Научная статья на тему 'Методологические подходы к оценке влияния инновационного потенциала вуза на экономику региона'

Методологические подходы к оценке влияния инновационного потенциала вуза на экономику региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
institution of higher education / Economy / region / Method / инновационный потенциал / вуз / Экономика / регион / МЕТОДИКА / innovation potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плошкин Андрей Владимирович, Погребова Елена Сергеевна

В статье рассмотрены основные методические подходы проведения мониторинга, позволяющего оценить степень влияния инновационного развития высших учебных заведений региона на уровень экономического развития региона - субъекта федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the main methodological approaches of monitoring to assess the impact of innovation development of higher educational institutions in the region to the level of regional economic development the subject of the federation.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к оценке влияния инновационного потенциала вуза на экономику региона»

Методологические подходы к оценке влияния инновационного потенциала вуза...

Предлагаемые в ходе занятий стратегии встраиваются разными способами. Можно повторять поведение, наблюдать, демонстрировать, можно обучать друг друга, задавать вопросы. Переносу стратегий помогает практика, обратная связь и умение вообразить, как это делается в нужных ситуациях. В формате статьи невозможно описать содержание стратегий, можно только сослаться на их наличие в программе дисциплины [1]: стратегия доступа к внутренним ресурсам, стратегия целеполага-ния, слушания, чтения, понимания, стратегия аргументации, различения факта и мнения, системного мышления и креативности, стра-

Литература

тегии сотрудничества, принятия группового решения и управления конфликтной ситуацией. Важнейший навык в современном учебном процессе — навык критического мышления, умения мыслить о своем мышлении.

То, что мы видим, определяется тем способом, которым мы наблюдаем. «На первом месте должно стоять развитие способности к независимому мышлению, а не получение конкретного знания», — сказал Эйнштейн. Если студент поймет, что учебные навыки не только средство, но и инструмент учения, тогда он сможет пользоваться этим инструментом. Даже Моцарта сначала учили владеть клавишами.

1. Бьюзен Т. Научите себя думать. Минск: «Попурри», 2008. 192 с.

2. Дилтс Р. Стратегии гениев. Том 1. М.: Независимая фирма «Класс», 2011. 272 с.

3. ЛинксманР. Как быстро изучить любой предмет. Минск.: Попурри, 2003. 288 с.

4. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование. История и практика. М.: Профит Стайл, 2007. 432 с.

5. Плигин А.А. Руководство к курсу НЛП — Практик. М.: КСП+, 2000. 576 с.

6. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000. 512 с.

УДК 371:351.851

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА

Плошкин Андрей Владимирович, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела,

[email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва Погребова Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмент,

[email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва

The article describes the main methodological approaches of monitoring to assess the impact of innovation development of higher educational institutions in the region to the level of regional economic development — the subject of the federation.

В статье рассмотрены основные методические подходы проведения мониторинга, позволяющего оценить степень влияния инновационного развития высших учебных заведений региона на уровень экономического развития региона — субъекта федерации.

Keywords: innovation potential, institution of higher education, economy, region, method Ключевые слова: инновационный потенциал, вуз, экономика, регион, методика

33

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Для проведения мониторинга степени влияния инновационного потенциала вуза на экономику региона необходимо применять комплексный и системный подход, учитывающий максимальное количество взаимосвязанных между собой факторов влияния. Существующие структурные взаимозависимости могут подвергаться структурному анализу только в том случае, если есть вероятность создания системы некоторых общих показателей, которые позволяют оперировать дальнейшими данными, приведенными к единому значению.

Таким образом, в качестве основных показателей можно принять показатели, единые для любого вуза любого региона Российской Федерации как в разрезе рассматриваемого региона, так и в аспекте анализируемого вуза.

С точки зрения структуризации, необходимо применять подход, учитывающий виды научных ресурсов, соответствующих составным элементам процесса научной деятельности, и опирающийся на учет этих составляющих [2]. Основными компонентами влияния вуза на экономику региона являются:

• кадровая составляющая;

• материально-техническая составляющая;

• информационная составляющая;

• организационная составляющая;

• финансовая составляющая.

Кадровая составляющая является базовым элементом изучения влияния вуза на экономику региона [3]. Основной причиной этого положения является то, что именно роль творческого труда конкретного ученого является ключевой в процессе научно-исследовательской деятельности. Именно сотрудники высшей школы, занимающиеся научной деятельностью, являются катализаторами всех остальных элементов влияния. Другие структурные составляющие влияния вуза на экономику региона зависят, прежде всего, от кадрового состава.

