Научная статья на тему 'Роль когнитивных процессов в формировании коммуникативных умений'

Роль когнитивных процессов в формировании коммуникативных умений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1059
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ / КОГНИТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COGNITIVE SKILLS / ТРЕНИНГ / TRAINING / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ / FORMATION OF SKILLS / KNOWLEDGE ACQUISITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмадиева Л. Р.

В статье исследуется процесс формирования коммуникативных умений на тренинге. Выделяются закономерности обучения определенным моделям поведения на примере формирования коммуникативных умений. В исследовании приняли участие 112 испытуемых. Минимальный возраст 21 год, максимальный 63 года. Все испытуемые были участниками профессиональных тренингов, на которых формировались профессионально важные коммуникативные умения. Достоверность полученных результатов подтверждается с помощью использованных методов статистической обработки данных: корреляционного анализа Пирсона и t-критерия Стьюдента для зависимых выборок. Уровень статистической значимости полученных результатов высокий, что подтверждает достоверность выявленных связей и различий. Анализируется последовательность формирования умений на тренинге: усвоение знаний о том, как правильно организовывать коммуникационный процесс, совершенствование умения правильно диагностировать особенности коммуникативного поведения других людей на базе полученных знаний (когнитивные умения), выработка коммуникативных умений, прослеживающихся в изменениях собственного поведения участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of cognitive processes in the development of communicative skills

The article is devoted to the research of communicative skills development during a training. A number of regularities of teaching certain behaviour patterns (in this case communicative skills development) have been singled out. 112 people took part in the experiment. The minimum age was 21, the maximum age was 63. All the test subjects did vocational training, in which they were taught communicative skills required for the job. The credebility of the findings has been supported by the statistical treatment of data. Pearson correlation coefficient and ‘Student’s’ t-test for independent samples were applied. The high level of the statistical significance corroborates the credebility of the revealed correlations and differences. It provides the analysis of the sequence in which skills are developed during training: acquiring knowledge how to organise a communication prosess properly, improving skills of accurate diagnosing other people’s communicative behaviour on the basis of the acquired knowledge (cognitive skills), forming cognitive skills, which can be traced in the changes of the trainees’ behaviour.

Текст научной работы на тему «Роль когнитивных процессов в формировании коммуникативных умений»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.776.3 Л. Р. Ахмадиева

кандидат психологических наук, доцент каф. психологии и педагогической антропологии факультета гуманитарных наук ФГБОУ ВО МГЛУ; e-maiL: [email protected]

РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

В статье исследуется процесс формирования коммуникативных умений на тренинге. Выделяются закономерности обучения определенным моделям поведения на примере формирования коммуникативных умений. В исследовании приняли участие 112 испытуемых. Минимальный возраст - 21 год, максимальный -63 года. Все испытуемые были участниками профессиональных тренингов, на которых формировались профессионально важные коммуникативные умения. Достоверность полученных результатов подтверждается с помощью использованных методов статистической обработки данных: корреляционного анализа Пирсона и f-критерия Стьюдента для зависимых выборок. Уровень статистической значимости полученных результатов высокий, что подтверждает достоверность выявленных связей и различий. Анализируется последовательность формирования умений на тренинге: усвоение знаний о том, как правильно организовывать коммуникационный процесс, совершенствование умения правильно диагностировать особенности коммуникативного поведения других людей на базе полученных знаний (когнитивные умения), выработка коммуникативных умений, прослеживающихся в изменениях собственного поведения участников.

Ключевые слова: общение; коммуникативная компетентность; коммуникативные умения; усвоение знаний; когнитивные умения; тренинг; формирование умений.

L. R. Akhmadieva

PhD (PsychoLogy), Associate Professor, Department of PsychoLogy and PedagogicaL AnthropoLogy, FacuLty of the Humanities, MSLU; e-maiL: [email protected]

THE ROLE OF COGNITIVE PROCESSES IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS

The articLe is devoted to the research of communicative skiLLs deveLopment during a training. A number of reguLarities of teaching certain behaviour patterns (in this case

communicative skiLLs development) have been singLed out. 112 peopLe took part in the experiment. The minimum age was 21, the maximum age was 63. ALL the test subjects did vocationaL training, in which they were taught communicative skiLLs required for the job. The credebiLity of the findings has been supported by the statisticaL treatment of data. Pearson correLation coefficient and 'Student's' t-test for independent sampLes were appLied. The high LeveL of the statisticaL significance corroborates the credebiLity of the reveaLed correLations and differences. It provides the anaLysis of the sequence in which skiLLs are deveLoped during training: acquiring knowLedge how to organise a communication prosess properLy, improving skiLLs of accurate diagnosing other peopLe's communicative behaviour on the basis of the acquired knowLedge (cognitive skiLLs), forming cognitive skiLLs, which can be traced in the changes of the trainees' behaviour.

