Научная статья на тему 'Учебные навыки как инструмент и средство развития профессиональной компетенции'

Учебные навыки как инструмент и средство развития профессиональной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
cognitive strategies / учебные навыки / познавательные стратегии / STUDY skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреенкова Зоя Александровна

В статье говорится о необходимости активной, субъектной позиции студента в учебном про- цессе, об ответственности за результаты своей познавательной стратегии. Учебные навыки рассматриваются как автоматизированные, сокращенные познавательные стратегии. Описаны факторы, влияющие на структуру хорошей учебной стратегии и развитие учебных навыков. Рас- смотрены основные учебные навыки, принципы эффективного группового обучения. Представлена одна из моделей формирования учебной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киреенкова Зоя Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article refers to the need of active, subjective position in the student learning process, the responsibility for the results of cognitive strategies. Study skills are treated as automated, reduced cognitive strategies. Author describes the factors affecting the structure of a good learning strategies and study skills development. Basic study skills, principles of effective group learning are considered. One of the models of learning motivation formation is showed.

Текст научной работы на тему «Учебные навыки как инструмент и средство развития профессиональной компетенции»

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

компетентности профессорско-преподавательского состава и организации их деятельности, состояние материально-технической и научно-информационной базы университета. Цели и содержание университетского образования должны быть в едином контексте с теми ценностями, которые выработаны данным социумом. Американский ученый К. Роджерс в своих работах центральное место отводит развитию целостной личности, а не отдельных умений и навыков молодого человека. Роджерс уверен в том, что «...образованным является тот, кто научился учиться; кто научился приспосабливаться и меняться, кто осознал, что безопасность зиждется не на самом знании, а на умении его добыть. Изменчивость, доверие к динамичному (а не статичному) знанию — вот единственная разумная цель образования в современном мире» [2. С. 224].

Выбор стратегического направления совершенствования образования в РГУТиС предполагает исходить из осмысленных перспектив развития российского социума, учитывать и отвечать его основным потребностям и запросам, проводить подготовку молодежи к профессиональной деятельности в новых

Литература

условиях, обучать и воспитывать студентов, принимая во внимание основные тенденции современного общества, его сфер, структур и социальных институтов, с учетом духовнонравственных традиций и менталитета россиян.

Поэтому РГУТиС должен постоянно развивать и укреплять связь с производством, наукой, культурой, всеми сферами, для которых профессионально готовит специалистов. Новые условия требуют опоры на современный научный прогноз развития социума, изучение явных тенденций в структуре общества, запросов на профессии и их престиж, учитывать индивидуальные особенности, склонности, способности, интересы каждого молодого человека.

Подготовка молодежи к профессиональной деятельности в университете должна идти впереди культурно-образовательных потребностей нашего общества — это важнейшая закономерность развития социального института образования в целом. Именно профессионально, фундаментально подготовленные люди с университетским образованием, формируя интеллектуальный потенциал народа России, дают социально-экономическую эффективность в различных сферах жизни общества.

1. Попков В.А., Коржуев А.В. Критическое мышление как феномен высшего профессионального образова-ния//Вестник ИТИП РАО. 2007. № 1.

2. Роджерс К., Фрейнберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.

3. Савельев А., Романовская Л. О будущей доктрине высшего образования//Высшее образование в России. 2008. № 3.

УДК 37.013.77

I УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ КАК ИНСТРУМЕНТ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ I ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Киреенкова Зоя Александровна, старший преподаватель кафедры «Менеджмент», za_kir@mail.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article refers to the need of active, subjective position in the student learning process, the responsibility for the results of cognitive strategies. Study skills are treated as automated, reduced cognitive strategies. Author describes the factors affecting the structure of a good learning strategies and study skills development. Basic study skills, principles of effective group learning are considered. One of the models of learning motivation formation is showed.

28 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3

Учебные навыки как инструмент и средство развития профессиональной компетенции

В статье говорится о необходимости активной, субъектной позиции студента в учебном процессе, об ответственности за результаты своей познавательной стратегии. Учебные навыки рассматриваются как автоматизированные, сокращенные познавательные стратегии. Описаны факторы, влияющие на структуру хорошей учебной стратегии и развитие учебных навыков. Рассмотрены основные учебные навыки, принципы эффективного группового обучения. Представлена одна из моделей формирования учебной мотивации.