Кадровая составляющая представляет собой все научные кадры, способные вырабатывать и реализовывать новые научные и научно-технические идеи и находить новые области применения полученных результатов. Сотрудники высшей школы, кроме научной деятельности, занимаются еще и педагогической, научно-организационной и научноинформационной работой. Эта деятельность также учитывается при определении влияния вуза на экономику региона в аспекте кадровой составляющей.

Материально-техническую составляющую влияния вуза на экономику региона образуют средства научного труда, создающие необходимые объективные условия для осуществления научно-технической деятельности. Материально-техническая составляющая включает в себя основные фонды, расходные материалы и другие компоненты, необходимые для выполнения исследований и разработок, их информационного обеспечения, организационного управления всеми работами и отражает как объем этих компонентов, так и их качественный состав.

Информационная составляющая (информационная основа научной и научно-технической деятельности) включает в себя весь объем накопленных и систематизированных научной системой к данному моменту знаний о законах и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также о методах проведения исследований [3]. Информационная составляющая отражает как информированность ученых о мировом опыте, так и наличие собственных оригинальных научных идей и методик не только в рамках законченных исследований, но и тех, что находятся в процессе реализации, или которые рассматриваются в качестве перспективных.

Организационная составляющая влияния вуза на экономику региона включает в себя совокупность методов и способов организации использования остальных составляющих потенциала путем специализации труда, оптимального сочетания различных видов труда, управления, планирования и обеспечения трудового процесса. Организационная составляющая отражает процессы, объединяющие все ресурсы и элементы в целостную систему, обладающую определенным потенциалом. Механизм участия организационной составляющей в формировании влияния вуза на экономику региона качественно иной, чем для ресурсной составляющей [3]. В организационном процессе взаимодействует множество факторов, взаимодействие которых придает индивидуальность каждому научной организации.

Перечислим базовые показатели методики определения влияния вуза на экономику региона.

Границы между различными составляющими влияния вуза довольно условны, кроме того составляющие влияния вуза на экономику региона можно частично считать взаимо-

34 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№3

Методологические подходы к оценке влияния инновационного потенциала вуза...

заменяемыми. Однако каждая из выделенных основных составляющих влияния вуза на экономику региона представляет собой крупную подсистему науки со своими закономерностями функционирования и развития.

В качестве таких показателей необходимо рассматривать ключевые данные по основным группам, которые включают в себя в рамках исследуемого региона:

1) численный состав студентов всех вузов всех форм обучения;

2) общую численность профессорско-преподавательского состава;

3) объем выделяемых госбюджетных средств на науку и образование в рамках высшей школы в регионе;

4) объем рынка платных образовательных услуг системы высшего образования в регионе.

В последние годы происходят существенные изменения в финансировании государственных систем высшего образования в разных странах, а также в механизмах распределения бюджетных средств между высшими учебными заведениями. Это обусловлено резким ростом контингентов обучаемых в системе образования и ограниченностью бюджетных ресурсов, что требует повышения эффективности использования государственных (бюджетных) средств и привлечения различных внебюджетных (негосударственных) источников. В значительной степени на изменение форм и механизмов финансирования оказывает влияние изменение характера и содержания высшего образования в связи с необходимостью формирования индивидуальных образовательных программ обучения, диверсификации их по содержанию, срокам и формам доставки образовательной услуги до потребителя. Именно поэтому такой показатель, как объем рынка образовательных услуг в регионе должен учитываться при оценке влияния вуза на экономику региона [4].

В высшей школе сконцентрированы около половины высококвалифицированных научных кадров Российской Федерации. Однако указанная выше сравнительно невысокая концентрация кадровых ресурсов на каждом отдельном научном направлении усугубляется еще и ограниченностью рабочего времени (неполной занятостью), расходуемого наиболее квалифицированной частью вузовских научных работников — профессорско-преподава-

тельским составом — на участие в научных исследованиях ввиду их загруженности учебной и учебно-методической работой. Лишь частично этот недостаток может быть компенсирован возможностью привлечения к выполнению научных исследований таких характерных для высшей школы кадровых резервов, как лаборантский состав и контингент студентов. Выполнение работниками вузов научных исследований способствует эффективной реализации основной функции высшей школы — подготовке квалифицированных кадров как для науки, так и для других сфер общественной деятельности [2]. Однако специфика этой функции неизбежно приводит к тому, что исследовательский потенциал вуза сосредотачивается в сфере научного потенциала, что способствует достижению серьезных научных результатов как в области фундаментальных научных исследований так и в области прикладных разработок, что несомненно оказывает значительное влияние на экономику того региона, в котором расположен вуз [1].