Key words: communication; communicative competence; cognitive skiLLs; knowLedge acquisition; training, formation of skiLLs.

Многие согласны с тем, что человек - это «общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры» [БСЭ 1978]. Таким образом, важнейшей характеристикой человека признается его социальность. Человек рождается, формируется, развивается в ходе взаимодействия с обществом, а раз так, то важнейшую роль в жизни людей должно играть и играет общение.

Общаясь, мы обмениваемся информацией, что обеспечивает планирование, осуществление и контроль нашей совместной деятельности; делимся своими чувствами, устанавливаем межличностные отношения с интересующими нас людьми. В социальной психологии коммуникация определяется как процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, в групповом взаимодействии или в публичном выступлении, включающий в себя участников, контекст (физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс общения), сообщения, каналы, шумы и обратную связь. Сообщение представляет собой сочетание значения, символов, кодирования - декодирования и формы или способа организации. В данном контексте значение -это осознание собственных мыслей и чувств; символы - это слова, звуки и действия, выражающие конкретное содержание значения; кодирование - это процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки и действия; декодирование - процесс обратной трансформации сообщений в идеи и чувства; канал - это маршрут сообщения и средства его передачи [Вердербер Р., Вердербер К. 2003].

Генерация сообщений невозможна без участия когнитивных процессов, связанных с восприятием, хранением, репрезентацией, кодированием и воспроизведением информации. Таким образом, уже само определение коммуникации содержит в себе прямое указание на неразрывную связь между когнитивными и коммуникационными процессами.

Среди функций общения выделяются контактная, информационная, побудительная, координационная, эмоциональная, а также функции понимания, установления отношений, оказания влияния. Информационная, побудительная функции и функция понимания являются, по сути, когнитивными. При реализации этих функций требуется координированное взаимодействие когнитивных и коммуникационных процессов.

Следующие аспекты взаимосвязи когнитивных и коммуникационных процессов выявляются при рассмотрении методов обучения общению.

Несмотря на то, что общение часто рассматривается как естественное, врожденное, стабильное поведение, в современном мире всё больший вес приобретает мнение о необходимости обучения общению, о развитии коммуникативной компетентности.

Для того чтобы формировать и развивать коммуникативную компетентность, необходимо сначала определить, из каких составляющих складывается это понятие, а затем найти или сконструировать методы повышения эффективности общения. К решению этих задач психологи вплотную подошли в середине ХХ столетия. Это было связано с работами выдающегося психолога Курта Левина.

Организовывая дискуссионные группы с целью воздействия на расовые предрассудки, он обнаружил, что участникам обсуждений приносит пользу предъявление объективных (полученных в ходе наблюдения со стороны) данных по поводу их собственного поведения и воздействия этого поведения на окружающих. Было показано, что наиболее эффективным методом обучения общению является тренинг как обучающая лаборатория. Обучающая лаборатория выступает в роли полигона, на котором развиваются и оттачиваются навыки межличностного взаимодействия. В «лабораторных условиях» участники могут исследовать свои стили общения и экспериментировать с их вариантами, налаживая с другими различные отношения

и постоянно получая от них обратную связь по поводу всего происходящего. Руководители также могут играть активную роль в распространении информации, в моделировании умений и в обеспечении обратной связи.

Были выделены коммуникативные умения и условия, обеспечивающие их эффективное формирование.

