирован конечный желаемый результат, а не отрицание нынешнего неудовлетворительного состояния; во-вторых, находились под контролем самого субъекта целеполагания, т.е. касались результатов, находящихся в сфере компетенции его самого, а не других людей («я настроена на поиск подходящего места работы» в отличие от «я хочу, чтобы в коллективе меня уважали»).

В процессе обучающего НЛП-тренинга структура представлений о себе участников данной подгруппы становится полной в результате появления компонента «Окружение»; теперь их представления о себе актуализированы на всех уровнях - от окружения до личностного своеобразия. Помимо этого, возникает взаимосвязь между уровнями личностного своеобразия, способностей и поведения и уровнями способностей и ценностей / убеждений. Это позволяет утверждать, что структура представлений о себе в данной подгруппе становится внутренне более целостной, логически согласованной. В ней каждый из уровней поддерживает следующий и является ресурсом для него. Такие особенности представлений о себе позволяет человеку осознать, насколько то, что он предпринимает или планирует предпринять в будущем, соответствует его способностям и возможностям, какие ценности и собственные предпочтения поддерживают данное поведение, в каких обстоятельствах задуманное целесообразнее реализовать, и как все это связано с его оценкой собственной личности.

Таким образом, в процессе обучающего НЛП-тренинга обнаружена динамика представлений о себе

его участников в сторону осознания своих способностей, ресурсов, компетентности и их взаимосвязи с собственным поведением. Результаты проведенного исследования еще раз подтвердили, что особенности постановки цели, способы ее обдумывания и фиксации оказываются принципиально важными с точки зрения реально получаемого результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. - М.: Мысль, 1977.

2. Агапов B.C. Функции Я-концепции в управленческой деятельности/ Психология и практика. -Т. 4. - Вып. 1. - Ярославль, 1998.

3. Андреас С. Трансформация «Я». Стань таким, каким ты хочешь быть. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

4. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - № 2.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М: Прогресс, 1986.

6. Бодалев А.А. О состоянии и направлениях разработки психологии познания людьми друг друга // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. - Краснодар, 1977.

7. Джанерьян С.Т. Методические вопросы изучения профессиональной «Я-концепции» личности/

Северо-кавказский психологический вестник. -Вып. 3. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1998.

8. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. - СПб.: Питер, 2001.

9. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен// Психологический журнал.- 1988.- Т. 9.- № 5.

10. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.

11. Плигин А., Максименко И. Now Let's Play English. Личностно-ориентированное обучение английскому языку. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.

12. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. - М.: КСП+, 2003.

13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, Универс, 1995.

14. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. - Краснодар, 1995.

15. Сартан Г.Н., Смирнов А.Ю., Гудимов В.В. и др. Новые технологии управления персоналом. - СПб.: Речь, 2003.

16. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983.

17. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.

18. Эткинд A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала// Вопросы психологии. - 1979. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.