Для обеспечения нормального функционирования рыночной системы в сфере высшего образования необходима хорошая информированность потребителей производителей образовательных услуг. Для этого необходим сбор и распространение информации о высших учебных заведениях и предлагаемых ими курсах. Потенциальные студенты должны иметь быстрый и дешевый доступ к достоверной и точной информации об образовательных программах, содержании учебных курсов, ценах, качестве преподавания, а также о том, насколько успешно трудоустраиваются выпускники данного учебного заведения и т. д. Вузы получают информацию о структуре контингента учащихся, новых потребностях рынка труда. В данном аспекте такой показатель, как численный состав студентов всех форм обучения в регионе, является базовым для использования в процессе анализа влияния вуза на экономику региона [4].

Структура показателей методики определения влияния вуза на экономику региона может быть рассмотрена с учетом следующих основных позиций.

Изучение экономического и социального эффектов научной и инновационной деятельности вуза на экономику региона зависит от направления деятельности, исследований

35

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

и экспериментальных разработок, входящих в список приоритетных в рамках конкретного региона.

Кроме НИОКР, в научную деятельность включены научное и техническое образование и обучение, а также научные и технологические услуги. Касаясь деятельности по созданию технологических инноваций, необходимо учитывать научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие процессы, включая инвестиции в новые знания, которые приводят к использованию технологически новых или усовершенствованных продуктов или процессов. Научная деятельность является лишь частью инновационного процесса. Она может являться не только источником изначальной идеи для инновации, но и средством решения проблем, которые могут возникать в любой момент до стадии применения инновации.

В связи со сменой экономической парадигмы развития возникает все больший интерес к информации о научной деятельности, связанной со сферой услуг, в рамках тенденций развития сервисной экономики. Поскольку основные определения изначально разрабатывались для промышленных отраслей, а также естественных и технических наук, могут возникать проблемы при применении их к сфере услуг [2].

Научная деятельность с точки зрения использования ресурсов характеризуется высокой степенью их перемещения между отдельными организациями, секторами экономики и государством. Применяя институциональный подход, необходимо проводить анализ основных характеристик организаций, выполняющих и финансирующих научную деятельность. Все элементы классифицируются в соответствии с основными направлениями их научной деятельности.

Основными аспектами влияния научнометодической базы вуза на экономику региона в первую очередь являются:

• развитие научных исследований по приоритетным направлениям научно-исследовательской деятельности вуза;

• развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых образовательных технологий, становления и развития научных школ;

• привлечение профессорско-преподавательского состава вуза к выполнению научных исследований, способствующих развитию на-

уки, техники и технологий, содействие повышению научной квалификации профессорскопреподавательских кадров;

• практическое ознакомление студентов с постановкой и решением научных и технических проблем и привлечение наиболее способных из них к научно-исследовательской работе;

• обеспечение подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации с использованием новейших достижений научно-технического прогресса;

• формирование материально-технической базы университета, отвечающей современным требованиям и стандартам проведения научно-исследовательской и опытноконструкторской работы;

• эффективное использование научно-технического потенциала университета для решения приоритетных задач формирования системы непрерывного образования;

• развитие новых, прогрессивных форм научного сотрудничества с учебными, научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями, промышленными предприятиями и предприятиями сферы услуг с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования вузовских разработок в производстве;

• совершенствование управления в области создания и коммерциализации интеллектуальной собственности, а также стимулирование процессов создания и использования объектов интеллектуальной собственности путем формирования эффективной политики вуза в области интеллектуальной собственности как организующего и интенсифицирующего факторов научной, научно-технической и инновационной деятельности;

• развитие инновационной деятельности с целью создания и освоения новой или усовершенствованной продукции, технологического процесса, услуги или нового решения, совершенствующего организацию и управление в научно-технической и производственнотехнологической сферах, обновления продукции, услуг и производства;

• расширение международного научнотехнического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки

36 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3

Методологические подходы к оценке влияния инновационного потенциала вуза...

и образования и совместной разработки научно-технической продукции.

Результаты научных исследований, выполненных учеными вузов, должны быть востребованы и применимы к использованию федеральными и региональными органами власти, в том числе при разработке экономических, социальных и образовательных программ, в деятельности общественных некоммерческих организаций, внедряться в промышленное производство [4].