Основные коммуникативные умения:

- описание поведения (сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им мотивов действий, оценки установок или личностных черт);

- передача своих чувств (ясное, по возможности, сообщение о внутреннем состоянии с использованием в своих высказываниях местоимения «я» или «мне» при помощи прямых определений и метафор);

- активное слушание (подразумевает принятие человеком ответственности за то, что он слышит, посредством подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от собеседника сообщения. Процесс активного слушания включает в себя такие составляющие, как сосредоточение, понимание, запоминание, оценка и реагирование. Сосредоточение - это перцептивный процесс выбора и концентрации на конкретных стимулах из всего множества стимулов, достигающих наших органов чувств. Понимание - это точная расшифровка сообщения путем присвоения ему правильного значения. Понимание достигается через эмпатию и эмпатическое реагирование, через принятие перспективы (представление себя на месте другого человека), через заданные вопросы. Оценка осуществляется путем критического анализа сообщения. Критический анализ представляет собой процесс определения правдивости, достоверности или вероятности полученной информации путем оценки качества умозаключений. Реагирование представляет собой эмпатическую реакцию на высказывания собеседника):

- умение предоставлять обратную связь (обратная связь должна быть взвешенной, уместной, конкретной и объективной, понятной, необходимой и достаточной);

- умение вступать в конфронтацию (конфронтация - это наиболее сильно действующая форма коммуникации, в которой одновременно сочетаются возможности личностного роста и возможности

причинения вреда, она помогает людям глубже исследовать свое поведение и эффективно изменять его) [Рудестам 2001].

В современной психологии список коммуникативных умений расширяется. В него включаются:

- процессы и умения, обеспечивающие адекватное восприятие себя и окружающих людей: избирательное восприятие информации, должным образом направленное и устойчивое внимание, адекватная интерпретация полученной информации, обеспечивающаяся различными операциями мышления, развитая рефлексия, формирование и поддержание «Я-концепции», отсутствие стереотипов в общении, умение контролировать собственное эмоциональное состояние в ходе общения;

- вербальные умения, включающие в себя такие характеристики речи, как содержательность, точность, понятность, чистота, уместность, богатство и разнообразие;

- умения невербальной коммуникации: умение грамотно построить самопрезентацию, опираясь на знания о воздействии различных аспектов внешнего вида на окружающих людей, навыки управления пара- и экстралингвистической системами, умение поддерживать зрительный контакт, адекватное использование движений с такими целями, как замена слова или фразы, иллюстрация того, что человек говорит, привлечение внимания к содержанию сообщения, выражение чувств в общении, управление ходом разговора или совместными с собеседником действиями;

- умения коммуникации через организацию окружающей среды: организация пространства и времени общения, эффективный подбор температуры, освещения и цвета места, в котором проходит процесс общения [Вердербер Р., Вердербер К. 2003; Гойхман О. Я., Надеина Т. М. 2001; Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. 2001; Льюис Д. 2002; Петровская Л. А. 2008].

Уже сам перечень коммуникативных умений демонстрирует неразрывную связь между коммуникативными и познавательными процессами. Большая часть коммуникативных умений, как видно из списка, невозможна без специальных знаний и хорошо развитых когнитивных процессов.

Связь между коммуникативными и когнитивными умениями подчеркивалась и в самой организации обучения в Т-группах Курта

Левина. Развитие коммуникативных умений у участников тренинга было неразрывно связано с обучением тому, как учиться. Понятию «обучение тому, как учиться» соответствует циклическое чередование самопрезентации (восприятие происходящего, выражающееся в действиях), экспериментирования (испытание новых способов и стратегий поведения) и обратной связи. Когнитивными процессами, обеспечивающими формирование коммуникативных навыков, стали обратная связь, «размораживание», участие с наблюдением и когнитивные опоры.

Кроме того, большое значение в Т-группах уделялось развитию когнитивных процессов, влияющих на успешность коммуникации. В качестве самостоятельных целей Т-групп выделяют повышение рефлексивных способностей участников, расширение границ осознания различных жизненных ситуаций, развитие способности к поиску различных альтернативных вариантов решения проблемных ситуаций, поощрение исследовательского отношения к действительности [Рудестам 2001; Ялом 2000].

Кроме коммуникативных умений в понятие «коммуникативная компетентность» включаются коммуникативные способности и знания, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения. Под коммуникативной способностью понимается либо природная одаренность человека в общении, либо его коммуникативная производительность. При этом подчеркивается, что несмотря на тесную связь между этими понятиями, современный человек может развить в себе высокую коммуникативную производительность, даже если его врожденные способности относительно невелики. Чаще всего под врожденной коммуникативной способностью понимают непроизвольную экспрессивность или способность спонтанного кодирования, дающую некоторые преимущества в развитии умения преднамеренно создавать определенные сигналы.