Keywords: study skills, cognitive strategies

Ключевые слова: учебные навыки, познавательные стратегии

Человек с хорошо организованным и независимым мышлением скорее адаптируется к прогрессу и изменениям, чем тот, кто принципиально ориентирован на приобретение детальных знаний. Познавательные стратегии не только обеспечивают возможность получения нового знания, но и определяют его содержание.

Обучение профессионала в многообразии быстро меняющегося информационного потока предполагает целенаправленное развитие эффективных способов познания. Познавательная стратегия представляет комплексную динамическую организацию внутренних и внешних процессов, запускающих определенную программу поведения. Стратегии — результат мировосприятия, результат выбора (иногда неосознаваемого) лучшей для выживания последовательности действий и операций. Уникальность комбинаций внутри каждого познавательного процесса создает различие в когнитивном поведении людей и в тех результатах, которые они получают. Способности и деятельность субъекта связываются его познавательными стратегиями.

Свернутые, автоматизированные, сокращенные стратегии — это и есть навыки.

В рамках международной образовательной программы РГУТиС и МШБ (Будапешт) на Европейскую степень бакалавра по направлению «Бизнес» автором статьи для группы первокурсников преподается дисциплина «Учебные навыки». Целью изучения дисциплины является: подготовка к карьере путем развития навыков, необходимых для учебы в вузе, и перенесение обучения в свой образ жизни, научение учению и научение мышлению, позволяющему использовать ранее приобретенные знания для создания новых знаний.

Восприятие передаваемого содержания не предполагает прослушивания никаких предваряющих курсов в формате вузовской подго-

товки. Вместе с тем, она создает необходимые условия для эффективного усвоения всех последующих дисциплин. Студент, изучивший дисциплину «Учебные навыки», должен обладать следующими компетенциями:

• разрабатывать персональные стратегии обучения;

• управлять процессами восприятия и переработки информации;

• разрабатывать стратегии подготовки к экзаменам;

• мыслить критически: взвешенно, логично, целенаправленно;

• управлять межличностными навыками обучения.

Эти компетенции проявляются в следующих навыках: позитивного мышления, доступа к внутренним ресурсам, самоорганизации, эффективного чтения, устного и письменного структурирования и управляемого понимания информации, рефлексии собственного опыта и получаемой информации, активного слушания, сотрудничества, приема и передачи обратной связи.

Полученные знания, умения и навыки обеспечивают понимание личной ответственности за процесс обучения, необходимости учиться регулярно и постоянно, важности умения работать в группе.

Обучение навыкам целесообразно проводить в форме семинаров-тренингов, при ограниченной численности группы (15—20 студентов).

Использованы следующие принципы группового обучения:

• максимум практики, интенсивность;

• вдохновляющая цель;

• грамотная обратная связь;

• учиться обучая.

В личностно-ориентированном подходе к обучению А.А. Плигина [4], руководителя Центра «НЛП в образовании», понятие «обу-

29

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

чаемости» представлено как результат взаимодействия или сумма следующих компонентов: мотивации, развития когнитивных способностей, организации (рефлексии, саморегуляции) и волевых составляющих (трудолюбие, работоспособность).

Эффективная стратегия обучения складывается из наличия следующих компонентов:

1) мотивации — ученик (у нас студент) должен

хотеть учиться, изменяться;

2) результата — знания, чему учиться;

3) знания, как научиться;

4) убежденности — знания, что он сможет сделать это;

5) знания, когда и где это можно использовать;

6) обратной связи — использования и модификации с помощью обратной связи.

Учебные навыки не должны и не могут быть

внешне ориентированы по отношению к личностному опыту учащихся. По результатам исследования ценностных ориентаций студентов по методике Е.Б. Фанталовой «Соотношение желаемого и доступного», проводимого в формате дисциплин «Основы менеджмента» и «Кросс-культурный менеджмент», можно сказать, что традиционно транслируемые вузом ценности (познание, творчество, интересная работа, активная деятельная жизнь) занимают в рейтинге места, близкие к концу списка. В этом контексте становится важным использовать в учебном процессе процедуры, приводящие к оживлению и обогащению данных ценностей. Работа с учебной мотивацией обеспечивается соединением педагогической и психотерапевтической культур.