К списку ключевых показателей в рамках данной группы относятся:

1) количество полученных патентов в течение года;

2) количество проданных лицензий в течение года;

3) количество выпущенных промышленных образцов в течение года;

4) количество патентов на объекты общей интеллектуальной собственности, на основе совместного патентообладания вуза с предприятиями и организациями субъекта федерации в течение года;

5) количество патентов на объекты общей интеллектуальной собственности предоставленных предприятиям и организациям на основе лицензионного соглашения с предприятиями и организациями субъекта федерации в течение года.

С точки зрения влияния вуза на экономику региона, необходимо рассмотреть целый ряд факторов, обуславливающих подобную взаимосвязь. Существует практика заключения целевых договоров между вузами и органами государственной власти субъектов Федерации на подготовку специалистов за счет местных бюджетов. Более того, в ряде субъектов Российской Федерации вузы полностью переводятся на финансирование из местных бюджетов. Степень децентрализации управления высшим профессиональным образованием определяется, в основном, соотношением источников финансирования.

Чем в большей мере финансовая подпитка вузов осуществляется за счет бюджетов субъектов федерации, тем в большей степени местные органы власти реализуют региональный подход в управлении процессами функционирования вузов региона, финансирование фундаментальных научных исследований, части прикладных разработок в рамках федеральных научных программ на конкурсной основе, на-

учно-методическое обеспечение. При таком варианте финансирования высшего профессионального образования потребуется вводить местные налоги на содержание общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, возможно, применяемые во многих странах личные образовательные кредиты. Не исключается вариант субвенций из федерального бюджета на содержание вузов для дотационных регионов. Передача значительной части финансирования высшей школы субъектам федерации стимулирует интеграцию небольших вузов, отраслевых научно-исследовательских структур в крупные научно-учебные центры, переход к многоступенчатой системе высшего профессионального образования [3]. Только за счет такой интеграции можно будет иметь значительный эффект от более рационального использования центров информационных технологий, библиотечных фондов, приборного парка, транспорта, учебных зданий и всей накопленной социальной инфраструктуры высших учебных заведений.

Перечислим ключевые показатели, характеризующие экономическое влияние вуза.

1. Стоимость финансируемых госбюджетных НИР всего по учебному заведению.

2. Стоимость хозяйственных договоров всего по учебному заведению.

3. Стоимость финансируемых госбюджетных НИР, выделяемых из бюджета субъекта федерации, в котором расположен вуз.

4. Стоимость хозяйственных договоров с предприятиями и организациями субъекта федерации, в котором расположен вуз.

5. Количество НИР, финансируемых из бюджета субъекта федерации, в котором расположен вуз.

6. Количество договоров о совместном сотрудничестве с предприятиями и организациями субъекта федерации, в котором расположен вуз.

7. Доля вуза в общем объеме платных образовательных услуг системы высшего образования в регионе, в котором он расположен.

Процессы влияния вуза на экономику региона через образовательную (основную) деятельность и развитие науки являются взаимозависимыми, поскольку степень влияния вуза может повыситься за счет новых квалифицированных кадров (выпускников, вернувшихся в вуз для продолжения учебы или работы),

37

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

а также за счет опыта, приобретенного в процессе научной работы, который в дальнейшем можно превратить в нематериальные активы и использовать для извлечения выгоды [3].

Более подробно рассмотрим основные направления комплексного влияния вуза на экономику региона с точки зрения привлечения инвестиций в вуз.

Инновационная деятельность вуза должна быть направлена, прежде всего, на поиск потенциальных инвесторов за счет:

• создания наукоемкой научно-технической продукции и конкурентоспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий;

• продвижения на рынок новых знаний;

• разработки и внедрения новых методов подготовки специалистов, основанных на сочетании практической деятельности и традиционных образовательных программ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• адресной подготовки специалистов для предприятий различных отраслей;

• участия в деятельности технопарков, инновационно-технологических центров, научно-производственных центров;

• взаимодействия с фондами поддержки научной, образовательной и инновационной деятельности;

• реализации инновационных проектов «под ключ»;

• создания центров подготовки и переподготовки специалистов и проведения перспективных научных исследований при содействии министерств, ведомств, агентств;

• проведения маркетинговых исследований в области подготовки высококвалифицированных кадров и инновационных наукоемких технологий.

Перечислим основные направления консалтинговой деятельности в вузе.