В категорию «коммуникативные знания» включают знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций, в какой степени развиты у самого человека те или иные коммуникативные умения, какие методы эффективного общения

дают наилучшие результаты в исполнении данного конкретного человека [Сидоренко 2002]. Знания необходимы для четкого понимания содержания процесса совершенствования коммуникации. Чем больше люди знают о поведении в конкретных ситуациях, тем проще им развивать свои коммуникативные умения и навыки [Вердербер Р., Вердербер К. 2003].

Таким образом, в самом понятии «коммуникативная компетентность» содержится еще одна связь между когнитивными (знания) и коммуникативными компонентами.

Большой вклад в теорию и практику обучения эффективному общению внесла теория социального научения А. Бандуры. Согласно данной теории, человеческая природа обладает большим потенциалом, который преобразуется в ходе приобретении опыта в самые разные формы. В теории А. Бандуры описывается модель причинных взаимоотношений, в которой когнитивные, мотивационные и поведенческие факторы и события внешнего окружения взаимно влияют друг на друга. Приобретение опыта в основном сводится к двум главным способам научения - это научение через наблюдение и научение в действии.

Научение через наблюдение включает в себя четыре основных процесса:

1. Проявление внимания. Важно обратить внимание на моделируемое поведение и точно воспринять его. Процессы внимания определяют, что селективно наблюдается и выбирается из множества модельных явлений. Один набор переменных внимания включает в себя характеристики стимулов моделирования, такие как пригодность, отчетливость (ясность), аффективная валентность и функциональная ценность моделируемого поведения. Другой набор переменных внимания включает в себя такие характеристики наблюдателя, как сенсорные способности, уровень возбуждения, привычки восприятия, имевшее место в прошлом, предшествующее подкрепление.

2. Сохранение. Для того чтобы моделирование было эффективным, оно должно запоминаться. Сохранение подразумевает либо образное хранение информации, либо (что имеет место гораздо чаще) кодирование смоделированных событий и превращение их в легкоприменимые вербальные символы, т. е. в основе научения через наблюдение лежат главным образом две репрезентативные системы - образная

и вербальная. Сенсорная стимуляция активизирует ощущения, дающие толчок восприятию внешних событий. В результате повторяющегося воздействия модельные стимулы постепенно вырабатывают стойкие и легковоспроизводимые образы моделируемого поведения. Зрительные образы играют особо важную роль в научении в период раннего развития человека, а также при изучении коммуникативных умений и процессов, которые не столь легко поддаются вербальному кодированию.

Большинство когнитивных процессов, регулирующих поведение, являются в первую очередь вербальными, а не образными. После превращения моделируемого поведения в вербальные символы, закодированная в памяти информация может служить руководством к действию.

Материал, имеющий значение для наблюдателей и строящийся на основе полученного ими в прошлом опыта, запомнится с большей долей вероятности. В дальнейшем сохранению способствует или воображаемая репетиция смоделированного поведения, или фактическое осуществление его на практике. Когнитивные навыки и структуры наблюдателей могут усиливать сохранение. В сохранении определенную роль играет мотивация к обучению, хотя она является скорее вспомогательной, чем необходимой.

3. Продуцирование. На некоторой стадии символические представления смоделированного поведения, вероятно, потребуется перевести в эффективное действие. Наблюдателям необходимы точные когнитивные представления смоделированного поведения для того, чтобы эти представления можно было сравнивать с сенсорной обратной связью, формирующейся в результате совершения действий. Корректирующее моделирование является эффективным способом обеспечения обратной связи в тех случаях, когда наблюдатели демонстрируют недочеты при совершении действий. Переменные наблюдателя, влияющие на репродукцию поведения, включают в себя физические способности, наличие или отсутствие необходимых компонентов в репертуаре реакций, способность осуществлять корректирующую регулировку при испытании нового поведения.

4. Мотивация. Следует проводить четкое различие между научением и исполнением в связи с тем, что люди не всегда замотивирова-ны воплощать в действие то, чему они учатся. Наблюдатель, вероятнее

всего, примет смоделированное поведение, если оно: а) приносит внешние выгоды; б) внутренне положительно оценивается; в) приносит пользу модели (поведение которой является эталоном), и это можно наблюдать [Бандура 2000; Нельсон-Джоунс 2001].