В работах Г. Бейтсона и Р. Дилтса [2], представителей школы НЛП (нейро-лингвистического программирования), учебная деятельность описывается на многих уровнях одновременно. Когнитивные способности и поведение взаимодействуют с убеждениями и ценностями, с представлениями о себе и собственной миссии, с окружающей обстановкой. Задача каждого уровня — организовывать и контролировать опыт на нижележащем уровне. Изменение на более высоком уровне неизбежно приводит к изменению на более низких уровнях. Р. Дилтс применил эту модель к пониманию закономерностей процесса обучения.

Внешняя среда оформляет процесс обучения, помогая или мешая ему. Идея уровня окружения — создание оптимальной среды обучения, аспект, определяющий время и место

обучения. «В аудитории идет семинар. Присутствуют студенты, преподаватель. Раздаточные материалы на столе». Для работы на уровне окружения нужно создать возможность безопасного и продуктивного контакта с внешним контекстом, обеспечивающим все необходимое для достижения цели. Тип педагогического воздействия — ведение и забота.

На следующем уровне — поведения — важен аспект содержания обучения. На этом уровне регулируется не просто действие, а его мотив и направленность. Поведенческие факторы проявляются в конкретных шагах, предпринятых для достижения успеха. Они включают то, что именно должно быть сделано, чтобы добиться успеха. «Я слушаю, записываю, обсуждаю упражнение». На уровне поведения необходимо помочь правильно поставить цель, извлечь потенциальные силы, чтобы достичь пика возможностей обучаемого. Тип педагогического воздействия — инструктаж, тренинг.

Следующий уровень — способности и стратегии — это аспект способа обучения. Функция уровня способности состоит в обеспечении восприятия информации и выбора направления, которые необходимы для достижения конкретной цели. Развитие способностей предполагает создание когнитивных карт и стратегий. Стратегии используют предпочитаемые стили научения и каналы восприятия, управляют внутренним состоянием, оптимальным для процесса обучения. «Я умею работать в группе результативно и с удовольствием». На уровне стратегий и способностей преподаватель помогает развитию когнитивных навыков, новых стратегий мышления и действия. Тип педагогического воздействия — обучение.

Ценности и убеждения, отвечая на вопрос «Зачем?», усиливают или подавляют способности к обучению. Ценности и убеждения определяют, почему мы выбираем конкретный путь, определяют более глубокие мотивы, заставляющие людей действовать. «Я хочу учиться новому. Для меня ценно быть человеком знающим, целеустремленным». На уровне убеждения и ценностей даются инструкции и обратная связь, помогающие обучению и росту личности. Тип педагогического воздействия — менторство или наставничество. Наставники — это те люди, которые помогают определиться в жизни, позитивно взглянуть на мир, освободиться от внутренних ограничений.

30 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3

Учебные навыки как инструмент и средство развития профессиональной компетенции

Следующий уровень — Я-идентификация, осознание себя и своей роли, личностное своеобразие. Конструктивная идентификация является важным учебным фактором, она создает контекст, в котором человеку легче действовать, расти и прогрессировать. Когда человек принимает на себя определенную роль, отвечая на вопрос «Кто я?», знания о ней начинают поступать быстрее и в деталях. «Я человек познающий». Обучение на уровне идентичности пробуждает дремлющий внутри каждого человека творческий потенциал, развивает уже имеющиеся в человеке, но еще не проявляющиеся в полной мере качества. Преподаватель обеспечивает контекст, контакты и ресурсы. Тип педагогического воздействия — спонсорство.

Важным ресурсом учебного процесса является осознавание социального предназначения и смысла выбранной субъектом роли, его миссии, транслируемой и реализуемой через собственное развитие. «Развиваясь, я создаю будущее для других». Высший уровень — миссии, видения, духовности — создает переживания, выявляющие самое лучшее в человеке. Тип педагогического воздействия — пробуждение.

В блоке работы с мотивацией студентам предлагается модель «Интеграция логических уровней» [5]. Она позволяет включить личность студента в процесс обучения профессиональным навыкам, обеспечивая ее возвышение и обогащение. Работать можно индивидуально и с группой, заполняя таблицу в последовательности представленных в ней шагов (табл. 1).

Верхние уровни контролируют, направляют, организовывают нижележащие уровни. Нижние уровни являются энергетическим ресурсом для верхних. Эффективное обучение требует обеспечения поддержки и изменений на всех уровнях.

Для усиления позитивного отношения к обучению важно создать контекст, в котором студенты чувствуют себя удачниками. Получаемые знания должны быть успешными: важными, связанными с прошлым опытом.