1. Оказание консультационных услуг для предприятий:

• финансовое консультирование, в том числе по вопросам бухгалтерского учета;

• управленческое консультирование;

• технологическое консультирование;

• консультирование по вопросам экономического и финансового анализа деятельности организации;

• консультирование по вопросам разработки стратегии развития предприятия, оптимизация структуры управления, совершенствование организационной структуры;

• консультирование по вопросам техникоэкономического обоснования инвестиционных проектов; разработки бизнес-планов;

• налоговое консультирование и планирование;

• маркетинговые исследования в рамках проектов;

• консультирование по вопросам маркетинга;

• построение моделей управления, создание концепций управления персоналом;

• прогнозирование развития рынков сбыта;

• консультации в области ценообразования;

• общие консультации по вопросам развития хозяйствующих субъектов;

2. Оказание услуг для структур регионального

управления и муниципальных образований:

• определение потребностей населения в различных услугах социальной сферы, а также разработке рекомендаций по их удовлетворению;

• проведение анализа состояния ведущих отраслей экономики региона, участие в разработке концепций и программ их развития;

• участие в разработке программ по поддержке и развитию малого предпринимательства и семейного бизнеса;

• выявление потребностей региона в специалистах различных профессий.

Активизация предпринимательской деятельности вузов обусловила развитие рыночных отношений в сфере образования и ужесточение конкуренции между такими ярко выраженными сегментами рынка, как государственные (муниципальные) и негосударственные вузы.

Таким образом, степень влияния вуза на экономику региона — это основной вопрос предпринимательской деятельности вуза. При открытости рынка и наличии конкурентной среды эффективность использования научно-образовательного потенциала является средством, позволяющим сохранять и укреплять присутствие на нем, а также увеличивать доходы. В условиях выраженного несовершенства рыночной конкуренции повышение эффективности остается одним из важнейших средств увеличения предпринимательского дохода [1].

Назовем ключевые показатели деловой активности вуза в аспекте его влияния на экономику региона.

38 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№3

Проблемы формирования и перспективы развития имиджа системы управления...

1. Количество зарегистрированных фирм в составе бизнес-инкубатора при вузе.

2. Соответствие профиля деятельности фирм, зарегистрированных при вузе, приоритетным направлениям НИР/НИОКР вуза.

3. Численность сотрудников фирм, зарегистрированных в составе бизнес-инкубатора при вузе.

4. Объем реализации товаров/продуктов/ус-луг фирмами, зарегистрированными в составе бизнес-инкубатора при вузе.

5. Количество созданных малых предприятий при вузе, не входящих в состав бизнес-инкубатора.

6. Объем реализации товаров/продуктов/ус-луг малыми предприятиями при вузе, не входящих в состав бизнес инкубатора. Решение задач модернизации российской

экономики невозможно без соответствующих кадровых ресурсов. Для развития кадрового потенциала региона именно расположенные в нем вузы играют ключевую роль [1]. Для удовлетворения потребностей региональных рын-

Литература

ков труда нужна эффективная региональная система высшего образования, занимающаяся обучением, переподготовкой и повышением квалификации специалистов, то есть создания полноценных кадровых потоков. Для оценки влияния вуза на кадровый потенциал региона необходимо использовать следующие ключевые показатели:

1) количество студентов учебного заведения, обучающихся на договорной основе за последний год;

2) доля студентов, постоянно проживающих в регионе, в общей численности студентов вуза;

3) количество заявок на выпускников вуза от предприятий и организаций, расположенных в регионе, за последний год;

4) количество выпускников вуза, получивших работу на территории региона, за последний год;

5) количество выпускников вуза, занятых в органах власти субъекта федерации, в котором расположен вуз, за последний год.

1. Беляков С.А. Оценка экономического положения образовательных учреждений//Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 5—6.

2. Джонстоун Б. Сокращение финансирования высшего образования: стимулы и ограничения диверсификации доходов //Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 2 (21).

3. Исследования и разработки в секторе высшего образования: Стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, 2005.

4. Морган А. Диверсификация источников финансирования в системе высшего образования: сравнительный обзор//Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2 (25).

УДК: 339.138:374.3

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМИДЖА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Раздымаха Юлия Юрьевна, начальник отдела материально-технического снабжения,

[email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The urgency of the issue of forming the image of higher education in Russia is confirmed by investigations in this field. This article presents the results of content analysis of media coverage, allowing to characterize the main problems in the study area and to determine the prospects for the image of higher education at a level of management system for higher professional education.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.