Таким образом, подчеркивается роль когнитивных процессов -внимания и памяти - в развитии коммуникативных навыков путем наблюдения и подражания.

Научение в действии, или научение через опыт. Выделяя данный вид научения, Бандура подчеркивает различие, существующее между знанием и навыком. Для того чтобы развивать навыки действия, люди часто должны выходить за пределы структур знания. Именно исполнение на практике позволяет людям переводить знания в квалифицированное действие. Чтобы от знаний перейти к исполнению, необходимо иметь точные концепции целевых навыков, которые соответствовали бы попыткам людей осуществить эти навыки. Таким образом, формирование навыков невозможно без определенного рода знаний. С другой стороны, знания не являются конструкцией жесткой и неизменной: служа фундаментом для формирования навыков, они, в свою очередь, меняются под их влиянием. «Люди используют информацию, которую они извлекают из практики, для того чтобы вносить изменения в пространственные и временные характеристики исполнения до тех пор, пока то, что они делают, не начинает максимально соответствовать их когнитивной концепции квалифицированного исполнения» [Нельсон-Джоунс 2001, с. 296]. Следовательно, при обучении коммуникативным навыкам большое значение имеют такие когнитивные компоненты, как знания.

Совершая действия на практике, люди неизбежно сталкиваются с положительными и отрицательными последствиями своих действий, и рано или поздно - с результатами своих реакций. Последствия и результаты поведения изменяют информационные и мотивацион-ные когнитивные переменные [Нельсон-Джоунс Р., 2001].

Таким образом, литературный обзор демонстрирует тесную взаимосвязь и взаимозависимость, существующую между когнитивными и коммуникативными процессами. Эта связь также проявляется при изучении особенностей формирования коммуникативных умений.

Для эмпирического изучения роли когнитивных процессов в формировании коммуникативных умений был исследован процесс обучения

на профессиональных тренингах. В исследовании приняли участие 112 испытуемых. Возраст участников тренинга - от 21 года до 63 лет. Все проведенные тренинги предполагали формирование коммуникативных умений, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности.

Проведенное эмпирическое исследование показывает, что обучение коммуникативным умениям неразрывно связано с формированием знаний и когнитивных умений. Для того чтобы эффективность общения повышалась с помощью формирования и развития коммуникативных умений, необходим следующий цикл научения:

1. Усвоение знаний о том, как правильно организовывать коммуникационный процесс.

2. Совершенствование умения правильно диагностировать особенности коммуникативного поведения других людей на базе полученных знаний.

3. Выработка коммуникативных умений, прослеживающихся в изменениях собственного поведения участников.

Обучая участников тренинга определенным моделям поведения, мы столкнулись со следующими закономерностями:

- если участник не запомнил теоретическую информацию, его поведение в ходе выполнения упражнений является менее эффективным;

- если участник дает развернутую обратную связь своим коллегам в ходе обсуждения видеозаписи сделанных упражнений, он более эффективен сам при практическом усвоении тренин-гового материала, при этом чем выше точность обратной связи, тем выше личная эффективность;

- собственные высказывания участников в ходе тренинга свидетельствовали о том, что сначала люди усваивают знания, при помощи которых у них получается замечать и правильно оценивать особенности общения других людей, и лишь потом постепенно начинает меняться их собственное коммуникационное поведение;

- одинаковый объем усвоенных знаний не всегда сопровождается одинаковым уровнем поведенческих изменений.

Вышеописанные феномены позволили выдвинуть предположение о том, что между уровнем знаний и уровнем умений, которые

отражаются в изменении собственного поведения участников тренинга, находится некий промежуточный уровень усвоения материала, основная функция которого заключается в том, чтобы позволять участнику видеть и понимать, наблюдая за другими людьми, те параметры поведения, которые являются целью посттренинговых изменений. Этот конструкт был назван «когнитивные умения». Фактически речь идет о существовании некой внутренней структуры, которая позволяет адекватно оценивать поведение окружающих людей по заданным критериям.

Корреляционный анализ продемонстрировал тесную связь, существующую между знаниями, когнитивными и коммуникативными умениями (см. табл. 1).