Процесс обучения можно представить как непрерывное взаимодействие новой информации с уже имеющимся знанием. В обучении взрослых выделяют 4 стадии развития компетентности. От «бессознательной некомпетентности», когда мы не знаем об отсутствии навыка и не предполагаем его возможное существование, мы движемся в сторону столкновений с некими проблемами и попадаем в зону «осознанной некомпетентности». Мы уже знаем, что мы не знаем. Такое понимание может мотивировать на учебную деятельность, а может породить чувство неуверенности и дискомфорта. В этот период преподаватель обязан полностью поддерживать студентов и внушать им, что трудности — это признак приобретения знаний. «Сознательная компетентность» следует за процессом сознательного обучения навыку. Она требует постоянного контроля и концентрации. Заключительный этап обучения — «бессознательная компетентность», когда навык полностью интегрируется в деятель-

Интеграция логических уровней

Таблица 1

6 шаг. Каково Ваше предназначение? Что дает обучение Вам, семье, профессии, обществу? Запишите

5 шаг. Дайте себе название, которое отразит Вашу сущность в этом контексте. Какой Вы? Кто Вы? Запишите 7 шаг. Что Вам хочется добавить в назывании себя? Кто Вы? Дайте метафору. Запишите

4 шаг. Какие убеждения помогают Вам это делать? Вы верите в это? Почему это важно Вам? Запишите 8 шаг. Что еще становится важным для Вас? Во что еще Вы верите? Запишите

3 шаг. Как Вы это делаете? Какие Ваши способности Вам помогают? Запишите 9 шаг. Что еще Вы умеете делать, понимая свое предназначение? Запишите

2 шаг. Что Вы делаете в этих ситуациях? Отметьте любые мельчайшие полезные изменения. Запишите 10 шаг. Что еще Вы теперь делаете? Какое новое поведение прибавилось? Запишите

1 шаг. Вспомните 2-3 учебные ситуации, когда Вы достигли успеха. Что Вы видите и слышите вокруг себя? Что важно для Вас? Запишите 11 шаг. Как теперь Вы видите себя в окружающем мире? Что теперь особенно важно? Запишите

31

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ность. Сознание опять свободно для обучения новому навыку.

Методическим стержнем дисциплины «Учебные навыки» стало интерактивное обучение, основанное на собственном опыте участников, прямом взаимодействии с областью осваиваемого опыта. Преподаватель не дает готовых знаний, но побуждает студентов к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, создавая условия для их инициативы. Семинары-тренинги организованы с учетом естественного цикла научения, описанного американским психологом Д. Колбом: опыт, анализ, теория, практика. Предпочтительные сочетания названных стадий представляют собой основу стилей научения, выделенных П. Ханни и А. Мамфордом: активист, наблюдатель, теоретик и прагматик. Работа ведущего занятия должна быть ориентирована на все стили, чтобы каждый студент мог осваивать новый опыт наиболее эффективным для себя образом.

Легкость восприятия информации, ее усвоения, запоминания, воспроизведения зависит от индивидуальных возможностей сенсорных каналов. Некоторые запоминают лучше то, что читают, а другие — то, что слышат [3]. Лучшая индивидуальная познавательная стратегия представляет собой органичное сочетание ведущих сенсорных каналов и доминирующего полушария мозга, чаще используемого для обработки и хранения учебной информации. Левое полушарие раскладывает информацию по полочкам, выстраивает ее в логической последовательности. Правое полушарие сразу видит картину в целом. Кто-то применяет оба полушария. В экспериментальной работе студенты узнают когнитивные предпочтения своего мозга, и используют эту информацию для построения и корректировки своих познавательных стратегий.

Например: студентам с предпочитаемым визуальным стилем обучения, опирающимся на левое полушарие мозга, легко дается чтение и понимание логически связного текста, а также, слов, мыслей и цифр, оформленных по пунктам. А визуалам с доминирующим правым полушарием мозга нужно видеть графики, карты, диаграммы, рисунки или примеры, взятые из реальной жизни, чтобы скорее понять то, что они читают или слушают. Аудиалам с доминантным левым полушарием полезно читать текст вслух, проговаривать, обсуждать,

объяснять другим. Аудиалам с доминирующим правым полушарием полезно составлять ментальные карты текста и проговаривать ключевые пункты, причем начинать нужно с вступительной и заключительной частей, просматривая заголовки и рубрики.

Преподаватель в группе ориентируется на всех студентов одновременно. Студент, являясь субъектом своей учебной деятельности, должен обладать компетенцией выстраивания оптимальной для него стратегии познания. Другим условием профессионального роста является умение моделировать, перенимать, использовать стратегии эффективных людей, легко достигающих желаемые результаты. Если что-то способен сделать один человек, значит, это сделают и другие, если их правильно научить.

Дилтс [2] изучил стратегии гениальных людей: Аристотеля, Моцарта, Эйнштейна, Фрейда, Леонардо да Винчи и других. Не будет другого Моцарта или Аристотеля, но, используя их стратегии, можно расширить карту индивидуальных возможностей до предельных границ. В рамках дисциплины студенты знакомятся с системной стратегией анализа проблемного пространства Аристотеля, стратегией творческой самоорганизации Моцарта, стратегией независимого мышления Эйнштейна, ориентированной на видение новых уровней. Сознание, расширенное хотя бы однажды новой идеей, никогда не возвращается к начальным размерам.

Дайана Халперн [6], исследователь критического мышления, предлагает ряд формирующих и обеспечивающих это мышление стратегий. Например, метод понимания читаемого текста SQ3R (Survey, Question, Read, Recite, Review), основан на сочетании вопросов и пересказа материала и переводится как «Обзор, Вопросы, Чтение, Изложение, Повторение». Изучение текста происходит наиболее эффективно, если по нему задают правильно поставленные вопросы. Если студенты сами придумывают вопросы и сами на них отвечают, это способствует и пониманию, и запоминанию. Умение задавать продуманные вопросы — это то, чему следует учиться, что следует превратить в навык. Задаваемые нам вопросы направляют наше мышление. Если человек может задавать себе вопросы сам, то значит, что он сам ведет свое мышление. Задайте себе вопрос: «Каким образом вопросы помогают пониманию?».

32 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3

Методологические подходы к оценке влияния инновационного потенциала вуза...

Предлагаемые в ходе занятий стратегии встраиваются разными способами. Можно повторять поведение, наблюдать, демонстрировать, можно обучать друг друга, задавать вопросы. Переносу стратегий помогает практика, обратная связь и умение вообразить, как это делается в нужных ситуациях. В формате статьи невозможно описать содержание стратегий, можно только сослаться на их наличие в программе дисциплины [1]: стратегия доступа к внутренним ресурсам, стратегия целеполага-ния, слушания, чтения, понимания, стратегия аргументации, различения факта и мнения, системного мышления и креативности, стра-

Литература

тегии сотрудничества, принятия группового решения и управления конфликтной ситуацией. Важнейший навык в современном учебном процессе — навык критического мышления, умения мыслить о своем мышлении.

То, что мы видим, определяется тем способом, которым мы наблюдаем. «На первом месте должно стоять развитие способности к независимому мышлению, а не получение конкретного знания», — сказал Эйнштейн. Если студент поймет, что учебные навыки не только средство, но и инструмент учения, тогда он сможет пользоваться этим инструментом. Даже Моцарта сначала учили владеть клавишами.

1. Бьюзен Т. Научите себя думать. Минск: «Попурри», 2008. 192 с.

2. Дилтс Р. Стратегии гениев. Том 1. М.: Независимая фирма «Класс», 2011. 272 с.

3. ЛинксманР. Как быстро изучить любой предмет. Минск.: Попурри, 2003. 288 с.

4. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование. История и практика. М.: Профит Стайл, 2007. 432 с.

5. Плигин А.А. Руководство к курсу НЛП — Практик. М.: КСП+, 2000. 576 с.

6. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000. 512 с.

УДК 371:351.851

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА

Плошкин Андрей Владимирович, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела,

nova49@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва Погребова Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nir_pogrebova@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва

The article describes the main methodological approaches of monitoring to assess the impact of innovation development of higher educational institutions in the region to the level of regional economic development — the subject of the federation.

В статье рассмотрены основные методические подходы проведения мониторинга, позволяющего оценить степень влияния инновационного развития высших учебных заведений региона на уровень экономического развития региона — субъекта федерации.

Keywords: innovation potential, institution of higher education, economy, region, method Ключевые слова: инновационный потенциал, вуз, экономика, регион, методика

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.