Таблица 1

Значения коэффициента корреляции Пирсона

(уровень значимости р < 0,01)

Знания Когнитивные умения Коммуникативные умения

Знания - 0,69 0,48

Когнитивные умения 0,69 - 0,66

Коммуникативные умения 0,48 0,66 -

Знания положительно коррелируют с уровнем когнитивных и коммуникативных умений. При этом коэффициент корреляции для знаний и когнитивных умений выше, чем для знаний и коммуникативных умений, а когнитивные умения с одинаковым коэффициентом корреляции связаны как со знаниями, так и с коммуникативными умениями. Такой характер связи подтверждает последовательность формирования коммуникативных умений на базе знаний и когнитивных умений.

При условии тесной взаимосвязи между знаниями, когнитивными и коммуникативными умениями, подтверждение существования значимых различий между этими показателями, подчиняющихся закономерности знания > когнитивные умения > коммуникативные умения, будет являться доказательством поэтапного формирования коммуникативных умений. Следовательно, можно будет достоверно говорить

о том, что сначала человек приобретает знания, на базе которых вырабатываются когнитивные умения, являющиеся ориентировочными и заключающиеся в умении заметить в поведении другого человека те характеристики, которые впоследствии будут изменяться в собственном поведении, и лишь затем формируются коммуникативные умения, выражающиеся в изменениях собственного поведения. Также можно будет вычислить количественную закономерность, существующую между когнитивными и коммуникативными процессами.

Для поиска данной закономерности был использован ¿-критерий для зависимых выборок. Полученные с его помощью результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение значений уровня знаний, когнитивных и коммуникативных умений

Среднее Разница в средних значениях Уровень значимости

Знания 0,763889

Когнитивные умения 0,660467 0,1 0

Знания 0,763889

Коммуникативные умения 0,574863 0,19 0

Когнитивные умения 0,660467

Коммуникативные умения 0,574863 0,09 0

Статистический анализ на очень высоком уровне значимости продемонстрировал наличие достоверных различий между уровнем знаний, когнитивных и коммуникативных умений. Количественный анализ средних значений демонстрирует 10 % «убывание» на каждом последующем уровне формирования коммуникативных умений.

Таким образом, в эмпирическом исследовании подтверждается неотъемлемая роль когнитивных умений - умений видеть и понимать в поведении других людей те параметры, которые в дальнейшем будут изменяться в собственном поведении - в формировании и в развитии коммуникативных умений.

Подводя итоги, можно отметить следующие связи, существующие между когнитивными и коммуникативными процессами:

1. Процесс генерации сообщений, без которого невозможна коммуникация, является во многом когнитивным.

2. Реализация многих функций общения возможна только при условии координированного взаимодействия когнитивных и коммуникационных процессов.

3. Многие коммуникационные умения невозможны без таких когнитивных процессов, как избирательное восприятие, направленное и устойчивое внимание, кратковременная и долговременная память, развитая рефлексия, мышление.

4. Развитие коммуникативных умений тесно связано с обучением тому, как учиться.

5. Когнитивные процессы обеспечивают формирование коммуникативных навыков и влияют на эффективность общения.

6. Понятие «коммуникативная компетентность» включает в себя такой когнитивный компонент, как коммуникативные знания.

7. Научение общению через наблюдение и действие невозможно без активного участия познавательных процессов.

8. Для формирования коммуникативных умений необходима следующая последовательность действий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- усвоение знаний о том, как правильно организовывать коммуникационный процесс;

- совершенствование умения правильно диагностировать особенности коммуникативного поведения других людей на базе полученных знаний (когнитивные умения);

- выработка коммуникативных умений, прослеживающихся в изменениях собственного поведения участников.

Подводя итоги, можно отметить, что при формировании и развитии коммуникативных умений важную роль должны играть когнитивные процессы. Целесообразно уделять особое внимание формированию когнитивных умений в процессе обучающих тренингов, нацеленных на улучшение коммуникативных навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000. 320 с. Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 29 / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1978. 640 с.

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб. : ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 320 с.

Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация : учебник / под ред. проф. О. Я. Гойхмана. М. : ИНФРА-М, 2001. 272 с.

Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2001. 544 с.

Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. 224 с.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. : Питер, 2001. 464 с.

Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. 216 с.

Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб. : Питер, 2001. 384 с.

Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб. : Речь, 2002. 208 с.

Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб. : Питер, 2000. 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.